Лекции по конституционному праву

Мои сокращения:


       КРФ – Конституция Российской Федерации

       ФКЗ – федеральный конституционный закон
       ФЗ – федеральный закон
       м.с. – местное самоуправление
       ФС – Совет Федерации
       ГД – Государственная Дума
       КоАП РСФСР – Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
       Гос-во – государство, гос. – государственный
       Н.п.а. – нормативно-правовой акт
       Д-ть – деятельность
       О.о. – общественные объединения
       З-н – закон, з-во – законодательство
       кот. – который (ая.)
       х-р – характер
       И.в. – исполнительная власть
       Адм. – административный (ое…)


Понятие, содержание и основные принципы исполнительной власти

       1. Понятие исполнительной власти, ее содержание и признаки.
       2. Основные функции исполнительной власти
       3. Основные принципы организации  и  функционирования  исполнительной
власти.
       4. Соотношение понятий "государственное управление" и "исполнительная
власть".

       1.  Исполнительная  власть   –   это   деятельность   по   управлению
государством и обществом, подчиненная  контролю  со  стороны  других  ветвей
власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в  осуществлении
специально созданными органами гос. власти особых  функций  и  установленной
законом компетенции.
       Признаки исполнительной власти:
       1. Самостоятельность  и  взаимосвязь  с  законодательной  и  судебной
ветвями государственной власти.
       2. Подконтрольность законодательной и судебной ветвям государственной
власти.
       3. Осуществляется специальными государственными органами  и  органами
местного  самоуправления,  имеющими  в  установленном  нормативном   порядке
компетенцию.
       4. Это подзаконная власть,  т.е.  ее  организация  и  функции  должны
основываться  на  нормах  Конституции  РФ,  федерального   закона   и   иных
нормативно-правовых актах.
       5. Организующая деятельность и реализация властных полномочий.
       6. Применение норм административного принуждения.
       7. Подготовка и издание правовых актов управления.
       8. Правоприменительная и охранительная деятельность спец.  органов  и
должностных лиц (государственных и муниципальных служащих).

       2. Функции исполнительной власти:
       1. Исполнительная, т.е.  исполнение  законов.  Органы  исполнительной
власти имеют право издавать подзаконные акты.
       2. Прогнозирование –  предвидение  изменений  в  развитии  каких-либо
событий или процессов на основе наличной информации, в т. ч. научной.
       3. Планирование – определение направлений, целей, задач  и  ожидаемых
результатов той или иной управляемой деятельности.
       4. Организация – создание органов управления, определение их  функций
и т.д.
       5.   Правовое   регулирование   деятельности    и    функционирования
соответствующих структур.
       6. Общее руководство и оперативно-распорядительная работа.
       7. Координация (согласование) действий различных органов  управления,
должностных лиц и организаций.
       8. Контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и
устранения нарушений законов.
       9.  Учет  людских,  материальных,  денежных  и   иных   средств   для
осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.
       10. Информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа.
       11. Методическое руководство.
       12. Кадровое, МТО, финансирование и т.д.

       3. Принципы  исполнительной  власти  –  это  общие  положения,  идеи,
требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности.
       1.  Принцип  народовластия   –   народ   осуществляет   свою   власть
непосредственно и через  органы  государственной  власти,  одной  из  ветвей
которой является исполнительная власть.
       2. Принцип верховенства закона, ст. 15 ч. 2 Конституции РФ.
       3. Принцип разделения и взаимодействия властей.
       4.  Принцип  разграничения  полномочий  федеральных  и   региональных
органов.
       5.  принцип  гласности  предполагает   открытость   законодательства,
доступность и подотчетность государственных учреждений и должностных лиц.
       6. Принцип  приоритета  и  гарантированности  прав  личности,  ст.  2
Конституции РФ.
       7. Принцип федеративного устройства.
       8. Принцип сочетания централизации и децентрализации.
       Централизация – сосредоточение большей части государственных  функций
в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти.
       Децентрализация  - закрепление предметов ведения и полномочий за  тем
или  иным  органом,  который  он  должен  осуществлять  самостоятельно   без
вмешательства со стороны вышестоящих органов.
       9. Принцип  плановости  выражается  в  развитии  разработки  программ
отраслей народного хозяйства,  прогнозирование  хода  экономических  реформ,
установление государственного заказа на наиболее  значительную  продукцию  и
т.д.
       10. Принцип дифференциации  функций  и  полномочий  каждого  из  этих
органов и должностных лиц.

       4. Государственное управление  –  это  целенаправленное  организующая
подзаконная     исполнительно-распорядительная     деятельность      органов
исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления  в
отраслях и сферах хозяйственного, социально-культурного  и  административно-
политического (устройства) строительства.
       Существует  2  подхода  к  определению   понимания   государственного
управления.
       1. Широкое понимание – это регулирующая  деятельность  государства  в
целом,   т.е.   деятельность    по    управлению    представительной    (или
законодательной) органами власти, органами  исполнительной  власти,  суда  и
прокуратуры.
       В этом понимании государственное управление – более широкое  понятие,
чем исполнительная власть.
       2.  Узкое  понимание  –  это  административная  деятельность  органов
исполнительной власти. Сюда относится практическая деятельность  Президента,
Правительства,   федеральных   органов   исполнительной   власти,    органов
исполнительной власти субъектов и т.д.
       В этом понимании государственное управление и  исполнительная  власть
тождественны.

       Административное право как отрасль права

       1. Понятие административного права, его предмет.
       2. Метод административного права.
       3. Источники административного права.
       4. Система административного права.
       5. Соотношение административного права со смежными отраслями права.

       1. Административное право – это одно из важнейших отраслей права. При
помощи административного права государство регулирует  систему  общественных
отношений   возникающих   в   процессе   организации   и    функционирования
исполнительной власти, т.е. в сфере  государственного  управления,  местного
самоуправления,   в   области   реализации   уполномоченными   органами    и
должностными лицами управленческих функций.
       Административное право – это управленческое право (право управления).
       Административное право – это важная отрасль права  (система  правовых
норм), которая в целях выполнения задач и осуществления функций  государства
регулирует общественные отношения управленческого характера,  складывающиеся
в процессе организации и функционирования исполнительной власти, а  также  в
сфере внутриорганизационной  и  административно-юрисдикционной  деятельности
различных государственных органов.
       В предмет административного права входят следующие группы отношений:
       1. управленческие отношения
       Они встречаются  в  сфере  организации  и  функционирования  органов,
осуществляющих  хозяйственное,  социально-культурное,   административное   и
политическое строительство.
       2. отношения, возникающие в связи с обеспечением правовой защиты прав
и свобод граждан
       Речь идет о так называемой административной юстиции. Она представляет
собой  систему  судебных  и  иных  органов,  рассматривающих   споры   между
гражданами и исполнительной власти.
       3. административно-принудительные отношения
       Возникают   в   сфере   обеспечения   общественной   безопасности   и
общественного порядка.
       4.   управленческие   отношения   внутриорганизационного   характера,
возникающие в  процессе  функционирования  субъектов  представит.,  судебной
власти и прокуратуры
       5.  отношения.  которые  возникают  при  осуществлении  общественными
организациями делегированными им  государством  специальных  государственно-
властных полномочий.
       Для  всех  указанных  отношения  характерны  является  то,  что   они
возникают в области государственного управления и местного самоуправления.

