Форма государства. Исторический опыт и современные проблемы

Оглавление


Оглавление  1

Раздел I. Понятие формы государства     2

  1. Понятие формы государства    2
    Форма правления    4
    Форма государственного устройства   5

  2. Формы рабовладельческого государства     8

  3. Формы феодального государства      11

  4. Формы капиталистического государства     14

Раздел II. Форма правления   16

  1. Понятие формы правления и государственного режима   16
    Определение формы правления   16
    Классификация форм правления  17
    Государственный режим    18

  2. Монархия    19
    Понятие 19
    Абсолютная монархия      19
    Дуалистическая монархия  20
    Парламентарная монархия  21

  3. Республика  22
    Понятие 22
    Дуалистическая (президентская) республика 24
    Парламентарная республика     25
    Смешанная (полупрезидентская) республика  26
    Советская республика     27

Раздел III. Государственное устройство  29

  1. Понятие     29

  2. Территориальная автономия    31

  3. Формы политико-территориального устройства    32

  4. Унитарное устройство (унитаризм)   34

  5. Федеративное устройство (федерализм)     38

Список литературы      43

Примечания  44



                     Раздел I. Понятие формы государства


Понятие формы государства — Формы рабовладельческого государства — Формы
феодального государства — Формы капиталистического государства



                        1. Понятие формы государства

      Форма государства является непосредственным выразителем  его  сущности
и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова,  в
конечном счете, будет и его форма.
      Исследовать государство с точки зрения его сущности означает  выявить,
волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно  в  первую  очередь
выражает и защищает. Рассматривать государство под углом  зрения  содержания
означает установить, как и в каких  направлениях  оно  при  этом  действует.
Изучать же государство с точки зрения его формы,  —  это  значит,  в  первую
очередь, изучать его строение, его составные  части,  внутреннюю  структуру,
основные методы установления и осуществления государственной власти.
      Формы государства, также, как его сущность и  содержание,  никогда  не
оставались и не остаются раз и  навсегда  установленными,  неизменными.  Под
влиянием множества экономических, социально-политических,  идеологических  и
иных факторов они всегда изменялись  и  развивались.  Постоянно  менялось  и
представление о них. Справедливым является утверждение Л.Гумпловича  о  том,
что "учение о различии государств или  о  государственных  формах"  является
"столь  же   шатким   и   неустановленным,   как   и   определение   понятия
государства"[i].
      Чтобы убедиться  в  этом,  достаточно  сказать,  что  за  всю  историю
развития  государства  и  права  были  высказаны  десятки,  если  не   сотни
различных мыслей и суждений по вопросу о  формах  государства.  Предлагались
самые различные подходы и варианты решения данной проблемы.  Еще  в  Древней
Греции и Риме философы и  юристы  высказывали  разнообразные,  порою  весьма
противоречивые мнения и суждения по поводу того, что  следует  понимать  под
формой государства, какие формы государства существуют, чем  они  отличаются
друг от друга.
      Один из величайших мыслителей античности Платон исходил, например,  из
того,  что  идеальной  формой   правления   "идеального   государства"   как
государства "лучших и благородных" является  "законная  власть  немногих"  —
аристократия.  Кроме  того,  им  выделялась  и   рассматривалась   "законная
монархия" — царская власть и "незаконная" — олигархия.
      Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в
силу испорченности человеческой натуры, ее  форм.  Идеальное  государство  и
его аристократическая форма, согласно этому учению,  не  вечны.  Государство
может деградировать и, соответственно, в этом же направлении  изменять  свои
формы.
      Аристократия, приводящая к появлению частной собственности на землю  и
превращению свободных людей в рабов,  может  вырождаться  в  так  называемую
тимократию.  Последняя,   представляющая   собой   критско-спартанский   тип
государства,  господство   наиболее   сильных   воинов,   может   постепенно
превращаться  в  олигархию.  Олигархия  же,   как   строй,   основанный   на
имущественном цензе и власти немногих  богатых,  —  в  демократию.  Наконец,
демократия, как власть народа и для  народа,  в  силу  опьянения  последнего
свободой сверх меры,  в  "неразбавленном  виде"  может  вырождаться  в  свою
противоположность — тиранию. Это  —  самая  худшая  форма  государства,  при
которой  безраздельно  господствуют  произвол,  насилие,  бесправие  широких
масс. Глава государства — тиран, захватывает власть от имени  народа  и  как
"ставленник народа".
      О многообразии форм государства развивал свои взгляды и  Аристотель  —
ученик Платона и вместе с тем его  критик.  Рассматривая  форму  государства
как систему, олицетворяемую  верховной  властью  в  государстве,  Аристотель
определял  ее  в  зависимости  от  числа  властвующих  (один,  немногие  или
большинство), как монархию, аристократию или политию-демократию.  Эти  формы
государства считались им "правильными",  ибо  в  них  просматривалась  общая
польза  правителей.  Каждая  из  данных  "правильных"   форм   могла   легко
искажаться и превращаться в соответствующие "неправильные" формы —  тиранию,
олигархию или охлократию. "Неправильные" формы  использовались  правителями,
по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
      Традиции  древнегреческой  мысли  в  исследовании   форм   государства
развивались и в Древнем Риме. Цицерон  (106-43  гг.  до  н.  э.),  например,
выделял, в зависимости от числа правителей, три  простые  формы  государства
(царскую власть  —  монархию,  власть  оптиматов  —  аристократию,  а  также
народную власть — демократию) и смешанную форму.
      Когда верховная власть находится в руках одного человека, писал он, мы
называем такую форму государства "царской властью". Когда  она  находится  в
руках у выборных лиц, то говорят, что "эта  гражданская  община  управляется
волей оптиматов. Народной  же  (ведь  ее  так  и  называют)  является  такая
община, в которой все находится в руках народа".
      Для того, чтобы предотвратить ту или иную простую форму государства от
искажения и вырождения, великий римский оратор  и  государствовед  предлагал
использовать  смешанную  форму,  складывающуюся  в  результате  выделения  и
смешения положительных черт всех вышеназванных простых форм.
      Учения и отдельные идеи, касающиеся форм государственного устройства и
правления, развивались не только в Древней Греции и  Риме,  но  и  в  других
странах. Причем не только  на  ранних  и  средних  стадиях  существования  и
развития человеческой цивилизации, но и во все последующие столетия и годы.
      Значительное  внимание  исследованию  форм  государства  уделяется   в
современной  отечественной  и  зарубежной  литературе.   Разумеется,   среди
авторов-современников, также как и среди их  древних  предшественников,  нет
единого  взгляда  и  представления  о  понятии,  видах  и  содержании   форм
государства.  Высказываются  разные  точки  зрения,  различные   подходы   к
определению понятия и содержания формы государства.
      Традиционным,  например,  для  отечественного   государствоведения   и
правоведения  1960-70  гг.,  было  представление  о  форме  государства  как
институте,  складывающемся  из  формы  правления  и  формы  государственного
устройства. В более поздний период, вплоть до настоящего времени, в  научной
литературе утвердилось мнение, согласно которому форма  государства  состоит
из формы правления, формы  государственного  устройства  и  государственного
режима. Данное мнение является преобладающим не только в  отечественной,  но
и в зарубежной литературе.
      Что собой представляет каждая из составных частей формы государства?


