Торговая политика (либерализация и протекционизм)

Министерство образования
                            Российской Федерации

                     Санкт-Петербургский государственный

                    инжененрно-экономический университет
                  институт туризма и гостиничного хозяйства



                                Р Е Ф Е Р А Т

                     по дисциплине: Экономическая теория
             «Торговая политика (либерализация и протекционизм»



Выполнила

студентка
1 курса, группы 5022

Смирнова Антонина.



                                    2003
    В условиях жесткой борьбы за особые национальные интересы не все страны
в каждый данный  момент  выигрывают  от  международной  торговли.  Средством
такой конкурентной борьбы является торговая политика.
    Торговая  политика  (   это   политика   воздействия   государства   на
международную   торговлю   через   налоги,   субсидии,    регулирование    и
стимулирование  внешнеэкономической  деятельности.   В   торговой   политике
осуществляется постоянное  взаимодействие  двух  противоположных  тенденций:
либерализации и протекционизма. Политика либерализации (свободной  торговли)
имеет  целью  усиление   конкуренции,   открытие   внутреннего   рынка   для
иностранных товаров и капиталов.  Она  базируется  на  теории  сравнительных
преимуществ и вдет,  в  конечном  итоге,  к  более  эффективному  размещению
мировых экономических  ресурсов  и,  следовательно,  более  высокому  уровню
благосостояния мирового сообщества. Протекционизм (  политика,  направленная
на защиту (закрытие) внутреннего  рынка  от  иностранных  товаров  и  захват
внешних рынков (защита  от  демпинга,  создание  благоприятных  условий  для
развития сельского  хозяйства  и  молодых  отраслей,  увеличение  внутренней
занятости и пр.).
    Протекционизм связан с установлением торговых барьеров, а либерализация
с их отменой. К основным инструментам торговой политики относятся:
        1. Таможенный тариф  (  акцизный  налог,  вводимый  также  с  целью
           получения дохода.
        2.  Торговые  квоты  (импортные  и  экспортные)   (   установленные
           предельные объемы товаров, которые могут быть импортированы  или
           экспортированы в определенный период.
        3.  Нетарифные  барьеры:   система   лицензирования,   установление
           стандартов  качества,  бюрократические  запреты   в   таможенных
           процедурах.
        4. Субсидирование и льготное кредитование внешней торговли.