       2. Метод – совокупность приемов и способов.
       Выделяют следующие методы:
       1. императивный (метод властных предписаний)
       2. диспозитивный (взаимодействие сторон)
       3. метод дозволения (разреш. вариант поведения)
       4. метод запрета
       Все  указанные  методы   правового   регулирования   характерны   для
административного права.
         Суть   методов   административного   регулирования   управленческих
отношений может быть сведена к следующему:
       1. императивный
       Установление определенного порядка действий, предписание  к  действию
соответствующих условий, надлежащим образом оформленные  в  административно-
правовой норме.
       (метод предписаний)
       несоблюдение  такого  порядка  не   влечет   за   собой   юридических
последствий, на достижение которых ориентирует норма.
       Новый Кодекс об административных правонарушениях  устанавливает,  что
административные  взыскания  могут  быть  наложены  не  позднее  2  месяцев.
Превышение  срока  не  позволяет  применить  к  лицу  меры  административной
ответственности.
       2. диспозитивный (согласования)
       Он   проявляется   в   административном    праве    при    заключении
административных  договоров  и  при  перераспределении   или   делегировании
полномочий одних органов управления другим.
       3. метод дозволения - это предоставление выбора одного  из  вариантов
должного поведения  или  так  называемое  управление  по  усмотрению  –  это
жесткий вариант дозволения, дающий возможность проявления  самостоятельности
должностными лицами  при  решении  определенных  задач,  но  они  не  вправе
уклониться от такого выбора.
       Например: при решении вопроса о привлечении лица  к  административной
ответственности к  нему  могут  быть  применены  различные  административные
взыскания либо он может быть освобожден от ответственности.
       4. метод дозволения выражается  также  в  предоставлении  возможности
действовать  по  своему  усмотрению,  т.е.  совершать   или   не   совершать
предусмотренные  административно-правовой  нормой   действия.   Это   мягкий
вариант дозволения. Например, гражданин  сам  решает,  нужно  ли  обжаловать
действия должностного лица, которые он рассматривает как противоправные.
       5. метод запрета  –  запрещение  определенных  действий  под  угрозой
применения соответствующих административно-правовых санкций.
       Например, запрещено направление жалоб граждан тем должностным  лицам,
действия которые обжалуются.  Нарушение  этого  запрета  влечет  привлечение
должностного лица к дисциплинарной ответственности.
       Во всех вариантах регулирующего  воздействия  административное  право
проявляет себя властно независимо от конкретной формы выражения властности.

       3. Источники административного права – это органы  законодательной  и
исполнительной власти, содержащие  административно-правовые  нормы,  которые
регулируют общественные  отношения  в  сфере  (управленческой  деятельности)
исполнительной власти.
       К ним относятся:
       1. Конституция Российской Федерации
       2. Федеральный конституционный закон и федеральный закон,  Кодекс  об
административных  правонарушениях,  федеральный  конституционный  закон   "О
правительстве" от 31 декабря 1997 г.
       3. Указы Президента
       4. Постановления Правительства
       5. Ведомственные акты – акты министерств и федеральных ведомств
       6. Законодательные и иные акты государственных органов субъектов РФ
       7. Административно-правовые договоры и  соглашения.  Например,  между
государственными органами РФ и субъектов РФ
       8. Локальные акты, инструкции, положения

       4. Система административного права – это совокупность административно-
правовых институтов и подотраслей.
       Административное право состоит из Общей и Особенной  части.  В  Общую
часть включены следующие институты:
       1. государственное управление
       2. исполнительная власть
       3. формы государственного управления
       4. методы государственного управления
       5. институт правовых актов
       6. институт государственной службы
       7. институт административного принуждения
       8. институт административной ответственности
       9. институт административного процесса
       В Особенную часть входят институты управления  в  области  экономики,
социально-культурной сфере, административно-политической сфере.
       В административном праве выделяют следующие подотрасли:
       1. Служебное право
       2. Политическое право
       3. Образовательное право и т.д.

       5. Предмет административного права  не  охватывает  все  общественные
отношения, возникающие в сфере государственного  управления.  Эти  отношения
регулируются иными отраслями права. Административное  право  взаимодействует
со следующими отраслями права:
       1) конституционным. Оно берет начало в нормах конституционного права,
регулирующих принципы  организации  и  деятельности  исполнительной  власти,
права и свободы граждан.
       2)  гражданским.  Нормами  гражданского  права  регулируется  правило
движения имущества, передача, изъятие в сфере  государственного  управления,
т.е. по владению, пользованию и распоряжению имуществом.
       3)   уголовным   правом.    В    определенных    случаях    отдельные
административные  правонарушения  могут   перерастать   в   преступления   и
наоборот.
       4) финансовым, которые регулируют управленческие отношения, связанные
с формированием бюджета, налогов.
       5) трудовым. Деятельность государственных служащих  является  смежной
областью регулирования трудовым и административным правом
       6) уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным.  Рассмотрение
дел  об  административных  правонарушениях  в  суде  основывается  на  общих
процессуальных началах.


