Правовое обеспечение земской и городской реформ в России в 60-70 годах 19 века

Содержиние:
                                                                         стр
|   |Введение                                                     |      |
|1. |Земская реформа.                                             |      |
|2. |Городская реформа                                            |      |
|   |Заключение                                                   |      |
|   |Список литературы                                            |      |

                                  Введение.
       Вторая   половина   XIX   века   наглядно   подтвердила   особенности
исторического развития Российской цивилизации. Именно в этот  период  Россия
совершила  крутой  поворот  от  традиционного  аграрного  к  индустриальному
обществу. Этот поворот вылился в невиданную ранее модернизацию  всех  сторон
российского  общества.  Такой  поворот  носил  закономерный   характер.   Ее
причины кроются в особенностях типа российской цивилизации.  Крымская  война
со всей остротой поставила вопрос о том, быть или  не  быть  России  великой
мировой державой. Без новой исторической модернизации Россия  не  смогла  бы
сохранить свое  мировое  значение.  Именно  эти  объективные  обстоятельства
вызвали  необходимость  поворота  к  индустриальной  модернизации.  К  этому
подталкивал и рост  освободительного движения в России ,  которое  усилилось
к началу 60-х годов.
       Решающее значение во второй половине XIX века имели  великие  реформы
60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр  II
. Главной из этих реформ  стала  отмена  крепостного  права  в  России.  Она
означала   важную   веху   в   многовековой   истории   особой    российской
крепостнической системы и борьбе за ее ликвидацию.
       Специальные комитеты  и  редакционная  комиссия  подготовили  проекты
основных документов.  19  февраля  1862  года  были  приняты  Манифест  и  “
Положение об освобождении крестьян”. Согласно этим  историческим  документам
крепостное право в России отменялось навсегда  ,  крестьяне  получали  право
свободных сельских обывателей.
       Отмена крепостного права имела  историческое  значение.  Она  создала
объективные  предпосылки   для   индустриальной   модернизации   России.   В
результате ее на путь модернизации стали вступать помещики.  Среди  крестьян
стал возникать зажиточный слой, вставший  на  путь  товарного  производства.
Многочисленное крестьянство пополнило  ряды  рабочих  и  тем  самым  двигало
промышленный прогресс в России.
       Падение  крепостного  права  явилось  своеобразным  этапом  в  замене
господства феодального способа  производства  капиталистическим.  Феодальные
производственные отношения в  России  заменялись  буржуазными.  Изменения  в
экономической   структуре   общества   неизбежно   должны    были    вызвать
соответствующие изменения и в его политической, государственной  и  правовой
системах.
       Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели
имели также и другие реформы 60-х годов.
       Главными реформами 60-70 годов XIX  века  были   земская,  городская,
судебная и военная.
       Вступление на путь индустриализации  требовало  специалистов.  Отсюда
вытекает важное  значение реформы в сфере образования.
       Проведена была также судебная реформа 1864 года. Она заменила  старый
сословный суд новым, основанным на принципах буржуазного права  :  равенство
всех граждан перед законом и независимость  суда  от  власти,  несменяемость
судей, гласность суда  и  состязательность  судебного  процесса  с  участием
прокурора и адвоката.
       Судебная реформа являлась  решительным  шагом  к  созданию  в  стране
элементарных норм законности и правопорядка.
       Важным этапом в становлении местного  самоуправления  стали   земская
реформа 1864 года и городская реформа 1870 года.
       Они вводили  новые  органы  местного  управления,  позволяли  вывести
русский государственную культуру на новый уровень.
       В результате реформ  произошла  трансформация  русского  общества,  в
котором наметились необратимые  перемены, было создано новое,  более  сложно
организованное общество, заложен  фундамент  русской  политической  культуры
новейшего времени.

