Таможенный контроль над ввозом и вывозом культурных ценностей

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И
                        ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
                            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                         РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
                           ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ



                               КУРСОВАЯ РАБОТА

 По курсу: Организация контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых
                         через таможенную границу РФ

     Тема: Таможенный контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ культурных
                                  ценностей



                                                 Выполнила:
                                                 Студентка 5 курса заочного
                                                 отделения ИК и М, гр.ТД-252
                                                 Кравцова Виктория


                                                 Проверил
                                                 доцент
                                                 Хапилин Анатолий Федорович



                              г. Ростов-на-Дону
                                   1998 г.



                                 СОДЕРЖАНИЕ


Введение    3

1. Понятие культурных ценностей   4

2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных
ценностей   6

  2.1 Пример из судебной практики  12

3. Таможенный контроль за временным вывозом и ввозом культурных ценностей.
13

Особенности ввоза на территорию РФ кино- и видеофильмов  18

Приложение  20

Нормативные источники  21

Использованная литература    21



                                  Введение

       Перемещение   через   таможенную   границу    культурных    ценностей
регламентируется Законом РФ "О  вывозе  и  ввозе  культурных  ценностей",  в
развитие которого появилось указание ГТК от 2 ноября 1993 года  N01-13/10907
"О вывозе культурных ценностей".
       При  применении  данного  закона  на  практике  работники  таможенных
органов сталкиваются с множеством проблем. Все, что связано с  контролем  за
перемещением культурных ценностей вызывает негативную реакцию.  Это  связано
с  объективными  сложностями  в  классификации  перемещаемых   предметов   в
качестве культурных ценностей.  Для  четкого  вывода  о  наличии  признаков,
характеризующих культурные ценности, необходимы знания в области  искусства,
истории,  археологии,  такими  знаниями  в  полной  мере   обладают   только
специалисты в конкретной области знаний.  Работники  таможенных  органов  не
могут обладать такими глубокими познаниями и вынуждены всякий раз  прибегать
к услугам экспертов-специалистов, так  как  ошибочные  выводы  о  культурной
ценности предмета могут  вызвать  жалобы  лиц,  их  перемещающих,  со  всеми
вытекающими отсюда  последствиями.  Это  обычно  занимает  много  времени  и
затягивает  процесс  таможенного  оформления  и  контроля.  В   определенных
случаях такие задержки также приводят к конфликтам и жалобам.
       Не менее важным препятствием эффективному и качественному контролю за
перемещением культурных ценностей является несовершенство нормативной  базы.
Во исполнение Закона о  ввозе  и  вывозе  культурных  ценностей  должен  был
принят ряд нормативных актов (закон был принят 5 лет  назад).  Министерством
культуры  Положение  о  порядке  проведения  государственной  экспертизы   и
контроля  за  вывозом  культурных  ценностей  до  сих  пор  не  принято.  Не
определен порядок таможенного контроля и  специальной  регистрации  ввозимых
культурных (такой  порядок  должен  быть  выработан  Министерством  культуры
совместно с ГТК).
       До сих пор действуют нормативные акты  советского  периода.  Согласно
Письму ГТК РФ  от  8  июля  1996  г.  N  01-15/11998  "О  вывозе  культурных
ценностей",  до  утверждения  нового  порядка  пропуска  и   новых   списков
предметов, отнесенных  к  культурным  ценностям,  таможенные  органы  должны
руководствоваться приказом Министерства культуры СССР от 23.03.87  N  120  с
изменениями, внесенными 02.12.88 г «О порядке контроля за  вывозом  из  СССР
культурных ценностей».
       .

                       1. Понятие культурных ценностей


       В соответствии со ст.6 Закона, под культурными ценностями  понимаются
движимые предметы материального мира, находящиеся на  территории  Российской
Федерации, а именно:
 . культурные  ценности,  созданные  отдельными  лицами  или  группами  лиц,
   которые являются гражданами Российской Федерации;
 . культурные ценности, имеющие важное значение для Российской  Федерации  и
   созданные  на  ее  территории  иностранными  гражданами  и   лицами   без
   гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
 . культурные ценности, обнаруженные на территории России;
 . культурные ценности, приобретенные  археологическими,  этнологическими  и
   естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей  страны,
   откуда происходят эти ценности;
 . культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
 . культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные
   с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.


       К культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

1) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями  в
   жизни  народов,  развитием  общества  и  государства,  историей  науки  и
   техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся  личностей
   (государственных,  политических,   общественных   деятелей,   мыслителей,
   деятелей науки, литературы, искусства);
2)  предметы  и  их  фрагменты,  полученные  в  результате   археологических
   раскопок;
3) художественные ценности, в том числе:
       - картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых
         материалов;
       - оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в  том
         числе рельефы;
       -  оригинальные  художественные  композиции  и  монтажи   из   любых
         материалов;
       -  художественно  оформленные  предметы  культового  назначения,   в
         частности иконы;
       - гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
       -  произведения  декоративно-прикладного  искусства,  в  том   числе
         художественные  изделия  из  стекла,  керамики,  дерева,  металла,
         кости, ткани и других материалов;
       - изделия традиционных народных художественных промыслов;
       -  составные  части   и   фрагменты   архитектурных,   исторических,
         художественных памятников и памятников монументального искусства;
4) старинные книги, издания, представляющие  особый  интерес  (исторический,
   художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
5) редкие рукописи и документальные памятники;
6) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
7) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
8)  почтовые  марки,  иные  филателистические  материалы,  отдельно  или   в
   коллекциях;
9)  старинные   монеты,   ордена,   медали,   печати   и   другие   предметы
   коллекционирования;
10) редкие коллекции и  образцы  флоры  и  фауны,  предметы,  представляющие
   интерес  для  таких  отраслей  науки,   как   минералогия,   анатомия   и
   палеонтология;
11) другие движимые предметы,  в  том  числе  копии,  имеющие  историческое,
   художественное, научное или иное  культурное  значение,  а  также  взятые
   государством под охрану как памятники истории и культуры.
       Не являются культурными ценностями  современные  сувенирные  изделия,
предметы культурного назначения серийного и массового производства.

  2. Порядок выдачи разрешений и таможенный контроль за вывозом культурных
                                  ценностей


