Сущность, причины и виды инфляции

Как   экономическое   явление   инфляция   существует   уже
длитель
ное  время . Считается , что  она   появилась   чуть   ли   не  с
возникнове
нием  денег , с  функционированием  которых  неразрывно   связана
.
      Термин  инфляция  впервые  стал  употребляться  в  Северной
Аме-
рике  в период  гражданской войны 1861 - 1865 г. г. и   обозначал
про-
цесс  разбухания  бумажно - денежного  обращения  .  В   20  веке
этот
термин  употреблялся  также  в  Англии  и  Франции. Широкое  расп-

ространение   в   экономической   литературе   понятие   инфляция
полу-
чило  в  20  веке после  первой  мировой  войны , а  в  советской
 эко-
номической  литературе - с  середины  20 - х  годов .
      Наиболее  общее ,  традиционное   определение   инфляции  -
пере-
полнение  каналов  обращения  денежной  массой  сверх   потребнос
-
тей   товарооборота  ,  что   вызывает    обесценение    денежной
единицы  и  соответственно  рост  товарных  цен .
      Однако , определение  инфляции  как  переполнение   каналов
де-
нежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нель-
зя  считать  полным . Инфляция , хоть   она   и   проявляется   в
росте то-
варных  цен , не  может  быть  сведена  лишь  к  чисто  денежному
фе-
номену . Это сложное  социально - экономическое явление , порожда-

емое  диспропорциями  воспроизводства  в  различных  сферах  рыно-

чного  хозяйства .
       Сегодня   это   слово  -   одно    из    наиболее    часто
употребляемых на
страницах  прессы  в 20 веке инфляция стала общим бедствием боль-
шинства  стран  мира .
       Инфляция -  постоянный   рост   общего   уровня   цен   на
товары  и
услуги , при   котором   падает   покупательная   сила   денежной
едини-
цы.
       Инфляция может быть   измерена   с   помощью   специальных
отно-
сительных  показателей  роста  цен ,  так   называемых   индексов
цен . Наиболее  всеобъемлящую  информацию  дает  такой  индекс  ,
если
рассчитать  его  применительно  ко  всему  объему   произведенных
страною  за  год  товаров  и  услуг .Такой  индекс цен называется
деф-
лятором , поскольку он как бы очищает , «деинфлирует» объемные
показатели экономического роста от влияния инфляции .
       Конечно, инфляция не означает, что повышаются  обязательно
все
цены .Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые
цены могут оставаться относительно стабильными , а другие  падать
.
Например , хотя в 1970-1980 годах наблюдался высокий уровень инф-
ляции , цены на такие товары , как видеомагнитофоны , цифровые ча-

сы и персональные компьютеры , фактически были снижены.
       Одно из главных больных мест инфляции - это то,  что  цены
имею тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни  подскакивают
,
другие поднимаются более умеренными темпами , а третьи  вовсе  не
поднимаются. И все же  в  период  инфляции  дорожает  подавляющее
большинство   товаров   и   приходится   говорить    о    падении
покупательной способности денег .Покупательная способность  денег
- это объем благ и услуг  ,  который  может  быть  приобретен  на
некоторое количество денег в данный момент времени .
        Например , если 1  кг.  мяса  стоит  11  руб.,  то  можно
сказать ,что в
период действия этой цены покупательная способность 100 рублей
равна 9,09 кг. мяса .
        Изменения покупательной способности денег  оцениваются  с
по-
мощью формулы:
                                        1
                        И псд  =  -----  , где  : И псд -  индекс
покупательной спосо-
                                                  И             ц
          бности денег;
                                                            И   ц
- индекс цен , то есть специаль

