Высшие органы государственной власти в США

| |
|                        |                        |                        |
|                                                                           |
|                             |                                             |
|                                     |                                     |
|                                                                           |
|1999г.                                                                     |

                             С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение    3
Глава 1. Конституция США     4
  1.1. Краткая характеристика Конституции США 4
  1.2. Принцип разделения властей  6
Глава 2. Конгресс США  7
  2.1. Общая характеристика Конгресса   7
  2.2. Структура Конгресса   8
   2.2.1. Председатели и должностные лица палат    8
   2.2.2. Партийная структура Конгресса 9
   2.2.3. Комитетская система Конгресса 11
  2.3. Полномочия Конгресса  15
   2.3.1. Полномочия в области внутренней политики 15
   2.3.2. Полномочия в области внешней политики    19
Глава 3. Президент США 22
Глава 4. Верховный суд 24
  4.1. Верховный суд США     24
  4.2. Система судоустройства      25
Заключение  27
   Список использованных источников:    28



      Введение


        4 июля каждого года американская нация празднует свое рождение как
независимой нации салютом и традиционными пикниками. Когда первое в истории
празднование независимости закончилось, те, кто ее осуществил, встали перед
проблемой сохранения этой независимости. Они прошли через революционную
войну и объединение тринадцати независимых государств в одну
функционирующую единицу. Одиннадцать лет спустя, многие из тех, кто работал
на независимость, собрались в Филадельфии, чтобы под именем
Конституционного Конвента обсудить укрепление национальной системы
правительства. Делегаты Конвента решили устранить существовавшие статьи
Конфедерации, первой конституции нации, и предложить совсем новую
федеральную Конституцию.

        Новая Конституция основывалась на трех источниках. Во-первых, на
идеях французского Просвещения XVIII в., прежде всего Вольтера, Руссо,
Монтескье. Во-вторых, на британских традициях парламентаризма, верховенства
закона, свободы личности, нашедших свое «оформление» в теориях Гоббса и
Локка. В-третьих, на собственном историческом опыте молодых американских
колоний и штатов, отраженном в идеях Джефферсона, Мэдисона, Гамильтона  и
других «отцов-основателей».
        Имея столь солидную теоретическую базу,  Конституция не явилась
«сухим» документом, понятным лишь избранным политикам – напротив, она
сознательно написана простым и доступным языком, ведь, по мнению ее
создателей, Конституция существует, прежде всего, для народа, а уже потом –
для правительства, исполнителя воли последнего.



      Глава 1. Конституция США



      1.1. Краткая характеристика Конституции США


         Концепция  прав  человека,  лежащая   в   основе   конституционного
регулирования США, исходит из идеи о  естественных и  неотчуждаемых  правах.
Политические права гражданина были включены в Конституцию впоследствии, а  о
социально-экономических  и  культурных  правах  в  конституционных   текстах
вообще  не  говорится  (за  исключением  поправки  V  о  гарантиях   частной
собственности). Эти права не считаются фундаментальными и не  обеспечиваются
судебной защитой путем исков — защищаются лишь  производные  от  них  права,
например, право на оплату труда, а  не  само  право  на  труд.  Эти  пробелы
конституционного регулирования заполняются отдельными законами.  Речь  идет,
например, о нескольких законах, о гражданских  правах,  принятых  в  50—60-е
годы, о судебных прецедентах (особенно  о  решениях  Верховного  суда  США),
конституциях штатов (многие из них  содержат  хартии  гражданских  прав),  о
законах штатов. Некоторые из этих  законов  содержат  новые  конституционные
положения, например, право на информацию, на здоровую окружающую среду.
        Первым конституционным документом, в котором говорилось о правах
личности в США, была упомянутая выше Декларация независимости 1776 г., в
которой заявлялось о неотъемлемых правах человека —о праве на жизнь,
свободу и стремление к счастью. Здесь впервые было сформулировано и
коллективное право народа на восстание против угнетения (имелось в виду
колониальное угнетение со стороны короны Великобритании).
        Конституция 1787 г. (с поправками) закрепляет личные свободы не
столько в общей, сколько в конкретизированной форме. Кроме чрезвычайных
ситуаций она запрещает приостанавливать действие правила хабеас (корпус),
предписывает рассматривать все дела о преступлениях с участием присяжных
заседателей, запрещает принимать законы об опале (наказании без судебного
разбирательства) и законы, имеющие обратную силу. Конституция запрещает
лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены за
государственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качестве
условия для занятия какой-либо государственной должности.
        Билль о правах тоже исходит из концепции естественных прав. Поэтому
его формулировки носят запретительный характер, так как запрещают
ограничивать права и свободы, которые резюмируются. Это относится и к
политическим правам. Билль устанавливает, что конгресс не должен издавать
законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирных и без
оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться к
правительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свобода
совести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества,
предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и по
определенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, право
отказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойное
наказание за одно и то же преступление, запрещается требовать большой залог
по судебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и
необычные наказания.
        Кроме Билля о правах в дальнейшем было принято около 10 поправок,
которые касаются прав и свобод человека. Однако в целом Декларация
независимости, конституция США и поправки к ней не содержат того перечня
прав и свобод, который соответствовал бы международным стандартам —
Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., Международным
пактам о правах человека, вступившим в силу в 1976 г. Как отмечалось, эти
недостатки хотя и не полностью, но восполняются конституциями отдельных
штатов, федеральными законами, судебными прецедентами.
        Все многообразие закрепленных в конституции прав и свобод можно
разделить на три группы. Это деление основывается не на юридической природе
этих прав, а на характере их конституционного признания и юридической
системе их защиты. Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы
2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на
равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо
дискриминации (ст. 14). Вторая группа — права и обязанности граждан (секция
2 той же главы — статьи с 30 по 38). Здесь можно отметить право
собственности и свободу предпринимательской деятельности. Третья группа —
права и свободы главным образом культурного и социального характера,
содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных
принципах социальной и экономической политики". Первая группа прав и свобод
действует непосредственно в отношении граждан и последние могут эти права
защищать на основе срочной и быстрой процедуры, в случае необходимости,
путем подачи жалобы в Конституционный суд (п. 2 ст. 53). Вторая группа прав
и свобод, как впрочем, и первая, должна регулироваться законами, эти права
должны соблюдаться всеми государственными властями. Это группа, как и
первая, может подпадать под контроль Конституционного суда. Исполнение и
защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее
законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей.
Последние могут ссыпаться только на решения судебной власти, вынесенные в
соответствии с законодательством, которое они развивают.
        Конституция США, старейшая  и  кратчайшая  (содержит  4400  слов  не
считая текста поправок) из всех писаных конституций  правительств,  вот  уже
на протяжении более 200 лет продолжает эффективно действовать.  Комментаторы
утверждают, что ее секрет – в гибкости и возможности  по-разному  трактовать
различные положения.  Но  в  то  же  время  она  является  самым  стабильным
законом, так как формально внести в нее изменения очень сложно.  Конституция
также необходима для контроля  власти  правительства,  так  как  эта  власть
«происходит» от  людей.  Это  представляет  контраст  с  остальными  формами
права, созданными правительством для контроля за людьми.



