Конституционное устройство РФ и зарубежных стран 32 вопроса

1.Предмет "КУР" "ЗС" как учебной дисциплины.
2.Основные подходы к его изучению
Конституционное право (КП) существует как отрасль права и наука. Кроме того
существует и учебная дисциплина КП. Существуют различные курсы этой учебной
дисциплины: «КП России», «Государственное или КП зарубежных стран»,
«Конституционное устройство России и западных стран» (КУРЗС) и т.д. КУРЗС
изучает государственно-правовые нормы и институты, а также общественные
отношения, регулируемые ими, т.е. государственно-правовые отношения.
Предметом этой дисциплины является государственное право конкретных стран.
Государственное право в каждой стране представляет собой совокупность к-п-
н, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных
социальных групп общества. Оно закрепляет основные принципы политической
системы, форму правления и форму государственного устройства,
государственно-территориальную организацию власти, экономическую основу
общества, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и
избирательную систему. КУРЗС изучает как общественные отношения воплощены в
конституционном устройстве государства, институты КП, функции и роль
соответствующих правовых институтов. Изучает такие крупные комплексы
теоретических проблем, как теория народного представительства, сущность
государственного, национального и народного суверенитета, теория
федерализма, автономии, форм государственного и территориального
устройства, проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина,
взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации
гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с
познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа
разделения властей и других начал, лежащих в их основе. Изучение указанных
выше проблем составляет предмет КУРЗС.
      Системный подход к объектам, составляющим предмет изучения — это
основной подход. Наука рассматривает саму отрасль конституционного права
как систему, выявляет ее структуру, определяет составляющие ее элементы, их
соотношение, линии взаимосвязи. Подвергается анализу и система каждого
правового института. Основные методы: научные методы материалистической
диалектики, формально-логического анализа и системного анализа. Они
разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный,
статистический, конкретно-социологический и др. Наука исследует правовые
процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления
преемственности. Поэтому наука изучает историческое развитие всех правовых
институтов, выявляет их связь с общественными процессами. Используются
сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном
анализе конституционно-правовых норм различных стран. Статистический метод
помогает выявлять эффективность действия правовых норм, определять их
влияние на общественные процессы. Количественный фактор — важный показатель
реальности демократических институтов, закрепляемых правовыми нормами.
Поэтому наука анализирует статистические данные, касающиеся всех сфер
регулируемых одноименной отраслью общественных отношений, и на основе их
делает необходимые выводы. Так, научный интерес имеют данные об участии
избирателей в выборах, уровне их активности; количественные показатели о
формах связи депутатов с избирателями и т.п.
Изучение идет в соответствие с основными институтами КП. Основные институты
(элементы) КП:
1. Основы конституционного строя (конституционно-правовые нормы (к-п-н),
   закрепляющие основные принципы устройство государства и политической
   системы)
2. Основы правового статуса человека и гражданина (к-п-н, устанавливающие
   основные права и свободы
3. Федеративное устройство государства
4. Система государственной власти и система местного самоуправления (к-п-н
   основных принципов организации органов законодательной, исполнительной,
   судебной власти и местного самоуправления).

3.Конституционное право как отрасль и наука.
Система права каждого государства состоит из множества отраслей.
Конституционное право (КП) — ведущая отрасль права, — это совокупность
правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения,
складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической,
социальной, духовной и т.д. Предметом КП являются базовые отношений во всех
этих сферах, которые определяют: основы конституционного строя, права и
свободы человека, федеративное устройство, систему государственной власти и
местного самоуправления. КП определяет основы других ее отраслей –
административного права, финансового, уголовного, гражданского и т.д.
Предметом правового регулирования КП являются общественные отношения,
складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Субъектами
государственно-правовых отношений являются центральные органы
государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены
федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты
центральных и местных представительных учреждений, граждане. Основные
институты (элементы) КП:
1. Основы конституционного строя (конституционно-правовые нормы (к-п-н),
   закрепляющие основные принципы устройство государства и политической
   системы)
2. Основы правового статуса человека и гражданина (к-п-н, устанавливающие
   основные права и свободы
3. Федеративное устройство государства
4. Система государственной власти и система местного самоуправления (к-п-н
   основных принципов организации органов законодательной, исполнительной,
   судебной власти и местного самоуправления).
Правовые нормы — это чаще всего — нормы-принципы, нормы-задачи и рассчитаны
они на всех правоприменяющих субъектов. Среди этих субъектов называется —
народ, государство, нации, высшие государственные органы и т.д. Структура
правовых норм часто не имеет обычную трехчленную структуру (гипотезу,
диспозицию, санкцию), чаще всего имеется только гипотеза и диспозиция.
Источники КП — это правовые акты, в которых устанавливаются к-п-н, в России
например это:
1. Конституция — (основной источник) имеет высшую юридическую силу на всей
   территории государства и во всех сферах жизни общества. Лежит в основе
   всех остальных источников, которые ей не могут противоречить.
2. Федеральные конституционные и федеральные законы.
3. Правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации,
   Государственной Думой, Правительством РФ.
4. Регламент Палат Федерального собрания, Положения о различных органах
   власти.
5. Договоры, содержащие к-п-н, например — Федеративный Договор.
6.  Источники, действующие только на территории субъектов федерации —
   конституции и уставы.
7. Законы, постановления и др. нормативные акты субъектов федерации
   (содержащие к-п-к)
8.  Правовые акты органов местного самоуправления (содержащие к-п-к).
9.  Постановления Конституционного суда (разъяснения по вопросам толкования
   права).
В Великобритании существуют и другие источники: судебные решения (судебное
право, прецедентное право) — было создано еще королевскими судами:
Доктринальные источники — мнения именитых ученых еще 13 века (Трактат о
законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565) и
некоторые др.). Наука КП является составной частью всей юридической науки,
которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Наука
конституционного (государственного) права - это отрасль правоведения
(государство ведения), которая изучает государственно-правовые нормы и
институты, а также общественные отношения, регулируемые ими, т.е.
государственно-правовые отношения. Предметом науки КП является
государственное право конкретных стран. Государственное право в каждой
стране представляет собой совокупность к-п-н, выражающих волю либо правящих
политических элит, либо определенных социальных групп общества. Оно
закрепляет основные принципы политической системы, форму правления и форму
государственного устройства, государственно-территориальную организацию
власти, экономическую основу общества, права и обязанности граждан и
подданных, избирательное право и избирательную систему. Наука КП не просто
вскрывает характер общественных отношений, а изучает как эти отношения
воплощены в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, как
наука, она должна вывести из господствующих в общественных отношений
адекватную модель его организации. Тем самым наука конституционного права
освещает путь практике. Наука КП раскрывает закономерности, анализирует
функции и роль соответствующих правовых институтов. Изучает такие крупные
комплексы теоретических проблем, как теория народного представительства,
сущность государственного, национального и народного суверенитета, теория
федерализма, автономии, форм государственного и территориального
устройства, проблем правового статуса личности, прав человека и гражданина,
взаимной связи государства и личности, конституционных основ организации
гражданского общества, а также теоретические исследования, связанные с
познанием систем государственной власти, местного самоуправления, принципа
разделения властей и других начал, лежащих в их основе. Изучение указанных
выше проблем составляет предмет науки.

