Конституционные основы правового государства Российской Федерации
Оглавление
|Стр. | |Оглавление |2 | |
|Введение |3 |
|1. Правовое государство как философская и юридическая |4 |
|проблема | |
|1.1. Возникновение идеи правового государства |4 |
|1.2. Понятие правового государства |7 |
|1.3. Признаки правового государства |8 |
|2. Правовое государство как элемент Конституционного |14 |
|строя Российской Федерации | |
|3. Особенности развития правового государства в |18 |
|Российской Федерации | |
|3.1. История науки |18 |
|3.2. Развитие правового государства в Российской |23 |
|Федерации | |
|Вывод |25 |
|Литература |26 |
Введение
Проблемы научного обоснования и изучения конституционного
(государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом
волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы
уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России,
несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права
существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён
определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная
наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права».
Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью
отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма-
ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя
произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к
общественным наукам.
Сегодня перед нашим обществом стоит благородная историческая задача -
построение правового государства. При решении этого вопроса повышается
актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена
науке конституционного права, как науке изучающей устройство и
функционирование государства и его органов.
Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от
глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.
Глава 1. Правовое государство как философская и юридическая проблема
1.1. Возникновение идеи правового государства.
Представление о государстве как организации, осуществляющей свою
деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах
развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители
античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон)
пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и
государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное
функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и
справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон
обязателен как для граждан, так и для самого государства.
Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная
им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой
государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал
Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”.[1]
Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и
“общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней
Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более
поздних прогрессивных учений о правовом государстве.
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой
государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку
набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего
потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности
свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.
Боден определял государство как правовое управление многими семействами и
тем, что им принадлежит.
В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций,
Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и
другие.
Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех.
Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического
государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные
права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только
тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность
жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему
правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу
и иные блага подданных.
Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в
общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального
равенства перед законом, незыблемость договоров.
Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего
естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и
равенства.
Монтескье объяснял установление правовой государственности
необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать
все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что
запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое
могли бы делать и прочие граждане”.[2] Таким образом, политическая свобода
у Монтескье означает установление законности и безопасности.
Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой
государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,
Пейн и другие видные мыслители.
Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории
правового государства, центральное место, в котором занимает человек.
Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю,
обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в
государстве, которое выступает как “объединение множества людей,
подчиненных правовым законам”.[3]
Философская концепция правового государства по Канту оказала
значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и
практику государственно-правового строительства.
Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего
времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то
большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то
государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской
политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена,
Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.
После октябрьской революции идея правового государства была заменена
требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из
действительности.
В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом
государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится,
что “Россия есть демократическое правовое государство...”[4]
1.2. Понятие правового государства
Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением
времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.
Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с
правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и
их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет
приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех
и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и
государства, а их реализация является воплощением справедливости.
1.3. Признаки правового государства
В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
Разделение властей;
Верховенство закона;
Строгое соблюдение прав и свобод человека;
Социальная и юридическая защищенность личности.
Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового
государства:
Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в
системе государственных институтов;
Наличие развитого гражданского общества;
Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению
властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной
власти;
Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных
органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в
законах;
Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и
принципам международного права;
Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных
решениях кого бы то ни было;
Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой
государственности;
Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной
власти;
Единство прав и обязанностей граждан.
Признаки правового государства отражают основные его черты, которые
обязательно должны в нем присутствовать.
Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в
государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна
быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.
Верховенство закона означает, что государство и личность в своих
действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не
имеет права нарушить закон.
Защита прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные
гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно
нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека,
а человек соответственно обязан защищать свое государство.
Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то
есть, например, в России невозможно построение правового государства, так
как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять
выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а
его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может стать только
тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового
государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как