Конституционные основы правового государства Российской Федерации

Оглавление

 |Стр. | |Оглавление |2 | |
|Введение                                               |3         |
|1. Правовое государство как философская и юридическая  |4         |
|проблема                                               |          |
|1.1. Возникновение идеи правового государства          |4         |
|1.2. Понятие правового государства                     |7         |
|1.3. Признаки правового государства                    |8         |
|2. Правовое государство как элемент Конституционного   |14        |
|строя Российской Федерации                             |          |
|3. Особенности развития правового государства в        |18        |
|Российской Федерации                                   |          |
|3.1. История науки                                     |18        |
|3.2. Развитие правового государства в Российской       |23        |
|Федерации                                              |          |
|Вывод                                                  |25        |
|Литература                                             |26        |

                                  Введение

      Проблемы   научного   обоснования    и    изучения    конституционного
(государственного)  права  и  государственно-правовой  надстройки  в   целом
волнуют общество  с  давних  времён.  В  нашей  стране  учёные  обществоведы
уделяют своё внимание этой теме  уже  более  века.  Ещё  в  царской  России,
несмотря   на   отсутствие   конституции,   наука   государственного   права
существовала  и  развивалась.  Однако  в  советское  время  ей  был  нанесён
определённый ущерб. В те времена она  не  существовала  как  самостоятельная
наука, а входила в состав единой науки «советского государственного  права».
Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были  полностью
отброшены  как   несоответствующие   господствующей   идеологии   марксизма-
ленинизма. Однако  время  не  стоит  на  месте,  с  разрушением  того  строя
произошли исторические изменения и в стране и в сознании  и  в  отношении  к
общественным наукам.
      Сегодня перед нашим обществом стоит благородная историческая задача  -
построение правового  государства.  При  решении  этого  вопроса  повышается
актуальность всех общественно-правовых наук.   Особая  роль  здесь  отведена
науке   конституционного   права,   как   науке   изучающей   устройство   и
функционирование государства и его органов.
      Признание новых приоритетов человеческих  ценностей,  освобождение  от
глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.



    Глава 1. Правовое государство как философская и юридическая проблема



               1.1. Возникновение идеи правового государства.



      Представление  о  государстве  как  организации,  осуществляющей  свою
деятельность на основе закона, начали формироваться  уже  на  ранних  этапах
развития   человеческой   цивилизации.   С   идеей   правового   государства
связывались поиски более совершенных и справедливых  форм  жизни.  Мыслители
античности  (Сократ,  Демокрит,  Платон,   Аристотель,   Полибий,   Цицерон)
пытались   выявить   такие   связи   и   взаимодействия   между   правом   и
государственной    властью,    которые    обеспечивали    бы     гармоничное
функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна  и
справедлива лишь та политическая форма общежития людей,  при  которой  закон
обязателен как для граждан, так и для самого государства.
      Государственная власть, признающая право, и одновременно  ограниченная
им,    по    мнению    древних    мыслителей,     считалась     справедливой
государственностью.  “Там,  где   отсутствует   власть   закона,   —   писал
Аристотель, — нет  места  и  какой-либо  форме  государственного  строя”.[1]
Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении  и
“общем  правопорядке”.  Государственно-правовые  идеи  и  институты  Древней
Греции и Рима оказали заметное  влияние  на  становление  и  развитие  более
поздних  прогрессивных учений о правовом государстве.
      В   период   начавшегося   разложения   феодализма    идеи    правовой
государственности  изложили  прогрессивные   мыслители   того   времени   Н.
Макиавелли  и  Ж.Боден.  В  своей  теории  Макиавелли   предпринял   попытку
набросать контуры  идеального  государства,  наилучшим  образом  отвечающего
потребностям  своего  времени.  Цель  государства  он  видел  в  возможности
свободного пользования имуществом и обеспечения  безопасности  для  каждого.
Боден определял государство как правовое управление  многими  семействами  и
тем, что им принадлежит.
      В период ранних буржуазных революций в разработку концепции  правового
государства значительный  вклад  внесли  прогрессивные  мыслители  Г.Гроций,
Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон  и
другие.
      Гроций был первым выдающимся  теоретиком  школы  естественного  права.
Целью государства он считал охрану частной собственности  посредством  таких
правоустановлений,  которые  обеспечивали  бы  каждому  человеку   свободное
пользование своим достоянием с согласия всех.
      Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического
государства, которое, будучи связано законами,  обеспечивает  действительные
права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно  только
тогда, когда  оно  гарантирует  каждому  гражданину  не  только  сохранность
жизни, но и удовлетворение его интересов, и  предостерегал  современных  ему
правителей от посягательств на собственность, безопасность,  честь,  свободу
и иные блага подданных.
      Гоббс разработал ряд прогрессивных  положений  о  господстве  права  в
общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование  формального
равенства перед законом, незыблемость договоров.
      Локк  также  говорил  о   господстве   закона,   как   обеспечивающего
естественные, неотчуждаемые права собственности,  индивидуальной  свободы  и
равенства.
      Монтескье    объяснял    установление    правовой    государственности
необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода  есть  право  делать
все,  что  дозволено  законами.  Если  бы  гражданин  мог  делать  то,   что
запрещается законами, то у него не было  бы  свободы,  так  как  тоже  самое
могли бы делать и прочие граждане”.[2] Таким образом,  политическая  свобода
у Монтескье означает установление законности и безопасности.
      Значительный вклад в разработку  основополагающих  элементов  правовой
государственности в этот период  внесли  Вольтер,  Гельвеций,  Руссо,  Кант,
Пейн и другие видные мыслители.
      Кант  обосновал  и  детально  разработал  философскую  основу   теории
правового  государства,  центральное  место,  в  котором  занимает  человек.
Верховенство народа через верховенство  Конституции,  выражающей  его  волю,
обуславливает  свободу,   равенство   и   независимость   всех   граждан   в
государстве,   которое   выступает   как   “объединение   множества   людей,
подчиненных правовым законам”.[3]
      Философская  концепция  правового   государства   по   Канту   оказала
значительное  влияние  на  дальнейшее  развитие  политико-правовой  мысли  и
практику государственно-правового строительства.
      Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций  своего
времени  и  опыта  прошлого.  Если  отвлечься  от  субъективных  оценок,  то
большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь  то
государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.
      Идеи  правового  государства  нашли  широкое  отражение  и  в  русской
политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева,  А.И.Герцена,
Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.
      После октябрьской революции идея правового государства  была  заменена
требованиями революционного правосознания, а позже  полностью  исключена  из
действительности.
      В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о  правовом
государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1  Конституции,  где  говорится,
что “Россия есть демократическое правовое государство...”[4]



