Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы

Министерство образования Украины
           Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова



                               Доклад на тему:
            Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы.



Студента  магистратуры  экономико  –  правового  факультета  ОГУ  им.   И.И.
Мечникова



                                 Одесса 2000

От  того,  как  будут  складываться  экономические   взаимоотношения   между
Странами  СНГ,  от  того,  каковы  будут  условия  их  вхождения  в  мировое
хозяйство, во многом зависят возможности, методы  и  перспективы  социально-
экономических проблем этих стран, а отчасти и потенциал мирового  хозяйства.
Поэтому  самого  пристального  внимания   заслуживает   изучение   тенденций
развития СНГ,  явных  и  скрытых,  сдерживающих  и  стимулирующих  факторов,
намерений и их реализация, приоритетов и противоречий.
      За девять лет существования СНГ его участниками создана замечательная
нормативно-правовая база. Некоторые документы  направлены  на  более  полное
использование   экономического   потенциала   стран   Содружества.    Однако
большинство  договоров  и  соглашений  частично  или   даже   полностью   не
выполняется. Не соблюдаются обязательные юридические процедуры, без  которых
подписанные документы не имеют международно-правовой силы и не  реализуются.
Это  касается  прежде  всего  ратификации   национальными   парламентами   и
одобрения  правительствами  заключаемых  договоров  и  соглашений.   Процесс
ратификации и утверждения затягивается на многие  месяцы  и  даже  годы.  Но
даже после выполнения  всех  необходимых  внутригосударственных  процедур  и
вступления договоров и соглашений  в  силу  до  их  практической  реализации
часто  дело  не  доходит,  так  как  страны  не  выполняют  взятых  на  себя
обязательств.[1]
      Драматизм сегодняшней ситуации состоит в том, что  СНГ  оказалось  во
многом  искусственной   формой   государственного   устройства   без   своей
концепции, четких функций, с непродуманным механизмом взаимодействия  стран-
участниц. Почти все подписанные  за  9  лет  существования  СНГ  договоры  и
соглашения  носят  декларативный,  а  в   лучшем   случае   рекомендательный
характер.
      Сложилось трудноразрешимое противоречие между суверенностью республик
и острой потребностью в тесных экономических  и  гуманитарных  связях  между
ними, противоречие между необходимостью той или иной степени реинтеграции  и
отсутствием необходимых механизмов, способных  обеспечить  увязку  интересов
стран.
      Политика в отношении  СНГ  отдельных  государств,  в  первую  очередь
России, принятые документы, в частности,  инициированный  ею  план  развития
интеграции,  свидетельствуют  о  попытках  интеграции  в  пределах  СНГ  все
аспекты  государственной  деятельности  образованием   в   будущем   единого
государства  на  примере  того,  что   происходит   в   Европейском   Союзе.
Возможность достижения такого уровня интеграции  зависит  от  присутствия  в
целом объективных предусловий.[2]
      Этап развития  СНГ  в  1991-1992  гг.  характеризовался  молниеносным
распадом  СССР,  эйфорией  независимости  и   национализацией   республиками
бывшего СССР.  Былой  союзной  собственности.  Почти  все  новые  суверенные
государства проявили  стремление  самостоятельно  выйти  на  мировой  рынок.
Началось   соревнование   за   получение   внешних   льготных   кредитов   и
международной помощи. Новые суверенные государства стали искать партнеров  и
доноров в зоне развитых стран и в традиционно близких центрах влияния.
      Масштабные реинтеграционные проекты оставались на бумаге.  Длительное
время  в  официальных  заявлениях  по  существу   желаемое   выдавалось   за
действительное.  Нередко   договоренности   об   углублении   сотрудничества
сопровождались противоречащими им действиями. Так,  соглашению  о  принципах
таможенной политики, заключенному в марте 1992 года, сопутствовало  введение
государствами СНГ  таможенных  пошлин  и  нетарифных  методов  регулирования
внешнеэкономических  связей.  Резко  сократились  объемы   и   интенсивность
товарного  обмена  между  республиками  бывшего  СССР.  Приоритетными  стали
бартерные сделки. Некоторые страны попытались закрыть  внутренние  рынки  от
соседей. Возник  искусственный  дефицит  жизненно  необходимой  продукции  в
одних регионах при избытке других.
