Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки

Международный Институт Управления
                             Ярославский филиал



                               Курсовая работа
                           по экономической теории



|Тема:   |"Экономические реформы в Китае и России.                        |
|        |Преимущества и недостатки"                                      |



|Выполнил:        |студентка гр.Э-33|
|                 |                 |
|                 |Волкова Н.Е.     |
|Руководитель:    |к.э.н., доцент   |
|                 |Ерошин А.А.      |



                                  Ярославль
                                    1999

СОДЕРЖАНИЕ:


|I. ВВЕДЕНИЕ                                                          |2|
|.....................................................................| |
|..................................                                   | |
|II. ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА                             |4|
|.............................                                        | |
|1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ                                        |4|
|..........................................................           | |
|2. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА ................        |6|
|3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ                                         |1|
|.........................................................            |0|
|4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ....              |1|
|                                                                     |1|
|III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                      |1|
|.....................................................................|8|
|.........................                                            | |
|                                                                     | |
                                 I. ВВЕДЕНИЕ


     Экономические и политические реформы, как видно из опыта многих стран,
представляют собой длительный процесс. Однако, не сложилось еще  развернутой
концепции этого процесса, его критериев и измерителей.

     В  отличие  от  европейских   стран,   осуществивших   в   60-е   годы
экономические  реформы,  Китай  провел  свою   специфическую   "реформу"   -
"культурную  революцию",  которая   не   только   усугубила   многочисленные
трудности экономического порядка, но и завела народное  хозяйство  страны  в
тупик.  В  такой  ситуации  объективно  требовались   экстренные   меры   по
скорейшему оздоровлению китайской экономики, ее коренной модернизации.

     Реформа экономической системы - это коренное преобразование, связанное
с переходом от старой модели к новой. Целью  этого  преобразования  является
осуществление  перехода  от  старой  модели,  использующей  главным  образом
административно-хозяйственные     методы     регулирования     на     основе
административного  членения   районов,   уровней,   принципов   организации,
сложившихся под влиянием  экономических  теорий  натурального  хозяйства,  к
модели плановой товарной экономики. Для осуществления этого  перехода  нужно
сделать следующее: взяться за  управление  крупных  областей  с  ослаблением
контроля в более мелких сферах или другими словами, решения  на  макроуровне
принимаются  государством,  на  микроуровне  -  предприятиями,   исходя   из
ситуации  на  рынке,  в  результате  чего  регулируемый   рынок   становится
интегрирующим узлом и составной частью управления экономикой на  макроуровне
и микроуровне.

     Глубокие изменения, происходящие  с  конца  70-х  годов  в  социально-
экономической и политической жизни КНР, вызывают повышенный интерес во  всем
мире.  При  всей  сложности  этих  процессов  бесспорным  является  то,  что
руководству  Китая  удалось  в  короткие  сроки  добиться  крутого   подъема
производства, заметного повышения жизненного уровня более, чем  миллиардного
населения страны.

     Сегодня Китай вышел на первое место в  мире  по  объемам  производства
угля, цемента, хлопка и хлопчато-бумажных тканей, зерна, мяса,  телевизоров.
На  второе  место  -  по  производству  стали,   синтетических   волокон   и
электроэнергии.

     Экономическим достижением Китая  способствует  также  умелая  политика
поддержки защиты отечественного производителя  и  использование  внутреннего
рынка для подъема промышленности и сельского  хозяйства.  80-90%  товаров  в
китайских  магазинах  -  отечественного  производства.  Импортные  товары  и
продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ  Китай
взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня  китайский
рынок завоевывает новые и новые рынки.

     Конкретные цифры, приведенные ниже,  позволяют  сделать  сравнительный
анализ экономических реформ, проводимых одновременно в  Китае  и  России,  а
также выявить преимущества китайских преобразований.

                  II. ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА


                        1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ


     Одним из важнейших событий  мировой  экономической  истории  последней
четверти XX века стали беспрецедентные  успехи  экономики  Китая.  С  начала
экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. внутренний  валовой  продукт  этой
страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в  год  (график  1).  Это
означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет!


