Кредитно-денежная политика и ее влияние на общее экономическое равновесие

Содержание


Введение    2
1.    Основные понятия кредитно-денежной системы.  4
2. Инструменты кредитно-денежной политики.   10
  2.1. Политика обязательных резервов.  10
  2.2. Рефинансирование коммерческих банков.  12
  2.3. Операции на открытом рынке.      14
  2.4. Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной
  сферы.    16
3. Основные типы денежно-кредитной  политики  (политика  дешевых  и  дорогих
денег).     18
4. Эффективность денежно-кредитной политики. 22
5. Финансовый кризис в Украине и  его  преодоление  с  помощью  инструментов
кредитно-денежной политики   25
Заключение  31
Литература: 32



                                  Введение


    Основополагающей  целью  денежно-кредитной  политики  является   помощь
экономике  в  достижении  общего  уровня  производства,   характеризующегося
полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит  в
изменении денежного предложения  с  целью  стабилизации  совокупного  объема
производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
    Первоначально основной функцией центральных банков  было  осуществление
эмиссии наличных денег, в настоящее время эта  функция  постепенно  ушла  на
второй план, однако  не  следует  забывать,  что  наличные  деньги  все  еще
являются тем  фундаментом,  на  котором  зиждется  вся  оставшаяся  денежная
масса, поэтому деятельность центрального банка  по  эмиссии  наличных  денег
должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.
    Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный  банк,  воздействуя
на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя  регулирование  на
расширение или  сокращение  кредитования  экономики,  достигает  стабильного
развития   внутренней    экономики,    укрепления    денежного    обращения,
сбалансированности  внутренних  экономических  процессов.   Таким   образом,
воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических  задач
развития  всего  хозяйства  в  целом.  Например,  недостаток  у  предприятий
свободных денежных средств  затрудняет  осуществление  коммерческих  сделок,
внутренних  инвестиций и т.д. С другой стороны,  избыточная  денежная  масса
имеет  свои  недостатки:  обесценение  денег,  и,  как  следствие,  снижение
жизненного  уровня  населения,  ухудшение  валютного  положения  в   стране.
Соответственно  в  первом  случае  денежно-кредитная  политика  должна  быть
направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во  втором  случае
- на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).
    С  помощью  денежно-кредитного  регулирования   государство   стремится
смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях  поддержания
конъюнктуры    государство    использует    кредит    для     стимулирования
капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
    В работе мы рассмотрим такой вопрос как денежно-кредитная политика и ее
влияние на общее экономическое равновесие.
    Работа  состоит  из  введения,  пяти  разделов,  заключения  и   списка
нормативных актов и литературных источников.



                 Основные понятия кредитно-денежной системы.


    Денежно-кредитная    политика     осуществляется     как     косвенными
(экономическими), так и прямыми  (административными)  методами  воздействия.
Различие между ними состоит в  том,  что  центральный  банк  либо  оказывает
косвенное  воздействие  через   ликвидность   кредитных   учреждений,   либо
устанавливает лимиты в отношении количественных  и  качественных  параметров
деятельности банков.
    В начале работы, на  мой  взгляд,  следовало  бы  рассмотреть  основные
звенья  кредитно-денежной  системы,  посредством  которых  и  осуществляется
кредитно-денежная политика.
    Составляющими кредитной системы являются:
     V  совокупность   кредитно-расчетных   отношений,   форм   и   методов
       кредитования;
     V система кредитно-финансовых институтов.
    Кредитная  система  как  совокупность  кредитно-финансовых   институтов
аккумулирует свободные денежные  капиталы,  доходы  и  сбережения  различных
слоев населения и предоставляет их в ссуду фирмам, правительству  и  частным
лицам.
       Основой  кредитной  системы  исторически  являются   банки.   Первые
предшественники современных банков возникли во  Флоренции  и  Венеции  (1587
г.) на основе меняльного дела — обмена  денег  различных  городов  и  стран.
Главными  операциями  банков  были  прием  денежных  вкладов  и  безналичные
рассчеты. Позднее по такому принципу возникли банки в Амстердаме  (1609  г.)
и  Гамбурге  (1618  г.).  Последние   специализировались   на   обслуживании
торговли, и такая важная функция как выпуск кредитных денег у  них  не  была
развита.[1]
    Итак, кредитно-финансовые институты подразделяются на:
     V центральные банки;
     V коммерческие банки;
     V специализированные кредитно-финансовые институты.
    Центральные  банки  —  это  банки,  осуществляющие  выпуск  банкнот   и
являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в  ней  особое  место  и
являются, как правило, государственными учреждениями.
    К основным функциям центрального банка относятся следующие:
    Эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-
прежнему  необходима  для  значительной   части   платежей   и   обеспечения
ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства  окончательного
погашения долговых обязательств.
    Функция аккумулирования и хранения кассовых резервов  для  коммерческих
банков, то есть каждый банк — член  национальной  кредитной  системы  обязан
хранить на  резервном  счете   в  Центральном  банке  сумму  в  определенной
пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк  по  традиции
является хранителем официальных золотовалютных резервов страны.
    Функция   кредитования    коммерческих    банков,    характерная    для
социалистической  экономики  при  государственной  монополии  на   кредитную
деятельность, а также для переходного периода,  сопровождающегося  нехваткой
средств в руках частных  финансовых  институтов.  Менее  проявляется  она  в
развитой  рыночной   экономике,   где   подобное   кредитование   существует
преимущественно в периоды финансовых трудностей.
    Предоставление   кредитов   и   выполнение   расчетных   операций   для
правительственных  органов,   так   как   в   бюджетах   различного   уровня
аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средства  накапливаются
на счетах в центральных банках и расходуются с них.  При  этом,  центральные
банки ведут счета правительственных учреждений и  организаций.  Кроме  того,
они  осуществляют   операции   с   государственными   ценными   бумагами   ,
предоставляют  государству  кредит    в   форме   прямых   краткосрочных   и
долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций.  Центральные  банки
также проводят по поручению правительственных органов операции с  золотом  и
иностранной валютой.[2]
    Клиринговая функция или функция проведения безналичных расчетов. Так, в
ряде стран  центральный банк ведет операции по  общенациональному  клирингу,
выступая посредником между коммерческими банками,  расположенными  в  разных
районах страны. Примером общенациональной  расчетной  палаты  может  служить
Федеральная резервная система Соединенных Штатов.
    Коммерческие банки представляют собой частные и государственные  банки,
осуществляющие  универсальные   операции   по   кредитованию   промышленных,
торговых  и  других  предприятий,  главным  образом  за  счет  тех  денежных
капиталов, которые они получают в виде вкладов.
    Выделяют несколько их функций:
    Аккумулирование бессрочных депозитов, или  ведение  текущих  счетов,  и
оплата чеков, выписанных на эти банки.
    Предоставление кредитов предпринимателям.
    Особая  заслуга  коммерческих  банков  также  состоит  в  осуществлении
расчетов в масштабах всего национального  хозяйства.  На  базе  их  операций
возникают кредитные деньги ( чеки, банковские векселя).
    Специализированные кредитно-финансовые институты включают банковские  и
небанковские   организации,   специализирующиеся   на   определенных   видах
кредитования. Так, внешнеторговые  банки  специализируются  на  кредитовании
экспорта  и  импорта  товаров,  а  ипотечные   банки   и   компании   —   на
предоставлении долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли и  строений).