      На втором  этапе  (1993  г.)  остро  проявились  последствия  разрыва
прежних хозяйственных связей, которые стали одной из главных причин  резкого
спада производства и инвестиционной активности,  падения  жизненного  уровня
населения.  На  втором  этапе  некоторые  суверенные  государства  в   целях
облегчения экономического положения  попытались  продлить  роль  России  как
поставщика дешевых энергоресурсов и сырья, как источник дотаций и  кредитов.
В  ответ  Россия  ужесточила  политику   отстаивания   своих   экономических
ресурсов, разделив безналичное и наличное денежное обращение, сделала  более
жестким контроль над выдачей кредитов,  приблизила  цены  на  экспортируемые
товары  к  уровню  мировых.  Обозначился  переход  от   вялой   к   активной
дезинтеграции, чреватой  тяжелыми  геополитическими  последствиями.  В  этих
условиях пришло понимание необходимости строить  экономические  отношения  в
СНГ на  рыночной  основе,  на  соблюдении  баланса  интересов,  по  принципу
экономической целесообразности с учетом того, что политические  различия  не
должны препятствовать реинтеграции.
      1994-1995  гг.  начался с подписания 24 сентября 1998 года Договора о
создании Экономического Союза, провозгласившего  в  качестве  конечной  цели
добровольное воссоздание на принципиально  новых  рыночных  основах  единого
экономического пространства, где свободно  перемещаются  товары,  капитал  и
рабочая сила. Начался интенсивный  совместный  поиск  скорейшего  выхода  из
экономического  кризиса.  Сначала   была   предпринята   попытка,   впрочем,
безуспешная, создания единой рублевой зоны. Затем  были  приняты  десятки  и
сотни  других  интеграционных  документов.  Наиболее   важные   из   них   -
межправительственные соглашения о формировании зоны  свободной  торговли,  о
Платежном  союзе,  поддержке  производственной  кооперации   предприятий   и
отраслей стран СНГ, создания транснациональных  хозяйственных  и  финансовых
структур,   о   сотрудничестве   в   области   инвестиций    и    проведения
антимонопольной   политики.   21   октября   1994    года    был    учрежден
Межгосударственный экономический комитет, впервые в истории  СНГ  наделенном
контрольно-распределительными  функциями  и  обладающим   полномочиями   для
принятия решений, обязательных для исполнения всеми участницами СНГ,  и  для
применения санкций.
       Важным  событием  явилось  и  заключение  Россией,   Белоруссией   и
Казахстаном тройственного таможенного союза.
      Оживлению интеграции  и  усилению  центростремительных  тенденций  во
взаимоотношениях стран СНГ способствовали такие  политические  события,  как
заключенный в  Ташкенте  по  инициативе  президента  Узбекистана  И.Каримова
Договор  о  коллективной   безопасности   стран-участниц   СНГ,   выдвинутая
президентом Казахстана Н.Назарбаевым идея образования Евразийского  союза  и
другие.
      1996-1997 год берет свое начало с провозглашенных в марте-апреле 1996
года новых интеграционных инициатив, которые четко  обозначили  многоярусную
структуру взаимодействия суверенных государств, отличающихся друг  от  друга
разными  уровнями  реформирования  экономики  и  социальной  сферы.  В   эту
многоярусную структуру входят:
структура Россия - Белоруссия  как  наиболее  глубокая  форма  Сообщества  с
общими наднациональными, в том числе политическими органами управления;
структура Россия – Белоруссия  –  Казахстан  -  Киргизия,  призванная  стать
углубленной прежде всего экономической интеграционной  формой,  базирующейся
на Таможенном и Платежном союзах;
структура  стран-участниц   СНГ   как   сложившееся   после   распада   СССР
межгосударственное объединение 12 бывших республик СССР;
      Вообще  в  зависимости  как  строят  государства  бывшего  СССР  свои
отношения с Россией, в СНГ можно  выделить  несколько  групп  государств.  К
государствам, которые  в  краткосрочном  и  среднесрочном  плане  критически
зависят от внешней  помощи,  прежде  всего  российской,  относятся  Армения,
Белоруссия и Таджикистан.  Вторую  группу  образуют  Казахстан,  Киргизстан,
Молдова и Украина, которые также существенно  зависят  от  сотрудничества  с
Россией,  но  отличаются  большой  сбалансированностью   внешнеэкономических
связей. В третью группу государств чья экономическая зависимость  от  связей
с  Россией  заметно  слабее  и  продолжает  снижаться,  входят  Азербайджан,
Узбекистан и Туркменистан, последний представляет особый  случай,  поскольку
эта страна  не  нуждается  в  российском  рынке,  но  полностью  зависит  от
экспортной системы газопроводов, проходящих по российской территории.[3]
      Реально,  как  видно,  в  настоящее  время  СНГ  превратилось  в  ряд
субрегиональных   политических   альянсов   и   экономических   группировок.
