Совершенствование организации бухгалтерского учета расчетных операций за счет бюджетных и внебюджетных средств в системе образования

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...……………………………………………………………………
1. ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В
    БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ ...…………………………………………………….
  1.1. Бюджетная система и бюджетный учет, история развития ……….….
  1.2. Бухгалтерский учет в бюджетной организации, особенности
          ведения ...………………………………………………………………...
  1.3. Новый порядок бухгалтерского учета в бюджетной организации
         с учетом условий перехода на новую систему бюджетного учета …..
2. ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ № 2 ОТДЕЛА
    ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ОКРУГА
    МЭРИИ Г. КРАСНОДАРА – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
    ИССЛЕДОВАНИЯ ….………………………………………………………..
  2.1. Технико-экономическая характеристика ЦБ № 2 ………………….….
  2.2. Анализ основных финансовых показателей деятельности ЦБ № 2 за
         1998-1999 гг. ……………………………………………………………..
  2.3. Организация бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной
          работы в ЦБ №2 …………………………………………………………
3. МЕТОДИЧЕСКОЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
    БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В СИСТЕМЕ
    ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ПЕРЕХОДА НА НОВУЮ
    СИСТЕМУ БЮДЖЕТНОГО СЧЕТОВОДСТВА .………………………….
  3.1. Особенности ведения расчетных операций в ЦБ № 2 ………………...
  3.2. Учет расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказчиками за
          выполненные работы и оказанные услуги ...…………………………..
  3.3. Учет расчетов с подотчетными лицами ………………………………..
  3.4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами ………………...
  3.5. Учет расчетов с рабочими и служащими по оплате труда ……………
  3.6. Учет расчетов с внебюджетными фондами ……………………………
4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ
    БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ЦБ № 2 .…………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ...…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ …..……………………………………………………………..
2.   ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БУХГАЛТЕРИЯ № 2 ОТДЕЛА
      ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КАРАСУНСКОГО ОКРУГА
      МЭРИИ Г. КРАСНОДАРА – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ
      ИССЛЕДОВАНИЯ

      2.1. Технико-экономическая характеристика ЦБ № 2

      Централизованная бухгалтерия  №  2  отдела  образования  администрации
Карасунского округа мэрии г. Краснодара создана согласно  решения  исполкома
Совета народных депутатов Советского  района  г.  Краснодара  в  1971г.  при
данном  комитете.  Вновь  созданное  учреждение  было  призвано   объединить
разрозненное по школам и детским садам бухгалтерское  обслуживание  в  одной
централизованной бухгалтерии, что  давало  значительную  экономию  бюджетных
средств,  так  как  потребность  в  численности  бухгалтерских  кадров   при
централизации значительно сокращается, немаловажную роль в  этом  сыграла  и
частичная механизация учета, т.е. привлечение к  обслуживанию  машиносчетных
станций.
         Для    исследуемого    бухгалтерского    учреждения     действующим
законодательством  установлены  свои   специфические   задачи   и   функции,
подлежащие  выполнению   в   процессе   деятельности.   У   централизованной
бухгалтерии, созданной при отделе образования,  основной  функцией  является
бухгалтерское обслуживание школ,  детских  садов  и  других  образовательных
учреждений. Данные бухгалтерского учета служат  основанием  для  составления
периодической и годовой бухгалтерской отчетности.
      Централизованная бухгалтерия также должна обеспечить:
- контроль за правильным, экономным и эффективным  расходованием  средств  в
соответствии  с  ассигнованиями  по  утвержденным  сметам   и   изменениями,
внесенными в них в установленном порядке;
- проверку  правильности  оформления  документов  и  законности  совершаемых
операций;
- своевременное проведение расчетов, возникающих в процессе исполнения  смет
с предприятиями, организациями, учреждениями и отдельными лицами;
-  своевременное  начисление   и   выплату   заработной   платы   работникам
обслуживаемых учреждений;
- сохранность  денежных  средств,  контроль  за  сохранностью  и  правильным
использованием  основных  средств,  МБП,  материалов,  продуктов  питания  и
других материальных ценностей, принадлежащих обслуживаемым учреждениям;
- составление и представление в установленные сроки соответствующим  органам
бухгалтерской отчетности;
-  проведение  в  установленные  сроки  инвентаризации  денежных  средств  и
расчетов,  а  также  имущественно-материальных  ценностей,   находящихся   в
обслуживаемых учреждениях;
- составление совместно с руководителями  обслуживаемых  учреждений  смет  и
расчетов к ним;
-  своевременное  финансирование  учреждений,  ведущих  бухгалтерский   учет
самостоятельно,  а  также  контроль  за  исполнением  ими   смет   расходов,
своевременной выплатой  заработной  платы  рабочим  и  служащим,  правильной
организацией и постановкой бухгалтерского учета и составлением отчетности;
-  проведение  внутриведомственных  документальных   ревизий   финансируемых
учреждений;
- хранение бухгалтерских документов  и  регистров  учета,  смет  расходов  и
расчетов к ним, а также других документов.
       Внешнюю  структуру  управления  учреждением  можно   рассмотреть   на
следующей схеме (рис 2.1).



