Общее машиностроение России

Ставропольская  Государственная   сельскохозяйственная
                                                     Академия



                    По предмету :Экономическая география


                   На тему : Общее машиностроение России.

                                      ?

                                                   Подготовил и предоставил:

                                                                     Студент
                                                          1 курса, 11 группы


                                              Факультета: Бух.учет и финансы


                                               Сухарев Арсений Александрович


                                                     Проверил:  Тенищев А.Н.



                              Ставрополь, 1999 год

                                                   ВВЕДЕНИЕ
   Машиностроительный     комплекс     составляют     машиностроение      и
металлообработка, объединяющие несколько десятков отраслей  и  подотраслей.
На долгу машиностроительного комплекса в 1995  приходилось: 18,2% стоимости
произведенной  промышленной  продукции   в   стране,   38,6%   промышленно-
производственного  персонала  и   25%   стоимости   основных   промышленно-
производственных фондов. Уровень рентабельности продукции машиностроения  в
1995 п. составил около 21%, что в 2 раза ниже  уровня  1990  п.  В  составе
комплекса  на  машиностроение  приходится  определенный  обьём  выпускаемой
продукции.
   Объем производства продукции машиностроения зависит как от  потребностей
в ней, так и от наличия  необходимых  производственных  мощностей,  кадров,
материальных и денежных ресурсов (табл. 5.1).
   В  структуре  машиностроения  насчитывается  19  крупных  комплексов   9
отраслей и  более  100  специализированных  подотраслей  и  производств.  К
комплексным отраслям, сходным по технологическим процессам и  используемому
сырью, относятся: тяжелое, энергетическое  и  транспортное  машиностроение;
электротехническая промышленность; химическое  и  нефтяное  машиностроение;
станкостроительная  и  инструментальная  промышленность;   приборостроение;
тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой
и пищевой промышленности и др.
   Радикальные рыночные реформы и конверсия  ВПК  1992  —  1996  г  привели
машиностроительный комплекс к кризису Резко изменившийся в первой  половине
90-х гг. спрос на продукцию  стал  причиной  спада  производства,  снижения
темпов НТП, разрыва хозяйственных связей, не конкурентоспособности изделий,
старения  основных  фондов.   Возник   дисбаланс   между   производственным
потенциалом и  фактическим  уровнем  производства.  Предприятия  прекращают
производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и  переходят  к
выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой  продукции.  Резко
сократился  удельный  вес  машиностроительной  продукции  в  общем   объеме
российского экспорта, составив в 1995 г 3,7%. Кризисные процессы в  отрасли
усугубились  в  связи  с  высоким  уровнем  концентрации  и   монополизации
производства. Среди  предприятий каждое выпускает более  75%  определенного
вида  продукции  и   является   монопольным   производителем.   Структурная
перестройка в машиностроительном комплексе происходит медленно из-за слабой
адаптации  к  работе  в  новых  экономических  условиях  и   отсутствия   у
предприятий оборотных средств.
   В настоящее время  почти  все  предприятия  гражданского  машиностроения
стали акционерными обществами. В прямом государственном управлении в 1996 г
находилось  только  7%   предприятий   отрасли.   Однако   на   большинстве
приватизированных предприятий еще не  произошло  существенных  изменений  в
структуре, номенклатуре и объемах производства продукции.
   В  развитии   машиностроения   приоритетными   являются   два   основных
направления. Первое связано с решением социальных проблем: выпуск  машин  и
оборудования  для  АПК,  легкой  промышленности,  медицинской   техники   и
предметов   оборудования.   Второе:   развитие   электроэнергетической    и
электротехнической  промышленности,  производства  вычислительной  техники,
приборостроения и станкостроения.
   Машиностроение   относится   к   числу   наиболее   распространенных   в
территориальном  отношении  отраслей.  Но  в  одних   районах   оно   имеет
профилирующее значение, а в других  удовлетворяет  внутренние  потребности,
дополняет промышленный  комплекс.  Более  85%  продукции  машиностроения  и
металлообработки производится в европейской части России.  Важное  значение
имеет увеличение роли восточных районов.
   В  Сибири  и  на  Дальнем  востоке  отрасль  представлена   в   основном
предприятиями    электротехнической    промышленности,    тракторного     и
сельскохозяйственного  машиностроения,  по  выпуску  кузнечно-прессового  и
литейного оборудования. Рациональность дальнейшего  размещения  предприятий
машиностроения в этих районах обусловливается возрастающей  потребностью  в
продукции, а также наличием энергии,  топлива,  металла,  водных  ресурсов,
промышленных площадок, пригодных  к  строительству  Здесь  можно  создавать
энерго- и металлоемкие отрасли.
   Машиностроение России территориально слабо ориентировано на потребителя.
