Различные формы собственности

С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение  ……………………………………………………………………стр.3
   1. Место и роль собственности в системе
      экономических отношений    ……………………………………… стр.4
   2. Изменение отношений собственности-
        важнейшее условие формирования рынка  ………………………..стр.8
   3. Пути перехода к многообразию форм
        собственности  ……………………………………………………..стр.11
   4. Формы собственности в переходный
        период  ……………………………………………………………..стр.17
Заключение  ………………………………………………………………стр.21
Литература  ……………………………………………………………….стр.23



                                  Введение.
      В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к  рыночной  экономике,
рыночному  хозяйственному  механизму.  Многие  экономические  проблемы   нам
приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной  системой  в
экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки  для  рыночного
хозяйства, становление которого не может произойти  в  одночасье.  Известно,
что   зарождение   рыночных   отношений   началось   еще   при    разложении
первобытнообщинного строя. Но  своего  расцвета  товарно-денежные  отношения
достигли при капитализме.  Конечно,  нам  не  надо  повторять  все  этапы  и
перипетии, которыми богата история рынка. Мы  можем  воспользоваться  опытом
других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих  пор  никто
в мире  не  переводил  на  рыночные  рельсы  столь  громадный  хозяйственный
комплекс, каким является наша экономика.  Нет  исторических  аналогов  этому
процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный  механизм
современного западного общества.
Сложно  однозначно  определить  какое  влияние  на  пошатнувшуюся  экономику
России окажет рыночная система. Многие экономисты России и зарубежных  стран
дают различные прогнозы  и  усматривают  различные  тенденции  в  дальнейшем
развитии нашей страны. Но одно очевидно: невозможно вернуться назад к  чисто
командной  экономике.  Главное  -  найти  верные  пути   в   продвижении   к
экономическому   прогрессу,   выработать   научно   обоснованную   концепцию
экономического развития России.

