Инвестиции в России

Содержание



                                  Введение
    Инвестиционная политика в российской экономике                      3
    Внутренние источники инвестиций в России                            5
         Внешние источники инвестиций                             8
   Оценка и анализ состояния инвестиционного климата в России          11
   2.1. Инвестиции в реальный сектор экономики                         14
   Иностранные инвестиции в российскую экономику                       19
                                 Заключение
                              Список литературы



Введение


     Теории   международного   движения   капитала   в   западной
экономической  литературе  уделено  достаточно  много   внимания. Начиная
с  60-х  годов  появились  работы  об  экономике  стран, принимающих
капитал.  В  этот  период  на  политической  карте в результате бурного
национально-освободительного движения возникло большое  число  независимых
развивающихся государств. Вследствие этого  процесса  в  международных
потоках  перемещения  капитала наметилась   тенденция   его   движения   из
  развитых  стран  в развивающиеся. Видные западные экономисты  С.Кузнец,
Г.Хабернер, Г.Майер  и др. в  своих трудах  доказывают, что  планирование
экономического роста в  развивающихся странах  немыслимо в  современных
условиях без возможности допуска иностранного капитала в экономику страны.
Эти  авторы  развивают  мысль  о  том,  что  благотворное влияние ин.
капитала  на   развивающееся  хозяйство   будет   положительно сказываться
во всех случаях независимо от того, в какой форме он вторгается в
национальную экономику :   - в форме частных  прямых инвестиций  и
кредитов,  в  виде  государственных  инвестиций  ин. кредитов, или в какой-
либо иной форме.    В  каждом   случае  находятся  аргументы, оправдывающие
 и рекомендующие   иностранный   капитал    в   качестве    наиболее
эффективного средства для достижения национального процветания. Прямые
частные   капиталовложения  в   промышленность,  по их утверждению,  не
только  приносят  развивающимся  странам чистый прирост  национального
богатства,  но  и  влекут за собой приток иностранных   специалистов,
которые    способствуют    подъему технического и культурного  уровня
страны, облегчают  возможность подготовки  квалифицированных  кадров,
распространению  наиболее современных     технологических     методов.
Государственные капиталовложения  в  транспорт, связь, коммунальное
хозяйство рассматривается  как  один  из  сильнейших  стимулов, поощряющих
национальную деятельность. Действительно, с одной  стороны, инокапитал,
привлеченный в национальную  экономику  и  используемый  эффективно,
оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает  преодолеть
отсталость, интегрироваться  в  мировую  экономику.  С другой стороны,
привлечение   ин. капитала   накладывает   определенные обязательства,
создает многообразные  формы зависимости страны - заемщика от кредитора,
вызывает резкий рост внешнего долга. Таким образом,  для  национальной
экономики  ин. капитал  может   иметь неоднозначные последствия.
    В  связи  с  этим  ставится  вопрос о расширении прежде всего
технической  помощи, направленной  на углубление использования собственных
ресурсов, повышения квалификации национальных кадров, а уже  затем о
привлечении инвестиций  в виде  кредитов. Другими словами,  сначала
необходимо  научиться  эффективно использовать свои  финансы,  а  затем
принимать  иностранный  капитал  в свою экономику. На современном этапе
для  России  теоретическое осмысление учеными  вопросов  принятия  ин.
капитала  в его различных формах, эффективного его использования, появления
финансовой зависимости, являются актуальными и важными.