4.Понятие конституции, происхождение и эволюция ее теории.
Понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле
юридическая К— это основной закон государства, закрепляющий общественно-
экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и
правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно
быть. Однако в ходе его практического применения обстановка меняется
(появляются новые учреждения, принимаются новые конституционные законы и
т.д.). На практике складывается такой порядок осуществления государственной
власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного
юридической К. Этот реальный порядок осуществления государственной власти
называется фактической К или К в материальном смысле слова. Фактическая и
юридическая К могут как совпадать, так и расходиться. В некоторых странах
политическая элита стремится править помимо К, объясняя это необходимостью
и целесообразностью. Получается, что, с одной стороны, конституция нужна,
так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С
другой стороны, К вступает в противоречие с реальностью. Историческая
коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в
зависимости от расстановки политических сил в обществе.
      Первые в истории правовые системы были тесно вязаны с обычаями и
религиозными нормами. Исторически первой формой права был правовой обычай,
поддерживаемый государством и жрецами. Становление государственности
требовало более прочного закрепления правовых норм. С появлением
письменности эти нормы права получили закрепление в договорах и законах
верховной власти (царя, короля, князя, народного собрания и т.д. Первые
писаные конституции появились в 18 веке - американская 1787 года и
французская 1791 года. Им предшествовали договорные формы и неписанные
конституции в виде различных источников, например, в Великобритании К
складывалась из: Общего права (судебное право, прецедентное право) — было
создано еще королевскими судами; Статутного права —парламентских законов
конституционного характера 17 века; Доктринальные источники. Большинство
конституций появилось после второй мировой войны. Основные тенденции
изменения конституций:
   - социализация. Первые конституции ограничивались политической сферой (из
     социально-экономической сферы отношений регулировалось только право
     собственности), в 20 веке регулируют основы всего общественного строя;
   - демократизация, уже в 19в начали переходить к всеобщему равному
     избирательному праву;
   - интернационализация — сближение конституций разных демократических
     стран.
Существует множество теорий среди них — естественно-правовая теория.
Основой данной теории является положение о том, что государству
предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел естественное
состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех».
Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его
неограниченной свободе. Сторонники естественного права считают государство
результатом общественного договора, который является выражением разумной
воли народа. В этой теории государство выступает как искусственное
произведение воли людей, согласившихся ограничить свою свободу ради лучшего
обеспечения порядка. Несмотря на то, что научность этой теории оценивается
неоднозначно, некоторые аспекты ее нашли реальное воплощение в практике
государственного строительства. Например, США закрепили в своей конституции
договор между народами, входящими в состав и определили цели договора:
утверждение правосудия, охрана спокойствия, организация обороны, содействие
общему благосостоянию. РФ также образована на основе договора субъектов
федерации. Многочисленные демократические теории условно можно подразделить
на три основные направления:
1. Романтическое направление, идеализирующее западную демократию. Наиболее
типичной для этого направления является теория плюралистической демократии.
(сформулирована в 19в). Плюралисты выступают против концентрации
государственной власти в руках истэблишмента и развивают положение о
разнородности современного общества, где все члены равны, а госуд-во
выступает в роли арбитра. Различные группы общества представлены "группами
давления", осуществляющими собственные цели. Теория компромиссной
демократии утверждает, что демократия действует как механизм достижения
соглашений, компромиссов.
2. Реалистическое направление открыто говорит о концентрации
государственной власти в руках правящей элиты. Согласно элитарной теории в
любом человеческом обществе существует правящее меньшинство, обладающее
монопольным правом принятия решений. Это меньшинство занимает свое
положение не в силу выборов, а в результате переворота или завоевания
господствующего положения в экономике. Эта теория тесно примыкают к теориям
массового общества и массового государства: 1) человек - существо разумное
и стремится к всеобщему благу; 2) достижение эгоистических целей приведет к
всеобщей гармонии индивидуальных и общественных интересов.
3. Синтетическое направление - это попытка соединить в рамках единой
концепции теорию массового общества и государства с отдельными элементами
демократизма. Например, теория плебисцитарной демократии: единственным
признаком, объединяющим страны в родственные группы, является степень их
промышленного развития; управление в этих странах осуществляется
профессиональными экспертами и технократами, а средства массовой
коммуникации полностью монополизированы истэблишментом для мобилизации масс
и контроля за их поведением. И в качестве примера такого общества приводят
республику Франции времен де Голля. Именно ему, считают они, впервые
удалось осуществить на практике идею плебисцитарной демократии. Политологи
синтетического направления считают, что за бюрократией — будущее.
Бюрократия уже оформилась во всех развитых странах. Она исключает террор,
порождает господство права, т.е. правление посредством права, и создает так
называемое административное государство, которое, преодолевая авторитаризм,
превращается в исторически новую разновидность демократии - плебисцитарную
демократию. Профессиональные администраторы, составляющие бюрократию,
превращаются в наднациональную внеклассовую касту.