    Кредитные организации возникли в XIX веке. Длительное время они  играли
в денежно-кредитной сфере подчиненную  роль,  уступая  коммерческим  банкам,
однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой  после  второй
мировой  войны.  Что  объясняется,  с  одной  стороны,  усилением   значения
операций,  на  которых  специализировались  эти  институты,  а   сдругой   —
проникновением  их  в  сферу   действия   коммерческих   банков.   Например,
пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние   десятилетия
и которые являются на Западе одним из крупнейших покупателей ценных бумаг.
    К системе кредитно-финансовых институтов относятся:
    Инвестиционные    банки,     занимающиеся     эмиссионно-учредительской
деятельностью, то есть  проводящие  операции  по  выпуску  и  размещению  на
фондовом рынке ценных бумаг, получая  на  это  доход.  Они  не  имеют  права
принимать  депозиты  и  привлекают  капиталы,  как  правило,  путем  продажи
собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал  они
используют для долгосрочного кредитования различных отраслей  хозяйства.  На
сегодняшний день в Украине они немногочисленны.
    Обширная группа сберегательных учреждений, занимающая  важное  место  в
кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов,  которые  иначе
не смогут функционировать как капитал.
    Существуют различные типы сберегательных учреждений:
     V сберегательные банки и кассы;
     V взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских
       учреждений в США);
     V доверительно-сберегательные банки (в Великобритании);
     V ссудно-сберегательные ассоциации (Соединенные Штаты);
     V кредитные кооперативы (союзы, ассоциации) и другие.
    3. Страховые  компании  для  которых  характерна  специфическая   форма
привлечения средств —  продажа  страховых  полисов.  Полученные  доходы  они
вкладывают   прежде   всего   в   облигации   и   акции   других   компаний,
государственные ценные бумаги.
    4. Пенсионные фонды, которые различаются по организации,  управлению  и
структуре   активов.   Так,   имеются   застрахованные   пенсионные   фонды,
(управляемые  страховыми   компаниями)   и   незастрахованные   (управляемые
предприятиями или по их доверенности — банками), фундированные (их  средства
инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные  (пенсии  выплачиваются  из
текущих поступлений и доходов) и многие другие.
    5. Инвестиционные компании, размещающие среди  мелких  держателей  свои
обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки  ценных
бумаг народного хозяйства. Мелкие инвесторы  охотно  покупают  обязательства
инвестиционных  компаний,  так   как   из-за   значительной   диверсификации
(вложение   средств   в   различные   предприятия)   достигается   известное
рассредоточение  активов,  снижается  опасность  потери   сбережений   из-за
банкротств фирм, в чьи акции вложен  капитал.  Так,  инвестиционные  чековые
фонды в Украине являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
    Таким образом, кредитная  система  состоит,  во-первых,  из  банковской
системы, имеющей обычно два уровня:
     V центральный банк;
     V коммерческие банки.
    Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):
    Казначейство; 12 окружных федеральные резервных  банков;  5000  банков-
членов.
    И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов,  занимающих  третий  и
четвертый ее этажи.
    Многоуровневость  и  сложность  взаимосвязей  внутри  данной  структуры
создает возможности для ее широкого  использования,  позволяет  своевременно
вводить  в  действие  большой  набор  различных  кредитно-денежных   рычагов
регулирования, воздействовать на экономический механизм как на  систему.  Из
чего следует комплексный характер кредитной политики.

                 2. Инструменты кредитно-денежной политики.


    Теперь рассмотрим основные инструменты с  помощью  которых  центральный
банк проводит свою политику  по  отношению  к  коммерческим  банкам.  К  ним
относятся в первую  очередь  изменение  ставки  рефинансирования,  изменение
норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами  и
иностранной   валютой,   а   также   некоторые   меры,    носящие    жесткий
административный характер.


    2.1. Политика обязательных резервов.