    ный показатель, характеризу

    ющий насколько цены повы-

    сились по сравнению с пре-

    дыдущим годом.
        Например, если за год цены в стране возросли на  70  %  (
индекс
цен = 1.700 ) , то в результате этого  покупательная  способность
денег упала более чем на 40 % и составит  лишь  58.8%  от  той  ,
которая суще
ствовала на начало года.
         Деньги  обесцениваются  по   отношению   к   товарам   и
иностранным валютам, сохраняющим стабильность своей покупательной
силы. Ряд ученых к этому перечню ( т.е.  товарам  и  национальным
валютам ) до-
бавляют еще и золото. Такая трактовка  проявления  инфляции,  как
обесценение денег и по отношению к золоту , предполагает, что эти-
ми учеными золото по прежнему рассматривается как всеобщий экви
валент, как деньги.
       Прежде всего нужно отметить ,  что  рост  цен  может  быть
связан с
превышением спроса над предложением товаров. Однако такой рост
цен, связанный с диспропорцией между спросом и предложением на
каком-то отдельном товарном рынке- это еще не инфляция. Инфля-
ция -  это  повышение  общего  уровня  цен  в  стране  ,  которое
возникает
в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в поль-
зу спроса. Другими словами, инфляция- это дисбаланс между сово-
купным спросом и совокупным предложением. Подстегивать рост
цен могут и конкретные  экономические  обстоятельства.  Например,
энергетический кризис 70-х годов проявил себя не только  в  росте
цен на нефть ( в этот период цена на нефть возросла  почти  в  20
раз ), но и на другие товары и услуги : в 1973 году общий уровень
цен в США
поднялся на 7% , а в 1979 году - на 9%.
       Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут
возрасти вследствие изменений в динамике производительности тру-
да , циклических и сезонных колебаний , структурных сдвигов в сис-

теме воспроизводства , монополизации рынка , государственного ре-
гулирования экономики , введения новых ставок налогов , девальва-
ции и ревальвации денежной единицы, изменения коньюктуры рынка
воздействия внешнеэкономических связей  ,  стихийных  бедствий  и
т.п. Следовательно , рост цен вызывается различными причинами .Но
не всякий рост цен - инфляция , и среди названных выше причин рос-