        Рис. 2.1. Схема управления Централизованной бухгалтерией № 2

                       отдела образования Карасунского
                          административного округа

      Централизованная бухгалтерия  организуется  в  порядке,  установленном
Советом Министров союзных республик в соответствии с "Типовым  положением  о
централизованных  бухгалтериях  бюджетных  учреждений  системы  Министерства
просвещения  СССР",  утвержденного   Министерством   просвещения   СССР   по
согласованию с Министерством финансов СССР от 3 октября 1972 г. № 111  [15].
Централизованная  бухгалтерия   №   2   организована   как   самостоятельная
структурная  единица   при   распорядителе   кредитов   отделе   образования
администрации Карасунского округа мэрии г. Краснодара.
       Структура производственной деятельности и управления централизованной
бухгалтерии представлена на рис. 2.2.



                Рис. 2.2. Схема внутреннего управления ЦБ № 2


      ЦБ № 2 ведет бухгалтерский учет исполнения смет расходов обслуживаемых
учреждений –  школ  и  детских  садов,  центра  образования,  а  также  учет
операций, связанных с финансированием подведомственных  учреждений,  ведущих
бухгалтерский учет самостоятельно, а именно д/с 184, сш 40, сш  69,  сш  57,
сш 52.
        При   централизации   бухгалтерского   учета    за    руководителями
обслуживаемых учреждений сохраняются права распорядителей кредитов:
 - заключать  договоры  на  поставку  товаров  и  оказание  услуг:  трудовые
   соглашения на производство различных работ сторонними  лицами.  При  этом
   договоры и трудовые соглашения должны в обязательном порядке визироваться
   главным бухгалтером централизованной бухгалтерии;
 - получать в установленном порядке авансы на хозяйственные и другие нужды и
   разрешать выдачу в подотчет авансов своим сотрудникам;
 - разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой;
 - самостоятельно расходовать на нужды учреждения  по  установленным  нормам
   материалы, продукты питания и другие ценности;
 - утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, акты  на  списание  основных
   средств, малоценных и быстроизнашивающихся  предметов  в  соответствии  с
   действующими законоположениями;
 - получать от централизованной бухгалтерии необходимые справки  и  сведения
   об исполнении сметы, а также  разрешать  другие  вопросы,  относящиеся  к
   финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
 - подписывать первичные документы, служащие  основанием  для  выдачи  денег
   (кроме банковских), товарно-материальных ценностей,  а  также  изменяющие
   кредитные и расчетные обязательства учреждения.
      Бухгалтерский учет  в  ЦБ  №  2  ведется  способом  двойной  записи  в
соответствии  с  инструкциями  и   методическими   указаниями   Министерства
финансов РФ и Министерства образования РФ.
      Сводная годовая и периодическая отчетность, предусмотренная Положением
о  бухгалтерских   балансах   учреждений   и   организация,   состоящих   на
государственном  бюджете,  составляется  централизованной   бухгалтерией   и
подписывается руководителями учреждений, при которых она создана, и  главным
бухгалтером.
      Централизованная бухгалтерия с момента создания и по  настоящее  время
финансируется из местного бюджета.
      Средства из бюджета на содержание самой бухгалтерии и  учреждений,  ею
обслуживаемых, выделяются на основании  смет  расходов,  а  также  с  учетом
фактического выполнения производственных показателей и  использования  ранее
отпущенных средств.
      Численность    работников    централизованной    бухгалтерии    №    2
регламентирована штатным расписанием, утвержденным согласно Положения  главы
городского  самоуправления  мэра  г.  Краснодара  от   06.06.97г.   №   954.
Количество фактически работающих можно видеть в табл. 2.1.