       Административно-правовые нормы и отношения


       1. Понятие административно- правовых норм.
       2. Виды административно- правовых норм.
       3. Понятие административно- правовых отношений.
       4. Виды административно- правовых отношений.
       5. Основания возникновения, изменения и прекращения  административно-
правовых отношений.
       1.  Административно-правовая   норма   –   это   нормативно-правовые,
регулирующие  отношения  в  сфере  государственного  управления,   а   также
отношения управленческого характера, возникающие  в  процессе  осуществления
государственной деятельности.
       Особенности административно-правовых норм:
       1.   Целью   административно-правовых   норм   является   обеспечение
организации и функционирования всей системы исполнительной власти.
       2. Административно-правовые нормы определяют должное  поведение  всех
лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления.
       3. Предназначение административно-правовых  норм  заключается  прежде
всего  в  обеспечении  эффективной  реализации  конституционного  назначения
исполнительной власти.
       4. Административно-правовые нормы устанавливают и обеспечивают  режим
законности  и  государственной   дисциплины   в   общественных   отношениях,
возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.
       5. Административные отношения являются хорошим  средством  защиты  от
посягательств на административно-правовые нормы.
       6.   С   помощью   административно-правовых    норм    обеспечивается
урегулированность финансовых, земельных и иных отношений.
       8. Административно-правовая норма состоит из
       1) гипотеза – условие действия административно-правовых норм (ст.  13
Кодекса об административных правонарушениях.).
       2) диспозиция – правило поведения,  предписываемое,  дозволенное  или
рекомендуемое данной нормой права (ст. 165).
       3) санкция – меры административного и дисциплинарного воздействия.

       2. 1. по предмету регулирования различают
       а)   материальные   –   нормы,   закрепляющие   права,   обязанности,
ответственность   участников    управленческих    отношений,    регулируемых
административным правом, т.е. их административно-правовой статус.
       б) процессуальные –  нормы,  определяющие  методы,  способы,  порядок
деятельности по реализации государственного управления (разд. 4 КоАП).
       2. по форме выражения
       а) обязывающие – предписывающие совершать определенные действия  (ст.
285).
       б) запрещающие – предусматривающие запрет на совершение  определенных
действий в определенных условиях.
       в) уполномочивающие – выражается возможностью адресата действовать  в
рамках, установленных требований по своему усмотрению (ст. 14).
       г) стимулирующие – обеспечивают  с  помощью  соответствующих  средств
материального  или  морального  воздействия  должного  поведения  участников
регулируемых  управленческих  отношений.  Например:  установление  налоговых
льгот.
       д) рекомендательные  –  носят  рекомендательный  характер.  Например,
регулирование взаимотр. субъектов исполнительной власти и  негосударственных
образований. Например: между органами милиции и добровольной дружины.
       3. по содержанию
       а) общие – регулирующие  общие отношения общего  характера  для  всех
отраслей и сфер.
       Общая часть.
       б) особенные  –  регулирующие  общие  отношения  в  конкретной  сфере
управления. Например: в экономике, культуре, общественной безопасности

       3. Административно-правовые отношения – это  общественные  отношения,
урегулированные нормами  административного  права,  которые  складываются  в
сфере управления.
       Особенности административно-правовых отношений.
       1.  Одной  из  сторон  отношений   является   соответствующий   орган
исполнительной власти или его должностное лицо,  наделенное  управленческими
полномочиями государственно-властного характера.
       2. для  этих  отношений  характерно  неравенство  сторон,  т.е.  одна
сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
       3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают
правом издания нормативного акта, т.к. действуют по поручению государства.
       4. Административно-правовые отношения могут возникать  по  инициативе
любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.
       5.  Споры,  возникающие  между  участниками  административно-правовых
отношений разрешаются в большинстве случаев в административном  (несудебном)
порядке.
       6. В случае нарушения одной  из  сторон  нормативных  требований  она
несет ответственность в лице его органов перед государством.

       4. 1. по субъектам можно разделить на отношения между:
       а) вышестоящими и нижестоящими  органами  исполнительной  власти,  их
называют вертикальные пр-ния. Например, между главой  администрации  области
и района.
       б)  отношения  между  равнозначными,  не  подчиненными  друг   другу,
органами  исполнительной  власти  –  горизонтальные  пр-ния.   Например,   2
министерствами, 2 главами администрации.
       в) органами исполнительной власти  и  находящимися  в  их  подчинении
предприятиями, учреждениями, организациями. Например,  между  Мин.  труда  и
социального развития РФ и ВЮТ.
       г) органами исполнительной власти и не находящимися в  их  подчинении
предприятиями, учреждениями, организациями. Например,  финансовый  контроль,
таможенный контроль.
       д) исполнительными органами государственной власти и  исполнительными
органами местного самоуправления.  Например,  гл.  администрации  области  и
глава администрации города.
       е)    исполнительными    органами    государственной     власти     и
негосударственными организациями. Например, правительством и профсоюзами.
       ж)  органами  государственно-исполнительной  власти   и   гражданами.
Например, администрация района и лицо, проживающее там.
       2. В зависимости от целей возникновения:
       а) внутренние, связанные  с  формированием  управленческих  структур,
комплектование  должностей  служащих,  распределением   между   ними   прав,
обязанностей, ответственности и др.
       б)  внешние  –  отношения  между  органами  исполнительной  власти  и
субъектами,  не  входящими  в  систему  этих   органов,   т.е.   гражданами,
общественными организациями.
       3. по содержанию:
       а)   материальные,   которые   регулируются   материальными   нормами
административного права
       б) процессуальные, связанные с  разрешением  индивидуально-конкретных
дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

       5. Основанием возникновения, изменения и прекращения административных
пр-ний служит юридический факт.  Юридические  факты  делятся  на  события  и
действия.
       Действия являются  результатом  активного  волеизъявления  субъектов.
Действия  –  правомерные  и  неправомерные.  Правомерные   –   соответствуют
требованиям административно-правовых норм (издание приказа о  назначении  на
государственную должность), неправомерные (деликты) –  не  соответствуют  им
(административные и дисциплинарные проступки).
       События  (стихийные  бедствия,   смерть,   достижение   определенного
возраста – 16 лет).


       Понятие и виды субъектов административного права


       1. Понятие субъектов административного права.
       2. Виды субъектов административного права.

       1.  Субъекты  административного  права   -  это  обладатели  прав   и
обязанностей,  которыми  они  наделены  с   целью   реализации   полномочий,
возложенных на него административным правом.
       Субъекты   административного    права    могут    стать    субъектами
административных пр-ний при наличии 3-х условий:
       1.  административно-правовые   нормы,   предусматривающие   права   и
обязанности субъекта
       2. административной правоспособности и дееспособности субъекта
       3.  основание   возникновения,   изменения   и   прекращения   пр-ний
(юридический факт)
       Административная правоспособность – это  установенная.  и  охраняемая
возможность субъекта вступать в административные пр-ния.
       Административная  дееспособность  =  способность   субъектов   своими
действиями приобретать права и создавать для себя  юридические  обязанности,
реализовывать их в рамках конкретных административно-правовых отношений.
       В качестве субъекта административного права можно  рассматривать  РФ,
субъектов РФ, государственные и негосударственные организации. В  этой  роли
они   обладают   административной   правоспособностью,   но   в   конкретных
административно-правовых  отношениях  они  не  участвуют.   Административной
дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.
       Субъект   административно-правовых   отношений   -   это   лицо   или
организация,  которые  в  соответствии  с   действующим   законодательством,
являются  участниками   управленческих   отношений,   регулируемых   нормами
административного права, наделены определенными правами  и  обязанностями  в
сфере государственного управления и способны их осуществлять.

