Общее машиностроение России
Ставропольская Государственная сельскохозяйственная
Академия
По предмету :Экономическая география
На тему : Общее машиностроение России.
?
Подготовил и предоставил:
Студент
1 курса, 11 группы
Факультета: Бух.учет и финансы
Сухарев Арсений Александрович
Проверил: Тенищев А.Н.
Ставрополь, 1999 год
ВВЕДЕНИЕ
Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и
металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей и подотраслей.
На долгу машиностроительного комплекса в 1995 приходилось: 18,2% стоимости
произведенной промышленной продукции в стране, 38,6% промышленно-
производственного персонала и 25% стоимости основных промышленно-
производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения в
1995 п. составил около 21%, что в 2 раза ниже уровня 1990 п. В составе
комплекса на машиностроение приходится определенный обьём выпускаемой
продукции.
Объем производства продукции машиностроения зависит как от потребностей
в ней, так и от наличия необходимых производственных мощностей, кадров,
материальных и денежных ресурсов (табл. 5.1).
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексов 9
отраслей и более 100 специализированных подотраслей и производств. К
комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и используемому
сырью, относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение;
электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение;
станкостроительная и инструментальная промышленность; приборостроение;
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой
и пищевой промышленности и др.
Радикальные рыночные реформы и конверсия ВПК 1992 — 1996 г привели
машиностроительный комплекс к кризису Резко изменившийся в первой половине
90-х гг. спрос на продукцию стал причиной спада производства, снижения
темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, не конкурентоспособности изделий,
старения основных фондов. Возник дисбаланс между производственным
потенциалом и фактическим уровнем производства. Предприятия прекращают
производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к
выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции. Резко
сократился удельный вес машиностроительной продукции в общем объеме
российского экспорта, составив в 1995 г 3,7%. Кризисные процессы в отрасли
усугубились в связи с высоким уровнем концентрации и монополизации
производства. Среди предприятий каждое выпускает более 75% определенного
вида продукции и является монопольным производителем. Структурная
перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой
адаптации к работе в новых экономических условиях и отсутствия у
предприятий оборотных средств.
В настоящее время почти все предприятия гражданского машиностроения
стали акционерными обществами. В прямом государственном управлении в 1996 г
находилось только 7% предприятий отрасли. Однако на большинстве
приватизированных предприятий еще не произошло существенных изменений в
структуре, номенклатуре и объемах производства продукции.
В развитии машиностроения приоритетными являются два основных
направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск машин и
оборудования для АПК, легкой промышленности, медицинской техники и
предметов оборудования. Второе: развитие электроэнергетической и
электротехнической промышленности, производства вычислительной техники,
приборостроения и станкостроения.
Машиностроение относится к числу наиболее распространенных в
территориальном отношении отраслей. Но в одних районах оно имеет
профилирующее значение, а в других удовлетворяет внутренние потребности,
дополняет промышленный комплекс. Более 85% продукции машиностроения и
металлообработки производится в европейской части России. Важное значение
имеет увеличение роли восточных районов.
В Сибири и на Дальнем востоке отрасль представлена в основном
предприятиями электротехнической промышленности, тракторного и
сельскохозяйственного машиностроения, по выпуску кузнечно-прессового и
литейного оборудования. Рациональность дальнейшего размещения предприятий
машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей потребностью в
продукции, а также наличием энергии, топлива, металла, водных ресурсов,
промышленных площадок, пригодных к строительству Здесь можно создавать
энерго- и металлоемкие отрасли.
Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя.
Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится в
европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и
оборудовании на 70 — 90% удовлетворяются за счет поставок из западных
районов и импорта.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от
характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий,
масштабов производства продукции народнохозяйственного, общепромышленного,
отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения
влияет ряд факторов: научно-технический прогресс; специализация;
кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых
ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к потребителям; объем
транспортных работ и затраты на транспортировку.
Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и
кооперированию, создающим новые возможности для размещения производства.
