Контрольная работа

| |
|                        |                        |                        |
|                        |                        |                        |
|                        |                        |                        |
|                        |                        |                        |
|                        |                        |                        |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА                                                         |
|                             |ДИСЦИПЛИНА: ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА      |
|                             |ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.                            |
|                             |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:                               |
|                             |                                             |
|                             |ТЕМА: ВАРИАНТ II.                            |
|                             |ИСПОЛНИТЕЛЬ:                                 |
|                                     |                                     |
|                                                                           |
|                                                                           |

                             С О Д Е Р Ж А Н И Е

      Глава 1. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА                3


      1.1. РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА. ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ           3


      1.2. РЕФОРМЫ ЭФИАЛЬТА И ПЕРИКЛА, И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АФИНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА                         4


      1.3. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА (V-IV вв. до н.э.)                                             6



      Глава 2. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ     9


      2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА                 9


      2.2. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В ГЕРМАНИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)          12


      2.3. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО В АНГЛИИ (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)            15



      Глава 3. ФРАНЦУЗСКИЙ ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС 1804 г. (КОДЕКС НАПОЛЕОНА)
                                                          19


      3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОДЕКСА
19


      3.2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО               20


      3.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ                     23



       СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                25



      Глава 1. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА.


      1.1. РЕФОРМЫ СОЛОНА И КЛИСФЕНА. ИХ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.



      Положение крестьян в Аттике VII-VI веков до н.э. было крайне тяжелым.
Главной  бедой  деревни  было  ростовщичество,  которым   занималась   часть
эвпатридов. Они давали ссуды под залог земли. Если  общинник  не  выплачивал
свой долг в срок, земля фактически  переходила  в  собственность  кредитора,
хотя  юридически  ей  продолжал  владеть  должник.  Оставшиеся   без   земли
крестьяне вынуждены были брать деньги под залог  личной  свободы.  В  случае
если  долг  не  уплачивался  вовремя,  кредитор  мог  продать  в  рабство  и
должника, и членов его семьи.


       Солон являлся потомком царской  фамилии  Медонтидов  и  стяжал  себе
славу по всей Греции. После победы афинян, которыми  командовал  Солон,  над
Мегарами в 594 году до н.э. Солон был избран  первым  архонтом  –  архонтом-
эпонимом. Своей задачей он поставил  успокоение  крестьянства  и  сохранение
политического и  экономического  господства  эвпатридов.  Поэтому  первой  и
самой крупной реформой Солона была сисахфия  –  "стряхивание  бремени".  Она
освобождала массу должников из рабства, тех же, что были проданы  в  рабство
за границу, государство выкупило за  свой  счет;  запрещала  личную  кабалу,
продажу несостоятельных должников в рабство.


      Кроме того, Солон издает законы, ограничивающие землевладение, закон,
разрешающий вывоз за границу оливкового масла и запрещающий вывозить  зерно.
Своими  указами  Солон   поощряет  развитие  ремесленничества  и   торговли,
проводит денежную реформу.


      Логическим венцом солоновских реформ является тимократическая  (греч.
"тимэ" – имущество, ценз), которая установила  имущественный  ценз,  который
стал определять политические права граждан.


      Все граждане были разделены на четыре класса. Первый класс составляли
пентаксиомедимны,  то  есть  граждане,  получавшие  ежегодный  доход  в  500
медимнов (1 медимн равнялся 52,5 литра) зерна.


       Ко второму классу, всадников, принадлежали граждане, имевшие доход в
300 медимнов.


        Оба   этих   класса   получали   право   замещать   все   важнейшие
государственные должности, но архонтами  и  казначеями  могли  стать  только
представителя первого класса.


      Третий, самый многочисленный, класс составляли зевгиты - 200 медимнов
годового дохода. Все прочие зачислялись в четвертый класс – фетов.


      Деление на имущественные разряды преследовало не только политические,
но и военные цели. На гражданах каждого разряда лежала  обязанность  военной
службы.


      При Солоне вырастает роль народного собрания, в котором теперь  могли
участвовать все без исключения взрослые афинские граждане.


      Для предварительного рассмотрения дел, поступавших на рассмотрение  в
народное собрание, был учрежден совет четырехсот, по 100 человек от  каждого
разряда. Этот совет оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и  на
власть ареопага.