                                    [pic]


                      График 1. Индексы ВВП (1978=100%)


     За прошедшие 19  лет  производство  ВВП  на  душу  населения  в  Китае
возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого)  -  в
3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%.

     Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в  1997
г.  он  уже  превышал  российский  в  6,2  раза.  Если  в  1978  г.  душевое
производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990  г.
оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.

Таблица 1. Экономический рост в Китае и России
|По ППС в ценах 1993 г. |Кита|    |Росс|    |Кита|    |Средне|       |
|                       |й   |    |ия  |    |й в |    |годовы|       |
|                       |    |    |    |    |%   |    |е     |       |
|                       |    |    |    |    |к   |    |темпы |       |
|                       |    |    |    |    |Росс|    |прирос|       |
|                       |    |    |    |    |ии  |    |та, % |       |
|                       |1978|1997|1978|1997|1978|1997|Китай |Россия |
|                       |    |    |    |    |    |    |в     |в      |
|                       |    |    |    |    |    |    |1978-1|1990-19|
|                       |    |    |    |    |    |    |997   |97     |
|ВВП, млрд. дол. США    |670 |3827|872 |614 |76,8|623,|9,6   |-7,2   |
|                       |    |    |    |    |    |3   |      |       |
|ВВП на душу населения, |708 |3119|6436|4169|11,0|74,8|8,2   |-7,1   |
|дол. США               |    |    |    |    |    |    |      |       |
|ВВП на 1 занятого, дол.|1656|5885|1226|9405|13,5|62,6|6,8   |-5,3   |
|США                    |    |    |3   |    |    |    |      |       |


     При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития,
сложившихся в последнее  десятилетие,  и  даже  при  существенном  ускорении
экономического роста в России (до  4-5%  ежегодно),  не  позднее  2005  года
Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2).  К
этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую  и
станет крупнейшей в мире.


                                    [pic]


           График 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%)

     Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо.

                2. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА


     Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика  растет
так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким,  а  темпы  роста
слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран.

     График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних
и тех же  душевых  показателях  ВВП  возможен  и  быстрый  рост  и  глубокое
падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-
нибудь  близких  к  китайским.  Более  того,  темпы  роста  Китая  оказались
уникальными для всей мировой экономики.


                                    [pic]


   График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в
                          1979-1996 гг. (209 стран)



     Гипотеза 2 - особенности  структуры  производства.  Утверждается,  что
решающий вклад в ускорение экономического роста внесла  структура  китайской
экономики - низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

     На самом деле вопреки широко  распространенным  заблуждениям  удельный
вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем  в  России  (табл.
2).  Однако  более  низкий  удельный  вес   промышленности   в   России   не
способствовал повышению темпов ее экономического роста.  И  наоборот,  более
высокий показатель Китая не способствовал замедлению  его  темпов  роста  по
сравнению с Россией.

                Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %
|                                              |Китай|     |Росси|     |
|Показатели                                    |     |     |я    |     |
|                                              |1978 |1995 |1990 |1997 |
|ВВП всего,                                    |100,0|100,0|100,0|100,0|
|в т. ч.:                                      |     |     |     |     |
| Сельское и лесное хозяйство                  |28,4 |20,6 |15,5 |6,8  |
| Промышленность и строительство               |48,6 |48,4 |44,3 |35,8 |
| Сфера услуг                                  |23,0 |31,1 |40,2 |57,4 |
|Все занятые,                                  |100,0|100,0|100,0|100,0|
|в т. ч.                                       |     |     |     |     |
| Сельское и лесное хозяйство                  |70,5 |52,9 |13,2 |14,4 |
| Промышленность и строительство               |17,4 |22,9 |42,3 |34,2 |
| Сфера услуг                                  |12,1 |24,1 |44,5 |51,4 |


     Гипотеза 3 - особенности структуры занятости. Утверждается, что  более
высокие  темпы  роста   в   Китае   объясняются   высоким   удельным   весом
сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2).

     График 4 показывает, что темпы  экономического  роста  не  зависят  от
структуры занятого населения. При  доле  занятых  в  сельском  хозяйстве  на
уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978  г.),  значения  среднегодовых  Темпов
экономического  роста  в  разных  странах  колеблются  от  -6,0%  до  +8,2%.
Следовательно,   структура   занятости   не    объясняет    высокие    темпы
экономического роста в Китае.
                                    [pic]


             График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве



     Гипотеза 4 - национальная специфика. Утверждается,  что  феноменальные
результаты экономического развития  Китая  обусловлены  уникальными  чертами
китайского национального характера, в  том  числе  такими,  как  трудолюбие,
самоотверженность, неприхотливость.

     Если  бы  это  было  так,  то  Китай  отличался  бы  высокими  темпами
экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако  в  течение
первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень  низкие  темпы
роста,  которые  периодически  становились  отрицательными.   До   недавнего
времени Китай относился к наиболее бедным странам мира,  а  реальная  угроза
голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг.  ВВП  на
душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по  отношению
к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5).
           Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.
|Показатели        |До  |    |    |    |С   |    |    |    |
|                  |нача|    |    |    |нача|    |    |    |
|                  |ла  |    |    |    |ла  |    |    |    |
|                  |рефо|    |    |    |рефо|    |    |    |
|                  |рм в|    |    |    |рм в|    |    |    |
|                  |Кита|    |    |    |Кита|    |    |    |
|                  |е   |    |    |    |е   |    |    |    |
|                  |1952|1961|1970|1976|1980|1985|1990|1996|
|В дол. США:       |    |    |    |    |    |    |    |    |
|Мир               |2529|3132|4065|4586|4884|5116|5552|5961|
|Россия            |2629|3745|5323|6156|6245|6554|6985|4140|
|Китай             |353 |309 |516 |619 |792 |1195|1602|2897|
|В % к миру:       |    |    |    |    |    |    |    |    |
|Мир               |100,|100,|100,|100,|100,|100,|100,|100,|
|                  |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |0   |
|Россия            |103,|119,|130,|134,|127,|128,|125,|69,5|
|                  |4   |6   |9   |2   |9   |1   |8   |    |
|Китай             |14,0|9,9 |12,7|13,2|16,2|23,4|28,9|48,6|
|В % к России      |    |    |    |    |    |    |    |    |
|Китай             |13,4|8,3 |9,7 |10,1|12,7|18,2|22,9|70,0|



                                    [pic]


    График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг.



     Лишь в конце 70-х годов произошел перелом  в  тенденциях  развития,  и
Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание  от  многих  стран
мира, включая и Россию. Таким образом, лишь  в  конце  70-х  годов  в  Китае
произошло то, что  привело  в  движение  гигантский  потенциал  развития,  о
существовании которого многие и не подозревали.  Очевидно,  эти  радикальные
перемены были вызваны именно экономическими реформами.

     Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому  кажется  вполне
очевидным, что успехи китайской экономики  обусловлены  примененной  моделью
экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись,  как
утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия),  в  Китае  реформы
носили постепенный (градуалистский)  характер.  В  отличие  от  России,  где
государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило  значительный
контроль над  экономикой,  а  его  роль  в  экономическом  развитии  заметно
возросла.

     Для проверки этой гипотезы  рассмотрим,  в  какой  степени  результаты
экономического  развития  зависят  от  масштабов   участия   государства   в
экономической жизни страны.

                        3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ


     По каждому из основных направлений  экономической  политики  (политики
занятости, социальной,  внешнеэкономической,  денежно-кредитной,  бюджетной)
определены важнейшие показатели участия государства в  экономической  жизни.
Их  различные  величины,  а  также  направления  и  скорость  их   изменений
свидетельствуют об осуществлении той или иной  модели  экономических  реформ
(табл. 4).