Формирование ориентированных на Россию группировок Союза  Белоруссии  и  РФ,
Сообщества Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России,  а  также  Центрально-
азиатской (Узбекистан, Казахстан, Киргизия),  Восточноевропейской  (Украина,
Молдавия) без участия России -  это  в  большей  мере  вынужденные  действия
власти,   чем   закономерные   следствия    продуманной    политики    новых
государств.[4]
      Что касается Украины, то ее  позиция  многими  критикуется,  что  она
пытается строить свои  отношения  только  на  чистых  экономических  связях,
поддерживаемых на двусторонней основе, что Украина  не  учитывает  реального
статуса России в СНГ  и потому несостоятельна. Россия  не  может  отказаться
от роли интегратора СНГ как  самая  крупная  республика  бывшего  СССР,  как
страна,  наиболее  богатая  материальными  ресурсами,  важнейшими  для  всех
членов СНГ, и потому  естественно,  Россия,   роль  такого  интегратора,  не
может в одностороннем порядке  предоставлять  Украине  те  же  привилегии  и
преимущества, какие она предоставляет, например,  Беларуси,  Казахстану  или
другим странам, которые вошли с ней в Таможенный союз.[5]
       Эффективная  интеграция  в  СНГ  может   и   должна   осуществляться
постепенно,  поэтапно,  одновременно  с   укреплением   рыночных   начал   и
выравниванием условий хозяйственной деятельности в каждой из  стран  СНГ  на
основе согласованной концепции выхода из общего экономического кризиса.
      Подлинная реинтеграция возможна лишь на основе добровольной, по  мере
созревания объективных условий.  Экономические,  социальные  и  политические
цели, которые сегодня преследуют  государства  СНГ,  нередко  разные,  порой
противоречивые, вытекающие из сложившегося понимания национальных  интересов
и - не в последнюю очередь - из интересов тех или иных элитных групп.[6]
       Основой  международной  экономической  интеграции,  есть,  в  первую
очередь,   соответствующий   уровень   экономического   развития.    Поэтому
наивысшего  уровня  зрелости  экономическая  интеграция  достигла  в  группе
промышленно развитых стран, в  первую  очередь  в  Западной  Европе.  Именно
здесь  успешно  функционирует   Европейский   Союз   -   единственное   пока
объединение  государств,  развитие  интеграционных  процессов,  в   котором,
последовательно прошедшее четыре фазы (зона свободной  торговли,  таможенный
союз, общий  рынок,  экономический  союз),  уже  сегодня  можно  говорить  о
создании валютного союза -  наивысшей  ступени  международной  экономической
интеграции.  И,   безусловно,   этапы   формирования,   эволюции   ЕС,   его
организационно-правовая постройка, сферы  деятельности,  механизмы  принятия
решений и обеспечение их исполнения является уникальным  опытом  для  каких-
либо международных интеграционных объединений, и для СНГ в том числе.
       Международные  экономические  связи  стран  Западной  Европы  всегда
отличались  высокой  интенсивностью.  В  послевоенные  годы  развития  здесь
кооперации помогли транснациональные корпорации  (ТНК).  В  Западной  Европе
возникла необходимость консолидации западноевропейской элиты на  собственной
основе. С этой целью в рамках созданного в  1949  году  Совета  Европы  было
сделано ряд проектов региональной интеграции -  от  объединений  в  пределах
отдельных  видов  промышленности  до  огромных  проектов  западноевропейской
федерации. По такому из одних проектов  ("план  Шумана")  в  1951  году  был
подписан Парижский договор о создании Европейского объединения угля и  стали
(ЕОУС) в составе Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов,  Люксембурга  с
организацией не только общего рынка четырех продуктов промышленности  (угля,
железа,  стали  и  металла),  а  и  общего  регулирования  объемов   выпуска
продукции  и   уровня   цен,   инвестиционных   программ   и   рационального
использования рабочей силы. Этот договор вступил в силу в  1953  году.  ЕОУС
контролировало 60% выплавки стали и 50% добычи угля в Западной Европе.
