Исследование престижности, популярности, объемов продаж, спроса и предложения на автомобили различных фирм на российском рынке
Московский государственный автомобильно-дорожный институт
(технический университет)
Кафедра социологии
Программа прикладного экономико-социологического исследования на тему:
"Исследование престижности, популярности, объемов продаж, спроса и
предложения на автомобили различных фирм на российском рынке"
Студент: Осипов С.В.
Группа: 2ДМ2
Москва 1997
Введение
В настоящее время на российском рынке появляется все больше автомобилей
различных марок и моделей. Как правило, это новые или подержанные импортные
машины; но недавно некоторые отечественные производители объявили о начале
выпуска или своих собственных новых моделей, или некоторых иностранных.
Правительство пытается защитить российские автозаводы, вводя высокие
таможенные сборы и акцизы на иномарки, но, несмотря на это, российским
производителям автотехники приходится существовать в условиях довольно
жесткой конкуренции с иностранными производителями: сейчас, когда выбор на
рынке очень широк, покупатель может сделать выбор или в пользу нового
отечественного автомобиля, или в пользу подержанного, а может быть, и
нового импортного. Производителю необходимо точно знать, почему покупатель
выбирает или не выбирает его продукцию, какие требования он к ней
предъявляет.
Как российским производителям, так и российским продавцам импортных
автомобилей необходимо иметь информацию о том, на основании чего
покупатель принимает решение о покупке той или иной машины, какие качества
продукции влияют на его выбор, какие требования и рекомендации высказывают
покупатели, чтобы правильно рассчитывать объёмы выпуска продукции или
продаж.
Этим и объясняется целесообразность разработки программы социально-
экономического исследования в нынешних условиях мнения потенциальных
покупателей, а также продавцов и производителей автомобилей.
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИКО-
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Проблема исследования:
Отсутствие в нужном объёме данных о мнениях, пожеланиях и требованиях
потенциальных покупателей автомобилей к предлагаемой продукции для принятия
наиболее рациональных рыночных решений производителями и продавцами
автомобилей.
1.2. Цель исследования:
- изучение основных закономерностей в пожеланиях и требованиях
потенциальных покупателей автомобилей;
- разработка конкретных рекомендаций по учёту вышеуказанных
закономерностей производителям и продавцам автотехники .
1.3 Задачи исследования:
- определение характерных мнений, пожеланий и требований в отношении
различных автомашин;
- оценка конкурентоспособности данной марки автомобиля на основе
мнений опрошенных;
- оценка влияния престижа марки автомобиля на объём продаж;
- определение места и роли данной марки на рынке;
- изучение намерений потенциальных покупателей в связи с
модернизацией или выпуском новых моделей отечественных автомобилей;
- разработка рекомендаций по результатам исследования.
1.4. Объект исследования:
Посетители и участники выставки «Автосалон МОСКВА`97»
1.5. Единица наблюдения:
Посетитель или участник выставки «Автосалон МОСКВА`97»
1.6. Единица учёта:
Посетитель или участник выставки «Автосалон МОСКВА`97»
1.7. Предмет исследования:
Исследование основных тенденций и закономерностей в требованиях
потенциальных покупателей автомобилей на основе анализа их мнения об
автомобилях различных марок.
1.8. Гипотезы исследования:
- более высокий уровень информированности о свойствах и технических
данных автомобиля данной марки оказывает влияние на выбор покупателей;
- объём предлагаемого технического обслуживания, его качество и цена, а
также срок предоставляемой гарантии оказывают влияние на объём продаж
автомобилей данной марки;
- повышение таможенных сборов и акцизов на импортные автомобили
обусловливает повышение спроса на отечественные автомобили;
- несмотря на повышение таможенных сборов и акцизов на импортные
автомобили, спрос на автомобили наиболее престижных марок не уменьшается;
- цена автомобиля не обязательно является решающим фактором при выборе
автомобиля;
- покупатель, который будет использовать автомобиль далеко от крупных
городов, скорее выберет отечественную машину.