       Закон "О вывозе и  ввозе  культурных  ценностей"  устанавливает,  что
вывоз архивов, уникальных и редких музыкальных инструментов, старинных  книг
(полный  перечень  приводится  выше)  за   пределы   российской   территории
разрешается таможенным органом только при  наличии  свидетельства  на  право
вывоза культурных ценностей.
       При этом,  вывозу  из  Российской  Федерации  не  подлежат  следующие
категории культурных ценностей:
       - движимые предметы,  представляющие  историческую,  художественную,
         научную или иную культурную ценность и отнесенные в соответствии с
         действующим законодательством к особо ценным объектам  культурного
         наследия народов Российской Федерации, независимо  от  времени  их
         создания;
       - движимые предметы, независимо от времени их  создания,  охраняемые
         государством и внесенные в охранные списки и  реестры  в  порядке,
         установленном законодательством Российской Федерации;
       - культурные ценности,  постоянно  хранящиеся  в  государственных  и
         муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных
         хранилищах культурных ценностей Российской Федерации.  По  решению
         уполномоченных государственных органов данное правило  может  быть
         распространено на иные музеи, архивы, библиотеки;
       - культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если  иное  не
         предусмотрено законом.
       Данный список является исчерпывающим и  запрет  на  вывоз  культурных
ценностей  по   иным   основаниям   не   допускается.   В   соответствии   с
международными  договорами  РФ  и  законодательством  Российской   Федерации
культурные ценности,  незаконно  вывезенные  с  ее  территории  и  незаконно
ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.
       Как уже было сказано,  при  принятии  решения  о  возможности  вывоза
культурных  ценностей  соответствующим  государственным   органом   выдается
свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
       Свидетельство  на  право   вывоза   культурных   ценностей   является
основанием   для   пропуска   указанных   ценностей   через   таможенную   и
государственную границы Российской Федерации.
       Вывоз культурных ценностей без указанного свидетельства запрещается.
       Согласно Закону о ввозе и вывозе  культурных  ценностей,  Федеральная
служба по сохранению культурных ценностей принимает  решения  о  возможности
вывоза, временного вывоза  культурных  ценностей  и  выдает  соответствующие
свидетельства.
       Однако Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. N 1177  Федеральная
служба России по сохранению  культурных  ценностей  упразднена,  ее  функции
переданы Министерству культуры Российской Федерации, которое:
       -   осуществляет   совместно   с   другими   федеральными    органами
исполнительной власти контроля за соблюдением установленного порядка  вывоза
и ввоза культурных ценностей;
       -  принимает  решения  о  возможности  вывоза  и  временного   вывоза
культурных  ценностей  из  Российской  Федерации,  выдает  юридическим   или
физическим  лицам  свидетельства  на  право  вывоза  и   временного   вывоза
культурных ценностей, взимает в установленном порядке специальные  сборы  за
право вывоза и временного вывоза культурных ценностей;
       - обеспечивает  в  установленном  порядке  организацию  и  проведение
искусствоведческой и историко-культурной экспертизы заявленных  к  вывозу  и
временному  вывозу  культурных  ценностей,  а  также  при   возврате   после
временного вывоза и передаче прав собственности на них;
       - составляет в установленном порядке перечень  культурных  ценностей,
подпадающих под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей";
       -  осуществляет  в  установленном  порядке  регистрацию  ввозимых   и
временно ввозимых культурных ценностей;
       - осуществляет в установленном порядке хранение,  учет  и  экспертизу
культурных ценностей, а также публикацию информации о культурных  ценностях,
задержанных или конфискованных  таможенными  и  другими  правоохранительными
органами;
       - осуществляет в установленном порядке передачу культурных ценностей,
обращенных   в   доход   государства   в    соответствии    с    действующим
законодательством,  в  государственные  музейный,  архивный  и  библиотечный
фонды либо религиозным объединениям..
       Непосредственно  выдачу  свидетельств  на  право  вывоза   культурных
ценностей  осуществляют  территориальные  управления  Минкультуры  РФ   (см.
приложение). К настоящему созданы Территориальные  управления   Министерства
культуры  РФ  по  сохранению  культурных  ценностей  в  следующих   городах:
Екатеринбург, Краснодар, Красноярск, Архангельск, Нижний Новгород,  Иркутск,
Саратов,  Владивосток,  Хабаровск,  Санкт-Петербург.   Кроме   того,   такие
свидетельства по ходатайству собственника или уполномоченного им лица  могут
выдаваться следующими органами и учреждениями Министерства культуры РФ:
       - Комитетом по культуре г. Москвы;
       -  Российской  государственной  библиотекой,  г.Москва  (в  отношении
печатных изданий);
       - Российской национальной библиотекой, г.Санкт-Петербург (в отношении
печатных изданий).
       Культурные  ценности,  заявленные  к  вывозу,  подлежат  обязательной
экспертизе.
       Отказ  лица,  ходатайствующего   о   вывозе   культурных   ценностей,
представить на экспертизу заявленные к вывозу предметы  рассматривается  как
отказ заявителя от их вывоза.
       Для получения разрешения на вывоз культурных  ценностей  их  владелец
обязан заблаговременно подать искусствоведу - эксперту письменное  заявление
с приложением в двух экземплярах списка и фотографий (размером 13 x  18  см)
каждого предполагаемого к вывозу предмета.
       В  необходимых  случаях   предъявляются   документы,   подтверждающие
установленную  законом  форму  отчуждения  данного  предмета   от   прежнего
владельца, а также удостоверяющие их стоимость (чеки, квитанции и пр.).
       Вывоз произведений, владельцем которых является сам автор, может быть
разрешен при предъявлении заключения соответствующего творческого союза  или
учреждения, где работал автор, об авторстве и возможности их вывоза.
       .Предполагаемые   к   вывозу   культурные   ценности    предъявляются
искусствоведам - экспертам.  В  случае  необходимости  экспертиза  предметов
проводится  по  месту  их  нахождения.   Осмотр   предметов   и   подготовка
экспертного заключения о возможности их  вывоза  производятся  в  отсутствие
владельца предметов, однако, он может быть вызван  для  выяснения  возникших
вопросов.
       Для  получения  разрешения на вывоз произведений печати  их  владелец
обязан подать искусствоведу - эксперту заявление  и  два  экземпляра  списка
изданий,  предполагаемых  к  вывозу.  Срок  проведения  экспертизы  ценности
изданий - до одного месяца со дня подачи списка.
       На  основании   изучения   предметов   и   предъявленных   материалов
искусствоведы  -   эксперты   принимают   решение   о   возможности   вывоза
предъявленных  к  осмотру  культурных  ценностей  или  об  отказе  в  выдаче
разрешения, а также производят оценку предметов.
       В случае, если результаты  экспертизы  дают  основание  для  внесения
заявленного  к  вывозу  предмета  в  государственные  охранные  списки   или
реестры, материалы экспертизы передаются в  соответствующие  государственные
органы  независимо  от  согласия  лица,  ходатайствующего  о  вывозе   этого
предмета.
       При несогласии заявителя с заключением экспертизы предмет, заявленный
к  вывозу,  представляется  на   рассмотрение   Государственной   экспертной
комиссии  Министерства культуры  Российской  Федерации  или  Государственной
экспертной комиссии Государственной архивной службы России.
       Услуги  по проведению экспертизы оплачиваются  заявителем  независимо
от решения о возможности вывоза данного предмета за границу.