      В 1956 году в ЕОУС возник план переделать  эту  организацию  на  зону
свободной торговли, но разногласия между странами, особенно между Англией  и
Францией, привели к созданию в марте 1957 года в  Риме  лишь  шестью  (с  17
стран-членов на то время ЕОУС Римской сепаратной договоренности  о  создании
Европейского  Экономического   Сообщества   (ЕЭС)   -   "Общего   рынка,   с
перспективной программой экономической и политической  интеграции.  Конечной
целью ЕЭС было провозглашено создание Соединенных  Штатов  Западной  Европы.
Одновременно в Риме было  основано Европейское  Сообщество  атомной  энергии
(Евроатом), целью которого  было  создание  еще  одного  отраслевого  рынка,
объединение ресурсов атомной энергии и атомной промышленности. В  это  время
Великобритания,  которая  еще  не   присоединилась   к   ЕЭС,   организовала
Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) в количестве 7 государств.
      В 1967 году происходит объединение органов  управления  ЕОУС,  ЕЭС  и
Евроатома,  создается  триединая   организация   с   официальным   названием
Европейские   Сообщества   или   Европейское   Сообщество.   В   1973   году
Великобритания и Дания вышли  с  ЕАСТ  и  присоединились  к  ЕС.  Португалия
сделала то же самое в 1986 году. Но к ЕАСТ пришли три других  государства  и
эта организация вновь  стала  семичленой  -  Австрия,  Финляндия,  Исландия,
Лихтенштейн, Норвегия,  Швеция  и  Швейцария.  Идея  создания  ЕАСТ  была  в
создании торговли между странами,  но  без  объединения  власти  и  создания
официальных институтов, уполномоченных вести  законодательную  деятельность,
как это сделано в ЕЭС.
      В 1984 году ЕАСТ и  ЕЭС  договорились  создать  единый  экономический
простор и расширить сотрудничество в отраслях,  как  экономика,  валютная  и
промышленная, охрана окружающей  среды,  рыболовство,  транспорт.  При  этом
ЕАСТ  взяла  все  льготы  и  торговые  доходы  от  членства  в   Европейском
Сообществе, но не брала участие в работе институтов ЕС.  Эта  договоренность
вступила в силу с 1 декабря 1994 года. Швейцария была единой из  государств-
членов ЕАСТ, которая не  присоединилась  к  этой  договоренности,  поскольку
национальный  референдум  Швейцарии  отклонил  ее.  Три   государства   ЕАСТ
Австрия, Финляндия и Швеция - стали полноправными членами ЕС в декабре  1995
года, остановивши свое членство в ЕАСТ. Европейский  экономический  простор,
созданный этой договоренностью, - это больше чем просто экономическая  зона;
он  возводит  на  государства-членов  ЕАСТ  принцип  четырех  свобод  ЕС   -
свободное движение товаров, услуг, капитала и населения.
      Кроме перечисленных стран, в 1973 году к ЕС присоединилась  Ирландия,
в 1981 году - Греция, в 1986 году  -  Испания,  и  в  составе  ЕС  стало  15
государств.
      В своем интеграционном развитии  Европейское  Сообщество  прошло  ряд
эволюционных этапов, основой которых была либерализация экономики.  Развитие
сотрудничества в ЕОУС и Евроатома подтолкнул  государства  к  снятию  многих
барьеров, которые  не  давали  расшириться  торговли  между  ними,  а  также
проведения политики регулирования внешнеторговой  деятельности.  Был  создан
Таможенный  союз.  В  период  1958-1969  годов  формировался  общий   рынок.
Таможенная  пошлина  в  совместной  торговле  государств-членов   постепенно
уменьшалась, и уже в 1962 году были в основном ликвидированы  количественные
ограничения  товарообмена,  одновременно  национальные   таможенные   тарифы
делались единым тарифом. Единый тариф государства-члены начали  применять  с
1968 года одновременно снятия пошлин внутри ЕС.
       В  этот  же  период  в  рамках  "Общего  рынка"  происходил  процесс
формирования  общей  сельскохозяйственной  политики,  принятой  под  напором
Франции, заинтересованной  в  расширении  сбыта  своей  сельскохозяйственной
продукции, а  также  сформирован  механизм  торговли  (протекционистский)  с
третьими странами.
      Общая таможенная политика сделала создание в 1970-х годах собственных
фондов Сообщества, главным образом за счет прихода от  таможенных  выплат  и
компенсационных сборов, которые взимались  при  импорте  товаров  с  третьих
стран.
      Важным  элементом  интеграции  стало  создание  Европейской  валютной
системы (ЕВС), которая  начала  действовать  с  марта  1979  года,  и  перед
которой  были  поставлены   следующие   задачи:   1)   достижение   валютной
стабильности   в   рамках   ЕС;   2)   упрощение   конвергенции    процессов
экономического развития;
    3) обеспечение стратегии  увеличения  в  условиях  стабильности;      4)
       стабилизация международных валютных и экономических взаимоотношений.