Форма правления

      Форма   правления   рассматривается   как   организация   государства,
включающая в себя  порядок  образования  высших  и  местных  государственных
органов  и  порядок  взаимоотношений   между   ними.   Формы   правления   в
значительной мере различаются  в  зависимости  от  того,  осуществляется  ли
власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу.  В
первом случае  имеет  место  монархическая  форма  правления.  Во  втором  —
республиканская.
      При монархической форме правления источником  государственной  власти,
согласно  действующим  законам,  является  монарх.  При  республиканской   —
выборный государственный орган.
      Вот как определил основные  различия  между  монархией  и  республикой
проф. П.А.Сорокин[ii]:
      "В  чем  же  главная  разница  между  монархией  и  республикой.   Она
заключается в  следующем:  монархическая  форма  государства  означает,  что
власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти  на
основе его собственного права.
      В  монархии  монарху  предоставлено  окончательное  решение  по   всем
важнейшим государственным актам. Народ здесь не  обладает  никакой  властью,
или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе  устранен
от управления, или  участвует  в  нем  лишь  в  ограниченном  объеме.  Иначе
обстоит  дело  в  республике.  Под  республикой   разумеется   такая   форма
государства, где власть принадлежит самому народу и только ему.
      Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей
и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела.
      Таково  главное  различие  между   монархическим   и   республиканским
государствами. Из этого различия вытекает и ряд других.
      Раз в монархии монарх обладает властью на основе  собственного  права,
то это означает, что он царствует "Божьей  милостью"  и  может  стоять  даже
выше закона. Сам закон здесь прежде  всего  —  лишь  просто  выражение  воли
монарха. Иначе в республике. Здесь власть принадлежит народу. Поэтому  закон
в республике может и должен быть выражением воли народа.  Всякий  закон,  не
утвержденный самим народом (или его представителями), ничтожен; это —  вовсе
не  закон.  Поэтому  же  и  глава  республиканского  государства   управляет
государством не на  основе  собственного  права,  не  "Божьей  милостью",  а
только "волею народа". В монархии власть (престол) — наследственна;  она  от
одного государя переходит  к  его  потомкам,  помимо  воли  народа,  в  силу
простого факта наследования.  В  республике  власть  от  избранного  народом
главы государства (президента) к другому переходит не по воле  президента  и
не в силу наследования, а в силу народного избрания. На место  одного  главы
государства в республике становится лишь тот, кого выберет народ.
      В монархии короли обладают властью пожизненно; в республике  президент
выбирается лишь на определенный срок или на определенное количество лет.  Во
Франции, напр., президент выбирается  на  семь  лет,  в  Северо-Американских
Штатах — на четыре года. По истечении этого срока президент должен  уступить
место другому лицу, тому, кого выберет народ.
      Раз в монархии  король  управляет  государством  на  основании  своего
права, "Божьей милостью", то он и не  ответственен  перед  народом  за  свои
действия. Какие бы преступления он ни совершил, его нельзя  предать  суду  и
приговорить  к  наказанию.  Во  всех  монархиях  особа   монарха   считается
"священной", неприкосновенной и безответственной. Не то в республике.
      Если здесь президент управляет лишь волею народа, то он перед  народом
несет и ответственность за свои действия.  За  тяжелые  преступления,  вроде
измены, он может быть предан суду и приговорен к наказанию.
      Таковы основные различия между монархическим и республиканским образом
правления. Едва ли нужно  говорить,  какая  из  этих  форм  государственного
устройства лучше и более соответствует интересам народа. Ответ ясен  сам  по
себе  и  гласит:  для  народа  более  лучшей   формой   правления   является
республика"[iii].
      История и современность знают различные виды монархий и республик. Они
в значительной степени зависят от типов государств, а также  от  условий  их
возникновения и функционирования.
      На современном этапе развития общества и государства  монархии  бывают
двух видов  —  дуалистические  и  парламентарные.  Характерной  особенностью
дуалистической   монархии    является    формально-юридическое    разделение
государственной власти между монархом и парламентом.  Исполнительная  власть
находится непосредственно в руках монарха. Законодательная —  у  парламента.
Последний, однако, фактически подчиняется монарху.
      Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и
фактически ограничен во всех сферах  осуществления  государственной  власти.
Законодательная власть полностью принадлежит  парламенту.  Исполнительная  —
правительству, которое несет  ответственность  за  свою  деятельность  перед
парламентом. Участие монарха в формировании правительства чисто  символично.
Примерами парламентарной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция  и
др.
      Современные республики бывают двух видов:  президентские,  характерной
особенностью которых  является  соединение  в  руках  президента  полномочий
главы правительства и государства, и парламентарные. Особенностью  последних
является довольно слабая власть президента. Характерным  для  парламентарной
республики  является  также  наличие  должности  премьер-министра,   который
выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей  партии
или партийной коалиции.
      Примером президентской республики могут служить  Аргентина,  Бразилия,
Россия, США и др. Парламентарной — Греция, Италия, Германия и др.
      В  России  президентская  республика  отличается  чрезвычайно  сильной
властью президента. Согласно  Конституции  1993  года  президент  как  глава
государства определяет основные направления внутренней  и  внешней  политики
страны, решает узловые кадровые проблемы, представляет Российскую  Федерацию
внутри  страны  и   в   международных   отношениях,   назначает   выборы   в
Государственную Думу, распускает ее в  случаях  и  порядке,  предусмотренных
Конституцией,  назначает   референдум,   обладает   правом   законодательной
инициативы. Президент также подписывает  и  обнародует  федеральные  законы,
издает указы и распоряжения, ведет переговоры  и  подписывает  международные
договоры Российской Федерации, подписывает ратификационные  грамоты,  решает
вопросы гражданства и многие другие  жизненно  важные  для  всего  общества,
государства и отдельных граждан вопросы.

