Роль силы в ненасильственной борьбе

МГТУ  имени  Н.Э.Баумана



                                   РЕФЕРАТ
                               ПО  ПОЛИТОЛОГИИ
                                 НА  ТЕМУ  :



               “  РОЛЬ  СИЛЫ  В  НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ  БОРЬБЕ   “



                                                                Cтудент :

                                                                  Группа
:
                                                    Преподаватель :
Волкова  И.В.



                              МОСКВА  1996 год.



                                    - 2 -

                              Теория  ненасилия
   Термин   ненасилие   в   последнее   время   становится   всё   более   и
более  популярным.  Он  прочно  вошел  в  обиход   политической   лексики  ;
без  него  редко   обходятся   в   политологических   дискуссиях   оно   всё
чаще  встречается  в  прессе , в  статьях , вышедших   по   поводу   текущих
социальных  и  политических  событий . Причин  этому   достаточно  .  Помимо
ужаса  перед  творящимся  на  наших  глазах  и  всё  возрастающим   насилием
, помимо  осознания  гибельности  насилия  во  имя  любых   целей  ,  помимо
авторитета  мыслителей , общественных  деятелей ,  с  которыми   связываются
идеи    и    практика    ненасилия   ,   да    и     просто     человеческой
привлекательности   философии   ненасилия  ,  в   быстром   принятии   слова
’’ненасилие’’   и  связанных  с  ним   ассоциаций   кроется   усталость   от
привычных   слов  ,  с  помощью   которых   принято   выражать   возвышенные
этические  идеи .
    Насилие  и  ненасилие  присутствуют   во   всех   культурах  ,  у   всех
народов . Насилие  на  протяжении  многих  веков  было ,  можно   сказать  ,
формой   общественного   развития  ,  а   наряду   с    этим    существовали
упования  на  ненасилие , различным  образом  выражаемые  ,  вылившиеся   на
уровне  индивидуального  самоопределения  в   непротивлении  ,  неучастии  ,
пассивности , уходе . Как  известно  ,  евангельский   образ   ненасилия   и
состоит  в этом : ‘’Не   противься   злому  .  Но   кто   ударит    тебя   в
правую  щёку , обрати   левую  ’’.  Многие   из   современных   приверженцев
теории  и  практики  ненасилия   стремятся   привлечь   такой   новозаветный
материал  для  обосновании  идеи  ненасилия . Но  ведь  и  по   Евангелию  ,
и  по  Деяниям  Апостолов  известно  ,  что   раннехристианская   социально-
этическая  доктрина , имея  в  качестве  одного   из   краеугольных   камней
заповедь  ненасилия , вполне   допускала   из   прагматических   соображений
насилие    в    отношении    ярых    противников    истинной    веры     или
вероотступников  .  Только    благодаря    реформаторству    Л.В.   Толстого
заповедь  ‘’ не  противься  злому’’   приобрела  тот  смысл  ,  который   мы
стараемся  вычитать  в  ней  сегодня :’’ Не  противься  злу  насилием   ‘’,и
 это - одна  из  ряда  возможных  интерпретаций  евангельской  заповеди .
              В  каждой  культуре  существуют  две  альтернативы : одна -
ориентация  на  насилие , другая - на  ненасилие . При  этом  в  разных
культурах  указанная  альтернатива  проявляется  по-разному . Чтобы  полнее
 понять  идею  ненасилия , рассмотрим  проявление  этой  идеи  в  культурах
Востока , Запада  и  России.
    Традиционным   культурам  ,  определяющим   лицо   Востока   ,   присуще
гармонизирующие  видение  человека  и   космоса  ,  их   нерасчленённость  ,
полное  единение . ‘’Мир  и  я  рождаемся  вместе  ,  и   вся   тьма   вещей
составляет  единое  со  мной ‘’ - говорится  в  даосском  тексте  ‘’  Чжуан-
цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О  той  же  гармонии  говорят  и   конфуцианцы  .  По
словам  Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой  отец , земля - мать  моя   ,  и
даже  такое  мельчайшее  существо , как   ‘’  я’’  ,  находит   себе   место
среди  них . Все  люди - мои  братья  и   сёстры   ,  все   существа  -  мои
друзья ’’ . Апофеозом    ненасильственного   отношения   ко   всему   живому
является  индийский  джайнизм . ‘’  Книга   о   хорошем   поведении  ‘’   из
джайнского  канона   наставляет  :  ‘’  Причинение   вреда   земле   подобно
избиению , ранению  и   убийству   слепого  ...  Зная   это  ,  человек   не
должен  грешить  против  земли  или   позволять   другим   делать   это  ...
Человек , который  воздерживается  от   причинения   вреда   даже   ветру  ,
знает  о  страданиях  всех  живых  существ  ...  Тот  ,  кто   знает  ,  что
плохо  для  него  самого , знает , что  плохо  для   других  ,  и   наоборот
... ‘’