|                                                                        |
|                                                                        |
|Таблица 4. Типы экономических реформ                                    |
|            |                              |Значения        |         |
|            |                              |показателей в   |         |
|            |                              |зависимости от  |         |
|            |                              |типа            |         |
|            |                              |экономических   |         |
|            |                              |реформ          |         |
|Направления |                              |Реформы         |         |
|экономическо|Показатели                    |Постепенные     |Либеральн|
|й политики  |                              |(градуалистские,|ые       |
|            |                              |со значительными|(быстрые,|
|            |                              |масштабами      |т. н.    |
|            |                              |государственного|шоковая  |
|            |                              |вмешательства)  |терапия) |
|1. Политика |Удельный вес в общей          |                |         |
|            |численности занятых:          |                |         |
|занятости   |- занятых в государственном   |Высокий         |Низкий   |
|            |секторе                       |                |         |
|            |- занятых в аппарате          |Высокий         |Низкий   |
|            |государственном управления    |                |         |
|2.          |Социальные субсидии в % к ВВП |Высокие         |Низкие   |
|Социальная  |                              |                |         |
|политика    |                              |                |         |
|            |Удельный вес лиц, получающих  |Высокий         |Низкий   |
|            |пособия и субсидии из гос.    |                |         |
|            |бюджета, в общей численности  |                |         |
|            |населения                     |                |         |
|3.          |Импортные пошлины в % к объему|Высокие         |Низкие   |
|Внешнеэконом|импорта                       |                |         |
|ическая     |                              |                |         |
|политика    |                              |                |         |
|            |Среднегодовые темпы снижения  |Высокие         |Низкие   |
|            |валютного курса, %            |                |         |
|4.          |Среднегодовые темпы,          |                |         |
|Денежно-кред|                              |                |         |
|итная       |                              |                |         |
|политика    |                              |                |         |
|            | - прироста кредитов ЦБ       |Высокие         |Низкие   |
|            | - %% прироста денежной массы |Высокие         |Низкие   |
|5. Бюджетная|В % к ВВП:                    |                |         |
|политика    |                              |                |         |
|            | - государственные налоги     |Высокие         |Низкие   |
|            | - государственные расходы,   |Высокие         |Низкие   |
|            |в т.ч.:                       |                |         |
|            |  - государственные субсидии  |Высокие         |Низкие   |
|            |  - государственное           |Высокое         |Низкое   |
|            |потребление                   |                |         |
|            |  - бюджетный дефицит         |Высокий         |Низкий   |
|            |  - государственный долг      |Высокий         |Низкий   |


     Если  значения  показателей,  характеризующих  степень   вмешательства
государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или  снижаются,
но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском,  варианте
экономических реформ.

     Если  значения  показателей,  характеризующих  степень   вмешательства
государства в  экономическую  жизнь  низки,  или  снижаются,  или  снижаются
особенно быстро, то это свидетельствует  о  либеральном  характере  варианте
осуществляемых экономических реформ.

             4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ


     Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ  в
Китае удельный вес занятых в государственном секторе сократился с  94,9%  до
26,6%. К 1995 г. он снизился до 18,9%. После шести лет экономических  реформ
в России доля занятых в государственном секторе остается  по-прежнему  выше,
чем в Китае после двух лет  реформ  и  почти  вдвое  выше,  чем  в  Китае  в
настоящее время (табл. 5).
             Таблица 5. Политика занятости, социальная политика
|Показатели                                  |Китай|      |Росси|    |
|                                            |     |      |я    |    |
|                                            |1978 |1995  |1991 |1997|
|Удельный вес в численности занятых, %:      |     |      |     |    |
| -занятых в государственном секторе         |94,9 |18,9  |75,4 |32,9|
| - занятых в аппарате государственного      |1,2  |1,7   |2,3  |4,4 |
|управления                                  |     |      |     |    |
|Удельный вес в численности населения лиц,   |5,6  |3,4   |22,9 |26,5|
|получающих пособия и субсидии из            |     |      |     |    |
|государственного бюджета, %                 |     |      |     |    |
|Расходы на социальное обеспечение в % к ВВП |4,0  |0,9   |6,3  |12,6|
|Уровень безработицы, %                      |5,3  |2,9   |2,6  |9,0 |


     Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился
в обеих странах: в Китае за 17 лет - на 40%, в России за 6 лет - на  90%.  В
настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6  раза,  а  после
сокращения  численности  аппарата  управления  в  Китае  на  4  млн.   чел.,
объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо

     Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и  дотации
из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ,  в
дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от  этого  доля  лиц,  получающих
финансовую поддержку из бюджета в России,  и  в  начале  реформ  превышавшая
китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще  на
16%. Теперь разрыв по этим  показателям  между  Россией  и  Китаем  является
восьмикратным.

     Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку  из  бюджета,
так  и  сокращению  величины  пособий,  приходящихся  в  среднем  на  одного
человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение  и  потребительские
субсидии в Китае  сократилась  с  4,0  до  0,9%  ВВП.  В  отличие  от  этого
социальные расходы в России не  только  не  уменьшились,  но  и  существенно
возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП.  Теперь  разрыв  по  этим  показателям  между
Россией и Китаем вырос до четырнадцатикратного.

     В результате сокращения расходов на пособия  по  безработице  в  Китае
заметно  уменьшились  стимулы  для  регистрации  работоспособных  граждан  в
качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое - с 5,3  до
2,9%, а доля занятых во всем населении поднялась с 42,3% в 1978 г. до 53%  в
1997  г.,  что  способствовало  ускорению  экономического  развития.   Из-за
увеличения социальных расходов в России  стимулы  к  участию  трудоспособных
граждан в  производительной  деятельности  заметно  уменьшились.  Во  многом
благодаря этому уровень безработицы возрос с 2,6% в 1991 г.  до  9%  в  1997
г., в то время как доля занятых в общей численности населения сократилась  с
49,7 до 44,4%. Сокращение численности занятых и их удельного  веса  в  общей
численности населения способствовало  углублению  экономического  кризиса  в
России.

     Внешнеэкономическая   политика.   Либерализации    внешнеэкономической
деятельности в Китае привела к  сокращению  фактически  взимаемых  импортных
таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в  1996  г.  В
отличие от этого в России  произошел  переход  от  относительно  либеральной
внешнеторговой политики к протекционизму  -  отношение  импортных  пошлин  к
общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3%  в  1997  г.  (табл.
6).

           Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
|Показатели                               |Китай|      |Росси|     |
|                                         |     |      |я    |     |
|                                         |1978 |1996  |1992 |1997 |
|Импортные пошлины в % к импорту          |17,7 |2,5   |0,7  |5,3  |
|Темпы прироста, %:                       |     |      |     |     |
| - экспорта                              |2,3  |17,1  |-20,0|0,5  |
| - импорта                               |2,8  |19,5  |-36,0|3,8  |
|В % к ВВП:                               |     |      |     |     |
| - экспорт                               |5,1  |17,1  |25,6*|27,7 |
| - импорт                                |6,3  |15,2  |36,7*|22,0 |
|Удельный вес машин и оборудования в      |4,7  |21,1  |8,9  |8,1  |
|экспорте, %                              |     |      |     |     |
|Иностранные инвестиции в % к ВВП         |0,11 |5,08  |0,18 |0,86 |


  * 1990 г.



     Китай практически не пользовался таким инструментом  протекционистской
политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые  темпы  снижения
валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие  от
этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались  почти
в 12 раз выше.

     Итогом проведения либеральной  внешнеэкономической  политики  в  Китае
стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3%  в  1978  г.
до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в  ВВП  с
5-6% накануне реформ до 15-17% в 1996 г. Объем  китайского  экспорта  за  18
лет вырос в 15,2 раза, импорта - в  12,5  раза.  Приток  прямых  иностранных
инвестиций в китайскую экономику увеличился с 0,11% ВВП в 1978 г.  до  5,08%
ВВП в 1997 г. Активизация участия Китая  в  международном  разделении  труда
способствовала повышению его темпов экономического роста.

     Усиление  протекционизма  во  внешнеэкономической  политике  в  России
привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и  импорта  с  7-9%  в
1994-1995 гг. до 0,5-3,8% в  1997  г.  В  результате  отношение  экспорта  и
импорта к ВВП в 1997 г. (22-28%) оказалось на уровне, близком к  показателям
1990 г. (26-37%). В последние годы наметился  прирост  прямых  инвестиций  в
российскую экономику, однако, их объемы даже в 1997г.  остаются  на  порядок
ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

     Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение  всего  периода
реформ проводили весьма сдержанную денежную  политику.  Среднегодовые  темпы
прироста кредитов Национального банка Китая в  1992-1997  гг.  не  превышали
15%, а  среднегодовые  темпы  прироста  денежной  массы  за  вычетом  темпов
прироста  реального  ВВП  -  17,3%.  Благодаря  этому  среднегодовые   темпы
инфляции в Китае составили чуть более 10%, а ее  негативное  воздействие  на
экономическое развитие оказалось незначительным (табл. 7).
         Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России
|Направление   |Показатели                                  |Сред|    |
|экономической |                                            |него|    |
|политики      |                                            |довы|    |
|              |                                            |е   |    |
|              |                                            |знач|    |
|              |                                            |ения|    |
|              |                                            |    |    |
|              |                                            |пока|    |
|              |                                            |зате|    |
|              |                                            |лей |    |
|              |                                            |в   |    |
|              |                                            |1992|    |
|              |                                            |-199|    |
|              |                                            |7   |    |
|              |                                            |гг. |    |
|              |                                            |Кита|Росс|
|              |                                            |й   |ия  |
|1. Социальная |Социальные субсидии в % к ВВП               |1,0 |10,5|
|политика      |                                            |    |    |
|2. Внешне     |Импортные пошлины в % к объему импорта      |0,6 |2,6 |
|эконо-        |                                            |    |    |
|мическая      |Среднегодовые темпы снижения валютного      |6,7 |98,8|
|политика      |курса, %                                    |    |    |
|3.            |Темпы, %:                                   |    |    |
|Денежно-кредит|                                            |    |    |
|ная           |                                            |    |    |
|политика      |- прироста кредитов ЦБ                      |14,8|199,|
|              |                                            |    |9   |
|              |- прироста денежной массы за вычетом        |17,3|255,|
|              |прироста реального ВВП                      |    |0   |
|4. Бюджетная  |В % к ВВП:                                  |    |    |
|политика      |                                            |    |    |
|              |- государственные налоги                    |11,6|31,8|
|              |- государственные расходы                   |14,5|49,6|
|              | в т.ч. расходы центрального правительства  |3,8 |27,6|
|              |- государственные расходы на экономику и    |3,9 |17,1|
|              |субсидии                                    |    |    |
|              |- государственное потребление               |12,4|19,5|
|              |- бюджетный дефицит                         |1,8 |14,5|
|              |- государственный долг                      |10,6|23,6|
|Результаты    |Темпы инфляции, %                           |10,3|434,|
|              |                                            |    |6   |
|экономической |Уровень безработицы, %                      |2,7 |7,0 |
|политики      |Темпы прироста, %:                          |    |    |
|              |экспорта                                    |15,3|-3,0|
|              |импорта                                     |17,4|-8,0|
|              |Иностранные инвестиции в % к ВВП            |4,6 |0,4 |
|              |Темпы прироста реального ВВП, %             |11,6|-7,4|


     В  отличие  от  этого  российские  денежные  власти  в  1991-1995  гг.
проводили  на  редкость  экспансионистскую  политику.  Среднегодовые   темпы
прироста  кредитов  Центрального  банка  России  за  период  1992-1997   гг.
составили 200%, среднегодовые  темпы  прироста  денежной  массы  за  вычетом
темпов прироста реального ВВП  -  255%.  В  результате  среднегодовые  темпы
инфляции достигли 435%,  что  способствовало  резкому  сокращению  реального
производства.

     Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось
обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной  массы,  которые,  в
свою  очередь,  были  обусловлены  сдержанным  кредитованием   Национального
банка.   Умеренные    масштабы    кредитования    выдерживались    благодаря
незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была  сокращена  с
5,1% ВВП в 1979 г. до 1,2% ВВП в 1981 г. и затем  в  течение  всего  периода
реформ сохранялась в пределах 1,4-2,2% ВВП.

     Китайские власти совершили  беспрецедентное  в  мировой  экономической
практике сокращение налогов - с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996  г.
Снижение налогов повлекло за собой уменьшение всех  государственных  доходов
с 31,3% ВВП в 1979 г. до 11,5% ВВП в 1996 г.

