Этика. Курс лекций

Владимирский государственный университет



                                П. Е. Матвеев



                                    ЭТИКА
                             Основы общей теории
                                   морали



                                    [pic]



                              Владимир     2002

                Министерство образования Российской Федерации

                  Владимирский государственный университет



                                П.Е. Матвеев



                                    ЭТИКА

                         Основы общей теории морали

                                 Курс лекций

                           Ч а с т ь  п е р в а я



      Владимир  2002



ББК   87.715.4
           М 33


                                 Рецензенты:

         Доктор философских наук, доктор юридических наук, профессор
                                В.С. Жеребин

                    Заведующий кафедрой философии ВлГПУ,
      кандидат философских наук, доцент Владимирского государственного
                        педагогического университета
                                Е.А. Плеханов


           Печатается по решению редакционно-издательского совета
                 Владимирского государственного университета


Матвеев П.Е.
М33  Этика.  Основы общей теории морали: Курс лекций.  Ч. 1 / Владим.
      гос. ун-т. – Владимир, 2002.  51 с.
ISBN 5-89368-309-9

Курс лекций  ставит своей целью ознакомить  студентов  с  основами  общей  и
профессиональной этики.   В первой  части  раскрываются  темы,  связанные  с
природой, структурой,  функциями  морали.   Во  второй,  планируемой,  части
будут  проанализированы  нравственные  ценности  и  основы  профессиональной
этики, в частности, этики бизнеса.  В книге дан библиографический  список  к
каждой лекции, а также указаны дополнительные  вопросы  для  контроля,  темы
докладов и рефератов.
Предназначен  для  студентов  гуманитарных,  технических   и   экономических
специальностей очной и заочной форм обучения.

                                                              ББК   87.715.4

         ISBN 5-89368-309-9                                   ( Владимирский
                                                             государственный

                                                           университет, 2002



                                 ПРЕДИСЛОВИЕ

      В  настоящее  время  в  российском  обществе  происходит  определённая
«переоценка ценностей».  Вместо прежней  системы  ценностей,  развиваемой  в
социалистическом обществе, утверждается новая система.  Однако эти  процессы
протекают противоречиво, когда вместе  с  действительными  общечеловеческими
моральными  ценностями  начинают  насаждаться  и  ложные   «псевдоценности».
Наряду  с ростом внимания части населения к  морали  и  религии,  происходит
рост  преступности,  нигилизма.    В   обществе   получают   распространения
различного   рода   учения,   отстаивающие    культ    силы,    антиценности
«сверхчеловека»,  мистику  и   аморализм.    Поэтому   очень   важно   иметь
фундаментальные  научные  знания  о  морали  и  религии.   И  это   особенно
существенно для молодёжи, не имеющей  должного  жизненного  опыта  и  нужных
знаний, чтобы правильно оценить поступающую  информацию.
      Современная Россия приобщается  к  глобальной  экономике,  вступает  в
мировой рынок, где действуют определённые нравственные  нормы  хозяйственной
этики.  И Россия должна  следовать  общепринятым  нравственным  принципам  в
сфере  бизнеса  и  предпринимательства,  если  желает  быть  равноправным  и
уважаемым партнёром.  Кроме того, каждая профессия имеет  свои  нравственные
особенности,  знание  которых  и  следование  которым   характеризуют   нашу
профессиональную культуру и способствуют  нашему  профессиональному  успеху.
Но чтобы следовать нормам профессиональной этики, надо их знать и  правильно
оценивать.
      Предлагаемый  курс  лекций  ставит  своей  целью  оказать  помощь  при
изучении дисциплин «Этика», «Этика бизнеса», «Этика предпринимательства».
      В российской этике уже имеются учебники по общему  курсу  этики  и  по
профессиональной этике.  Можно выделить такие учебники, как  Гусейнов  А.А.,
Апресян Р.Г. Этика. - М., 1998; Этика / Под общ. ред.     А.А.  Гусейнова  и
Е.Л. Дубко. - М., 2000; Ботавина Р.Н. Этика менеджмента. - М., 2001   и  др.
Предлагаемое   учебное   пособие   дополняет   текст   учебников   и   может
рассматриваться как дополнительный источник.  Это пособие  ориентировано  не
только  на  студентов  гуманитарных  специальностей,   но   и   технических,
экономических.    Автор  при   изложении   материала   обращался   также   к
религиозной этике, в частности, к  православному  нравственному  богословию,
чтобы приобщить студентов к  тем  общечеловеческим  нравственным  ценностям,
которые отстаивает и развивает христианство.
      Курс  лекций  предполагает  две   части.    В   первой,   публикуемой,
раскрываются темы, связанные с природой, структурой, функциями и  ценностями
морали.   Во  второй  части  курса  лекций  будут  проанализированы   основы
профессиональной этики, в частности, этики бизнеса.
      Нам  представляется,  что  в   предложенном   курсе   лекций   имеется
определённый  пропедевтический  элемент,  поскольку  автор   старался   дать
систематическое изложение важнейших проблем этики по возможности   логически
последовательно и доступно.  В  книгу  включён  и  необходимый  методический
материал, поскольку после каждой  лекции  дан  библиографический  список,  а
также  указаны  дополнительные  вопросы  для  контроля,  темы   докладов   и
рефератов.
      В конце предисловия автор хотел бы заверить читателя, что  высказанные
им замечания по дальнейшему  совершенствованию  предлагаемого  курса  лекций
будут с благодарностью приняты, внимательно изучены и учтены.



                                    [pic]



                 Лекция 1.  ЭТИКА И МОРАЛЬ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ



             Понятие этики.  Нормативная и теоретическая  этика ?


               Понятие научной, религиозной, профессиональной


                           этики ?  Понятие морали



             Понятие этики.  Нормативная и теоретическая  этика


      Понятия добра и зла, морали и нравственности, этики являются одними из
самых  распространённых  в  языке,  и  в  то  же  время  одними   из   самых
многозначных и неопределённых.  Нравственные  проблемы  при  этом  предстают
одними из самых важных для человека.
      Так, великий немецкий философ И. Кант писал, что «все  интересы  моего
разума (и  спекулятивные  и  практические)  объединяются  в  следующих  трёх
вопросах:
     1. Что я могу знать?
     2. Что я должен делать?
     3. На что я могу надеяться?»[1].
      Первый  вопрос  гносеологический  и  решается   чистым   спекулятивным
разумом.   Второй  вопрос  нравственный  и  решается   чистым   практическим
разумом.  Первому вопросу посвящена,  как  многие  считают,  главная  работа
Канта – «Критика чистого разума»,  представляющая  собой  очень  глубокий  и
сложный философский  труд.   Второму  вопросу  посвящены  у  Канта  «Критика
практического  разума»  и  др.  этические  работы.   Но  сам  Кант   отдавал
предпочтение  чистому  практическому  разуму  перед   чистым   спекулятивным
разумом,  т.е.  этика  по   нему   имеет   определённое   первенство   перед
гносеологией.  «Следовательно, в соединении чистого спекулятивного разума  с
чистым практическим в одно  познание  чистый  практический  разум   обладает