      Базовым элементом ЕВС было введение расчетной валютной единицы ЭКЮ.
      Поэтому, странам ЕС удалось побороть кризис начала 80-х годов.  После
преодоления инфляции  в  80-е  годы  были  сняты  ограничения  в  финансовых
операциях, и в 1990 году был введен режим свободного движения капиталов.
       В  1985  году  была   подписана   программа   дальнейшего   развития
Европейского Сообщества и переделано его на Европейский  Союз  ("Европа  без
границ"), а после и достижение полной интеграции. Эта  программа  вступил  в
силу с 1987 года, как Единый Европейский акт (или Маастрихтский  договор)  -
договор  создания  экономического  и   валютного   союза,   о   политической
совместной работе. Формирование новых институционных структур.
      С 1 ноября 1993 года Европейское Сообщество перешло  в  новую  стадию
экономической интеграции  решением  государств-членов,  и  стало  называться
Европейским Союзом.  В  рамках  ЕС  планируется  переход  и  к  политической
интеграции  -  создание   нового   надгосударства   конфедеративного   типа.
Постепенно ЕС принимает  черты  единой  государственности,  контуры  которой
проступают в экономике, политике и в социальной сфере.
      Целью ЕС есть создание условий свободного перемещения в его  границах
товаров,  услуг,  капиталов  и  рабочей  силы.  В  1999  году   был   создан
Европейский центральный банк, создана единая валюта - евро (которая  с  1999
года ходит уже в чеках, банковских счетах, а наличным способом  с  1  января
2000  года),  создается  организационный  и  правовой  механизмы  совместной
внешней  политики  угрозы  государств-членов  ЕС.  А  вообще  введение  евро
означает,  что  впервые  после  столетия  господства  американского  доллара
появилась  на  международно-финансовых  рынках  единая  европейская  валюта,
которая, будем надеяться, сможет противостоять ему и  США  ожидает  одно  из
наиболее серьезных в ее истории потрясений.[7]Таким  образом,  базируясь  на
мировом  опыте,  отдельно,  на  опыте   ЕС,   можно   выделить   5   уровней
интеграционного процесса: 1)  зона  свободной  торговли,  в  рамках  которой
ликвидируются таможенные и количественные ограничения  между  государствами-
членами интеграции; 2) Таможенный  союз,  в  рамках  которого  ликвидируются
различные  дискриминации  в  сфере  перемещения  товаров  внутри   союза   и
формируется общая таможенная  политика  в  отношении  государств-членов;  3)
общий  рынок,  где  наряду  с  товарными   ликвидируются   еще   ограничения
перемещения факторов изготовления; 4) экономический союз  как  форма  общего
рынка,  которая  базируется  на  гармонизации   национальных   экономических
политик  для  ликвидации  дискриминации  в  сфере  свободного   передвижения
товаров; 5) валютный союз и экономическую интеграцию, которая образована  на
унификации монетарной, фискальной, социальной  и  антицикличной  политики  и
создание наднациональных органов, уполномоченных принимать  за  государства-
члены обязательные решения.
      Конечно, пример ЕС очень интересный, но к сожалению, опыт европейской
интеграции, ее  формы,  методы,  как  правило,  слепо,  а  значит  формально
копируются "архитекторами"  СНГ,  что  отнюдь  не  способствует  преодолению
тупиковой  ситуации  в  СНГ.   Очевидна   бесперспективность   механического
переноса опыта ЕС на страны СНГ.[8]
      В основу реинтеграции  бывших  республик  СССР  в  условиях  рынка  и
утверждения нового экономического императива должны быть положены  следующие
принципы:
обеспечение духовного и  нравственного  единства  народов  при  максимальном
сохранении   суверенитета,   политической   независимости   и   национальной
самобытности каждого государства;
обеспечение единства гражданского правового, информационного  и  культурного
пространства;
добровольность участия  в  интеграционных  процессах  и  полное  равноправие
стран-участниц СНГ;
опора  на  собственный  потенциал   и   внутренние   национальные   ресурсы,
исключение иждивенчества в экономической и социальной сферах;
взаимовыгодность, взаимопомощь и кооперация в  экономике,  включая  создание
совместных  финансово-промышленных  групп,  транснациональных  экономических
объединений, единой внутренней платежно-расчетной системы;
объединение национальных ресурсов для реализации совместных экономических  и
научно-технических программ, непосильных для отдельно взятых стран;
беспрепятственное движение рабочей силы и капитала;
выработка гарантий взаимной поддержки соотечественников;
гибкость формирования  наднациональных  структур,  исключающих  давление  на
страны СНГ или доминирующую роль одной из них;
объективная   обусловленность,   согласованная   направленность,    правовая
совместимость проводимых в каждой стране реформ;
поэтапность,  разноярусность  и   разноскоростной   характер   реинтеграции,
недопустимость ее искусственного формирования;
абсолютная неприемлемость идеологизации интеграционных проектов.