    В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные  активы,
которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило,  либо  в  форме
наличных денег в кассе банков, либо в виде  депозитов  в  центральном  банке
или  в  иных  высоколиквидных  формах,  определяемых   центральным   банком.
Норматив   резервных   требований   представляет   собой   установленное   в
законодательном порядке процентное отношение суммы  минимальных  резервов  к
абсолютным (объемным) или относительным (приращению)  показателям  пассивных
(депозитов)  либо  активных  (кредитных  вложений)  операций.  Использование
нормативов  может  иметь  как  тотальный   (установление   ко   всей   сумме
обязательств  или  ссуд),  так  и  селективный  (к  их  определенной  части)
характер воздействия.
    Минимальные резервы выполняют две основные функции.
    Во-первых, они как ликвидные резервы служат  обеспечением  обязательств
коммерческих банков  по  депозитам  их  клиентов.  Периодическим  изменением
нормы  обязательных   резервов   центральный   банк   поддерживает   степень
ликвидности  коммерческих  банков  на   минимально   допустимом   уровне   в
зависимости от экономической ситуации.
    Во-вторых,  минимальные  резервы  являются  инструментом,  используемым
центральным  банком  для  регулирования  объема  денежной  массы  в  стране.
Посредством  изменения  норматива   резервных   средств   центральный   банк
регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном  объем
выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности  осуществления  ими
депозитной эмиссии. Кредитные институты могут  расширять  ссудные  операции,
если их обязательные резервы в  центральном  банке  превышают  установленный
норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и  безналичных)  превосходит
необходимую  потребность,  центральный  банк  проводит  политику   кредитной
рестрикции  путем  увеличения  нормативов  отчисления,  то   есть   процента
резервирования средств в центральном банке. Тем  самым  он  вынуждает  банки
сократить объем активных операций.[3]
    Изменение  нормы  обязательных  резервов   влияет   на   рентабельность
кредитных  учреждений.  Так,  в  случае  увеличения  обязательных   резервов
происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих  западных
экономистов,  данный  метод  служит  наиболее  эффективным  антиинфляционным
средством.
    Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения,  в
основном  специализированные   банки,   имеющие   незначительные   депозиты,
оказываются  в  преимущественном  положение  по  сравнению  с  коммерческими
банками, располагающими большими ресурсами.
    В  последние  полтора-два   десятилетия   произошло   уменьшение   роли
указанного метода кредитно-денежного  регулирования.  Об  этом  говорит  тот
факт,  что  повсеместно  (в  западных  странах)  происходит  снижение  нормы
обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.[4]


    2.2. Рефинансирование коммерческих банков.


    Термин   "рефинансирование"   означает   получение   денежных   средств
кредитными  учреждениями  от  центрального  банка.  Центральный  банк  может
выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать  ценные  бумаги,
находящиеся в их портфелях (как правило векселя).
    Переучет векселей долгое время был одним из основных  методов  денежно-
кредитной политики центральных банков  Западной  Европы.  Центральные  банки
предъявляли определенные  требования  к  учитываемому  векселю,  главным  из
которых являлась надежность долгового обязательства.
    Векселя  переучитываются  по  ставке  редисконтирования.   Эту   ставку
называют также официальной дисконтной  ставкой,  обычно  она  отличается  от
ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину  в  меньшую
сторону (в  Европе  0.5-2  процентных  пункта).  Центральный  банк  покупает
долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.
    В  случае  повышения  центральным   банком   ставки   рефинансирования,
коммерческие банки будут  стремиться  компенсировать  потери,  вызванные  ее
ростом  (удорожанием  кредита)   путем   повышения   ставок   по   кредитам,
предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования)  ставки
прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.  Последнее
является   главной   целью   данного   метода   денежно-кредитной   политики
центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в  период
усиления инфляции вызывает рост процентной  ставки  по  кредитным  операциям
коммерческих банков, что приводит  к  их  сокращению,  поскольку  происходит
удорожание кредита, и наоборот.
    Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние
на  кредитную  сферу.  Во-первых,  затруднение  или  облегчение  возможности
коммерческих  банков  получить  кредит  в  центральном   банке   влияет   на
ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых,  изменение  официальной  ставки
означает  удорожание  или  удешевление  кредита  коммерческих   банков   для
клиентуры, так  как  происходит  изменение  процентных  ставок  по  активным
кредитным операциям.
    Также изменение официальной ставки центрального банка означает  переход
к  новой  денежно-кредитной  политике,  что  заставляет  коммерческие  банки
вносить необходимые коррективы в свою деятельность.
    Недостатком  использования  рефинансирования  при  проведении  денежно-
кредитной  политики  является  то,   что   этот   метод   затрагивает   лишь
коммерческие   банки.   Если   рефинансирование   используется   мало    или
осуществляется не в центральном банке, то указанный  метод  почти  полностью
теряет свою эффективность.[5]
    Помимо   установления    официальных    ставок    рефинансирования    и
редисконтирования  центральный  банк  устанавливает  процентную  ставку   по
ломбардным кредитам, т.е.  кредитам,  выдаваемым  под  какой-либо  залог,  в
качестве которого выступают обычно ценные  бумаги.  Следует  учесть,  что  в
залог могут быть приняты  только  те  ценные  бумаги,  качество  которых  не
вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков  в  качестве  таких  ценных
бумаг   используются    обращающиеся    государственные    ценные    бумаги,
первоклассные торговые векселя и банковские  акцепты  (их  стоимость  должна
быть выражена в национальной валюте,  а  срок  погашения  -  не  более  трех
месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств,  определяемые
центральными банками".[6]


    2.3. Операции на открытом рынке.