5.Содержание, форма и структура конституции.
К— это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический
строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое
положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть.
Конституции в зависимости от формы подразделяются на две группы, писанные и
неписанные К:
1.Писаные К составлены в виде единого документа, построенного по
определенной системе. Такие К имеет следующую структуру: 1) преамбула. 2)
основная часть: принцип разделения властей; взаим-д-вие между ветвями
власти; свободы, обяз-ти человека и гражд-на; пол.-терр. устр-во гос-ва;
соц.-эк. разделы. 3) дополнительные (заключительные), переходные положения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения
конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и
некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее
положения считаются чисто декларативными). Основной конституционный текст
обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Такую структуру
имеют К Германии, Японии, Франции и др. Некоторые К (Индия, Бангладеш)
сопровождаются дополнениями или переходными положениями (Италия).
2.Неписаные К представляют собой редкое исключение. В настоящее время они
применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная К
закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру
высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д.,
но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе
источников права. Таким образом, форма неписаной К неопределенна. В
Великобритании современная К представляет собой весьма сложный набор
различных источников (непрерывно дополняется и изменяется):
   - Статутное право — В эту группу источников включаются некоторые древние
     акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера:
     Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628г. Билль о
     правах 1689 г.
   - Общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано
     королевскими судами. Оно основывалось не на законе, а на общих
     принципах справедливости и здравого смысла. Юридической базой общего
     права является прецедент.
   - Конституционные соглашения (важнейшая часть британской неписаной К) —
     правила политической практики, которые считаются обязательными и
     неукоснительно соблюдаются. Все взаимодействие властей и их права и
     обязанности основаны на них.
   - Доктринальные источники — мнения именитых ученых, к которым обращаются
     в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть
     заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (труды ученых,
     Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии
     (1565) и некоторые др.).

6.Принятие, изменение и отмена конституций.
Государственная практика стран выработала ряд способов принятия
конституций, которые могут быть сведены к нескольким основным видам. Право
на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в
литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко:
представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной
властью. Эти три основных способа принятия писаной конституции могут быть
применены как в чистом виде, так и в различного рода сочетаниях. Первые
писаные конституции - американская 1787 года и французская 1791 года были
приняты представительными учреждениями —конвентом (учредительным собранием)
и парламентом. И в первом и во втором случае была осуществлена
первоначальная учредительная власть. Когда речь идет об осуществлении
производной учредительной власти, имеется в виду принятие очередной, а не
первой конституции. Ныне действующая конституция США была принята
конституционным конвентом (55 делегатов от 12 из 13 тогдашних суверенных
штатов, объединенных в конфедеративный союз) подписали проект конституции,
который затем был направлен штатам для ратификации, после чего К официально
вступила в силу. Таким образом, процедура принятия американской К
распадается на два этапа: разработка и одобрение проекта конституции
(филадельфийский конвент) и утверждение и ратификация проекта конституции
(конвенты штатов). В общем виде эти три варианта реализуются так:
1. 1 вариант принятия К представительными учреждениями в новейшей
   политической практике широко распространен. Он осуществляется как
   учредительным собраниям, которые специально для этого избираются, так и
   парламентам, образованным на основании предшествующих конституций.
2. 2 вариант принятия К — принятие конституции избирательным корпусом
   складывается из двух этапов — разработка проекта конституции и
   окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу
   (избирательный корпус разработать проект конституции сам не может).
   Обычно учредительное собрание лишь разрабатывает проект, который
   одобряется всенародным голосованием (референдум)
3. 3 вариант — принятие конституции является односторонним актом
   исполнительной власти (октроирование), в этом случае проект конституции
   составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия
   общественности. Разработанный таким способом проект утверждается главой
   государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 году.
Способ принятия К имеет огромное значение, так как от него в значительной
степени зависит само содержание основного закона. Референдум, как способ
принятия К, обладает чертами демократизма, проект основного закона
утверждается избирательным корпусом (Россия К 93г). Политический опыт
современности свидетельствует о том, что наиболее оптимальным и
демократичным способом разработки, принятия и утверждения К является
учредительное собрание.
По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была
принята. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке,
более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной
процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1)
большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции
устанавливается в самом основном законе особая процедура. Гибкие К
изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские
законы, никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как
отсутствует сам писаный текст основного закона (Великобритании и Новой
Зеландии).
Чаще всего К отменяются в результате революций и переворотов. К могут
отменятся и в установленном ею же порядке, когда в обществе складывается
новая расстановка политических сил.

7.Классификация конституций.
Можно классифицировать конституции по различным основаниям: 1) в завис-ти
от формы гос.устройства: унитарные; федеративные. 2) в завис-ти от хар-ра
политического режима: демокр-кие; реакционные. 3) в завис-ти от
продолжительности применения: постоянные; временные. 4) в завис-ти от
структурного изложения: кодифицированные, некодефицированные. 5) по способу
объективирования: писанные; неписанные. 6) по способу изменения: жесткие;
гибкие. Наиболее устойчивой оказалась самая старая классификация,
предложенная еще в прошлом веке и применяющаяся до сих пор — по тому, как
объективно выражена воля учредителя, конституции подразделяются на две
группы: писаные, неписаные.
1.Писаные К составлены в виде единого документа, построенного по
определенной системе. Такие К имеет следующую структуру: 1) преамбула. 2)
основная часть: принцип разделения властей; взаим-д-вие между ветвями
власти; свободы, обяз-ти человека и гражд-на; пол.-терр. устр-во гос-ва;
соц.-эк. разделы. 3) дополнительные (заключительные), переходные положения.
Преамбула обычно содержит в себе торжественную формулу провозглашения
конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и
некоторые другие документы (преамбула, не носит нормативного характера: ее
положения считаются чисто декларативными). Основной конституционный текст
обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Такую структуру
имеют К Германии, Японии, Франции и др. Некоторые К (Индия, Бангладеш)
сопровождаются дополнениями или переходными положениями (Италия).
2.Неписаные К представляют собой редкое исключение. В настоящее время они
применяются только в Великобритании и Новой Зеландии. Неписаная К
закрепляет форму правления, форму государственного устройства, структуру
высших органов государственной власти, правовое положение личности и т.д.,
но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе
источников права. Таким образом, форма неписаной К неопределенна. В
Великобритании современная К представляет собой весьма сложный набор
различных источников (непрерывно дополняется и изменяется):
   - Статутное право — В эту группу источников включаются некоторые древние
     акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера:
     Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628г. Билль о
     правах 1689 г.
   - Общее право (судебное право, прецедентное право) — было создано
     королевскими судами. Оно основывалось не на законе, а на общих
     принципах справедливости и здравого смысла. Юридической базой общего
     права является прецедент.
   - Конституционные соглашения (важнейшая часть британской неписаной К) —
     правила политической практики, которые считаются обязательными и
     неукоснительно соблюдаются. Все взаимодействие властей и их права и
     обязанности основаны на них.
   - Доктринальные источники — мнения именитых ученых, к которым обращаются
     в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть
     заполнен статутом или зарегистрированным решением суда (труды ученых,
     Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии
     (1565) и некоторые др.).
 По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции
подразделяются на две группы:
1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более
   сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры.
   Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1)
   большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции
   устанавливается в самом основном законе особая процедура. По общему
   правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была
   принята.
2. Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и
   обычные парламентские законы. Никаких особых процедур для этого случая не
   предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона. К
   этому типу относятся конституции Великобритании и Новой Зеландии.

