Коммуникативная структура лирических произведений

Министерство общего и профессионального образования РФ


    Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского



|факультет                            |кафедра                              |
|иностранных языков                   |немецкого языка                      |



                               Курсовая работа


по  теме:  коммуникативная  структура  лирических  произведений  на  примере
         поэтов-романтиков XVIII века Новалиса и К. Брентано.



                                 Выполнила:

                                 группа Н-41

                                 Руководитель:
                                 преподаватель кафедры
                                 немецкого языка
                                 Юрасов И.А.


                                 Пенза 2001



                                 Содержание


   I. Введение.
        1. Коммуникативные связи в лирическом произведении.
        2.     Особенности     внутритекстовой     коммуникации.     Анализ
           коммуникативного статуса лирики.
        3. Соотношения между внутритекстовой коммуникацией и  внетекстовыми
           структурами.
        4.  Автокоммуникация  как  составляющая  коммуникативного   статуса
           стиха.
        5. Соотношение коммуникативного и когнитивного аспектов лирики.
II.   Заключение.
III   Список использованной литературы.
                                 I. Введение

       Любой текст, устный или письменный, является элементом  некоторого  –
реального   или   потенциального,   единичного    или    множественного    –
коммуникативного акта и характеризуется некоторым коммуникативным  статусом,
зависящим как от внутренних особенностей этого текста, так  и  от  характера
его внешнего функционирования.  Говоря  о  коммуникативном  статусе  текста,
имеется ввиду  система  взаимоотношений  «действующих  лиц»  («персонажей»),
связанных с этим текстом.
       Существуют тексты,  коммуникативный  статус  которых  ясен  и  прост:
реплика в бытовом диалоге; запись для себя  в  памятной  книжке.  Но  статус
текстуально этой же реплики, но  включенной  в  роман  или  пьесу,  читаемой
третьим  лицом,  опубликованной   в   собрании   сочинений,   изменяется   и
усложняется: в силу вступает целая система действующих лиц.
       Любой художественный текст обладает некоторым внутренне присущим  ему
коммуникативным статусом, который условно связан  с  содержанием  оформления
произведения.  При  своем  соответствии  этой  связи  читатель  понимает   и
принимает произведение, сообщается с ним, при несоответствии –  не  понимает
и не принимает сообщение.
       Поэтому  цель  данной  работы  состоит  в   рассмотрении   содержания
образования (сообщения) текста. Интересующая тема –  коммуникативный  статус
лирического стихотворения. Коммуникативный аспект будет  рассматриваться  на
примере лирических произведений Фридриха  Леопольда  Гарденберга  (Friedrich
Leopold von Hardenberg), печатавшегося под псевдонимом Новалис  (Novalis)  и
Клеменса  Брентано  (Klemens  Brentano).  В  их   творчестве   нашли   яркое
воплощение характерные романтические черты йенской и  гейдельбергской  школ,
и они представляются наиболее интересными с точки зрения коммуникации.
   1. Коммуникативные связи в лирическом произведении.

       Коммуникативный аспект  лирических  текстов  рассматривается  с  трех