    Постепенно два вышеописанных  метода  денежно-кредитного  регулирования
(рефинансирование   и    обязательное    резервирование)    утратили    свое
первостепенное  по  важности  значение,  и  главным  инструментом   денежно-
кредитной  политики  стали  интервенции   центрального   банка,   получившие
название операций на открытом рынке.
    Этот  метод  заключается  в  том,  что  центральный  банк  осуществляет
операции купли-продажи  ценных  бумаг  в  банковской  системе.  Приобретение
ценных  бумаг  у  коммерческих   банков   увеличивает   ресурсы   последних,
соответственно повышая их кредитные  возможности,  и  наоборот.  Центральные
банки  периодически  вносят   изменения   в   указанный   метод   кредитного
регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
    Операции на открытом рынке впервые стали  активно  применяться  в  США,
Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих  странах  развитого  рынка
ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования  получил  всеобщее
применение и в Западной Европе.
    "По форме проведения рыночные операции  центрального  банка  с  ценными
бумагами могут быть прямыми либо  обратными.  Прямая  операция  представляет
собой обычную покупку или  продажу.  Обратная  заключается  в  купле-продаже
ценных  бумаг  с  обязательным  совершением  обратной  сделки   по   заранее
установленному курсу. Гибкость обратных операций,  более  мягкий  эффект  их
воздействия, придают популярность  данному  инструменту  регулирования.  Так
доля  обратных  операций  центральных  банков  ведущих  промышленно-развитых
стран на открытом рынке достигает от 82  до  99,6%".  Если  разобраться,  то
можно увидеть, что по своей сути эти  операции  аналогичны  рефинансированию
под залог ценных бумаг.  “Центральный  банк  предлагает  коммерчески  банкам
продать ему ценные бумаги на условиях,  определяемых  на  основе  аукционных
(конкурентных) торгов,  с  обязательством  их  обратной  продажи  через  4-8
недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным  бумагам  в
период их нахождения в собственности центрального банка, будут  принадлежать
коммерческим банкам”. Таким образом, операции на открытом рынке,  как  метод
денежно-кредитного   регулирования,   значительно   отличаются    от    двух
предыдущих.   Главное   отличие   -   это   использование   более    гибкого
регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг,  а  также  используемая
при этом процентная ставка  могут  изменяться  ежедневно  в  соответствии  с
направлением  политики  центрального  банка.  Коммерческие  банки,  учитывая
указанную особенность данного метода, должны внимательно  следить  за  своим
финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.[7]

    2.4. Некоторые административные методы регулирования  денежно-кредитной
сферы.


    Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный  банк
регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой
области и административные методы воздействия.
    К ним  относится,  например,   использование  количественных  кредитных
ограничений.
    Этот метод кредитного регулирования представляет  собой  количественное
ограничение  суммы  выданных  кредитов.  В  отличие  от  рассмотренных  выше
методов регулирования, контингентирование кредита  является  прямым  методом
воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения  приводят  к
тому, что предприятия заемщики  попадают  в  неодинаковое  положение.  Банки
стремятся выдавать кредиты в первую  очередь  своим  традиционным  клиентам,
как правило,  крупным  предприятиям.  Мелкие  и  средние  фирмы  оказываются
главными жертвами данной политики.
    Нужно отметить, что добиваясь при помощи указанной политики сдерживания
банковской деятельности  и  умеренного  роста  денежной  массы,  государство
способствует  снижению  деловой  активности.  Поэтому  метод  количественных
ограничений стал использоваться не так активно, как раньше,  а  в  некоторых
странах вообще отменён.
    Также  центральный  банк  может   устанавливать   различные   нормативы
(коэффициенты),  которые  коммерческие   банки   обязаны   поддерживать   на
необходимом  уровне.  К  ним  относятся  нормативы  достаточности   капитала
коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы  максимального
размера  риска  на  одного  заемщика  и  некоторые  дополняющие   нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для  выполнения  коммерческими  банками.
Также центральный банк может устанавливать  необязательные,  так  называемые
оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать
на должном уровне.
    “При  нарушении  коммерческими  банками  банковского  законодательства,
правил  совершения  банковских  операций,  других  серьезных  недостатках  в
работе, что ведет к  ущемлению  прав  их  акционеров,  вкладчиков,  клиентов
центральный банк может применять к ним самые жесткие меры  административного
воздействия, вплоть до ликвидации банков.
    Очевидно, что использование административного  воздействия  со  стороны
центрального банка по отношению  к  коммерческим  банкам  не  должно  носить
систематического  характера,   а   применяться   в   порядке   исключительно
вынужденных мер”.[8]

   3. Основные типы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих
                                   денег).