1.9. Логический анализ проблемы, интерпретация и операционализация ключевых
понятий
Результатом логического анализа и теоретической интерпретации проблемы
является выделение ключевых понятий (табл.1.1-см. следующую страницу) :
Таблица 1.1
Ключевые понятия, используемые в инструментарии исследования
|№ |Ключевые понятия |Номера вопросов в бланке |
|п/п| | |
| 1.|Интерес к автомобилю данной | |
| |марки | |
| 2.|Предпочтения потенциальных | |
| |покупателей | |
| 3.|Качества автомобиля (спектр | |
| |требований покупателя) | |
| 4.|Причины выбора той или иной | |
| |машины | |
| 5.|Социально-демографические | |
| |показатели (паспортичка | |
| |бланка) | |
Для того чтобы перейти к эмпирически измеряемым признакам, нужно
спуститься от общих к более частным понятиям, допускающим
операционализацию. Я ограничусь раскрытием лишь одного ключевого понятия,
по другим ключевым понятиям в таблице 1.2 (на следующей странице)
приводится список вопросов, их раскрывающих.
1.10. Логическая структура инструментария для изучения мнения
потенциального покупателя (раскрыто только понятие 2 )
Таблица 1.2
| № |Операциональные признаки |Индикаторы |Тип |Номер вопроса |
|п/п|(понятия) | |шкалы |в бланке |
| | | |измерен| |
| | | |ия | |
| 1 |2 |3 |4 |5 |
| 1.|Общие сведения | | | |
| | |....... |.......| |
| | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
| 2.|Предпочтения покупателей |Какой бы |.......| |
| |и причины выбора той или |автомобиль | | |
| |иной машины |предпочли | | |
| | |Почему | | |
| | |Предпочтение | | |
| | |подержанных | | |
| | |«иномарок» | | |
| | |Лучшая марка | | |
| | |автомобиля | | |
| 3.|Качества автомобиля |....... |.......| |
| |(спектр требований | | | |
| |покупателя) | | | |
| 4.|Вопросы только для | | | |
| |участников выставки | | | |
| 5.|Паспортичка бланка |....... |...... | |
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУРА
ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛЕВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Инструментарием данного исследования является «Анкета для изучения
престижности и популярности автомобиля данной марки» (см. раздел 3).
В анкете использована сквозная нумерация вопросов (1 ,..., 20) и
независимая от них сквозная нумерация трёхразрядным шифром возможных
вариантов ответа (001 ,..., 150).
Примеры видов шкал приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Примеры использования различных видов шкал в бланке опросного листа
|№ |Вид шкалы |Номер вопроса в бланке |
| 1.|Неупорядоченная, альтернативная шкала | |
| |наименований | |
|1.1|Частный случай - дихотомическая шкала | |
| | | |
| 2.|Неупорядоченная, неальтернативная | |
| |шкала наименований | |
| 3.|Полностью упорядоченная (ранговая) | |
| |шкала наименований | |
| 4.|Идеальная метрическая шкала | |
В бланке использованы различные типы вопросов. Примеры применения в
инструментарии тех или иных типов вопросов с образцами ответов на них
приведены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Примеры использования различных типов вопросов в инструментарии
исследования
|№ |Тип вопроса |Номер вопроса в бланке |
|п/п | | |
|1 |2 |3 |
|1. |ПО СОДЕРЖАНИЮ | |
|1.1.1 |О фактах | |
|1.1.2 |О личности респондента | |
|1.3 |О мнениях, оценках и суждениях | |
|2. |ПО ФОРМЕ | |
|2.1 |Полностью закрытые | |
|2.2 |Не полностью закрытые | |
|2.3 |Открытые | |
|2.4 |Линейные | |
|2.5 |Табличные | |
|2.6.1 |Альтернативные | |
|2.6.2 |Дихотомические | |
|2.7 |Неальтернативные | |