                                                                 Таблица 2.1
            Численность фактически работающих в Централизованной
                  бухгалтерии № 2 по занимаемым должностям
                                                                      (чел.)
|№    |                                                 |Количество    |
|п/п  |Должность по штатному расписанию                 |единиц        |
|     |                                                 |              |
|1.   |Начальник централизованной бухгалтерии           |1             |
|2.   |Главный бухгалтер                                |1             |
|3.   |Заместитель главного бухгалтера                  |3             |
|4.   |Руководители групп                               |4             |
|5.   |Ведущие специалисты                              |8             |
|6.   |Специалисты I категории                          |8             |
|7.   |Специалисты II категории                         |7             |
|8.   |Специалисты                                      |7             |
|9.   |Уборщица                                         |1             |
|10.  |Сторож                                           |3             |
|11.  |Кассир                                           |1             |
|     |Итого работающих:                                |44            |


      Численность фактически работающих на настоящей  момент  составляет  44
человека, т.е. в настоящее время полностью укомплектован штат бухгалтерии.
      До 2000 года бухгалтерский учет в  централизованной  бухгалтерии  №  2
велся  согласно  Инструкции  по  бухгалтерскому  учету   в   учреждениях   и
организациях,  состоящих  на  бюджете,  утвержденной  приказом  Министерства
финансов Российской Федерации от 3 ноября 1993 г. №  122  [13].  С  3  марта
2000 года вступила  в  силу  новая  Инструкция  по  бухгалтерскому  учету  в
бюджетных учреждениях от 30.12.1999 г. № 107н [12].
      Основные  показатели,  характеризующие  деятельность  централизованной
бухгалтерии № 2, видны из ниже приведенной табл. 2.2.
      Сумма основных  средств,  находящихся  в  пользовании  образовательных
учреждений, возросла на 2940,3 тыс. р., в том числе:
а) за счет бюджетного финансирования – на 686,6 тыс. р.;
б) приобретено основных средств за счет средств счета сумм по поручениям  на
сумму 183,9 тыс. р.;
в) за счет специальных средств 23,9 тыс. р.;
г) оприходовано основных средств за счет средств шефской помощи  341,8  тыс.
р.;
д) введены в эксплуатацию, оценены и поставлены  на  учет  объекты  основных
средств на сумму 806,3 тыс. р.;
е) за счет принятия на баланс отдела  образования  имущества  детского  сада
стоимостью 20,9 тыс. р. и здания досугового центра на сумму 876,9 тыс. р.
      В 1999 году выбыло основных средств на сумму  262,6  тыс.  р.,  в  том
числе:
а) списано по ветхости, износу, а также реализация  ненужного  имущества  на
сумму 177,5 тыс. р.;
б) передано имущества закрытого на капитальный ремонт детского  сада  №47  в
другие учреждения округа на сумму 27,5 тыс. р.;

                                                                 Таблица 2.2


                 Характеристика основных показателей работы


                      Централизованной бухгалтерии № 2

|                                     |Показатели                         |
|Наименование показателей             |                                   |
|                                     |Количество      |Сумма            |
|                                     |1998   |1999   |1998   |1999 год|
|                                     |год    |год    |год    |        |
|I. Объемный показатель               |       |       |       |        |
|1.1. Количество обслуживаемых        |35     |38     |       |        |
|учреждений, ед.                      |       |       |       |        |
|в том числе:                         |       |       |       |        |
|сады                                 |10     |12     |       |        |
|школы                                |23     |24     |       |        |
|прочие                               |2      |2      |       |        |
|1.2. Количество работающих, чел.     |2330   |2434   |       |        |
|1.3. Количество учащихся, чел.       |20821  |20400  |       |        |
|в том числе:                         |       |       |       |        |
|группы продленного дня               |2545   |3036   |       |        |
|1.4. Стоимость питания 1 учащегося в |       |       |       |        |
|школе, р.                            |       |       |1,25   |1,25    |
|1.5. Количество детей в ДДУ, чел.    |1787   |1745   |       |        |
|1.6. Стоимость питания 1 ребенка в   |       |       |8,06   |14      |
|ДДУ, р.                              |       |       |       |        |
|II. Материальная база, (тыс. р.)     |       |       |       |        |
|2.1. Основные средства (по           |       |       |       |        |
|первоначальной стоимости)            |       |       |143454,|146132,6|
|в том числе:                         |       |       |9      |        |
|износ основных средств               |       |       |       |        |
|2.2. Малоценные и                    |       |       |46530,6|49720,7 |
|быстроизнашивающиеся предметы        |       |       |       |        |
|2.3. Материалы                       |       |       |       |2980,7  |
|                                     |       |       |2308,4 |889,0   |
|                                     |       |       |673,7  |        |
|III. Бюджет – всего, (тыс. р.)       |       |       |42188  |53920   |
|3.1. Код 110100 "Оплата труда        |       |       |       |        |
|государственных служащих"            |       |       |17238  |23463   |
|3.2. Код 110200 "Начисления на       |       |       |       |        |
|заработную плату"                    |       |       |6638   |9032    |
|3.3. Код 110300 "Приобретение        |       |       |       |        |
|предметов снабжения и расходных      |       |       |2169   |2846    |
|материалов"                          |       |       |       |        |
|3.4. Код 110500 "Оплата транспортных |       |       |201    |132     |
|услуг"                               |       |       |201    |94      |
|3.5. Код 110600 "Оплата услуг связи" |       |       |       |        |
|3.6. Код 110700 "Оплата коммунальных |       |       |5094   |7737    |
|услуг"                               |       |       |       |        |
|3.7. Код 111000 "Оплата прочих услуг |       |       |2240   |1886    |
|и прочих текущих расходов"           |       |       |6119   |7088    |
|3.8. Код 130300 "Трансферты          |       |       |       |        |
|населению"                           |       |       |130    |205     |
|3.9. Код 240100 "Приобретение        |       |       |2271   |1437    |
|оборудования и предметов длительного |       |       |       |        |
|пользования"                         |       |       |       |        |
|3.10. Код 240300 "Капитальный ремонт"|       |       |       |        |


