Исследование престижности, популярности, объемов продаж, спроса и предложения на автомобили различных фирм на российском рынке

Московский государственный автомобильно-дорожный институт
                          (технический университет)



                             Кафедра социологии



   Программа прикладного экономико-социологического исследования на тему:

     "Исследование престижности, популярности, объемов продаж, спроса и
        предложения на автомобили различных фирм на российском рынке"



  Студент:  Осипов С.В.

   Группа:  2ДМ2



                                Москва  1997



                                  Введение



    В настоящее время на российском рынке появляется все больше  автомобилей
различных марок и моделей. Как правило, это новые или подержанные  импортные
машины; но недавно некоторые отечественные производители объявили  о  начале
выпуска или своих собственных  новых  моделей,  или  некоторых  иностранных.
Правительство  пытается  защитить  российские  автозаводы,   вводя   высокие
таможенные сборы и  акцизы на иномарки,  но,  несмотря  на  это,  российским
производителям  автотехники  приходится  существовать  в  условиях  довольно
жесткой конкуренции с иностранными производителями: сейчас, когда  выбор  на
рынке очень широк, покупатель  может  сделать  выбор  или  в  пользу  нового
отечественного автомобиля, или  в  пользу  подержанного,  а  может  быть,  и
нового импортного. Производителю необходимо точно знать,  почему  покупатель
выбирает  или   не  выбирает  его  продукцию,  какие  требования  он  к  ней
предъявляет.
    Как российским производителям,  так  и  российским  продавцам  импортных
автомобилей   необходимо  иметь  информацию  о  том,   на   основании   чего
покупатель принимает решение о покупке той или иной машины,  какие  качества
продукции влияют на его выбор, какие требования и  рекомендации  высказывают
покупатели,  чтобы  правильно  рассчитывать  объёмы  выпуска  продукции  или
продаж.
     Этим и объясняется  целесообразность  разработки  программы  социально-
экономического  исследования  в  нынешних  условиях   мнения   потенциальных
покупателей,   а   также    продавцов    и    производителей    автомобилей.



            1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЭКОНОМИКО-
                        СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


                         1.1 Проблема исследования:

     Отсутствие в нужном объёме данных о мнениях, пожеланиях  и  требованиях
потенциальных покупателей автомобилей к предлагаемой продукции для  принятия
наиболее  рациональных  рыночных  решений   производителями   и   продавцами
автомобилей.



                           1.2. Цель исследования:

  -  изучение  основных  закономерностей   в   пожеланиях   и   требованиях
  потенциальных покупателей автомобилей;
      -  разработка   конкретных   рекомендаций   по   учёту   вышеуказанных
закономерностей производителям и продавцам автотехники .



                          1.3 Задачи исследования:

     - определение характерных мнений, пожеланий и  требований  в  отношении
различных автомашин;
     - оценка конкурентоспособности данной марки автомобиля на основе
мнений опрошенных;
      - оценка влияния престижа марки автомобиля на объём продаж;
      - определение места и роли данной марки на рынке;
      - изучение намерений потенциальных покупателей в связи с
модернизацией или выпуском новых моделей отечественных автомобилей;
      - разработка рекомендаций по результатам исследования.



                          1.4. Объект исследования:

     Посетители и участники выставки «Автосалон МОСКВА`97»



                          1.5. Единица наблюдения:

     Посетитель или участник выставки «Автосалон МОСКВА`97»



                              1.6. Единица учёта:

     Посетитель или участник выставки «Автосалон МОСКВА`97»



                         1.7. Предмет исследования:

       Исследование  основных  тенденций  и  закономерностей  в  требованиях
потенциальных  покупателей  автомобилей  на  основе  анализа  их  мнения  об
автомобилях различных марок.



                         1.8. Гипотезы исследования:

     - более высокий уровень информированности  о  свойствах  и  технических
данных автомобиля данной марки оказывает влияние на выбор покупателей;
    - объём предлагаемого технического обслуживания, его качество и цена,  а
также срок  предоставляемой  гарантии  оказывают  влияние  на  объём  продаж
автомобилей данной марки;
     -  повышение  таможенных  сборов  и  акцизов  на  импортные  автомобили
обусловливает повышение спроса на отечественные автомобили;
    - несмотря  на  повышение  таможенных  сборов  и  акцизов  на  импортные
автомобили, спрос на автомобили наиболее престижных марок не уменьшается;
    - цена автомобиля не обязательно является решающим фактором  при  выборе
автомобиля;
    - покупатель, который будет использовать автомобиль  далеко  от  крупных
городов, скорее выберет отечественную машину.



