Антимонопольная политика
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ — ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Санкт-Петербургский филиал
РЕФЕРАТ ПО КУРСУ МИКРОЭКОНОМИКИ-1
НА ТЕМУ: «АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА»
Выполнил:
студентка 2 курса 222 группы
Михайлова Мария
Проверил:
Смирнова Н. К.
Санкт-Петербург
2001
Оглавление
Введение 2
1. Монополия: доводы «за» и «против» 2
2. Антимонопольное законодательство 3
Антимонопольный закон Шермана (1890г., исправленный) 4
Антимонопольный закон Клейтона (1914 г., исправленный) 4
Закон о Федеральной торговой комиссии (1914 г., исправленный) 5
3. Антитрестовское законодательство: влияние и эффективность 5
4. Особенности антитрестовского законодательства 7
5. Регулирование естественных монополий 8
Заключение 9
Список использованной литературы: 10
Введение
Здоровая рыночная экономика основывается на капитализме свободного
предпринимательства. Однако при появлении монополии, на лицо неэффективное
распределение ресурсов и взвинчивание цен. Одной из основных функций
государства является сохранение конкуренции как ключевого экономического
механизма, поэтому в целях преодоления монополии в ряде случаев требуется
государственное вмешательство. В данных условиях чрезвычайно актуальной
задачей становится тщательный анализ зарубежного опыта в данной области
(США).
В данном реферате речь пойдет об антитрестовской деятельности и
экономическом регулировании как ответных мерах государства на дефекты
рынка, причиной которых является власть монополий. Начнем с общего
обсуждения проблемы существования монополий. Затем рассмотрим
антитрестовскую политику в том ее виде, в каком она была сформулирована
политиками, юристами, судьями и экономистами. Наконец, поднимем вопрос
практического осуществления экономического регулирования в отраслях, в
которых конкуренция невозможна, да и не желательна; исследуем задачу
регулирования деятельности естественных монополий.
1. Монополия: доводы «за» и «против»
Соотношение «монополия — конкуренция» — один из главных вопросов,
стоящих перед экономической политикой государства в развитой рыночной
экономике. В различные исторические периоды и в различных странах
государство по-разному решало эту альтернативу. Характерный пример — конец
ХIХ в. — первые десятилетия ХХ в. В государственной экономической политике
США тогда господствовал выбор в пользу конкуренции; он сохранился и в
дальнейшем, хотя и с серьезными модификациями. В других развитых странах в
тот же период приоритет был отдан развитию таких легальных форм монополий,
как картели и синдикаты.[9]
Ряд обстоятельств говорит в защиту монополий. Развитие научно-
технического прогресса (НТП) эффективно только в крупных фирмах. Крупное
производство позволяет лучше использовать эффект масштаба и широко
развертывать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки
(НИОКР). Все это при прочих равных условиях снижает себестоимость и
повышает качество продукции. Стереотипы мышления начала ХХ в., будто
монополия всегда стремится паразитировать на достигнутом, тормозить НТП,
склонна к «загниванию и застою», сильно устарели. Современная монополия
существует в условиях развитого рыночного хозяйства, которое постоянно таит
угрозу конкуренции.
В то же время не лишены оснований и многие доводы против монополий.
Конечно, монополисту «легче жить», чем производителю в условиях совершенной
конкуренции. Монопольная власть над ценами таит опасность пойти по «легкому
пути», поскольку всегда сохраняется определенный запас прочности. «Большой
бизнес» неизбежно имеет тенденцию к бюрократизации, нарастанию Х-
неэффективности.[6]
2. Антимонопольное законодательство
Идеальной с точки зрения экономиста была бы антитрестовская политика,
нацеленная только на обеспечение благополучия потребителей путем защиты и
усиления конкуренции, но никто из экономистов не стал бы утверждать, что
попытка сделать все рынки совершенно конкурентными была бы реалистичной.
Существующие антитрестовские законы подобно всем другим готовятся
политиками, приводятся в исполнение юристами и интерпретируются судьями.
Обсудим основные положения антитрестовских законов США и пути их
реализации.[8]
Антимонопольный закон Шермана
(1890г., исправленный)
§1. Любое соглашение, объединение в форме треста или другого
юридического лица, или сговор, приводящие к ограничению торговли между
несколькими штатами или с иностранными государствами, объявляется
незаконным.
§2. Каждый человек, монополизирующий или пытающийся монополизировать,
или тайно или явно сговаривающийся с другим человеком или людьми для того,
чтобы монополизировать любую часть торговли между несколькими штатами или с
иностранными государствами, будет обвинен в совершении уголовного
преступления.
Антимонопольный закон Клейтона
(1914 г., исправленный)
§2. Считается незаконной ... ценовая дискриминация между различными
товарами одного класса и качества ... если подобная дискриминация
значительно ослабляет конкуренцию или способствует созданию монополии в
любом звене торговли ... при условии, что ничто, здесь указанное, не будет
препятствовать разнице в оплате труда, которая единственная может объяснять
разницу в затратах ...
§3. Для любого человека является незаконным ... сдавать в аренду,
продавать или заключать контракт ... при условии, или соглашении или
понимании того, что ... арендатор или покупатель не будет использовать или
вести дела ... в области действия конкурента ... если в результате ...
может возникнуть монополия или уменьшится конкуренция в любом звене
торговли.
§7. Ни одна (корпорация) ... не должна приобретать ... полностью или
частично другую корпорацию ... если ... в результате этого приобретения
может значительно снизиться конкуренция или возникнуть монополия.
Закон о Федеральной торговой комиссии
(1914 г., исправленный)
§5. Нечестные методы конкуренции … а также несправедливые или вводящие
в заблуждение поступки или действия ... объявляются незаконными.
Законы Шермана, Клейтона и Закон о Федеральной торговой комиссии
являются основой американского антимонопольного законодательства.
Интерпретация этих актов сформировала современную антимонопольную
доктрину.[7]
Из представленных выше законов видим, что регулирование проводится по
четырем направлениям:
. ограничивается монополизация рынка;
. запрещается слияние конкурирующих компаний;
. запрещается установление монопольных цен;
. сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.[2]