                                    - 3-

Но  вот , что   парадоксально  :  ненасильственное   отношение   к   природе
имело             негативные       последствия     для     судеб     народов
Востока   .   Потому   что
невыделенность  человека   из   природы   проектировалась   на   общество  .
Отсюда  -отсутствие понятия индивид  ,  личность  .Человек   рассматривается
как  ‘’  песчинка’’   в   природе   и   обществе  .  Его   самоценность   не
признаётся . Поэтому  в  традиционном  обществе  по  отношению  к   человеку
  допускается   насилие   со   стороны   государства  .   Об    этом    ярко
свидетельствует  кастовая   система  ,  функционирующая   до   сих   пор   в
индийской   культуре   .   В    традиционной    культуре    Китая    человек
рассматривается   в   качестве   “  песчинки”    ,   слагающей    окружности
социальной   иерархии   ,   расположенные    вокруг    единого    центра   -
императорской  власти ,  обладающей  правом  на  любые  формы   насилия   во
имя  сохранения  общественной  системы  ,”  освящённой   Небом  “  .  Короче
говоря , в   восточном   традиционном   обществе   наблюдается  ,  с   одной
стороны , ориентация  на   ненасилие   в   отношении   к   природе  ,  а   с
другой  стороны , - насильственная  ориентация  государства   по   отношению
к  человеку .
         На  Западе  мы  видим  совсем  другую  альтернативу  .  Начиная   с
античности , возрастает  отпадение  человека  от  космоса   и   человек   по
отношению   к   природе   выступает   как   “  царь  “  ,  который    вправе
управлять  ею . Но  с  другой  стороны , выделение  человека  из  природы  ,
придание  ему  “ царственного  ”   статуса   позволило    Западу  ,  получив
первые   импульсы   в   итальянском   Возрождении   ,  двигаться   от   идеи
индивида  к  индивидуальности  и , наконец , личности . К  новому    времени
 происходит  фактически   окончательный   разрыв   Европы   с   традиционным
обществом  , тогда  же  возникают  политологические   понятия   ”   Запад  ”
и
” Восток” . Новая  экономическая  и  политическая   реальность   европейской
истории  коренным  образом   меняет   отношение   к   человеку  ,  ведёт   к
утверждению  его
” естественных ”прав , к  числу  которых  прежде  всего  относится  право
на  жизнь , на  безопасность .
     Сравнительный   анализ   культурных   традиций    Востока    и   Запада
помогает  трезво  оценить  отечественную  ситуацию .  Не   только   в   силу
нашего  географического  срединного  положения ,  но   и   вследствие   ряда
исторических  причин  ,  в   России  ,  по   крайней   мере   в   20   в.  ,
сложилась  ситуация  безальтернативности - ориентация  на   насилие   и   по
отношению  к  природе , и
к  человеку  в  обществе .
      Где  же  выход ? Наверное , единственная  надежда  для   нашего   мира
это“ узкий  и  прямой  путь  ненасилия ” ( М . Ганди  )  .  Это   отказ   от
насилия , от  стремления  подавить , эксплуатировать ,  манипулировать   или
подчинить   противостоящую   сторону  ,  признание   её   равноценности    и
достоинства  как  партнёра  диалога . Именно  здесь  кроется  исток   поиска
 компромиссов , нахождения   баланса   сил   и   обретения   солидарности  ,
мирного  разрешения  конфликтов , трудных   путей   со-беседования   и   со-
труднечества , со-гласия  и  со-ревнования , со-страдания  и  со-чувствия  ,
со-единения  и  со-средоточения . Жизнь  оказывается   важнейшей   этической
ценностью . Отказ  от  идеологии   господства   и   подчинения   отнюдь   не
означает   отказ   от   власти   ,   а    лишь    от    определённых    форм
осуществления  власти - от  авторитарно - деспотических   и   репрессивно  -
насильственных  механизмов   её   реализации  ,  вообще   недопускающих   ни
самоорганизации , ни  самоуправления , ни  свободы  личности .
    Какие  же  методы  можно  применять  в  борьбе  за  ненасилие ?
Казалось  бы ,
о   применении   силы   не   может   идти    и    речи    (   ведь    борьба
ненасильственная ) ,

                                    - 4 -

однако  сила  в  ненасильственной  борьбе  не  только  применительна   ,  но
и занимает
в  ней  очень  важное  место .
   Рассмотрим    этот  интересный  вопрос  более  подробно . Он  нашёл
своё  отражение  в  работе  Дж.Шарпа  “ Роль  силы  в  ненасильственной
борьбе “.
В  этой  работе  много   интересных   мыслей   ,   большинство   из   них  ,
достойных нашего   приводится   ниже .
                                Понятие  силы
   В   основе   ненасильственной   борьбы   лежит   определённое   понимание
природы  силы  в  обществе  и  политике . Эту  борьбу  невозможно  понять  ,
если  не  принимать  во  внимание  такого  важного  элемента , как  сила .
   Данное   утверждение   находится   в   прямом   противоречии   с   широко
распространенными  представлениями  о  то , что  ненасильственное   действие
 теоретически  и  практически  игнорирует  реальность  силы  в   политике  ,
и  что  сторонники  ненасильственных  действий   очень   наивны  ,  ибо   не
видят  в  насилии  источник  политического  могущества . Эти   представления
 связаны  с  отрицанием  или  игнорированием   силы   в   политике   и   той
роли , какую  она  играет  в  процессе  ненасильственной  борьбы.
   Ненасильственная  борьба  представляет  собой   политическую   технику  ,
которую  необходимо  понять  исходя  из  её  собственной  природы  ,  а   не
объяснять  или  оценивать  её  по  ассоциации   или   сходству   с   другими
явлениями . Эта  техника  скорее  использует  социальные  ,  психологические
, экономические  и   политические   методы   воздействия   на   оппонента  (
согласно  учению  ненасилия , субъекта ,  против   действий   или   политики
которого  ведется  борьба , следует  не  называть  врагом , противником ,  а
  оппонентом  .Тем   самым   выражается    принципиальная    готовность    к
взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) .  Она   включает   около   200
методов   символического   протеста  ,   социального    несотрудничества   ,
экономических    бойкотов   ,   трудовых    забастовок    ,    политического
несотрудничества    и    мирного    вмешательства     (    которое     может
варьироваться   от   сидячего    протеста    до    создания    параллельного
правительства) . Эти  разнообразные  методы  также  именуются  “  оружием  “
ненасильственных  действий.
     Данную  технику  не  следует  путать  с  отличными  от  неё  ,  но   не
менее  важными  проявлениями   религиозных   и   нравственных   убеждений  ,
которые  предполагают  уклонение  от  насилия . Однако  гораздо  чаще   люди
 и  движения ,  осуществлявшие   практику   ненасильственной   борьбы  ,  не
принимали   в   принципе   обязательства    использовать    только    мирные
средства . Они  использовали  насилие  прежде  или   готовы   прибегнуть   к
нему  при  определённых  обстоятельствах  в  будущем . Иными  словами ,  при
  наличных   условиях   эти   люди   были   готовы   следовать   благородной
стратегии  ненасильственной  борьбы  для  достижения   конкретных   целей  ,
хотя  и   не   были   связаны   обязательством   использовать   именно   эти
средства  в  любых  возможных  ситуациях . Основной  причиной  выбора   этой
 стратегии  была  надежда  увеличить  свои   шансы   на   успех   в   данном
конфликте .
     Ненасильственная   борьба   является   техникой   противостояния   силы
противнику - оппоненту . Группа ,  выступающая   в   качестве   оппонента  ,
обычно   обладает   значительной    административной   ,   экономической   ,
политической  и военной  мощью .
Эта    группа    обычно    представляет    собой    контролируемый    элитой
государственный  аппарат , который  враждебен   благополучию   и   интересам
широкого  населения .  Однако   часто   в   качестве   оппонента   выступает
внегосударственное     образование     ,поддерживаемое      государственными
структурами.

