Учет поступления и расходов материалов

Содержание.

Введение.


I. Учет поступления материалов.


1 Документация по учету поступления материалов.


2 Учет поступления материалов.


3 Порядок учета неотфактурованных поставок.


II. Учет расходов материалов.


1 Учет расходов материалов.


2 Документальное оформление расхода материалов.


Заключение.


Список используемой литературы.



      Учет поступления материалов.


1 Документация по учету поступления материалов.


    Поступление материалов на предприятие  контролирует  отдел  маркетинга,
который  следит  за  выполнением   поставщиками   договорных   обязательств,
предъявляет им претензии по качеству и  недостачам  материалов,  разыскивает
грузы, если они своевременно не прибыли на предприятие.
    Материалы на склад доставляет экспедитор. Если обнаруживается недостача
или порча  груза,  составляется  акт  не  право  представления  претензий  к
транспортной организации или поставщику.
    В  момент  сдачи   экспедиторам   материалов   на   склад   материально
ответственное  лицо   проверяет   соответствие   количества,   качества    и
ассортимента поступивших материалов документам поставщика.
     Одни из них отражают  количество  отправленного  груза  (спецификации,
отвесы, накладные), другие - качество (сертификаты, удостоверения и т.  п.).
  При  полном  соответствии  количества  фактически  поступивших   ценностей
документам поставщика материально ответственное  лицо  выписывает  приходный
ордер (ф. №  М-4).
    В случае централизованной доставки материалов автотранспортом со склада
поставщик выписывает товарно-транспортную накладную  (ф.  №  М-5  и  М-6)  в
четырех экземплярах:
    а) покупателю - для оприходования материалов вместо приходного ордера;
    б)   поставщику - для списания ценностей;
    в)   для начисления заработной платы водителям автотранспорта;
    г)      для предъявления в банк на оплату;
    акт  о  приемке  материалов   (ф.№М-7)   применяется   для   оформления
поступивших  материальных ценностей без  платежных  документов  и  в  случае
расхождений  с   данными   сопроводительных   документов   поставщика.   Акт
составляется  приемной  комиссией  с  обязательным  участием   представителя
незаинтересованной организации, заведующего складом и  представителя  отдела
снабжения  предприятия.  Составляется  акт  в  двух  экземплярах:  первый  -
передается  в  бухгалтерию  предприятия  как  основание  для   бухгалтерских
записей на счетах и расчета сумм недостач или излишков; второй  -  поступает
в отдел маркетинга для предъявления претензий поставщику или  сообщения  ему
о представлении  платежного требования на излишки.  Наличие  акта  исключает
выписку приходного ордера.
    Приходные документы составляются в день поступления материалов.
    Кроме перечисленных  документов составляются накладные - требования  на
отпуск материалов (ф. №  М-11)  при  внутреннем  перемещении  материалов  со
склада на склад. Материально  ответственное  лицо,  выписывает  накладные  в
двух экземплярах; один цеху, другой складу - для их оприходования.


2 Учет поступления материалов.

    Производственные запасы материалов  пополняются  за  счет  их  поставок
предприятиями поставщиками или прочими организациями на основе договоров.  В
договорах  предусматривается:  наименование  материалов,  количество,  цена,
срок поставки, порядок  расчетов  с  поставщиками,  способ  транспортировки,
санкции за несоблюдение условий договора,  порядок  приемки.  Предприятия  -
поставщики  на  отгруженную  продукцию  выписывают   платежные   требования-
поручения и счета-фактуры, передают их  или  пересылают  почтой  покупателю,
последние передают их в свой банк для оплаты.  Оперативный  учет  выполнения
договорных  обязательств  на  предприятии  осуществляет  отдел   маркетинга,
поэтому платежные требования-поручения  и  счета-фактуры  в  первую  очередь
поступают  в  этот  отдел  или  финансовый.  Там  поверяют  соответствие  их
договорам, регистрируют в журнале  учета  поступающих  грузов  (ф.  №  М-1),
делают отметку в книге учета выполнения договоров  и  акцептуют,  т.е.  дают
согласие  на  оплату.  После  регистрации   платежные   документы   получают
внутренний номер (регистрационный) и передаются  в  бухгалтерию  предприятия
для оплаты,  а  квитанция  и  товарно-транспортная  накладная  передаются  в
экспедиционный отдел для получения и доставки  груза.  По  мере  поступления
груза на склад выписывается приходный ордер, затем  при  реестре  сдается  в
бухгалтерию, где таксируется и прикладывается  к  платежному  документу.  По
мере  оплаты  банком  этого  документа  бухгалтерия  получает   выписку   из
расчетного  счета  о  списании  денежных  средств  в  пользу  предприятия  -
поставщика.
    В течении отчетного месяца бухгалтерия предприятия  получает  платежные
документы   поставщиков,   акцептованные   отделом   маркетинга,   принимает
приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из  расчетного  и
прочих счетов предприятия. Это позволяет  заключить  расчеты,  закончить  их
введу выполнения каждой стороной своих обязательств.