       2. Субъекты  административного  права  могут  быть  индивидуальные  и
коллективные.
       Индивидуальные субъекты – граждане РФ, иностранные  граждане  и  лица
без гражданства.
       Коллективные:
       1) государственные организации
       а) органы исполнительной власти
       б)  государственные  предприятия,  учреждения,   организации   и   их
объединения
       в)   структурные   подразделения   органов   исполнительной   власти,
наделенные собственной компетенцией
       2) негосударственные организации
       а) общественные объединения (повт, виды)
       б) трудовые коллективы
       в) коммерческие структуры
       г) органы местного самоуправления

       Граждане как субъекты Административного права

       1. Административно-правовой статус граждан
       2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
       3. административно-правовые гарантии прав граждан
       Н/а: Конституция РФ
       Закон РФ "О гражданстве" от 28 ноября 1991г.
       Федеральный  конституционный  закон  "Об  уполномоченном  по   правам
человека в РФ от 26 февраля 1997 г.
       Положение "О комиссии по правам человека при  Президенте  РФ"  от  18
октября 1996 г.
       1. Административно-правовое положение граждан  определяется объемом и
характером административной правосубъектности:
       1) административная правоспособность  –  это  способность  гражданина
иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права  и
выполнять  возложенные  на  него  обязанности   в   сфере   государственного
управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
       2) административная дееспособность -  способность  гражданина  своими
действиями  приобретать,  а  также   осуществлять   права   и   обязанности,
предусмотренные нормами административного права, и нести  ответственность  в
соответствии с административными нормами.
       (В качестве субъектов административного права можно рассматривать РФ,
субъектов РФ, гос.).
       Виды административной дееспособности:
       1. полная, наступает с 18 лет
       2. ограниченная, с 16 лет
       На  административную  дееспособность   влияет   наличие   у   граждан
определенных заболеваний – душевная болезнь,  слабоумие.  В  силу  указанных
обстоятельств  граждане  могут  быть   признаны   частично   или   полностью
недееспособными.
       Ст. 20
       Не подлежит административной ответственности лицо, которое  во  время
совершения противоправного действия либо бездействия находилось в  состоянии
невменяемости, т.е. не могло отдавать  себе  отчет  в  своих  действиях  или
руководить  ими  вследствие   хронической   душевной   болезни,   временного
расстройства  душевной  деятельности,  слабоумия  или   иного   болезненного
состояния.

       2. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
закреплены в Конституции РФ.
       Права граждан: ст. 27, 31, 32 (ч. 1,4), 33, 42.
       Обязанности: ст. 57, 58, 59.
       Объем административной правосубъектности иностранных  граждан  и  лиц
без гражданства уже, чем граждан РФ.
       1. Они не могут занимать государственные должности.
       2.  Заниматься   деятельностью,   связанной   с   принадлежностью   к
гражданству РФ (избирать и быть избранными).
       3. Они не несут воинской обязанности
       4. В отношении их допускается  ограничение  в  передвижении  и  места
жительства  в  целях   обеспечения   безопасности.   Иностранные   граждане,
прибывшие в РФ для постоянного проживания, обязаны получить  в  ОВД  вид  на
жительство и в установленный срок зарегистрироваться.
       Ст. 184
       Нарушение иностранными гражданами и  лицами  без  гражданства  правил
пребывания в СССР, т.е.  проживание  без  документов  на  право  жительства,
несоблюдение  установленного   порядка   регистрации   или   прописки   либо
передвижения и выбора места жительства, уклонение  от  выезда  по  истечении
определенного им срока пребывания, а также несоблюдение  правил  транзитного
переезда через территорию СССР влечет взыскание штрафа.
       Ответственность несут также должностные лица предприятий, учреждений,
организаций, принимающих в СССР иностранных граждан.
       Непринятие гражданами, пригласивших в СССР иностранных граждан и  лиц
без гражданства по частным делам и предоставившим им жилую  площадь,  мер  к
обеспечению в установленном порядке их своевременной  регистрации,  прописки
или  выписки  влечет  взимание  штрафа.  Ответственность   несут   и   лица,
предоставляющие  иностранным  гражданам  и  лицам  без  гражданства  жилища,
транспортных  средств  или  оказывающих  –им   иные   услуги   в   нарушение
установленных  правил  пребывания  иностранными  гражданами  и  лицами   без
гражданства в СССР и правил транзитного переезда их через территорию СССР,

       3. Предусмотрены в Конституции РФ (ст. 45, 46).
       Для усиления гарантий соблюдения прав  граждан  создана  комиссия  по
правам человека при Президенте РФ и  введена  должность  Уполномоченного  по
правам человека  в  РФ,  назначен  Государственной  Думой  (Олег  Нестеров),
который рассматривает жалобы граждан на действие государственных  органов  и
должностных лиц, если заявитель ранее обжаловал эти действия в судебном  или
административном порядке и не согласен с решением, принятым по жалобе.
       ПРАВА
       Ст. 27
       1. Каждый, кто  законно  находится  на  территории  РФ,  имеет  право
свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
       2. каждый может свободно выезжать за пределы РФ. Гражданин  РФ  имеет
право беспрепятственно возвращаться в РФ.
       Ст. 31.
       Граждане РФ имеют  право  собираться  мирно,  без  оружия,  проводить
собрания, демонстрации, шествия и пикетирование.
       Ст. 32 (ч. 1, 4)
       1.  Граждане  РФ  имеют  право  участвовать   в   управлении   делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей
       4. Граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия.
       Ст. 33
       Граждане РФ  имеют  право  обращаться  лично  ,  а  также  направлять
индивидуальные и коллективные обращения в  гос.  органы  и  органы  местного
самоуправления
       Ст. 42
       Каждый имеет право на  благоприятную  окружающую  среду,  достоверную
информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиняющего его  здоровью
или имуществу экологическим правонарушением.

       ОБЯЗАННОСТИ

       Ст. 57
       каждый обязан платить законно установленные налоги и  сборы.  Законы,
устанавливающие новые налоги или  ухудшающие  положение  налогоплательщиков,
обратной силы не имеют.
       Ст. 58
       Каждый  обязан  сохранять  природу  и   окружающую   среду,   бережно
относиться к природным богатствам.