Подавляющая часть продукции, производимой в восточных районах, вывозится  в
европейскую часть страны. Потребности Сибири и Дальнего Востока в машинах и
оборудовании на 70 — 90%  удовлетворяются  за  счет  поставок  из  западных
районов и импорта.
   Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости  от
характера  выпускаемой  продукции:  широты  номенклатуры,  массы   изделий,
масштабов производства продукции народнохозяйственного,  общепромышленного,
отраслевого или единичного применения. При этом на эффективность размещения
влияет   ряд   факторов:   научно-технический   прогресс;    специализация;
кооперирование; концентрация; комбинирование производства; наличие трудовых
ресурсов; близость к источникам сырья, материалов и к  потребителям;  объем
транспортных работ и затраты на транспортировку.
   Среди перечисленных факторов важная  роль  принадлежит  специализации  и
кооперированию, создающим новые возможности  для  размещения  производства.
Специализация облегчает  организацию  массового  производства,  содействует
более  рациональному  использованию  оборудования,   повышает   технический
уровень. В отрасли широко распространена  предметная  (выпуск  определенных
конечных  видов   продукции   -   машин,   оборудования),   технологическая
(производство литья, заготовок) и подетальная (выпуск  деталей,  агрегатов,
секций) специализация. Размещение специализированных заводов тесно  связано
с  размещением  предприятий,  с  которыми  они   работают   в   кооперации.
Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с  заводами  других
отраслей,  поставляющих  металлы,  изделия  из  пластмасс,  стекла  и   др.
Кооперировать следует предприятия, находящиеся на близком  расстоянии  друг
от друга. Особое значение  при  этом  имеет  кооперирование  внутри  одного
экономического района,  что  сокращает  дальние  перевозки  и  способствует
комплексному  развитию  хозяйства.   Кооперирование   в   противоположность
специализации  интегрирует   размещение   взаимодействующих   между   собой
предприятий. На этой основе  возникают  машиностроительные  комплексы,  где
различные заводы связаны совместным выпуском готовой продукции.  Расширение
сферы  кооперирования  в  машиностроении  приводит   к   увеличению   числа
предприятий-смежников, обеспечивающих работу головного завода.
   Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени  от
трудоемкости изделий, уровня  квалификации  рабочих  и  служащих.  Особенно
важна  роль  квалифицированных  кадров  при  размещении  таких   трудоемких
отраслей,   как    электротехническая,    радиотехническая,    электронная,
приборостроительная, станкостроительная и др.  Создание  специализированных
машиностроительных заводов в средних и малых городах России позволяет более
полно  использовать   трудовые   ресурсы   и   значительно   увеличить   их
экономический потенциал. Благоприятным фактором  для  дальнейшего  развития
производств,  требующих  квалифицированного  труда,  служит  сеть   научно-
исследовательских учреждений, институтов.
   Машиностроение, как крупный потребитель металла,  имеет  широкие  связи,
прежде  всего,  с  черной  металлургией.  Территориальное  сближение   этих
отраслей дает  возможность  металлургическим  заводам  использовать  отходы
машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
   Отрасли машиностроения,  производящие  малотранспортабельную  продукцию,
размещаются в районах потребления. К  ним  относятся:  сельскохозяйственное
машиностроение, производство машин и механизмов для лесной  промышленности,
горного оборудования и др.
   Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают  большую
роль транспортного  фактора  в  осуществлении  кооперированных  поставок  и
обеспечении  потребителей  готовой  продукцией.  Вопросы  специализации   и
концентрации  машиностроительного  производства  в   значительной   степени
решаются в зависимости от транспортных возможностей и величины транспортных
затрат.   При   формировании   машиностроительных   комплексов   добиваются
сокращения транспортных затрат и дальности перевозок.
   Следует   также   учитывать   влияние   на   географическое   размещение
машиностроительных предприятий энергоемкости и фондоемкости производства.
   Среди отраслей машиностроения  в  зависимости  от  технико-экономических
особенностей выделяют тяжелое машиностроение; общее машиностроение; среднее
машиностроение;  производство  точных   машин,   механизмов,   приборов   и
инструментов; производство металлических изделий и заготовок; ремонт  машин
и оборудования.
   В структуре затрат на производство главное место  занимают  издержки  на
сырье, основные материалы (более 59%), на зар. плату(15.7%)



1. Производство металургического обородувания      сложилось вблизи центров
развития металлургии и потребления этой продукции: на Урале  (Екатеринбург,
Орск),  в  Центральном  (Электросталь),  Поволжском  (Сызрань),   Восточно-
Сибирском   (Красноярск,   Иркутск),    Дальневосточном    (Комсомольск-на-
Амуре)районах.
                 Горно-шахтное оборудование  выпускается  на  предприятиях,
расположенных  и  главных  угольных   районах   страны:   Западной   Сибири
(Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск), на Урале
(Екатеринбург, Копейск).