Форма государственного устройства

      Форма  государственного  устройства  представляет   собой   внутреннее
строение государства, его деление  на  составные  части  —  административно-
территориальные единицы, автономные политические образования или  суверенные
государства. Она отражает также характер соотношения государства в  целом  и
отдельных его частей.
      Существуют   две   основных   разновидности   форм    государственного
устройства. Наиболее простая из них — унитарное государство.  Это  —  единое
государственное  образование.  Государство  при   этом   делится   лишь   на
административно-территориальные части.  Для  такого  государства  характерно
существование общих для всей страны высших органов государственной власти  и
управления, единой судебной системы и конституции. Унитарными  государствами
являются Англия, Франция, Италия, Венгрия, Монголия и др.
      Более сложной формой государственного устройства  является  федерация.
Федеративное   государство   состоит   из   ряда   других   государств   или
государственных образований — членов федерации  (штатов,  кантонов,  союзных
или автономных республик и др.). Каждое из них имеет  свое  административно-
территориальное деление. Наряду с существованием и деятельностью  общих  для
всей  федерации  высших  органов  государственной  власти  и  управления  на
территории каждого из них действуют также свои собственные высшие и  местные
органы государственной  власти  и  управления.  Аналогично  обстоит  дело  с
конституцией и другими федеральными законами, с судебными,  прокурорскими  и
иными органами.
      Одной из важнейших, хотя  и  менее  распространенных  по  сравнению  с
другими формами  государственного  устройства,  является  конфедерация.  Она
представляет  собой   объединение   или   союз   государств,   при   котором
государства,   образующие    конфедерацию,    полностью    сохраняют    свою
самостоятельность,  имеют  свои  собственные  органы  власти,  управления  и
правосудия.  Для  координации  совместных  действий  государства   -   члены
конфедерации создают объединенные органы.  Последние  функционируют  лишь  в
строго   определенных   сферах   и   преследуют   строго   определенные    —
экономические, политические, военные или иные цели.
      Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено  на  пути
движения   государств   к   образованию   федерации.   В   настоящее   время
конфедерацией  в  формально-юридическом  плане  считается  Швейцария.   Хотя
фактически она  является  федерацией.  Признаки  конфедерации  имеются  и  в
Содружестве Независимы Государств (СНГ).
      Помимо  принадлежности  к  тому  или  иному  типу,  а  также   наличия
определенных  форм  правления  и  государственного  устройства,  государства
отличаются друг  от  друга  своими  режимами.  Под  государственным  режимом
понимается совокупность используемых стоящими у  власти  группами,  классами
или слоями методов и способов осуществления государственной власти.
      Государственный режим является наиболее  динамичной  составной  частью
формы  государства,  чутко  реагирующим  на  наиболее  важные   процессы   и
изменения, происходящие в окружающей экономической и  социально-политической
среде,  в  соотношении  социально-классовых  сил.  Государственный  режим  в
значительной  мере  индивидуализирует  форму  государства.  Он  выступает  в
качестве  важнейшей  составной  части  политического  режима,  охватывающего
собой не только государство, но и все другие элементы  политической  системы
общества.
      О характере  режима,  существующего  в  той  или  иной  стране,  могут
свидетельствовать разнообразные факторы.  Однако  наиболее  важными  из  них
являются следующие: способы и порядок формирования  органов  государственной
власти, управления и  правосудия;  порядок  распределения  между  различными
госорганами компетенции и характер их  взаимоотношений;  степень  реальности
прав  и  свобод  граждан;  роль  права  в  жизни  общества   и   в   решении
государственных  дел;  место  и  роль  в  государственном  механизме  армии,
полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им  структур;  степень
реального участия граждан и их объединений в государственной и  общественно-
политической жизни, в управлении государством; основные  способы  разрешения
возникающих в обществе социальных и политических конфликтов и др.
      Политическая практика полностью подтвердила  справедливость  тезиса  о
том, что стоящий у власти слой или класс, в частности,  буржуазия  "во  всех
странах неизменно вырабатывает две системы управления, два метода борьбы  за
свои интересы и отстаивания своего господства,  причем  эти  два  метода  то
сменяют друг друга, то переплетаются вместе в различных сочетаниях. Это, во-
первых, метод насилия, метод отказа от  всяких  уступок  рабочему  движению,
метод поддержки всех  старых  и  отживших  учреждений,  метод  непримиримого
отрицания реформ... Второй метод —  метод  "либерализма",  шагов  в  сторону
развития политических прав, в  сторону  реформ,  уступок  и  т.  д."[iv].  В
зависимости от того, какой из  этих  методов  осуществления  государственной
власти в той или  иной  стране  выступает  на  первый  план,  различают  два
основных вида государственных режимов: авторитарный (антидемократический)  и
демократический (либеральный).
      Авторитарный  режим  характеризуется  ликвидацией   или   значительным
ограничением прав и  свобод  граждан,  запрещением  оппозиционных  партий  и
других организаций, ограничением роли  выборных  государственных  органов  и
усилением  роли  исполнительно-распорядительных   органов,   сосредоточением
огромных властных полномочий в руках главы  государства  или  правительства,
сведением  роли  парламента  и  других  органов  государственной  власти  до
положения сугубо формальных институтов.
      Логически завершенной и наиболее опасной формой  авторитарного  режима
является фашизм. Фашистский резким как крайняя  форма  авторитарного  режима
полностью ликвидировал в  1930-40  гг.  в  ряде  западных  стран  буржуазно-
демократические права и свободы, уничтожил все или почти  все  оппозиционные
организации и учреждения, выдвинул  на  первый  план  и  широко  использовал
террористические методы правления. Широкая социальная база  была  создана  в
основном за счет мелкой, жаждущей власти и богатства  буржуазии,  отчасти  —
средней буржуазии и обманутых слоев рабочего класса, крестьянства.
      Появление фашистских режимов является показателем  резкого  обострения
социально-классовых  противоречий  внутри  общества,  кризиса   политической
власти господствующего класса, свидетельством того, что правящая элита не  в
состоянии   больше   обеспечивать   свое   господство    лишь    либерально-
демократическими методами. Она вынуждена под угрозой утраты  государственной
власти прибегать к широкому использованию  террористических  методов.  Ярким
примером тому могут служить фашистские режимы,  существовавшие  в  довоенный
период в Германии и Италии.
      Характерными чертами фашистских режимов в этих странах были следующие.
Сочетание  репрессивных   методов   правления   с   широкой   социальной   и
политической демагогией по поводу защиты  прав  неимущих  слоев.  Официально
насаждаемый   через   средства   массовой   информации    антикоммунизм    и
антисемитизм. Прикрытие  антинародной  политики  лозунгами  заботы  о  благе
народа. Постоянно проводимая на государственном уровне "охота  на  ведьм"  —
коммунистов и "всех иных", не согласных с  проводимой  фашистскими  лидерами
политикой. Повседневная опора правящих кругов на  армию,  полицию  и  другие
репрессивные органы. Непререкаемая власть  вождя  —  фюрера,  дуче,  ставших
"богами" фашистской Германии и Италии.
      Кроме  названных  существует  ряд  и  других  особенностей  фашистских
режимов. Одной из важнейших  среди  них  является  абсолютное  доминирование
исполнительной власти над законодательной. Диктатура  исполнительной  власти
устанавливается повсеместно под предлогом проведения "кардинальных  реформ",
борьбы за "единство нации", за установление подлинной демократии,  торжество
законности и справедливости.
      Деятельность парламентских структур при этом полностью парализуется  и
политически  нейтрализуется.  Представительная  власть   народа   заменяется
властью  политиканствующей  клики.  Парламент  практически  лишается   своей
традиционной компетенции творить законодательство.
      Согласно, например, Закону о ликвидации бедственного положения  народа
и государства, принятому 23 марта 1933 г. в  Германии,  вся  законодательная
деятельность была фактически закреплена за  правительством.  Оно  наделялось
полномочиями  принимать  любые  законы  без  какой-либо  санкции  парламента
(Рейхстага).  При  этом  допускалось,  что   такие   законы   могли   и   не
соответствовать конституции. Международные договоры  не  нуждались  более  в
ратификации парламента. Канцлер наделялся исключительными  прерогативами  на
разработку  и  внесение  на  рассмотрение  правительства  проектов  законов.
Последние вступали в силу на следующий день после их утверждения.
      Характерными  признаками  буржуазно-демократического  режима  являются
следующие:  конституционное   провозглашение   и   частичное   осуществление
социально-экономических  и  политических  прав  граждан  и  их  организаций,
существование  ряда  политических  (в  том  числе   оппозиционных)   партий,
выборность и  сменяемость  центральных  и  местных  органов  государственной
власти, официальное признание принципа буржуазно-демократической  законности
и конституционности, принципа разделения властей и др.


