Педагогическая этика

Содержание


Нормативная часть

1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.
2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
3. Нравственное воспитание педагога.


Творческая часть

“Нравственные аспекты отношений учителя с родителями учащихся”

1. Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках

  педагогического процесса
2. Причины противоречий между учителем и родителями учащихся
3. Требования к поведению учителя при установлении им контактов

  с родителями учащихся

Заключение

Список литературы


Нормативная часть.


  Раздел 1. Теоретико-методологические проблемы педагогической этики.

  Предмет и задачи педагогической этики.


  Профессиональной   этикой   в   общем   называют    кодексы    поведения,
обеспечивающие  нравственные  характер  тех  взаимоотношений  между  людьми,
которые  вытекают  из   их   профессиональной   деятельности.   Особенностью
профессиональной этики является  её  тесная  связь  с  деятельностью  членов
конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали.

  Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки  и
изучает особенности педагогической  морали,  выясняет  специфику  реализации
общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает  её
функции,  специфику  содержания  принципов  и  этических  категорий.   Также
педагогической этикой изучается характер нравственной  деятельности  учителя
и нравственных отношений в профессиональной  среде,  разрабатываются  основы
педагогического этикета, представляющего собой совокупность  выработанных  в
учительской среде специфических  правил  общения,  манер  поведения  и  т.п.
людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.

  Перед педагогической этикой стоит целый ряд насущных задач (которые могут
быть разделены на теоретические и прикладные), в числе которых  исследование
проблем  методологического  характера,  выяснение   структуры   и   изучения
процесса  формирования   нравственных   потребностей   учителя,   разработка
специфики   нравственных   аспектов   педагогического    труда,    выявление
предъявляемых требований к нравственному облику педагога и т.д.

  Практическая  деятельность  учителя  не   всегда   соответствует   нормам
профессиональной   этики,   что   вызвано   сложностью   и    противоречиями
педагогической практики, поэтому одна из важных задач  педагогической  этики
– в изучении  состоянии  нравственного  сознания  педагога.  Для  этой  цели
необходимо  располагать  достаточно  корректными  и   научно   обоснованными
методами. Универсальные  и  наиболее  распространённые  методы  исследования
общественного мнения в области педагогической этики направлены на  выяснение
ценностных ориентаций,  мотивационной  сферы  личности,  оценочных  суждений
опрашиваемых.  Этико-социологические  методы  позволяют  изучить   этическую
эрудицию  учителя,  ценностные  ориентации,  нравственную  воспитанность   и
характер  коллективных  взаимоотношений.  Можно  назвать  в  числе   методов
исследования  педагогической  этики:  метод  «частотных   словарей»,   метод
этического практикума, контент-анализ, метод общественной аттестации и др.

  Среди задач  курса  педагогической  этики  –  поднять  уровень  морально-
педагогической  подготовки  учителя  и  вооружить  его  знаниями,  пользуясь
которыми,  противоречия  в  учебно-воспитательном  процессе  им  могут  быть
решены  более  эффективно.  Изучение  педагогической  этики  даёт  материал,
необходимый для анализа педагогического процесса как  процесса  нравственных
отношений между его участниками.



  Зарождение и развитие педагогической этики.


  Потребность  общества  передавать  свой  опыт   и   знания   подрастающим
поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и  породила  особый
вид общественно необходимой деятельности –  профессиональную  педагогическую
деятельность.    Элементы   педагогической   этики   появились   вместе    с
возникновением педагогической деятельности как особой общественной  функции.


  Философами античного общества в  своих  работах  высказывались  некоторые
суждения по вопросам педагогической  этики.  Например,  Демокрит  говорил  о
необходимости   сообразовывать   воспитание   с   природой    ребёнка,    об
использовании детской любознательности как  основы  учения,  о  предпочтении
средств  убеждения  над  средствами  принуждения;  Платон  исповедовал  идею
необходимости подчинения детей воле воспитателя и  постоянного  контроля  за
ними, высокой  оценки  послушания  и  использования  методов  наказания  при
неповиновении; Аристотель считал воспитание делом государственной  важности;
но   только   Квинтилиан   впервые   поставил    вопросы    педагогики    на
профессиональном уровне –  его  рекомендации  представляли  собой  обобщение
педагогического   опыта,   предостерегали    педагога    от    использования
принуждения, апеллировали к здравому смыслу и заинтересованности  ребёнка  в
процессе учёбы и её результатах.