   2. Производство  оборудования  для  нефтяной  и  газовой  промышленности
находится в  нефте-  и  газодобывающих  районах:  Урало-Поволжье,  Северном
Кавказе, Западной Сибири.



   3.                     Энергетическое                      машиностроение
               возникло и  развивалось  преимущественно  в  крупных  центрах
      машиностроения, где  сосредоточены  кадры  квалифицированных  рабочих.
      Мощные паровые и гидравлические турбины и  генераторы  производятся  в
      Северо-Западном (Санкт-Петербург), Уральском (Екатеринбург),  Западно-
      Сибирском  (Новосибирск)  районах.  Санкт-Петербург   и   Екатеринбург
      специализируются также  на  выпуске  газовых  турбин,  Екатеринбург  —
      теплофикационных   турбин.   Для   атомных   электростанций   реакторы
      изготавливают  в  Северо-Кавказском  (Волгодонск)  и   Северо-Западном
      (Колпино)  районах.  Производство  паровых   котлов   организовано   в
      Центральном  (Подольск),  Центрально-Черноземном  (Белгород),  Северо-
      Кавказском   (Таганрог),    Западно-Сибирском    (Барнаул)    районах,
      Энергетическое оборудование — мощные дизели для судов  -  выпускают  в
      Санкт-Петербурге,   Брянске,   Нижнем   Новгороде,   Хабаровске,   для
      тепловозов и электростанций —  в  Балаково,  Пензе,  Коломне.  высокой
      трудоемкостью и средней фондоемкостью.  Предприятия  ориентируются  на
      районы  потребления  продукции,  за  исключением  те)  случаев,  когда
      выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют
      к металлургическим  базам.  Заводы  общего  машиностроения  производят
      технологическое оборудование  для  нефтеперерабатывающей,  химической,
      бумажной, лесной, строительной промышленности  и  сельскохозяйственные
      машины. Предприятия этой группы широко  распространены  по  территории
      России.

   4.                  Сельскохозяйственное                   машиностроение
        тяготеет к местам потребления готовой продукции и  развито  во  всех
      экономических   районах   Специализация   предприятий    соответствует
      специализации сельского хозяйства  района  и  прилегающих  территорий.
      Крупнейшие заводы по производству зерноуборочных комбайнов расположены
      на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону,  Таганрог),  в  Восточной  Сибири
      (Красноярск). В Центральном районе выпускают льно уборочные  (Бежецк),
      картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные  (Люберцы)  машины.
      Различные  сельскохозяйственные  машины  и   оборудование   производят
      заводы, находящиеся в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске,
      Рубцовске.



   5.  Оборудование  для  предприятий  с   химической   переработкой   сырыя
      (нефтеперерабатывающих,  химических,  бумажных)  выпускают  в   Пензе,
      Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске и др. Среднее
      машиностроение  дает  15%  товарной  продукции   отрасли   Предприятия
      отличаются  малой   металлоемкостью,   трудоемкостью     фондоемкостью
      продукции. Они  наиболее  многочисленны,  узкоспециализированы,  имеют
      широкие  связи  по  кооперации.  Размещать  за  воды  целесообразно  в
      сложившихся  и  формирующихся  центрах  маши  построения,   где   есть
      необходимые  трудовые,  электроэнергетические<   ресурсы,   достаточно
      высокая  техническая  культура  и  созданы   условия)   для   широкого
      производственного кооперирования. К среднему машиностроению  относятся
      предприятия, выпускаю щие автомобили, самолеты, металлорежущие станки,
      тракторы,   технологическое   оборудование   для   легкой,    пищевой,
      полиграфической \ медицинской промышленности.