      Политические реалии на постсоветском пространстве  настолько  пестры,
разнолики и контрастны, что трудно,  да  и  невозможно  предложить  какую-то
устраивающую всех концепцию, модель или схему реинтеграции.
       Внешняя  политика   России   в   ближнем   зарубежье   должна   быть
переориентирована со стремления усилить унаследованную от  СССР  зависимость
всех  республик  от  центра  на  реалистическую  и  прагматическую  политику
сотрудничества, укрепления суверенитета новых государств.
      У каждого нового независимого государства  своя  модель  политической
системы и интеграции, свой  уровень  понимания  демократии  и  экономических
свобод, свой собственный путь к рынку  и  вхождения  в  мировое  сообщество.
Требуется найти механизм межгосударственного взаимодействия прежде  всего  в
экономической  политике.  В  противном  случае  разрыв   между   суверенными
странами будет увеличиваться, что чревато непредсказуемыми  геополитическими
последствиями.
       Очевидно,  что  ближайшая  задача  -  это  восстановление   жизненно
необходимых разрушенных межгосударственных  связей  в  сфере  экономики  для
выхода из кризиса и экономической  стабилизации,  т.к.  эти  связи  являются
одним из самых важных факторов роста эффективности и благосостояния  народа.
Далее могут  последовать  различные  сценарии  и  варианты  экономической  и
политической интеграции. Готовых рецептов нет. Но  сегодня  видны  некоторые
пути будущего обустройства Содружества:
1)  экономическое  развитие  при  взаимодействии  с  другими  странами   СНГ
  преимущественно на двусторонней основе.  Наиболее  четко  такого  подхода
  придерживается Туркменистан, который не подписал Договор об экономическом
  союзе, но в то же  время  активно  развивает  двусторонние  отношения.  К
  примеру, заключено и успешно осуществляется стратегическое Соглашение  РФ
  о принципах торгово-экономического сотрудничества до 2000 года.  К  этому
  варианту более склоняются Украина и Азербайджан;
2) создание региональных интеграционных блоков  в  рамках  СНГ.  Это  прежде
  всего  касается  трех  (национал)   центрально-азиатских   государств   -
  Узбекистана, Казахстана и Киргизии, принявших и  реализующих  ряд  важных
  субинтеграционных соглашений;
3) глубокая интеграция  принципиально  нового  типа  на  рыночной  основе  с
  учетом баланса интересов больших и малых государств. Это  -  ядро  СНГ  в
  составе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.
      Какой из этих вариантов окажется более реализуемым, зависит от  того,
насколько   возобладают    соображения    экономической    целесообразности.
Оптимальное   сочетание   этих   направлений   в   различных   конфигурациях
экономической  интеграции  при  укреплении  политической   независимости   и
сохранении этической уникальности новых суверенных государств -  единственно
разумная и цивилизованная формула дальнейшего постсоветского пространства.
      Несмотря на расхождение в  национальных  законодательных  системах  и
разный уровень экономик и политических  ориентиров,  интеграционные  ресурсы
сохраняются,   имеются   возможности   для   их   решения   и    углубления.
Разноскоростное  развитие  государств  вовсе   не   является   непреодолимым
препятствием для их тесного взаимодействия,  поскольку  поле  интеграционных
процессов и выбор инструментов очень широки.
      Жизнь показала бессмысленность объединений  без  учета  региональной,
национальной,  экономической  и  социальной  специфики   каждого   участника
Содружества.   Поэтому   все   более   предметно   обсуждается   предложение
реорганизовать Исполнительный Секретариат СНГ в  своеобразный  орган  Совета
глав государств, имея в виду оставить  за  ним  проработку  главным  образом
политических вопросов Содружества. Экономические же  проблемы  возложить  на
МЭК (Межгосударственный  экономический  комитет),  сделав  его  инструментом
Совета глав правительств и наделив его большими, чем сейчас полномочиями.