Помочь государству в преодолении экономического кризиса призваны
инвестиции. Инвестиций предназначены для поднятия и развития производства,
увеличения его мощностей, технологического уровня. Об инвестициях сказано
уже немало: все российские политики давно уже склоняют это слово на разные
лады, понимая, что без инвестиций российскому производству не выжить,
однако до недавнего времени в нашей стране политическая ситуация
складывалась не лучшим образом, политическая нестабильность сдерживала
потоки инвестиций, готовых хлынуть на новый, а значит прибыльный, рынок.
Никто не хотел вкладывать деньги в стране, которая через пару месяцев может
снова стать коммунистической, а значит деньги, вложенные в производство,
попросту пропадут. Однако уверенная победа на президентских выборах Б. Н.
Ельцина, показала потенциальным инвесторам, что сторонников демократии в
нашей стране всё же больше, чем сторонников коммунизма, а значит риск
вложений уменьшается. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, потому
им и уделяется сколько внимания. Насколько важны инвестиции государству
может говорить тот факт, что Б.Н. Ельцин просил принятия Государственной
Думой бюджета на 1998 год в первом чтении, что было сделано в первую
очередь для того, чтобы показать потенциальным инвесторам, что российская
экономика уже стабилизировалась  и вложение средств в производство не имеет
никакого риска.
      Проблема инвестиций в нашей стране настолько актуальна, что разговоры
о них не утихают. Эта проблема актуальна прежде всего тем, что на
инвестициях в России можно нажить огромное состояние, но в то же время
боязнь потерять вложенные средства останавливает инвесторов. Российский
рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, однако он
также и один из самых непредсказуемых, и иностранные инвесторы мечутся из
стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусок российского рынка и, в то
же время, не потерять свои деньги. При этом иностранные инвесторы
ориентируются прежде всего на инвестиционный климат России, который
определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность
вложений в той или иной стране.
      Российские же потенциальные инвесторы давно уже не доверяют
правительству, это недоверие обусловлено прежде всего сложившимся
стереотипом отношения к власти у россиян - “правительство работает только
на себя”. Однако государственная инвестиционная политика сейчас направлена
именно на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для
работы на российском рынке, и потому в перспективе мы можем рассчитывать на
изменение ситуации в российской экономике в лучшую сторону. Огромное
значение для России имеют не только иностранные, но и внутрироссийские
инвестиций, ведь множество людей во время становления рыночной экономики
“сколотили” себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в
европейских и американских банках, иными словами используются для
инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами  пытается
вернуть эти  деньги из-за  рубежа в  российскую экономику, что даст
ощутимый толчок развитию российского производства. По данным
правоохранительных органов из России было  вывезено,  начиная с  1991 года,
около 150 млрд. дол. и не трудно представить себе как эти деньги проявили
бы себя в российской экономике.
      Вообще же капиталовложения проводятся частными инвесторами в первую
очередь ради получения прибыли и, пока мы имеем дело с неуравновешенной
экономикой, неясной политической ситуацией и несовершенным
законодательством, ни о какой прибыли не может быть и речи, а значит не
может быть и речи о долгосрочных стратегических инвестициях в российскую
экономику, без чего, в свою очередь, невозможен подъём производства, то
есть возрождение экономики России. Определим, что задачами данной работы
являются проведение исследования инвестиционного климата России, при
последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение и
попытка дать оценку его текущего состояния. В задачу данной работы входит
также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их
состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку
перспектив изменений инвестиционного климата в России и его активизации на
основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики
государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и
указать необходимые меры для их устранения.


1. Инвестиционная политика в российской экономике.

      Инвестиции (капитальные вложения) - это совокупность затрат
материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное
воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства.
Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках
централизованной плановой системы использовалось понятие "валовые
капитальные вложения", под которыми понимались все затраты на
воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции -
более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции,
близкие по содержанию к нашему термину "капитальные  вложения", и
"финансовые" (портфельные)  инвестиции, то есть вложения в акции,
облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом
собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как  дополнительным источником
капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг.
Но часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных
отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются
от прямых инвестиций в производство. В журнале "Экономист" определены
основные направления инвестиционной политики. Были выделены следующие
главные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,
способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного
сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для
реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших
жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при  повышении
эффективности капитальных вложений.
      Инвестиционная политика, которой придерживается государство имеет
огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и
государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат
страны, поэтому правительство России оказывает ей огромное внимание, однако
на данный момент инвестиционная политика нашего государства ещё слаба, что
обусловлено в основном незащищённостью расходов бюджета на инвестиционные
цели, бюджетные средства расхищаются или направляются не на те цели, на
которые направлялись.
      Государственной Думой были приняты в первом чтении законы “О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР” и “Об инвестиционной деятельности в
РСФСР”, которые должны улучшить законодательную базу для инвестиций,
гарантировать права инвесторов на собственность и которые  предполагают:
- предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на
возвратной основе;
- отражение в Законе принципа отношений собственности (в нём
рассматриваются государственные, муниципальные и частные инвесторы). По
этому принципу и выделяются из федерального бюджета капитальные вложения на
развитие федеральной собственности;
- равенство прав инвесторов (гарантии прав и защиты инвестиций независимо
от форм собственности для всех инвесторов).
      Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени
уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало
понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое
важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три
года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики
государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике
России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но
государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут
автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде
всего связано с двумя факторами:
1. С неготовностью получателей инвестиций - предприятий к эффективному
освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. С  неготовностью инвесторов  вкладывать  капиталы в не реформированные
  предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав
  собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого
  управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам
  уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия,
  ликвидность предприятий,  их  инвестиционная деятельность).
      Поэтому правительство России предполагает ввести следующие изменения в
инвестиционной политике нашей страны (из программы правительства РФ
“Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах”) :
-создать условия для рыночной оценки активов предприятий. Кроме очевидных
преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, это
позволит предприятию формировать более рациональную стратегию в отношении
использования собственных активов;
-внести изменения в амортизационную политику, направленные на ее
либерализацию, повышение степени свободы реформированных предприятий при
выборе методов амортизационной политики (использование ускоренной
амортизации, нелинейных методов  амортизации, в том числе метода
уменьшающегося остатка с применением удвоенных амортизационных норм, метода
суммы лет, специальной первоначальной амортизационной скидки), упрощение и
укрупнение норм амортизации. Одновременно, по мере решения проблемы
оборотных средств, будет осуществляться более жесткий контроль за целевым
использованием амортизационных отчислений;
- последовательная децентрализация инвестиционного процесса путём развития
многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных)
источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных
проектов;
- государственная поддержка предприятий за счет централизованных
инвестиций;
- размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и
государственное финансирование инвестиционных проектов производственного
назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и
исключительно на конкурсной основе;
- усиление государственного контроля за целевым расходованием средств
федерального бюджета;
- совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных
инвестиций;
- значительное расширение практики совместного  государственно-
коммерческого финансирования инвестиционных проектов.
      Среди первоочередных мер необходимо назвать также и прямое
государственное участие в инфраструктурных проектах народно-хозяйственного
значения и их финансовое стимулирование посредством предоставления
налоговых льгот или налогового кредита, вмешательство государства в
инвестирование первичных отраслей и магистральной инфраструктуры.



1.1. Внутренние источники инвестиций в России.

      Традиционно в России финансирование капитальных  вложений
осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно
предположить, что  и  в  дальнейшем  они  будут играть решающую роль,
несмотря на активизацию привлечения  иностранного капитала. Каждой семье
приходится постоянно решать житейскую проблему: какую часть своего бюджета
направить на текущее потребление, а какую - отложить  на  будущее.
Предположим,  что  члены семьи зарабатывают 1 млн. руб. в месяц. Часть этих
денег можно израсходовать на покупку продуктов питания и одежду и на оплату
жилья и коммунальных услуг,  а часть можно отложить.  Допустим, что семья
тратит 800 тыс. руб.  в течение месяца, а оставшиеся 200 тыс. помещает в
банк или меняет на американские доллары для инвестирования будущих расходов
(159.8 трлн. рублей (20.8% всех денежных доходов) было затрачено жителями
России в первом полугодии 1997 г. на покупку иностранной валюты...).  В
этом случае говорят, что уровень сбережений семьи составляет 20%.
      В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня