Сущность предпринимательства и прибыль

Московская финансово-юридическая академия



                               Курсовая работа

                      по экономической теории  на тему:

                  “ Сущность предпринимательства и прибыль“



                                                                   Выполнил:
                                                      Студентка группы 3ФК2с
                                                               Веселова Н.В.

                                                       Научный руководитель:
                                                              К.э.н., доцент
                                                             Загородняя Е.Е.



                                  Волгоград
                                   2002г.
                                 Содержание



Введение    3


1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности   5

  1.1. Понятие предпринимательства 5
  1.2. Предпринимательство: сущность и субъекты     9
  1.3. Организационно-правовые формы предпринимательства 15

2. Прибыль в предпринимательской деятельности      25

  2.1. Концепции понятия прибыли   25
  2.2. Предпринимательский доход   26
  2.3. Риск как ключевой аспект предпринимательства.     31

3. Предпринимательство в России   34

  3.1. Исторические аспекты развития предпринимательства в России   34
  3.2. Экономические ориентации предпринимательства в России   39

Заключение  46


Литература  48


Приложения  50


                                  Введение



      В экономической литературе понятие “предприниматель” впервые появилось
во Всеобщем словаре  коммерции  изданном  в  Париже  в  1723г.  В  качестве
научного термина понятие “предприниматель” появилось в  работах  известного
английского  экономиста  начала  XVIII  века  Ричарда  Кантильона.  Научное
исследование  же   предпринимательства   впервые   осуществил   австрийский
экономист Й.Шумпетер (1883-1950)  в  своей  работе  “Теория  экономического
развития” (1912).
      Любая нация гордится плодами деятельности своих  предпринимателей.  Но
любая  нация  и  каждый  ее  отдельный  представитель  гордятся   и   своей
причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской  идеи.
Предпринимательство как одна из  конкретных  форм  проявления  общественных
отношений  способствует  не  только  повышению  материального  и  духовного
потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической
реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к  единению
нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
      Особенно актуальна проблема внедрения на  рынок  малых  предприятий  в
свете последних изменений в экономике нашей страны.  Обвал  рубля  привел  к
тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров  и  услуг,
а большинство средних и мелких предприятий, которые “держались на плаву”  до
сентября 1998 года, вообще  перестали  существовать.  Кто  же  сейчас  может
поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в  руки  мелкого  и
среднего  предпринимательства.  Предприниматели   как   наиболее   мобильный
социальный  слой  быстрее   приспосабливаются   к   постоянно   изменяющимся
экономическим условиям в  современной  России,  к  желаниям  потребителя.  В
соответствии  со  своими  стремлениями  к  материальному   благополучию,   к
реализации  собственных  идей  и  возможностей.  То   есть   предприниматель
вынужден  делить  свое  время  между  различными  целями  и  таким   образом
предпринимательские ориентации неизбежно  принимают  форму  выбора,  который
зависит, в первую очередь, от сложившейся ситуации, а также от  особенностей
личности.
      За  предпринимательством  в   России   будущее,   процесс   накопления
критической массы неизбежно приведет к "предпринимательскому буму".
      Удача в предпринимательстве не падает с неба. Как ее  добиваться,  как
уберечь  себя,  свой  бизнес  от   ошибок?   Знание   теоретических   основ
предпринимательства является необходимым условием долгой и успешной жизни в
бизнесе.
      Цель данной курсовой работы определить сущность предпринимательства  и
прибыли.
      Достижению цели способствовало решение следующих задач:
 - рассмотреть понятие предпринимательства;
 - выявить сущность и субъекты предпринимательства;
 - проанализировать формы предпринимательской деятельности;
 - дать характеристику прибыли и риску в предпринимательстве;
 -  выявить  исторические  аспекты  развития  и   экономическую   ориентацию
   предпринимательства в России.
      Исходя из поставленных задач, курсовая  работа  состоит  из  следующих
частей:
 - введение;
 - основная теоретическая часть;
 - практическая часть;
 - заключение;
 - список используемой литературы;
 - приложения.

      1. Предпринимательство, как особая форма экономической активности


                      1.1. Понятие предпринимательства



      В римском праве  “предпринимательство”  рассматривалось  как  занятие,
дело, деятельность, особенно коммерческая.  Под  предпринимателем  понимался
арендатор,  человек  ведущий  общественное  строительство.  В  средние  века
понятие “предприниматель” употреблялось в нескольких смыслах. Прежде  всего,
к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Один из первых  примеров
такого предпринимательства  дает  Марко  Поло,  путешественник,  стоявший  у
истоков  развития  торговли  между   Европой   и   Китаем.   Отправляясь   в
путешествие,  торговец  (предприниматель)  подписывал  контракт   с   купцом
(банком) на продажу товаров.  Хотя  во  время  такого  путешествия  на  долю
предпринимателя выпадали различные физические и моральные испытания, по  его
окончании он  был вынужден 75%  своей  прибыли  отдавать  купцу  (банку).  К
предпринимателям  также  относили   организаторов   парадов,   балаганов   и
представлений.  Кроме  того,  это  понятие  использовалось  применительно  к
руководителям  крупных  производственных  и  строительных  проектов.   Глава
такого проекта ничем не рисковал – он всего лишь  руководил  всеми  работами
по его организации, используя предоставленные ему  финансовые,  материальные
и торговые ресурсы.
      В экономической литературе - во Всеобщем словаре  коммерции,  изданном
в Париже в 1723г., впервые появилось понятие “предприниматель”, где под  ним
понимался человек,  берущий  на  себя  “обязательство  по  производству  или
строительству объекта”.
      В качестве научного  термина  понятие  “предприниматель”  появилось  в
работах  известного  английского  экономиста  начала  XVIII   века   Ричарда
Кантильона.  Он  разработал  первую  концепцию  предпринимательства,  а  под
предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи  с
тем, что  торговцы,  фермеры,  ремесленники  и  прочие  мелкие  собственники
покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
       Француз  К.  Бодо  пошел  дальше  Р.  Кантильона.  Он  отмечает,  что
предприниматель должен обладать определенным интеллектом,  т.  е.  различной
информацией и знаниями.  Другой  французский  экономист  Тюрго  считал,  что
предприниматель должен обладать не только  определенной  информацией,  но  и
капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль  –
цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
       А.   Маршалл   и   его   последователи   большое   внимание   уделяли
организаторской функции предпринимателя и считали, что  не  каждый  желающий
может быть предпринимателем, выделяя  предпринимательские способности.