Кокурентоспособность на международном рынке один из важнейших факторов роста национальной экономики

ВВЕДЕНИЕ.

         Научных работ, посвященных вопросам  конкурентоспособности
опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной
печати. В данной работе мною  будут рассмотрены теоретические  и
практические аспекты исследования конкурентоспособности. Главный вопрос
моей работы – это дать осмысление и понимание, что  повышение
конкурентоспособности на международном рынке есть главнейший фактор роста
любой национальной экономики и,  в частности, России. То есть без  усиления
российского влияния в международном товарообороте мировая экономическая
система и экономики других стран будут развиваться отнюдь не теми темпами,
как это происходит сейчас.  Тем более наработанный научный потенциал,
структура и сегодняшнее состояние экономики России позволяет это сделать.
Главное, чтобы у рычагов управления  находились грамотные, экономически и
психологически подготовленные люди, переживающие за свою страну, за живущих
в ней людей, за состояние экономики.
          В первой главе моего дипломного проекта  я поставил себе цель
проанализировать и определить главные составляющие конкурентоспособности.
Дать определение этому понятию и исследовать его по структуре. Во второй
диплома части желательно  изучить сегодняшнее состояние  российской
экономики, поставлена задача исследовать перспективы развития  ее функций
и в каких отраслях она больше всего продвинулась на международный рынок
товаров и услуг. В заключительной главе нужно исследовать  прогнозные
оценки  развития российской экономики, проанализировать цифры
предполагаемого роста по отдельным отраслям,  концепции программы социально-
экономического развития нашей страны на среднесрочную  и долгосрочную
перспективу и сделать выводы  и предложения по сделанному исследованию.
Также нужно рассказать о том, что без повышения конкурентоспособности и
расширения конкурентной среды на политическом и экономическом уровнях не
стоит даже предполагать роста национальной экономики. Ведь нет же нигде
демократии без свободной экономики или наоборот. Только состязательность и
возможность состязаться, то бишь   конкуренция и конкурентоспособность,
даст возможность «невидимой руке» толкать наше общество к техногенному
процветанию.
          Действительно, конкурентоспособность любого товара определяется
множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде
следующих показателей:

 - потребительские свойства данного товара;

 - потребительские свойства товаров-конкурентов;

 - маркетинговая поддержка данного товара;

 - маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;

 - характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная
борьба;

 - свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.
  Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. Таким
образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого
конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что
невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их
обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности
конкурентной борьбы на данном рынке.
   Анализ научных исследований, посвященных данной проблематике и их
результатов, показал, что такой важнейший аспект, определяющий
конкурентоспособность товара, как свойства потребителей этого товара
остался практически неизученным. Отмечая важность оценки потребительских
свойств товара в системе конкурентоспособности, ученые не развивают этот
аспект. В подавляющем большинстве работ главный акцент делается на
характеристиках товара и товаров-конкурентов. Редко когда встречаются
попытки рассмотреть конкурентоспособность товара исходя из свойств его
потенциальных потребителей. Также под конкурентоспособностью товара
понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик,
определяющих его успех на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность можно выявить также в сравнении с товарами -
аналогами . Среди определяющих ее разноплановых факторов первостепенное
значение имеют издержки производства , производительность и интенсивность
труда , которые влияют на цену и качество изделий .
По расчетам специалистов , в большинстве отраслей российской промышленности
в середине 90-х годов удельные (на единицу продукции) издержки производства
были выше , чем в Японии , в 2.8 раза , США - 2.7, Франции , Германии и
Италии -2.3, Великобритании - в 2 раза.
   Специфика проблемы конкурентоспособности заключается в том, что на одном
поле встречаются фирмы самого разного типа. Поэтому, иногда нужно думать не
за себя, а за те компании, с которыми вы сталкиваетесь.
Реальная конкурентная среда сильно отличается от модели, разработанной
классической западной экономической наукой, где совершенная конкуренция,
монополистическая конкуренция и олигополия, существуют по отдельности.
Например, если имеет место олигополистическая конкуренция, то присутствуют
пять игроков и больше никого нет. В реальной жизни ничего этого не бывает,
все перемешано, реально существует сообщество компаний.
   Проблема конкуренции и конкурентоспособности одна из стариннейших тем в
экономической теории. Еще Адам Смит говорил, что невидимая рука управляет
миром, и рыночная экономика потому не разваливается, что конкуренция все
расставляет на свои места, и люди стремящиеся лишь удовлетворить свои
собственные интересы, в конечном итоге работают на благо общества. Однако
до начала 70-х годов, несмотря на большое внимание к тематике
конкурентоспособности, новых идей в ее разработку было привнесено очень
мало. Радикальный прорыв в этой области связан с именем одного человека,
ныне живущего, очень преуспевающего – Майкла Портера. Это профессор
Гарварда и известнейший бизнес-консультант. Именно его работы  в настоящее
время  считаются наиболее глубокими и проработанными в направлении изучения
конкурентоспособности.

    АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»



     Для того, чтобы определить понятие "конкурентоспособность"  следует
рассмотреть следующие вопросы:
        - каким компонентам экономической системы присуще свойство
          конкурентоспособности;
        - каким образом это свойство связано с другими, уже известными
          свойствами экономических объектов;
        - в каких ситуациях целесообразно принимать во внимание
          конкурентоспособность;
        - каков круг задач, требующих решения в процессе анализа
          конкурентоспособности экономических объектов;
        - каковы методы и средства решения задач, связанных с
          конкурентоспособностью экономических объектов.
Для ответа на поставленные вопросы попытаемся выделить в ситуации
конкуренции ее основные компоненты.

        Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ "О
конкуренции": это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их
самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них
односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на
соответствующем товарном рынке. Одним из центральных понятий,
рассматриваемых в законе, является определение доминирующего положения
хозяйствующих субъектов (ХС)на рынке. Под доминирующим положением
понимается исключительное положение ХС на рынке определенного
товара/услуги, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на
конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим ХС или иным образом