Роль силы в ненасильственной борьбе
МГТУ имени Н.Э.Баумана
РЕФЕРАТ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
НА ТЕМУ :
“ РОЛЬ СИЛЫ В НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ БОРЬБЕ “
Cтудент :
Группа
:
Преподаватель :
Волкова И.В.
МОСКВА 1996 год.
- 2 -
Теория ненасилия
Термин ненасилие в последнее время становится всё более и
более популярным. Он прочно вошел в обиход политической лексики ;
без него редко обходятся в политологических дискуссиях оно всё
чаще встречается в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих
социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо
ужаса перед творящимся на наших глазах и всё возрастающим насилием
, помимо осознания гибельности насилия во имя любых целей , помимо
авторитета мыслителей , общественных деятелей , с которыми связываются
идеи и практика ненасилия , да и просто человеческой
привлекательности философии ненасилия , в быстром принятии слова
’’ненасилие’’ и связанных с ним ассоциаций кроется усталость от
привычных слов , с помощью которых принято выражать возвышенные
этические идеи .
Насилие и ненасилие присутствуют во всех культурах , у всех
народов . Насилие на протяжении многих веков было , можно сказать ,
формой общественного развития , а наряду с этим существовали
упования на ненасилие , различным образом выражаемые , вылившиеся на
уровне индивидуального самоопределения в непротивлении , неучастии ,
пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ ненасилия и
состоит в этом : ‘’Не противься злому . Но кто ударит тебя в
правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных приверженцев
теории и практики ненасилия стремятся привлечь такой новозаветный
материал для обосновании идеи ненасилия . Но ведь и по Евангелию ,
и по Деяниям Апостолов известно , что раннехристианская социально-
этическая доктрина , имея в качестве одного из краеугольных камней
заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений
насилие в отношении ярых противников истинной веры или
вероотступников . Только благодаря реформаторству Л.В. Толстого
заповедь ‘’ не противься злому’’ приобрела тот смысл , который мы
стараемся вычитать в ней сегодня :’’ Не противься злу насилием ‘’,и
это - одна из ряда возможных интерпретаций евангельской заповеди .
В каждой культуре существуют две альтернативы : одна -
ориентация на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных
культурах указанная альтернатива проявляется по-разному . Чтобы полнее
понять идею ненасилия , рассмотрим проявление этой идеи в культурах
Востока , Запада и России.
Традиционным культурам , определяющим лицо Востока , присуще
гармонизирующие видение человека и космоса , их нерасчленённость ,
полное единение . ‘’Мир и я рождаемся вместе , и вся тьма вещей
составляет единое со мной ‘’ - говорится в даосском тексте ‘’ Чжуан-
цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О той же гармонии говорят и конфуцианцы . По
словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя , и
даже такое мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место
среди них . Все люди - мои братья и сёстры , все существа - мои
друзья ’’ . Апофеозом ненасильственного отношения ко всему живому
является индийский джайнизм . ‘’ Книга о хорошем поведении ‘’ из
джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда земле подобно
избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не
должен грешить против земли или позволять другим делать это ...
Человек , который воздерживается от причинения вреда даже ветру ,
знает о страданиях всех живых существ ... Тот , кто знает , что
плохо для него самого , знает , что плохо для других , и наоборот
... ‘’
- 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение к природе
имело негативные последствия для судеб народов
Востока . Потому что
невыделенность человека из природы проектировалась на общество .
Отсюда -отсутствие понятия индивид , личность .Человек рассматривается
как ‘’ песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не
признаётся . Поэтому в традиционном обществе по отношению к человеку
допускается насилие со стороны государства . Об этом ярко
свидетельствует кастовая система , функционирующая до сих пор в
индийской культуре . В традиционной культуре Китая человек
рассматривается в качестве “ песчинки” , слагающей окружности
социальной иерархии , расположенные вокруг единого центра -
императорской власти , обладающей правом на любые формы насилия во
имя сохранения общественной системы ,” освящённой Небом “ . Короче
говоря , в восточном традиционном обществе наблюдается , с одной
стороны , ориентация на ненасилие в отношении к природе , а с
другой стороны , - насильственная ориентация государства по отношению
к человеку .