  В эпоху средневековья общество  не  интересовали  вопросы  педагогической
этики ввиду доминирования религии в вопросах обучения. В  эпоху  Возрождения
эти вопросы получили своё  новое  развитие  –  в  трудах  Монтеня  (обращать
внимание на личностные качества наставника, учитывать  “душевные  склонности
ребёнка”, не требовать беспрекословного  принятия  идей  учителя  учеником),
Коменского (акцент  на  доброжелательном  отношении  педагога  к  обучаемым,
критика  формально-показного  выполнения  учительских  обязанностей),  Локка
(уделял   внимание   нравственным   отношениям    между    воспитателем    и
воспитанником, выступал против  принуждения  и  наказаний,  считал  значимым
пример собственного поведения учителя).

  Представители французского Просвещения  трактовали  задачи  нравственного
воспитания,  формулировали  требования  к  нравственному  облику  учителя  и
выдвигали  свои  этические  концепции,  считая  движущей   силой   прогресса
просвещение, науку и разум. Как полагал Руссо,  учитель  должен  быть  лишён
человеческих пороков  и  в  нравственном  отношении  стоять  выше  общества.
Песталоцци считал,  что  истинный  педагог  должен  уметь  в  любом  ребёнке
обнаружить и  развить  положительные  личностные  качества,  пропагандировал
идеи трудового и нравственного воспитания. Немецкие просветители, такие  как
Дистервег,  более  глубоко   конкретизировали   требования   к   учителю   и
критиковали изолированное от общества  воспитание.  В  частности,  Дистервег
сформулировал чёткие требования к учителю (совершенное  владение  предметом,
любовь к профессии и детям, бодрость, оптимизм, работа над собой и т.д.)

  Качественно новый этап в развитии этики и вопросов педагогической  морали
связан с русскими революционерами-демократами,  обогатившими  и  углубившими
этические идеи деятелей Просвещения. В частности, большое внимание  вопросам
педагогической морали уделено у Добролюбова – он доказывает, что  воспитание
должно основываться не на авторитете подавления, а на высоком образовании  и
всестороннем развитии  педагога,  его  твёрдых  и  непогрешимых  убеждениях,
уважении прав детей.

  В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим  у
Сухомлинского. Им неоднократно  подчёркивалось,  что  учение  –  это  прежде
всего живые человеческие отношения между педагогом  и  детьми.  Значительный
вклад в разработку  теоретических  и  практических  вопросов  педагогической
морали,  изучение  уровня  нравственного  сознания  учителя,   поиск   путей
совершенствования нравственных отношений  в  педагогическом  коллективе  был
внесён  такими  учёными,  как  Гоноболин,   Кузьмина,   Гришин,   Согомонов,
Чернокозовы и др.



  Категории педагогической этики.


  Педагогическая   этика   рассматривает   сущность   основных    категорий
педагогической морали и моральных  ценностей.  Моральными  ценностями  можно
назвать систему  представлений  о  добре  и  зле,  справедливости  и  чести,
которые  выступают  своеобразной  оценкой   характера   жизненных   явлений,
нравственных  достоинств  и  поступков  людей  и   т.п.   К   педагогической
деятельности применимы все  основные  моральные  понятия,  однако  отдельные
понятия  отражают  такие  черты  педагогических  воззрений,  деятельности  и
отношений,   которые   выделяют   педагогическую   этику   в    относительно
самостоятельный  раздел  этики.  Среди  этих  категорий  –  профессиональный
педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая  честь  и
и педагогический авторитет.

  Справедливость  вообще  характеризует  соответствие  между  достоинствами
людей и их общественным признанием, правами и обязанностями;  педагогическая
справедливость имеет специфические  черты,  представляя  собой  своеобразное
мерило  объективности  учителя,  уровня   его   нравственной   воспитанности
(доброты,  принципиальности,  человечности),  проявляющейся  в  его  оценках
поступках учащихся, их отношения к учёбе, общественно полезной  деятельности
и т.д. Справедливость это нравственное качество учителя  и  оценка  мер  его
воздействия  на  учащихся,  соответствующая  их  реальным   заслугам   перед
коллективом. Специфика педагогической справедливости заключается в том,  что
оценка действия и ответная реакция на неё находятся у  педагога  и  учащихся
на разных  уровнях  нравственной  зрелости;  в  том,  что  определение  меры
объективности зависит от педагога  в  большей  степени;  в  том,  что  общей
моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной  самозащитой;
наконец,  в  том,   что   педагогически   необходимое,   запрограммированное
педагогом, может не осознаваться учениками.