   6.                                                     Автомобилестроение
      отличается четкой специализацией предприятий на выпуске  определенного
      типа  автомобилей.  Первые  автомобильные  за  воды  (Москва,   Нижний
      Новгород, Ярославль) размещались в районах  развитого  машиностроения,
      которое  стало  базой  для  кооперирования  с  за   водами-сборщиками.
      Впоследствии  на  основе  этих  предприятий  автомобилестроение  стало
      развиваться на  Урале  и  в  Поволжье.  Наиболее  крупные  предприятия
      создали многочисленные заводы филиалы. Так, АО  «ЗИЛ»  помимо  четырех
      заводов  в  Москве  имеет  филиалы,  специализированные   на   выпуске
      агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей,  в  Смоленске,
      Рославле и Ярцево (Смоленская область), Мценске,  Петровске  Сердобске
      (Пензенская  область),  в  Пензе,  Рязани,   Екатеринбурге.   Грузовые
      автомобили среднего тоннажа  выпускают  заводы  Центрального  (Москва,
      Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов;
      небольшого тоннажа и большегрузные  автомобили  —  Поволжского  района
      (Ульяновск и Набережные Челны). Легковые автомобили высшего и среднего
      класса  производят  в  Волго-Вятском  (Нижний  Новгород),  Центральном
      (Москва), Уральском  (Ижевск)  районах;  малолитражные  —  в  Поволжье
      (Тольятти),  микролитражные  —  в  Серпухове,  Елабуге.  Создана  сеть
      автобусных заводов в  Центральном  (Ликино,  Голицыне),  Волго-Вятском
      (Павлове), Уральском (Курган), Северо-Кавказском (Краснодар)  районах.
      В Энгельсе действует троллейбусный завод. В восточных  районах  России
      автомобилестроение представлено лишь  автосборочным  заводом  в  Чите.
      Автомобильная промышленность включает и выпуск  моторов,  подшипников,
      прицепов, электрооборудования и т. д.  Специализированные  предприятия
      по производству моторов находятся в Ярославле, Уфе,  Омске,  Тюмени  и
      Заволжье. Они обеспечивают своей  продукцией  несколько  автомобильных
      заводов.

   7.  Размещение  предприятий  тракторостроения  ориентировано  на   районы
      потребления и отчасти на источники  сырья  (металл).  Первые  тракторы
      были  выпущены  Кировским  заводом  в  Санкт-Петербурге.  В  30-е  гг.
      строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, а  в  последующие
      годы — во Владимире, Липецке, Санкт-Петербурге, Рубцовске. Для  лесной
      промышленности   создано   производство   трелевочных   тракторов    в
      Петрозаводске, промышленных — в Чебоксарах.



   8.                                                         Станкостроение
      первоначально развивалось преимущественно в старых  машиностроительных
      центрах. На размещение станкостроительных  заводов  оказывает  влияние
      трудоемкость  продукции,  наличие  квалифицированных  кадров,  научно-
      исследовательских и опытно-конструкторских центров. В настоящее  время
      предприятия  крупного  станкостроения  имеются   во   многих   городах
      Центрального района,  Поволжья,  Северного  Кавказа,  Урала,  Западной
      Сибири. В число ведущих районов по производству металлорежущих станков
      вошли Уральский (более 30%), Центральный (28%),  Поволжский  (13%).  В
      отрасли  обращается  внимание  на  выпуск  металлорежущих  станков   с
      числовым программным управлением, автоматических и  полуавтоматических
      линий  для  машиностроения,   обрабатывающих   центров,   промышленных
      роботов.



   9. Производство точных машин, механизмов, приборов и инструментов

      Группа отраслей по производству этих машин отличается высокой
      трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью,
      энергоемкостью и фондоемкостью. К этой группе машиностроительного
      комплекса относится значительная часть радиотехнической,
      инструментальной промышленности, приборостроения, электронной
      промышленности и отдельные производства электротехнической
      промышленности. Размещение предприятий точного машиностроения
      ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие
      квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и
      конструкторскими бюро. Приборостроение сконцентрировано в Центральном
      районе (Москва и Московская область), а также получило развитие в
      Северо-Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо-
      Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в
      Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. Предприятия
      радиотехнической промышленности, специализирующиеся на выпуске
      радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном (Москва,
      Александров), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Центрально-
      Черноземном (Воронеж) районах. Основные районы электротехнической
      промышленности - Центральный, Северо-Западный, Западно-Сибирский.
      Центром электротехнических заводов в Восточной Сибири стал Минусинск.



   11.  Предприятия  по   производству   металлических   изделий,   сварных
конструкций и конструктивно несложных машин    Эти  предприятия  отличаются
низкой  трудоемкостью,  электроемкостью,  энергоемкостью,  фондоемкостью  и
высокой  металлоемкостью   единицы   продукции.   Они   могут   размещаться
повсеместно.  Производство  металлических   изделий   связано   с   местами
потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.