                   2. Формы рабовладельческого государства

      Будучи едиными по своей сущности, социальному содержанию и назначению,
рабовладельческие  государства  отличались  друг   от   друга   значительным
разнообразием методов государственного управления (политических  режимов)  и
форм.  Причины  такого  разнообразия  коренились  в   различных   конкретно-
исторических  условиях  возникновения  и  развития  каждого  в   отдельности
рабовладельческого государства, в различном  соотношении  политических  сил,
степени остроты социальных  противоречий,  в  неодинаковом  уровне  развития
производительных сил  в  той  или  иной  стране,  различных  географических,
климатических и иных условиях существования того или иного государства.
      Основными формами правления рабовладельческого  государства  являлись:
монархия, аристократическая республика и демократическая республика.
      Характерными особенностями рабовладельческой монархии являются жесткая
централизация  и  концентрация   всей   государственной   власти   в   руках
наследственного  монарха,  сосредоточение  всей   полноты   законодательной,
исполнительной и судебной власти у единоличного главы государства.
      Рабовладельческие монархии имели свои разновидности.  Одной  из  таких
разновидностей рабовладельческой монархии  была  восточная  деспотия.  Форму
деспотии имели многие государства Древнего Востока (Вавилон,  Египет,  Индия
и др.). Существование этой формы было обусловлено  необходимостью  создавать
и поддерживать в порядке ирригационные сооружения, длительным сохранением  в
странах Древнего Востока общинного  хозяйства,  существованием  коллективной
собственности  на  воду,  землю,  на  часть  рабов.  Созданию  и  укреплению
деспотической власти во многом  способствовало  то  обстоятельство,  что  во
время ведения войн царь или  фараон  нередко  становился  во  главе  войска,
обожествлялся и считался, например,  в  Древнем  Египте  богом,  сыном  бога
солнца Ра.  В  Древнем  Вавилоне  царь  играл  роль  верховного  отправителя
религиозных культов. Его власть рассматривалась  как  власть,  исходящая  от
верховных божеств.
      Царь или фараон выступал как крупный собственник. В его  собственности
находились   огромные   земельные   угодья,   многочисленные   ирригационные
сооружения, здания, рабы.  Выполняя  функции  единоличного  правителя,  роль
верховного  руководителя  ирригационными  сооружениями  и  всем   хозяйством
страны, царь связывал как высший собственник в  стране  воедино  все  звенья
политического и хозяйственного механизма страны. Постоянно  опорой  во  всей
деятельности  царя  был  огромный  военно-бюрократический  аппарат,   армия,
полиция, чиновничество, жрецы. Последние,  широко  используя  ограниченность
сознания  масс,  скованность  их  традициями  первобытнообщинного  строя   и
сильную подверженность их влиянию со стороны родоплеменной знати  и  вождей,
усиленно насаждали и развивали культ фараона или царя.
      Власть монарха в условиях Восточной деспотии формально  представлялась
неограниченной. Однако в действительности она была  ограниченной  интересами
и влиянием военно-чиновничьей знати и  жрецов.  В  Древнем  Вавилове  власть
деспота в  значительной  мере  ограничивались  властью  и  влиянием  крупной
торговой знати. В истории Древнего Египта и ряда других государств  Древнего
Востока нередки были случаи  организации  заговоров  и  свержения  фараонов,
пытавшихся проводить политику, не соответствующую воле и интересам  верхушки
рабовладельческого класса, знати и жрецов.
      В   большинстве   рабовладельческих   государств   Древнего    Востока
ограничение власти  царя  носило  не  формально-юридический,  а  фактический
характер.  Лишь  в  некоторых  из   них   оно   нашло   свое   отражение   в
законодательстве. Примером правового ограничения власти царя  могут  служить
Законы Ману, составленные в Индии в период между II в. до н.э. и II в.  н.э.
В них прямо предписывалось царю держать в страхе своих  подданных,  налагать
"неустанно наказание на заслуживающих его", "охранять подданных",  проявлять
"крайнее старание в обуздании воров", ибо  "от  обуздания  воров  его  слава
возрастает, и  страна  процветает",  принимать  на  себя  "обязательство  по
исполнению драхмы", то есть по выполнению правил  добродетельного  поведения
человека, соответствующее занимаемому  им  положению,  "ежегодно  заставлять
простой народ, живущий в стране (самостоятельным) промыслом, платить  нечто,
называемое налогом". "Царь, который  по  неразумению  беспечно  мучает  свою
страну,  —  говорится  в  Законах  Ману,  —  немедленно  лишается  вместе  с
родственниками страны и жизни".
      От  восточной  деспотии  значительно  отличалась  монархическая  форма
правления рабовладельческого государства Древнего Рима. Она  возникла  в  27
г. до н.э. и существовала вплоть до 476 г. н. э. В своем развитии эта  форма
прошла два этапа: этап принципата (с 27 г. до н.э. и до  284  г.  н.  э.)  и
этап домината (с 284 г. н. э до 476 г. н. э.). На первом этапе  шел  процесс
становления  и  развития  монархической   формы   рабовладельческого   Рима,
сочетающийся с процессом постепенной утраты своего значения  республиканских
учреждений, а на втором — процесс ее разложения, выступающий  как  следствие
процесса разложения  самого  рабовладельческого  общества  и  государства  и
зарождения новых, феодальных отношений.
      В отличие от восточных деспотий монархическая форма рабовладельческого
Рима  основывалась  на  более  развитых  рабовладельческих  производственных
отношениях. От республиканской  формы  правления  (509—27  гг.  до  н.э.)  к
монархической римское государство шло через  переходные  формы  правления  —
военные   диктатуры.   Отличительной   особенностью   монархической    формы
рабовладельческого Рима было существование на  первых  стадиях  ее  развития
наряду  с  монархическими  институтами  ряда  республиканских  институтов  и
учреждений. На более поздних стадиях  развития  рабовладельческого  общества
(III в. н.э.) в Риме установилась и длительное время функционировала  высоко
централизованная военно-бюрократическая  монархия.  Ее  основной  опорой  на
всех этапах развития неизменно оставалась армия.
      Рабовладельческая аристократическая республика существовала в  Риме  в
период с VI по I в. до н.э.  С  точки  зрения  экономического  и  социально-
политического  развития  римского  общества  и  соответствующих   изменений,
имевших место в государстве и праве, данный отрезок  времени  подразделяется
на две составные части: период становления  и  упрочения  республики  (VI—IV
вв. до н. э.) и период ее расцвета и упадка (III—I вв. до н.  э.).  Органами
государственной власти в Римской  республике  формально  считались  народные
собрания, которые были правомочны  принимать  решения,  имеющие  юридическую
силу. Однако эти собрания не обладали правом законодательной  инициативы,  а
могли лишь принимать или отклонять  предложения  магистратов  —  должностных
лиц, выбираемых из представителей класса рабовладельцев  и  уполномочиваемых
на выполнение функций в области судопроизводства и управления.
      К тому же  решения  народных  собраний  нуждались  некоторое  время  в
утверждении Сенатом. Последний состоял из представителей крупной  земельной,
торговой  и  военной  аристократии,  избирался  недемократическим  путем   —
консулами, а с IV в. до н.э.—  цензорами,  составлявшими  списки  сенаторов.
Сенат сосредоточивал в себе важнейшие  государственно-властные  прерогативы.
Он обладал значительными полномочиями  в  различных  сферах  государственной
деятельности.  В  области  законодательной,  помимо   утверждения   законов,
принятых собраниями, Сенат обладал в ряде случаев правом полной  отмены  или
временного приостановления действия законов. В административной  области  он
обладал полномочиями на издание общих  распоряжений,  касающихся  укрепления
общественного  порядка,  внутренней  и  внешней  безопасности   государства,
религиозных  культов,  вопросов  войны  и   мира.   В   о6-лкти   финансовой
деятельности  Сенат  имел  право   распоряжаться   государственной   казной,
составлять планы государственных и военных расходов,  устанавливать  обычные
и дополнительные  налоги.  В  случаях  обострения  социальных  противоречий,
угрожавших устоям рабовладельческого общества, или в  случаях  нападения  на
страну извне, Сенат имел право  на  учреждение  диктатуры  и  предоставление
чрезвычайных полномочий должностному лицу — диктатору.
      Рабовладельческая демократическая  республика,  классическим  примером
которой было Афинское государство, отличалось тем,  что  в  формировании  ее
высших государственных органов принимали  участие  не  только  представители
господствующего класса рабовладельцев, но и  свободные  граждане.  В  Афинах
сложились также демократические принципы замещения  должностей:  выборность,
подотчетность, сменяемость и другие. Выборы проводились путем голосования  в
народном собрании или использования жребия.
      Высшим  органом  государственной  власти  Афинского  государства  было
Народное собрание. К  его  ведению  относился  широкий  круг  вопросов.  Оно
принимало законы и издавало постановления по ряду  частных  проблем,  решало
вопросы войны и мира, заключало или расторгало договоры и  союзы  с  другими
государствами, рассматривало заявления  о  государственных  преступлениях  и
выступало в качестве судебной инстанции. На деятельность Народного  собрания
значительное  влияние  оказывал  высший  орган  управления  государственными
делами  —  Совет  пятисот.  Наряду  с  другими  представительными   органами
Афинского государства он избирался на один год. Совет пятисот  подготавливал
законопроекты, а так же другие документы, относящиеся  к  ведению  Народного
собрания, распоряжался  финансами  государства,  делал  заключения  по  ряду
законодательных предложений;  контролировал  деятельность  должностных  лиц,
проводил решения, принятые Народным собранием, в жизнь.
      Порядок  формирования  и  деятельности  Народного  собрания  и  других
государственных органов несомненно свидетельствует о демократизме  Афинского
государства. Однако это был весьма ограниченный, узкоклассовый  демократизм.
Он полностью исключал от участия в  общественно-политической  жизни  женщин,
всех   граждан,    не    достигших    двадцатилетнего    возраста,    бывших
рабов—вольноотпущенников и других членов Афинского общества.