       ГАРАНТИИ

       Ст. 59 – в./ с
       Ст. 45
       1. Государственная защита прав и свобод человека и  гражданина  в  РФ
гарантируется.
       2. Каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми  способами,  не
запрещенными законом.
       Ст. 46
       1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
       2. Решения  и  действия  (или  бездействия)  органов  государственной
власти,  органов  местного  самоуправления,   общественных   объединений   и
должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
       3. Каждый  вправе  в  соответствии  с  международными  договорами  РФ
обращаться в международные органы по защите прав  и  свобод  человека,  если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства прав. защиты.


       Исполнительная власть как Субъект административного права

       1. Понятие и виды органов исполнительной власти.
       2. Президент и его полномочия в сфере исполнительной власти.
       3. Федеральные органы исполнительной власти.
       4. Органы исполнительной субъектов РФ.
       Н/а Конституция РФ, гл. 4-6
       Федеральный конституционный закон "О правительстве РФ" от 31  декабря
1997
       Указ Президента РФ  "О  системе  федеральных  органов  исполнительной
власти" от 14 августа 1996  г.  Указ  Президента  "О  структуре  федеральных
органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 г.
       Указ президента "О совершенствовании  структуры  федеральных  органов
исполнительной власти" от 17 марта 1997 г.
       1. Орган исполнительной власти –  это  организация,  которая  являясь
частью  государственного  аппарата,  имеет  свою   структуру,   компетенцию,
территор.    масштаб.    деятельности,     образована     в     соответствии
законодательством,  наделена  правом  выступать  по  поручению  государства,
призвана  в  порядке   осуществления   исполнительной   и   распорядительной
деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственных, социально-
культурных, административно-политической сферами,  заниматься  межотраслевым
управлением.
       Виды органов исполнительной власти:
       1. в соответствии с федеральным устройством
       а)   федеральные   органы   исполнительной   власти   (Правительство,
федеральные  министерства,  государственные  комитеты,  федеральные  службы,
федеральные надзоры, департаменты, главные управления, агентства).
       б) органы исполнительной власти РФ
       2. В зависимости от объема и характера компетенции
       а)  органы  общей  компетенции,   которые   осуществляют   управление
большинством отраслей, их сферой деятельности.
       Правительство, администрация субъектов.
       б)  органы  отраслевой  (спец.)  комп.  –  осуществляют   руководство
отдельными  сферами  или  отраслями  управления  (министерства,   ведомства,
структурные подразделения администрации).
       в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают  спец.  вопросами
управления,  имеющими  межотраслевое  значение.  Государственные   комитеты,
федеральные комиссии и надзоры.
       г) органы смешанной компетенции, т.е. органы,  имеющие  признаки  как
отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности.
       Министерство здравоохранения РФ руководит подведомственными  органами
здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление мед. службами МВД  и
мин. обороны.
       3. по порядку разрешения подведомственных вопросов.
       а) единоначальные органы, в которых основные вопросы  разрешаются  их
руководителем. Администрации, министерства
       б) коллегиальные, решающие основные вопросы на коллегиальной  основе,
т.е.  большинством   голосов,   входящих   в   их   состав.   Правительство,
государственные комитеты.

       2. Президент формально не является главой исполнительной  власти,  но
он активно влияет на  деятельность  исполнительно-распорядительных  органов.
Это выражается в следующих формах:
       1. непосредственно, т.к. многие из федеральных органов исполнительной
власти   подчинены   ему   непосредственно.    (администрация    Президента,
Правительство, некоторые министерства)
       2.  косвенно,  т.е.  через  Правительство.  Правительство   руководит
министерством.
       повт. полн. П-та в сфере исполнительной власти ст. 83 КРФ.

       3.  Федеральная  исполнительная   власть   является   двуступенчатой.
Правительство и федеральные органы (министерства и др.)
       повт. состав и компетенцию П-ва, ст. 110, 114 Конституции РФ.
       В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
       1. федеральные министерства,  это  федеральный  орган  исполнительной
власти, проводящий государственную  политику  и  осуществляет  управление  в
установленной сфере  деятельности,  а  также  координирующий  в  этой  сфере
деятельности деятельности иных органов исполнительной власти.  Министерством
единолично руководит министр, который по должности входит  в  Правительство,
издает приказы, распределяет обязанности между заместителями.
         ст. 260     МВД РФ
                  Министерство здравоохранения РФ
                  Министерство иностранных дел РФ
                  Министерство культуры РФ
                  Министерство обороны РФ
                  Министерство промышленности РФ
                  Министерство связи РФ
                  Министерство топлива и энергетики РФ
                  Министерство труда и социального развития РФ
                  Министерство финансов РФ
                  Министерство юстиции РФ
       2. Государственный комитет РФ - это федеральный орган  исполнительной
власти, осуществляющий межотраслевую координацию по вопросам,  отнесенных  к
его ведению, а  также  функциональное  регулирование  в  определенной  сфере
деятельности.
       ст. 260    Гос. комитет  РФ по делам молодежи
                  Гос. комитет  РФ по кинематографии
                  Гос. комитет  РФ по печати
                  Гос. комитет  РФ по физической культуре и туризму
       Правовое  положение   федеральных   министерств   и   государственных
комитетов характеризуется следующими общими чертами:
       1. перечень, установленный Президентом РФ
       2. они  относятся  к  центральным  органам  исполнительной  власти  и
действуют в масштабах страны
       3.  большинство  их  работает   под   непосредственным   руководством
Правительства РФ
       4. положение о  федеральном  министерстве,  государственном  комитете
утверждаются Президентом или по его поручению Правительством
       5. министры  и  председатели  государственных  комитетов  назначаются
Правительством
       6.    министерства    и     государственные     комитеты     наделены
самостоятельностью во взаимоотношениях с  соответствующими  органами  других
ветвей власти, с Правительством, между собой,  однопрофильными  нижестоящими
органами.
       3. федеральные ведомства –  это  органы,  осуществляющие  специальные
(исполнительные, контрольные, регулирующие и др.)  функции  в  установленных
сферах ведения.
       Ведомства являются самостоятельными органами исполнительной власти  и
не могут входить в состав министерств и государственных комитетов.
       Различают федеральные комиссии (стр. 261)
       Федеральная энергетическая комиссия РФ
       Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг
       Федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости
       Федеральные службы:
       Федеральная авиационная служба России
       Федеральная архивная служба России
       Государственная налоговая служба России
       Федеральная пограничная служба России
       Федеральная служба безопасности России
       Российские агентства: (стр. 262)
       Российское агентство по патентам и товарным знакам
       Российское космическое агентство
       Российское   агентство   правительственной   связи   информации   при
Президенте РФ
       Федеральные надзоры:
       Федеральный горный и промышленный надзор России
       Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
       4. управление делами Президента (стр. 262, 263)