 1.9. Логический анализ проблемы, интерпретация и операционализация ключевых
                                   понятий

    Результатом логического анализа и теоретической  интерпретации  проблемы
является выделение ключевых понятий (табл.1.1-см. следующую страницу) :



                                                         Таблица 1.1

        Ключевые понятия, используемые в инструментарии исследования

|№  |Ключевые понятия              |Номера вопросов в бланке      |
|п/п|                              |                              |
| 1.|Интерес к автомобилю данной   |                              |
|   |марки                         |                              |
| 2.|Предпочтения потенциальных    |                              |
|   |покупателей                   |                              |
| 3.|Качества автомобиля (спектр   |                              |
|   |требований покупателя)        |                              |
| 4.|Причины выбора той или иной   |                              |
|   |машины                        |                              |
| 5.|Социально-демографические     |                              |
|   |показатели (паспортичка       |                              |
|   |бланка)                       |                              |


   Для  того  чтобы  перейти  к  эмпирически  измеряемым  признакам,   нужно
спуститься   от   общих    к    более    частным    понятиям,    допускающим
операционализацию. Я ограничусь раскрытием лишь  одного  ключевого  понятия,
по  другим  ключевым  понятиям  в  таблице  1.2  (на   следующей   странице)
приводится список вопросов, их раскрывающих.



        1.10. Логическая структура инструментария для изучения мнения
           потенциального покупателя (раскрыто только понятие 2 )



                                                              Таблица 1.2


| № |Операциональные признаки |Индикаторы      |Тип    |Номер вопроса |
|п/п|(понятия)                |                |шкалы  |в бланке      |
|   |                         |                |измерен|              |
|   |                         |                |ия     |              |
| 1 |2                        |3               |4      |5             |
| 1.|Общие сведения           |                |       |              |
|   |                         |.......         |.......|              |
|   |                         |                |       |              |
|1  |2                        |3               |4      |5             |
| 2.|Предпочтения покупателей |Какой бы        |.......|              |
|   |и причины выбора той или |автомобиль      |       |              |
|   |иной машины              |предпочли       |       |              |
|   |                         |Почему          |       |              |
|   |                         |Предпочтение    |       |              |
|   |                         |подержанных     |       |              |
|   |                         |«иномарок»      |       |              |
|   |                         |Лучшая марка    |       |              |
|   |                         |автомобиля      |       |              |
| 3.|Качества автомобиля      |.......         |.......|              |
|   |(спектр требований       |                |       |              |
|   |покупателя)              |                |       |              |
| 4.|Вопросы только для       |                |       |              |
|   |участников выставки      |                |       |              |
| 5.|Паспортичка бланка       |.......         |...... |              |



                2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУРА
                      ОРГАНИЗАЦИИ ПОЛЕВОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ



    Инструментарием  данного  исследования  является  «Анкета  для  изучения
престижности и популярности  автомобиля данной марки» (см. раздел 3).
    В анкете  использована  сквозная  нумерация  вопросов  (1  ,...,  20)  и
независимая  от  них  сквозная  нумерация  трёхразрядным  шифром   возможных
вариантов ответа (001 ,..., 150).
    Примеры видов шкал приведены в таблице 2.1.



                                                      Таблица 2.1

     Примеры использования различных видов шкал в бланке опросного листа


|№  |Вид шкалы                             |Номер вопроса в бланке   |
| 1.|Неупорядоченная, альтернативная шкала |                         |
|   |наименований                          |                         |
|1.1|Частный случай - дихотомическая шкала |                         |
|   |                                      |                         |
| 2.|Неупорядоченная, неальтернативная     |                         |
|   |шкала наименований                    |                         |
| 3.|Полностью упорядоченная (ранговая)    |                         |
|   |шкала наименований                    |                         |
| 4.|Идеальная метрическая шкала           |                         |


В бланке использованы различные типы вопросов. Примеры применения в
инструментарии тех или иных типов вопросов с образцами ответов на них
приведены в таблице 2.2.



                                                         Таблица 2.2


       Примеры использования различных типов вопросов в инструментарии
                                исследования



|№         |Тип вопроса                     |Номер вопроса в бланке          |
|п/п       |                                |                                |
|1         |2                               |3                               |
|1.        |ПО СОДЕРЖАНИЮ                   |                                |
|1.1.1     |О фактах                        |                                |
|1.1.2     |О личности респондента          |                                |
|1.3       |О мнениях, оценках и суждениях  |                                |
|2.        |ПО ФОРМЕ                        |                                |
|2.1       |Полностью закрытые              |                                |
|2.2       |Не полностью закрытые           |                                |
|2.3       |Открытые                        |                                |
|2.4       |Линейные                        |                                |
|2.5       |Табличные                       |                                |
|2.6.1     |Альтернативные                  |                                |
|2.6.2     |Дихотомические                  |                                |
|2.7       |Неальтернативные                |                                |
Смотрите также:
Фотографии легковых машин Discovery 3 фирмы Land Rover www.lrman.ru/discovery

Исследование престижности, популярности, объемов продаж, спроса и предложения на автомобили различных фирм на российском рынке
Скачать реферат
Версия для печати