      Кроме того, феты могли быть избраны в созданный Солоном суд присяжных
– гелиэю, который был высшим судебным органом Афин.


      Реформы Солона носили компромиссный, половинчатый характер. Плутарх в
"Сравнительных описаниях " пишет: "...Фаний Лесбоский рассказывает, что  сам
Солон для спасения отечества прибегнул к обману обеих  сторон:  неимущим  он
пообещал  раздел   земли,   а   людям   богатым   –   обеспечение   долговых
обязательств". Ни демос,  ни  эвпатриды  не  были  удовлетворены  реформами.
Борьба между этими слоями общества продолжилась  и  привела  к  установлению
тирании Писистрата. Только через 90 лет  после  солоновских  реформ,  в  509
году  до  н.э.  Клисфен,  поддерживаемый   широкими  слоями   демократически
настроенных масс,  предлагает  реформы,  которые  должны  были  окончательно
подорвать господство родовой знати.


      Важнейшей реформой Клисфена было  введение  нового  административного
деления Аттики на три территориальных округа:


      - город Афины и его пригороды;


      - внутренняя центральная полоса;


      - береговая полоса.


      Каждый округ состоял из 10 триттий, 3 триттии , по одной  от  каждого
округа, составляли филу,  и,  таким  образом,  составлялись  10  фил.  Такая
территориальная организация позволяла смешать население,  разъединить  роды,
а, следовательно, ослабить эвпатридов.


      Триттии распадались на мелкие сельские  единицы  –  демы,  каждый  из
которых  являлся административной  ,  военной  и  политической  единицей.  В
демах происходили выборы членов суда присяжных и в  совет  пятисот,  который
пришел на смену прежнему совету четырехсот. В совет  пятисот  выбиралось  по
50 человек от каждой филы.


       Кроме того, Клисфен создал коллегию из десяти стратегов, которые  по
очереди выполняли функции главнокомандующих войсками.


      Для предотвращения  возможности  установления  тирании  Клисфен  ввел
процедуру остракизма, которая могла удалить из Афин сроком на 10 лет  любого
гражданина,  который,  по   мнению   общества,   мог   представлять   угрозу
гражданским свободам.


      Реформы  Клисфена  сыграли  большую  роль  в  становлении   греческой
демократии.  После  Клисфена  Афинское  государство  сделалось   значительно
демократичнее, чем оно было, например, при Солоне.



      1.2.  РЕФОРМЫ  ЭФИАЛЬТА  И  ПЕРИКЛА,  И  ИХ  ЗНАЧЕНИЕ  ДЛЯ  ДАЛЬНЕЙШЕЙ
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ АФИНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.



      Изменение внешнеполитического положения Афин, их  обнищание  повлекли
за собой изменения в социально-политических отношениях.


      Теперь на пути афинской демократии находился один ареопаг.  Неписаная
афинская конституция сохраняла  за  ним  право  отменять  решения  народного
собрания  и  привлекать  к  ответственности  должностных   лиц.   Во   время
знаменитых греко-персидских войн (492-479  гг.  до  н.э.)  ареопагу  удалось
увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на  его  состав,  ни
на  его  политическую  линию.  В  462  году  до  н.э.  афинская  демократия,
руководимая Эфиальтом, провела,  наконец,  закон  о  лишении  ареопага  всех
политических функций. Основные  функции  ареопага  были  переданы  народному
собранию, Совету пятисот и гелиэе. За ареопагом сохранились  лишь  некоторые
судебные и религиозные функции.


      Борьба была очень острой: глава аристократической партии, потерпевшей
поражение, отправился в изгнание, Эфиальт пал от руки своих противников.


      Вскоре  после  этого  демократическое  движение   возглавил   Перикл.
Благодаря его энергии Афины одерживают крупные победы во  внешней  политике,
усиливая свое влияние.


      Во внутренней политике также происходили изменения. В  457-456  годах
был изменен порядок избрания архонтов. Отныне эта должность стала  доступной
для третьего и четвертого класса  граждан  –  зевгитов  и  фетов.  Несколько
позже были восстановлены суды по демам.