Специализация облегчает организацию массового производства, содействует
более рациональному использованию оборудования, повышает технический
уровень. В отрасли широко распространена предметная (выпуск определенных
конечных видов продукции - машин, оборудования), технологическая
(производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск деталей, агрегатов,
секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно связано
с размещением предприятий, с которыми они работают в кооперации.
Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других
отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др.
Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком расстоянии друг
от друга. Особое значение при этом имеет кооперирование внутри одного
экономического района, что сокращает дальние перевозки и способствует
комплексному развитию хозяйства. Кооперирование в противоположность
специализации интегрирует размещение взаимодействующих между собой
предприятий. На этой основе возникают машиностроительные комплексы, где
различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции. Расширение
сферы кооперирования в машиностроении приводит к увеличению числа
предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от
трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно
важна роль квалифицированных кадров при размещении таких трудоемких
отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная,
приборостроительная, станкостроительная и др. Создание специализированных
машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более
полно использовать трудовые ресурсы и значительно увеличить их
экономический потенциал. Благоприятным фактором для дальнейшего развития
производств, требующих квалифицированного труда, служит сеть научно-
исследовательских учреждений, институтов.
Машиностроение, как крупный потребитель металла, имеет широкие связи,
прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих
отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы
машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию,
размещаются в районах потребления. К ним относятся: сельскохозяйственное
машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности,
горного оборудования и др.
Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую
роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и
обеспечении потребителей готовой продукцией. Вопросы специализации и
концентрации машиностроительного производства в значительной степени
решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных
затрат. При формировании машиностроительных комплексов добиваются
сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
Следует также учитывать влияние на географическое размещение
машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
Среди отраслей машиностроения в зависимости от технико-экономических
особенностей выделяют тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее
машиностроение; производство точных машин, механизмов, приборов и
инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт машин
и оборудования.
В структуре затрат на производство главное место занимают издержки на
сырье, основные материалы (более 59%), на зар. плату(15.7%)
1. Производство металургического обородувания сложилось вблизи центров
развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале (Екатеринбург,
Орск), в Центральном (Электросталь), Поволжском (Сызрань), Восточно-
Сибирском (Красноярск, Иркутск), Дальневосточном (Комсомольск-на-
Амуре)районах.
Горно-шахтное оборудование выпускается на предприятиях,
расположенных и главных угольных районах страны: Западной Сибири
(Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале
(Екатеринбург, Копейск).
2. Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности
находится в нефте- и газодобывающих районах: Урало-Поволжье, Северном
Кавказе, Западной Сибири.
3. Энергетическое машиностроение
возникло и развивалось преимущественно в крупных центрах
машиностроения, где сосредоточены кадры квалифицированных рабочих.
Мощные паровые и гидравлические турбины и генераторы производятся в
Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург), Западно-
Сибирском (Новосибирск) районах. Санкт-Петербург и Екатеринбург
специализируются также на выпуске газовых турбин, Екатеринбург —
теплофикационных турбин. Для атомных электростанций реакторы
изготавливают в Северо-Кавказском (Волгодонск) и Северо-Западном
(Колпино) районах. Производство паровых котлов организовано в
Центральном (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-
Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул) районах,
Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов - выпускают в
Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для
тепловозов и электростанций — в Балаково, Пензе, Коломне. высокой
трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия ориентируются на
районы потребления продукции, за исключением те) случаев, когда
выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют
к металлургическим базам. Заводы общего машиностроения производят
технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической,
бумажной, лесной, строительной промышленности и сельскохозяйственные
машины. Предприятия этой группы широко распространены по территории
России.
4. Сельскохозяйственное машиностроение
тяготеет к местам потребления готовой продукции и развито во всех
экономических районах Специализация предприятий соответствует
специализации сельского хозяйства района и прилегающих территорий.
Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены
на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Восточной Сибири
(Красноярск). В Центральном районе выпускают льно уборочные (Бежецк),
картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины.
Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят
заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске,
Рубцовске.
5. Оборудование для предприятий с химической переработкой сырыя
(нефтеперерабатывающих, химических, бумажных) выпускают в Пензе,
Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др. Среднее
машиностроение дает 15% товарной продукции отрасли Предприятия
отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью фондоемкостью
продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют
широкие связи по кооперации. Размещать за воды целесообразно в
сложившихся и формирующихся центрах маши построения, где есть
необходимые трудовые, электроэнергетические< ресурсы, достаточно
высокая техническая культура и созданы условия) для широкого
производственного кооперирования. К среднему машиностроению относятся
предприятия, выпускаю щие автомобили, самолеты, металлорежущие станки,
тракторы, технологическое оборудование для легкой, пищевой,
полиграфической \ медицинской промышленности.
6. Автомобилестроение
отличается четкой специализацией предприятий на выпуске определенного
типа автомобилей. Первые автомобильные за воды (Москва, Нижний
Новгород, Ярославль) размещались в районах развитого машиностроения,
которое стало базой для кооперирования с за водами-сборщиками.
Впоследствии на основе этих предприятий автомобилестроение стало
развиваться на Урале и в Поволжье. Наиболее крупные предприятия
создали многочисленные заводы филиалы. Так, АО «ЗИЛ» помимо четырех
заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на выпуске
агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Смоленске,
Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске, Петровске Сердобске
(Пензенская область), в Пензе, Рязани, Екатеринбурге. Грузовые
автомобили среднего тоннажа выпускают заводы Центрального (Москва,
Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов;
небольшого тоннажа и большегрузные автомобили — Поволжского района
(Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего
класса производят в Волго-Вятском (Нижний Новгород), Центральном
(Москва), Уральском (Ижевск) районах; малолитражные — в Поволжье
(Тольятти), микролитражные — в Серпухове, Елабуге. Создана сеть
автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицыне), Волго-Вятском
(Павлове), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар) районах.
В Энгельсе действует троллейбусный завод. В восточных районах России
автомобилестроение представлено лишь автосборочным заводом в Чите.
Автомобильная промышленность включает и выпуск моторов, подшипников,
прицепов, электрооборудования и т. д. Специализированные предприятия
по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе, Омске, Тюмени и
Заволжье. Они обеспечивают своей продукцией несколько автомобильных
заводов.
7. Размещение предприятий тракторостроения ориентировано на районы
потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы
были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 30-е гг.
строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а в последующие
годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для лесной
промышленности создано производство трелевочных тракторов в
Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах.
8. Станкостроение
первоначально развивалось преимущественно в старых машиностроительных
центрах. На размещение станкостроительных заводов оказывает влияние
трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров, научно-
исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее время
предприятия крупного станкостроения имеются во многих городах
Центрального района, Поволжья, Северного Кавказа, Урала, Западной
Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков
вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%), Поволжский (13%). В
отрасли обращается внимание на выпуск металлорежущих станков с
числовым программным управлением, автоматических и полуавтоматических
линий для машиностроения, обрабатывающих центров, промышленных
роботов.
9. Производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов
Группа отраслей по производству этих машин отличается высокой
трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью,
энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного
комплекса относится значительная часть радиотехнической,
инструментальной промышленности, приборостроения, электронной
промышленности и отдельные производства электротехнической
промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения
ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие
квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и
конструкторскими бюро. Приборостроение сконцентрировано в Центральном
районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в
Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-
Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в
Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. Предприятия
радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске
радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва,
Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-
Черноземном (Воронеж) районах. Основные районы электротехнической
промышленности - Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский.
Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.
11. Предприятия по производству металлических изделий, сварных
конструкций и конструктивно несложных машин Эти предприятия отличаются
низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и
высокой металлоемкостью единицы продукции. Они могут размещаться
повсеместно. Производство металлических изделий связано с местами
потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.