    Выше уже были  упомянуты  политика  дорогих  денег  (рестрикционная)  и
политика дешевых денег (экспансионистская). В этом разделе мы увидим, в  чем
она заключается и каков механизм реализации той или иной.
    Пусть  экономика  столкнулась  с  безработицей  и  со  снижением   цен.
Следовательно,  необходимо  увеличить  предложение  денег.  Для   достижения
данной  цели  применяют  политику  дешевых  денег,  которая  заключается   в
следующих мерах.
    Во-первых, центральный банк должен совершить покупку  ценных  бумаг  на
открытом рынке у населения и у коммерческих  банков.  Во-вторых,  необходимо
провести  понижение  учетной  ставки  и,  в-третьих,  нужно   нормативы   по
резервным отчислениям. В результате проведенных  мер  увеличатся  избыточные
резервы системы коммерческих банков. Так  как  избыточные  резервы  являются
основой  увеличения   денежного  предложения  коммерческими  банками   путем
кредитования, то можно ожидать, что предложение денег  в  стране  возрастет.
Увеличение денежного предложения понизит  процентную  ставку,  вызывая  рост
инвестиций и увеличение  равновесного  чистого  национального  продукта.  Из
вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит  сделать
кредит дешевым и легко доступным с тем , чтобы  увеличить  объем  совокупных
расходов и занятость.
    В ситуации, когда экономика сталкивается  с  излишними  расходами,  что
порождает  инфляционные  процессы,  центральный   банк   должен   попытаться
понизить общие расходы путем ограничения или сокращения  предложения  денег.
Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих  банков.
Это осуществляется следующим  образом.  Центральный  банк  должен  продавать
государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать  резервы
коммерческих  банков.  Затем  необходимо  увеличить  резервную  норму,   что
автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов.  Третья
мера  заключается   в   поднятии  учетной  ставки  для   снижения   интереса
коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования  у
центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой  дорогих
денег. В  результате  ее  проведения  банки  обнаруживают,  что  их  резервы
слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной  норме  ,
то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их  резервам.  Поэтому,
чтобы выполнить  требование  резервной  нормы  при  недостаточных  резервах,
банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от  выдачи  новых
ссуд,  после  того  как  старые   выплачены.   Вследствие   этого   денежное
предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост  процентной
ставки  сократит  инвестиции,  уменьшая  совокупные  расходы  и  ограничивая
инфляцию. Цель политики заключается  в  ограничении  предложения  денег,  то
есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того,  чтобы
понизить расходы и сдержать инфляционное давление.[9]
    Необходимо отметить сильные  и  слабые  стороны  использования  методов
денежно-кредитного  регулирования  при  оказании  воздействия  на  экономику
страны в целом.  В  пользу  монетарной  политики  можно  привести  следующие
доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной  политикой.
Известно, что применение фискальной политики может быть отложено  на  долгое
время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит  дело
с  денежно-кредитной  политикой.  Центральный   банк   и   другие    органы,
регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно  принимать  решения  о
покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение  и
процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что  в  развитых
странах данная политика изолирована от политического давления,  кроме  того,
она по своей природе мягче, чем фискальная политика  и  действует  тоньше  и
потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
    Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих  денег,  если
ее проводить достаточно энергично, действительно способна  понизить  резервы
коммерческих банков до точки , в которой банки  вынуждены  ограничить  объем
кредитов. А это означает ограничение  предложения  денег.  Политика  дешевых
денег может обеспечить коммерческим  банкам  необходимые  резервы,  то  есть
возможность предоставления ссуд, однако она не  в  состоянии  гарантировать,
что банки действительно выдадут ссуду и предложение  денег  увеличится.  При
такой ситуации действия данной политики  окажутся  малоэффективными.  Данное
явление  называется  цикличной  асимметрией,  причем  она  может   оказаться
серьезной помехой денежно-кредитного регулирования  во  время  депрессии.  В
более  нормальные   периоды   увеличение   избыточных   резервов   ведет   к
предоставлению дополнительных кредитов  и,  тем  самым,  к  росту  денежного
предложения.
    Другой  негативный  фактор,  замеченный   некоторыми   неокейнсианцами,
заключается в следующем.  Скорость обращения денег имеет тенденцию  меняться
в направлении, противоположном предложению  денег,  тем  самым  тормозя  или
ликвидируя изменения в  предложении  денег,  вызванные  политикой,  то  есть
когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег  склонна  к
возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для  увеличения
предложения  денег  в  период  спада,  весьма  вероятно   падение   скорости
обращения денег.
    Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения  денег  снижается
,при обратном  ходе  событий  политика  дорогих  денег  вызывает  увеличение
скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут  рассматриваться
как  денежное  предложение,  умноженное  на  скорость  обращения  денег.  И,
следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано  выше,  скорость
обращения денежной массы падает, а, значит,  и  общие  расходы  сокращаются,
что  противоречит  целям  политики.  Аналогичное  явление   происходит   при
политике дорогих денег.


                4. Эффективность денежно-кредитной политики.