та цен важно выделить действительно инфляционные .
        Так  рост  цен  ,связанный  с  циклическими   колебаниями
коньюкту-ры ,нельзя считать инфляционным .  По  мере  прохождения
различных фаз цикла  (  особенно  в  его  «  класической»  форме,
характерной для 19 начало 20 веков) будет меняться   и   динамика
цен . Их  повышение в
период бума сменяется их падением в фазах  кризиса  и   депрессии
и
вновь     ростом     в     фазе     оживления     .     Повышение
производительности
труда , при прочих равных условиях , должно вести к снижению  цен
.
Другое дело , если повышение производительности труда в ряде от -
рослей сопровождается опережающим это повышение ростом зарабо-
тной платы . Такое явление , именуемое инфляцией издержек , дей -
ствительно сопровождается общим повышением уровня цен . Стихийные
бедствия  не  могут  считаться  причиной  инфляционного
роста цен . Так ,если в результате  наводнения  в  какой  -  либо
местнос-
ти разрушены дома , то очевидно, поднимутся цены на стройматериа-
лы . Это будет стимулировать производителей стройматериалов рас-
ширять предложение своей продукции и по мере насыщения рынка
цены станут понижаться .
      Таким образом , к действительно инфляционным причинам роста
цен можно отнести :
        Во   -   первых    ,    диспропорциональность    ,    или
несбалансированность
государственных расходов и  доходов  ,  выражающаяся  в  дефиците
госбюджета . Если этот дефицит финансируется  за  счет  займов  в
Центральном эмиссионном банке страны , то есть за счет  активного
использования « печатного станка», это  приводит  к  росту  массы
денег
в обращении .
       Во - вторых , инфляционный рост цен  может  происходить  ,
если  финансирование   инвестиций   осуществляется   аналогичными
методами . особенно инфляционно опасными  являются  инвестиции  ,
связанные с милитаризацией экономики . Так  ,  непроизводительное
потребление национального дохода  на  военные  цели  означает  не
только потерю  общественного  богатства  .  Одновременно  военные
ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос ,  что
ведет к  росту  денежной  массы  без  соответствующего  товарного
покрытия . Рост военных расходов является одной из главных причин
хронических  дефицитов  государственного  бюджета  и   увеличения
государственного  долга во многих странах , для покрытия которого
государство увеличивает денежную массу .
       В - третьих , общее повышение  уровня  цен  связывается  в
современной экономической теории и с изменением структуры рынка в
20 веке . Эта структура все меньше напоминает условия совершенной
конкуренции  ,   когда   на   рынке   действует   большое   число
производителей  ,  продукция  характеризуется   однородностью   ,
перелив капитала  не  затруднен  .  Современный  рынок  -  это  в
значительной степени олигополистический  рынок  .  А  олигополист
(несовершенный конкурент ) обладает известной степенью власти над
ценой . И если даже олигополии не первыми начинают « гонку цен» ,
они заинтересованы в ее поддержании и  усилении  .  Несовершенный
конкурент  ,  стремясь   поддержать   высокий   уровень   цен   ,
заинтересован в создании дефицита  (  сокращении  производства  и
предложения  товаров  )  .  Не  желая  «  испортить»  свой  рынок
снижением  цен  ,  монополии  и  олигополии  препятствуют   росту
эластичности  предложения  товаров  в  связи  с  ростом   цен   .
Ограничение притока новых производителей в отрасль  олигополистов
поддерживает  длительное  несоответствие  совокупного  спроса   и
предложения .
        В - четвертых , с ростом « открытости» экономики той  или
иной страны , все  большим  втягиванием  ее  в  мирохозяйственные
связи ,  увеличивается  опасность  «  импортируемой»  инфляции  .
Упомянутый  выше  скачек  ценна  энергоносители  в  1973  году  (
«энергетический кризис» ) вызывал рост цен на импортируемую нефть
и - по технологической цепочке - на другие товары  .  В  условиях
неизменного роста  курса  валюты  страна  каждый  раз  испытывает
воздействие «  внешнего»  повышения  цен  на  ввозимые  товары  .
Возможности  бороться  с  «импортируемой»  инфляцией   достаточно
ограничены . Можно, конечно ,ревальвировать собственную валюту и
сделать импорт той  же  нефти  более  дешевым  .  Но  ревальвация
сделает  одновременно  и  более  дорогим  экспорт   отечественных
товаров , а это  означает  снижение  конкурентно  способности  на
мировом рынке .
       В -  пятых  ,  инфляция  приобретает  самоподдерживающийся
характер в результате  так  называемых  инфляционных  ожиданий  .
Многие ученые в странах Запада и в нашей  стране  особо  выделяют
этот фактор , подчеркивая , что преодоление инфляционных ожиданий
населения и производителей -  важнейшая  задача  антиинфляционной
политики .
       Механизм воздействия на  экономику  инфляционных  ожиданий
выражается в том , что люди , сталкиваясь  с  повышением  цен  на
товары и услуги в течение длительного  периода  времени  и  теряя
надежду на их снижение , начинают приобретать товары сверх  своих
текущих потребностей  .  Одновременно  ,  они  требуют  повышения
номинальной заработной платы и  тем  самым  подталкивают  текущий
потребительский спрос к расширению . Производители  устанавливают
все более высокие цены на свою продукцию , ожидая , что в  скором
времени сырье , материалы  и  комплектующие  изделия  еще  больше
подорожают . Начинается « бегство от денег» .
        Итак , очевидно , что расширение вследствие  инфляционных
ожиданий  текущего  спроса  стимулирует  дальнейший  рост  цен  .
одновременно  сокращаются  сбережения  и  уменьшаются   кредитные
ресурсы , что сдерживает рост  производственных  инвестиций  и  ,
следовательно ,  предложение  товаров  и  услуг  .  Экономическая