                             1. Земская реформа.
       Земская  реформа   вводилась  “Положением  о  губернских  и   уездных
учреждениях “ от 1 января 1864 года.
       Она вводила новые выбираемые,  но  с  ограниченными  правами,  органы
местного самоуправления - уездные и губернские  земства.
       Согласно “Положению...” земские учреждения должны  были  состоять  из
представителей ( в лице избранных  гласных)  всех  сословий,  что  формально
соответствовало    принципу    представительства.    Избирательное     право
обусловливолось , в  основном, имущественным цензом.
       Законом предусматривалось создание 3-х избирательных курий :
Уездных землевладельцев, состоявшую преимущественно из дворян - помещиков  ,
для участия в  которой  требовался  высокий  имущественный  ценз.  В  первой
группе были  представлены  крупные  землевладельцы,  имеющие  не  менее  200
десятин , а также собственники крупных  торгово-промышленных  предприятий  и
недвижимого  имущества,  стоимостью  не  ниже   15   тыс.   рублей.   Мелкие
землевладельцы, имевшие не менее 10  десятин,  объединяясь,  выдвигали  лишь
уполномоченных;
 Городской курии,  участники  которой  должны  были  располагать  купеческим
свидетельством либо предприятием определенного размера. Остальное  население
городов - мелкая буржуазия, ремесленники, рабочие и др. - в выборах  гласных
не участвовало.
       Сельской курии, в которой не устанавливался  имущественный  ценз,  но
была введена система трехступенчатых  выборов:   крестьяне,  собравшиеся  на
волостной  сход,  посылали  своих  выборщиков  на   собрание,  которое   уже
избирало земских гласных.
       Обратимся к тексту “Положения...”, статьи 23  и  28   которого  четко
указывает на группы лиц, обладающих правом голоса по куриям:
       “ Статья 23:
       В избирательном съезде уездных землевладельцев  имеют право голоса:
       а) лица, владеющие в  уезде   на  праве  собственности  пространством
земли , определенным для того уезда в прилагаемом расписании;
       б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом  ,  ценою  не
ниже пятнадцати тысяч рублей , а также владеющие в  уезде  промышленным  или
хозяйственным заведением не ниже той же капитальной стоимости   или  имеющие
годовой оборот производства не ниже шести тысяч рублей;
       ......
       г) уполномоченные от нескольких землевладельцев , а также  от  разных
учреждений  и  товариществ,  владеющих  в  уезде  пространством  земли,   не
достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но  составляющим
не менее двадцатой доли оного.
       Примечание: В избирательном съезде  землевладельцев  участвуют  лично
или через уполномоченных те крестьяне, которые  приобрели  в  собственность,
вне пределов крестьянского надела, участки  земли  ,  достигающие  размеров,
указанных в пунктах “а” и “г”. “  1
       В городских избирательных съездах участвуют :
       а) лица, имеющие купеческие свидетельства;
       б)  владельцы  находящихся  на  городской   земле  фабрик  и   других
промышленных или торговых заведений, годовой  оборот  производства  коих  не
менее шести тысяч рублей;


       1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
       “ Статья 28:

       в) лица, владеющие ...  недвижимой  собственностью  ,  оцененною  для
взимания налога в городских поселениях от 2000 до 1000 жителей  -  не  менее
одной тысячи рублей и  во  всех   прочих  городских  поселениях  -  не  ниже
пятисот рублей. “ 1
       Число гласных, подлежавших избранию, распределялось между  указанными
группами избирателей так, что заранее обеспечивалось преобладание в  земском
собрании представителей от землевладельцев, т.е.  в  основном  -  помещиков-
дворян. Так  избиралось  уездное  земство  .  Выборы  гласных  в  губернское
земское собрание происходили на уездных земских собраниях.
       Таким образом, системы выборов во  “всесословное”  земство  на  самом
деле гарантировало   руководящую  роль  дворянства,  составлявшее  вместе  с
представителями крупной буржуазии , подавляющее большинство в земстве.
       В 1865-1967 гг. примерно по 30 губерниям в уездных земских  собраниях
гласные- дворяне составляли около 42 %, купцы и прочие - 20 %,  крестьяне  -
30 %. В губернских земских собраниях дворяне имели 74 %  гласных,  крестьяне
- только около 11 %.
       Земское собрание и земская управа ( исполнительный  орган,  состоящий
из председателя и двух членов) избирались на три  года:

       “ Статья 38:
       Гласные  избираются  на  три  года  в  сроки,  назначаемые  министром
внутренних дел по особому расписанию губерний”. 2
       В качестве  исполнительного  органа  на  три  года   уездным  земским
собранием создавалась земская  управа,  состоящая  из  председатели  и  двух
членов. ( Ст. 46)
       Председатель уездной управы утверждался в должности  губернатором,  а
председатель губернской управы- министром внутренних дел:
       “ Статья 48 : Избранный земским собранием председатель уездной управы
утверждается в этой должности начальником губернии”.3
       Круг  вопросов,  которые  решали  земские   учреждения,  был   строго
ограничен  пределами “местных нужд” уезда и  губернии,  нужд  хозяйственного
порядка. Для его определения обратимся к тексту “Положения...”:
       “ Статья 2:
       Дела, подлежащие ведению земских учреждений в губернии или уезде,  по
принадлежности, суть:
 Заведывание имуществами , капиталами и денежными сборами земства;
 Устройство и содержание принадлежащих земству здание, других  сооружений  и
путей сообщения, содержимых за счет земства;
 Меры обеспечения народного продовольствия;
Заведывание  земскими  благотворительными   заведениями   и    прочие   меры
призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей;
 Управление делами взаимного земского страхования имуществ;
 Попечение о развитии местной торговли и промышленности;
 Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и  в  пределах,  законом
определенных, в попечении о народном образовании, о  народном  здравии  и  о
тюрьмах;
 Содействие к предупреждению падежей скота, а  также  по  охранению  хлебных
посевов и других растений от  истребления  саранчею,  сусликами   и  другими
вредными насекомыми и животными;
 Исполнение возложенных на земство  потребностей  воинского  и  гражданского
управления и участие в делах почтовой повинности;

       1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
        2. Там же.
                               3. Там же

Раскладка тех государственных  денежных  сборов,  разверстание   которых  по
губерниям и уездам возлагается на земские учреждения на  основании  изданных
о том узаконений или особых распоряжений, высочайшею властью утвержденных;
 Назначение, раскладка ,  взимание  и  расходование...  местных  сборов  для
удовлетворения земских потребностей губернии или уезда;
 Представление через  губернское начальство высшему  правительству  сведений
и заключений по предметам, касающимся местных хозяйственных польз и нужд;
 Производство выборов в члены и другие должности, по земским  учреждениям  и
назначение суммы на сохранение этих учреждений ;
 Дела,  которые  будут  вверены  земским  учреждениям  на  основании  особых
уставов, положений или постановлений. “ 1

       Как видим, обязанности земства были довольно широки и разносторонни.
       Но земства не могли вмешиваться в содержание работы школ ; постановка
учебного  дела  регламентировалась  и  была   под   наблюдением   чиновников
министерства народного образования.
       Земства не имели права опубликовывать отчеты о своих  заседаниях  без
разрешения губернатора, им  запрещалось  вступать  в  сношения  с  земствами
других губерний.
       “Положение...”   специально   оговаривало    поднадзорность    земств
государственной власти и зависимость от нее :
       “ Статья 9: Начальник  губернии  имеет  право  остановить  исполнение
всякого постановления  земских  учреждений,  противного  законам  или  общим
государственным интересам”.  2
       Земства были введены не везде. Ряд губерний, где  дворянско-помещечье
землевладение   отсутствовало   или   было   незначительным   (например-   в
Архангельской, Астраханской губерниях, в Сибири и Средней Азии) , был  лишен
земских учреждений. Земство не было введено в западных губерниях  империи  (
Польша, Литва, Белоруссия, Правобережная Украине  и  на  Кавказе,  т.к.  там
русских помещиков было мало.
       Земство  выражало  процесс  развития  страны,   содействовало   этому
развитию.
       Земства оказывали содействие распространению агрономических знаний  в
деревне, помогали развитию кустарной промышленности, налаживали   статистику
по хозяйству, культуре , быту, усиливали врачебную  помощь  населению  через
земских врачей и больницы, учреждали  школы.

       На культурно-просветительные нужды ассигнования земства к 70-м  годам
составляли примерно 15-20 % их бюджета.
       Земства не могли “ выходить из круга указанных им дел”:
       “ Статья 7 :
       Земские учреждения не могут  выходить  из  круга  указанных  им  дел;
посему  они  не   вмешиваются   в   дела,   принадлежащие   кругу   действий
правительственных, сословных и общественных властей и учреждений”.3
       И все же деятельность земств содействовали  индустриальному  развитию
страны.  Работа  в   земствах   способствовала   формированию   гражданского
сознания.
       Нужно отметить, что  земская  реформа  не  сформировала  стройной   и
централизованной системы . В ходе ее  реализации  не  было  создано  органа,
возглавляющего и координирующего работу всех земств .