     Колоссальное   сокращение   государственных   доходов    не    вызвало
дестабилизирующих  макроэкономических   последствий   только   потому,   что
одновременно с этим и даже с опережающей скоростью  происходило  радикальное
сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979  г.  до  13,1%
ВВП в 1996 г.

     Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но  в
особенности расходы на  инвестиции,  субсидии,  дотации,  оборону,  народное
хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8).


                                    [pic]


       График 6. Государственные расходы по статьям в % к ВВП в Китае
          Таблица 8. Показатели государственных финансов в % к ВВП
|                                    |Нача|    |    |Посл|    |    |
|                                    |ло  |    |    |едни|    |    |
|                                    |рефо|    |    |й   |    |    |
|                                    |рм  |    |    |год,|    |    |
|                                    |    |    |    |по  |    |    |
|                                    |    |    |    |кото|    |    |
|                                    |    |    |    |рому|    |    |
|                                    |    |    |    |имею|    |    |
|                                    |    |    |    |тся |    |    |
|                                    |    |    |    |данн|    |    |
|                                    |    |    |    |ые  |    |    |
|Показатели                          |Кита|Росс|Разн|Кита|Росс|Разн|
|                                    |й   |ия  |ица |й   |ия  |ица |
|                                    |1979|1992|межд|1996|1997|межд|
|                                    |    |    |у   |    |    |у   |
|                                    |    |    |Кита|    |    |Кита|
|                                    |    |    |ем и|    |    |ем и|
|                                    |    |    |Росс|    |    |Росс|
|                                    |    |    |ией |    |    |ией |
|Бюджетный дефицит                   |5,1 |40,3|-35,|1,6 |7,5 |-5,9|
|                                    |    |    |2   |    |    |    |
|Государственные доходы,             |31,3|35,6|-4,3|11,5|35,9|-24,|
|                                    |    |    |    |    |    |4   |
|в т. ч. Налоговые доходы            |30,4|32,2|-1,8|10,3|31,7|-21,|
|                                    |    |    |    |    |    |4   |
|Государственные расходы всего,      |36,4|75,9|-39,|13,1|43,4|-30,|
|в т.ч.:                             |    |    |5   |    |    |3   |
|Управление, суд, обеспечение порядка|1,4 |9,6 |-8,2|1,6 |3,8 |-2,2|
|и безопасности, международная       |    |    |    |    |    |    |
|деятельность                        |    |    |    |    |    |    |
|Оборона                             |5,5 |4,5 |+1,0|1,1 |3,2 |-2,1|
|Образование, здравоохранение, наука,|3,3 |6,6 |-3,3|2,5 |8,4 |-5,9|
|культура,                           |    |    |    |    |    |    |
|в т. ч.:                            |    |    |    |    |    |    |
|  Образование                       |1,8 |3,6 |-1,8|1,5 |4,4 |-2,9|
|  Здравоохранение                   |1,0 |2,5 |-1,5|0,6 |3,0 |-2,4|
|  Наука                             |1,5 |0,6 |0,9 |0,4 |0,4 |0,0 |
|Экономика и субсидии                |20,5|43,5|-23,|1,4 |8,5 |-7,1|
|                                    |    |    |0   |    |    |    |
|Социальное обеспечение              |4,0 |7,1 |-3,1|0,9 |12,6|-11,|
|                                    |    |    |    |    |    |7   |
|Обслуживание государственного долга |0,1 |0,4 |-0,3|0,7 |3,4 |-2,7|
|Другие                              |1,7 |4,1 |-2,4|2,7 |3,5 |-0,8|
|Расходы центрального правительства  |16,4|57,5|-41,|3,8 |17,5|-13,|
|                                    |    |    |1   |    |    |7   |
|Расходы региональных правительств   |15,7|11,9|+3,8|8,3 |16,7|-8,4|
|Государственное потребление         |15,2|13,9|+1,3|10,6|22,2|-11,|
|                                    |    |    |    |    |    |6   |
|Государственный долг                |2,1 |14,4|-12,|11,6|31,9|-20,|
|                                    |    |    |3   |    |    |3   |
|Справочно:                          |5,8 |-14,|+20,|9,7 |0,4 |+9,3|
|Среднегодовые темпы прироста ВВП, % |    |5   |3   |    |    |    |


     Государственное потребление было уменьшено с  15,2  до  10,6%  ВВП.  В
структуре общих  государственных  расходов  наиболее  резко  были  сокращены
расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП  в
1996 г. Снижение расходов  на  провинциальном  уровне  было  осуществлено  в
меньших, но, тем не менее, также весьма впечатляющих размерах -  с  15,7  до
8,3% ВВП.

