Приватизация

1. Два этапа проведения приватизации


                              1.1 Чековый этап

     Концепция  проведения  приватизации  государственной  собственности   в
Российской  Федерации  предусматривала  два  этапа  ее  реализации:  чековый
(ваучерный) и денежный. Временные рамки  указанных  этапов  были  определены
следующим образом: этап чековой приватизации — с июня  1992  г.  по  1  июля
1994 г.; этап денежной приватизации — с 1 июля 1994 г. по  настоящее  время.
Основными целями первого (чекового) этапа  приватизации  были:  1)  массовое
разгосударствление российской  экономики,  перераспределение  и  закрепление
прав частной собственности в российском  обществе  при  минимуме  социальных
конфликтов; 2) формирование слоя частных собственников, содействие  созданию
социально ориентированной рыночной экономики;  3)  обеспечение  условий  для
повышения эффективности функционирования российских предприятий;
 4)  создание  необходимых  законодательных  и  организационных  условий   и
механизмов для перехода  прав  собственности  от  одних  лиц  к  другим;  5)
содействие  процессу  стабилизации  финансового   положения   в   Российской
Федерации;  6)  создание  конкурентной  среды  и  обеспечение  условий   для
демонополизации  народного  хозяйства;  7)  расширение  инвестиционной  базы
российских предприятий и привлечение  иностранных  инвестиций  в  российскую
экономику.
  Начало реализации чековой модели приватизации осуществлялось  в  следующих
условиях:   а)   избранный   вариант    экономической    реформы    требовал
незамедлительного   разгосударствления   и   высоких    темпов    проведения
приватизационных процессов, что  с  учетом  масштабов  российской  экономики
неизбежно вело к значительным организационным и иным  проблемам;  б)  Россия
не располагала квалифицированными кадрами, имеющими соответствующий  уровень
подготовки  для  быстрого  и  качественного   решения   задач   приватизации
государственной   собственности;   в)   в   стране   практически   полностью
отсутствовали  необходимые  финансовые  ресурсы  для  выполнения  намеченных
задач по  приватизации  государственного  имущества,  а  также  отсутствовал
платежеспособный спрос населения; г)  в  РФ  насчитывалось  более  240  тыс.
государственных  и  муниципальных  предприятий,  что  требовало   разработки
типовых стандартных процедур  приватизации,  позволяющих  в  короткие  сроки
провести  их  разгосударствление;  д)  иностранные  инвесторы  не  проявляли
желаемого уровня интереса к приватизации в России.
  Перечисленные условия определили следующие  характерные  черты  российской
модели приватизации: 1)  массовый  характер  приватизации  обеспечивался  за
счет  применения  жестких   стандартных   процедур,   легко   контролируемых
работниками  государственных  органов  среднего  уровня   квалификации;   2)
форсирование приватизации по времени осуществлялось посредством включения  в
ежегодные  госпрограммы  приватизации,  имевшие  силу   закона,   конкретных
адресных заданий  по  приватизации;  3)  отсутствие  необходимых  финансовых
средств должно было быть компенсировано  отчасти  путем  бесплатной  раздачи
государственной  собственности  (в  буквальном  смысле  бесплатной  или   за
приватизационные чеки), а в остальном — путем продажи по минимальным ценам
  Процесс приватизации в  России  качественно  отличается  от  приватизации,
проводимой   в   западных   странах.   Сам    характер    разгосударствления
социалистической экономики поставил более глубокие  и  масштабные  задачи  в
области приватизации, а именно:  служить  инструментом  создания  не  только
новой  структуры   собственности,   но   и   формирования   класса   частных
собственников.
    Для законодательного обеспечения процесса приватизации в кратчайшие
сроки была разработана и утверждена правовая база, включающая Закон «О
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской
Федерации», государственные программы приватизации, указы Президента
Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и
распоряжения Госкомимущества России. Формы, конкретные пути и варианты
приватизации были определены Государственной программой приватизации
государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992
г. Программа предусматривала четыре способа приватизации: аукцион,
коммерческий конкурс, аренду с правом выкупа, акционирование.
      B качестве основного инструмента приватизации на ее первом этапе были
использованы приватизационные чеки, выданные всем российским гражданам вне
зависимости от пола, возраста, места жительства и характера занятости.
Население России получило 146,064 млн. приватизационных чеков. Каждый
владелец приватизационного чека имел четыре возможности: 1) использовать
свой чек при закрытой подписке на акции своего предприятий (в ходе такой
подписки было принято почти 26 млн. чеков); 2) участвовать в чековом
аукционе;  3) купить акции чекового инвестиционного фонда (таких фондов
было создано 640, они собрали свыше 60 млн. приватизационных чеков);  4)
продать чек (всего было продано около четверти выданных чеков).
   Сорок  миллионов  граждан  России  стали  акционерами  созданных  в  ходе
приватизации акционерных  обществ  или  чековых  инвестиционных  фондов.  На
чековых аукционах продавались акции 16462 предприятий с совокупным  уставным
капиталом 1421 млрд. руб., были проданы  акции  общим  номиналом  285  млрд.
руб.,  т.е.  около  20%.  Средневзвешенный  курс   аукциона   составил   2,4
тысячерублевые акции на один чек. В первый этап приватизации было  вовлечено
практически все население России.
     Чековый этап приватизации позволил добиться существенного
разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой
приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс.
магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних,
мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было
создано 20 тыс. акционерных обществ. К концу ноября 1994 г. было
приватизировано 110 тыс. предприятий.
   Предполагавшийся  при  разработке  модели  чековой  приватизации  вариант
дальнейшего  развития  ситуации  по  перераспределению  собственности,   при
котором после быстрого  ее  разгосударствления  начнется  не  менее  быстрый
процесс перехода прав собственности  в  руки  эффективных  собственников,  в
период с, 1992 по 1994 г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала  в
интересах  «стратегического  частного  собственника»  не  происходила.  Даже
тогда,  когда  такая   концентрация   имела   место,   она,   как   правило,
осуществлялась на базе спекулятивного, а не производственного    капитала.
    Поскольку в ходе  первого  этапа  приватизации  не  были  решены  задачи
передачи предприятий в руки эффективных собственников, чековая  приватизация
не обеспечила заметного повышения эффективности производства.
  В условиях высокой инфляции, характерных для  периода  проведения  чековой
приватизации, когда инвестирование в  реальное  производство  сопровождалось
высокими  рисками,  процесс  приватизации  оказался   в   какой-то   степени
изолированным от других элементов  экономической  политики  (от  структурных
реформ  и  макроэкономической  стабилизации).   Это   стало   дополнительным
фактором отсутствия масштабного повышения  эффективности  реального  сектора
российской экономики в рассматриваемый период.
     На этапе  чековой  приватизации  практически  не  была  решена  задача
привлечения   в   российскую   экономику   иностранных    инвестиций,    что
провозглашалось  в  качестве  одной  из  основных  целей  этого   этапа.   В
частности, к концу 1993 г.  иностранные  инвестиции  в  России  составили  в
целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994 г. возросли  лишь  на
278 млн.долл.
  Такой малый объем участия  помимо  общих  причин,  препятствующих  притоку
иностранных  инвестиций  в  российскую  экономику  (отсутствие  политической
стабильности,  неблагоприятный  инвестиционный   климат,   высокий   уровень
налогов),   объясняется   просчетами   в   самой   организации    проведения
приватизации. К их числу можно отнести:  трудности  с  приобретением  пакета
акций,  позволяющего  реально  влиять  на  положение  дел  на   предприятии;
законодательная неопределенность положения  иностранного  инвестора  в  ходе
приватизации, вынуждавшая  большинство  иностранных  инвесторов  действовать
через  посредников,  что   затрудняло   их   прямое   участие   в   процессе
приватизации.