в) списано недостач основных средств на счета виновных  лиц  на  сумму  57,6
тыс. р.
      Согласно данных пассива баланса (прил. 1) фонд  в  основных  средствах
на начало 1999 года составил 96924,3 тыс. р.,  на  конец  отчетного  года  –
96411,8 тыс. р. Приведенные данные свидетельствуют  об  уменьшении  фонда  в
основных средствах на сумму 512,5 тыс. р. Данный  факт  объясняется  износом
основных средств. Так на начало года износ составил 48 %, а на конец года  –
51,6%.
      Уменьшение на конец года  фонда  в  основных  средствах  и  увеличение
процента их износа является  отрицательным  фактором  качественного  состава
основных средств Это  является  сигналом  для  принятия  мер  по  обновлению
основных средств и требует дополнительных средств на капитальный ремонт.
      Анализируя  обеспеченность  образовательных  учреждений  материальными
ценностями (строительные материалы, моющие средства,  продукты  питания)  на
основе  данных  бухгалтерского  учета,  следует  отметить,  что  в  1999  г.
приобретено материальных ценностей на сумму 5292,9 тыс. р., в том числе:
а) за счет бюджетного финансирования 5185,1 тыс. р.;
б) за счет внебюджетных средств 107,0 тыс. р.;
в) за счет принятия на баланс д/с № 137   0,8 тыс. р.
      Имеется дебиторская задолженность в сумме 402,4 тыс. р. По  источникам
средств она распределяется следующим образом:
а) за счет спецсчета  46,0 тыс. р.;
б) за счет бюджета 356,4 тыс. р.
      На конец отчетного  года  в  активе  баланса  по  статье  "Расходы  на
содержание   учреждения"   (балансовый   счет   200)    остались    затраты,
произведенные в течение 1999 г. и не покрытые бюджетным  финансированием,  в
сумме 11194,5 тыс. р. (табл. 2.3).
                                                                 Таблица 2.3
     Остаток фактических расходов, не покрытых финансированием в 1999г.
            балансовый счет 200 "Расходы по бюджету на содержание
                         учреждений" на 01.01.2000г.

                                                        (р.)
|Наименование                          |Код      |Фактические расходы    |
|Оплата труда                          |110100   |2088259                |
|Начисления на заработную плату        |110200   |803950                 |
|Приобретение предметов снабжения и    |         |                       |
|расходных материалов                  |110300   |325259                 |
|Оплата транспортных услуг             |110500   |60738                  |
|Оплата услуг связи                    |110600   |1300                   |
|Оплата коммунальных услуг             |110700   |4595395                |
|Прочие текущие расходы на закупку     |         |                       |
|товаров и услуг                       |111000   |144785                 |
|Трансферты населению                  |130300   |2927797                |
|Капитальный ремонт                    |240300   |246983                 |
|ИТОГО                                 |         |11194466               |


