Организация работы с документами в бухгалтерии
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Факультет менеджмента
Кафедра информационных технологий управления
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу “Делопроизводство”
на тему:
Бухгалтерская документация в процессе управления
|Студент |Н.Г.Микульская |
|Наименование учебной группы |ЭУП-1 |
|Руководитель |В.Ф.Быченков |
Минск, 2000
СОДЕРЖАНИЕ
|1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………... |…….|
| |3 |
|2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В БУХГАЛТЕРИИ…………………………… |…….|
| |4 |
| 2.1. Виды используемых в бухгалтерии документов…………………. |…….|
| |5 |
| 2.2. Организация работы с документами в бухгалтерии……………… |…….|
| |8 |
|3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… |…..|
| |.11|
| ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….. |…..|
| |.12|
| ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… |…..|
| |.13|
1 Введение
В условиях развития рыночных отношений и создания широкой сети
негосударственных структур, существенно меняется роль такого традиционного
для всех учреждений, организаций и предприятий структурного подразделения,
как бухгалтерия. Вместо простого учетного органа бухгалтерия становится
одним из важнейших подразделений, определяющих финансовую стратегию фирмы и
влияющих на развитие ее хозяйственной деятельности.
Учетная политика фирмы, грамотный анализ финансово-хозяйственной
деятельности, взаимодействие с налоговыми службами – это принципиальные,
ключевые моменты в работе любой негосударственной структуры, обладающей
полной самостоятельностью и выживающей в условиях острой конкурентной
борьбы.
Значимость данного структурного подразделения требует постоянного
совершенствования организации и деятельности бухгалтерии, улучшения ее
кадрового состава, внедрения прогрессивных информационных технологий
обработки экономической информации.
Важным направлением улучшения работы любой бухгалтерии является
совершенствование организации и ведение делопроизводства в этом
подразделении. Многочисленные виды документов (финансовых, расчетно-
денежных, первичных учетных, отчетно-статистических, организационно-
распорядительных) – “продукт” труда работников бухгалтерии, отражающий
жизнеспособность фирмы и перспективы ее дальнейшего существования.
Основным литературным источником при написании этой работы являлась
книга Андреевой В.И. “Делопроизводство в бухгалтерии”, содержащая
малоизвестные работникам коммерческих структур общие требования к
оформлению служебных документов.
2 Делопроизводство в бухгалтерии
В бухгалтерии, как и в сфере управления в целом, все работают с
документами как носителями информации. Документ является объектом и
результатом труда в сфере управления.
ГОСТ определяет документ как “материальный объект с информацией,
закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и
пространстве”. Из определения документа видно, что главное назначение
документа, причина его появления – необходимость зафиксировать информацию.
Зафиксировав информацию, документ тем самым обеспечивает ее сохранение
и накопление, возможность передачи другому лицу, многократное
использование, возращение к информации во времени. Документ, регистрируя
явления, выполняет функцию учета, используется как доказательство чего-
либо. Таким образом, документ может выполнять несколько функций.
Особое место среди документов бухгалтерии занимает организационно-
распорядительная документация, обеспечивающая как организацию работы
бухгалтерии (положения о бухгалтерии, должностные инструкции сотрудникам
бухгалтерии), так и нормативно-правовую основу многих финансовых и расчетно-
денежных операций (приказы и распоряжения, акты ревизий, докладные и
объяснительные записки и д.р.).
Правильное составление и оформление этих документов в соответствии с
действующими нормативами – одна из обязанностей работников в бухгалтерии.
Другой существенной стороной ведения делопроизводства бухгалтерии является
систематизация и хранение всех образующихся здесь документов, необходимых
впоследствии не только для анализа финансово-хозяйственной деятельности
фирмы, но и для предъявления этих документов при аудиторской проверке, а
также для сдачи на хранение в установленном порядке в ведомственные и
государственные архивы.
2.1 Виды используемых в бухгалтерии документов
Организационные документы представлены уставами, положениями в том
числе положением о бухгалтерии, должностными инструкции на работников
этого структурного подразделения, инструкциями и правилами.
Положения – нормативные акты, имеющий сводный кодификационный характер
и определяющие порядок образование, структуру, компетенцию, обязанности и
организацию работы системных органов государства. Например, Положение о
бухгалтерском учете и отчетности в Республике Беларусь или Положение о
документах и документообороте в бухгалтерском учете.
Положения утверждаются в установленном порядке.
Инструкция – “правовой акт, издаваемый органом государственного
управления (или утверждаемый его руководителем) в целях установления
правил, регулирующих организационное, научно-техническое, финансовые и иные
специальные стороны деятельности учреждений, организаций, должностных лиц и
граждан”.
Инструкции издаются также в целях разъяснения и определение порядка
применения законодательных актов и распорядительных документов. Например:
”Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих
на предприятиях, организациях”, “Инструкция о порядке заполнения
бухгалтерского отчета предприятия”.
К распорядительным документам относят постановления, решения, приказы,
распоряжения, указания. Бухгалтерия, как правило, получает для сведения
копии распорядительных документов по основной деятельности и обязательно
копии приказов по личному составу, по которым начисляется заработанная
плата.
Приказ является самым распространенным видом распорядительного
документа, применяемого в практике управления. Приказ издается по вопросам
создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей;
утверждение положений, правил и т.п.
По средством приказа руководитель ставит основные задачи перед
работниками, указывает пути решения принципиальных вопросов. Приказ