    1. Место и роль собственности в системе экономических отношений.
    Там, где есть экономическая деятельность, всегда присутствует  проблема
собственности.   Отношения    собственности    пронизывают    всю    систему
экономических отношений и сопровождают человека с момента  его  рождения  до
смерти. Человек живет, производит и использует  результаты  труда  в  тесном
взаимодействии  с  другими  людьми.  В  силу  этого  можно  утверждать,  что
собственность - это отношения между людьми,  выражающие  определенную  форму
присвоения материальных благ,  и  в  особенности  форму  присвоения  средств
производства. Они порождают целую гамму отношений между  ее  участниками,  а
также между ними и обществом в лице государства.  Социальная  сущность  этих
отношений  и  есть  выражение  присущих   данному   обществу   экономических
отношений собственности. Для более  полного  представления  о  собственности
следует определить то место, которое принадлежит ей в  системе  общественных
отношений.
    Во-первых,  собственность  -  это  основа,   фундамент   всей   системы
общественных  отношений.  От  характера  утвердившихся  форм   собственности
зависят  и  формы  распределения,  обмена,  потребления.  Так,  в   рыночной
экономике преобладает частная собственность.
    Во-вторых,  от  собственности  зависит  положение  определенных  групп,
классов, слоев в обществе,  возможности  их  доступа  к  использованию  всех
факторов производства.
    В-третьих, собственность  есть  результат  исторического  развития.  Ее
формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной  движущей
силой этого изменения является развитие производительных сил.  Производство,
олицетворяемое  ветряной  мельницей,  писал  Ф.Энгельс,  дает   общество   с
сюзереном во главе, паровая машина выдвигает  на  первый  план  промышленную
буржуазию.
    В-четвертых, хотя в пределах каждой  экономической  системы  существует
какая-то  основная  специфическая  для  нее  форма  собственности,  это   не
исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из  прежней
экономической системы, так и новых, своеобразных ростков  перехода  к  новой
системе. Переплетение и взаимодействие  всех  форм  собственности  оказывает
положительное воздействие на весь ход развития общества.
    В-пятых, переход от  одних  форм  собственности  к  другим  может  идти
эволюционным  путем,  на  основе  конкурентной   борьбы   за   выживаемость,
постепенным вытеснением всего того, что  отмирает,  и  усилением  того,  что
доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то  же  время
имеют место и революционные  пути  смены  форм  собственности,  когда  новые
формы насильственно утверждают свое господство.
Рассмотрение системы отношений собственности позволяет ответить  на  вопрос,
в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность.  Если  приоритет
отдается индивидуальному интересу, то можно  говорить  о  системе  отношений
индивидуального  частного  отношения.  Если  присвоение   осуществляется   в
интересах   какого-либо   коллектива,   то   речь   идет   о    коллективной
собственности. Присвоение  может  вестись  определенной  социальной  группой
людей. Здесь на лицо уже классовый интерес.
В ходе  дискуссий  по  поводу  усилий  России  и  других  республик  бывшего
Советского Союза  преодолеть  существующие  в  них  экономические  трудности
утвердилось  мнение  о необходимости перехода  от  административно-командной
системы к  рыночной  системе  свободной  конкуренции.   Рыночная  экономика,
утвердившаяся в Западной Европе, в Соединенных  Штатах  Америки,   Канаде  и
ряде  других  стран,   функционирует  эффективно   и  сравнительно   успешно
удовлетворяет потребности  своих  граждан.   Поэтому  рыночное  хозяйство  и
является альтернативой для бывших   социалистических  стран;  предполагается
минимальное прямое  вмешательство  государства  в  управление  экономикой  и
переход  основных  рычагов  государственного регулирования к  индивидуальной
предпринимательской инициативе.
     Основополагающее значение  право  собственности  в  рыночной  экономике
имеет  для  всех  форм  хозяйственной  деятельности,   в  особенности    для
индивидуального предпринимательства.
      Утверждение и неукоснительное соблюдение правовых норм   собственности
-  это   тот   фундамент,   от  состояния  которого  зависит  прочность всех
элементов  свободного  рынка.  До  тех  пор   пока   не   будет   утверждена
и законодательным образом защищена рыночная система  собственности,   бывшие
социалистические  страны  будут  сталкиваться  с    большими,    или    даже
непреодолимыми трудностями в  создании  нормально  функционирующей  рыночной
экономики.
    Итак, собственность в экономическом смысле  -  это  реальные  отношения
между людьми по присвоению и хозяйственному использованию всего имущества.
Собственность  принадлежит  к  числу  таких  понятий,  вокруг   которых   на
протяжении  многих  веков  скрещиваются  лучшие  умы  человечества.   Однако
борьбой  в  теоретическом   плане   дело   не   ограничивается.   Социальные
потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной  из  главных  своих
причин имеют, в  конечном  счете,  попытки  изменить  сложившиеся  отношения
собственности, утвердить новый строй этих отношений.
    В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды  происходила  ломка
отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года  и  завершилась
невиданной катастрофой,  последствия  которой  будет  ощущать  еще  не  одно
поколение. Вторая  происходит  в  наши  дни.  Ее  основная  цель  -  вернуть
отношениям  собственности  их  подлинное  содержание,   создать   достаточно
широкий слой  частных  собственников,  который  стал  бы  социальной  опорой
нынешнего строя.



