Сущность, причины и виды инфляции
Как экономическое явление инфляция существует уже
длитель
ное время . Считается , что она появилась чуть ли не с
возникнове
нием денег , с функционированием которых неразрывно связана
.
Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной
Аме-
рике в период гражданской войны 1861 - 1865 г. г. и обозначал
про-
цесс разбухания бумажно - денежного обращения . В 20 веке
этот
термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое расп-
ространение в экономической литературе понятие инфляция
полу-
чило в 20 веке после первой мировой войны , а в советской
эко-
номической литературе - с середины 20 - х годов .
Наиболее общее , традиционное определение инфляции -
пере-
полнение каналов обращения денежной массой сверх потребнос
-
тей товарооборота , что вызывает обесценение денежной
единицы и соответственно рост товарных цен .
Однако , определение инфляции как переполнение каналов
де-
нежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нель-
зя считать полным . Инфляция , хоть она и проявляется в
росте то-
варных цен , не может быть сведена лишь к чисто денежному
фе-
номену . Это сложное социально - экономическое явление , порожда-
емое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыно-
чного хозяйства .
Сегодня это слово - одно из наиболее часто
употребляемых на
страницах прессы в 20 веке инфляция стала общим бедствием боль-
шинства стран мира .
Инфляция - постоянный рост общего уровня цен на
товары и
услуги , при котором падает покупательная сила денежной
едини-
цы.
Инфляция может быть измерена с помощью специальных
отно-
сительных показателей роста цен , так называемых индексов
цен . Наиболее всеобъемлящую информацию дает такой индекс ,
если
рассчитать его применительно ко всему объему произведенных
страною за год товаров и услуг .Такой индекс цен называется
деф-
лятором , поскольку он как бы очищает , «деинфлирует» объемные
показатели экономического роста от влияния инфляции .
Конечно, инфляция не означает, что повышаются обязательно
все
цены .Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые
цены могут оставаться относительно стабильными , а другие падать
.
Например , хотя в 1970-1980 годах наблюдался высокий уровень инф-
ляции , цены на такие товары , как видеомагнитофоны , цифровые ча-
сы и персональные компьютеры , фактически были снижены.
Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены
имею тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают
,
другие поднимаются более умеренными темпами , а третьи вовсе не
поднимаются. И все же в период инфляции дорожает подавляющее
большинство товаров и приходится говорить о падении
покупательной способности денег .Покупательная способность денег
- это объем благ и услуг , который может быть приобретен на
некоторое количество денег в данный момент времени .
Например , если 1 кг. мяса стоит 11 руб., то можно
сказать ,что в
период действия этой цены покупательная способность 100 рублей
равна 9,09 кг. мяса .
Изменения покупательной способности денег оцениваются с
по-
мощью формулы:
1
И псд = ----- , где : И псд - индекс
покупательной спосо-
И ц
бности денег;
И ц
- индекс цен , то есть специаль
ный показатель, характеризу
ющий насколько цены повы-
сились по сравнению с пре-
дыдущим годом.
Например, если за год цены в стране возросли на 70 % (
индекс
цен = 1.700 ) , то в результате этого покупательная способность
денег упала более чем на 40 % и составит лишь 58.8% от той ,
которая суще
ствовала на начало года.
Деньги обесцениваются по отношению к товарам и
иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной
силы. Ряд ученых к этому перечню ( т.е. товарам и национальным
валютам ) до-
бавляют еще и золото. Такая трактовка проявления инфляции, как
обесценение денег и по отношению к золоту , предполагает, что эти-
ми учеными золото по прежнему рассматривается как всеобщий экви
валент, как деньги.
Прежде всего нужно отметить , что рост цен может быть
связан с
превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост
цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на
каком-то отдельном товарном рынке- это еще не инфляция. Инфля-
ция - это повышение общего уровня цен в стране , которое
возникает
в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в поль-
зу спроса. Другими словами, инфляция- это дисбаланс между сово-
купным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост
цен могут и конкретные экономические обстоятельства. Например,
энергетический кризис 70-х годов проявил себя не только в росте
цен на нефть ( в этот период цена на нефть возросла почти в 20
раз ), но и на другие товары и услуги : в 1973 году общий уровень
цен в США
поднялся на 7% , а в 1979 году - на 9%.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут
возрасти вследствие изменений в динамике производительности тру-
да , циклических и сезонных колебаний , структурных сдвигов в сис-
теме воспроизводства , монополизации рынка , государственного ре-
гулирования экономики , введения новых ставок налогов , девальва-
ции и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка
воздействия внешнеэкономических связей , стихийных бедствий и
т.п. Следовательно , рост цен вызывается различными причинами .Но
не всякий рост цен - инфляция , и среди названных выше причин рос-
та цен важно выделить действительно инфляционные .