    Большинство   экономистов   рассматривают   кредитную   политику    как
неотъемлемую часть любой экономической политики. Действительно, в ее  пользу
можно привести несколько конкретных доводов:
    Быстрота и гибкость,  то  есть  по  сравнению  с  фискальной  политикой
кредитно-денежная может быстро меняться. Так, в США комитет открытого  рынка
Совета Федеральной резервной системы буквально ежедневно  принимает  решения
о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влияет на денежное  предложение
и процентную ставку.
    Слабая зависимость от  политического  давления.  Например,  провести  в
Государственной  Думе  новый  налог  либо  поднять  ставку  уже   имеющегося
значительно сложнее, нежели  повысить  учетную  ставку  Центрального  банка,
хотя и в последнем случае ощущается влияние политической Среды. Кроме  того,
даже по своей природе кредитно-денежная политика мягче  и  консервативнее  в
политическом  отношении,  чем  фискальная.   Изменения   в   государственных
расходах непосредственно влияют на перераспределение ресурсов.  В  то  время
как  кредитно-денежная  политика,  наоборот,  действует  тоньше,  а   потому
представляется более приемлемой в политическом отношении.
    Монетаризм,  представители  которого  аргументировано  доказывают,  что
изменение денежного положения и количества  денег  в  обращении  —  ключевой
фактор определения уровня экономической  активности  и  фискальная  политика
относительно неэффективна.
      Однако следует  признать,  что  кредитно-денежная  политика  страдает
определенной ограниченностью и в реальной  действительности  сталкивается  с
рядом сложностей:
    1. Циклическая асимметрия, то есть   если  проводить  политику  дорогих
денег, то будет достигнута такая точка, в  которой  банки  станут  вынуждены
ограничить объем кредитов, что означает ограничение предложения денег. В  то
время как  политика  дешевых  денег  может  обеспечить  коммерческим  банкам
необходимые резервы, то есть возможность предоставлять ссуды, однако она  не
в состоянии гарантировать,  что  последние  действительно  выдадут  ссуды  и
предложения  денег  увеличиться.  Население  тоже  может  сорвать  намерения
Центрального банка,   покупая у населения  облигации,  могут  использоваться
населением уже имеющихся ссуд.
    Эта циклическая асимметрия является серьезной помехой кредитно-денежной
политики лишь во время глубокой депрессии. В  нормальные  периоды  повышение
избыточных резервов ведет к предоставлению  дополнительных  кредитов  и  тем
самым к увеличению денежного предложения.
    2. Изменение скорости обращения денег. Так, с  точки  зрения  денежного
обращения общие расходы  могут  рассматриваться  как  денежное  предложение,
умноженное на скорость обращения денег. В связи с этим некоторые  кейнсианцы
считают,  что  скорость  обращения  денег   имеет   тенденцию   меняться   в
направлении, противоположном предложению денег, чем ликвидирует изменения  в
последнем, вызванные кредитно-денежной политикой.  Иначе  говоря,  во  время
инфляции, когда предложение денег  ограничивается  политикой  НБУ,  скорость
обращения  денег  склонно  к  возрастанию.  И  наоборот,  когда  принимаются
политические меры для увеличения предложения денег в период спада,  скорость
обращения вероятно упадет.
    3. Влияние инвестиций,  то  есть  действие  кредитно-денежной  политики
может   осложниться   и   даже   временно   затормозиться    в    результате
неблагоприятных  изменений  расположения  кривой   спроса   на   инвестиции.
Например,  политика  сужения  кредитоспособности  банков,  направленная   на
повышение процентных ставок, может оказать слабое влияние на  инвестиционные
расходы,  если  одновременно  спрос  на  инвестиции,   вследствие   делового
оптимизма, технологического прогресса или ожидания в будущем  более  высоких
цен  на  капитал  растет.  В  таких  условиях  для  эффективного  сокращения
совокупных расходов кредитно-денежная  политика  должна  поднять  процентные
ставки чрезвычайно  высоко.  И  наоборот,  серьезный  спад  может  подорвать
доверие к предпринимательству, и  тем  самым  свести  на  нет  всю  политику
дешевых денег.
      Таким образом, кредитно-денежная политика, проводимая НБУ как  орудие
государственного  регулирования  экономики  имеет  свои  слабые  и   сильные
стороны. К числу последних, например,  относят  и  дилемму  целей  кредитной
политики, возникающую вследствие невозможности  для  руководящих  учреждений
стабилизировать одновременно и денежное предложение,  и  процентную  ставку.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что правильное  применение  указанных
рычагов для улучшения экономической  ситуации  в  стране  реально  лишь  при
точном планировании и прогнозировании  влияния  кредитной  политики  НБУ  на
внутригосударственную деловую активность.

   5. Финансовый кризис в Украине и его преодоление с помощью инструментов
                       кредитно-денежной политики[10]


    Главные  причины  финансового  кризиса  в  Украине  лежат  в  проблемах
государства, проблематичности для правительства обслуживать  свои  долги.  С
банковского оборота за первую половину октября  ушло  около  800  млн.  грн.
(отток вкладов, затраты от  обменных  операций  и  прямые  потери  банков  в
Украине).  Обострилась  проблема  с  обслуживанием  Министерством   финансов
внутреннего государственного займа. Если бы в этом вопросе не было  проблем,
не было  бы  проблем  с  системной  ликвидностью.  Неадекватно  отреагировал
валютный рынок, где наблюдается большой неэкономический спрос на валюту.
      Некоторая макроэкономическая  стабилизация  1997г.,  базирующаяся  на
основе накопления финансовых  противоречий  (как  по  вертикали,  так  и  по
горизонтали), потерпела крах вследствие  азиатского  финансового  кризиса  и
многих внутренних факторов. Финансирование дефицита бюджета 1997г.  за  счёт
накопления внутреннего и  внешнего  долгов  создали  непростые  условия  для
поддержания в 1998г. бюджетного и финансового равновесия. Доходы  госбюджета
за первое полугодие текущего года составили 74,7%  запланированных,  в  т.ч.
налоговые поступления – 84% запланированных. Одной из причин этого  является
нестабильность  налогового  законодательства  и  очень   сильное   налоговое
давление,  налоговая  система  носит  фискальный  характер,  что  заставляет
многих субъектов экономической жизни сворачивать производства или уходить  в
теневую экономику.     По  оценкам  экспертов  Гарвардского  института,  для
Украины оптимальной агрегированной ставкой налога является 10-15% ВНП,  а  в
первом полугодии она составила 39,1%.
      По расчётам Всемирного  банка,  в  1995г.  оборот  теневой  экономики
составил 42% ВВП (по западным оценкам, критический  уровень  составляет  30-
35%), хотя, по мнению автора данного доклада,  этот показатель намного  выше
и вряд ли он склонен к уменьшению в ближайшее время. Такие масштабы  теневой
экономики – не только реакция субъекта на запреты  и  налоговое  давление  в
экономической деятельности, но и наследие времён Советского  Союза.  Так,  с
60-х гг. до конца 80-х оборот теневой экономики возрос в 18 раз (с  5  млрд.
руб. до 90).
      Также следует отметить  постоянный  отток  капитала  за  границу.  По
некоторым оценкам, за границей сейчас находится до  $20  млрд.  неофициально
экспортированных из Украины. По другим оценкам, за последние 5 лет  вывезено
$15 млрд.,  тогда как сумма иностранных кредитов за  этот  период  составила
$9 млрд. Также немаловажным  фактором  является  приватизация  за  бесценок,
особенно объектов незавершённого строительства, что связано  с  повсеместной
коррупцией.
      Основой  финансового  кризиса  является  дефицит  бюджета.  Основными
причинами являются недопоступление в  бюджет  рентных  платежей,  транзитных
платежей за транзит газа; за использование  природных  ресурсов,  сокращение
поступлений от приватизации,  невыполнение  целевых  фондов  и  невыполнение
запланированных налоговых поступлений. Главная причина этих  недопоступлений
- нефункционирующее производство.
      За первое  полугодие  текущего  года  поступление  наличных  денег  в
госбюджет составило  60%  запланированных.  Этих  денег  хватает  только  на
выплату  текущей  зарплаты  и  обслуживание  части  государственного   долга
(оплата процентов по ранее взятым кредитам). Остальную  часть  правительство
финансирует за счёт внешних и внутренних займов.   Бюджетные поступления  от
налогов практически полностью тратятся  на  оплату  государственных  долгов.
Доля  в  расходах  на  инвестиции  ничтожно  мала,   т.е.   не   развивается
производство – основа всей экономики в целом, в т.ч. и финансовой системы.
      Одной из основных причин дефицита госбюджета  и  финансового  кризиса
является превышение  выплат  на  погашение  ОВГЗ  над  поступлениями  от  их
размещения.  За  шесть  месяцев  отрицательное  сальдо  от  размещения  ОВГЗ
составило 632 млн.грн.  –  почти  среднемесячные  поступления  наличности  в
госбюджет за этот период. На конец августа  долг  по  ОВГЗ  составил  10,258
млрд. грн.  по  сравнению  с  8,762  млрд.  грн.  в  начале  года.  Эксперты
отмечают,  что  в  случае  неудачи  кампании  правительства  по   борьбе   с
должниками  бюджета  и  пенсионного   фонда   растёт   угроза   вынужденного
кредитования правительства Нацбанком для обеспечения социальных выплат.
      Выпуск ОВГЗ продолжается и сейчас. Причём за ОВГЗ Минфин  покапает  у
Нацбанка доллары из валютного резерва для погашения внешних долгов. В то  же
время доля иностранных инвесторов на рынке ОВГЗ с начала года сократилась  в
3 раза и составляет 20%. И то это инвесторы, на  руках  у  которых  остались
займы, срок погашения которых ещё  не  наступил.  Иностранные  инвесторы  не
покупают новые займы в связи с тем, что  сейчас  в  валютном  выражении  они
убыточны (убыточность до 50%) и теперь НБУ – единственный покупатель ОВГЗ.
      С начала года наблюдается рост внешнего долга. На