      Таким образом, итоговая сумма табл. 2.3 показывает,  из  каких  именно
расходов, не покрытых финансированием,  состоит  остаток  балансового  счета
200 "Расходы по бюджету на содержание учреждений" в разрезе кодов  бюджетной
классификации.
      В пассиве баланса на конец года по статье "Финансирование  из  бюджета
на расходы учреждения" (балансовый  счет  230)  отражен  остаток  средств  в
сумме 362,1 тыс. р. (табл.  2.4).  Итоговая  сумма  представлена  следующими
составляющими:
      1) остатки средств  в  материалах,  приобретенных  за  счет  бюджетных
средств для нужд учреждений образования в сумме 609,7 тыс. р.;
      2) остатки средств бюджета, находящиеся  в  дебиторской  задолженности
вследствие краж и хищений в учреждениях образования в сумме 37,0 тыс. р.;
                                                                 Таблица 2.4
        Расшифровка остатка по балансовому счету 230 "Финансирование
             из бюджета на расходы учреждений" на 01.01.2000 г.
                                                                        (р.)
|Дебет                              |Кредит                               |
|Б/с 178             |             |Б/с 060-069  Остатки   |             |
|Кредиторская        |7334844,91   |материалов,            |609729,70    |
|задолженность       |             |приобретенных за счет  |             |
|Б/с 179             |1265849,33   |бюджета                |             |
|Кредиторская        |             |Б/с 170  Дебиторская   |36995,51     |
|задолженность       |34517,72     |задолженность          |             |
|                    |             |Б/с 178  Дебиторская   |             |
|Б/с 160             |3202846,10   |задолженность          |356462,94    |
|Кредиторская        |             |Б/с 171,159            |             |
|задолженность       |             |Дебиторская            |2525,91      |
|Б/с                 |             |задолженность          |             |
|171,159,199,198,180 |             |Б/с 200  Расходы, не   |11194466     |
|Кредиторская        |             |покрытые               |             |
|задолженность       |             |финансированием        |             |
|ИТОГО оборот        |11838058,06  |ИТОГО оборот           |12200180,06  |
|Остаток по балансу на 01.01.2000 г.|362122                               |

      3) остатки средств бюджета,  перешедшие  в  дебиторскую  задолженность
вследствие  произведенной  предоплаты  за  коммунальные  услуги,   оказанные
учреждениям образования, и  товары  в  сумме  356,5  тыс.  р.  В  том  числе
дебиторская задолженность за коммунальные услуги составляет 173,3  тыс.  р.,
из них предоплата:
ЗАО ПГЭС "Краснодарэлектро" 33,4 тыс. р.;
АО САХ по уборке города 7,3 тыс. р.;
АО "Кравт" 7,0 тыс. р.;
КШП "Русь" 95,3 тыс. р.;
"Кубаньсвязьсервис"  24,2 тыс. р.;
КТЭЦ 6,1 тыс. р.
      Прочая дебиторская задолженность составляет 183,2 тыс. р. Значительная
часть этой задолженности, а именно 136,9 тыс. р.  –  фактически  дебиторской
задолженностью  не  является,  т.к.  материальные  ценности  от   поставщика
получены работниками хозяйственной группы отдела образования сразу же  после
перечисления  денег  поставщикам,  но  на   отчетную   дату   накладные   не
представлены в бухгалтерию. Дебиторская задолженность  за  мягкий  инвентарь
для детских садов составляет  46,3  тыс.  р.  по  ЗАО  "Силуэт"  в  связи  с
отсутствием у поставщика необходимого объема заказанных изделий;
      4) остаток средств в дебиторской задолженности,  возникшей  вследствие
несвоевременного возмещения органами социального страхования  суммы  пособий
по листам нетрудоспособности, выплаченной  работникам  образования  за  счет
бюджетного финансирования в сумме 2,4 тыс. р., а также переплаты  взносов  в
Фонд медицинского страхования в размере 0,1 тыс. р.;
      5) остаток бюджетных средств в расходах, не  покрытых  финансированием
на 01.01.2000 г., составляет 11 194,5 тыс. р.
      Итого средств бюджета в остатках материалов и  отвлеченных  средств  в
дебиторской задолженности 12200,1 тыс. р.
      Кроме того на сумму остатка по счету 230 "Финансирование из бюджета на
расходы учреждения" оказывает влияние кредиторская задолженность  в  размере
11838,1 тыс. р., которая говорит о  том,  что  деятельность  образовательных
учреждений  в  1999  г.  поддерживалась  также  за   счет   выполненных    в
соответствии с заключенными  договорами  работ  и  услуг  без  своевременной
оплаты  поставщикам  и  подрядчикам  в  связи   с   отсутствием   бюджетного
финансирования. В том числе:
      1) по договорам на коммунальные услуги в сумме 4806,8 тыс. р.;
      2) по договорам капитального ремонта в сумме 247,0 тыс. р.;
      3) по договорам текущего ремонта в сумме 35,4 тыс. р.;