      Борьба Афин со Спартой  продолжалась  с  переменным  успехом.  Власть
демократов  снова  сменилась  властью  олигархии.  Однако  длительные  войны
против Спарты все более ослабляли позиции  олигархов.  В  результате  в  433
году до н.э.  вождь  олигархов  Фукидид  был  изгнан  из  Афин  и  во  главе
государства на 15 лет становится Перикл.


      В  эти  годы  в  городе  окончательно  складывается   демократическая
конституция. Несмотря  на  то,  что  цензовый  порядок,  введенный  Солоном,
продолжал сохраняться, все  афинские  граждане  имели  возможность  занимать
высшие руководящие должности, за исключением казначейских.  Должностных  лиц
отныне стали избирать путем жеребьевки, а  не  голосованием:  этим  способом
продолжали избирать на посты, требовавшие специальных знаний и талантов.


      Было  установлено  вознаграждение   за   исполнение   государственных
должностей, что позволяло  любому гражданину временно оставить свое  ремесло
для полноценной службы отечеству.


      При Перикле порядок государственного  устройства  являлся  следующим:
верховным органом власти признавалась экклесия, которая собиралась  от  двух
до четырех раз в месяц. Она обсуждала и  принимала  законы,  решала  вопросы
войны и мира, продовольственного  снабжения,  принимала  отчеты  должностных
лиц, осуществляла высший государственный контроль и  рассматривала  судебные
дела в последней инстанции. Право  голоса  в  экклесии  имели  все  граждане
Афин,  достигшие  двадцатилетнего  возраста,  независимо  от  имущественного
положения. Однако, в связи  с  тем,  что  участие  в  народном  собрании  не
оплачивалось, граждане, добывавшие себе на  пропитание  собственным  трудом,
или  проживавшие  в  отдаленных  местностях,  не  могли  позволить  себе  по
несколько раз  в  месяц  участвовать  в  народном  собрании.  Поэтому  число
присутствующих на его заседаниях обычно не превышало 2-3 тысяч,  в  основной
своей массе – жителей Афин.


      Изменения в народном собрании повлекли за собой перемены и  в  другом
важном  государственном органе – совете пятисот.  В  него  входили   десять,
избиравшихся по филам, пританий по пятьдесят человек  в  каждой.  Каждая  из
пританий по очереди в  строго  определенное  время  года  осуществляла  свои
функции. Совет пятисот стоял во главе  государства,  ведал  делами  войны  и
мира, управлял финансами, осуществлял надзор за арсеналами, доками,  флотом,
контролировал и регулировал торговлю, осуществлял контроль  за  должностными
лицами. И все-таки главной функцией совета пятисот являлось  предварительное
обсуждение  дел,  поступающих  на  рассмотрение  народного  собрания.  Таким
образом, прежде всего совет пятисот был совещательным органом.


      Со времени греко-персидских войн сильно  возросло  значение  коллегии
десяти стратегов, которые командовали  флотом  и  войсками,  ведали  внешней
политикой, финансами и т.д. Переизбрание в коллегию можно  было  производить
много раз, однако,  за  допущенные  ошибки,  злоупотребления,  неоправданное
доверие стратега можно было снять с поста до истечения  срока  полномочий  и
подвергнуть судебной ответственности: штрафу,  лишению  прав  гражданства  и
даже   смертной   казни.   За   исполнение   должности   стратега   денежное
вознаграждение  не   предусматривалось,   поэтому   на   этот   пост   могли
претендовать только обеспеченные граждане.



      1.3. АФИНСКАЯ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ И  ОРГАНЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО
АППАРАТА (V-IV вв. до н.э.)