                      3. Формы феодального государства


      Важную роль в процессе существования  и  функционирования  феодального
государства играет его форма. Так же, как и у других типов государства,  она
распадается  на  три  части:   форма   правления,   форма   государственного
устройства и политический режим.
      Наиболее  важной  составной  частью  формы   феодального   государства
является форма правления. В силу этого в научной  и  учебной  литературе  ей
обычно и уделяется наибольшее внимание.
      Что собой она представляла в условиях феодализма? Какие  разновидности
форм   управления   были   присущи    феодальному    государству?    История
свидетельствует, что наиболее распространенной  формой  его  правления  была
монархия.   В   отдельных,   довольно    редких    случаях    имела    место
аристократическая республика.
      Монархическая  форма  правления  в  условиях  феодализма  имела   свои
разновидности.  В  соответствии  с  этапами   развития   феодального   строя
выделялась  феодальная  монархия,  сословно-представительная  и   абсолютная
монархия. В ряде европейских стран раннефеодальная монархия  существовала  в
период с VI по IX в., сословно-представительная монархия в период с Х по  XV
в. и абсолютная — в период с XIV по XIX в.
      Раннефеодальная  монархия  соответствовала   периоду   становления   и
первоначального развития феодального  строя.  Ее  отличительными  чертами  и
особенностями являлись: слабость центральной королевской власти;  наличие  в
каждой стране самостоятельных или полусамостоятельных  государств,  княжеств
или герцогств; слабая связь и практическая  независимость  крупных  феодалов
от центральных государственных органов. В политической и общественной  жизни
феодальных государств строго проводился принцип  иерархического  подчинения.
Согласно ему низший слой феодальной знати (зачастую  называемый  рыцарством)
находился в непосредственном подчинении  у  среднего  (баронов  во  Франции,
например). А средний, в свою очередь, —  в  непосредственной  зависимости  у
высшего  слоя  (графов,  князей,  герцогов).  Высший  слой  класса  феодалов
выступал в  качестве  вассала  самого  короля.  Каждый  феодал  находился  в
вассальной зависимости  лишь  от  своего  непосредственного  сеньора  и  был
полностью   свободен   по   отношению   ко   всем    другим.    Относительно
самостоятельными, внутренне замкнутыми, имеющими  свои  собственные  обычаи,
судебные органы и дружины выступали также владения  отдельных  феодалов  или
домены. Взаимоотношения между феодалами строились по формуле  "вассал  моего
вассала — не мой вассал".  За  нарушение  королевского  покровительства  или
отношений вассалитета между средними  и  низшими  слоями  феодалов  виновные
подвергались штрафам и другим наказаниям.
      Во многих  феодальных  государствах,  находившихся  на  ранней  стадии
развития,  например,  в  ряде  англосаксонских  государств  и   во   Франции
королевская власть в течение длительного времени была выборной. За  убийство
короля  предусматривалась  такая  же  мера  наказания,  как  и  за  убийство
архиепископа. Наиболее важные государственные  дела  король  рассматривал  с
участием "совета мудрых" (витанагемота), который состоял  из  представителей
светской и духовной знати. Власть французских королей, формально  являвшихся
верховными  сеньорами,  в  течение  ряда  веков   (X—XII   вв.)   фактически
осуществлялась лишь на ограниченной территории их собственной  сеньории  или
домене. Королевская власть в  значительной  степени  ограничивалась  властью
крупных феодалов, не желавших даже  юридически  признавать  ее  и  постоянно
выступавших против усиления ее влияния.
      Сословно-представительная монархия соответствовала в основном  периоду
расцвета  феодального  экономического  и  социально-политического  строя.  В
Англии, например, сословно-представительная монархия существовала  в  период
с XIII в. по XIV в., во Франции — с XIV по XV в., в Польше —  с  XIV  по  XV
век.   Характерной   особенностью   данной   формы   правления   феодального
государства было значительное усиление (во Франции, Польше, России и  других
странах) центральной государственной власти, сосредоточение в руках  монарха
основных рычагов управления государственными делами, опора его не только  на
крупное дворянство, но и на широкие слои городского населения,  а  также  на
мелкое и среднее дворянство.
      В  условиях  феодальной  раздробленности  сам  факт  существования   и
последующего усиления центральной государственной  власти  имел  исторически
прогрессивное  значение.  Монархическая   власть   была   представительницей
"порядка в беспорядке", представительницей образующейся нации  в  противовес
раздробленности на мятежные вассальные государства.
      В условиях сословно-представительной монархии  наряду  с  относительно
сильной  властью  монарха,   опиравшегося   на   мощную   армию   и   широко
разветвленный полицейский аппарат, существовали  различные  представительные
органы. Они формировались из представителей  духовенства,  зажиточных  слоев
городского населения, дворянства и обладали широкими полномочиями. В  России
такими органами были земские соборы,  в  Англии  —  парламент,  в  Польше  —
общегосударственный вольный сейм, во Франции — Генеральные  штаты  и  т.  д.
Сословно-представительные органы в  известной  степени  ограничивали  власть
монарха, который вынужден был считаться с мнением  и  решениями  входящих  в
них представителей духовенства и дворян.
      В качестве одного из  примеров  подобного  ограничения  может  служить
издание в 1357 г. дофином (наследником  французского  престола)  Карлом  под
давлением  Генеральных  штатов  Франции  "Великого  мартовского  ордонанса".
