Состояние экономики Бразилии на рубеже веков и ее роль в мировом хозяйстве

МГИ им. Е.Р. Дашковой



   Состояние экономики Бразилии на рубеже ХХ и XXI вв. и ее роль в мировом
                                 хозяйстве.



                                                    Доклад студентки 2 курса
                                         финансово-экономического факультета
                                                              Колесовой Ю.Е.

                                                              Преподаватель:
                                                                 Гидбут А.В.



                                                             Москва, 2000 г.

Бразилия -  самое  крупное  государство  Южной  Америки,  расположено  в  ее
центральной и восточной частях. Длина сухопутных  границ  -  около  16  тыс.
км., на востоке на протяжении  7,4  тыс.  км  страна  омывается  Атлантикой.
Площадь -  8,5  млн.  кв.  км.  По  данным  Бюро  Переписи  США  численность
населения составила в 1999 году 171 853  тыс.  человек.  В  настоящее  время
Бразилия - федеративная республика, в административном отношении делится  на
23 штата, 3 территории и федеральный округ.  Столица  -  Бразилиа.  Денежная
единица - реал. Государственный язык - португальский.


Хозяйство

Бразилия - одна из ключевых стран развивающегося мира.  По  объему  ВВП  она
занимает первое  место  в  Латинской  Америке,  а  по  объему  промышленного
производства входит в десятку крупнейших стран мира. Доля  промышленности  в
ВВП - 33%, а сельского хозяйства - 11%. Бразилия обладает крупными  запасами
полезных ископаемых: железной (свыше 100 млрд. тонн), марганцевой (100  млн.
т.), урановой (256 тыс. т.) руд, угля (21 млрд. т.), нефти и др.
Горнодобывающая промышленность.
Несмотря на быстрое развитие и богатую сырьевую  базу  Бразилия,  доля  этой
отрасли в ВВП невелика. Там сильно развита добыча апатитов и железной  руды,
так  же  развита  добыча  золота,  серебра,  олова,   алмазов   и   асбеста.
Железнорудная промышленность работает в большой степени на экспорт.
Энергетика.
До  90%  всей  электроэнергии  страны  производят  ГЭС,  также  используются
альтернативные источники (большая часть  автомобилей  работает  на  спирте),
дрова, каменный уголь, работает одна АЭС.
Черная металлургия. работает на собственной руде и импортном  коксе.  Страна
входит в десятку мировых производителей стали (выплавка  -  25  млн.  тонн).
Крупнейшие заводы находятся в штатах Минас-Жерай и Сан-Паулу.
Цветная металлургия.
Наиболее развито производство алюминия  на  собственных  бокситах,  а  также
никеля и меди.
Машиностроение  и  обработка.  занимает  ведущее  место   в   обрабатывающей
промышленности   по   стоимости   продукции.    Развиты    -    транспортное
машиностроение (прежде всего автомобилестроение,  Бразилия  производит  один
миллион автомобилей в год), станкостроение. Страна занимает четвертое  место
в мире по строительству морских судов, заметны успехи авиастроения.  Развито
радио-аппаратное  строение,  большими   темпами   развивается   производство
электронно-вычислительной техники. Главные центры отрасли - Сан-Паулу и Рио-
де-Жанейро.
Сельское хозяйство.
В  структуре  отрасли   лидирует   растениеводство   (60%   стоимости   всей
продукции), причем в ходе эволюции систем землепользования  и  землевладения
сложился институт крупный земельной собственности  -  латифундии  (80%  всех
обрабатываемых земель). Кроме того, распространено  мелкое  землевладение  -
минифундии. Хотя удельный вес последних невелик, но  именно  они  производят
основную  часть  продовольственных  (а  не  экспортных,  как  на  плантациях
латифундий)  культур  для  внутреннего   потребления:   зерновых,   бобовых,
картофеля. Бразилия является традиционным производителем и экспортером  ряда
сельскохозяйственных продуктов: кофе, сахарного  тростника,  сои,  кукурузы,
какао,  бананов,  хлопчатника,  а  также  значительным  поголовьем  крупного
рогатого скота.
На  севере  Бразилии  находятся  огромные  лесные   пространства   Амазонии,
занимающие 60% всей территории страны.  Но  запасы  ценных  древесных  пород
используются нетрадиционно и слабо. Наибольшее значение имеет сбор  каучука,
заготовка орехов и лекарственных растений.
Животноводство Бразилии преимущественно мясное,  дает  около  40%  стоимости
сельхозпродукции. Преобладают  пастбищное  скотоводство,  а  так  же  мясное
скотоводство в сочетании с овощеводством.
Транспорт.
Транспортный магистрали (сначала железнодорожные) начали  формироваться  еще
в  XIX веке. И сейчас новые  и  модернизированные  железнодорожные  ветви  в
основном   соединяют   центры   добычи   полезных   ископаемых   и    районы
сельхозпроизводства с портами. Длина железных дорог составляет 28 862 км.
  Длина автомобильных дорог составляет 1,98 млн.  км.  (из  них  с  твердым
покрытием - 184 140 км.).  Автомобильные  дороги,  хотя  и  являются  самыми
протяженными  во  всей  Латинской  Америке   и   перевозят   большую   часть
пассажиров, не отвечают потребностям страны,  к  тому  же  они  неравномерно
распределены  по  территории  страны.  В  развитии   внешнеторговых   связей
исключительную роль  играют  морской  (98%  всех  внешнеторговых  грузов)  и
авиационный транспорт.