1 января он составлял $9,555 млрд., за семь месяцев вырос на $1,105 млрд.,
      По темпам роста затраты на обслуживание внутреннего долга почти  в  6
раз опережают затраты на обслуживание внешнего долга.
      Динамика долга государства перед банками имеет такой  вид:  в  1993г.
8,8% «широких» денег  обеспечивали  кредитование  правительств,  а  в  конце
1997г.  этот  показатель  составил  64,7%  объёма  оборотных   денег.   Т.е.
банковская   система   2/3   своих   обязательств   размещала   в   кредитах
правительству, что  ограничивало  кредитование  реального  сектора  с  целью
развития  производства.  На  1  сентября   этого   года   внутренние   долги
государства перед банковской системой составляли 13% ВНП.
      Следует  также  отметить  огромные  долги  предприятий  по  кредитам,
выданным под гарантию правительства – 147 млн. грн., в основном это  кредиты
аграрным предприятиям, кредитованным ещё  в  1992-1993гг.(«Украгротехсервис»
- 140 млн. грн., Агропромбиржа и др.)
      За семь месяцев денежная масса выросла  на  10,7%,  что  также  можно
отнести к причинам кризиса, т.к. это вызвало инфляцию.
      Углубление финансового кризиса объясняется также  нехваткой  денег  в
обороте, что приводит к кризису неплатежей, нехватке  оборотных  средств  на
предприятиях. Т.е. сегодня реальные деньги стали  дефицитными,  недоступными
для тех экономических субъектов, уровень эффективности производства  которых
не  позволяет   им   конкурировать   с   рыночными   процентными   ставками.
Значительный вклад в повышение  общего  уровня  реальных  процентных  ставок
внесла  исключительно   высокая   доходность   по   государственным   ценным
бумагам(на II квартал 1998г. – 36,2%), тогда как в развитых странах  уровень
13-15%   уже   считается   экстремальным.   Высокие   ставки    обслуживания
государственного долга привлекают  свободные  денежные  средства,  делая  их
цену слишком высокой, а сами деньги фактически  недоступными  для  реального
сектора экономики. Одной из причин нехватки денежной массы является  упорное
нежелание Нацбанка осуществить хотя бы небольшую эмиссию. По  мнению  многих
экономистов,   эмиссия   разумных   размеров   оживила   бы    экономическую
деятельность.
      Очень большая часть в денежной массе приходится на наличность  (на  1
апреля 1998г. 49%), что  делает  очень  лёгким  осуществление  неофициальных
операций  и,  следовательно,  неуплату  налогов.  Также   следует   отметить
долларизацию экономики.
    Одним из источников дефицита  бюджета  является  увеличение  количества
безработных,  что  означает  увеличение  социальных  программ.  В   условиях
падения доходов всё большее количество людей нуждается в социальной  защите.
Так, в 1996г.  часть  трансфертных  платежей  составила  22%  общих  доходов
населения.
      В какой-то мере можно  сформулировать  зависимость,  что  чем  больше
реальный продукт, тем меньше бюджетный дефицит. В Украине  же  реальный  ВНП
падает (1993 – на 26,9%, 1994 – на 40%, 1995-7,3%, 1996-5,9%, 1997 –  0,6%).
Хотя падение ВНП в 1998 году прекратилось, это не сняло  проблем  и  долгов,
накопленных за прошлые годы при финансировании дефицита бюджета.
      Также как одну из существенных причин кризиса следует отметить кризис
в России, доля которой в общем  внешнеторговом  обороте  Украины  составляет
более 40%. От банкротства российских банков пострадала не только  украинская
банковская система, но  и  население  Украины,  т.к.  на  Украине  находятся
филиалы российских банков, принимающих депозиты  от  украинского  населения,
возвращение которых теперь затруднено.
      Таким образом, к  основным  причинам  финансового  кризиса  относятся
внутренний  и  государственный  долг,   дефицит   бюджета,   недопоступление
налогов,  рост  масштабов  теневой  экономики,  а  также  наступление  срока
погашения ОВГЗ и других долгов. Но у Украины  есть  реальный  шанс  избежать
российского  варианта  кризиса.  В  Украине  не   существует   непреодолимых
источников финансовой катастрофы. Во  многом  кризис  сдерживает  монетарная
политика Нацбанка. Однако и идеализировать её не следует, т.к. больше  всего
от такой политики страдает население.  Относительно  нормальная  ситуация  в
Украине, в т.ч. и относительная стабильность гривны во многом базируется  на
невыплате вовремя зарплат и трансфертов.

                                 Заключение


    Мы уже  знаем,  что  современная  рыночная  экономика  функционирует  в
условиях  активного  воздействия   на   нее   государства.   Государственное
воздействие   на   экономику   способно   существенно   повлиять   на    ход
экономического цикла,  меняя  характер  экономической  динамики:  глубину  и
частоту кризисов, продолжительность фаз  цикла  и  соотношение  между  ними.
Государственное   регулирование   направлено   на   смягчение    циклических
колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими  методами,
с помощью которых государство воздействует на экономический цикл,  выступают
кредитно-денежные   и   бюджетно-налоговые   рычаги.   Во   время    кризиса
государственные меры направлены на стимулирование производства, а  во  время
подъема — на его сдерживание. Так, с целью ослабления «перегрева»  экономики
государство в фазе  подъема  способствует  дальнейшему  удорожанию  кредита,
вводит новые налоги, повышает  старые,  отменяет  ускоренную  амортизацию  и
налоговые  льготы  на  новые  инвестиции.  В  условиях  кризиса,   наоборот,
государственные меры направлены на удешевление кредита, сокращение  налогов,
на ускоренную амортизацию и налоговые скидки на новые инвестиции.


                                 Литература:


    1. Аукуционес С.П.   Современные  буржуазные  теории  и  модели  цикла:
    критический анализ.  М: Наука., 1984.
    1. Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997.
    2. Воробьёв Е., Тимченко Б.  Теневая  экономка  в  условиях  системного
       кризиса.// Экономика Украины. 1998. № 8.
    3. Гривні восени рахують// Урядовий кур’єр. 1.09.98. № 167. С.6.
    4. Камо грядеши, Державний бюджет// Урядовий кур’єр, 5.09.98.,  №  170-
       171, с.6.
    5. Макроекономічні чинники фінансової кризи// Фінанси України. 1998.  №
       8. С. 153 - 156.
    6. Мамедов О.Ю.  Современная экономика.   М: Феникс .,  1996.
    7.  Родионова  И.  Макроэкономические  факторы   дефицита   бюджета   в
       Украине.// Экономика Украины. 1998. № 9.
    8. Хансен Э.  Экономические циклы и национальный доход. М.,  1959.
    9.  Хаберлер  Г.   Процветание  и   депрессия:   теоретический   анализ
       циклических колебаний.   М.,  1960.
   10. Ющенко В. Катастрофа отменяется//Бизнес. 5.10.98. № 40(299). С. 19.
   11. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии //
       Деньги и кредит. 1993. № 1. С. 3 — 23.
   12. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная  политика  в  России:  возможности  и
       результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9. С. 19 — 27.
   13. Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. №
       2. С. 21 — 22.
   14. Симонов В. В. Кредитная система и государственное  регулирование  //
       Деньги и кредит. 1992. № 4. С. 68 — 77.
   15. Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование  //
       Деньги и кредит. 1994. № 5-6. С. 68 — 71.

-----------------------
    [1] Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997
    [2] Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование  //
Деньги и кредит. 1992. № 4.
    [3] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы.  1995.
№ 2.
    [4] Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной  системы  Россиии
// Деньги и кредит. 1993.
    [5] Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование //
Деньги и кредит. 1994. № 5-6.
    [6] Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика  в  России:  возможности  и
результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9.
    [7] Там же.
    [8] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995.
    [9] Мамедов О.Ю.  Современная экономика.   М: Феникс .,  1996.
    [10]  При  подготовке  данного   раздела   использовались   комплексные
материалы,  представленные  в  аналитическом  обзоре   Национального   банка
Украины,  а   также   периодическая   литература:   Ющенко   В.   Катастрофа
отменяется//Бизнес. 5.10.98. № 40(299). С. 19.;  Воробьёв  Е.,  Тимченко  Б.
Теневая экономка в условиях системного кризиса.// Экономика  Украины.  1998.
№ 8.; Камо грядеши, Державний бюджет// Урядовий  кур’єр,  5.09.98.,  №  170-
171, с.6.;  Макроекономічні  чинники  фінансової  кризи//  Фінанси  України.
1998. № 8. С. 153 - 156.; Гривні восени рахують// Урядовий кур’єр.  1.09.98.
№ 167. С.6. Родионова  И.  Макроэкономические  факторы  дефицита  бюджета  в
Украине.// Экономика Украины. 1998. № 9.