       4. В субъектах  РФ  действуют  органы  исполнительной  власти  общей,
отраслевой и межотраслевой компетенции. Органами общей компетенции  являются
Правительство   республик,   администрация   краев,   областей,   автономных
областей, автономных  округов  (повт.):  порядок  образования  и  полномочия
Правительств республик в составе РФ и админ.
       Органами отраслевой  и  межотраслевой  комп.  являются  министерства,
комитеты,  службы,  инспекции,  главные  управления  и  т.д.  Их  структура,
порядок формирования, организация деятельности  определяется  н/а  субъектов
РФ. Для осуществления своих полномочий Правительство  может  создавать  свои
территориальные   органы   и   назначать   собственных   должностных    лиц,
территориальные организации входят в систему органов  исполнительной  власти
и   действуют   под   руководством   соответствующих   федеральных   органов
исполнительной власти, а по вопросам входящих в  компетенцию  субъектов,  во
взаимодействии с соотв. органами исполнительной власти субъектов РФ.

       Государственная служба и государственные служащие
                    как субъекты административных пр-ний.
       1. Понятие и принципы государственной службы
       2. Понятие и классификация государственной должностей
       3. Понятие государственных служащих, их основные права и обязанности
       4. Прохождение государственной службы
       5. Поощрение и ответственность государственных служащих
       6. Муниципальная служба
       Н/а ФЗ от 5 июля 95 г. "Об основах государственной службы РФ"  СЗ  РФ
95 г., № 31
       Федеральный закон от 8 января 98 г. "Об основах муниципальной  службы
в РФ" СЗ РФ 98г., № 2
       Закон "О гос. службе в Воронежской области"  от  29  февраля  96  г.,
Коммуна, 96 г. № 19-20 марта
       Закон "О муниципальной службе в Вор. области" от 15 апреля 96г.

       1.   Под   государственной   службой   понимается    профессиональная
деятельность по обеспечению полномочий государственных органов.
       Государственная  служба  осуществляется  только   в   государственных
органах.   В   государственных   учреждениях   и   на    предприятиях    нет
государственной службы.
       Государственная служба включает в себя:
       1. Федеральную государственную службу
       2. Гос. службу субъектов РФ+
       Принципы гос. службы:
       1. Верховенство КРФ и ФЗ над иными н.а., должностными инструкциями.
       2. Приоритет прав и свобод ч. и  г.,  их  непосредственного  действия
обязывает гос. служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы  ч.
и г.
       3. Единство системы  гос.  власти,  разграничение  предметов  ведения
между РФ и субъектами РФ – федерализм.
       4. Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
       5. Главный доступ к гос. службе.
       6. Обязательность для гос. служащих  решений,  принятых  вышестоящими
гос. орг. и руководителями в пределах  их  полномочий  и  в  соответствии  с
законодательством РФ.
       7. Единство основных требований, предъявл. к гос. службе
       8. Профессионализм и компетентность гос. служащих
       9. Гласность в осуществлении гос. службы
       10. От-ть гос. служащих за подготавливаемые  и  принимаемые  решения,
исполнение своих должностных обязанностей.
       11. Внепартийность гос. службы, отделение религиозных объединений  от
государства.
       12. Стабильность кадров гос. органов.

       2. Гос. должность – это должность в федеральных органах гос.  власти,
органах гос. вл. субъектов РФ, а также в  иных  гос  органах,  образуемых  в
соотв.  с  КРФ  с  установленным  кругом  обязанностей   по   исполнению   и
обеспечению  полномочий  данного  гос.  органа,   денежным   содержанием   и
ответственностью за исполнение этих обязанностей.
       Гос. должности делятся на:
       1) гос. должности категории "А" (политико-судебные должности)  –  это
должности,  установл.   КРФ,   ФЗ,   К   и   уставами   субъектов   РФ   для
непосредственного исполнения полномочий гос. органов.
       Президент РФ, Председатель РФ, председатели  палат  ФС,  руководители
органов законодательной и  исполнительной  власти  субъектов  РФ,  депутаты,
министры, судьи.
       2)  гос.  должности  категории   "Б"   (патронажные)   –   должности,
учреждаемые в установленном законодательством порядке для  непосредственного
обеспечения полномочий лиц,  замещающих  должности  категории  "А".  Рабочий
аппарат Президента РФ, П-ва, минист., ведомств и др. гос. органов.
       3)  гос.  должности  категории   "В"   (административные)   –   долж.
учреждаемые гос.  органами  для  исполнения  и  обеспечения  их  полномочий.
Секретари, курьеры.
       К гос. службе относится исполнение должностных  обязанностей  лицами,
замещающие гос. должности категории "Б" и "В". Лица кат. "А" (первые лица  в
гос. аппарате) не несут гос. службу, гос. служащими  не  считаются,  хотя  и
занимают гос. должн.  и  выполн.  полномочия  руководящего  и  направляющего
воздействия.
       Перечень должностей содержится в реестре гос. должностей гос.  службы
РФ (Указ П-та 11 янв. 93г).

       3. Гос. служащий – это гражданин РФ,  состоящий  на  гос.  должности,
исполняющий обязанности, установленные законодательством  о  гос.  службе  и
получающий денежное вознаграждение за счет федерального бюджета или  средств
бюджета субъекта РФ.
       В зависимости от квалификации разрядов  гос.  должности  гос.  службы
делятся на группы:
       1. высшие гос. должности гос. службы (5 группа)
       2. главные гос. должности гос. службы (4 группа)
       3. ведущие (3 группа)
       4. старшие (2 группа)
       5. младшие (1 группа)
       Лицам, занимающим долж. "В" и  "Б"  могут  быть  присвоены  следующие
квалиф. разряды:
       1)  замещающим  высшие  гос.  должности   гос.   службы   (5   г)   –
действительный гос. советник РФ 1,2,3 класса
       2) занимающим главн. долж.(4 г) – гос. советник РФ 1,2,3 класса
       3) замещающие ведущие должн. (3 гр.) – советник РФ 1,2,3 класса
       4) замещающие старшие группы (2  г)  -  советник  гос.  службы  1,2,3
класса
       5) зам. младшие должн. (1 г) – референт гос. службы 1,2,3 класса
       Общие права и обязанности гос. сл. – те же, что и др. граждан в КРФ.
       Гражданские права и свободы гос. сл. ограничены  законодательством  с
целью нормального гос. службы. Служебные  права  и  обязанности  делятся  на
общие для всех гос. служащих и специальн.  обладание  кот.  связано  с  гос.
должностями.
       Например, специальными явл. пр. и об-ти налового  инспектора  в  обл.
соблюдения налог. з-ва.
       Общие права гос. служащего, ст. 9
       Обязанности гос. сл., ст. 10 З-н "Об основах гос. сл. РФ)
       Ограничения, связанные сгос. сл., ст.11.