                              1.2 Денежный этап

      Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого
датировано 1 июля 1994 г., — переход прав собственности  на  приватизируемое
государственное  имущество  в  руки  реально   ответственных   (эффективных)
собственников.
      Денежный  этап  приватизации   должен   обеспечить   выполнение   трех
стратегических задач:
1) сформировать инвесторов,  владеющих  значительными  пакетами  акций,  что
   повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;  2)  обеспечить
   приватизируемые предприятия наличными  средствами,  необходимыми  для  их
   структурной перестройки; 3) способствовать решению фискальных задач, т.е.
   пополнению доходной части госбюджета.
  Особенностью денежного этапа является его направленность на  осуществление
перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее  реальной  продаже
в  ходе  относительно  «медленной»  приватизации.  В  интересах  привлечения
стратегических инвесторов, которые ориентируются на  контроль  и  управление
предприятием,   предполагалось   выставлять   на   денежные    аукционы    и
инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не менее  15—25%
уставного капитала предприятия.
  К  основным  объектам  приватизации  нового  этапа  относятся   три   вида
имущества:  государственные  пакеты  акций  приватизированных   предприятий,
земельные участки приватизированных предприятий и недвижимость.
  Первоначально на новом этапе предполагалось использовать следующие  методы
приватизации: 1) безвозмездную передачу акций работникам; 2)  продажу  акций
работникам  по  закрытой  подписке;  3)  продажу  акций  по  инвестиционному
конкурсу; 4) продажу акций по коммерческому конкурсу; 5)  продажу  акций  на
аукционе, в том числе с использованием институтов фондового  рынка,  включая
биржи;  6)  продажу  акций  на  специализированном  аукционе;   7)   продажу
предприятий на аукционах; 8) продажу предприятий по коммерческому  конкурсу,
в том числе с ограниченным числом  участников;  9)  продажу  предприятий  по
инвестиционному конкурсу; 10) выкуп  арендованного  имущества;  11)  продажу
предприятий  товариществам  по  особым  льготам;   12)   продажу   имущества
(активов) действующих,  ликвидируемых  и  ликвидированных  предприятий;  13)
продажу  объектов  незавершенного  строительства  (особые  процедуры);   14)
продажу предприятий-должников (особые процедуры).
  Главной отличительной  чертой  современного  этапа  приватизации  является
действие Федерального закона «О приватизации  государственного  имущества  и
об основах приватизации муниципального  имущества  в  Российской  Федерации»
(далее—«Закон о приватизации»).  Поскольку  некоторые  из  вышеперечисленных
методов приватизации показали свою неэффективность, в Закон  о  приватизации
не вошли безвозмездная передача акций, закрытая  подписка  и  инвестиционный
конкурс.
       В  ходе  приватизации  было  образовано  около   31   тыс.   открытых
акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на  1  января
1998 г. составило 126785, или 58,9%  от  общего  количества  государственных
предприятий  в  начале  приватизации.  Изменение   структуры   распределения
приватизированных  предприятий  по  формам  собственности  в  1994—1997  гг.
представлено в табл.