Издание его  обусловливалось  особыми,  неблагоприятными  для  всего  класса
феодалов  Франции  и  особенно  для  французского  короля  обстоятельствами,
вызванных  парижским  восстанием  (1356—1358   гг.),   а   также   разгромом
французской армии в Столетней  войне,  и  рассматривалось  как  значительная
уступка со стороны французского короля сословно-представительному  органу  —
Генеральным штатам.
      В ордонансе, в частности, говорилось о том, что данный акт,  "изданный
после собрания трех сословий королевства Франции", содержит в  себе  "многие
постановления  по   разным   вопросам".   Среди   них   "постановления"   об
"исправлении и уничтожении" "таких больших недочетов,  от  которых  страдает
государство"; об устранении от государственных дел  тех  лиц,  которые  "так
дурно управляли государством" и привлечении  к  решению  этих  дел  "хороших
честных  людей,   сведущих,   рачительных   и   верных";   о   необходимости
установления такого порядка,  при  котором  бы  дофином  Карлом  "и  другими
судьями и должностными лицами государства впредь отправлялся,  поддерживался
и охранялся правый и справедливый суд, а всякие притеснения,  вымогательства
и  незаконные  поборы,  которые  взыскивались  в  прежнее  время  с   народа
всевозможными способами и путями, займами, правом захвата,  соляным  налогом
и  другими  обложениями,  а  также  порчей  монеты  и  иначе,  впредь   были
совершенно прекращены".
      Абсолютная монархия образовалась и функционировала в период  упадка  и
разложения  феодализма  и  возникновения  в  недрах   феодального   общества
зачатков капитализма. Она была  последней  формой  существования  феодальных
государств.
      Существование абсолютной  монархии  соответствует  периоду  завершения
процесса  формирования  высокоцентрализованных  феодальных  государств.   В
Англии, например, — этот период длился с начала XVI до первой половины XVII
в., во Франции — с начала XVI до конца XVIII в., в Германии — с начала XVII
до конца XVIII в., в России  —  это  был  период  существования  Российской
Империи при Петре I и Екатерине II.
      Абсолютная монархия характеризуется чрезмерным  усилением  единоличной
власти монарха и значительным ослаблением или полной утратой  прежней  роли
сословно-представительных органов. Монарх сосредоточивает в своих руках всю
полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Он устанавливает
полный контроль над всей территорией страны, обладает  правом  наложения  и
взыскания всякого рода  пошлин,  налогов,  штрафов,  содержания  постоянной
армии и принудительного призыва на  военную  службу,  правом  произвольного
назначения на государственные должности и смещения, вынесения окончательных
судебных приговоров или помилования.
      Сохраняющиеся  некоторое  время  в  условиях   абсолютизма   сословно-
представительные органы превращаются в сугубо формальные, оказывающие  очень
слабое влияние на государственную жизнь учреждения. Таковым  был,  например,
сохранившийся   в   государственной   структуре   Франции   после   роспуска
Генеральных штатов  Парижский  парламент.  Несмотря  на  свое  претенциозное
название, данный орган не имел ни  законодательных,  ни  управленческих,  ни
даже совещательных полномочий. Он обладал лишь регистрационными функциями  в
отношении указов короля, а также  (согласно  королевскому  эдикту  1641  г.)
полномочиями наряду с  учрежденными  трибуналами  "давать  правосудие  нашим
подданным". В специальном "Эдикте,  запрещающем  парламентам  вмешиваться  в
государственные дела и администрацию" (1641 г.), король  строжайше  запрещал
"нашему парижскому парламенту  и  прочим  нашим  трибуналам"  брать  в  свое
ведение  дела,  "которые  могут  касаться   государства,   администрации   и
правительства".  "Эти  дела,  —  указывал  король  в  своем  эдикте,  -—  мы
оставляем исключительно за нашими преемниками, если только мы  не  дадим  им
нашими грамотами власти и специального поручения, сохраняя  за  собой  право
спрашивать мнение нашего парламента относительно государственных дел  в  тех
случаях, когда мы сочтем это полезным для блага нашей службы".
      Своеобразной формой  феодального  государства  была  аристократическая
республика.  Она  существовали  лишь  в  отдельных  странах   и   при   этом
распространялась  на  небольшую,  относительно   замкнутую   территорию.   В
качестве  примеров  таких  республик  могут   служить   торгово-промышленные
республики, существовавшие в некоторых городах России  (Великий  Новгород  и
Псков), Италии (Венеция, Флоренция и др.), Нидерландах, Германии и др.
      Высшими органами власти и управления республик были городские  советы,
в  состав  которых  входили  в  основном  представители   городской   знати.
Важнейшие рычаги власти и управления  при  республиканской  форме  правления
феодального государства  находились  в  руках  богатой  верхушки  городского
населения — духовенства, купцов, богатых ремесленников,  помещиков-феодалов.
Советы  ведали  всеми  делами  городов-республик  —   военными,   торговыми,
ремесленными и др.
      Каждый город-республика имел  все  свое:  войско,  во  главе  которого
нередко стоял приглашенный князь; городские  трибуналы,  ведавшие  судебными
делами; управленческий аппарат,  обычаи  и  законы,  территорию,  суверенную
власть  и  денежную  систему.  В  Новгороде  и  некоторых  других   городах-
республиках существовали также свои вече — собрания всех свободных  горожан,
на которых обсуждались и  решались  многие  вопросы  организации  внутренней
жизни и  деятельности  всего  города-республики.  Однако  решающее  слово  в
управлении   государственными   делами   неизменно   принадлежало    Советам
феодальной  аристократии  в   лице   духовенства,   купечества,   зажиточных
ремесленников и бояр.