3 Порядок учета неотфактурованных поставок.

    Неотфактурованными считаются поставки, по которым материальные ценности
поступили на предприятие без платежного документа. На складе  приходуют  их,
выписывается приемный акт, который  при  реестре  поступает  в  бухгалтерию.
Здесь материалы по акту  расцениваются  по  учетным  ценам,  записываются  в
журнал-ордер №6  как  ценности,  поступившие  на  склад,  в  этой  же  сумме
относятся  на  сумму  материалов  в   акцепт.   Неотфактурованные   поставки
регистрируются в журнале - ордере №6 в конце  месяца  (  в  графе  Б  "Номер
счета" ставится буква Н), когда возможность получения  платежного  документа
в данном месяце отпала. Оплате в отчетном месяце они не  подлежат,  так  как
основанием  для  оплаты  банком  являются   платежные   документы   (которые
отсутствуют). По мере поступления платежных документов  на  эту  поставку  в
следующем  месяце  они  акцептируются  предприятием  оплачиваются  банком  и
регистрируются бухгалтерией в журнале - ордере  №6  в  свободной  строке  по
группе материалов и в графе " акцепт" в сумме платежного  требования,  а  по
строке сальдо ранее записанная сумма по учетным ценам сторпируется  тоже  по
группе и в графе " акцепт".


      Учет расходов материалов.


1 Учет расходов материалов.

    Учет и контроль за расходованием товарно-материальных ценностей -  одна
из важных задач бухгалтерского учета.
    Все первичные документы на  расход  и  отпуск  материалов  группируются
бухгалтерией в разрезе синтетических счетов, субсчетов,  мест  использования
и направление затрат. В течении отчетного месяца их движение учитывается  по
учетным ценам,  а  по  окончании  месяца  после  расчета  процентов  и  сумм
транспортно  -  заготовительных  расходов  или  отклонений  по   фактической
стоимости.  Таким  образом  данные  образующие   фактическую   себестоимость
поступивших материалов, в бухгалтерском учете отражаются в разных  журналах-
ордерах (№ 1, 3,  6,  7,  10/1,  израсходованных  и  отпущенных  на  сторону
материалов записывают в журналах-ордерах № 10 и 10/1 и в главной книге.


2 Документальное оформление расхода материалов.