                                    - 5 -

Широкие  круги  населения , которые  испытывают  отрицательное   воздействие
 политического  курса  и  действий  группы  ,  которая   рассматривается   в
качестве  оппонента , могут  быть  названы “  притесняемой “   группой  .Эта
группа  может
заниматься  отдельными  проблемами   или   выступать   против   политики   в
целом , или  даже  может  не  признавать  режима  .  Но   группа  ,  которая
фактически  участвует  в  ненасильственной  борьбе , меньше  “  притесняемой
” группы , хотя  количество  людей  и  различных  социальных   институтов  ,
вовлечённых  в  эту  борьбу , может  широко  варьироваться .
    Эта  борьба  не  может  быть  понята  или  разумно   организованна   без
внимания  к  возможности  силы . Термин  “ сила ”  используется  здесь   для
  обозначения   всей   совокупности   различных    видов    воздействия    и
давления ( включая  санкции ), помогающих  группе  или  обществу   сохранить
 себя , реализующих  их  политический
 курс  и  способствующий  ведению  внутренней  и   внешней   борьбы  .  Сила
может  измеряться  соответствующей  возможностью   контролировать   ситуацию
,  людей   и   институты  ,  или   возможностью   мобилизовывать   людей   и
институты  на  определённое   действие  .Такого   рода   сила   может   быть
использована ,  чтобы   дать   возможность   группе   достичь   определённой
цели ; осуществить  или  изменить  политический   курс  ;  побудить   других
людей   вести   себя   так  ,  как   того   желают    обладатели    силы   ;
сопротивляться  или   поддерживать   существующую   систему  ,  политику   и
отношения ; изменить  или  разрушить  существующую   расстановку   сил   или
институтов ; или  совершенствовать  комбинацию  всех  этих  факторов .
      Политическая   сила   может   находиться   в   руках   правительств  ,
государства , институтов , оппозиционных  движений  и   других   групп  .Она
может  быть  использована  непосредственно , но может   быть   и   резервной
способностью ,
оказывая  влияние  лишь  фактором  своего  существования .
     Чтобы  понять  роль  силы  в  ненасильственных  действиях ,  необходимо
 взглянуть  на  её  природу  и  динамику ,  - как  в  группе   оппонентов  ,
так  и  в  группе  ненасильственного  действия .
                           Зависимость  правителей
     Часто  упускается  из  виду  тот  факт , что  сила , которой   обладают
  отдельные   индивиды   и   группы   на   высших   уровнях    политического
руководства  и  управления  в  любом  правительстве (т.е.   те  ,  кого   мы
для  краткости  называем
” правителями” ), не  является  чем - то  изначально  присущим .  Эту   силу
они  получают  извне , из  общества , которым  они  управляют .
      Главы   правительств   и   политических   систем   не   являются    ни
всемогущими , ни  обладающими   самовоспроизводящейся   силой  .  Господство
правителей   и   политической   элиты   зависит   в   конечном   счёте    от
сотрудничества  населения  и  общественных  институтов .
   Политическая  сила  возникает  из  взаимодействия  всех   или   хотя   бы
нескольких  источников , таких  как  :
1) . Власть. Устойчивость  и   действенность   власти   правителей    и   её
легитимность  в  глазах  подданных.
2) . Человеческие  ресурсы . Число  людей , поддерживающих ,  сотрудничающих
 или   оказывающих  особое  содействие  ,  их   число   относительно   всего
населения , а  также  формы  и  устойчивость  их  организаций .
3) . Знания  и  навыки .Умения , знания  и  возможности  этих   людей  ,  их
способность  удовлетворять  потребности  правителей .


                                    - 6 -

  4) . Скрытые  факторы .  Психологические   и   идеологические   факторы  ,
такие  как  привычки , отношение  к  повиновению  и   подчинению  ,  наличие
или  отсутствие  общественного  доверия , идеология , чувство  долга.
5) . Материальные  ресурсы . Собственность , естественные  и  финансовые
ресурсы,
экономическая  система , система  связи  и  транспорта .
6) . Санкции . Характер  и  сила  принуждения  и  наказания , которые
имеются  в  распоряжении  правителей  для  применения  их  как  против
подданных , так  и  в  международных  конфликтах .
   Почти  всегда  существует  проблема , в  какой  степени   некоторые   или
все  эти  источники  силы  имеются  в   наличии  ;  исключительно   редко  (
если  не  сказать  никогда)  складывается  ситуация , когда  все  они   даны
 полностью   или  полностью
отсутствуют . Увеличение  или  уменьшение   силы   правителей   зависит   от
сочетания  этих  источников .
      Правители    в    большей    мере    зависят    от    повиновения    и
сотрудничества  тех , кем  управляют . Отвергая   их   право   руководить  ,
подданные  тем  самым  берут  назад  всеобщее  или  групповое  соглашение  ,
которое  только  и  делает  существование  правительства   возможным  .  Эта
потеря  власти  ведёт  к
дезинтеграции  силы  правителей . Когда  потеря  власти  достигает   крайней
 степени , это  угрожает  самому  существованию  такого  правительства .
     Ситуация   ограничения   или   отказа   подданных   от   сотрудничества
опасна  для  любого  режима , потому  что   именно   своим   сотрудничеством
подданные  способствуют  функционированию  и   увековечиванию   существующей
системы . Как  экономическая , так  и  политическая  системы   функционируют
 благодаря  содействию  многих  людей , организаций  и   малых   групп  ,  а
правители  зависят  от  их   сотрудничества   и   содействия  .  Чем   более
обширен  и  более  детализирован  контроль  правителей  ,  тем   более   они
нуждаются  в  подобно  содействии.
    Сила  правителей  зависит  от  постоянства  подобного  содействия  ,  не
только  отдельных  членов  общества , должностных  лиц , служащих   и   т.п.
, но  и  организаций  и  институтов  ( даже   второстепенных  )   ,  которые
образуют  систему  в  целом . Это  могут  быть  министерства  ,  организации
, отделения , комитеты  и  т.п. Однако  эти  индивиды , группы  и  институты
 могут  отказаться  от  сотрудничества  и  могут   уклонится   от   оказания
содействия , достаточного
для  того , чтобы  сохранить  позиции  правителей  и  дать  им   возможность
 реализовывать  свой  политический  курс .
                            Границы  принуждения
      Если  перед  лицом  широко  распространяющегося   несотрудничества   и
неповиновения  правители  не  идут  на   значительные   уступки  ,  то   они
должны  всё  больше  прибегать  к  принуждению . Пытаясь   обеспечить   себе
необходимое  содействие  и  сотрудничество  ,  правители   могут   применять
санкции  ( или  наказания  ).  Очень   часто   подобные   санкции   возможны
благодаря  тому , что  в  то  время  как  одна  часть  населения   отвергает
 существующую  власть , другая  часть  остаётся  преданной  и   осуществляет
 её  политический  курс .
    Но  это , однако , ещё  не  всё  .  Правящая   группа   также   в   свою
очередь  ,  должна   быть   объединена   чем-то   иным  ,   нежели    только
санкциями  и , следовательно  ,  также   является   уязвимой   для   внешних
воздействий  .  К   тому   же   сама   способность   правителей    применять
санкции  как  у  себя , так  и  за  рубежом  в значительной   мере   зависит
от  помощи   самих   подданных  ,  которая   может   быть   ограничена   или
прекращена .  Но  правителям  нужна  не  пассивная  поддержка , а