                   4. Формы капиталистического государства


      В зависимости от конкретно-исторических условий своего возникновения и
развития  капиталистические  государства  облекаются  в   различные   формы
правления  и  государственного  устройства,   а   также   имеют   различный
политический,  а   точнее   —   государственный   режим.   Изменение   форм
капиталистического  государства  и  методов  осуществления  государственной
власти   свидетельствуют   о   приспособлении   господствующих   кругов   к
изменяющимся условиям жизни капиталистического общества, новому соотношению
социально-классовых  сил,  к  изменяющейся   экономической   и   социально-
политической среде.
      Формы правления буржуазного  государства  выступают  как  система  или
способ  организации  государственной  власти,  отличающиеся  друг  от  друга
источником  государственно-властных  полномочий   государственных   органов,
порядком формирования и  функционирования  органов  государственной  власти,
характером их субординации, принципами их взаимоотношений между  собой  и  с
населением.
      Капиталистическому  государству   свойственны   две   основные   формы
правления: конституционная монархия и буржуазная республика. Различие  между
этими формами определяется в конечном  счете  тем,  каково  положение  главы
государства  —  монарха  и  президента.   В   буржуазных   монархиях   глава
государства,  как  правило,  наследственный  и  его  власть   в   формально-
юридическом смысле  считается  независимой  от  любой  иной  власти,  любого
государственного органа или населения. Напротив,  в  буржуазных  республиках
глава государства избирается на определенный срок  и  его  власть  считается
юридически зависимой, производной от власти парламента или избирателей.
      Конституционная монархия возникает в тех  странах,  где  буржуазия,  в
силу  различных  конкретно-исторических   причин,   не   сразу   приобретает
экономическое и социально-политическое  господство,  идет  на  компромисс  с
дворянством, делит с ним государственную  власть.  Конституционная  монархия
является результатом эволюции абсолютной  монархии,  при  которой  верховная
власть принадлежит всецело и неограниченно царю, результатом  приспособления
данного феодального института к изменившимся условиям,  к  интересам  нового
господствующего класса — буржуазии.
      Проводя   экономические   и   социально-политические    преобразования
феодального общества  на  свой  лад,  возглавляя  антифеодальную  революцию,
буржуазия, однако, как новый, восходящий по  сравнению  с  феодалами  класс,
зачастую    ограничивается    осуществлением    лишь    половинчатых    мер,
довольствуется  лить  частичными  экономическими  и  социально-политическими
изменениями в обществе.
      При этом она испытывает панический страх не только и даже  не  столько
перед  частично  сохраняющим  свои  позиции  в  экономической  и  социально-
политической  структуре  общества  классом  феодалов-крепостников,   сколько
перед трудящимися слоями общества, перед пролетариатом. В  этом  заключается
одна из причин того, что буржуазия в ряде случаев, с учетом  сложившегося  в
обществе соотношения  сил,  предпочитает  либеральную  по  своему  характеру
конституционную монархию.
      Конституционная  монархия  делится  на  два  вида:  парламентарную   и
дуалистическую.   В   парламентарных    монархиях,    являющихся    наиболее
распространенными  формами  монархии  в   настоящее   время,   правительство
формируется партией, получившей  во  время  выборов  большинство  голосов  в
парламенте, или партиями, располагающими вместе большинством голосов.  Лидер
партии,  обладающей  большинством  депутатских   мест,   становится   главой
правительства. Власть монарха является весьма ограниченной  во  всех  сферах
государственной жизни и деятельности и, прежде всего,  в  законодательной  и
исполнительной. Причем ограничение это  имеет  не  формально-юридический,  а
фактический  характер.  Господствующие  слои  рассматривают  конституционную
монархию как  своего  рода  резервное  средство  воздействия  на  трудящиеся
массы, дополнительное средство защиты своих интересов в  случае  предельного
обострения социально-классовых конфликтов.
      При  конституционной  монархии  законы   принимаются   парламентом   и
утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха как и  большинство
других  его  полномочий  имеет  формальный  характер.  В  силу  сложившейся
практики и  конституционных  обычаев  монарх  не  отказывает  в  подписании
принятых парламентом законопроектов.
      Правительство,    согласно    конституционным    положениям,     несет
ответственность не  перед  монархом,  а  перед  парламентом.  Существование
парламентарной монархии является свидетельством полной победы буржуазии над
феодалами в  данной  стране.  В  настоящее  время  парламентарная  монархия
существует в Великобритании,  Бельгии,  Голландии,  Дании,  Швеции  и  ряде
других высокоразвитых в промышленном отношении капиталистических стран.
      В дуалистических монархиях  правительство  формируется  независимо  от
партийного состава в парламенте и не  несет  парламентской  ответственности.
При  данной  форме  правления  власть  носит  двойственный  (дуалистический)
характер.  Она  юридически  и  фактически  разделена  между  правительством,
формируемым и ответственным перед монархом,  и  парламентом.  Наследственный
монарх выражает интересы класса феодалов, тогда как  парламент  представляет
интересы   класса   буржуазии.   Существование    дуалистической    монархии
свидетельствует о слабости буржуазии  в  данной  стране,  о  ее  вынужденном
делении   государственной   власти   феодалами.   Дуалистическая    монархия
существовала в кайзеровской Германии (1871—1918 гг.),  в  Эфиопии,  Иране  и
других странах.
      Высшей формой правления буржуазного государства считается  республика.
Она выступает  как  законченная  в  формально-юридическом  смысле,  наиболее
прогрессивная  и  демократическая  форма  правления.  Буржуазная  республика
подразделяется  на  два  основных  вида:  парламентарную   и   президентскую
республику.
      Отличительными    чертами    парламентарной    республики    являются:
верховенство парламента; ответственность правительства за свою  деятельность
перед парламентом, а не перед  президентом;  формирование  правительства  на
парламентской основе из числа  лидеров  политических  партий,  располагающих
большинством  голосов  в  парламенте;  избрание   главы   государства   либо
непосредственно  парламентом,   либо   специальной   коллегией,   образуемой
парламентом.  В  парламентарной  республике  глава  государства  не   играет
сколько-нибудь  существенной  роли  среди  других  государственных  органов.
Правительство формируется и возглавляется премьер-министром.  Парламентарные
республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии  и
других странах.
      Президентская  республика  характеризуется  такими   признаками,   как
соединение в руках президента полномочий главы государства и  правительства,
отсутствие   института    парламентской    ответственности    правительства,
внепарламентский метод избрания  президента  и  формирования  правительства,
ответственность правительства  перед  президентом,  сосредоточение  в  руках
президента огромной политической, военной и социально-экономической  власти;
отсутствие у парламента права на объявления вотума недоверия  правительству.
Наиболее типичными примерами президентской республики могут  служить  США  и
Франция.   Президентскую   республику    иногда    именуют    дуалистической
республикой,   подчеркивая   тем   самым   факт    сосредоточения    сильной
исполнительной власти в  руках  президента,  а  законодательной  —  в  руках
парламента.
      В  отличие  от  форм  правления  формы   государственного   устройства
указывают на характер отношения государства  как  целого  с  его  различными
составными  частями,   выступающими   в   виде   субъектов   федерации   или
административно-территориальных единиц.
      По форме  государственного  устройства  капиталистические  государства
подразделяются  на   унитарные   и   федеративные.   Унитарное   государство
представляет  собой  единое  централизованное  государство,   состоящее   из
различных   административно-территориальных   единиц   (округов,   кантонов,
дистриктов и т.п.) и не  имеющее  в  своем  составе  других  государств  или
государственных образований.  К  унитарным  государствам  относятся  Англия,
Франция, Италия, Швеция, Япония и другие.
      Для  унитарного  государства   характерно   наличие   единой   системы
центральных органов власти и управления, единой конституции, построенной  на
ее  основе  системы   права,   гражданства.   Округа,   кантоны   и   другие
административно-территориальные  единицы  не  обладают  даже   относительной
политической  самостоятельностью,  а  осуществляют   лишь   административные
функции.
      Федеративное государство в отличие от унитарного  выступает  как  союз
двух или  более  государственных  образований  (штатов,  земель,  провинций,
кантонов и т.  п.),  каждое  из  которых  обладает  определенной  юридически
очерченной и закрепленной политической самостоятельностью, имеет,  наряду  с
федеральными   органами,   систему   своих   собственных    законодательных,
исполнительно-распорядительных  и  судебных   органов,   свою   конституцию,
соответствующую общефедеральной конституции, систему права и т.д.
      Подавляющее большинство федераций строится не по национальному,  а  по
территориальному,   национально-территориальному   признакам,   на    основе
географических и иных особенностей.


                         Раздел II. Форма правления


Понятие формы правления и государственного режима. — Монархия. —
Республика.



