Что такое текст

Текст – группа предложений, объединённых  в  одно  целое  темой  и  основной
мыслью. Предложения в  тексте  связаны  по  смыслу  и  при  помощи  языковых
средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение  автора  к  пре6дмету  речи,  его
оценку изображаемого.         В  художественном  тексте  часто  используются
предложения со значением оценки. Выражая основную мысль,  автор  чаще  всего
движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной  общей
темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются  предложения,
составляющие часть текста, которые называются  абзацем.  В  абзаце  выделяют
зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили  речи  и  употребление  в  них  языковых
средств.
Цель  художественной  речи   –   образное   отражение   действительности   и
эмоциональное воздействие на  мысли  и  чувства  читателя.  Писатель  мыслит
образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь  в  картинах,  в
образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов,  рисующих  художественный
образ картины),  эмоциональность  и  экспрессивность  (гиперболы,  метафоры,
олицетворения).
Соединение  типов  речи  должно  быть  оправданным  и  должно   определяться
замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. - 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
3. Высказывание обычно бывает:
 . Точным
 . Доказательным + термины.
 . Обобщенным (о группе предметов)
 . Отношения автора нет.
4.  Научное  рассуждение  часто  встречается  в  научной   литературе,   где
   раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?»  и
   начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
 1.  Используется  обычно  в  различных   деловых   бумагах,   инструкциях,
    законодательных документах.
 2. Задача речи:
 . Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку  что-то
   сделать.
 . Дать точные указания, рекомендации.
 3. Высказывание обычно бывает:
 . Официальным
 . Точным
 . Бесстрастным (лишенным эмоций)
 4. Используются книжные, официальные слова и  выражения,  существительные,
    образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени,  ани,  ств,
    ость.

Публицистический стиль. Р.  С.  –  1-много,  о/о,  воздействие  на  массы  +
сообщение информации.
(Публицистика  –  отрасль  литературы,   освещающая   вопросы   политики   и
общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической  сфере  жизни:  газеты,  журналы,
   радио, ТВ. Это речь агитаторов,  пропагандистов,  журналистов,  тех,  кто
   обращается к народным массам.
2. Задача речи:
 . Сообщить информацию
 . Воздействовать на массы
 . Сформулировать определённое отношение к общественной  жизни,  гражданскую
   позицию.
3. Высказывания бывают:
 . Злободневными по теме
 . Яркими, страстными, призывными
 . Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста:
 . Прямое обращение к читателю
 .  Фрагменты  текста,  в  котором  использован  параллельный  способ  связи
   предложений
 . Экспрессивный повтор и стандартная лексика
 . Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
 . Оформление важных для раскрытия основной  мысли  членов  предложения  как
   самостоятельных предложений
 . Параллелизм в построении этих неполных предложений
 . Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
 . Сочетание книжной и разговорной речи
 . Прямые обращения к собеседнику
 . Обратный порядок слов (инверсия)
 . Риторические вопросы

Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
 .  Краткое  сообщение  о  каком-нибудь   интересном   факте   или   событии
   общественной жизни
 . Цель сообщения – привлечь внимание к жизни  общества;  автор  сознательно
   находится в тени
2. Репортаж  (живой  рассказ  очевидца  о  каком-либо  событии  общественной
   жизни).
 . Задача автора репортажа: рассказать о событии так,  чтобы  слушатели  или
   читатели увидели это на самом деле
 . Сообщение о каком-либо процессе как процессе
 . Автор (личность) всегда присутствует,  его  отношение  к  событию  всегда
   проявляется (радость, огорчение…)
 . Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание  состояния  окружающей
   среды  –  всё  завит  от  авторского  решения;  должно  быть   динамичным
   (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может  начинаться
   с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть  (тип  речи  повествования,  так  как  идёт  рассказ  о
   событии)
 .  Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий  вывод,  к  которому  приходит
   автор и приводит читателя)
 . лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения
   или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
 .  темой  репортажа  может  стать  экскурсия  по   городу:   знакомство   с
   архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами  (тип
   речи – описание + фрагменты)

3.     Статья – «объясняющий» жанр
 . задача статьи – привлечь внимание  людей  к  какому-то  важному  вопросу,
   проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
 . Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
 .  Построение:  зачин  –  постановка  проблемы,  центральная  часть  –   её
   раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка.  (Композиции
   как у репортажа)
 . НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
 . Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
 . Основная мысль (тезис) --- аргументы  (для  связи  аргументов  с  тезисом
   используются союзы, вводные слова) --- вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк.
 . Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
 . Герой очерка – человек высоких моральных  качеств,  преобразующий  жизнь,
   отдающий делу знания, опыт, силы.
 . Речь идёт не только о работе, а о характере  самого  героя,  интересах  и
   увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
 . Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать  словами,  изобразить
картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину  слов  в
переносном  значении,  создающих  образ;  эмоционально-оценочных   слов,   в
которых  раскрывается  отношение  автора   к   тому,   что   он   описывает,
экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.