8.Понятие общественного строя.
9.Особенности конституционного регулирования основ общественного строя.
Общественный строй — это исторически конкретная система общественных
отношений или организация общества (обусловленная определенным уровнем
производства и распределения продуктов, характерными особенностями
общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах
жизни) которые охраняются государством и правом. Указанные факторы,
определяющие ООС и конкретные формы организации общества взаимозависимы, но
зависимость не линейная. Т.е. при изменении, например, в производственной
сфере не сразу влекут изменения в той или иной подсистеме общественного
строя. Структура ООС складывается из 4 основных подсистем: экономические
отношения, политические отношения, социальные отношения, духовно-культурные
отношения. Каждая
 подсистема представляет собой сложную систему общественных отношений в
соответствующей сфере жизни общества:
1. Экономическая система — это отношения собственности, производства,
   распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда
   отношения связанные с распределением и потреблением благ частично
   принадлежат социальной системе. Основной институт экон. системы —
   собственность. Право собственности — это право владения, пользования и
   распоряжения конкретным имуществом. Собственность делится на публичную и
   частную собственность. В некоторых К употребляется слово «достояние».
   Публичная собственность всегда коллективна, может принадлежать
   государству, субъекту федерации муниципалитету и т.д. К РФ провозглашает
   равенство всех форм собственности.
2. Социальная система — сложившаяся система социальных отношений в данном
   обществе. В каждом обществе есть социальные противоречия в рамках
   существующего социального равновесия, когда социальное равновесие
   нарушается возникает социальный конфликт. К большинства стран ориентируют
   регулирование социальных отношений в интересах сохранения социального
   равновесия. Они регулируют отношения межнациональные, брачные, в области
   социального обеспечения, здравоохранения, экологии и т.д.
3. Духовно-культурные отношения в обществе — это отношения по поводу
   духовно-культурных ценностей между людьми, между человеком, обществом и
   государством (образование, религия, наука, культура)
4. Политическая система — это отношения связанные с функционированием
   политической власти в обществе. Ее концентрированным выражением является
   власть. Политическая власть — это власть определенной группы людей
   (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием насильственных
   мер принуждения в случае неповиновения (государственное принуждение). В
   некоторых к провозглашается власть народа, но фактически это не
   соответствует реальности.
 Каждая подсистема взаимодействует с другими подсистемами, причем не только
экономическая система воздействует на другие, но и другие воздействуют на
экономическую подсистему. Взаимодействие их регулируется системой права,
основные принципы — КП. Общественный строй постоянно находится под
воздействием государства, которое призвано защищать этот строй. Государство
воздействует прежде всего правовым регулированием общественных отношений. В
современных демократических обществах правовое регулирование опирается на К
и другие источники. При отсутствии демократии государство воздействует на
общественный строй преимущественно силой (при этом не обязательно силой в
традиционном понимании). Государство может внешне выглядеть как правовое
(действует конституция и др. законы), но содержание их отражает интерес
только узкой правящей группы.
      Особенностью конституционного регулирования ООС является то, что К
закрепляет и регулирует только основные принципы общественных отношений,
складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической,
социальной, духовной и т.д. Они не столько регламентируют общественные
отношения, сколько провозглашают основные принципы государственной политики
в этих сферах. Подробнее эти отношения регламентируются в соответствующих
отраслях права (экономические в гражданском праве, хозяйственном праве и
т.д.). Поэтому институтом КП является не общественный строй в целом, а
основы конституционного строя, т.е. основополагающие отношения
экономические, политические и др. отношения.