    2. Изменение отношений собственности - важнейшее условие формирования
                                   рынка.
      Для успешного развития  собственности  необходимо   выполнение  многих
экономических и социальных условий,  в частности необходим пересмотр  самого
отношения к собственности в новых экономических условиях.
    Современная экономическая наука сегодня по-новому рассматривает многие
процессы, происходящие в нашем обществе. Это касается проблем
собственности, соотношения плановых и рыночных методов регулирования
хозяйственной деятельности, прямых и косвенных методов управления
общественными процессами.
      С демократизацией нашего общества появились мотивы перехода к рыночной
экономике, в связи с этим были предприняты попытки реализации  данной  цели,
порой  не  самые  удачные,  но,  на  наш  взгляд,  достойные   рассмотрения,
поскольку именно с них началась медленная и болезненная ломка  наших  старых
экономических стереотипов.
      Период перестройки ознаменовался возрастанием  внимания к бедственному
положению советских людей. Тем не менее, сущность экономики состоит  в  том,
что сочувствие и желание помочь сами по себе здесь ничего не  решают.  Чтобы
люди жили лучше, надо производить больше товаров и услуг высокого  качества.
Этим  искусством  мы,  к  сожалению,  еще  до  сих  пор  не   овладели.   Но
правительство  обеспечивало  активную   социальную   политику   при   помощи
повышенной эмиссии, однако если на эти  деньги  не  выпускается  адекватного
количества товаров, то возрастает не уровень жизни, а  очереди,  дефициты  и
спекуляция,  что  и  наблюдалось  на  первых  этапах  перехода  к   рыночной
экономике.
    Мы считаем, что для перехода к рынку нужно, прежде всего, в общих
чертах осознавать то, к чему движется наше общество: что такое современный
рынок.
      Решив  построить  рыночную  экономику,  мы   должны,   прежде   всего,
представлять ее  образ,  видеть  хотя  бы  контуры,  усвоить  суть  рыночных
отношений.  Однако  глубокому  восприятию  и   пониманию   рынка   советским
человеком препятствует несколько причин.
      Во-первых, мы подлинной рыночной экономики во всех  ее  многочисленных
проявлениях практически не видели и не знали. Если кто  и  бывал  в  странах
свободного рынка, то он лицезрел только его внешний облик, не вникая в  суть
внутренних механизмов рыночных отношений.
      Во-вторых, нас рыночным отношениям не  учили.  В  школах,  техникумах,
институтах, по радио и телевидению нам внушали, что за рубежом  загнивающая,
кризисная  экономика  с  эксплуатацией  и  порабощением  трудящихся   людей.
Учебники, содержащие подлинное описание рынка и  рыночной  экономики,  труды
так называемых буржуазных экономистов  либо  вообще  не  переводились  и  не
издавались, либо становились известными только узкому кругу специалистов.
      В-третьих, те естественные ассоциации, которые возникают у каждого  из
нас при слове “рынок”, так или иначе связаны с  колхозным  рынком,  базаром,
то есть рыночными формами, существовавшими в  советской  экономике.  Но  эти
аналогии весьма далеки от реального цивилизованного  современного  рынка  и,
значит, порождают искаженное представление о подлинной рыночной экономике.
      Термины  “рынок”  и  “рыночная  экономика”  в  нашей   стране   обычно
трактуются только как товарообменные операции и товарно-денежные  отношения,
иными словами, как торговля, обмен, но такое представление примитивно.
    Рынок  - это вся система многообразных экономических отношений между
людьми, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и
потребления, основанная на определенных принципах, главным из которых
является свобода экономической деятельности.
   Основное свойство экономики  рыночного  типа  состоит  в  распространении
рыночных отношений на все  хозяйственные  сферы,  проникновение  их  во  все
отрасли,  охват  всех  регионов   страны.   Это   свойство   можно   назвать
всеобщностью рыночных отношений.



             3. Пути перехода к многообразию форм собственности.
    В зависимости от того, кто является субъектом собственности, выделяются
ее  виды  и  формы  (см.рис).  В  Российской   Федерации   носителями   прав
государственной    собственности    являются    комитеты    по    управлению
государственным  имуществом,  создаваемые  соответственно   на   федеральном
уровне  и  уровне  субъектов  федерации.   Носителями   прав   муниципальной
собственности являются органы местного самоуправления.


                  Структура видов и форм собственности в РФ


|Вид            |Государственная|Муниципальная  |Частная |Общественная   |
|собственности  |               |               |        |               |
|               |Федеральная    |Районная,      |        |Общественных   |
|Форма          |Субъектов      |городская,     |Граждан |организаций,   |
|собственности  |федерации      |поселковая и   |        |партий, церкви |
|               |               |т.д.           |        |и т.д.         |

    Основой  современной рыночной экономики, в  том  числе  и  регулируемой
государством, выступает частная собственность в  ее  разнообразных  типах  и
формах. Многообразие форм собственности  отражает  разную  степень  развития
производительных сил и организационно-экономических отношений,  неодинаковую
меру  обобществления  производства  в  различных   областях   хозяйства.   В
индустриально  развитых  капиталистических   странах   наблюдается   большое
разнообразие типов и форм частной собственности:  единоличная  собственность
фермеров; трудовая частная  собственность  (лавка,  магазин,  кафе,  станция
технического  обслуживания,   аптека   и   т.д.);   индивидуальное   частное
предприятия  с  относительно  небольшим  числом  работников,  работающих  по
найму, акционерные общества и др. Такая смешанная  экономика  отличается  от
полностью  монополизированной  или  огосударствленной  тем,  что  она  лучше
реагирует на многообразие изменения общественных потребностей и более  полно
отражает их.
    По признаку присвоения все многообразие форм собственности можно свести
к трем группам: индивидуальная, коллективная и государственная.