                     1.2. Понятие правового государства



      Правовое государство – многомерное развивающееся явление.  С  течением
времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось  новым  содержанием.
Непреходящей оставалась лишь идея  о  связанности  правового  государства  с
правом. Правовое государство — это такая форма  организации  и  деятельности
государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами  и
их различными объединениями на основе норм права.   При  этом  право  играет
приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой  свободы  всех
и каждого,  если  действующие  законы  реально  служат  интересам  народа  и
государства, а их реализация является воплощением справедливости.



                     1.3. Признаки правового государства



      В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
 Разделение властей;
 Верховенство закона;
 Строгое соблюдение прав и свобод человека;
 Социальная и юридическая защищенность личности.
      Кроме  этого  иногда  выделяют  также  и  другие  признаки   правового
государства:
 Сосредоточение всех  прерогатив  государственно-властного  регулирования  в
системе государственных институтов;
 Наличие развитого гражданского общества;
 Создание антимонополистических  механизмов,  препятствующих  сосредоточению
властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
 Установление в законе и проведение  на  деле  суверенности  государственной
власти;
 Формирование обществом на основе норм избирательного права  законодательных
органов и контроль за формированием  и  выражением  законодательной  воли  в
законах;
 Соответствие   внутреннего   законодательства   общепризнанным   нормам   и
принципам международного права;
 Правовая защищенность всех субъектов социального  общения  от  произвольных
решениях кого бы то ни было;
 Возвышение  суда  как  образца,  модели  и  средства  обеспечения  правовой
государственности;
 Соответствие законов праву и правовая организация  системы  государственной
власти;
 Единство прав и обязанностей граждан.
      Признаки правового государства отражают основные  его  черты,  которые
обязательно должны в нем  присутствовать.
      Разделение  властей  означает,  что  каждая  из  трех  существующих  в
государстве властей  (законодательная,  исполнительная  и  судебная)  должна
быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.
      Верховенство закона означает,  что  государство  и  личность  в  своих
действиях, прежде всего, должны соответствовать закону,  то  есть  никто  не
имеет права нарушить закон.
      Защита прав и свобод человека –  это,  прежде  всего,  конституционные
гарантии того, что человек является свободным,  а  его  права  —  невозможно
нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано  защищать  человека,
а человек соответственно обязан защищать свое государство.
      Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то
есть, например, в России невозможно построение  правового  государства,  так
как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон  должен  стоять
выше всего. В России традиционно высшей инстанцией  считается  не  закон,  а
его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может  стать  только
тогда развитым, когда оно начнет понимать  основополагающие  идеи  правового
государства и начнет  претворять  их  в  жизнь,  но  не  так  бездумно,  как