10.Основные концепции прав человека.
1. Классическим концепциям либерализма: Согласно классическим концепциям
либерализма личность рассматривалась автономной по отношению к государству,
если она выполняет перед ним все свои обязанности (уплата налогов, воинская
повинность, соблюдение законов). Личные права рассматриваются как
естественные, дарованные человеку не государством, а природой или богом.
Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает
самостоятельную реализацию их в действительности.
2.Концепция индивидуализма. В индустриальном обществе положение в
значительной степени изменяется, так как государство, с одной стороны,
регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с
другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции
(страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное
обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности
возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через
государство. Каждая личность считается независимой по отношению к другой
личности. Это в свою очередь определяет индивидуализм общества, в основе
которого лежит - свобода владения и распоряжения собственностью.
Практическое применение права человека на свободу есть право человека на
частную собственность. Эта индивидуальная свобода, как и это использование
ее, образует основу гражданского общества.
3. Дуалистическая концепция. Для правового статуса личности характерен
дуализм, т.е личность выступает в соответствующих сферах либо как человек,
либо как гражданин. Личность выступает как человек в сфере экономической
(гражданское общество) и как гражданин - в сфере политической (политическая
общность). Эта дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и
гражданина и соответственно наделяющая личность правами человека и
гражданина, воплощена в той либо иной степени во всех конституциях
зарубежных стран, как старых, так и новых. Важнейшей юридической
предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние
гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному
государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений
между личностью и государством. В унитарных государствах существует единое
гражданство, в странах с федеративной формой государственного устройства
гражданство, как правило, двойное - гражданство союза и гражданство
субъектов федерации. Гражданином становятся либо в результате рождения либо
в результате натурализации. Утрата гражданства может иметь место в
результате выхода из гражданства соответствующей страны (например, при
натурализации), либо лишения гражданства в силу совершения определенных
уголовных или политических преступлений. Политическая правоспособность
гражданина - это способность быть субъектом государственно-правовых
отношений, т.е. способность обладать правами и нести обязанности,
предусмотренные нормами государственного права. Реализация этих
возможностей при наступлении определенных обстоятельств есть политическая
дееспособность. Субъектом как политической правоспособности, так и
политической дееспособности может быть только гражданин данного
государства. Обычно в тексте основного закона содержится специальная глава,
посвященная регламентации правового положения гражданина. В конституции
Испании - это глава II «Права и свободы», в конституции Итальянской
Республики - ч. 1 «Права и обязанности граждан»
3. Современная концепция прав человека включает в себя:
 - идеи о равенстве прав и свобод человека и гражданина
 - обязанность государства защищать эти права и свободы,
 - признание приоритета международных норм права и международных договоров.
Основные права, свободы и обязанности, т.е. те, которые неотделимы от
человека, гражданина, составляют неотъемлемое право, принадлежат ему от
рождения, защищаемы государством и составляют ядро правового статуса
личности. Права и свободы принято делить на три группы — личные,
политические и социально-экономические:
   - Личные права и свободы являются по существу правами человека, т.е.
     Каждого, и не связаны с гражданством. Эти права не отчуждаемы и
     принадлежат каждому от рождения. Это: право на жизнь, на охрану
     государством достоинства личности, неприкосновенность личности, жилища,
     частной жизни, тайну переписки, телефонных разговоров и иных сообщений,
     свобода передвижений и выбора места жительства, право определять и
     указывать национальность, свобода совести и вероисповеданий.
   - Политические права в отличие от личных связаны с гражданством. Также
     как и личные государство признает политические права и защищает право
     на них. Политические права включают: право выбирать и быть избранным в
     государственные органы, участвовать в государственном управлении
     непосредственно и через своих представителей, право на объединение и
     политическую деятельность через участие в партиях, право собираться
     мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия,
     пикетирования.
   - Социально-экономические права касаются прав в таких сферах, как
     собственность, трудовые отношения, отдых, здоровье, образование, и
     призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие
     социальные потребности личности. К ним относятся: свобода
     предпринимательства, право частной собственности, право на труд, отдых,
     охрану семьи, право социального обеспечения, право на жилище, на охрану
     здоровья, благоприятную окружающую среду, образование, свобода
     творчества и т.д.

11. Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и
гражданина
Конституции провозглашают права и свободы самого различного характера и
содержания. Основные права и свободы можно подразделить на три группы в
зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и
государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых, личность как
член гражданского общества наделяется определенными социально-
экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член
политической общности наделяется определенными политическими правами и
свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется
определенными личными правами и свободами. Обязанность это мера должного
поведения человека и гражданина. Человек должен подчиняться правилам, чтобы
не наносить вред другим. К обязанностям относятся: уплата налогов, воинская
повинность, соблюдение законов. В демократических государствах, основным
институтом является институт "прав и свобод человека и гражданина". Это
существенно определяет положение человека в обществе и государстве,
принципы их взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и гражданин
выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые
определены нормами права. Правовое положение человека и гражданина
характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он
наделен как субъект правоотношений.  Каждая отрасль права закрепляет
правовое положение человека и гражданина в определенной сфере общественных
отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых и т.д. В
конституционном праве (в отличие от остальных отраслей права) закреплены
основы правового статуса личности. Конституционные права, свободы и
обязанности — это те, закреплены в тексте К и в развернутой системе
устоявшихся процедурных правил. Обычно в тексте К содержится специальная
глава, в конституции Испании - это глава II «Права и свободы»,  в России
они воплощены в главе 2 Конституции РФ под названием "Права и свободы
человека и гражданина". Одна из основ конституционного строя РФ
сформулированной так "Человек, его права и свободы являются высшей
ценностью". Кроме К права и свободы закреплены системой нормативных
правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок
реализации (законы: "О гражданстве РФ", "О праве граждан на свободу
передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", "О
свободе совести и вероисповеданий" и т.д.) В ряде стран в самой К может не
быть гарнтий: в тексте К Франции 1958 г. ничего не сказано о правах
личности, а только подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789
г; в США они гарантируются Биллем о правах. К Италии подробно перечисляет
права,  но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем
американец или француз. В соответствии с принципами конституционализма
предоставляются равные возможностей каждому гражданину. Согласно
классическим концепциям либерализма личность рассматривалась автономной по
отношению к государству, если она выполняет перед ним все свои обязанности
(уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов). Каждая личность
считается независимой по отношению к другой личности, в основе лежит-
свобода владения и распоряжения собственностью. Практическое применение
права человека на свободу есть право человека на частную собственность. Эта
индивидуальная свобода образует основу гражданского общества.
Дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и гражданина и
соответственно наделяющая личность правами человека и гражданина, воплощена
в той либо иной степени во всех конституциях зарубежных стран, как старых,
так и новых. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения
личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая
принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает
характер политико-правовых отношений между личностью и государством. В
индустриальном обществе государство, с одной стороны, регулирует
определенные сферы деятельности гражданского общества, а с другой стороны,
оно начинает осуществлять отдельные социальные функции (страхование по
безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение,
бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности возможность
добиться осуществления своих отдельных интересов через государство.

12.Виды прав и обязанностей.
Конституции и другие нормы конституционного (государственного) права
провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания.
Обязанность это мера должного поведения человека и гражданина. Человек
должен подчиняться правилам, чтобы не наносить вред другим. К обязанностям
относятся: уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов. Права и
обязанности делятся на коллективные и индивидуальные. Например, право на
забастовку — коллективное, но большинство — индивидуальны. Существует
классификация по содержанию пав, свобод и обязанностей. Основные права и
свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера
отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между
самими индивидуумами:
1. Социально-экономическими правами и свободами личность наделяется как
   член гражданского общества
2. Политическими правами и свободами личность наделяется как член
   политической общности
3. Личными правами и свободами — как физическое
Социально-экономические права и свободы: Важнейшим из этих прав является
право на владение и распоряжение частной собственностью. Это
фундаметальнейшее право обеспечено всеми средствами юридической защиты от
посягательства как со стороны отдельных лиц, так и органов самого
государства. В ранних конституциях принцип священности и неприкосновенности
частной собственности был доведен до логического конца, что нашло свое
выражение в запрещении каких-либо конфискаций или реквизиций иначе как в
строго установленных законом случаях (как правило, по приговору суда или в
военных целях). В новых конституциях закреплена возможность отчуждения
частной собственности в интересах общества (пр. — конституция Итальянской
Республики). После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии,
Японии и ряда других государств было провозглашено право на труд. В ряде
конституций право на труд провозглашается лишь как желание или цель, к
которой стремится государство. Некоторые послевоенные конституции
провозглашают также право на равную плату за равный труд, право на отдых,
право на забастовку, право на страхование по безработице, пенсионирование
престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда.
Политическими правами и свободами гражданин определяют правовое положение в
системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления
государственной власти. Современные конституции признают за всеми
гражданами равный политический статус, что нашло свое выражение в принципе
«равенство всех перед законом». Граждане наделяются широким кругом
политических прав и свобод. Важнейшим политическим правом является
избирательное право, свобода слова, печати, право на получение информации,
а также свобода распространения информации. Общим правилом является то, что
свобода выражения мнений отнюдь не рассматривается как абсолютное право.
(Пр. законодательство США предусматривает наказание за следующие виды
злоупотреблений свободой выражения мнений: за клевету и оскорбление, за
непристойность, за подстрекательство к совершению преступления или
правонарушения, за оскорбление суда, за мятежные призывы). В число духовных
свобод, провозглашаемых конституциями, входит свобода совести (которая
исторически возникла как веротерпимость, т.е. признаваемое государством за
каждым гражданином право исповедовать любую религию), свобода союзов и
свобода ассоциаций, которые в современную эпоху провозглашаются
конституциями всех демократических государств. Свобода союзов означает
законодательное признание за всеми гражданами права на создание
профессиональных союзов для защиты своих интересов, ассоциаций —означает
предоставление гражданам права на создание политических партий и иных
общественных организаций.
К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода
шествий и свобода собраний.
Личные права рассматриваются как естественные, дарованные человеку не
государством, а природой или богом. Можно подразделить на две основные
группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других
лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны
государства. Первая группа личных прав и свобод немногочисленна — право на
жизнь и свободу, неприкосновенность личности, право на сопротивление
насилию. Согласно идеям «правового государства» государство не только
обязано соблюдать свои собственные законы, но и не может допускать каких-
либо актов произвола в отношении своих граждан. Вторая группа прав:
неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора
места жительства и некоторых других. Неприкосновенность жилища предполагает
защиту не только от произвольных обысков и выемок, постоя солдат,
полицейских вторжений, но и защиту от произвольных действий со стороны
отдельных лиц. Здесь можно усмотреть, помимо личных гарантий, одну из форм
защиты частной собственности. Тайна переписки и телефонных разговоров в
значительной мере обеспечивается закрепленным законом требованием в
отношении правоохранительных органов получать специальное разрешение суда
для перлюстрации писем и прослушивания телефонных разговоров. Одним из
важнейших личных прав человека является свобода передвижения и выбора места
жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом формулирует
эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать
себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет
право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в
свою страну» Среди других личных прав и свобод, предоставляемых
законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать право на
свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.

13.Гарантии и защита основных прав и свобод.
      Гарантии прав и свобод подразделяются на внутригосударственные и
международно-правовые. Первые делятся на судебные и несудебные.
Внутригосударственными гарантиями служат прежде всего конституционные
права. Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста
самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов,
а также решений судов. В ряде стран в самой К может не быть гарнтий: в
тексте К Франции 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только
подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789 г; в США они
гарантируются Биллем о правах. К Италии подробно перечисляет права,  но в
целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец
или француз. Главным гарантом является демократическое государство,
основным институтом которого является институт "прав и свобод человека и
гражданина". Это существенно определяет положение человека в обществе и
государстве, принципы их взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и
гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод, которые
определены нормами права. Правовое положение человека и гражданина
характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он
наделен как субъект правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет
правовое положение человека и гражданина в определенной сфере общественных
отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых и т.д. В
конституционном праве (в отличие от остальных отраслей права) закреплены
основы правового статуса личности. Например, в России они воплощены в главе
2 Конституции РФ под названием "Права и свободы человека и гражданина".
Одна из основ конституционного строя РФ сформулированной так "Человек, его
права и свободы являются высшей ценностью". Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства". Кроме К
права и свободы закреплены системой нормативных правовых актов, в которых
детально раскрывается содержание и порядок реализации. К таким актам
относятся законы: "О гражданстве РФ", "О праве граждан на свободу
передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", "О
свободе совести и вероисповеданий" и т.д. Конституционные гарантии прав
личности действительны тогда, когда они закреплены не только в тексте
Основного Закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных
правил. Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста
самой конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов,
а также решений судов. Главной гарантией прав и свобод человека в
демократическом государстве является стройная, четко разработанная система
конституционно-применительных нормативных актов всех уровней. В любом
государстве правовое положение личности во многом определяется
экономической основой соответствующего государства. Предоставление равных
возможностей каждому гражданину предполагает в соответствии с принципами
конституционализма самостоятельную реализацию их в действительности.
Согласно классическим концепциям либерализма личность рассматривалась
автономной по отношению к государству, если она выполняет перед ним все
свои обязанности (уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов).
В индустриальном обществе положение в значительной степени изменяется, так
как государство, с одной стороны, регулирует определенные сферы
деятельности гражданского общества, а с другой стороны, оно начинает
осуществлять отдельные социальные функции (страхование по безработице,
бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение, бесплатное
медицинское обслуживание), что создает для личности возможность добиться
осуществления своих отдельных интересов через государство. Каждая личность
считается независимой по отношению к другой личности. Это в свою очередь
определяет индивидуализм общества, в основе которого лежит - свобода
владения и распоряжения собственностью. Практическое применение права
человека на свободу есть право человека на частную собственность. Эта
индивидуальная свобода, как и это использование ее, образует основу
гражданского общества. Международная защита осуществляется в рамках ООН на
основе Всеобщей декларации прав человека (1948г) и ее региональных
организаций, а также ОБСЕ, основанной на Европейской конвенции о защите
прав человека и основных свобод (1950г).

14.Гражданство (подданство): понятие и законодательное регулирование.
      Личность выступает как человек в сфере экономической (гражданское
общество) и как гражданин - в сфере политической (политическая общность).
Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе
является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность
индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-
правовых отношений между личностью и государством. Объем прав и свобод,
которыми человек может пользоваться в данном государстве зависит от его
гражданства. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека со своим
государством. Во многих государствах признается двойное гражданство, что
влечет не только расширение прав, но и обязанностей. Термин подданство
применяется в монархических государствах и равнозначен гражданству,
например в Испании, Бельгии. Основные принципы гражданства устанавливаются
в К. подробнее регулируются другими законами. В унитарных государствах
существует единое гражданство, в странах с федеративной формой
государственного устройства гражданство, как правило, двойное - гражданство
союза и гражданство субъектов федерации. Гражданином становятся либо в
результате рождения либо в результате натурализации. Утрата гражданства
может иметь место в результате выхода из гражданства соответствующей
страны, либо лишения гражданства в силу совершения определенных уголовных
или политических преступлений. Выбор гражданства (например в результате
изменения территорий) — оптация. Политическая правоспособность гражданина -
это способность быть субъектом государственно-правовых отношений, т.е.
способность обладать правами и нести обязанности, предусмотренные нормами
государственного права. Реализация этих возможностей при наступлении
определенных обстоятельств есть политическая дееспособность. Субъектом как
политической правоспособности, так и политической дееспособности может быть
только гражданин данного государства. Обычно в тексте основного закона
содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения
гражданина. В РФ — кроме конституции права гражданина закреплены законом «О
гражданстве РФ». В К закреплены основы правового статуса, которые включают
права, связанные с гражданством и регулирование отношений по поводу
гражданства. Гражданство — один из основных элементов правового статуса
лица, определяющий взаимоотношения личности и государства. Гражданство —
это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная
на признание и уважение достоинства, основных прав и свобод человека.
Важным моментом является защита государством прав гражданина и человека.

15.Конституционо-правовой статус государства.
Под государством понимается совокупность органов власти действующих в
масштабе страны или субъекта федерации или территориальной автономии, с
местными представителями этой власти, избирательным корпусом. Государство
имеет монополию на принуждение в случае необходимости, является основой
политической системы и обладает относительной самостоятельностью в
обществе.  В условиях демократии государство выражает интересы основных
социальных групп и ограничивает групповой эгоизм, который может нарушить
всю общественную систему. Государство выполняет ряд функций: политическую,
экономическую, социальную, идеологическую. Конституционно-правовой статус
государства закреплен в К и других нормативно-правовых документах. К
закрепляет систему органов власти и учреждений, которые составляют
государственный механизм. Государственный орган — это лицо или группа лиц,
наделенных правом принимать властные решения (президент, парламент, суд и
т.д.). Государственное учреждение — организованная группа лиц обслуживающих
государство или население (армия, полиция). КП регулирует статус
государственных органов и основы статуса гос. учреждений. К определяет
основные принципы государства, к ним относятся:
1. Принцип народного суверенитета, он заключается в том, что источником
   власти является народ. Все конституции в той либо иной форме
   провозглашают лозунг народного суверенитета. Конституция США (преамбула):
   «Мы, народ Соединенных Штатов.. торжественно провозглашаем и
   устанавливаем настоящую конституцию..». Конституция Бельгии: «Все власти
   исходят от народа»). (так установлено в К РФ и государствах демократии.
   Демократия — это и есть власть народа, она осуществляется в форме
   представительной демократии (когда органы власти избираются народом и
   выборные органы в свою очередь формируют органы гос. власти) и в форме
   непосредственной демократии (референдум)
2. Принцип разделения властей является основным принципом организации
   деятельности. В некоторых конституциях (итальянская, французская,
   западногерманская) концепция разделения властей как бы подразумевается,
   из нее исходят. В других (американская, датская, японская) принципы
   разделения властей четко сформулированы в соответствующих статьях.
   Принцип разделения властей, дополненный «системой сдержек и
   противовесов», положен в основу американской конституции.
3. Конституционо-правовой статус государства включает определенную форму.
   Под формой государства понимают совокупность внешних признаков
   государства, определяемых его содержанием. В науке КП различают две
   основные формы государства - форму правления и форму государственного
   устройства, которые также весьма разнообразны. Формы правления:
   республика, монархия, Республика — форма правления, при которой все
   высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются
   парламентом. Существуют два основных вида республиканских форм правления
   - президентская и парламентарная республика. Форма государственного
   устройства: унитарная и федеративная. Кроме того важной характеристикой
   является политического режима: демократия, авторитарный режим.
   Авторитарный режим — это управление либо единолично, либо небольшой
   группой. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством,
   осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения.
   Для демократии как политического режима характерно наличие центральных и
   местных представительных учреждений, выборности, законности и легального
   существования различных партий и общественных организаций. Демократия
   предполагает провозглашение формального равноправия, предоставление всем
   гражданам юридически одинакового правового положения.
4. Все конституции в той либо иной форме закрепляют институты частной
   собственности.

16. Конституционно-правовой статус политических партий.
Партия в переводе – part – часть. Это специализ организ грппа, объед
наиболее активных приверженцев той или иной цели и служ для борьбы за
завоевание и использование полит власти. Отличия партий от других общ
образований: 1. наличие цели завоевание власти 2. наличие идеологии, способ
полит организации 3. наличие программы действий 4. наличие электората 5.
наличие организованной структуры. Партии открыто борятся за получение мест
в парламенте и правительстве, т.е. за участие в управлении государством. ПП
играют важную роль в государстве, являясь компонентом политической системы.
С борьбой между партиями связано решение вопроса о государственной  власти.
 Основные функции партий:
1.. посредническая между массами и властью, контроль за действующей властью
сос строны общества
2.. представительская (представляет интересы слоев и социальных групп)
3.. институализация участия граждан в политике
4.. электоральная – отбор сторонников голосующих за партию
5..политическая социализация, т.е. формирование у граждан свойств и навыков
участия в политике
6.. реализация полит власти
Существует различная топология партий: по идеологии, классовой
принадлежности, по конфессиональной принадлнжности, национальной
принадлежности, массовости, степени экстремизма, статусу, организационным
структурам. Различают партии по его правовому статусу. Партия должна быть
соответствующим образом быть оформленой, чтобы иметь основания для законной
деятельности (регистрируется Устав, Программа и т.д.) ПП регистрируются в
определенных законом государственныъ органах ( Федеральной комиссии,
Министерстве юстиции или др. органах). Конституционно-правовой статус
политических партий закрепляется в К и законах государства. В К
определяются основные принципы существования ПП как элемента политической
системы. Почти все к принятые после 2 Мир войны К демократических стран
содержат в разном объеме положения о ПП. В К Японии специально о ПП ничего
нет, есть слова о свободе собраний и объединений. В К Германии говориться о
том, что внутренний строй ПП должен соответствовать демократическим
принципам. В Болгарской К — запрет на политические партии по этническому
признаку. В законах более подробно регламентируется создание, регистрация и
деятельность. Законодательство обычно включает правовое регулирование
следующих элементов статуса ПП:понятие ПП, определение места и роли в
политической системе; условия и порядок деятельности; требования к
идеологии; требование к структурной организации; к финанасово-экономической
базе; участие в выборах и государственном управлении. В ряде стран
запрещены некоторые идеологии (фашистские, например), определяет порядок
использования финансовых средств (для уравнивания условий в некоторых
странах избирательные компании финансируются государством), доступа к СМИ..
В разных государствах существуют различные политические системы, включающие
многопартийную систему, двухпартийную, многопартийную с доминированием
одной или двух партий и т.д. Система с фиксированным законом числом партий
встречается в развивающихся странах. В некоторых развивающихся странах
легальные партии отстсвуют. Однопартийные системы характерны для
авторитарных режимов. (Куба, КНДР, Китай, Лаос, Камерун)

17. Конституционно-правовой статус общественных объединений.
Общественными движениями — это более или менее многочисленные объединения
граждан создающихся для достижения соц значимой цели. Конституционно-
правовой статус общественных объединений базируется на конституционном
праве на объединение в союзы. В настоящее время во многих К есть нормы о
правовом статусе оьдельных видов ОО, например, профсоюзов,
предпринимателей, женщин моложежи и т.д.  Гл отличие общ движений как и общ
организаций — не ставят цель завоевания власти, а оппеляция к власти.
Функции общественных движений. -защита интересов членов данного движения и
их представительство -объединение граждан -мобилизация членов организации
на разрешение разл соц проблем -обеспечение обратной связи между гражданами
и властью. Отличительные черты: политическое участие и комерческая
деятельность не является главной целью. Часть ОО имеют строгую структуру,
фиксированное членство, устав. Другие не имеют оформленного членства. Могут
создавать в обществе альтернативные организации (например, новые формы
самоуправления). Организации. Типология общественного движения:
1..политические, экологические, правозащитные 2.. неполитические (красный
крест, защита памятников) 3..консервативные за сложившийся порядок
4..протеста – выдвижение требований 5.. реформаторские – ратование за
проведение реформ сверху
Общ организации не правительственные, не государственные институты, которые
создаются для реализации общ интересов. Лобби – группа интересов, кот
отстаивает один, чаще всего узкий интерес и создается с целью давления на
власть. В К определяются основные принципы существования ОО. Почти все к
принятые после 2 Мир войны К демократических стран содержат в разном объеме
положения о ОО. В К Японии есть слова о свободе собраний и объединений. В
законах более подробно регламентируется создание, регистрация и
деятельность. Законодательство обычно включает правовое регулирование
следующих элементов статуса :понятие ПП, определение места и роли; условия
и порядок деятельности. Существует множество ОО, социально экономических и
социально-культурных объединений некомерчекого зхарактера, являющихся
элементом политической системы: профсоюзы, общества, движения, «гражданские
инициативы», общества товаропроизводителей, потребителей, союзы
предпринимателей, экологические организации, пацифистские, культурные
общества, по национальному признаку, интересам, благотворительные и другие
фонды. Их деятельность регламентируется законодательством, а основные
принципы заложены в К. Есть и ососбенности в К Ирана заложено требование о
непротиворечии исламским ценностям. Общественные организации обычно должны
быть зарегестрированы и внесены в реестр.

18. Конституционно-правовой статус религиозных общин и церкви.
В демократических государствах, как правило, признаются равноправными все
религии и церкви, в большинстве церьковь отделена от государства, любая
привелегия и дискреминация запрещена. Их конституционно-правовой статус
закрепляется в К и законодательстве. Их деятельность регламентируется
законодательством, а основные принципы заложены в К. В условиях
авторитарный режимов религия или преследуется властями, или наоборот
государство подчинено религии (исламские государства). В Саудовской Аравии,
Иране, Пакистане религия приобретает государственный характер, ислам стал
политико-идеологической основой государства, шариат — системой норм,
регулирующих общественные отношения. Шариат (мусульманское право)в этих
странах обладает  юридической силой выше чем закон и даже К. В ряже
государств монарх признается духовным главой всех подданных. Есть
демократические государства где религиозные общины и церкви првозглашены в
качестве господствующей (греция, Болгария) в ряде стран их деятельность
подромбно регламентирована законодательством (Франция) в Италии отношения
между Церковью и государством строятся на договорной основе, согласно
итальянской К оба субъекта независимы и суверенны. В ряде стран церковь
финансируется государством.

19. Конституционно-правовой статус СМИ.
СМИ призваны обеспечивать граждан информацией, реализуют конституционное
право на информацию и обеспечивают свободу слова.  Правовая регламентация
статуса СМИ — необходимое условие их функционирования. К демократических
стран содержат разделы о праве на информацию и свободе слова , откуда
вытекают другие права — например, выражать свое мнение, распространять
информацию и т.д. СМИ должны с одной стороны дать возможность реализации
этих конституционных прав, с другой стороны гарантировать общество от
злоупотребления столь мощным оружием как СМИ. Этот статус лишь в общих
чертах, рамочно обозначается в К., а в деталях регулируется