|      |19|19|19|19|
|      |94|95|96|97|
|      |г.|г.|г.|г.|
|      |  |  |  |  |
|Число |21|10|49|33|
|приват|90|15|97|53|
|изиров|5 |2 |  |  |
|анных |  |  |  |  |
|объект|  |  |  |  |
|ов,   |  |  |  |  |
|всего |  |  |  |  |
|По    |11|69|33|13|
|формам|10|60|54|62|
|собств|8 |  |  |  |
|енност|  |  |  |  |
|и:    |  |  |  |  |
|муници|  |  |  |  |
|пальна|  |  |  |  |
|я     |  |  |  |  |
|субъек|51|13|71|34|
|тов РФ|12|17|5 |0 |
|      |  |  |  |  |
|федера|56|18|92|16|
|льная |85|75|8 |51|
|      |  |  |  |  |

     К  основным  результатам  денежной  приватизации  следует  отнести:  1)
выведение значительной части государственного имущества из-под  директивного
управления государства и вовлечение его в рыночный оборот;  2)  формирование
основ  рынка  недвижимости,  в  том  числе   рынка   земли   под   объектами
приватизации. Положительные результаты денежной приватизации  состоят  также
в ее бюджетном эффекте:
в 1997 г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Это
связано с впервые примененной практикой предпродажной подготовки
предприятия.
        Процесс  приватизации  способствовал   и   погашению   задолженности
предприятий по платежам в бюджет за счет инвестиций,  вносимых  победителями
конкурсов: в 1997 г. эти средства составили 578 млрд. руб.
  Следует отметить основные факторы, без наличия которых приватизация в 1997
г. не принесла бы бюджетного эффекта:  а)  снижение  политических  рисков  в
связи с отсутствием каких-либо выборов  (что  вызвало  повышение  активности
фондового  рынка  и  увеличение  числа  продаж);  б)  низкая  доходность  по
государственным ценным  бумагам,  которая  способствовала  инвестированию  в
реальный  сектор  экономики  (по  некоторым  оценкам,  кризисное   состояние
финансовых рынков отвлекает на операции с государственными ценными  бумагами
80—90% средств); в) совершенствование нормативной базы приватизации.
  Денежная  приватизация  имела  положительное  значение  с   точки   зрения
привлечения  иностранных  инвесторов.   Сам   факт   перехода   к   денежной
приватизации является новым стимулом для многих  из  них  в  силу  появления
привычных средств платежа.
      В ходе денежной приватизации высветился ряд проблем. Прежде всего  это
обострение  противоречий  между  покупателями  предприятий  и  менеджментом.
Конфликт заключается в том, что значительная часть директората, не  сумевшая
приспособиться к новым  условиям  хозяйствования  (более  жесткие  бюджетные
ограничения), по-прежнему  характеризуется  склонностью  к  государственному
патернализму и вообще менталитетом советского  хозяйственника.  Максимизация
прибыли занимает в его приоритетах подчиненное место, а  на  передний  план,
как и раньше, выдвигается задача наращивания объемов производства.  А  новые
собственники   не   обладают   такими   финансовыми   возможностями,   чтобы
удовлетворить инвестиционные запросы приватизированных предприятий, да и  не
желают этого, опасаясь  разворовывания  инвестируемых  средств  директоратом
предприятия,  прокручивания  денег   на   счетах   дружественных   компаний,
расходования валюты в целях личного потребления, и т.п.  По  данным  ВЦИ-ОМ,
74% новых инвесторов отказываются финансировать свой  объект  собственности,
пока у руководства остается старый менеджмент.
      Таким образом, в результате проведения массовой приватизации,  как  на
чековом, так и  на  денежном  ее  этапах,  поставленные  перед  органами  по
управлению  государственным  имуществом  задачи  не  были  решены  в  полном
объеме..  При этом: 1) не был сформирован широкий слой  эффективных  частных
собственников;  2)  структурная   перестройка   экономики   не   привела   к
необходимому уровню повышения  эффективности  деятельности  предприятий;  3)
привлеченных в процессе приватизации инвестиций сказалось явно  недостаточно
для производственного, технологического и социального развития  предприятий;