                                    - 7 -

явное  проявление  исполнительности  людей  и  большое  число  помощников  .
Однако  все  усилия  добиться  этого  содействия  путём  принуждения   будут
 недостаточными , если  власть  правителей  не  будет  ограничена .
    Санкции  необходимы  для  поддержания  политической  власти   правителей
- особенно  в  моменты  кризисов  .  Однако   эффективность   этих   санкций
зависит  от
реакции  подданных , которым   они   угрожают   лил   против   которых   они
применяются . Во  многих  ситуациях  люди  должны ,  как   порой   поступают
на  войне  солдаты , не   отступить   перед   лицом   опасности  .  Даже   в
случае  применения  санкций ,  всегда   существует   возможность   выбора  ,
проявления  своей
воли .Чтобы  быть  эффективной  санкция   должна   внушать   страх  ;  тогда
люди  снова  согласятся  сотрудничать  и  подчиняться . Они   могут   и   не
сделать  этого .
В  такой  ситуации  отношения  власти  существенно  видоизменяются , и   это
 представляет   серьёзную  угрозу  силе  правителей .
                         Объединённое  сопротивление
       Наличие  каждого  из  источников  силы , кроме   того   связано   или
непосредственно   зависит   от   степени   сотрудничества  ,  покорности   ,
повиновения  и   содействия  ,  которых   правители   должны   добиться   от
своих   подданных   и   институтов   общества  .   Эта    зависимость    при
определённых   обстоятельствах   позволяет   подданным   ограничивать    или
изолировать  эти  источники   силы  путём
уменьшения   или   даже   отказа   от    необходимого    сотрудничества    и
повиновения .
         Если  силу  правителей   можно   регулировать   путём   отказа   от
помощи  и  повиновения , тогда  несотрудничество  и   неповиновение   должно
быть  широко  распространены . К  тому  же , необходимо   поддерживать   эти
действия  и   перед   лицом   репрессий  ,  направленных   на   то  ,  чтобы
вынудить    к    покорности    .    Крупномасштабное     неповиновение     и
несотрудничество  возможны  лишь  в  том  случае ,  если   только   пропадёт
или  уменьшится  страх  у  подданных  и  если  только   они   будут   готовы
переносить   любые   санкции   во   имя   перемен  .  Такая  акция    станет
политически    значимой   .   Свобода    действия     правителей     обратно
пропорциональна  количеству  неповинующихся  подданных  ,   несотрудничающих
институтов , а  также  степени  зависимости  правителей  от  этих   факторов
. Следовательно ,  проблема   контроля   над   силой   может   быть   решена
путём  изучения  того , как  можно  реализовывать  и   сохранять   уклонение
от  сотрудничества .
       Если   отказ   от   одобрения  ,   сотрудничества    и    повиновения
сохраняется  и  при  угрозе  нападения   со   стороны   правителей  ,  тогда
конец   режима   неизбежен.  Так   что    все    правители    находятся    в
зависимости  от  сотрудничества   подданных  ;  а   мнение   о   том  ,  что
власть   утверждается   только   насилием    и    что    победа    неизбежно
достаётся   стороне  ,  обладающей  большей   способностью   к   насилию   ,
является  ошибочным . На  самом   деле   главным   является   решимость   не
повиноваться  и  способность  к  сопротивлению .
       Такое   понимание   сущности   политической   власти    может    быть
реализовано двояко :  во-первых  ,  непризнание   гражданами   тиранического
правительства    должно    быть    активно    выражено    в    отказе     от
сотрудничества  .  Во-вторых  ,  должна   быть   проведена   групповая   или
массовая  акция . Когда  правящее  меньшинство  сплочено ,  а   управляемому
большинству   не   хватает   независимой   организации  ,  тогда   подданные
обычно  не  способны  на  общую  оппозицию .Они  будут  бороться   один   на
один . Эффективное  действие , основанное   на   таком   понимании   силы  ,
нуждается  в  общем  сопротивлении  и  открытом  неповиновении.

                                    - 8 -

                        Структурные  основы  общества
      Структурная  основа  общества  существенным   образом   предопределяет
возможность  граждан  контролировать  своих  правителей . Эта  структура
выражается  в  существовании  разнообразных  общественных   институтов  ,  в
которых  и  сконцентрирована  политическая  сила .
     Формы  и  сущность  этих  органов   политической   силы   меняются   от
общества  к  обществу , и  от   ситуации   к   ситуации  .   Одни   способны
включать  такие  социальные  группы  и  институты , как  семья ,  социальные
 классы  ,  религиозные   и   национальные   группы  ,  профессиональные   и
экономические   группы  ,  небольшие   поселения   и   деревни  ,  города  ,
провинции  и   регионы  ,  органы   местной   администрации  ,   организации
добровольцев  и  политические  партии . Но  чаще  всего
эти  органы  силы   являются   традиционными  ,  укоренившимися  ,официально
признанными  социальными  группами  и   институтами  .  Иногда   они   могут
быть  организованы  не  столь   формально  ,могут   создаваться   или   даже
восстанавливаться   по   мере   осуществления   каких-либо   целей   или   в
противостоянии  правителям.
     Cтатус   этих   образований   в    качестве    органов    силы    будет
определяться  их  способностью  действовать  независимо   и   контролировать
действенную  силу  других , т.е.  правителей  или  других   органов   власти
и  силы . И  поэтому  чрезвычайно   важно   их   количество  ,  степень   их
централизации   или   децентрализации  ,   принятые    в    них    процедуры
выработки    решений   ,   степень     их     внутренней     прочности     и
жизнеобеспеченности .
   Структура  сил   общества  ,  а   также   их  взаимосвязь  ,  значительно
определяют  сферу  и  степень  максимальной  эффективности   сил   правителя
.  Когда   сила   как  бы    разлита    в    обществе    между    различными
общественными  институтами , власть  правителей   с   большей   вероятностью
будет   подчиняться   контролю   и   ограничениям  ,  так    как    подобные
структуры  дают  возможность  противостоять  правительственному   влиянию  .
Подобная  ситуация  ассоциируется  с  политической  “свободой ”.Когда  же  ,
с другой  стороны , органы  силы существенно ослаблены  ,  подорваны  ,  или
путём  различных  ограничений  нарушено  их  независимое   существование   и
автономия  действий , тогда   сила   правителей   с   большой   вероятностью
станет  неконтролируемой . Это  ослабит  или  даже  разрушит  способность  к
общему противостоянию . Такая  ситуация  ассоциируется  с    “тиранией”.
      Потенциальная  способность  общества  контролировать   правителей   во
многом  зависит  от  условий , в   которых   действуют   органы   силы  .  У
общества ,  в   котором   существуют   группы   и   институты  ,  обладающие
значительной  социальной  силой  и  способные  к  независимому   действию  ,
больше  возможностей  контролировать   власть   правителей   и   тем   самым
противостоять  тирании , чем   у   общества  ,  в   котором   все  подданные
одинаково  бессильны , так  как   в   нём   не   существует   структур  ,  с
помощью  которых  народ  может  действовать  сообща  для  достижения   своих
 целей .
    Источникам  власти  правителей   угрожает  опасность ,  как   правило  ,
только  тогда , когда  одновременно  большое  количество   подданных  (  или
социальные   группы   или   институты  )   уклоняются   от    содействия   ,
сотрудничества  и   повиновения   .  Поэтому   способность   этих   структур
отказывать  в  поддержке  источникам   власти   приобретает   первостепенное
значение .