      1. Полное собрание законов. Собрание II, т.39 , № 40457.
      2. Там же
      3. Там же
       Когда в 1865 году  Санкт-Петербугрское  губернское  земское  собрание
поставило вопрос об образовании такого органа,  оно  было  попросту  закрыто
правительством.
       Реформа не создала также и нижнего звена , которое могло бы  замкнуть
систему земских  учреждений  -  волостного  земства.   Такие  попытки  также
пресекались правительством в зародыше.
       Правительство законодательным путем внедряло  дворянство  в  земства-
председателями земских собраний стали  предводители губернского  и  уездного
дворянства.
       Отсутствие достаточных материальных средств (  они  формировались  за
счет обложения специальным налогом местного  населения.  В  1866  году  было
запрещено  брать  налоги  с   торговых   и   промышленных   предприятий)   и
собственного  исполнительного  аппарата  усиливало  зависимость  земств   от
правительственных органов.


                            2. Городская реформа.

       В пореформенной  России  очень  быстро  наметился  процесс   развития
городов. Архаичность системы городского управления проявилась уже  в  момент
ликвидации крепостного права . Весной 1862 года  началась  разработка  основ
городской реформы . В губернских и уездных городах были созданы  комиссии  ,
которые подготовили  свои  предложения  по  городской  реформе.  Большинство
комиссий  высказывалось   в  пользу  “всесословности”   избирательных   прав
городского населения. Однако широкое толкование   принципа  “всесословности”
не  устраивало  правительственные  круги,   поэтому   рассмотрение   проекта
городового положения искусственно затягивалось.
       И все же  16 июня 1870 года  было утверждено  “Городовое  положение”,
что стало второй значительной  реформой местного самоуправления.
       Городская  дума  избиралась   для  “попечения   о   распоряжении   по
городскому  хозяйству и благоустройству“1 , а надзор за ней   возлагался  на
губернаторов.
       Гласные  городской  думы  избирались  на  четыре  года   по   куриям,
создаваемым  в зависимости от размера уплачиваемого налога.
       В  выборах  в  органы  городского  самоуправления  принимал   участие
довольно широкий круг  избирателей.  Предъявляемые  требования  сводились  к
следующему ( Статья 17 “Городового положения”):
       “   Всякий  городской  обыватель  ,  к  какому  бы  состоянию  он  ни
принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных при
следующих условия:
 если он русский подданный
 если ему не менее 25 лет от рождения
 если он, при этих двух условиях , владеет в  городских  пределах  на  праве
собственности недвижимым имуществом, подлежащим сбору в пользу  города,  или
содержит торговое или промышленное заведение по  свидетельству  купеческому,
или же, прожив в  городе  в  течение  двух  лет  сряду  перед  производством
выборов ... уплачивает  в пользу города установленный сбор со  свидетельств:
купеческого  или  промыслового  на  мелочный  торг,  или  прикащицкого  1-го
разряда, или с билетов на содержание промышленных заведений и
 если на нем не числится недоимок по городским сборам.”1
      Не допускались  к  выборам  лица,  подвергшиеся  суду,  отрешенные  от
должности, подследственные, лишенные  духовного  сана.  Юридические  лица  и
женщины принимали участие в выборах через представителей.


       1.  “Хрестоматия  по  истории  СССР   1861-1917   гг   “   под   ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое  положение,  ст.  1  ”,
стр.87
      Все городские избиратели в  соответствии  с  имущественным  (податным)
цензом делились на три группы, каждая из которых избирала одну третью  часть
гласных в городскую думу:

      “ Статья 24:
      Все лица, имеющие право на участие в выборах, заносятся  в  список  по
мере убывания сумм сборов с них и делятся на три группы по одной трети  всех
собранных  сборов.  Каждая  группа  выбирает   одну   треть   общего   числа
гласных...” 1

      Таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному
положению падал максимальный процент избранных гласных.
       Вот что пишет о выборах в городскую думу по куриям бывший  московский
городской голова  Б.Н.Чичерин:
       “Вся сумма городских сборов делилась  на  три  части.  Самые  крупные
плательщики уплачивали первую треть и составляли первый  разряд,  средние  -
второй, а мелкие - третий.
       Каждый разряд избирал равное с другими количество гласных; но так как
крупных плательщиков было меньше, то  они,  естественно,  получали  перевес.
Эта система, заимствованная у Пруссии, отдала городское  управление  в  руки
купечества  ,  которое  своим   богатством   значительно   возвышалось   над
остальными  сословиями.  Юридическая  всесословность  фактически  привела  к
преобладанию одного сословия.”2
       Компетенция  городского  самоуправления  была  установлена  в  тесных
рамках  хозяйственных вопросов, о чем лучше всего говорит текст  “Городового
положения”:
       “статья 2:
       К   предметам   ведомства   городского    общественного    управления
принадлежат:
 дела по внешнему благоустройству города, а именно: попечение  об  устроении
города согласно утвержденному плану;
.    заведывание   устройством  и  содержанием  улиц,  площадей,  мостовых,
  тротуаров, городских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных
  труб, каналов, прудов, канав и протоков,  мостов,  гатей  и  переправ,  и
  равно и освещение города;
. дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к  обеспечению
  народного продовольствия, устройство рынков  и  базаров,  предостережение
  против пожаров  и  других  бедствий  и  об  обеспечении  причиняемых  ими
  убытков;
попечительство об учреждении и развитии местной торговли  и  промышленности,
об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений;
учреждение  за  счет  города  благотворительных  заведений   и   больниц   и
заведывание ими на основаниях, указанных для земских учреждений. “1
       Статья 15 “Городового положения” указывала, что именно понимается под
учреждениями городского самоуправления:
       “ Учреждения городского общественного управления суть:
 городское избирательное собрание;
 городская дума;
 городская управа .  “ 2
       Городское  избирательное  собрание,  согласно  ст.  16,    созывалось
исключительно для  избрания гласных в городскую думу, один раз в 4 года.
       .
      Хозяйственные функции городской думы перечислены в ст. 55 .


       1.  “Хрестоматия  по  истории  СССР   1861-1917   гг   “   под   ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.88
       2. Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и  Московская  дума.  “.,  М.,
1934 г

       Городская дума  избиралась по  вышеописанному  принципу  также  на  4
года, причем в нее , согласно ст.32,  мог быть избран каждый, имеющий  право
голоса.  Однако   устанавливалось  предельное  число   лиц   нехристианского
вероисповедания - не более одной трети.  Городским  головой  не  могло  быть
лицо еврейской национальности.
       Всего  называется 14 пунктов, среди  которых  “  назначение  выборных
должностных лиц  и  дела  общественного  устройства,  назначение  содержания
должностным   лицам  городского  общественного  управления   и   определение
размером оного, установление , увеличение и уменьшение  городских  сборов  и
налогов, сложение недоимок по городским сборам. и др. “ 1
       Дума могла устанавливать в пользу  города  некоторые  виды  сборов  и
местных налогов, такие , как :
 с недвижимого имущества ( оценочный сбор),
 с документов на право торговли и промышленности,
 с трактиров, постоялых дворов и съестных лавок,
 с извозного промысла,
 с частных лошадей и экипажей,
 с квартир и жилых помещений ,
 с собак,
 с аукционов.
      Расходы думы складывались из расходов по управлению,  на  общественные
здания и помещения, на  городские  займы,  на  учебные  и  благотворительные
заведения, содержание воинских частей, полиции и  тюрем.  Смету  расходов  и
доходов контролировал губернатор.
       Деятельность  городских  дум  находился   под   неослабным   внимание
государственных чиновников - так, городской голова утверждался  губернатором
или, в крупных городах, министром внутренних дел. Последние  могли  наложить
вето на любое решение городской думы.
       Городская управа также избиралась на 4 года, причем половина  состава
управы должна была  обновляться через каждые два года.
       Статья 72  так описывает функции городской управы:
      “ На городскую управу возлагается непосредственное заведывание  делами
городского хозяйства и общественного управления...
       Управа ведет текущие дела по городскому  хозяйству , изыскивает  меры
к его улучшению, исполняет определения думы , собирает нужные  ей  сведения,
составляет проекты городских смет, взимает и расходует  городские  сборы  на
установленных думою  основаниях и предоставляет в назначенные  сроки  отчеты
о своей деятельности”. 2
       Городской голова мог остановить решение управы. Но и управа, согласно
статье 80,  могла   не  исполнять  решение  думы,  если  большинство  членов
признавала его незаконным. Разногласия думы и управы решал губернатор.
       Как и земские органы, органы городского  самоуправления  зависели  от
государственных бюрократических и полицейских учреждений.
       Вместе с тем , создание новых органов  самоуправления  способствовало
становлению общественно-политической и культурной жизни,  помогало  торгово-
промышленному развитию русских городов.
      Новое городское самоуправление,  основанное  на  имущественном  цензе,
было шагом вперед по сравнению с сословной городской думой времен  Екатерины
II , существовавшей до городской реформы.

       1.  “Хрестоматия  по  истории  СССР   1861-1917   гг   “   под   ред.
В.П.Тюкавина., М., “Просвещение, 1990 г, “ Городовое положение”, стр.87
       2. Там же, стр. 89


                                 Заключение.

       Решающее значение во второй половине XIX века имели  великие  реформы
60-х годов, инициатором и организатором которых стал император Александр  II
. Главной из этих реформ стала отмена крепостного права в России.
       Важное значение в повороте России на путь индустриализационной модели
имели также и другие реформы 60-х  годов.  В  их  числе  выделяется  земская
реформа 1864 года. Она вводила новые органы местного управления - уездные  и
городские земства. Земские  учреждения  должны  были  состоять  из  выборных
представителей всех сословий. Распорядительными  органами  в  земствах  были
уездные и губернские собрания , а исполнительными  -  уездные  и  губернские
управы.  Избирательное  право  обуславливалось  в   основном   имущественным
цензом.
       Круг вопросов, которые  решали   земские  учреждения,  был  ограничен
хозяйственными нуждами уезда или губернии. Земства не могли  “  выходить  из
круга  указанных  им  дел”.  И  все  же  деятельность  земств  содействовали
индустриальному  развитию   страны.   Работа   в   земствах   способствовала
формированию  гражданского  сознания.  Его  служащие  оказывали   содействие
распространению агрономических знаний в деревне,  строили  школы,  больницы,
дороги, поднимали местную промышленность.
       Второй реформой местного  самоуправления  было  введение  “Городового
положения” 16 июня 1870 года.
       Оно закрепляло систему органов городского  общественного  управления:
городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой.  Думу
и  управу  возглавлял  городской   голова.   Избирательная   система   здесь
напоминала  избирательную земскую систему  -  имущественный  ценз,  курии  и
т.п.
       Как и земские органы, органы городского самоуправления в значительной
степени  зависели   от   государственных   бюрократических   и   полицейских
учреждений.  Вместе   с   тем,   создание   новых   органов   самоуправления
способствовало  становлению  общественно-политической  и  культурной  жизни,
помогало торгово- промышленному развитию русских городов.
       В результате реформ  произошла  трансформация  русского  общества,  в
котором наметились необратимые  перемены, было создано новое,  более  сложно
организованное общество, заложен  фундамент  русской  политической  культуры
новейшего времени.
       Однако реформы имели незавершенный характер,  а  приобщение  основной
массы населения , миллионов  крестьян  к  гражданской  жизни  происходило  в
условиях усиления государственной власти над экономикой и обществом.
                             Список литературы.
       1.”Великие реформы в  России.  1856-1874  .”.  Сборник  статей.,  М.,
“Издательство Московского университета”, 1992 г.
       2.И.А.Исаев “ История государства и права России”., М., “Юристъ”. ,
1996 г
       3. “История России и мировые цивилизации”. Под ред. проф. Рубан М.В.,
М., “Российское педагогическое агенство”, 1997 г
       4.” Полное собрание законов. Собрание II, т. 39 “., М., 1970 г
       5. “Хрестоматия по истории СССР. 1961-1917 “ ., Под ред.
  В.П. Тюкавина.,М., “Просвещение”, 1990 г
       6.Б.Н.Чичерин “ Воспоминания. Земство и Московская дума. “., М., 1934
г


-----------------------
                              г.Санкт-Петербуг
                                   1999 г

                             Санкт-Петербургская
                            Академия МВД России.

                           Контрольная работа № 1

               по курсу: “История государства и права России и
                              зарубежных стран”


 тема:        Правовое обеспечение земской и городской     реформ в России в
                            60-70 годах XIX века.