На Западе мы видим совсем другую альтернативу . Начиная с
античности , возрастает отпадение человека от космоса и человек по
отношению к природе выступает как “ царь “ , который вправе
управлять ею . Но с другой стороны , выделение человека из природы ,
придание ему “ царственного ” статуса позволило Западу , получив
первые импульсы в итальянском Возрождении , двигаться от идеи
индивида к индивидуальности и , наконец , личности . К новому времени
происходит фактически окончательный разрыв Европы с традиционным
обществом , тогда же возникают политологические понятия ” Запад ”
и
” Восток” . Новая экономическая и политическая реальность европейской
истории коренным образом меняет отношение к человеку , ведёт к
утверждению его
” естественных ”прав , к числу которых прежде всего относится право
на жизнь , на безопасность .
Сравнительный анализ культурных традиций Востока и Запада
помогает трезво оценить отечественную ситуацию . Не только в силу
нашего географического срединного положения , но и вследствие ряда
исторических причин , в России , по крайней мере в 20 в. ,
сложилась ситуация безальтернативности - ориентация на насилие и по
отношению к природе , и
к человеку в обществе .
Где же выход ? Наверное , единственная надежда для нашего мира
это“ узкий и прямой путь ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это отказ от
насилия , от стремления подавить , эксплуатировать , манипулировать или
подчинить противостоящую сторону , признание её равноценности и
достоинства как партнёра диалога . Именно здесь кроется исток поиска
компромиссов , нахождения баланса сил и обретения солидарности ,
мирного разрешения конфликтов , трудных путей со-беседования и со-
труднечества , со-гласия и со-ревнования , со-страдания и со-чувствия ,
со-единения и со-средоточения . Жизнь оказывается важнейшей этической
ценностью . Отказ от идеологии господства и подчинения отнюдь не
означает отказ от власти , а лишь от определённых форм
осуществления власти - от авторитарно - деспотических и репрессивно -
насильственных механизмов её реализации , вообще недопускающих ни
самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы личности .
Какие же методы можно применять в борьбе за ненасилие ?
Казалось бы ,
о применении силы не может идти и речи ( ведь борьба
ненасильственная ) ,
- 4 -
однако сила в ненасильственной борьбе не только применительна , но
и занимает
в ней очень важное место .
Рассмотрим этот интересный вопрос более подробно . Он нашёл
своё отражение в работе Дж.Шарпа “ Роль силы в ненасильственной
борьбе “.
В этой работе много интересных мыслей , большинство из них ,
достойных нашего приводится ниже .
Понятие силы
В основе ненасильственной борьбы лежит определённое понимание
природы силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять ,
если не принимать во внимание такого важного элемента , как сила .
Данное утверждение находится в прямом противоречии с широко
распространенными представлениями о то , что ненасильственное действие
теоретически и практически игнорирует реальность силы в политике ,
и что сторонники ненасильственных действий очень наивны , ибо не
видят в насилии источник политического могущества . Эти представления
связаны с отрицанием или игнорированием силы в политике и той
роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.
Ненасильственная борьба представляет собой политическую технику ,
которую необходимо понять исходя из её собственной природы , а не
объяснять или оценивать её по ассоциации или сходству с другими
явлениями . Эта техника скорее использует социальные , психологические
, экономические и политические методы воздействия на оппонента (
согласно учению ненасилия , субъекта , против действий или политики
которого ведется борьба , следует не называть врагом , противником , а
оппонентом .Тем самым выражается принципиальная готовность к
взаимопониманию , диалогу , сотрудничеству ) . Она включает около 200
методов символического протеста , социального несотрудничества ,
экономических бойкотов , трудовых забастовок , политического
несотрудничества и мирного вмешательства ( которое может
варьироваться от сидячего протеста до создания параллельного
правительства) . Эти разнообразные методы также именуются “ оружием “
ненасильственных действий.
Данную технику не следует путать с отличными от неё , но не
менее важными проявлениями религиозных и нравственных убеждений ,
которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди
и движения , осуществлявшие практику ненасильственной борьбы , не
принимали в принципе обязательства использовать только мирные
средства . Они использовали насилие прежде или готовы прибегнуть к
нему при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при
наличных условиях эти люди были готовы следовать благородной
стратегии ненасильственной борьбы для достижения конкретных целей ,
хотя и не были связаны обязательством использовать именно эти
средства в любых возможных ситуациях . Основной причиной выбора этой
стратегии была надежда увеличить свои шансы на успех в данном
конфликте .