            1. Понятие формы правления и государственного режима


Определение формы правления


      Под   формой   правления   мы   понимаем   систему   формирования    и
взаимоотношений  главы  государства,  высших   органов   законодательной   и
исполнительной власти. Форма правления исторически складывается  в  процессе
борьбы и  взаимодействия  социальных  и  политических  сил  соответствующего
общества.
      Форма  правления  имеет   основополагающее   значение   для   изучения
конституционно-правового  регулирования   организации   и   функционирования
государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория  науки,  как,
скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ,  с  помощью  которого  мы
только  и  можем  разобраться  в  смысле  той  или  иной   системы   органов
государственной   власти,   установленной   конституцией    соответствующего
государства.
      При  аграрном  строе  значение  формы  правления  сводилось   лишь   к
определению того, каким образом замещается должность главы государства  —  в
порядке наследования или путем выборов.  По  мере  разложения  феодализма  и
перехода  к  индустриальному  строю,  сопровождавшегося  ослаблением  власти
монархов,    появлением    и    укреплением    народного     (национального)
представительства, типология форм правления  стала  обогащаться:  наибольшую
значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства  в
стране,  а  то,  как  организуются  отношения  между   главой   государства,
парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их  полномочия,  —
словом, как  устроено  разделение  властей.  И  сегодня  при  анализе  формы
правления  конкретного  государства  нас  прежде  всего  интересует  не  то,
республика это или  монархия,  а  то,  какая  разновидность  республики  или
монархии здесь установлена.
      Эти разновидности и будут ниже рассмотрены в данной работе.


Классификация форм правления

      Как мы рассмотрели выше, определяются две основные формы  правления  —
монархия  и  республика.  Разновидности  же  их  определяются   соотношением
полномочий законодательной и  исполнительной  власти,  распределенных  между
главой государства, парламентом и  правительством  в  конкретной  стране,  и
вытекающим отсюда порядком их формирования. Вот что  писал  о  классификации
форм правления В.М.Хвостов[v]:
      "Наиболее  правильной  представляется  нам  следующая   классификация.
Основное подразделение государств  зависит  от  того,  каковы  свойства  так
называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом  именуется
тот из органов государства, который 1) приводит в  движение  государственный
механизм и поддерживает  это  движение  и  2)  которому  принадлежит  власть
окончательно санкционировать изменения правопорядка в  государстве.  С  этой
точки  зрения  мы  получаем  два  основных  типа  государства:  монархию   и
республику. Если воля высшего органа есть воля одного  только  лица,  то  мы
имеем монархию; если высшим органом является коллегия лиц,  то  мы  получаем
республику. Этому  делению  не  противоречит  то  обстоятельство,  что  и  в
республике может быть единоличный орган в составе  высшего  правительства  —
президент. Дело в  том,  что  президент  республики  не  есть  высший  орган
государства в указанном выше смысле, тогда как  монарх  имеет  это  свойство
высшего органа. Это проявляется  в  том,  что  президент  отвечает  за  свои
действия, тогда как монарх безответствен;  далее,  в  том,  что  конституция
может быть изменяема и без согласия президента, тогда  как  в  монархиях  по
крайней мере  изменения  статей  закона,  касающихся  прав  самого  монарха,
нуждается в санкции монарха; наконец, палаты в республиках могут  собираться
и без созыва со стороны президента, а в монархиях парламент  обыкновенно  не
приступает к отправлению своих функций помимо монарха".[vi]
      Монархия  была  характерна  для  аграрного  строя   (по   К.Марксу   —
рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций),  хотя  и
в  то  время  в  отдельных  странах  существовали  республики.   Переход   к
индустриальному  строю   (по   К.Марксу—   буржуазная   революция)   нередко
сопровождался ликвидацией монархии,  поскольку  монарх  сам  был  крупнейшим
феодалом, и установлением республиканской формы  правления.  Однако  в  ряде
высокоразвитых   стран   монархия   сохранилась   до   настоящего   времени.
Примечательно, что монархия иногда  восстанавливается  в  отдельных  странах
после  более  или  менее  длительного  периода  республиканского  правления.
Например, в Испании монархия пала в 1931 году,  а  в  1947  году  фашистской
диктатор Ф. Франко объявил о ее восстановлении, однако реально  король  Хуан
Карлос I воцарился лишь после смерти диктатора в 1975 году,  причем  в  1973
году активно защитил становящуюся демократию от попытки фашистского путча.
      Более того, сегодня мы не всегда можем с легкостью определить, с каким
государством — монархическим или республиканским — имеем дело.  Например,  в
Малайзии часть субъектов федерации представляют  собой  монархии,  а  другая
часть — республики. Глава государства в  Федерации  (Янь  ди-пертуан  агонь,
что  означает  примерно  Верховный  правитель)  —  выборный,  но  избирается
монархами субъектов федерации из своей среды  на  пятилетний  срок.  Похожая
ситуация и в Объединенных Арабских  Эмиратах.  Здесь  мы  видим  элементы  и
монархии (глава государства должен быть монархом), и республики  (однако  он
избирается на срок). В  учебниках  и  другой  специальной  литературе  такую
форму правления обычно называют выборной монархией.  В  данной  связи  стоит
лишний раз вспомнить о том, что любая классификация  в  той  или  иной  мере
условна. Схема  разновидностей  двух  основных  форм  правления  может  быть
представлена следующим образом:

|           |               |Монархия |               |              |
|           |               |         |               |              |
|абсолютная |(неограниченная|         |конституционная|(ограниченная)|
|           |)              |         |               |              |
|           |               |         |               |              |
|           |               |         |дуалистическая |парламентарная|


                                 Республика

|               |  |              |  |                  |  |         |
|дуалистическая |  |парламентарная|  |смешанная         |  |прочие   |
|(президентская)|  |              |  |(полупрезидентская|  |виды     |
|               |  |              |  |)                 |  |         |



Государственный режим


      Форма правления представляет собой юридическую модель отношений  между
соответствующими высшими  государственными  органами.  Реальный  же  порядок
функционирования  и  взаимодействия  нередко   существенно   отличается   от
конституционной модели,  а  иногда  даже  противоположен  ей.  Этот  порядок
иногда именуется государственных режимом.  Понятие  государственного  режима
не следует смешивать с понятием политического  режима,  которое  значительно
шире. В то же время,  принимая  во  внимание  вышесказанное,  очевидно,  что
нельзя анализировать  конституционную  модель  отношений  власти  без  учета
фактической системы этих отношений.
      При этом необходимо иметь в виду, что государственный режим более  или
менее  тесно  связан  с  соответствующей  формой  правления,  даже  если   и
противоположен  ей.  Поэтому  целесообразно  дать  отдельную   классификацию
государственных  режимов.  Их  признаки   будут   изложены   при   освещении
соответствующих форм правления.



                                 2. Монархия


Понятие


      В переводе с греческого данный термин  означает  единовластие.  Однако
монархия — не  просто  власть  одного,  а  в  современном  понимании  власть
наследуемая. Эта власть нередко обожествляется (монарх — помазанник  Божий).
В Японии до 1945 года считался сыном богини Солнца — Аматерасу.

      Чтобы привести точное и емкое определение монархии, обратимся к  проф.
Г.Ф.Шершеневичу[vii]. Он писал:

      "Монархия есть такая форма государства, в которой имеется единоличный,
наследственный и безответственный орган власти. Источник силы  этого  органа
заключается в исторической традиции, в  мистическом  уважении  или  к  самой
идее монархии или к долго царствующей династии. В представлении  неразвитого
человека абстрактная власть только и умещается  в  образе  живого  человека.
Личные качества монарха, его ум или неразвитость,  доброта  или  жестокость,
смелость или трусость, имеют уже второстепенное значение,  способствуя  лишь
повышению или понижению монархических чувств в стране. [...]

      Монарх  всюду  признается  безответственным.  Этот  принцип  принят  в
интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся его  власть.