Экономика

  В период  с   годы  в  Бразилии  наблюдалась  очень  высокая  инфляция  и
иностранные инвесторы боялись вкладывать средства в национальную  экономику.
Но с введением в стране строгой  денежной  политики  страна  поправила  свое
положение: рост цен на потребительские товары в 1998 г. составил  2%  против
1000% в 1994 г. Но тоже время рост ВВП сократился с 5,7 процентов в 1994  г.
до 3% в 1997 г. из-за более жесткой кредитной политики. В  1998г.  экономика
страны столкнулась  с  серьезным  испытанием:  всемирный  финансовый  кризис
привел к оттоку инвестиций из страны. Приблизительно 30 млрд. долларов  ушло
на август и сентябрь 1998 г. Наиболее серьезным последствием  для  Бразилии,
после российского отказа выплат по долгам, стало принятие решения об  измене
процентной годовой ставки (она достигла 50%). После корректировки  налоговой
программы   и   принятия   новых   принципов   структурных   преобразований,
Международный Валютный Фонд  выдал  кредиты  стране  в  размере  41,5  млрд.
долларов. В январе 1999 г. Центральный Банк Бразилии объявил об  одноразовой
8% девальвации реала и отказе в дальнейшем  искусственно  поддерживать  курс
национальной   валюты.   Правительство   страны    надеялось    на    начало
экономического роста к концу 1999г. и  заявляло  о  приверженности  строгому
антиинфляционному курсу.  И  хотя  в  1999г.  в  стране  произошел  валютный
кризис, экономика страны, несмотря на это к концу 1999г. все-таки  возросла.
После выдачи кредита МВФ с конца 1999 г. в  экономику  страны  было  вложено
около 20 млрд. долларов инвестиций

  В период с 1995 по 1998 гг. наблюдался спад практически во всех  отраслях
промышленности Бразилии (всего с 7,6% до -2,3%), особенно  в  машиностроении
(с  21,4%  до  -4,1%),  энергетике  (с  19,0%  до  -10,1%)  и   транспортных
перевозках (с 13,4% до -15,1%).
  Но к 2000 г. ведущие экономисты мира отмечали рост Бразильской экономики.
Например, общий рост производства (но  данным  за  март  2001  г.)  составил
11,2% от показателя января 2000 г., в то время, как аналитики ожидали  6,8%.
В сочетании с высокими показателями производства  наблюдается  превосходящий
ожидания  экономистов  спад  безработицы  и  удивительно   большой   дефицит
торгового баланса, зафиксированный в начале 2001 года.
  Горячий период экономической активности привел к тому, что импорт начал
  развиваться  более  быстрыми  темпами,  чем  экспорт,  несмотря  на   то,
девальвация   способствует   повышению   конкурентоспособности   бразильской
продукции. За период между январем и февралем  экспорт  вырос  на  13,8%  до
8,62 млрд. долларов, в то время, как импорт - 18,6% до 9,02 млрд. долларов.
  Многие СМИ говорили  о  том,  что  с  такими  темпами  роста  бразильская
экономика  «перегреется»,  но   страна   адаптировалась   к   быстрорастущей
экономике  как  раз  за  счет  импорта,  а  не  за  счет  роста   цен,   как
предполагалось ранее.  В 2000 г. Центральный Банк  понизил  основные  ставки
процента с 45% до 15, 25%, в надежде на  продолжение  реакции  экономики  на
цикл снижения процентных ставок за последние два года.
   ВНП в 1998 г. составил 767 578 млн. долларов.
  ВВП в 1998 г. составил 778 209 млн. долларов.
  По итогам 1999 г. падение ВВП не  превысило  2%,  несмотря  на  ожидаемые
3,8%.
  Экспорт составил в 1998 г. 51 млрд. долларов и состоял из железной  руды,
кофе, сои, апельсинов, автомобилей, самолетов, вооружения.
  Страны экспортеры: ЕЭС - 28%, Латинская Америка  (исключая  Аргентину)  -
28%, США - 20%, Аргентина - 13%.
  Импорт составил в 1998 г. 57,6 млрд. долларов и состоял  из  нефти-сырца,
машин и оборудования, продуктов питания.
  Страны импортеры: ЕЭС - 26 %, США - 22%, Аргентина - 13%, Япония - 5%.

  Роль Бразилии в мировом хозяйстве.

  Бразильская  экономика,  обладая  высокоразвитым   сельским   хозяйством,
добывающей промышленностью (она занимает  первое  место  в  мире  по  добыче
железной руды, апатитов, второе - по добыче бериллия,  третье  -  по  добыче
бокситов, четвертое - по добыче золота, асбеста, олова)  и  сектором  услуг,
является самой мощной в регионе и оказывает существенное влияние на  мировые
рынки.
  Бразилия - крупнейший в мире производитель кофе  и  сахарного  тростника,
один из крупнейших экспортеров сельскохозяйственной продукции.



Список использовавшейся литературы:

 М.О. Полякова «География мира, экономическая и социальная» Москва, 1998 г.
2.  С. Сенинский Программа радио свобода «Дело и деньги» 15-01-1999
3. Деловые новости 26-11-1998, выпуск №2
4. Агенство РосБизнесКонсалтинг, Москва 28-04-1999
5. The Wall Street Journal, 15-03-2001
6. Интернет-страница http://www.worldstat.ru