     Материалы со  складов  и  из  кладовых  отпускаются  для  производства
строительных и монтажных работ, на хозяйственные нужды.
    Отпускаются материалы со складов и  из  кладовых  только  с  разрешения
определенных должностных лиц. Одной из основных  задач  материального  учета
является  предварительный  и  последовательный  контроль  за   расходованием
материалов на производстве.
    Цель предварительного контроля -  не  допускать  отпуска  материалов  в
производство сверх количества, предусмотренного нормами  на  заданный  объем
работ. Такой контроль осуществляется по  лимитно-заборным  картам.  Лимитно-
заборные карты - это своего рода разрешение на постепенный отпуск в  течение
месяца  материалов  на  производство.   Лимитирование   расхода   материалов
производится плановым или производственным отделом при составлении  месячных
оперативных планов участков производителей работ. Лимитно -  заборная  карта
выписывается каждому производителю работ в  двух  экземплярах  на  один  или
несколько видов материалов (номенклатурных номеров). Карта регистрируется  в
реестре, после чего один экземпляр передается производителю работ, а  второй
на склад. Реестр карт передается в бухгалтерию. Отпуск материалов со  склада
производится только после предъявления экземпляра лимитно - заборной  карты,
находящийся у  прораба.  Отпущенное  количество  материалов  записывается  в
обоих  экземплярах  карты  и  подтверждается  подписью   получателя   (   на
экземпляре, находящимся на складе) и заведующего  складом  (  на  экземпляре
получателя). Таким образом, лимитная карточка это   накопительный  расходный
документ. По  окончании  месяца  оба  экземпляра  лимитно  -  заборных  карт
поступают в бухгалтерию, где  они  сверяются  и  таксируются.  Материалы  не
требующиеся повседневно , отпускают по разовым требованиям,  выписываемым  в
двух экземплярах начальником участка, начальником  цеха  или  производителем
работ.
    В  лимитно  -  заборных  картах  и  требованиях   указывается   целевое
назначение материалов (шифр учетного объекта, статья расхода и т. д.).
    Склад может отпускать только те материалы и в таких количествах которые
указаны в лимитно- заборной  карте  или  требованиях.  Замена  материала  не
разрешается. Отпуск материалов не  в  тех  количествах,  которые  указаны  в
требованиях,  допускается  только  в  тех  случаях   когда   это  вызывается
состоянием упаковки, габаритами, тарой и т. п.
    А   сейчас  я  хочу  описать  счета  на  которых  учитывают   состояние
производственных  запасов,  т.  е.  тех  материальных   ценностей,   которые
расходуются за один цикл производства ( сырье, материалы и т. п.).
    Счет 10 "Материалы".
    Предназначен  для  регистрации  информации   о   наличии   и   движении
принадлежащих предприятию сырья,  материалов,  топлива,  запасных  частей  и
т.п. ценностей.
    Материалы  учитываются  на  счете   10   "Материалы"   по   фактической
себестоимости их приобретения или учетным ценам.  Фактическая  себестоимость
приобретения или заготовления материалов складывается из стоимости по  ценам
приобретения  и  расходов  по  заготовке  и  доставке  этих   ценностей   на
предприятие. При этом  бухгалтеру  крайне  важно  знать  перечень  расходов,
включаемых в "законный" состав расходов по заготовке и  доставке  материалов
на предприятие - этот перечень  регулируется  соответствующими  нормативными
актами. При участии материалов по учетным  ценам  разница  между  стоимостью
ценностей по этим ценам и фактической себестоимостью приобретения  ценностей
отражается на счете 16 "Отклонения в стоимости материалов".
    К счету 10 "Материалы" Могут быть открыты субсчета:
    10/1 - "Сырье и материалы";
    10/2 - "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия,  конструкции  и
    детали";
    10/3 - "Топливо";
    10/4 - "Тара и тарные материалы";
    10/5 - "Запасные части";
    10/6 - "Прочие материалы";
    10/7 - "Материалы, переданные в переработку на сторону";
    10/8 - "Строительные материалы".
    В зависимости от принятой предприятием организации  учета,  поступление
материалов может быть отражено с использованием счетов  15  "Заготовление  и
приобретение материалов".
    Аналитический учет по счету 10 "Материалы" ведется по  местам  хранения
материалов и отдельным их наименованием (видом, сортам,  размерам  и  т.д.).
Это позволяет в любой момент проверить  их  наличие  и  стоимость.  Счет  10
активный, он отражает вложение средств в материалы  сырье.

заключение

В заключении хотелось бы отметить, что учет поступления и расходов
материалов является одним из важнейших условий успешной работы предприятия,
т.к. своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов,
систематический контроль за выявлением излишних и неиспользуемых
материалов, правильное и своевременное документирование по движению
материальных ценностей все это отражается на процессе производства и
реализации получении дохода. При их соблюдении можно добиться успеха в
управлении предприятием.



Список используемой литературы.


Козлова Е.Н., Парашутин Н. В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. "Бухгалтерский
учет" 1996 г.
Нидлз Б., Андерсон Х., Колдуэлл Д. "Принципы бухгалтерского учета" /под
ред. Я.В. Соколова   2-е издание.
Щадилова С.Н. "Основы бухгалтерского учета".
П. И. Злобин "Бухгалтерский учет в строительстве".