  Профессиональный  педагогический  долг  –  одна  из  важнейших  категорий
педагогической  этики.  В  этом  понятии  концентрируются  представления   о
совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых  обществом  к
личности учителя, к выполнению профессиональных  обязанностей:  осуществлять
определённые трудовые функции, преимущественно  интеллектуальные,  правильно
строить  взаимоотношения  с  учащимися,  их  родителями  (рассмотрение  этой
проблемы явилось темой настоящего реферата), коллегами  по  работе,  глубоко
осознавать  свой   отношение   к   выбранной   профессии,   ученическому   и
педагогическому коллективу и обществу  в  целом.  Основой  профессионального
педагогического  долга  являются  объективные   и   актуальные   потребности
общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В  профессиональном
долге  педагога  запрограммирована  необходимость  творческого  отношения  к
своему труду,  особая  требовательность  к  себе,  стремление  к  пополнению
профессиональных   знаний   и    повышению    педагогического    мастерства,
необходимость уважительного и требовательного  отношения  к  учащимся  и  их
родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты школьной жизни.

  Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее  не  только
осознание  учителем  своей  значимости,   но   и   общественное   признание,
общественное уважение  его  моральных  заслуг  и  качеств.  Высоко  развитое
осознание индивидуальной чести и личного достоинства  в  профессии  педагога
выделяется отчётливо.  Если  учителем  в  своём  поведении  и  межличностных
отношениях  нарушаются  требования,   предъявляемые   обществом   к   идеалу
педагога,   то   соответственно   им   демонстрируется    пренебрежение    к
профессиональной чести и достоинству. Честь учителя  –  общественная  оценка
его  реальных  профессиональных   достоинств,   проявляющихся   в   процессе
выполнения им профессионального долга.

  Наконец, педагогический авторитет учителя – это его  моральный  статус  в
коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при  помощи
которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует  поведение  воспитуемых,
влияет на их убеждения. Педагогический  авторитет зависит от  предшествующей
морально-этической и психолого-педагогической  подготовки  учителя.  Уровень
его определяется  глубиной  знаний,  эрудицией,  мастерством,  отношением  к
работе и т.д.


  Раздел 2. Педагогическая мораль и её проявления в деятельности педагога.
  Сущности и функции педагогической морали.


  Педагогическая мораль представляет собой систему общих  и  частных  норм,
правил и обычаев, находящихся между собой в  сложных  взаимоотношениях.  Для
того, чтобы эффективно регулировать поведение  учителя,  система  требований
педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью,  то  есть
общие и частные нормы, правила и обычаи должны составлять единое целое.

  Педагогическая   мораль   –   это   система   нравственных    требований,
предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии,  к
обществу, к детям и остальным  участникам  учебно-воспитательного  процесса.
Она выступает  одним  из  регуляторов  поведения  учителя  в  педагогическом
труде.  Система  требований  педагогической   морали   является   выражением
профессионального  долга  учителя,  его  нравственных   обязанностей   перед
обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.

  Общая норма  педагогической  морали  является  широким  и  содержательным
требованием, охватывает наиболее типичные ситуации и  представляет  наиболее
широкое требование в отношении учителя к педагогическому труду,  учащимся  и
их родителям, коллегам, что даёт общее направление  его  поведению.  Частная
нравственно-педагогическая норма  обобщает  более  узкий  круг  отношений  и
фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма  требования,
заключённого в той или иной общей форме.



  Нравственное сознание педагога.


  Нравственным  сознанием  называется  осознание  норм  своего   поведения,
характера  взаимоотношений  в  обществе  и  ценности  качеств   человеческой
личности,  что  закрепляется  во  взглядах,   представлениях,   чувствах   и
привычках.   Общественное   сознание   даёт   обобщённое   теоретическое   и
идеологическое   обоснование   морали   как   общественного    явления;    в
индивидуальном нравственном сознании отражается ещё и специфика  той  среды,
с которой человек постоянно взаимодействует.

  Нравственные взгляды учителя характеризуются  полнотой  и  устойчивостью.
Одним из элементов нравственного  сознания  учителя  является  осознание  им
нравственных ценностей и  осмысление  того,  как  осуществляется  восприятие
этих  ценностей  его  воспитанниками.  Основой   формирования   нравственных
взглядов учителя является знание принципов, требований и норм  морали  и  их
специфического отражения в педагогической деятельности.

  Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения  как  моральные
знания,  ставшие  нормой  поведения  учителя,  его  собственной  позицией  в
системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам,  учащимся  и
их родителям.  Учитель не может ограничиваться знанием нравственных  норм  и
принципов,  хотя  они  и   являются   условием   правильной   ориентации   в
действительности – он должен иметь  твёрдые  идейно-нравственные  убеждения,
являющиеся  предпосылкой   для   активной   сознательной   деятельности   по
целенаправленному формированию личности воспитанника.

  Этические знания и нравственные  взгляды становятся убеждениями  личности
в процессе  социальной  практики  и  под  воздействием  объективных  условий
трудовой деятельности.  Требованиям  профессиональной  педагогической  этики
отвечает    убеждённость,    органически    сочетающаяся     с     подлинной
сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.

  В профессиональной  педагогической  этике  нравственные  чувства  учителя
рассматриваются  как  эмоциональная  сторона  его   духовной   деятельности,
характеризующая наряду  с  убеждениями  субъективную  моральную  позицию  по
отношению  к  профессиональной  деятельности  и  участникам  воспитательного
процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования  личности
и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные  чувства  учителя
можно условно разделить на  несколько  групп  в  соответствии  с  отражаемым
объектом.  В  группе  чувств,  регулирующих  отношение   педагога   к   свое
профессии,  выделяются  чувства  профессионального  долга,  ответственности;
самокритичность, гордость, честь и др. определяют отношение учителя  к  себе
как  представителю  педагогической   профессии;   наконец,   особую   группу
составляют  чувства,  отражающие  отношение  к  участникам   педагогического
процесса.



  Нравственные отношения педагога.


  В основе нравственных отношений  лежат  зависимости  между  предписаниями
долженствования  и  субъективным  восприятием  этих  предписания  личностью,
между  личностными  и  общественными  интересами.   Нравственные   отношения
регулируются   моральными   принципами,   нормами,   обычаями,   традициями,
получившими общественное или групповое признание и  усвоенные   личностью  в
процессе её коллективной деятельности.

  Особенность нравственных  отношений  в  том,  что  они  имеют  ценностно-
регулятивный  и  непосредственно-оценочный  характер,  то  есть  в  них  всё
основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.

  В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные отношения
имеют определённые особенности  –  сферу  учебного  труда,  различного  рода
общественной  деятельности   педагогов   и   учащихся,   сферу   внешкольных
контактов, общего досуга, сферу  педагогических  контактов  учителей  и  др.
Субъектом нравственных отношений в педагогической  среде  является  учитель.
Будучи основным звеном в  учебно-воспитательном  процессе,  он  осуществляет
самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями, коллегами и т.д.

  Педагогическая  мораль  признаёт  такие   нормы   взаимоотношений   между
воспитателями  и  воспитуемыми,  которые  способствуют  развитию  творческой
личности,   формированию   человека,   обладающего   чувством   собственного
достоинства.  Важнейшее  условие  положительного  воздействия  педагога   на
воспитуемого – сочетание разумной  требовательности  и  доверия  к  нему.  В
системе нравственных отношений в  педагогической  среде  очень  важную  роль
играет взаимодействие учителя  с  ученическим  коллективом,  которые  должны
строиться на основе  взаимопонимания  и  взаимоуважения,  уважения  учителем
положительных  традиций  коллектива  и  чувства   собственного   достоинства
каждого воспитанника. Конечно, успех воспитания зависит  и  от  влияния  той
ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.



  Нравственная деятельность педагога.


  Нравственная деятельность педагога, как и  любая  духовная  деятельность,
обладает относительной самостоятельностью, тесно связана  с  другими  видами
деятельности  и  может  реализовываться  в  различных   предметных   формах:
нравственное  просвещение,  организация  нравственного  опыта,  нравственное
самовоспитание.

  В процессе  нравственного  просвещения  школьников  педагог  проводит  их
ознакомление с основными проблемами  морали,  критериями  моральной  оценки,
раскрывает  возможности  свободы  выбора  нравственного  поступка   и   меру
ответственности личности за своё поведение и т.д.

  Процесс  нравственного  самовоспитания  представляет  собой   не   только
формирование  недостающих  привычек,  но  и   ломку   ранее   сформированных
негативных установок.



  Педагогический такт как важный компонент нравственной культуры учителя.


  Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя
особый элемент нравственного творчества – педагогический такт.  Нравственное
творчество  учителя  включает  в  себя  ряд   компонентов,   среди   которых
важнейшими являются такие, как осмысление нормы и её значимости в  отношении
к  обществу,  педагогической  профессии;  осмысление  сложных  обстоятельств