Так рост цен ,связанный с циклическими колебаниями
коньюкту-ры ,нельзя считать инфляционным . По мере прохождения
различных фаз цикла ( особенно в его « класической» форме,
характерной для 19 начало 20 веков) будет меняться и динамика
цен . Их повышение в
период бума сменяется их падением в фазах кризиса и депрессии
и
вновь ростом в фазе оживления . Повышение
производительности
труда , при прочих равных условиях , должно вести к снижению цен
.
Другое дело , если повышение производительности труда в ряде от -
рослей сопровождается опережающим это повышение ростом зарабо-
тной платы . Такое явление , именуемое инфляцией издержек , дей -
ствительно сопровождается общим повышением уровня цен . Стихийные
бедствия не могут считаться причиной инфляционного
роста цен . Так ,если в результате наводнения в какой - либо
местнос-
ти разрушены дома , то очевидно, поднимутся цены на стройматериа-
лы . Это будет стимулировать производителей стройматериалов рас-
ширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка
цены станут понижаться .
Таким образом , к действительно инфляционным причинам роста
цен можно отнести :
Во - первых , диспропорциональность , или
несбалансированность
государственных расходов и доходов , выражающаяся в дефиците
госбюджета . Если этот дефицит финансируется за счет займов в
Центральном эмиссионном банке страны , то есть за счет активного
использования « печатного станка», это приводит к росту массы
денег
в обращении .
Во - вторых , инфляционный рост цен может происходить ,
если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными
методами . особенно инфляционно опасными являются инвестиции ,
связанные с милитаризацией экономики . Так , непроизводительное
потребление национального дохода на военные цели означает не
только потерю общественного богатства . Одновременно военные
ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос , что
ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного
покрытия . Рост военных расходов является одной из главных причин
хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения
государственного долга во многих странах , для покрытия которого
государство увеличивает денежную массу .
В - третьих , общее повышение уровня цен связывается в
современной экономической теории и с изменением структуры рынка в
20 веке . Эта структура все меньше напоминает условия совершенной
конкуренции , когда на рынке действует большое число
производителей , продукция характеризуется однородностью ,
перелив капитала не затруднен . Современный рынок - это в
значительной степени олигополистический рынок . А олигополист
(несовершенный конкурент ) обладает известной степенью власти над
ценой . И если даже олигополии не первыми начинают « гонку цен» ,
они заинтересованы в ее поддержании и усилении . Несовершенный
конкурент , стремясь поддержать высокий уровень цен ,
заинтересован в создании дефицита ( сокращении производства и
предложения товаров ) . Не желая « испортить» свой рынок
снижением цен , монополии и олигополии препятствуют росту
эластичности предложения товаров в связи с ростом цен .
Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов
поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и
предложения .
В - четвертых , с ростом « открытости» экономики той или
иной страны , все большим втягиванием ее в мирохозяйственные
связи , увеличивается опасность « импортируемой» инфляции .
Упомянутый выше скачек ценна энергоносители в 1973 году (
«энергетический кризис» ) вызывал рост цен на импортируемую нефть
и - по технологической цепочке - на другие товары . В условиях
неизменного роста курса валюты страна каждый раз испытывает
воздействие « внешнего» повышения цен на ввозимые товары .
Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно
ограничены . Можно, конечно ,ревальвировать собственную валюту и
сделать импорт той же нефти более дешевым . Но ревальвация
сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных
товаров , а это означает снижение конкурентно способности на
мировом рынке .
В - пятых , инфляция приобретает самоподдерживающийся
характер в результате так называемых инфляционных ожиданий .
Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют
этот фактор , подчеркивая , что преодоление инфляционных ожиданий
населения и производителей - важнейшая задача антиинфляционной
политики .
Механизм воздействия на экономику инфляционных ожиданий
выражается в том , что люди , сталкиваясь с повышением цен на
товары и услуги в течение длительного периода времени и теряя
надежду на их снижение , начинают приобретать товары сверх своих
текущих потребностей . Одновременно , они требуют повышения
номинальной заработной платы и тем самым подталкивают текущий
потребительский спрос к расширению . Производители устанавливают
все более высокие цены на свою продукцию , ожидая , что в скором
времени сырье , материалы и комплектующие изделия еще больше
подорожают . Начинается « бегство от денег» .
Итак , очевидно , что расширение вследствие инфляционных
ожиданий текущего спроса стимулирует дальнейший рост цен .
одновременно сокращаются сбережения и уменьшаются кредитные
ресурсы , что сдерживает рост производственных инвестиций и ,
следовательно , предложение товаров и услуг . Экономическая