                                    - 9 -

    Таким  образом  возможность  контроля  за   действиями   правителей   со
стороны   негосударственных   институтов   общества    будет    определяться
следующими  факторами : 1) желанием  народа  контролировать  эти  силы ;  2)
количеством  независимых  организаций   и   институтов  ;  3)  степенью   их
независимости ; 4) характером   источников   силы  ,  контролируемых   этими
институтами ; 5) степенью
влияния  на  социальную  силу  и  контроля   за   ней   и   6)  способностью
людей  выражать  своё  неодобрение  и  отказываться   от   сотрудничества  .
Если  все  эти
факторы   наличествует   в   достаточной   степени  ,  то  общество    может
выбирать , предоставить  ли  силу  правителям  или  ограничить  ,  а   может
и  совсем  перекрыть  их  доступ  к  силе .
     Cледовательно  ,  изменение   силы   правителей   непосредственно   или
косвенным    образом    связано    с    готовностью    подданных    одобрять
правителей , подчиняться  им ,  сотрудничать   с   ними   и   выполнять   их
намерения .
                         Ослабление  силы  правителей
Когда люди  отказываются  от  сотрудничества  ,  уклоняются   от   помощи  ,
проявляют  стойкость  в  своём  неповиновении  и  открытом   неподчинении  ,
они  лишают  своего  оппонента  элементарной  поддержки   и   сотрудничества
, в  которых  нуждается  любое  правительство  и  иерархическая   система  .
Граждане  могут  неподчиняться  законам , которые  они  отвергают .  Рабочие
 могут  прекратить  работу , чем  парализуют  экономику  .  Служащие   могут
отказаться  исполнять  инструкции . Солдаты  и  полиция  могут   действовать
 пассивно  при  проведении  репрессий ; они  могут   даже   взбунтоваться  .
Если  люди  и  институты  делают  это  достаточно  долго   и   интенсивно  ,
правительство  или  иерархическая  система  теряют  силу .  Люди  ,  которые
были “ правителями “ , становятся  обычными  людьми . Всё  меняется    из-за
 того  ,  что   человеческое   содействие  ,  создающие   и   поддерживающее
политическую   силу   режима  ,  исчезло  .   И    поэтому    сила    режима
уничтожается .
     Однако  ,чтобы   обладать   эффективной   силой   против    властвующих
правителей , недостаточно  одного  упрямства  и  коллективной   стойкости  .
Всеобщее  противостояние  должно  быть  переведено  в   стратегию   действия
. Людям  необходимо  знание   техники  ,  основанной   на   этом   понимании
существа  силы , включая  специфические  методы  этой   техники  ,  динамику
развития , необходимые  составляющие  успеха   и   принципов   стратегии   и
тактики . Реализация   этой   техники   должна   быть   умелой  .  К   этому
относится  и  умение  настаивать  на  своём , несмотря  на  репрессии .  Нам
 необходимо  более  полное  знание  техники   ненасильственных   действий  -
той  техники , которая  основана  на  нашем  понимании  природы  силы .
                 Система  ненасильственных  средств  борьбы
     Ненасильственное  действие  представляет  собой  совокупность   средств
 борьбы. Оно  включает  в  себя  демонстрацию  сил  и  проведение  “  битв”,
нуждается  в  мудрой  стратегии  и  тактике , в  мужестве  своих   ”  солдат
”, дисциплине  и  способности   к   жертвам  .  Чтобы   победить  ,  люди  ,
стремящиеся  к  этому  ненасильственным  путём  , должны   умело   применять
избранную  ими   тактику   действия  ,  осуществлять   необходимые   условия
настолько  эффективно , как  только  они  могут .  Хотя   бытует   мнение  ,
что  достижение  успеха  ненасильственным  путём  требует   гораздо   больше
времени  ,  чем   насилием  ,   это    не    всегда    верно   .   Временами
ненасильственные   действия   приводят   к   успеху   в   течении   довольно
быстрого  срока .

                                   - 10 -

Большинство  методов  ненасильственных  действий  можно  рассматривать   как
  реализацию   теории   силы  ,  о   которой   говорилось   выше   .   Чётко
различаются   три   определённых   класса   ненасильственного    оружия    в
ненасильственной   борьбе  :  ненасильственный   протест   и   убеждение   ,
несотрудничество  и   ненасильственная   интервенция  .  Эти   виды   оружия
ненасильственной  борьбы  могут  изменить
существующие  социальные , экономические  или   политические   отношения   и
одновременно  основательно  изменить  баланс  сил .
   Ненасильственный   протест   и   убеждение   являются   главным   образом
символическими  действиями  в  мирном   противостоянии   или   при   попытке
убеждения  ,  осуществляемого   не   при   помощи   слов  ,  а   посредством
кратковременных     актов     несотрудничества     или      ненасильственной
интервенции . К  этим  действиям  относятся : демонстрации  ,  пикетирование
,  расклеивание   плакатов  ,  обучение  ,  траурные   митинги   и   митинги
протеста .
     Самая   незначительная   группа   ненасильственных   методов   включает
несотрудничество   c   оппонентом   .   Несотрудничество    заключается    в
намеренном
неодобрении ,  уклонении   или   открытом   неповиновении   в   определённых
существующих  отношениях - экономических , социальных  или   политических  .
Действия  могут  быть  спонтанными  или  запланированными ,  законными   или
             незаконными .
    Методы  несотрудничества  разделяются  на  три  категории  :  1)  методы
социального  несотрудничества ( включая  социальные  бойкоты  );  2)  методы
экономического   несотрудничества   (  подразделяющиеся   на   экономические
бойкоты  и  забастовки ) ;  3)  методы   политического   несотрудничества  (
также    известные   как   политические    бойкоты   )   .   Умение    групп
ненасильственного    действия    владеть    оружием    несотрудничества    -
социальным  ,  экономическим   или   политическим    является    чрезвычайно
важным  в  динамике  ненасильственной  борьбы .
    Методы  ненасильственной  интервенции  ,  применяемые   в   определённых
ситуациях , коренным  образом  изменяют  её . К   ним   относятся   посты  ,
сидячие   забастовки  ,   протесты   ,   ненасильственные    заграждения   ,
утверждение  новых  социальных  установок  ,  альтернативные   экономические
структуры  ,  розыск   тюремных   заключённых  ,  продолжение   работы   без
сотрудничества , создание  параллельного  правительства .
                              Овладение  силой
      Ненасильственные    действия    прибегают    к    силе     как     для
противодействия  оппоненту  ,  так   и   для   достижения   своих   целей  .
Поскольку  с  помощью  ненасилия  оказывается   воздействие   на   источники
силы  оппонента  , ненасилие  может  быть  рассмотрено  как   более   прямое
действие , чем  политическое  насилие .  Если   ключевые   спорные   вопросы
носят  в  основном  экономический  характер , то  и   сопротивление   должно
носить  экономический  характер . Если  эти  вопросы  являются  в   основном
 политическими  и  оппоненты   требуют   политического   сотрудничества   от
населения  ,  то   сопротивление   может   быть    политическим   .   Вместо
нанесения  непосредственного  удара  по  военным  формированиям   оппонентов
, которые   являются   видимым   выражением   их   силы  ,  ненасильственные
санкции   наносят   удар   непосредственно   по   источнику   этой   силы  :
сотрудничеству  и  повиновению .  Например  ,  массовые   забастовки   могут
парализовать  экономику , а  то  и  дело   вспыхивающие   мятежи   разложить
армию .
     Технику  ненасильственных  действий   можно  также  рассматривать   как
 более  опосредованное , не  прямое  воздействие  на  силу  оппонента ,  чем
 это

                                   - 11 -

осуществляет  насилие .  Это  осуществляется   с   целью   подрыва   позиций
оппонентов  и  одновременно  помогает  сопротивляющимся  мобилизовать   свою
 возрастающую  силу  и  поддержку , которая  им  оказывается  .  Например  ,
провоцируя    репрессии     своими     ненасильственными     действиями    ,
ненасильственно    сопротивляющиеся    могут    продемонстрировать   ,   что
репрессии    оппонента    не    в    состоянии    запугать    население    .
Продолжительное  сопротивление  наряду  с
поддержанием  ненасильственной  дисциплины  может   вызвать   у   постоянных
сторонников  правителей  отчуждение  от  них  и , таким  образом ,  ослабить
 их .
Число  сопротивляющихся  может  расти  ,  и   поддержка   их   также   может
очень значительно  увеличиться . Всё  это  происходит   вследствие   того  ,
что  насилию  оппонента  противостоят  опосредованно .
     На  весь  ход   конфликта   будет   влиять   стратегия   и   тактика  ,
применяемая  группами  ненасильственного   действия  .  Они   нуждаются   во
внимательном  и  тщательном   планировании   своей   стратегии  ,  используя
лучшее   из   имеющихся   в   распоряжении   стратегических   принципов    и
знание  ненасильственной  борьбы  в  конфликтной  ситуации .