Ненасильственная борьба является техникой противостояния силы
противнику - оппоненту . Группа , выступающая в качестве оппонента ,
обычно обладает значительной административной , экономической ,
политической и военной мощью .
Эта группа обычно представляет собой контролируемый элитой
государственный аппарат , который враждебен благополучию и интересам
широкого населения . Однако часто в качестве оппонента выступает
внегосударственное образование ,поддерживаемое государственными
структурами.
- 5 -
Широкие круги населения , которые испытывают отрицательное воздействие
политического курса и действий группы , которая рассматривается в
качестве оппонента , могут быть названы “ притесняемой “ группой .Эта
группа может
заниматься отдельными проблемами или выступать против политики в
целом , или даже может не признавать режима . Но группа , которая
фактически участвует в ненасильственной борьбе , меньше “ притесняемой
” группы , хотя количество людей и различных социальных институтов ,
вовлечённых в эту борьбу , может широко варьироваться .
Эта борьба не может быть понята или разумно организованна без
внимания к возможности силы . Термин “ сила ” используется здесь для
обозначения всей совокупности различных видов воздействия и
давления ( включая санкции ), помогающих группе или обществу сохранить
себя , реализующих их политический
курс и способствующий ведению внутренней и внешней борьбы . Сила
может измеряться соответствующей возможностью контролировать ситуацию
, людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и
институты на определённое действие .Такого рода сила может быть
использована , чтобы дать возможность группе достичь определённой
цели ; осуществить или изменить политический курс ; побудить других
людей вести себя так , как того желают обладатели силы ;
сопротивляться или поддерживать существующую систему , политику и
отношения ; изменить или разрушить существующую расстановку сил или
институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих факторов .
Политическая сила может находиться в руках правительств ,
государства , институтов , оппозиционных движений и других групп .Она
может быть использована непосредственно , но может быть и резервной
способностью ,
оказывая влияние лишь фактором своего существования .
Чтобы понять роль силы в ненасильственных действиях , необходимо
взглянуть на её природу и динамику , - как в группе оппонентов ,
так и в группе ненасильственного действия .
Зависимость правителей
Часто упускается из виду тот факт , что сила , которой обладают
отдельные индивиды и группы на высших уровнях политического
руководства и управления в любом правительстве (т.е. те , кого мы
для краткости называем
” правителями” ), не является чем - то изначально присущим . Эту силу
они получают извне , из общества , которым они управляют .
Главы правительств и политических систем не являются ни
всемогущими , ни обладающими самовоспроизводящейся силой . Господство
правителей и политической элиты зависит в конечном счёте от
сотрудничества населения и общественных институтов .
Политическая сила возникает из взаимодействия всех или хотя бы
нескольких источников , таких как :
1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и её
легитимность в глазах подданных.
2) . Человеческие ресурсы . Число людей , поддерживающих , сотрудничающих
или оказывающих особое содействие , их число относительно всего
населения , а также формы и устойчивость их организаций .
3) . Знания и навыки .Умения , знания и возможности этих людей , их
способность удовлетворять потребности правителей .
- 6 -
4) . Скрытые факторы . Психологические и идеологические факторы ,
такие как привычки , отношение к повиновению и подчинению , наличие
или отсутствие общественного доверия , идеология , чувство долга.
5) . Материальные ресурсы . Собственность , естественные и финансовые
ресурсы,
экономическая система , система связи и транспорта .
6) . Санкции . Характер и сила принуждения и наказания , которые
имеются в распоряжении правителей для применения их как против
подданных , так и в международных конфликтах .
Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые или
все эти источники силы имеются в наличии ; исключительно редко (
если не сказать никогда) складывается ситуация , когда все они даны
полностью или полностью
отсутствуют . Увеличение или уменьшение силы правителей зависит от
сочетания этих источников .
Правители в большей мере зависят от повиновения и
сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их право руководить ,
подданные тем самым берут назад всеобщее или групповое соглашение ,
которое только и делает существование правительства возможным . Эта
потеря власти ведёт к
дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает крайней
степени , это угрожает самому существованию такого правительства .
Ситуация ограничения или отказа подданных от сотрудничества
опасна для любого режима , потому что именно своим сотрудничеством
подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей
системы . Как экономическая , так и политическая системы функционируют
благодаря содействию многих людей , организаций и малых групп , а
правители зависят от их сотрудничества и содействия . Чем более
обширен и более детализирован контроль правителей , тем более они
нуждаются в подобно содействии.