      По  своей  сущности   Афинское   государство   являлось   политической
организацией  свободных  граждан,  обеспечивающей  защиту  их  интересов   и
повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло  собой
демократическую  республику,  в  которой  афинские   граждане   пользовались
равными правами и могли принимать активное  участие  в  политической  жизни.
Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и  просуществовала  (с  некоторыми
перерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

      Основными органами Афинского государства являлись: народное  собрание,
Совет  пятисот,  гелиэя.  Они  направляли  и   контролировали   деятельность
должностных лиц.
      Народное собрание  –  верховный  орган  власти  Афин.  Оно  собиралось
сначала десять, а позднее  сорок  раз  в  год.  При  особых  обстоятельствах
(неожиданное  нападение  врага,  стихийное  бедствие)  могло  быть   созвано
чрезвычайное «собрание ужаса и  смятения».  Компетенция  народного  собрания
была обширной: оно  принимало  законы,  издавало  постановления  по  частным
вопросам (псефизмы), избирало должностных  лиц  и  производило  проверку  их
деятельности, решало  вопросы  войны  и  мира,  обсуждало  продовольственное
положение  страны  и  т.д.  Специальные  собрания  посвящались  рассмотрению
просьб граждан и  решению  вопроса  об  изгнании  отдельных  лиц  в  порядке
остракизма из пределов государства.
      В работе народного  собрания  могли  участвовать  только  полноправные
афинские  граждане,  достигшие  20-летнего  возраста.  Женщины  и  метеки  в
народное собрание не допускались.  Как  правило,  редко  участвовали  в  его
деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная  с  IV  в.
до н.э., за посещение собраний полагалось вознаграждение. Для  решения  даже
самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000  человек,  то  есть
примерно 1/5 всех полноправных афинян.
      Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно  из  собраний
каждого месяца считалось главным.  Оно  проверяло  деятельность  должностных
лиц, обсуждало продовольственное положение и др.  Главное  собрание  шестого
месяца, кроме того, решало  вопрос  об  остракизме,  обвинениях  должностных
лиц.  На  трех  других  собраниях  месяца  рассматривались  жалобы  граждан,
религиозные,  административные  и  другие  вопросы.  Выступать  в   народном
собрании и вносить проекты новых  законов  формально  мог  каждый  участник.
Практически же с речами выступали главным образом  профессиональные  ораторы
– демагоги, защищавшие интересы  отдельных  групп  свободных.  Законопроекты
предварительно  вывешивались  для  всеобщего  обозрения   и   поступали   на
обсуждение народного  собрания  после  их  рассмотрения  в  Совете  пятисот,
который  по  каждому  законопроекту   давал   заключение.   Голосование   по
законопроекту производилось поднятием руки.
      Важным средством, использовавшимся в  целях  обеспечения  стабильности
законодательства,  было  право  любого  участника  собрания,  сославшись  на
незаконность  предложенного  законопроекта,   потребовать   снятия   его   с
обсуждения или голосования под угрозой  привлечения  автора  к  суду.  Кроме
того, председатель народного собрания  мог  не  ставить  на  голосование  те
предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными.
      Принятый народным собранием законопроект становился законом  только  в
том случае, если он не отвергался затем гелиэей.
      В Совет пятисот (буле) входило по  50  человек  от  каждой  из  десяти
территориальных фил. Члены Совета (булевты) избирались  по  жребию  на  один
год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции  Совета  относились  вопросы
управления: осуществление дипломатических сношений с другими  государствами,
управление финансами, надзор за арсеналами,  доками,  флотом,  регулирование
торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели  право  выступать
в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей  функцией
Совета   было   предварительное   обсуждение   вопросов,   поступавших    на
рассмотрение   народного   собрания,   что   позволяло   Совету   направлять
деятельность последнего.
      Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий  (пританий),
состоящих из 50 представителей одной филы.  Комиссии  по  очереди  выполняли
обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя  Совета,
который во время работы народного собрания являлся и  его  председателем.  В
IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал  избираться  перед
каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы  каждый  член
Совета пятисот отчитывался в своей  деятельности  и  мог  быть  привлечен  к
ответственности.
      Гелиэя была высшим судебным органом государства  и  состояла  из  5000
судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10  территориальных  фил.
Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30  лет.
В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из  которых  было  по
500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения  возможных  злоупотреблений
коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей.  Это
решалось жеребьевкой в день суда.
      Гелиэя  была  судом  первой  инстанции  по  делам  о   государственных
преступлениях  и  о  злоупотреблениях  должностных   лиц   и   апелляционной
инстанцией по делам, рассмотренным другими судами.  Она  также  осуществляла
некоторые  контрольные  функции   и   обладала   важным   правом   отвергать
законопроекты, принятые народным собранием.
      Таким образом, законодательный процесс  Древних  Афин  имел  следующие
стадии:
      а)   внесение   законопроекта   в   народное   собрание   в    порядке
законодательной инициативы, которой  обладал  каждый  полноправный  афинский
гражданин;
      б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот  и  дача
по нему заключения для народного собрания;
      в) принятие законопроекта народным собранием;
      г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей.
      Важную роль в  управлении  Афинским  государством  играли  должностные
лица.  Основные  принципы  замещения  должностей  –  выборность,  срочность,
возмездность, подотчетность и коллегиальность.
      Выборы  должностных   лиц   осуществлялись   ежегодно   или   открытым
голосованием в  народном  собрании,  или  по  жребию.  Перед  вступлением  в
должность все избранные подвергались особой проверке – докимассии, во  время
которой   выяснялись   их   право   на   занятие   должности,   политическая
благонадежность  и  необходимые  личные  качества.  Нельзя   было   занимать
должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно.  Исполнение
обязанностей оплачивалось (исключение  составляли  только  стратеги).  После
истечения срока должностные лица представляли отчеты  о  своей  деятельности
Совету  пятисот  и  гелиэе.  В   период   расцвета   Афинского   государства
подавляющее большинство должностей было коллегиальным.
      Главными должностными лицами в Афинах были стратеги и архонты.
      Коллегия стратегов состояла  из  десяти  членов,  избираемых  народным
собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к  V  в.
до н.э. получили важные  полномочия.  Они  стали  распоряжаться  средствами,
отпущенными на содержание армии и флота,  организовывать  сбор  чрезвычайных
военных налогов, руководить  доставкой  продовольствия  в  Афины  (в  мирное
время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только  с
метеков). К ним перешли и некоторые  полномочия  в  области  дипломатических
отношений: они принимали капитуляцию противника, заключали перемирие.  Кроме
того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о  воинских
преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать  созыва  внеочередных
заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия  неотложных  мер.
Иногда  из  стратегов  выделялся  автократор,  командовавший  армией,  а   в
чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.
      С ростом полномочий стратегов падало политическое  значение  архонтов.
После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из  кандидатов,
предложенных  территориальными  филами.  Единой  коллегией  они  действовали
редко – при решении народным собранием вопроса об остракизме и при  проверке
должностных лиц.  Первым  архонтом  считался  архонт-эпоним,  за  которым  с
расцветом афинской демократии сохранились лишь судебные функции по  семейным
делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был  архонт-базилевс.  Он  ведал
вопросами религиозного культа  и  рассматривал  в  суде  дела  об  уголовных
преступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имевшиеся у него  ранее
функции военного командования и занимавшийся в основном  делами,  связанными
с метеками и  другими  иностранцами  (ксенами).  Остальные  шесть  архонтов-
фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.
      Специальные должностные лица  (всего  в  Афинах  их  было  около  700)
управляли  государственным  имуществом,   ведали   государственной   казной,
наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за  торговлей  на
рынке, воспитывали и обучали  молодежь,  проходившую  военную  подготовку  и
т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

      Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была  гелиэя.  Некоторые
судебные функции сохранил ареопаг. Под  председательством  архонта-базилевса
он  рассматривал  дела  об  умышленном  убийстве.  По  поручению   народного
собрания  ареопаг  мог  проводить  расследование   дел   о   государственных
преступлениях. Дела о неумышленных убийствах рассматривались  судом  эфетов.
Разбой, кража и другие имущественные преступления –  коллегией  одиннадцати.
Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали  ведению  третейского  суда
диэтетов и (по мелким  делам)  коллегии  сорока.  Со  времени  Перикла  были
созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком  преступлении,
в качестве суда выступало само народное собрание.
      Афинская армия формировалась на основе всеобщего  ополчения  свободных
граждан в  возрасте  от  18  до  50  лет.  Подлежащие  мобилизации  возрасты
определялись народным собранием. Во время  войны  каждая  фила  должна  была
выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), отряд  легковооруженных
и определенное число всадников,  сражавшихся,  впрочем,  в  пешем  строю.  В
мирное время все афинские граждане от 18  до  20  лет  обязаны  были  пройти
военное обучение. Их нередко  привлекали  к  несению  патрульной  службы  на
границах. Со второй половины V в. до н.э. для охраны государственных  границ
стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской  войны
они стали использоваться и в военных действиях. К IV в. до н.э.  в  армии  и
на  флоте  появились  наемники.  Полицейские  функции  осуществляли  рабы  –
токсоты  (около  200  человек).  Возложение  полицейских  функций  на  рабов
говорило   об   остроте   противоречий   между   враждующими   группировками
господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль  играло
и  то,  что  выполнение  полицейских   функций   представлялось   свободному
афинянину неправомерным по отношению к согражданам.
      Афинский государственный и военный аппарат был весьма  многочисленным.
В V в. до н.э. он состоял из (имея в виду всех тех, кто получал  жалованье):
6000 судей гелиэи, 1600 стрелков, 1200  всадников,  500  стражников  верфей,
500 членов совета  и  т.д.  –  всего  около  20  тысяч  человек  (при  общей
численности полноправных граждан около 35 тыс.).
      Афинский государственный строй V века до н.э. оставил  важный  след  в
мировой  истории,  конкурируя  с  другими  достижениями  этого  универсально
одаренного народа – искусством, архитектурой, философией, наукой. С  началом
буржуазной эпохи в особенности принципы афинского  политического  устройства
стали орудием в борьбе с силами реакции.  Что  привлекало  к  ним  идеологов
буржуазного Просвещения в их борьбе с абсолютизмом?  В  немногих  словах  на
этот вопрос можно ответить так: народоправство; выборность,  коллегиальность
и подотчетность властей; суд присяжных.
      Какого бы уважения ни заслуживала афинская демократия,  мы  не  должны
забывать того, что, в конечном счете, это была  демократия  для  немногих  и
что держалась она на рабстве.

      Глава 2. СРЕДНЕВЕКОВОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.


      2.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ПРАВА.



      Феодальное  государство   представляет   собой   организацию   класса
феодальных собственников, созданную в интересах  эксплуатации  и  подавления
правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло  в  качестве
непосредственного  преемника   рабовладельческого   государства   (например,
Византия, Китай,  Индия),  в  других  оно  образуется  как  непосредственный
результат  возникновения  и  утверждения  частной  собственности,  появления
классов, минуя рабовладельческую формацию (как,  например,  у  германских  и
славянских племен).


      В основе производственных отношений  феодализма  лежит  собственность
феодала на  главное  средство  производства  -землю  и  установление  прямой
власти феодала над личностью крестьянина.


      Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то
время само лицо общества, характер его социального  и  политического  строя.
Для   феодальной   земельной   собственности   были   характерны   следующие
особенности:  1)  ее  иерархический  характер;  2)  сословный  характер;  3)
ограничение права распоряжаться землей,  а  некоторые  категории,  например,
церковные земли, вообще были изъяты из гражданского Оборота.


      Отсюда вытекает и сложная иерархическая сословная система феодального
общества,  отражавшая  особый  строй  поземельных  отношений.  Кроме   того,
владение землей давало  и  непосредственное  право  на  реализацию  властных
полномочий  на  определенной  территории,   т.е.   земельная   собственность
выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.


      Сословное   деление   феодального   общества,    будучи    выражением
фактического и формального неравенства  людей  сопровождалось  установлением
особого юридического места для каждой группы населения.


      Господствующий  класс  феодалов  в  целом  и  каждая  его   часть   в
отдельности представляли собой  более  или  менее  замкнутые  группы  людей,
наделенные закрепленными законом  привилегиями  -  правом  собственности  на
землю, владением крепостными и монополией на право участия  в  управлении  и
суде.


      Отношения между феодалами в Европе строились  на  основе  зависимости
одних феодалов от  других.  Одни  феодалы  выступали  в  качестве  сеньоров,
другие -  в  качестве  вассалов.  Сеньоры  давали  своим  вассалам  земли  и
гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению  к  сеньорам
военной службой и некоторыми другими повинностями.  Отношения  сюзеренитета-
вассалитета   создавали   специфическую   политическую    иерархию    внутри
феодального государства.


      Типичной формой феодального  государства  была  монархия.  Феодальная
республика была характерна для сравнительно немногих  средневековых  городов