Индивидуальная включает в себя личную собственность на предметы  потребления
и домашнего обихода, личное  подсобное  хозяйство,  индивидуальную  трудовую
деятельность. В этом типе собственности все ее аспекты представлены в  одном
лице или семье.
    Коллективная  представлена  кооперативами,   коллективными,   арендными
предприятиями,   товариществами,   акционерными    предприятиями    и    др.
Кооперативная форма собственности широко распространена в большинстве  стран
мира. Основной сферой деятельности кооперативов является переработка и  сбыт
сельскохозяйственной продукции.  На  территории  бывшего  СССР  коллективная
собственность была представлена колхозами и потребительскими  обществами  на
селе.
    Разновидностью  коллективной  собственности  является   и   акционерная
собственность.

          Государственная   собственность    бывает:    общегосударственной,
региональной и муниципальной.
    По правовым  признакам  различают:  частную  собственность  (граждан  и
юридических  лиц),  государственную   (опять-таки   федеральную,   субъектов
федерации и муниципальную) и смешанную или совместную форму собственности.
    Объектами собственности являются товары, рабочая сила, земля, природные
ресурсы, жилые дома, ценные бумаги,  капитал  в  денежной  или  вещественной
форме.
    В каждом государстве установилось  свое  соотношение  между  различными
формами  собственности,  а  в  каждой  отрасли  хозяйства,  в   материальном
производстве и в нематериальной сфере утвердилось преимущество тех или  иных
форм.
      Экономическая реформа  в  России  (структурная,  ценовая,  финансовая)
проводится в каждой сфере как  бы  в  разных  временных  потоках,  с  разной
скоростью и интенсивностью. Приватизация государственного  и  муниципального
имущества, являющаяся сердцевиной экономической реформы,  проходило  быстро,
последовательно  и  стала  (наряду  с  либерализацией  цен)  самым  ощутимым
проявлением изменений в экономике.
      Приватизация  представляет  особую  систему  экономических  отношений,
возникающих  в  связи  с  изменением   формы   собственности   на   средства
производства: с «государственной» на  «частную».  Она  включает  взаимосвязь
приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной  власти,
трудовых коллективов предприятий, населения в  целом  в  процессе  глубинных
изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается  в  том,
что приватизация является разгосударствлением собственности.
      Особенностями начального этапа приватизации в России  (1991-1994  гг.)
являются:  приоритет   политических   целей   процесса,   введение   системы
приватизационных чеков;  сверхвысокие  темпы  приватизации;  преимущественно
формальный  характер приватизации при  акционировании  крупных  предприятий;
аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации.
      Эмиссия  и  обращение   приватизационных   чеков   стали   эффективным
инструментом быстрого  перераспределения  государственного  имущества  среди
негосударственных инвесторов. Вторичный  же  рынок  акций  приватизированных
предприятий  развивается  медленно  из-за   отсутствия   спроса   на   акции
большинства акционерных обществ (и, соответственно, их низкой  ликвидности),
малой доходности акций и неразвитости инфраструктуры фондового рынка.
     Субъектами предпринимательской деятельности могут  быть  граждане,  не
ограниченные  законом  в  правоспособности  или  дееспособности,   а   также
юридические лица всех форм собственности. Предприниматель  имеет  право  без
ограничений  и  на  собственный  риск  принимать  решения   и   осуществлять
самостоятельно любую деятельность, не противоречащую законодательству.
    Мировая практика накопила определенный опыт  приватизации.  В  странах,
где  процесс  национализации   принимал   относительной   широкие   масштабы
(Великобритания,   Франция),    приватизация    проходила,    например,    в
Великобритании, путем:  распродажи  и  безвозмездного  распределения  акций;
подряда    на    оказание    услуг;    продажи    государственного     жилья
квартиросъемщикам; отказ  от  государственной  монополии  в  целях  развития
конкуренции. Процесс этот длительный. В Западной Европе он  продолжался  10-
15 лет. Проведению приватизации предшествовала большая  кропотливая  работа.
Определяются основные направления: бесплатная передача собственности,  выкуп
предприятий  на  льготных  условиях,  продажа  акций,  сдача  предприятий  в
аренду, продажа мелких предприятий с аукциона и т.д.