Сила правителей зависит от постоянства подобного содействия , не
только отдельных членов общества , должностных лиц , служащих и т.п.
, но и организаций и институтов ( даже второстепенных ) , которые
образуют систему в целом . Это могут быть министерства , организации
, отделения , комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты
могут отказаться от сотрудничества и могут уклонится от оказания
содействия , достаточного
для того , чтобы сохранить позиции правителей и дать им возможность
реализовывать свой политический курс .
Границы принуждения
Если перед лицом широко распространяющегося несотрудничества и
неповиновения правители не идут на значительные уступки , то они
должны всё больше прибегать к принуждению . Пытаясь обеспечить себе
необходимое содействие и сотрудничество , правители могут применять
санкции ( или наказания ). Очень часто подобные санкции возможны
благодаря тому , что в то время как одна часть населения отвергает
существующую власть , другая часть остаётся преданной и осуществляет
её политический курс .
Но это , однако , ещё не всё . Правящая группа также в свою
очередь , должна быть объединена чем-то иным , нежели только
санкциями и , следовательно , также является уязвимой для внешних
воздействий . К тому же сама способность правителей применять
санкции как у себя , так и за рубежом в значительной мере зависит
от помощи самих подданных , которая может быть ограничена или
прекращена . Но правителям нужна не пассивная поддержка , а
- 7 -
явное проявление исполнительности людей и большое число помощников .
Однако все усилия добиться этого содействия путём принуждения будут
недостаточными , если власть правителей не будет ограничена .
Санкции необходимы для поддержания политической власти правителей
- особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций
зависит от
реакции подданных , которым они угрожают лил против которых они
применяются . Во многих ситуациях люди должны , как порой поступают
на войне солдаты , не отступить перед лицом опасности . Даже в
случае применения санкций , всегда существует возможность выбора ,
проявления своей
воли .Чтобы быть эффективной санкция должна внушать страх ; тогда
люди снова согласятся сотрудничать и подчиняться . Они могут и не
сделать этого .
В такой ситуации отношения власти существенно видоизменяются , и это
представляет серьёзную угрозу силе правителей .
Объединённое сопротивление
Наличие каждого из источников силы , кроме того связано или
непосредственно зависит от степени сотрудничества , покорности ,
повиновения и содействия , которых правители должны добиться от
своих подданных и институтов общества . Эта зависимость при
определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или
изолировать эти источники силы путём
уменьшения или даже отказа от необходимого сотрудничества и
повиновения .
Если силу правителей можно регулировать путём отказа от
помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно
быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти
действия и перед лицом репрессий , направленных на то , чтобы
вынудить к покорности . Крупномасштабное неповиновение и
несотрудничество возможны лишь в том случае , если только пропадёт
или уменьшится страх у подданных и если только они будут готовы
переносить любые санкции во имя перемен . Такая акция станет
политически значимой . Свобода действия правителей обратно
пропорциональна количеству неповинующихся подданных , несотрудничающих
институтов , а также степени зависимости правителей от этих факторов
. Следовательно , проблема контроля над силой может быть решена
путём изучения того , как можно реализовывать и сохранять уклонение
от сотрудничества .
Если отказ от одобрения , сотрудничества и повиновения
сохраняется и при угрозе нападения со стороны правителей , тогда
конец режима неизбежен. Так что все правители находятся в
зависимости от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что
власть утверждается только насилием и что победа неизбежно
достаётся стороне , обладающей большей способностью к насилию ,
является ошибочным . На самом деле главным является решимость не
повиноваться и способность к сопротивлению .
Такое понимание сущности политической власти может быть
реализовано двояко : во-первых , непризнание гражданами тиранического
правительства должно быть активно выражено в отказе от
сотрудничества . Во-вторых , должна быть проведена групповая или
массовая акция . Когда правящее меньшинство сплочено , а управляемому
большинству не хватает независимой организации , тогда подданные
обычно не способны на общую оппозицию .Они будут бороться один на
один . Эффективное действие , основанное на таком понимании силы ,
нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.
- 8 -
Структурные основы общества
Структурная основа общества существенным образом предопределяет
возможность граждан контролировать своих правителей . Эта структура
выражается в существовании разнообразных общественных институтов , в
которых и сконцентрирована политическая сила .