                               III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ


     Таким образом,  главной  причиной,  обусловившей  ускоренное  развитие
Китая,  является  характер  проводившейся  экономической  политики.  Вопреки
широко распространенным заблуждениям в 1979-1997 гг. в Китае проводились  не
постепенные (градуалистские), а либеральные экономические реформы. При  этом
степень либеральности и радикальности проводимых в  Китае  реформ,  по  всей
видимости, не имеет аналогов в мировой истории.  Результатом  воплощения  на
практике либеральной экономической модели стало  беспрецедентное  сокращение
масштабов  государственной  нагрузки  по  всем  направлениям,   обеспечившее
китайской экономике рекордные темпы роста.

     По сравнению с китайскими российские реформы оказались  гораздо  более
непоследовательными,      постепенными      (градуалистскими).       Степень
государственного вмешательства в  экономику  оказалась  несопоставимо  более
высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В  конце  80-х  -
первой половине 90-х годов произошло  не  сокращение,  а  резкое  увеличение
государственной  нагрузки,  приведшее  российскую  экономику  к   острейшему
кризису.

     Либеральная  экономическая  политика  в  Китае  обеспечила  не  только
феноменальные экономические результаты -  она  способствовала  существенному
улучшению   всех    показателей    человеческого    развития.    Возрастание
государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось  относительным
и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).
Таблица 9. Показатели человеческого развития
|Показатели                      |Кита|    |        |Росс|    |        |
|                                |й   |    |        |ия  |    |        |
|                                |1978|1995|Изменени|1978|1995|Изменени|
|                                |    |    |е за    |    |    |е за    |
|                                |    |    |1978-199|    |    |1978-199|
|                                |    |    |5 гг.   |    |    |5 гг.   |
|Средняя продолжительность жизни,|66,0|69,5|+3,5    |67,7|64,6|-3,1    |
|лет                             |    |    |        |    |    |        |
|Младенческая смертность на 1000 |41,0|30,5|-10,5   |23,6|18,1|-5,5    |
|рождений                        |    |    |        |    |    |        |
|Уровень грамотности населения, %|66,1|80,9|+14,8   |98,0|98,7|+0,7    |
|Число студентов в вузах на 10   |89  |240 |+ 151   |218 |171 |-47     |
|тыс. чел.                       |    |    |        |    |    |        |
|Индекс человеческого развития по|0,47|0,62|+0,151  |0,92|0,79|-0,128  |
|определению ООН                 |5   |6   |        |0*  |2   |        |


 * СССР

     В 1997 г. в России удалось добиться  некоторого  сокращения  масштабов
вмешательства  государства  в  экономику,  что  способствовало   прекращению
спада,  началу  экономического  роста  и  некоторому  улучшению  показателей
человеческого развития. Тем не менее, размеры  государственной  нагрузки  на
российскую экономику в начале  1998  г.  по-прежнему  превышают  возможности
отечественной экономики, а также  аналогичные  показатели  Китая  не  только
последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8).

     Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать
высоких и устойчивых темпов экономического  роста,  замедляет  социальное  и
человеческое развитие страны. Опыт китайских  реформ  показывает,  что  лишь
предельно  либеральная  экономическая  политика  способна   остановить   все
возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Авдокушин Е.Ф. "Теоретические основы экономических реформ в КНР"
2. У Цзинлянь. "Экономическая реформа в КНР"
3. Гельбрас Виля. "Экономическая реформа в КНР"
4. "Вестник Российской Академии наук". 1994, т.64, № 3
5. "Новое время", № 28, 1993
6. "Вестник Московского Университета", серия 13 Востоковедение, № 2, 1992
7. Институт экономического анализа "Бюллетень по проблемам социальной и
  экономической политики", 25 марта 1998.