       4. право поступления на гос. службу имеют граждане РФ, не  моложе  18
лет, владеющие гос. языком, имеющие профессиональное образование.
       Гражданин не может быть на гос.службу и наход. на ней в случаях:
       1) признание его недееспособным или огр. деесп. решением суда, вступ.
в з-ную силу.
       2) лишение его права занимать гос. должности в течение  определенного
срока решением суда.
       3) наличие подтверж.  мед.  заключением  заболевания,  препятствующее
исполнению им должн. обязанностей.
       4) отказа от прохождения  процедуры  оформления  допуска  к  сведен.,
составл. гос. или иную охран. з-ном тайну.
       5) близкого родства или св-ва с гос. служащим, если их служба связана
с непоср. подчин. одного др. (родители, супруги,  братья,  сестры,  дети,  а
также перечисл. родств. супруга)
       6) наличие гр-ва иностр. гос-ва.
       Гр-н поступает на гос. службу на условиях труд. договора, заключ.  на
неопределенный  срок  или  срок,  не  более  5  лет.  Различают  3  варианта
назначения впервые или вновь поступающих на гос. службу:
       1) на гос. должности категории "Б" –  по  представлению  лиц,  заним.
должн. катег. "А" либо уполномоченных лиц или гос. органов
       2) на гос. долж. 1 группы катег. "Б" – соотв. руководители
       3) на гос. долж.  2-5  групп  катег.  "В"  –  по  р-там  конкурса  на
замещение вакантной должности.
       При приеме на гос. службу допуск. испытание на срок от 3  до  6  мес.
Для  определения  уровня  проф.   подготовки   и   соответствия   занимаемой
должности, а также  для  решения  вопроса  о  присвоения  гос.  служ.  квал.
разряда проводится аттестация. Аттестация проводится не чаще 2 р. в 2  года,
и не реже 1р. в 4 года.
       Гос. служба прекращается при увольнении гос. сл., в т.ч.  при  выходе
на пенсию. Помимо оснований, указ. в 29-37 КЗОТ, гос. сл. может быть  уволен
по инициативе руководителя в след. случаях:
       1) достижение им предельного возраста, установл. им при  замещ.  гос.
должн.
       "Б" и "В" – 60 лет, "А" – не не распростр.
       2) прекращение гр-ва РФ
       3) несоблюдение обязанностей и огранич., устан. для гос. сл.
       4) разглашение сведений, составл. гос. и иную охраняемую з-ном тайну.
       5) возникновение иных об-тв, предусм з-вом.

       5. Поощрение примен. за успешное и добросов. выполнение гос. служащим
своих долж. обязанностей, продолжительную и безупречную  службу,  выполнение
заданий особой важности и сложности. В соотв. со ст.  134  и  ст.  131  КЗОТ
примен. иных поощрений:
       1) объявление благодарности
       2) выдача премий
       3) награждение ценным подарком
       4) награждение почетной грамотой
       5) занесение в книгу почета, доску почета
       За особые заслуги работники  представл.  к  награждению  орденами,  к
присвоению почетных званий и званий "Лучшего работника по профессии".
       Гос.  служащие  несут  юридическую  ответственность:  дисциплинарную,
административную, материальную и уголовную.
       Дисциплинарный проступок образует противоправное  виновное  нарушение
дисциплины, не влекущее УО, за неисполнение или ненадлежащее  исполнение  им
своих об-тей на гос. сл. могут возлагаться след. дисципл. взыскания:
       1) замечание
       2) выговор
       3) сторогий выговор
       4) предупреждение о неполном служебном соответствии
       5) увольнение
       Гос.сл., допустивший долж. проступок, может быть временно  не  более,
чем на 1  мес.  до  решения  вопроса  о  его  дисципл.  от-ти  отстранен  от
исполнения должн. об-тей с сохранением денежного содержания.
       Матер. от-ть гос. сл. наступает за служебн. проступок, в рез-те  кот.
причинен материальный ущерб гос-ву. За ущерб,  причин.  учр.  или  орг.  при
исполнении служ. об-тей служащие, по вине кот. причинен ущерб,  несут  МО  в
размере  прямого  действительн.  ущерба,   но   не   свыше   среднемесячного
заработка.  МО  свыше  среднего  заработка  допускается  лишь   в   случаях,
указанных в з-не.
       Ст. 121 КЗОТ
       Случаи полной МО работников:
       1) ущерб причинен преступн.  действиями  работника,  уст.  приговором
суда
       2) когда в соотв. с з-вом на работника возлодена полная МО за  ущерб,
причин. учр., орг. при исп. труд. об-тей,
       3) когда между работником и  пр-тием,  учр.,  орг  заключен  письмен.
договор о принятии на себя раб-ком полной МО
       4) когда ущерб причинен не при исполнении труд. обязанностей
       5) когда имущество и др. ценности были получены раб-ком под отчет  по
разовой договоренности или по др. разовым д-там
       6) когда ущерб причинен работн., наход. в нетрезвом состоянии
       7) когда ущерб причиненнедостачей,  умышл.  уничтожением  или  умышл.
порчей матер, выданных пр-тием, учр., орг. работнику в пользование.
       6.  Муницип.  должность  –  это  должн.,  предусм.  уставом  муницип.
образования в соотв. с з-ном РФ с  установленными  полномочиями  на  решение
вопросов местн. знач. и от-тью за осуществление  этих  полномочий,  а  также
должность в орг. м. с., образуемых в соотв. с уставом  муницип.  образования
с установленных кругом обязанностей по исполнению и  обеспечению  полномочий
данного ор. м. с. и от-тью за исполнение этих об-тей. Муницип. служба –  это
профсоюзн. д-ть, кот. осущетвл. на постоянной основе на муницип.  должности,
не являющ. выборной.
       Классиф. муницип. долж., квалифик. разряды, права и  об-ти  служащего
устанавл. з-нами субъектов РФ. В соотв. с з-ном В. обл. (ст. 7)  установлены
след. группы и классы:
       1) Высшие муницип. должности 1-2 классов
       2) Главн. муницип. должн. 1-3 кл
       4) Ведущие муницип.долж 1-3 кл
       5) Старшие
       6) Младшие
       Права и обяз. мун сл. – самост. ст. 12,13.
       Ст. 26 соц. льготы муницип. сл.
       Муницип.  сл.,  нуждающийся  в  улучшении  жилищ.   условий,   польз.
первоочередным правом на получ.  муницип.  жилья  или  выдачу  безпроцентной
ссуды или кредита сроком на 10 лет на стороит-во жилья, погашенных  за  счет
местн. б-та.
       Мун. сл. может польз. льготами по оплате коммун.  услуг  на  50 %  от
устан. стоимости.  (Ф/З № 52, 50, 53)
       Задачи.    № 50
       ФЗ "Об осн. гос. сл. РФ" 31.07.95.
       Конкр.  сроки,  а  также  график  проведения  оаттестации  и   состав
аттестац. комиссии утведж. руководителем учр.,  пр.,  орг.  и  доводится  до
сведения  аттестуемых  работников  в  срок  не  менее  1  мес.   до   начала
аттестации. А в бюджетной сфере не менее чем за 2  недели.  Если  эти  сроки
нарушены, то р-ты аттестации признается недействит.  Т.к.  в  данном  случае
работникам стало известно о предстоящей аттестации только за  4  дня  до  ее
проведения, то ее р-ты можно считать незаконными.
       № 52.
       В соотв. с п. 10 ст. 11  з-на  "О  гос.  службе"  от  5  июля  96  г.
запрещается гос. служащим выезжать за гр. за счет физ. или юр. лиц за  искл.
случаев, предусм. з-ном.
       № 53
       Гос. сл. катег. "В" 2-5 гр.  приним.  на  гос.  должность  на  основ.
конкурса. Порядок проведения конкурса закреплен в ст. 22 з-на  "О  гос.  сл.
РФ".

                    Предприятия, учреждения как субъекты
                           административного права
       Предприятия, учр. явл. коллективными  субъектами  АП.  ПР-тия  –  это
самостоятельно  хозяйствующий   субъект,   созданный   для   пр-ва   пр-ции,
выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общ. потребности  и
получения прибыли.
       Учр. выполняет соц.-культ. или адм.-политич. ф-ции.  ПР-тия,  учр.  в
зависимости от форм собств. дел. на:
       1) государств.
       2) муницип.
       3) частные
       3) общественные
       4) и смешанных форм соб-ти
       В зависимости от орг.-прав. форм:
       1) товарищества
       2) общества
       3) гос. муницип. пр-тия
       4) произв. кооператив
       Адм.-прав. статус пр-тия, учр. – это комплекс  прав  и  обязанностей,
кот. пр-тие и учр. приобретает  и  реализует  в  процессе  совершения  след.
действий:
       1) создание пр-тия, учр. по решению собственника им-ва или уполномоч.
им органа или по решению ТК
       2) гос. регистрация, осущ. по месту нахождения пр-тия,  учр.  местным
органом гос. власти
       3) получение разрешения на занятие определ. видами д-ти, выдаваемых в
административн. порядке органом гос. власти
       4) оформление органов управления делами
       5) определение круга вопросов и полномочий вышестоящих гос. органов в
отношении пр-тия
       6) ведение и предоставление бух. и статист. отчетов
       7) адм.-прав. гарантии прав пр-тия:
       а) не допускается регистрация пр-тия по мотивам
       б) запрет на вмешательство органов гос.  власти  в  д-ть  пр-тия,  за
искл. случаев, предусм. з-вом
       в) защита имущества пр-тия от незаконного изъятия
       г) не допускается монопольное положение на рынке отдельных  пр-тий  и
не добросовестной конкуренции



       Формы осуществления исполнительной власти

       1. Формы осуществления исполнительной власти.
       2. Понятие и виды актов исполнительной власти.
       3.  Требования,  предъявляемые  к  актам  исполнительной   власти   и
последствия их несоблюдения.
       4. Процесс принятия административных актов.
       н/а Указ Президента: "О порядке опубликования  и  вступления  в  силу
актов Президента, Правительства РФ и актов органов исполнительной власти".
       1. Формы осуществления исполнительной власти –  это  внешневыраженные
действия,  совершаемые  должностными   лицами   в   процессе   осуществления
исполнительно-распорядительной  деятельности  в  рамках  их  компетенции   и
вызывающие определенные последствия.
       Различают следующие формы исполнительной власти:
       1 – правовые – связаны с  изданием  правовых  актов,  которые  влекут
изменения или превращения адм. пр-ний.
       2 – неправовые – не связаны с изданием правовых  актов  и  не  влекут
возникновение, изменение, прекращений пр-ний.
       Правовые формы осуществления исполнительной власти: правотворческая и
правоприменительная деятельность.
       Правотворческая  деятельность  проявляется  в  создании,   изменении,
отмене и усовершенствовании правовых норм, т.е. издание нормативных актов.
       Правоприменительная   деятельность   органов   и   должностных    лиц
исполнительной власти, разрешение вопросов управления на основе  собственных
правовых норм, т.е. издание индивидуальных правовых актов.
       Это  2  основные  и   наиболее   значительные   нормы   осуществления
исполнительной власти. Но существуют и другие –  представление  обязательной
отчетности,   осуществление    гос.    регистрации,    выдача    документов,
подтверждающих наличие специального права.
       Неправомерные формы осуществления исполнительной власти:
       1. осуществляют органы дейст

       2.  выполнение  материальных,  технических  действий,  которые  носят
вспомогательный характер в управлении деятельности (работа с информацией).

       2.  Правовые  акты  исполнительной  власти  –  это  вид   подзаконных
официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной  власти
в  процессе  исполнения   распорядительной   деятельности,   оформленных   в
соответствии  с  н.п.,  содержащие  одно  власт.  волеизъявление,   влекущее
юридические последствия.
       По юридическому содержанию эти акты делятся:
       1)  нормативные  акты  –  устанавливающие,  изменяющие  и  отменяющие
юридические нормы, они  не обращены к юридическим лицам.
       2) индивидуальные  акты  –  это  решение  субъектов  административной
власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам.
       3)  смещенные  –  акты,  в   которых   содержатся   нормы   права   и
правоприменительные решения.
       По форме выражения:
       1. Письменные
       2.  Устные  исполнения  при   непосредственном   руководстве   произ.