Формы и сущность этих органов политической силы меняются от
общества к обществу , и от ситуации к ситуации . Одни способны
включать такие социальные группы и институты , как семья , социальные
классы , религиозные и национальные группы , профессиональные и
экономические группы , небольшие поселения и деревни , города ,
провинции и регионы , органы местной администрации , организации
добровольцев и политические партии . Но чаще всего
эти органы силы являются традиционными , укоренившимися ,официально
признанными социальными группами и институтами . Иногда они могут
быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже
восстанавливаться по мере осуществления каких-либо целей или в
противостоянии правителям.
Cтатус этих образований в качестве органов силы будет
определяться их способностью действовать независимо и контролировать
действенную силу других , т.е. правителей или других органов власти
и силы . И поэтому чрезвычайно важно их количество , степень их
централизации или децентрализации , принятые в них процедуры
выработки решений , степень их внутренней прочности и
жизнеобеспеченности .
Структура сил общества , а также их взаимосвязь , значительно
определяют сферу и степень максимальной эффективности сил правителя
. Когда сила как бы разлита в обществе между различными
общественными институтами , власть правителей с большей вероятностью
будет подчиняться контролю и ограничениям , так как подобные
структуры дают возможность противостоять правительственному влиянию .
Подобная ситуация ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же ,
с другой стороны , органы силы существенно ослаблены , подорваны , или
путём различных ограничений нарушено их независимое существование и
автономия действий , тогда сила правителей с большой вероятностью
станет неконтролируемой . Это ослабит или даже разрушит способность к
общему противостоянию . Такая ситуация ассоциируется с “тиранией”.
Потенциальная способность общества контролировать правителей во
многом зависит от условий , в которых действуют органы силы . У
общества , в котором существуют группы и институты , обладающие
значительной социальной силой и способные к независимому действию ,
больше возможностей контролировать власть правителей и тем самым
противостоять тирании , чем у общества , в котором все подданные
одинаково бессильны , так как в нём не существует структур , с
помощью которых народ может действовать сообща для достижения своих
целей .
Источникам власти правителей угрожает опасность , как правило ,
только тогда , когда одновременно большое количество подданных ( или
социальные группы или институты ) уклоняются от содействия ,
сотрудничества и повиновения . Поэтому способность этих структур
отказывать в поддержке источникам власти приобретает первостепенное
значение .
- 9 -
Таким образом возможность контроля за действиями правителей со
стороны негосударственных институтов общества будет определяться
следующими факторами : 1) желанием народа контролировать эти силы ; 2)
количеством независимых организаций и институтов ; 3) степенью их
независимости ; 4) характером источников силы , контролируемых этими
институтами ; 5) степенью
влияния на социальную силу и контроля за ней и 6) способностью
людей выражать своё неодобрение и отказываться от сотрудничества .
Если все эти
факторы наличествует в достаточной степени , то общество может
выбирать , предоставить ли силу правителям или ограничить , а может
и совсем перекрыть их доступ к силе .
Cледовательно , изменение силы правителей непосредственно или
косвенным образом связано с готовностью подданных одобрять
правителей , подчиняться им , сотрудничать с ними и выполнять их
намерения .
Ослабление силы правителей
Когда люди отказываются от сотрудничества , уклоняются от помощи ,
проявляют стойкость в своём неповиновении и открытом неподчинении ,
они лишают своего оппонента элементарной поддержки и сотрудничества
, в которых нуждается любое правительство и иерархическая система .
Граждане могут неподчиняться законам , которые они отвергают . Рабочие
могут прекратить работу , чем парализуют экономику . Служащие могут
отказаться исполнять инструкции . Солдаты и полиция могут действовать
пассивно при проведении репрессий ; они могут даже взбунтоваться .
Если люди и институты делают это достаточно долго и интенсивно ,
правительство или иерархическая система теряют силу . Люди , которые
были “ правителями “ , становятся обычными людьми . Всё меняется из-за
того , что человеческое содействие , создающие и поддерживающее
политическую силу режима , исчезло . И поэтому сила режима
уничтожается .
Однако ,чтобы обладать эффективной силой против властвующих
правителей , недостаточно одного упрямства и коллективной стойкости .