Цели  приватизации  связаны   с   повышением   эффективности   хозяйственной
деятельности через развитие рынка и формирование слоя частных собственников-
предпринимателей,    стимулирование    предпринимателей     на     повышение
эффективности  работы  предприятий,  расширение  индивидуальных   свобод   и
создание конкурентной среды, привлечение иностранных инвестиций,  содействие
демократизации экономики.
     Приватизация направлена на  социальную  защиту  населения  и  развитие
объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

Процесс приватизации  в  России  начался  раньше,  чем  сформировалась  сама
концепция  приватизации,  и  понятие  частной  собственности  было  признано
официально.   В   результате,    происходила    своеобразная    приватизация
государственных   финансовых   ресурсов,   а   по   существу,   разграбление
государственной   собственности.   Смена   собственников   не   привела    к
эффективному   хозяйствованию.   В    экономике    утвердилось    господство
естественных монополий,  экономический  и  финансовый  кризис  углубился.  В
связи с этим, необходимы следующие меры,  которые  ранее  были  использованы
другими странами:
1.  дифференцированный  подход  к   приватизации   крупных   государственных
  объектов с целью создания экономической  структуры  с  разумным  балансом
  малых, средних и крупных предприятий, с достаточной степенью  конкуренции
  между  предприятиями  в  различных  отраслях  и  с  достаточным  участием
  иностранных инвесторов;
2. разнообразие способов передачи государственной  собственности  в  частные
  руки;
3.   предоставление   краткосрочных   кредитов   с   гарантией   государства
  предприятиям,  деятельность  которых  находится   под   квалифицированным
  контролем, для  финансирования  заработной  платы  и  обязательств  перед
  поставщиками и др.



               4. Формы собственности в переходной экономике.
        Трансформация собственности - от монополизма к плюрализму форм
    Изменения  в   отношениях   собственности   стали   основным   стержнем
экономических реформ в бывших советских республиках. В  теоретическом  плане
трансформация собственности потребовала решения проблемы: до  какого  уровня
должна  снизиться  доля  государственной  собственности,  какими  темпами  и
способами  пойдет  это  снижение,   как   и   к   кому   должна   переходить
государственная собственность.
    В России и в других государствах СНГ взят курс на  переход  к  системе,
сочетающей  частную  (индивидуальную   и   групповую),   государственную   и
смешанную формы собственности на средства производства. Это  вполне  логично
сопрягается с курсом на переход к  рынку.  Раз  рынок  предполагает  свободу
производственной   и   коммерческой    деятельности,    конкуренцию    между
производителями, значит должно быть  преодолено  господство  какой-то  одной
формы собственности. Оно должно  быть  заменено  взаимно  дополняющими  друг
друга различными формами  собственности,  каждая  из  которых  оказалась  бы
наиболее  приспособленной  к   конкретной   сфере   экономики,   к   каждому
специфическому виду экономической деятельности.