       Обостренная  социально-экономическая  ситуация   во   всех   странах
Содружества, угроза дальнейшего скатывания вниз, как это  ни  парадоксально,
имеют свою позитивную сторону. Это  заставляет  задумываться  об  отказе  от
политизированных   приоритетов,   подталкивает   к   шагам,   поиску   более
эффективных форм сотрудничества.[9]
      В последнее время ряд государств-участников СНГ  и  Европейский  Союз
расширили взаимодействие путем развития  и  повышения  уровня  политического
диалога, экономических, культурных и  других  связей.  Важную  роль  в  этом
сыграли  двусторонние  соглашения  о  партнерстве  и  сотрудничестве   между
Россией, Украиной , другими странами Содружества  и  Европейским  Союзом,  а
также  деятельность  совместных  межправительственных   и   межпарламентских
институтов. Новый положительный шаг в этом направлении - решение  ЕС  от  27
апреля 1998 года  о  признании  рыночного  статуса  российских  предприятий,
экспортирующих продукцию в страны ЕС, исключение России из  списка  стран  с
так  называемой  государственной  торговлей   и   внесение   соответствующих
изменений в антидемпинговый регламент ЕС.  На  очереди  аналогичные  меры  в
отношении других стран Содружества.[10]
      Что касается Украины, то она  наряду  с  другими  бывшими  субъектами
СССР,  выражает  безоговорочное  намерение  интегрироваться  в   европейские
структуры, готова ради этого связать себя, любыми социальными,  финансовыми,
правовыми обязательствами. По-видимому, дело не в том, что там сытая  жизнь,
хотя и это немаловажно,  поскольку  такая  жизнь  могла  получиться  лишь  в
условиях развитых демократических институтов. Главное в том, что  упомянутые
институты  создавались  в  условиях   уважения   человека   и   человеческих
ценностей.  Интеграция  Украины  в  европейские  структуры  невозможна   без
уяснения тех правил, по которым живет Европа.[11]
      Ряд одобренных нормативных актов (в первую очередь,  Указ  Президента
Украины от 11 июня  1998  года  "Об  утверждении  стратегической  интеграции
Украины к Европейскому Союзу", а  также  от  24  февраля  1998  года  -  "Об
обеспечении исполнения  Соглашения  о  партнерстве  и  сотрудничестве  между
Украиной и ЕС и усовершенствование механизма сотрудничества  с  ЕС),  работа
МИД Украины и других  органов  исполнительной  власти  Украины  в  последнее
время, создание специального органа в экономической и социальной  интеграции
в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам  развития  и  европейской
интеграции - в ЕС - Национального агентства Украины по вопросам  развития  и
европейской интеграции - не оставили сомнений насчет  серьезности  намерений
Украины ассоциироваться  с  Евросоюзом.  Но  вместе  с  тем,  второй  Саммит
Украина - Европейский Союз, который состоялся 16 октября 1998 года  в  Вене,
показал, что Евросоюз еще не готов на данном этапе  адекватно  отреагировать
на запрос Украины насчет приобретения ассоциированного членства в ЕС.  Также
не было дано однозначного ответа на другие принципиально важные  предложения
украинской  стороны  -  насчет  привлечения  Украины  к  работе  Европейской
Конференции, совместной внешней политики и политической безопасности.[12]
      Какие-либо многосторонние интеграционные проекты пока  что  не  имеют
под собой реальных политико-экономических основ и их реализация в  ближайшей
перспективе невозможна. Поэтому СНГ нужно сохранить как структуру, в  рамках
которой есть возможность  совершать  необходимую  координацию  экономической
политики  стран   СНГ,   обеспечивать   подходящие   условия   товарообмена,
цивилизованным  путем  решать  спорные  проблемы  и  разрешать   конфликтные
ситуации.
       Последний  финансовый  кризис  в  России,  также   есть   убеждающим
аргументом  в  пользу  этой   позиции.   Пока   экономическая   ситуация   в
государствах Содружества не приобретет постоянной  позитивной  динамики,  не
сформируются   окончательно   все   аспекты   нового,   рыночного    устроя,
демократического общества, какая-либо масштабная интеграция этих стран  лишь
приведет  к  цепной  реакции  негативных  явлений  и  на  этой  основе  -  к
углублению общего экономического кризиса, последствием которого может  стать
и кризис политический.