Всеобщее противостояние должно быть переведено в стратегию действия
. Людям необходимо знание техники , основанной на этом понимании
существа силы , включая специфические методы этой техники , динамику
развития , необходимые составляющие успеха и принципов стратегии и
тактики . Реализация этой техники должна быть умелой . К этому
относится и умение настаивать на своём , несмотря на репрессии . Нам
необходимо более полное знание техники ненасильственных действий -
той техники , которая основана на нашем понимании природы силы .
Система ненасильственных средств борьбы
Ненасильственное действие представляет собой совокупность средств
борьбы. Оно включает в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”,
нуждается в мудрой стратегии и тактике , в мужестве своих ” солдат
”, дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди ,
стремящиеся к этому ненасильственным путём , должны умело применять
избранную ими тактику действия , осуществлять необходимые условия
настолько эффективно , как только они могут . Хотя бытует мнение ,
что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо больше
времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами
ненасильственные действия приводят к успеху в течении довольно
быстрого срока .
- 10 -
Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как
реализацию теории силы , о которой говорилось выше . Чётко
различаются три определённых класса ненасильственного оружия в
ненасильственной борьбе : ненасильственный протест и убеждение ,
несотрудничество и ненасильственная интервенция . Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут изменить
существующие социальные , экономические или политические отношения и
одновременно основательно изменить баланс сил .
Ненасильственный протест и убеждение являются главным образом
символическими действиями в мирном противостоянии или при попытке
убеждения , осуществляемого не при помощи слов , а посредством
кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной
интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование
, расклеивание плакатов , обучение , траурные митинги и митинги
протеста .
Самая незначительная группа ненасильственных методов включает
несотрудничество c оппонентом . Несотрудничество заключается в
намеренном
неодобрении , уклонении или открытом неповиновении в определённых
существующих отношениях - экономических , социальных или политических .
Действия могут быть спонтанными или запланированными , законными или
незаконными .
Методы несотрудничества разделяются на три категории : 1) методы
социального несотрудничества ( включая социальные бойкоты ); 2) методы
экономического несотрудничества ( подразделяющиеся на экономические
бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (
также известные как политические бойкоты ) . Умение групп
ненасильственного действия владеть оружием несотрудничества -
социальным , экономическим или политическим является чрезвычайно
важным в динамике ненасильственной борьбы .
Методы ненасильственной интервенции , применяемые в определённых
ситуациях , коренным образом изменяют её . К ним относятся посты ,
сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения ,
утверждение новых социальных установок , альтернативные экономические
структуры , розыск тюремных заключённых , продолжение работы без
сотрудничества , создание параллельного правительства .
Овладение силой
Ненасильственные действия прибегают к силе как для
противодействия оппоненту , так и для достижения своих целей .
Поскольку с помощью ненасилия оказывается воздействие на источники
силы оппонента , ненасилие может быть рассмотрено как более прямое
действие , чем политическое насилие . Если ключевые спорные вопросы
носят в основном экономический характер , то и сопротивление должно
носить экономический характер . Если эти вопросы являются в основном
политическими и оппоненты требуют политического сотрудничества от
населения , то сопротивление может быть политическим . Вместо
нанесения непосредственного удара по военным формированиям оппонентов
, которые являются видимым выражением их силы , ненасильственные
санкции наносят удар непосредственно по источнику этой силы :
сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки могут
парализовать экономику , а то и дело вспыхивающие мятежи разложить
армию .
Технику ненасильственных действий можно также рассматривать как
более опосредованное , не прямое воздействие на силу оппонента , чем
это
- 11 -
осуществляет насилие . Это осуществляется с целью подрыва позиций
оппонентов и одновременно помогает сопротивляющимся мобилизовать свою
возрастающую силу и поддержку , которая им оказывается . Например ,
провоцируя репрессии своими ненасильственными действиями ,
ненасильственно сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что
репрессии оппонента не в состоянии запугать население .
Продолжительное сопротивление наряду с
поддержанием ненасильственной дисциплины может вызвать у постоянных
сторонников правителей отчуждение от них и , таким образом , ослабить
их .
Число сопротивляющихся может расти , и поддержка их также может
очень значительно увеличиться . Всё это происходит вследствие того ,
что насилию оппонента противостоят опосредованно .
На весь ход конфликта будет влиять стратегия и тактика ,
применяемая группами ненасильственного действия . Они нуждаются во
внимательном и тщательном планировании своей стратегии , используя
лучшее из имеющихся в распоряжении стратегических принципов и
знание ненасильственной борьбы в конфликтной ситуации .