Некоммерческие организации

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ   ОРГАНИЗАЦИИ



      В последнее время количество некоммерческих организаций в России резко
возросло, изменился и  их  качественный  состав.  Регистрируются  все  новые
фонды, ассоциации, клубы, объединения.
      Однако не следует пока говорить  о  каком-либо  бумаге  некоммерческих
организаций в России. Идет процесс нормального развития. Если взять  мировую
практику  по  этому  вопросу,  то  обнаружится,   что   сферы   деятельности
коммерческих и не коммерческих организаций в развитых  СС  странах  примерно
одинаковы.   Разумеется,    многое    здесь    зависит    от    особенностей
законодательства той или иной страны: в Германии,  например,  некоммерческие
организации имеют гораздо большую силу и влияние, нежели  в  США.  Однако  в
целом некоммерческие организации любой развитой  страны  представляют  собой
обширную и влиятельную систему, способную отстаивать свои интересы на  любом
уровне.
      В постсоветской России  развитие  некоммерческих  организаций  сначала
несколько отставало от бурного роста коммерческих предприятий. Однако  такие
весьма уважаемые некоммерческие организации, как ММВБ  и  МЦФБ,  возникли  и
развились  очень  быстро.  После  завершения  создания  в   России   системы
товарных, а затем и  фондовых  бирж  темп  роста  количества  некоммерческих
организаций в стране  снизился.  Сейчас  наблюдается  новый  скачок.  Вполне
закономерно возникновение  большого  количества  некоммерческих  организаций
научной направленности - посредников
      Еще один  важный  аспект  деятельности  некоммерческих  организаций  -
координации действий и  защита  интересов  предпринимателей.  Взаимодействие
предпринимателей  и   государства,   вопросы   представительства   интересов
предпринимателей  в  государственных  органах  -  все  эти  функции   должны
выполняться и выполняются некоммерческими организациями.
       В   последнее   время   возникли   новые   возможности   для   работы
некоммерческих организаций в вышеперечисленных областях деятельности.
      Согласно Гражданскому кодексу  некоммерческими  являются  организации,
не имеющие извлечения прибыли в качестве основной  цели  деятельности  и  не
распределяющие  полученную   прибыль   между   участниками.   Некоммерческие
организации  вправе  заниматься   предпринимательской   деятельностью   лишь
постольку, поскольку это  необходимо  для  их  уставных  целей.  Помимо  ГК,
правовой  статус   некоммерческих   организаций   определен   в   Законе   о
некоммерческих организациях, принятом 8 декабря 1996 г.
       Некоммерческие   организации   могут   создаваться   для   достижения
социальных,  благотворительных,  культурных,  образовательных,   научных   и
управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан,  развития  физической
культуры  и  спорта,   удовлетворения   духовных   и   иных   нематериальных
потребностей  граждан,   защиты   прав,   законных   интересов   граждан   и
организаций,  разрешения  споров  и  конфликтов,  а  также  в  иных   целях,
направленных на достижение общественных благ /п. 2 ст. 2 Закона/.
      Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо  с
момента ее государственной регистрации. Она создается без ограничения  срока
деятельности,  если  иное   не   установлено   учредительными   документами.
Учредительными  документами  некоммерческой  организации  являются  Устав  и
Учредительный договор.
       В  ГК  определены  следующие   формы   существования   некоммерческих
организаций   в   России:   потребительские   кооперативы    /некоммерческие
партнерства/, учреждения,  фонды,  общественные  и  религиозные  организации
/объединение/, объединения юридических  лиц  /ассоциации  и  союзы/.  ГК  РФ
допускает  создание  некоммерческих   организаций   и   в   других   формах,
предусмотренных федеральными законами.



                         ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ  КООПЕРАТИВ



        Потребительский   кооператив   /некоммерческое   партнерство/    как
некоммерческое объединение граждан /а также и юридических лиц, в  том  числе
и совместно с гражданами/, основанное на членстве  участников  и  их  паевых
взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах.  Поэтому
здесь нет ограничений на круг участников,  если  они  прямо  не  установлены
специальным законом  или  уставом  конкретного  кооператива.  Соответственно
этому не исключается возможность одновременного участия  одного  и  того  же
гражданина нескольких кооперативах, даже  в  однородных.  Участниками  таких
кооперативов могут быть юридические  лица,  в  том  числе  и  некоммерческие
организации /с ограничениями, предусмотренными для унитарных  предприятий  и
учреждений, не являющихся собственниками своего имущества /ст. 295-298 ГК/.
        Кодекс   предусматривает,   что   особенности   правового    статуса
потребительских кооперативов должны  определятся  специальными  законами  об
отдельных видах таких кооперативов - о потребительской, жилищной и  жилищно-
строительной,  садоводческой  и  иной  кооперации  /п.  6  ст.  116  ГК/.  В
отсутствие таких законов в  соответствии  со  ст.  4  Закона  о  введении  в
действие части первой ГК применяются ранее действовавшие  акты,  но  лишь  в
части, не противоречащей правилам ГК.
      Непосредственно  ГК  содержит  некоторые  наиболее  общие  правила  об
особенностях имущественно-правового положения потребительских  кооперативов.
К их числу относится правило  о  необходимости  иметь  полностью  оплаченный
паевой фонд /п.  4  ст.  116  ГК  РФ/,  конкретный  размер  которого  должен
определяться специальными законами для кождого вида  кооперативов  отдельно.
Вместе   с   тем   при   отсутствии   предпринимательской   деятельности   и
соответствующих доходов  потребительский  кооператив  может  покрывать  свои
убытки лишь за счет дополнительных взносов участников.  Поэтому  обязанность
по внесению  таких  взносов  является  специально  предусмотренной  уставной
обязанностью члена такого кооператива . Одновременно она является  гарантией
имущественных интересов кредиторов потребительского кооператива.  Отсутствие
таких  гарантий  дает  кредиторам  основание  ставить  вопрос  о  ликвидации
кооператива. Пункт 1 ст. 65  ГК  РФ  предусматривает  теперь  и  возможность
банкротства этой некоммерческой организации.
      Закон  и  устав  потребительского  кооператива  могут  предусматривать
осуществление им некоторых  видов  предпринимательской  деятельности.  Тогда
полученные от этой деятельности доходы могут  распределяться  между  членами
кооператива либо идти на  иные  нужды,  определенные  его  общим  собранием.
Такого рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и  объема
целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и  не  ведет
к превращению его в производственный кооператив.
      Поскольку п. 4 ст. 218 ГК РФ сохранил правило  о  возникновении  члена
кооператива на предоставленный ему в пользование объект при полном  внесении
за  него  паевого  взноса,  многие  потребительские  кооперативы  /жилищные,
дачные, гаражные и т.п./ по  сути  имеют  временный  характер.  По  мере  их
членами соответствующих паевых  взносов  такие  кооперативы  лишаются  своей
имущественной базы и подлежат преобразованию в  кооператива  по  совместному
использованию  собственниками  своего  имущества   и   некоторых   объектов,
оставшихся в собственности кооператива. Такие кооперативы по  своей  природе
также являются потребительскими.


                        ОБЩЕСТВЕННЫЕ  И  РЕЛИГИОЗНЫЕ

                                 ОРГАНИЗАЦИИ



      Общественные и религиозные организации  как  добровольные  объединения
граждан для  удовлетворения  духовных  и  иных  нематериальных  потребностей
также являются юридическими лицами - некоммерческими организациями.  Лишь  в
этом  качестве,   то   есть   как   участники   имущественных,   гражданских
правоотношений,  они  приобретают  правовой  статус,  регулируемый   нормами
гражданского права. ГК РФ  не  затрагивает  иных  особенностей  их  статуса,
включая внутреннюю организацию и структуру управления.
      С  этой  точки  зрения  ст.  117  ГК  РФ  предусматриваются  следующие
основные положения. Прежде всего, участниками таких организаций  могут  быть
только физические  лица  /граждане/.  При  этом  они  имеют  ни  вещных,  ни
обязательственных прав на имущество таких юридических лиц /п. 3  ст.  48  ГК
РФ/.  Иначе  говоря,  граждане  как   члены   общественных   и   религиозных
организаций не приобретают от участия в них никаких имущественных доходов  и
выгод, а также не вправе требовать возврата членских взносов,  пожертвований
и иного имущества, переданного ими такой организации.
      Общественные и религиозные организации являются собственниками  своего
имущества и не несут ответственности по долгам своих членов, так  же  как  и
последние ни в субсидарном, ни в каком-либо  ином  порядке  не  отвечают  по
долгам созданных ими  организаций.  Доходы  от  деятельности  некоммерческих
организаций созданных общественными и религиозными организациями,  поступают
их учредителям /участникам/, но не могут распределяться между членами  таких
некоммерческих организаций, а поступают на нужды этих юридических лиц.  Даже
остаток имущества общественной или религиозной организации,  появляющийся  в
случае ее ликвидации  после  расчетов  со  всеми  кредиторами,  не  подлежит
распределению между ее членами /участниками/ в соответствии с правилом п.  4
ст. 213 ГК РФ.
      Юридическими лицами и собственниками своего имущества  в  соответствии
с  законом  и  уставами  общественных  и  религиозных    организаций   могут
признаваться   как   отдельные   звенья    этих    организаций    /например,
территориальные/, так и сами организации /объединения/ в целом.  Гражданский
кодекс допускает различное решение этого вопроса как  иным  законам,  так  и
уставами этих организаций. Однако этот вопрос  должен  быть  четко  решен  в
указанных актах.
      Как собственники имущества  рассматриваемые  организации  участвуют  в
имущественном обороте, однако исключительно для  достижения  своих  основных
уставных задач, то есть имеют строго целевую правоспособность /п. 1  ст.  49
ГК РФ/. При этом такая деятельность общественных и  религиозных  организаций
должна  не  только  служить  достижению  ее  уставных  целей,  но   и   сама
соответствовать им.
        В   качестве   религиозных   признаются   добровольные   объединения
совершеннолетних  граждан,  образованные  для  совместного  исповедования  и
распространения веры и имеющие  соответствующие  цели  и  признаки  /наличие
вероучения и религиозной  догматики;  совершение  богослужений,  религиозных
обрядов и церемоний; правоведническая  деятельность,  религиозное  обучение,
воспитание и иные формы распространения вероучения/.
        Религиозными   объединениями   являются   также    региональные    и
централизованные религиозные объединения, состоящие из  местных  религиозных
объединений,  религиозные  центры  и   управления   /учреждения/,   духовные
образовательные  учреждения,  образуемые  в  соответствии   с   собственными
установлениями  религиозных  объединений,  закрепленными  в  их  уставах   и
положениях.
       Общественным   объединением   является   добровольные   формирование,
возникшие в результате  волеизъявления  граждан,  объединившихся  на  основе
общности интересов.
      Общественными объединениями признаются политические  партии,  массовые
движения,  профессиональные   союзы,   женские,   ветеранские   организации,
организации  инвалидов,   молодежные   и   детские   организации,   научные,
технические,  культурно-просветительские,  физкультурно-спортивные  и   иные
добровольные общества, творческие союзы, землячества,  фонды,  ассоциации  и
другие объединения граждан.
       Общественные  объединения  создаются  в  целях  реализации  и  защиты
гражданских, политических, экономических, социальных  и  культурных  прав  и
свобод; развития  активности  и  самостоятельности  граждан,  их  участия  в
управлении   государственными   и   общественными   делами;   удовлетворения
профессиональных и любительских интересов; развития  научного,  технического
и  художественного  творчества;  охраны  здоровья   населения,   участия   в
благотворительной   деятельности;   проведения   культурно-просветительской,
физкультурно-оздоровительной   и   спортивной   работы;   охраны    природы;
расширение  международных  связей;  осуществления  иной   деятельности,   не
запрещенной законом.
      Общественные объединения  создаются  по  инициативе  не  менее  десяти
граждан.
        Общественные    объединения,    кроме    политических    партий    и
профессиональных  союзов,  могут  создаваться  также  другими  общественными
объединениями.
      Инициаторы создания общественного объединения  созывают  учредительный
съезд  /конференцию/  или  общее  собрание,  на  котором  принимается  устав
/положение, иное основополагающий акт/ и образуются руководящие органы.
      Общественные объединения в  порядке,  определяемом  законодательством,
осуществляют производственную и хозяйственную деятельность и создают лишь  в
целях выполнения уставных  задач  предприятия  и  хозрасчетные  организации,
обладающие правом юридического лица.
      Доходы от производственной и хозяйственной  деятельности  общественных
объединений не могут перераспределяться  между  членами  /участниками/  этих
объединений  и  используются   только   для   выполнения   уставных   задач,
допускается  использование  общественными  объединениями  своих  средств  на
благотворительные цели, даже если это не указано в их уставах.


                                    ФОНДЫ


      Фонды -  относительно  новый  вид  юридических  лиц,  успевший  широко
распространиться  в  нашем  имущественном  обороте  несмотря  на  отсутствие
сколько-нибудь  развитой  правовой  базы.  В  связи  с  многозначительностью
термина “фонд” и наличием многообразных организаций,  действующих  под  этим
наименованием,  ГК  РФ  определяет  понятие   фонда   лишь   для   правового
регулирования имущественного оборота, то есть в качестве юридического лица.
      Особенностью фонда является то обстоятельство, что эта организация  не
основана на членстве участников.
      Следовательно,  последние  не  только  не  обязаны  участвовать  в  ее
деятельности, но и лишены возможности  прямо  участвовать  в  управлении  ее
делами.  Кроме  того,  фонд  является  собственником  своего  имущества,  на
которое у его учредителя /участников/ отсутствуют  какие-либо  права  /п.  3
ст. 48 ГК РФ/.
      Таким образом, учредители фонда  вынуждены  доверять  его  руководящим
органам в том, что касается использования фонда.  Для  исключения  возможных
злоупотреблений  введены  два   важных   требования:   во-первых,   создание
попечительского совета контролирующего деятельность фонда и его  должностных
лиц /п. 4 ст. 118 ГК РФ/; во-вторых, фонд обязан к публичному ведению  своих
имущественных дел /п. 2 ст. 118 ГК РФ/.
      Участниками /учредителями/ могут быть как граждане, так и  юридические
лица.  Фонд  является  собственником  своего  имущества,  а  его  учредители
/участники/  не  несут  ответственность  по  его  долгам.  Имущество  фонда,
оставшееся после его  ликвидации  и  расчетов  с  кредиторами,  не  подлежит
распределению между учредителями /п. 3 ст. 119 и п. 4 ст. 213 ГК РФ/.
      Благотворительная или иная общественно  полезная  деятельность  фондов
нуждается постоянных материальных затрат, которые  невозможно  финансировать
при отсутствии членских взносов /как в общественных организациях/, ибо  фонд
не  имеет  фиксированного   членства.   Поэтому   закон   разрешает   фондам
участвовать в предпринимательской деятельности как  непосредственно,  так  и
через создаваемое для этих целей хозяйственные общества.
      В первом из названных случаев предпринимательская  деятельность  фонда
должна соответствовать общественно полезным целям, ради которых создан  фонд
/по сути, его основным  уставным  задачам/.  Во  втором  случае  фонд  может
создавать хозяйственные общества или участвовать в их деятельности,  которая
может быть и не связана впрямую с его основными уставными  задачами.  Однако
фонд  может  создавать  лишь  хозяйственные  общества,  но  не  другие  виды
коммерческих организаций, а полученные от участия в них доходы  также  могут
быть использованы строго по целевому назначению.
      Важно и то, что изменения  в  уставе  фонда,  как  и  его  ликвидация,
теперь по общему правилу возможны лишь в судебном порядке /ст. 119  ГК  РФ/.
При этом основания ликвидации  фонда  определены  практически  исчерпывающим
образом. Все это и тоже призвано поставить деятельность фондов под  жестокий
контроль. Именно поэтому  в  числе  важнейших  оснований  ликвидации  фондов
названы невозможность осуществления  ими  деятельности,  соответствующей  их
назначению, либо уклонение от такой деятельности.