                      Список использованной литературы:

1.  Гудима  Б.Дорогою  до  спільного  дому.   Стосунки   між   Україною   та
  Європейським Союзом у світі набуття чинності  Угоди  про  партнерство  та
  співробітництво між Україною та ЄС // Політика і час. - 1998. - № 5.
2. Журавка Ф. Євро - нова  валюта  Європейського  Економічного  і  Валютного
  Союзу // Банківська справа. - 1999. - №
3. Журавка Ф. Євро - нова  валюта  Європейського  Економічного  і  Валютного
  Союзу // Банківська справа. - 1999. - №
4. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе:  введение  единой  валюты
  // Вопросы экономики. - 1998. - № 9.
5. Иванов  И.  Расширение  Евросоюза:  сценарий,  проблемы.  Последствия  //
  Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 9.
6. Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция  и  реинтеграция
  // Общество и экономика. - 1998. - № 2.
7. Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы //  Экономист.  -
  1998. - № 3.
8. Иларионов  В.  Развитие  экономики  в  условиях  независимости  /  В  кн.
  №Беларусь, Россия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская
  конференция". - Киев, 1999.
9. Козик Л., Кохно П. Процессы экономической интеграции  государств  СНГ  //
  Экономист. - 1998. - № 2.
10. Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обмеженого оптимізму // Політика  і
  час. - 1998. - № 9.
11. Любский М. (Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в  ЕС  и  СНГ.
  Сравнительный анализ) - Москва, 1998 // Вопросы экономики. - 1998. - № 8.
12. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого  саміту  України  в
  Європейський Союз. - 1998. - № 10. - С.10, 13.
13. Ориентиры  международного  сотрудничества  стран  СНГ  /  По  материалам
  Петербургского экономического форума 1998 г. // Экономист. -  1998.  -  №
  10.
14. Проблемы вхождения Украины в Европейское  правовое  пространство  /  Под
  ред. С.В.Кивалова. - Одесса, 1999.
15. Резникова О. Модернизация России  и  взаимодействие  в  СНГ  //  Мировая
  экономика и международные отношения. - 2000. - № 3.
16. Тиммерманн Х. Процессы дезинтеграции  и  реорганизации  СНГ  //  Мировая
  экономика и международные отношения. - 1998. - № 4.
17. Черковец О. Европейский Союз - уроки интеграции // Экономист. - 1998.  -
  № 10.
18. Чистяков Е., Шульга  В.  Интеграционный  потенциал  СНГ  и  его  роль  в
  развитии мирохозяйственных связей // Экономист. - 1998. - № 6.



-----------------------
[1] Козик Л. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист.
- 1998. - № 2. - С.77.
2 Кузнецова Л., Кузьменко В. З позицій обережного оптимізму // Політика і
час, №9, 1998, с.17
[2] Резникова О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая
экономика и международные отношения. - 2000. - № 3. - С.61.
[3] Зиядуллаев Н. СНГ-современное состояние и перспективы // Экономист.
1998, 3
[4] Иларионов В. Развитие экономики в условиях независимости // В кн.
"Белорусь, Росия, Украина - опыт и проблемы интеграции, межпарламентская
конференция". - К., 1999.
[5] Зиядуллаев Н. Союз независимых государств: дезинтеграция и реинтеграция
// Общество и экономика. - 1998.
- - № 2. - С. 195.

[6] См. Журавка Ф. Європейський Економічний і Валютний Союз // Банківська
справа. - 1999. - № 5. - С.54.
  См. ЖуравкаФ. Євро - нова валюта Європейського Економічного і Валютного
Союзу // Банківська справа. -    1999. - № 4. - С.38.
   См. Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: введение единой
валюты // Вопросы экономики. - 1998. - № 9. - С. 121-135.
[7] Любский М. -(Евстигнеев В.Р. Валютно-финансовая интеграция в ЕС и СНГ)
Сравнительный анализ. - Москва, 1998 \\ Вопросы экономики. - 1998. - № 8. -
С. 151.
[8] Зиядуллаев Н. СНГ - современное состояние и перспективы // - Экономист.
- 1998. - С. 90.
[9] Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ / По материалам
Петербургского экономического форума 1998 г. // - Экоомист. - 1998. - № 10.
- С. 11.
[10] Проблемы вхождения Украины в Европейское правовое пространство.  / Под
ред. С.В.Кивалова. - Одесса.
- 1999. - С. 64.

[11] См. Маштабей В. Курс на інтеграцію. До підсумків Другого Саміту
України - Європейський
Союз // Політика і час. - 1998. - № 10. - С.10. 13.