Организация работы с документами в бухгалтерии

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ

                             РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

                            Факультет менеджмента

                Кафедра информационных технологий управления



                           САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

                        по курсу  “Делопроизводство”



                                  на тему:

              Бухгалтерская документация в процессе управления



|Студент                              |Н.Г.Микульская                       |
|Наименование учебной группы          |ЭУП-1                                |
|Руководитель                         |В.Ф.Быченков                         |



                                 Минск, 2000


                                 СОДЕРЖАНИЕ

|1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...                       |…….|
|                                                             |3  |
|2. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В БУХГАЛТЕРИИ……………………………                 |…….|
|                                                             |4  |
| 2.1.   Виды используемых в бухгалтерии документов………………….   |…….|
|                                                             |5  |
| 2.2.   Организация работы с документами в бухгалтерии……………… |…….|
|                                                             |8  |
|3.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………                        |…..|
|                                                             |.11|
| ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..                         |…..|
|                                                             |.12|
| ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………                           |…..|
|                                                             |.13|



                                 1 Введение

     В  условиях  развития  рыночных  отношений  и  создания  широкой  сети
негосударственных структур, существенно меняется роль  такого  традиционного
для всех учреждений, организаций и предприятий  структурного  подразделения,
как бухгалтерия. Вместо  простого  учетного  органа  бухгалтерия  становится
одним из важнейших подразделений, определяющих финансовую стратегию фирмы  и
влияющих на развитие ее хозяйственной деятельности.

     Учетная  политика  фирмы,  грамотный  анализ   финансово-хозяйственной
деятельности, взаимодействие с налоговыми  службами  –  это  принципиальные,
ключевые моменты в  работе  любой  негосударственной  структуры,  обладающей
полной  самостоятельностью  и  выживающей  в  условиях  острой  конкурентной
борьбы.

     Значимость  данного  структурного  подразделения  требует  постоянного
совершенствования  организации  и  деятельности  бухгалтерии,  улучшения  ее
кадрового  состава,  внедрения   прогрессивных   информационных   технологий
обработки экономической информации.

     Важным  направлением  улучшения  работы  любой  бухгалтерии   является
совершенствование   организации   и   ведение   делопроизводства   в    этом
подразделении.  Многочисленные  виды   документов   (финансовых,   расчетно-
денежных,   первичных   учетных,   отчетно-статистических,   организационно-
распорядительных)  –  “продукт”  труда  работников  бухгалтерии,  отражающий
жизнеспособность фирмы и перспективы ее дальнейшего существования.

     Основным литературным источником при написании  этой  работы  являлась
книга  Андреевой   В.И.   “Делопроизводство   в   бухгалтерии”,   содержащая
малоизвестные  работникам   коммерческих   структур   общие   требования   к
оформлению служебных документов.


                      2 Делопроизводство в бухгалтерии

     В бухгалтерии, как и в  сфере  управления  в  целом,  все  работают  с
документами  как  носителями  информации.  Документ  является   объектом   и
результатом труда в сфере управления.

     ГОСТ определяет  документ  как  “материальный  объект  с  информацией,
закрепленной созданным человеком способом  для  ее  передачи  во  времени  и
пространстве”.  Из  определения  документа  видно,  что  главное  назначение
документа, причина его появления – необходимость зафиксировать информацию.

     Зафиксировав информацию, документ тем самым обеспечивает ее сохранение
и   накопление,   возможность   передачи    другому    лицу,    многократное
использование, возращение к информации  во  времени.  Документ,  регистрируя
явления, выполняет функцию  учета,  используется  как  доказательство  чего-
либо. Таким образом, документ может выполнять несколько функций.

     Особое место среди  документов  бухгалтерии  занимает  организационно-
распорядительная  документация,  обеспечивающая   как   организацию   работы
бухгалтерии (положения о  бухгалтерии,  должностные  инструкции  сотрудникам
бухгалтерии), так и нормативно-правовую основу многих финансовых и расчетно-
денежных  операций  (приказы  и  распоряжения,  акты  ревизий,  докладные  и
объяснительные записки и д.р.).

     Правильное составление и оформление этих документов в  соответствии  с
действующими нормативами – одна из обязанностей работников в бухгалтерии.

Другой существенной стороной ведения делопроизводства  бухгалтерии  является
систематизация и хранение всех образующихся  здесь  документов,  необходимых
впоследствии не  только  для  анализа  финансово-хозяйственной  деятельности
фирмы, но и для предъявления этих документов  при  аудиторской  проверке,  а
также для сдачи на  хранение  в  установленном  порядке  в  ведомственные  и
государственные архивы.


               2.1 Виды используемых в бухгалтерии документов

     Организационные документы представлены  уставами,  положениями  в  том
числе положением  о  бухгалтерии,  должностными  инструкции   на  работников
этого структурного подразделения, инструкциями и правилами.

     Положения – нормативные акты, имеющий сводный кодификационный характер
и определяющие порядок образование, структуру,  компетенцию,  обязанности  и
организацию работы системных  органов  государства.  Например,  Положение  о
бухгалтерском учете и отчетности  в  Республике  Беларусь  или  Положение  о
документах и документообороте в бухгалтерском учете.

     Положения утверждаются в установленном порядке.

     Инструкция  –  “правовой  акт,  издаваемый  органом   государственного
управления  (или  утверждаемый  его  руководителем)  в  целях   установления
правил, регулирующих организационное, научно-техническое, финансовые и  иные
специальные стороны деятельности учреждений, организаций, должностных лиц  и
граждан”.

     Инструкции издаются также в целях разъяснения  и  определение  порядка
применения законодательных актов и  распорядительных  документов.  Например:
”Инструкция по статистике численности и заработной платы рабочих и  служащих
на   предприятиях,   организациях”,   “Инструкция   о   порядке   заполнения
бухгалтерского отчета предприятия”.

     К распорядительным документам относят постановления, решения, приказы,
распоряжения, указания. Бухгалтерия,  как  правило,  получает  для  сведения
копии распорядительных документов по  основной  деятельности  и  обязательно
копии приказов по  личному  составу,  по  которым  начисляется  заработанная
плата.

     Приказ  является  самым   распространенным   видом   распорядительного
документа, применяемого в практике управления. Приказ издается  по  вопросам
создания, ликвидации, реорганизации учреждений или  их  структурных  частей;
утверждение положений, правил и т.п.

     По  средством  приказа  руководитель  ставит  основные  задачи   перед
работниками,  указывает  пути  решения   принципиальных   вопросов.   Приказ