      1.2. Принцип разделения властей



        В  основу  формирования  правительственной  власти  положен  принцип
разделения  властей.  Согласно  этому   принципу,   законодательная   власть
принадлежит конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному  и
нижестоящим федеральным судам.
        По конституции, все три ветви власти формируются различным  образом.
Конгресс  избирается  непосредственно  населением,  президент  —   коллегией
выборщиков, Верховный суд — совместно президентом и сенатом. Различны  сроки
их полномочий.  Представители  избираются  на  два,  сенаторы  —  на  шесть,
президент  —  на  четыре  года;  федеральные  судьи  пребывают  в  должности
пожизненно. По логике Конституции, подобный порядок формирования должен  был
закрепить независимое положение каждой из трех ветвей власти и утвердить  за
ними   в   определенных   и   жестко   очерченных   рамках   соответствующую
функциональную компетенцию. Однако развитие пошло по другому пути.  В  самой
Конституции  были  заложены  нормы,  трансформирующие   традиционную   схему
разделения властей. В  дальнейшем  они  были  наполнены  новым  содержанием,
изменившим  ту  модель,  которая  представлялась  “отцам-основателям”.   Это
касается как сфер деятельности,  так  и  форм  взаимоотношений  трех  ветвей
власти.
        Собственно, в настоящее  время  не  может  идти  речь  о  каком-либо
абсолютном разделении властей  либо  о  четком  разделении  их  компетенции.
Конгресс утратил исключительное право законодательствовать.  За  президентом
и многими ведомствами закреплено право на  принятие  нормотворческих  актов.
Оно выводится либо из “присущих” президенту  полномочий,  либо  делегируется
самим конгрессом.
        По сути законотворческой является и деятельность судебной власти.  В
правовую систему конституционные  и  законодательные  нормы  преимущественно
входят в виде прецедентов — судебных  решений,  в  которых  дано  толкование
конституционных и законодательных норм и которым суды должны  следовать  при
разрешении сходных дел.
        Не остается неприкосновенной  и  сфера  функциональной  деятельности
исполнительной власти. Так, например, суды  имеют  право  издавать  приказы,
обязывающие  административные  органы   выполнить   либо   воздержаться   от
выполнения тех  или  иных  действий.  В  свою  очередь,  конгресс,  принимая
резолюции или частные билли (см. ниже),  осуществляет  в  некоторой  степени
функции управления и распоряжения в отношении  как  подчиненных,  так  и  не
подчиненных ему органов и лиц.
         Подобное   переплетение   функций   служит   цели   более   полного
приспособления механизма правительственной власти к задачам  и  требованиям,
которые поставлены развитием общества.
        Функционирование системы разделения властей дополняется и во многом
определяется действием системы “сдержек и противовесов”, особых