                    Госсобственность в переходный период

    Особенность отношений между субъектами  и  объектами  собственности  на
федеральном уровне объясняются следующими обстоятельствами:
результаты процесса управления федеральной собственностью влияют  на  судьбы
многих  людей,  определяя  уровень  их   жизни,   социальную   защищенность,
состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие  другие
общепризнанные человеческие ценности;
федеральная собственность охватывает огромное число объектов,  расположенных
на всей территории страны и за ее пределами;
объекты  федеральной  собственности  отличаются  большим  организационным  и
правовым многообразием, охватывают  широкий  спектр  отраслей  национального
хозяйства  и  предназначены  для   использования   в   самых   разнообразных
направлениях;
реализация права государства  на  объекты  собственности  достигается  через
функционирование   системы   управления   государственной    собственностью,
представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.
    Государственная собственность, вероятно,  сохранит  свою  значимость  и
функцию  опорного  звена  всей  хозяйственной  цепи.  Процесс  приватизации,
ведущий к расширению  индивидуальной  и  групповой  форм  собственности,  не
означает, что государственная собственность будет полностью  свернута.  Есть
такие  отрасли  народного  хозяйства,  которые  нецелесообразно  дробить  на
элементы.
    Это относится прежде  всего  к  крупным,  наиболее  важным  комплексам,
работающим  в  интересах  всего  государства.   Очевидно,   что   в   России
энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и  некоторые  другие
отрасли  должны  оставаться  в  сфере  государственной  собственности.  Сюда
должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
    В рекомендациях различных авторов, доля  государственной  собственности
должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
    Еще  долгое   время   государственному   сектору   будут   принадлежать
значительные позиции  в народном хозяйстве России,  и  этот  сектор  требует
адекватной ему системы управления.  По-видимому,  все  госпредприятия  могут
быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением  государства,
вторая - на полном коммерческом расчете.
    Важная проблема в развитии государственной собственности -  преодоление
монополизма, характерного для  административно-командной  системы.  К  концу
1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного  производства
достигла 72%. С превращением  бывших  республик  в  независимые  государства
монополизм  еще  более  усугубился,  так  как   многие   предприятия-дублеры
оказались по разные стороны новых государственных границ.
    Понятно,   что    демонополизация    производства,    основанного    на
государственной собственности, -  это  долгий  и  сложный  процесс.  Отчасти
преодоление   монополизма   может   осуществляться    путем    разукрупнения
предприятий, механического раздела их на части. Для строительства  же  новых
предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств,  которыми  наша
страна в настоящее время не располагает.
    Можно  предположить,  что  преодоление  монополизма  пойдет   за   счет
диверсификации производства на действующих предприятиях,  которым  под  силу
использовать свободные мощности  (или  расширять  действующие)  для  выпуска
дефицитных товаров.
    В преодолении монополизма может играть положительную роль использование
опыта стран Запада. Во многих из них  действуют  антимонопольные  законы.  В
частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана  ("хартия  экономической
свободы"), в 1914г. - закон  Клейтона,  запрещавший  горизонтальное  слияние
фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию.  Закон  Целлера-Кефовера  (1950
г.) распространил это  запрещение  на  вертикальные  слияния.  За  нарушение
антимонопольных законов предусмотрена уголовная  ответственность  (штраф  до
100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное  заключение  до  3  лет).  Суд
может  заставить  компенсировать  убытки  в  тройном  размере   для   фирмы,
пострадавшей от монополизма.
    В ряде стран  Запада  действуют  административные  запреты  на  высокую
степень  монополизма.  В  США  при  монополизации  одной  фирмой  90%  рынка
предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при  60%  и  выше  монополист
ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может  владеть
не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем  50%,
4-5 - не  более  70%.  Верхняя  планка  для  одной  фирмы  в  Великобритании
установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
    Тем не менее, одной из главных  теоретических  и  практических  проблем
явилось   разгосударствление,   определение   и    использование    наиболее
рациональных путей, моделей приватизации.

                                 Заключение.
    Работая  над своей курсовой работой, я  преследовала  целью  не  только
оценку тех исторических шагов, которые были сделаны нашей страной на пути  к
рыночной экономике, но и размышление о дальнейших попытках этого перехода.
      Переход к рынку, как мы уже отмечали, -  очень  сложный  и  длительный
процесс. Чтобы создать национальную структуру  своей  экономики,  адекватную
рыночным требованиям, Россия  должна  пройти  мучительный  путь  определения
своих приоритетов  по  всем  направлениям  и  на  всех  уровнях  общества  и
хозяйства. Ведь она  должна  не  просто  включиться  в  современную  мировую
экономику, а спрогнозировать свою роль и  место в мировом разделении труда.
       Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами  предстанут  результаты
реформ Российской экономики. Для этого  все  россияне  должны  осознать  всю
сложность  теперешней  ситуации  и  приложить  все  усилия   чтобы   реформы
осуществлялись  в  интересах  всего  населения  России,  а  не   для   узких
финансовых и криминальных структур.  Короче,  успешное  развитие  экономики,
выход её из кризиса зависят от совместных действий всего  населения  России,
от каждого из нас.
      Хотелось бы отметить, что нельзя сворачивать с  правильно  выбранного,
как  мы  думаем,  пути.  Ведь   переход   к   рынку   является   показателем
демократизации России,  предоставления  свободы  экономической  деятельности
каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории  выступают
самыми яркими показателями возрождения России. И пусть  переход  к  рынку  у
нас  происходит  очень  болезненно,  медленно,  что,  впрочем,  естественно,
однако мы уверены, что, если  пройдём  весь  этот  трудный  путь  до  конца,
Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.



                             Список литературы: