Общество с ограниченной ответственностью как один из главных субъектов современного имущественного оборота

МОСКОВСКИЙ ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ РФ



                              Дипломная работа


     Тема: Общество с ограниченной ответственностью как один из главных
              субъектов современного   имущественного оборота.



Исполнитель: Вахитова Светлана  Нашатовна (_______________)
№ группы: 835 - РБЗ

Руководитель: Шаповалов Дмитрий Анатольевич (_______________)



Дата сдачи законченной работы  «___»_____________200__г.



                                   2003г.



                                 ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ -------------------------------------------------------------------
---5

1. Понятие и правовое регулирование общества с ограниченной
ответственностью -----------------------------------------------------------
---8
2. Признаки общества с ограниченной ответственностью -------------19
3. Отличительные черты общества с ограниченной
ответственностью -----------------------------------------------------------
--28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ----------------------------------------------------------------
47

БИБЛИОГРАФИЯ -------------------------------------------------------------
50

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (Протокол учредительного собрания)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Устав)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Учредительный договор)



                                  ВВЕДЕНИЕ

       Данную  тему  я  выбрала  потому,   что   общество   с   ограниченной
ответственностью является самой распространенной организационно  –  правовой
формой предпринимательской деятельности.
      Кризис экономических отношений,  сформированных  на  внутреннем  рынке
России,  ведет  предприятия  и  фирмы  к  поиску  новых   форм   и   методов
хозяйствования.  Их  стремление  развивать  свое   дело   и   повышать   его
эффективность  требует  вовлечение  в   хозяйственный   оборот   все   новых
экономических  ценностей   за   счет   различных   каналов   финансирования:
внутренних  —  за  счет  средств  собственников  фирмы  и  внешних  —  путем
кредитования.
       В  условиях  рыночных  отношений  все  использованные  средства   (за
исключением дотаций из  бюджета),  являются  платными,  причем  размер  этой
платы по разным формам привлекаемого капитала зависит от  ряда  факторов.  К
важнейшим из них относится степень риска использования капитала, от  которой
зависят ожидаемая и требуемая капиталоотдача, стоимость капитала.
       Поэтому  возникает  многогранная  задача  оптимизации  финансовой   и
производственной деятельности фирм: выбор решений в каждой области,  которые
повышают эффективность  функционирования  фирмы.  Особое  значение  из  этих
решений имеет выбор оптимальной структуры капитала, в том  числе  уставного.

      Структура и  размер  уставного  капитала  зависят  от  организационно-
правовой формы собственности фирмы. Российским законодательством  установлен
минимальный размер уставного капитала. Его предельную  величину  юридические
лица определяют самостоятельно, исходя из перспективного их развития (но  не
ниже минимального).
      Гражданским кодексом РФ в настоящее  время  предусмотрена  возможность
создания,    функционирования    государственных    унитарных    предприятий
(государственных  и   муниципальных),   акционерных   обществ,   обществ   с
ограниченной   ответственностью   (000)   и   обществ    с    дополнительной
ответственностью.
       Общество  с  ограниченной   ответственностью   обычная   и   наиболее
распространенная  в  нормальном  имущественном  обороте  форма  коллективной
предпринимательской  деятельности.   Эта   форма   является   универсальной,
поскольку в ее рамках  может  осуществляться  почти  любая  профессиональная
предпринимательская    деятельность    —     производственная,     торговая,
посредническая, страховая и т.д.
        Общество   возникло   как   переходная   (средняя)    форма    между
существовавшими  полным  товариществом  и  АО.  При  этом  000  заимствовало
признаки  предшествующих  товариществ  и  обществ.   Экономической   основой
деятельности общества  является  включение  в  гражданский  оборот  капитала
небольшой группы  лиц  или  части  капитала  одного  лица,  при  ограничении
предпринимательского риска участников и при возможности  лично  осуществлять
и контролировать деятельность общества. Именно  эти  обстоятельства  выявили
преимущества 000 для создающих его  лиц:  возможность  участникам  принимать
непосредственное  участие  в  предпринимательской   деятельности   общества;
ограниченный количественный состав и возможность контролировать изменения  в
составе участников; отсутствие ответственности  по  обязательствам  общества
(как общее правило) и риск, ограниченный пределами  принятой  на  себя  доли
участия в капитале.
       Первая глава называется  понятие  и  правовое  регулирование  ООО,  в
которую  входит  история  общества  с  ограниченной  ответственностью,   его
понятие и нормативная основа.
        Вторая   глава   называется   признаки   общества   с   ограниченной
ответственностью, куда входят основные признаки и особенности ООО.  Также  в
главе второй описывается правовой статус представительств и филиалов ООО.
      Третья глава называется отличительные черты  общества  с  ограниченной
ответственностью. В этой главе перечисляются  главные отличия ООО от  других
организационно – правовых форм предпринимательской   деятельности.
       Изучая тему, я использовала Федеральный  Закон  РФ  «Об  обществах  с
ограниченной  ответственностью» от 8 февраля  1998г.  и  иные  нормативно  –
правовые  акты,   учебники:  Могилевского  С.Д.  «Общество  с   ограниченной
ответственностью»; Беляева К.П., Горлова В.А.,  Захарова  В.А.  «Общество  с
ограниченной ответственностью:  правовое положение» и т.д.



         1. Понятие и правовое регулирование Общества с ограниченной
                              ответственностью

      Хозяйственные общества, к которым относятся общества (товарищества)  с
ограниченной ответственностью  и  акционерные  общества,  являются  наиболее
популярными  организационно—правовыми  формами  как  в  России,  так   и   в
зарубежных  странах.   В   Англии   и   США   действуют   компании   (аналог
континентального  акционерного  общества)  и  закрытые  корпорации   (аналог
общества (товарищества) с ограниченной ответственностью). В  дореволюционной
России  рассматриваемые   хозяйственные   общества   именовались   торговыми
товариществами, поскольку торговля  обычно  ассоциировалась  с  коммерческой
деятельностью.
     Как правило, акционерные общества  —  это  правовая  форма  объединения
крупного   капитала,    а    общество    (товарищество)    с    ограниченной
ответственностью ориентировано на субъекты малого предпринимательства.
      Например, "в конце 80-х годов  в  ФРГ  насчитывалось  свыше  400  тыс.
товариществ с ограниченной  ответственностью,  из  них  около  80%  обладали
капиталом менее 100 тыс., марок и лишь 4% имели капитал свыше 1 млн.  марок.
При  этом  средний  размер  номинального  капитала   акционерного   общества
превышал  50  млн.  марок.  Во  Франции  число  товариществ  с  ограниченной
ответственностью в те же годы чуть-чуть не дотянуло до той же  цифры  —  400
тыс[1]. Несмотря на то что число
акционерных  обществ  намного  меньше,  чем   товариществ   с   ограниченной
ответственностью,  оборот  последних  в  шесть  раз   меньше,   чем   оборот
акционерных обществ.
     Законодательство об  обществах  и  товариществах  имеет  не  менее  чем
двухсотлетнюю историю. С достаточной долей  условности  можно  считать,  что
первым прообразом обществ и товариществ  были  регулируемые  римским  правом
объединения частных лиц в форме uni-versitas  —  субъект  права,  все  члены
которого входят  в  образованное  ими  объединение.  По  утверждению  Томаса
Хайдеманна,   такая   организационно-правовая   форма,   как   общество    с
ограниченной ответственностью, впервые была образована в Германии[2].
     В современной России начало возрождения хозяйственных обществ  пришлось
на 90-е годы. Однако первые законодательные акты, призванные  заложить  базу
для  развития  хозяйственных   обществ   (товариществ),   были   не   только
недостаточно юридически грамотными, но  в  ряде  случае  противоречили  друг
другу.
      Во-первых,  общество  с  ограниченной  ответственностью,  неправомерно
именуемое в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской  деятельности
(1990 г.) "товариществом с ограниченной ответственностью", определялось  как
объединение граждан и (или) юридических  лиц  для  совместной  хозяйственной
деятельности. Таким  образом закладывалась правовая база для понимания  этой
организационно-правовой формы как "объединения лиц", что,  в  свою  очередь,
приводило к неправильному пониманию сути  этого  вида  юридического  лица  и
нарушениям  прав  его  участников.  Ведь  "объединение  лиц"  означает,  что
товарищество  может  быть  создано  не  менее  чем   двумя   лицами,   члены
товарищества должны лично участвовать в его деятельности  и,  следовательно,
могут быть участниками только одного товарищества. Вместе  с  тем  по  своей
сути "товарищество с ограниченной ответственностью" было не  чем  иным,  как
хозяйственным обществом - правовой формой объединения не лиц,  а  капиталов,
где  его  участники  объединяют  только  имущество,   следовательно,   могут
одновременно участвовать имущественными взносами в нескольких обществах.
      Во-вторых,  Закон  РСФСР   "О   предприятиях   и   предпринимательской
деятельности"  неправомерно   отождествлял   товарищества   с   ограниченной
ответственностью и акционерные  общества  закрытого  типа,  хотя  каждое  из
названных юридических  лиц  представляет  собой  совершенно  самостоятельную
организационно-правовую   форму:   акционерное   общество   и   товарищество
(правильнее — общество) с ограниченной ответственностью.
    В-третьих,  Законом  РСФСР   “О   предприятиях   и   предпринимательской
деятельности” было установлено, что имущество  товарищества  с  ограниченной
ответственностью   формируется  за  счет  вкладов   участников,   полученных
доходов и других законных источников и принадлежит его участникам  на  праве
общей долевой собственности (ст. 11 Закона). Вместе с тем в Законе РСФСР  "О
собственности в РСФСР"
этот вопрос решался иначе:  хозяйственное  общество,  товарищество  обладают
правом собственности на имущество, переданное им в форме  вкладов  и  других
взносов их участниками, а также на имущество, которое получено в  результате
своей предпринимательской деятельности и  приобретено  по  иным  основаниям,
допускаемым  законом  (ст.14   Закона).   Следовательно,   субъектом   права
собственности на  имущество  товарищества  является  само  товарищество  как
юридическое лицо. При  этом  судебная  (арбитражная)  практика  исходила  из
того,  что  имущество  акционерного   и   иного   хозяйственного   общества,
товарищества принадлежит  ему  на  праве  собственности  (п.1  постановления
Пленума Высшего Арбитражного Суда от 17 сентября 1992 г. № 13).
   Необходимо  отметить,  что  несколько  позже,  в   Основах   гражданского
законодательства Союза ССР и  республик  (1991  г.),  были  заложены  нормы,
определяющие понятие  и  статус  обществ  с  ограниченной  ответственностью,
которые  выгодно  отличались  от  норм  Закона  РСФСР  "О   предприятиях   и
предпринимательской деятельности", но в силу приоритета в тот  период  жизни
нашего общества политики над правом реализованы были не в полной мере,  хотя
и  создали  правовую  базу  и  предпосылки  для   ее   совершенствования   в
Гражданском кодексе РФ  1994  г.,  а  затем  в  Федеральном  законе  РФ  "Об
обществах с ограниченной ответственностью".
    Коммерческая организация, уставный  капитал  которой  разделен  на  доли
заранее определенных размеров, образованная одним  или  несколькими  лицами,
не отвечающими по ее обязательствам,  называется  обществом  с  ограниченной
ответственностью.
    Общество  с  ограниченной  ответственностью,  как  и  любое  юридическое
лицо, согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ и п. 3 ст.  2  Федерального  закона  РФ  от
08.02.1998 №  14-ФЗ,  считается  созданным  с  момента  его  государственной
регистрации.
     С момента регистрации общества возникает его правоспособность.  Являясь
коммерческой  организацией,  т.е.   организацией,  преследующей  в  качестве
основной цели своей деятельности извлечение прибыли, 000 согласно п.  1  ст.
49 ГК и п.  2  ст.  2  Закона  №  14-ФЗ  может  нести  гражданские  права  и
обязанности,  необходимые  для  осуществления  любых   видов   деятельности,
предусмотренных  в  его  уставе  и  не  запрещенных  федеральными  законами.
Отдельными  видами  деятельности  общество  может   заниматься   только   на
основании специального разрешения—лицензии. Право общества на  осуществление
такой деятельности возникает с момента получения лицензии.  При  этом,  если
условиями   предоставления   лицензии   на   занятие   определенным    видом
деятельности  (торговля  отдельными  видами   товаров,   аудит,   экспортно-
импортные операции) предусмотрено требование о занятии такой  деятельностью,
как исключительной, то общество в  течение  действия  лицензии  не  в  праве
осуществлять  иные  виды   деятельности.   Например,   согласно   Временному
положению «Об аудиторской деятельности в РФ» от 22 декабря 1993 г.  №  2263,
организации, имеющие  лицензии  на  аудиторскую  деятельность,  не  в  праве
осуществлять торгово-посредни-ческие операции[3].
      До 1 июля 2002 года  процесс  регистрации  общества  осуществлялся  в
соответствии с Гражданским кодексом и Положением о  порядке  государственной
регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным  Указом
Президента РФ от 8 июля 1994 г.  №  1482  «Об  упорядочении  государственной
регистрации предприятии и предпринимателей на территории РФ».
      С  1 июля 2002г. вступил в силу  Федеральный закон «О государственной
регистрации  юридических лиц», который регулирует отношения,  возникающие  в
связи с государственной регистрацией юридических лиц, в том числе обществ  с
ограниченной   ответственностью,    при   их   создании,   реорганизации   и
ликвидации, при внесении  изменений  в  их  учредительные  документы  и  при
ведении единого государственного реестра юридических лиц.
      Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет  федеральный
орган  исполнительной  власти,  уполномоченный  в   порядке,   установленном
Конституцией РФ и Федеральным конституционном законом «О правительстве РФ».
       Для  государственной  регистрации  общества  необходимо   представить
  следующие документы:
  — подписанное  заявителем  заявление  о  государственной  регистрации  по
форме, утвержденной правительством РФ;
  — учредительные документы (утвержденный учредителями устав, учредительный
договор);
  —решение о создании 000;
  — документы, подтверждающие оплату уставного капитала (приходные кассовые
ордера, выписки банка с расчетного счета, акты приемки-передачи имущества  и
ценных бумаг);
  — документы, подтверждающие оплату государственной пошлины.
     Учредительными документами  общества  с  ограниченной  ответственностью
являются устав и учредительный  договор  (последний  не  может  заключаться,
если в  обществе  всего  один  участник).  Фирменное  наименование  общества
строится   по   общим   правилам,   например:   «Общество   с   ограниченной
ответственностью «Электрозащита». Общество с  ограниченной  ответственностью
относится к числу т.н. «объединений капиталов» и в  отличие  от  товариществ
личный  элемент  в  нем  играет  подчиненную  роль.  Однако  в  сравнении  с
акционерными обществами общество с  ограниченной  ответственностью  отличают
более  тесные  отношения  участников,  более  закрытый  характер   членства.
Поэтому законом об обществах с ограниченной ответственностью  предполагается
установить максимальное число его участников. При  его  превышении  общество
подлежит преобразованию в АО или ликвидации.
     Новым для нашего законодательства является правило о том, что  уставный
капитал общества разделяется на  доли  заранее  определенных  учредительными
документами размеров (п. 1  ст.  87  ГК  РФ).  Это  в  значительной  степени
формализует  имущественное  участие  в   обществе   и   упрощает   процедуру
управления, а также  передачу  долей.  Термин  «доля  в  уставном  капитале»
употребляется  ГК  РФ  в  двух  значениях:  как  элементарные  доли  заранее
определенного  размера,  на  которые  разделен  уставный  капитал,   и   как
совокупная  доля  (сумма  элементарных  долей),  принадлежащая   конкретному
участнику, Например, совокупная доля участника в уставном  капитале,  равная
20%, может состоять из 20 элементарных долей по 1% или 4 долей по 5%.  Можно
полагать, что если участник отчуждает не всю свою долю в уставном  капитале,
а лишь ее часть, то величина отчуждаемой части во  всяком  случае  не  может
быть меньше элементарной доли. Иными словами, дробление  элементарных  долей
при их отчуждении не допускается.
     Наличие доли в  уставном  капитале,  конечно,  не  означает  каких-либо
вещных прав на  имущество  предприятия.  Права  участников  по  отношению  к
обществу (на участие в управлении, информацию, долю прибыли,  ликвидационный
остаток и т. п.) реализуются в рамках единого обязательства,  которое  можно
охарактеризовать как долевое обязательство с активной множественностью  лиц,
поскольку его обязанной стороной выступает само общество,  а  управомоченной
— все участники. Поэтому передача  доли  в  уставном  капитале  означает  на
самом  деле  уступку  доли  в  едином  комплексе  прав,  принадлежащих  всем
участникам, вместе взятым, т. е. цессию[4].
   Передача участником своей доли (или ее части) в уставном капитале  другим
 участникам  общества  является  его  безусловным  правом,  тогда   как   ее
 отчуждение третьим лицам  может  быть  запрещено  уставом  или  обусловлено
 получением согласия других участников (п. 2 ст. 93 ГК  РФ).  Само  общество
 также может выступать приобретателем доли. Формально  это  должно  вести  к
 уменьшению  уставного  капитала  общества   по   правилам   о   прекращении
 обязательства совпадением должника и кредитора в одном  лице  (ст.  413  ГК
 РФ). Однако такие последствия наступят, только если общество не реализует
приобретенную долю другим  участникам  или  третьим  лицам  в  установленный
срок.
   Прекращение членства в обществе может происходить не только в  результате
 отчуждения доли, но и путем выхода участника из общества (ст. 94 ГК РФ). По
 своим правовым  последствиям  заявление  о  выходе  означает  требование  о
 принудительном выкупе доли участника  обществом.  Это  требование  подлежит
 обязательному удовлетворению,  что  может  привести  к  уменьшению  размера
 уставного капитала, если участники не решат восполнить убыль имущества.
   Правовое положение органов  управления  обществом  должно  быть  детально
 урегулировано упоминавшимся  выше  законом.  ГК  РФ  устанавливает  в  этой
 области лишь самые  общие  правила.  Высшим  органом  управления  обществом
 является общее собрание его участников, один голос, в котором соответствует
 одной доле в уставном капитале. Исключительная компетенция общего  собрания
 перечислена в п. 3 ст. 91 ГК РФ и включает:  изменение  устава  общества  и
 размера его уставного капитала, образование  и  прекращение  исполнительных
 органов общества, утверждение годовых  отчетов  и  балансов,  распределение
 прибылей и убытков,  реорганизацию  и  ликвидацию  общества,  избрание  его
 ревизионной комиссии (ревизора).
      Органами общества как юридического лица  могут  быть  как  единоличный
орган  (директор,  президент  и  т.п.),  так  и  коллегиальный   (правление,
дирекция и т. п.), либо оба вместе.
     Изменения персонального  состава  участников  общества  с  ограниченной
ответственностью, равно как и их имущественного  положения,  не  приводят  к
его  ликвидации.  Общество  продолжает  функционировать,  даже  если  в  нем
остался всего один участник.
    Законодательное регулирование  деятельности  000  до  недавнего  времени
было  ограничено  лишь  несколькими  статьями  ГК  РФ.  Недавно  принятый  и
вступивший  в  силу  Закон  об  обществах  достаточно  подробно   регулирует
правовое положение 000.
    Закон об обществах введен в действие с 1 марта 1998 г. С  этого  момента
учредительные документы 000 (товариществ с  ограниченной  ответственностью),
созданных до 1 марта 1998 г., применяются в части, не противоречащей  Закону
об обществах.
    Кроме  того,  Закон  об  обществах  обязывает   привести   учредительные
документы указанных юридических лиц  в  соответствие  с  ним  не  позднее  1
января 1999 г.
    Однако это  правило  касается  не  всех  обществ.  000  (товарищества  с
ограниченной ответственностью), число участников которых на 1 марта 1998  г.
превышает  50,  должны  до  1  июля  1998  г.  преобразоваться  в   АО   или
производственные кооперативы либо уменьшить  число  участников  до  50.  При
преобразовании их в АО закон допускает реорганизацию в ЗАО  без  ограничения
предельной численности акционеров  ЗАО,  установленной  Федеральным  законом
"Об акционерных обществах".
    Новые и вместе с тем жесткие меры вводит Закон об обществах по отношению
к  тем  обществам,  которые  не  приведут  свои  учредительные  документы  в
соответствие с Законом об обществах, либо  не  осуществят  установленные  им
обязательные действия. Такие юридические лица  могут  быть  ликвидированы  в
судебном  порядке  по  требованию  органа,  осуществляющего  государственную
регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов  или  органов
местного самоуправления, которым право  на  предъявление  такого  требования
предоставлено федеральным законом[5].
       Необходимо  отметить,  что  такие   права   органу,   осуществляющему
государственную регистрацию юридических лиц, законом предоставлены  впервые.
Здесь  прослеживается  тенденция   наделения   этого   органа   контрольными
функциями. Из этого исходит  и  судебная  практика.  Однако  законодательное
закрепление правового положения этого органа сегодня,  отсутствует.  Видимо,
это должно найти свое  отражение  в  федеральном  законе  о  государственной
регистрации юридических лиц.
      Основой норм Закона  об  обществах  является  ГК  РФ,  устанавливающий
общие положения о коммерческих организациях, в том  числе  и  об  обществах.
Кроме  того,  ГК  РФ  указывает  на  необходимость  специального  закона  об
обществах с ограниченной ответственностью, и  принятый  Закон  об  обществах
развивает и детально регламентирует положения, заложенные в ГК РФ.
      Закон  об  обществах  распространяет  свое   действие   на   все   000
(товарищества с ограниченной ответственностью),  созданные  или  создаваемые
на территории Российской Федерации. Однако это правило имеет исключение  (п.
2 ст. 1). Оно  заключается  в  том,  что  особенности  правового  положения,
порядка создания, реорганизации и ликвидации обществ  в  сферах  банковской,
страховой   и   инвестиционной   деятельности,   в   области    производства
сельскохозяйственной  продукции  определяются  федеральными  законами.   Это
исключение не устраняет действие Закона об обществах на указанные  общества.
Оно  лишь  подчеркивает,  что   федеральными   законами   будут   определены
особенности правового положения обществ  в  указанных  сферах  деятельности.
Таким образом, они (федеральные законы) будут  носить  специальный  характер
правового регулирования, в отличие от настоящего Закона,  имеющего  характер
общего нормативного акта, регламентирующего правовое положение всех 000[6].



             2. Признаки Общества с ограниченной ответственность


      Общество обладает рядом признаков, позволяющих установить его место  в
ряду других хозяйственных товариществ и обществ.
      Общество с ограниченной ответственностью — это:
   1) коммерческая организация, основной целью деятельности которой
является извлечение прибыли.
    Поскольку коммерческая организация — это один из видов юридических  лиц,
то  общество  с  ограниченной  ответственностью  обладает  всеми  признаками
юридического   лица.   Следовательно,   общество   имеет   в   собственности
обособленное имущество, учитываемое на его  самостоятельном  балансе,  может
от  своего  имени  приобретать  и  осуществлять   имущественные   и   личные
неимущественные  права,  нести  обязанности,  быть  истцом  и  ответчиком  в
суде[7];
    2) хозяйственное общество, в котором происходит объединение -  капиталов
участников. Следовательно, для участников такого  объединения  не  возникает
обязанности личного участия в хозяйственной деятельности общества;
     3) общество,  учрежденное  одним  или  несколькими  лицами.  Эта  форма
представляет  особый  интерес,  так   как   для   современного   российского
законодательства  является  новеллой.  Для  большинства  европейских   стран
соответствующие нормы имеют уже многолетнюю историю. Во  Франции,  например,
такая  норма  появилась  в  1985  г.  (ст.  1832  Французского  гражданского
кодекса).
        "Общество  (товарищество,  предприятие,  компания)  одного  лица"  —
универсальная  форма  ограничения  риска  для  предпринимателя  в   процессе
осуществления им предпринимательской деятельности. Уместно здесь  напомнить,
что согласно ст.23 и 24 ГК РФ гражданин, осуществляющий  предпринимательскую
деятельность, отвечает  по   своим  обязательствам  всем  принадлежащим  ему
имуществом, за исключением имущества, на которое в  соответствии  с  законом
не может быть обращено взыскание. При создании "общества одного лица"  часть
имущества предпринимателя юридически выделяется для  формирования  уставного
капитала общества и  фактически  размерами  этого  имущества  ограничивается
имущественный риск самого предпринимателя. Вместе с тем  в  законодательстве
стран,  предусматривающих  возможность  создания  "общества  одного   лица",
включая   и   законодательство   России,    всегда    присутствует    норма,
устанавливающая запрет на единоличное  участие  в  обществе  с  ограниченной
ответственностью другого "общества одного лица", т.  е.  создание  "общества
одного лица" второго уровня. Это связано с тем, что при  создании  "общества
одного лица" первого уровня есть возможность для реализации  части  2  п.  3
ст. 56 ГК РФ, предусматривающей возложение субсидиарной  ответственности  на
учредителя (участника) по обязательствам созданного им юридического лица,  а
при создании "общества  одного  лица"  второго  уровня  возможности  для  ее
реализации нет;
      4)  юридическое  лицо,  в  отношении  которого  его  участники   имеют
 обязательственные права. Общество с ограниченной ответственностью  является
 собственником имущества, переданного ему в форме вкладов и  других  взносов
 его участниками,  а  также  имущества,  приобретенного  обществом  по  иным
 основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ).
       При  разрешении  споров  по  поводу  имущества,   возникающих   между
хозяйственным товариществом  (хозяйственным  обществом)  и  его  учредителем
(участником), следует исходить из того, что имущество  в  натуре,  внесенное
учредителем (участником)  в  уставный  (складочный)  капитал  хозяйственного
товарищества или хозяйственного общества,  принадлежит  последним  на  праве
собственности. Исключение составляют  лишь  случаи,  когда  в  учредительных
документах хозяйственного товарищества (хозяйственного общества)  содержатся
положения, свидетельствующие о том,  что  в  уставный  (складочный)  капитал
учредителем (участником) передавалось не имущество в натуре,  а  лишь  права
владения и (или) пользования соответствующим имуществом[8].
   Более  того,  согласно  части  4  п.  17  этого  постановления   "условия
учредительного   договора    хозяйственного    товарищества    или    устава
хозяйственного  общества,  предусматривающие  право  учредителя  (участника)
изъять внесенное им в качестве вклада  имущество  в  натуре  при  выходе  из
состава хозяйственного  товарищества  или  хозяйственного  общества,  должны
признаваться  недействительными,  за  исключением   случаев,   когда   такая
возможность предусмотрена законом";
5) общество, уставный капитал которого разделен  на  доли,  размеры  которых
определены учредительными документами;
6) общество, участники которого не отвечают по его  обязательствам  и  несут
риск убытков, связанных  с  деятельностью  общества,  в  пределах  стоимости
внесенных  ими  вкладов.  Участники  общества,  внесшие  вклады  в  уставный
капитал общества не  полностью,  несут  солидарную  ответственность  по  его
обязательствам в пределах стоимости неоплаченной  части  вклада  каждого  из
участников общества;
7)   организация,   обладающая   соответствующей   устойчивой    структурой.
Выступление  общества   как   единого   целого   обеспечивается   тем,   что
законодательно определяется структура органов управления обществом,  которые
действуют  от  его  имени  вовне  и   осуществляют   внутреннее   управление
обществом.  Определяя  компетенцию  органов  управления,  закон  не  диктует
обществу, какая внутренняя организационная структура должна быть в  нем,  т.
е.  какие  подразделения  может  иметь  общество  внутри   этой   структуры.
Исключением являются такие подразделения, как  филиалы  и  представительства
общества. В законе они не только называются, но и определяется их статус.
  Филиал и представительство  общества  обладают  многими  схожими  чертами:

   являются обособленными подразделениями общества;
   создаются по  решению  общего  собрания  участников  общества,  принятому
большинством  не  менее  двух  третей  голосов  от  общего   числа   голосов
участников общества, если уставом общества  не  предусмотрена  необходимость
большего числа голосов для принятия такого решения;
   должны быть расположены вне места нахождения общества (т.  е.  вне  места
его регистрации);
   не являются юридическими лицами,  действуют  на  основании  утвержденного
обществом положения;
   наделяются создавшим их обществом имуществом, которое учитывается как  на
их отдельных балансах, так и на балансе общества;
   руководители  филиала  и  представительства   назначаются   обществом   и
действуют на основании доверенности, выданной обществом;
осуществляют деятельность от имени создавшего их общества;  ответственность
за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество;
   устав   общества   должен   содержать   сведения   о   его   филиалах   и
представительствах.
   Различие между филиалами и представительствами  заключается  в  том,  что
представительство  —  это  подразделение,  которое   представляет   интересы
общества и осуществляет их защиту, филиал же может осуществлять все  функции
общества, в том числе функции представительства , или их часть[9].
   В  последнее  время  уделяется  большое  внимание  упорядочению  процесса
создания филиалов и представительств. В основном  это  связано  с  тем,  что
сведения о филиалах и представительствах должны быть занесены в  устав.  Для
соблюдения  этого  правила  закон  определяет  обязательность  для   органов
управления общества выполнить ряд действий.
   Во-первых,   принять   решение   о   создании   филиалов    и    открытии
представительств.  Федеральный  закон  РФ  "Об  обществах   с   ограниченной
ответственностью"  определяет  решение  этого  вопроса  как   исключительную
компетенцию общего собрания участников (ст.5 Закона).  Следовательно,  орган
управления, который по уставу общества является  ответственным  за  созыв  и
формирование повестки дня общего собрания  участников,  обязан  внести  этот
вопрос в повестку дня. Точнее в повестку дня вносятся два вопроса:
- о создании представительства или филиала;
- о внесении дополнений в устав общества.
   Решения общего собрания участников общества по этим  вопросам  считаются
 принятыми, если за них проголосовали участники, обладающие большинством  не
 менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если
 необходимость  большего  числа  голосов  для  принятия  такого  решения  не
 предусмотрена уставом общества.
      Во-вторых, информация об изменениях в  уставе  общества,  связанных  с
дополнением сведений о его  филиалах  и  представительствах,  представляется
органу государственной регистрации юридических лиц. Причем по этому  вопросу
закон сделал исключение из общего правила,  т.  е.  не  требует  регистрации
изменений,  а  допускает  лишь  уведомительный  порядок  сообщения  о   них.
Указанные изменения в уставе общества вступают в  силу  для  третьих  лиц  с
момента уведомления.
        Филиал  и  представительство  не  являются  юридическими  лицами,  а
представляют собой лишь подразделения  юридического  лица.  Поэтому  они  не
могут от своего имени приобретать  и  осуществлять  имущественные  и  личные
неимущественные права, т.е. они не вправе, например, заключать  договоры  от
своего имени. Вместе с тем и филиал, и представительство, расположенные  вне
места нахождения юридического лица, выполняют определенную  работу,  обладая
при этом достаточно  большой  самостоятельностью.  Это  нередко  приводит  к
тому, что представительства и филиалы при заключении договоров  выступают  в
качестве самостоятельных субъектов гражданского права, что не согласуется  с
п. 1 ст. 48 ГК РФ.
       Какой же может быть выход из такого положения? По смыслу  ст.  55  ГК
РФ  и  ст.  5  Федерального  закона  РФ  "  Об  обществах   с   ограниченной
ответственностью"  руководители  представительств  и  филиалов,  назначенные
юридическим лицом, действуют от имени самого юридического лица на  основании
его доверенности. При этом необходимо  иметь  в  виду,  что  соответствующие
полномочия руководителя филиала (представительства) должны быть  обязательно
удостоверены доверенностью, выданной ему как физическому лицу,  и  не  могут
основываться лишь на  указаниях,  содержащихся  в  учредительных  документах
юридического лица, положении о  филиале  (представительстве)  и  т.п.,  либо
явствовать  из  обстановки,  в  которой   действует   руководитель   филиала
(представительства).
          С  помощью  доверенности  оформляются  отношения,  основанные   на
договоре  поручения,  т.  е.   гражданско-правовом   договоре,   участниками
которого  могут  быть  субъекты   гражданского   права.   Поэтому   стороной
соответствующих сделок будет считаться юридическое лицо, от  имени  которого
заключил сделку его представитель, действующий  на  основании  доверенности,
но никак; не сам филиал или представительство.
         Договор, подписанный руководителем филиала  (представительства)  от
имени  филиала  и  без  ссылки  на  то,  что  договор  заключен   от   имени
юридического лица и по его  доверенности,  будет  считаться  совершенным  от
имени  юридического  лица  лишь  при  доказанности  наличия  у  руководителя
филиала (представительства) на момент  подписания  договора  соответствующих
полномочий,  выраженных  в  Положении  о   филиале   (представительстве)   и
доверенности.  В  противном  случае  юридическое  лицо  не  может  считаться
стороной такого договора и отвечать по нему своим имуществом[10].
        Здесь  также  важно   учитывать   то,   что   руководитель   филиала
(представительства) вправе передоверить совершение действий, на  которые  он
уполномочен доверенностью, другому лицу. Это право  основано  на  положениях
ст. 187 ГК РФ, которая допускает такое передоверие в двух случаях:
     во-первых, когда доверенность предусматривает возможность передоверия;
во-вторых, когда лицо, осуществляющее передоверие, вынуждено к  этому  силою
обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность.
   При этом доверенность, выдаваемая  в  порядке  передоверия,  должна  быть
нотариально  удостоверена,  а  передавший  полномочия  другому  лицу  должен
известить об этом выдавшего доверенность и сообщить  ему  сведения  о  лице,
которому  переданы  полномочия.  В  случае  нарушения  этой  обязанности  на
передавшего  полномочия  возлагается  ответственность  за   действия   лица,
которому он передал полномочия,  как  за  свои  собственные.  Срок  действия
доверенности, выданной в  порядке  передоверия,  не  может  превышать  срока
действия доверенности, на основании которой она выдана.