Гюстав Курбе

В

 развитии реалистического искусства  в  Европе  имя  французского  живописца
Гюстава Курбе (Courbet) занимает особое место. Он был  одним  из  тех,  кто,
опираясь на лучшие достижения старых мастеров, воплотил в  своем  творчестве
важнейшие  принципы   реализма,   открыто   провозгласил   их,   защищал   и
пропагандировал, указывая на демократическую природу этого явления.  В  1855
году Курбе выставляет свои произведения в отдельном павильоне, названном  им
«Реализм».
      Первые значительные полотна художник создал  в  период  1849-50  года:
«Послеобеденный  отдых  в  Орнане»,  «Дробильщики   камня»   (не   сохран.),
«Похороны в Орнане». Они связаны с его родным городом Орнаном (почему  Курбе
иногда и называют «мастером из Орнана»).  В  них  Курбе  стремился  обобщить
конкретные жизненные наблюдения,  в  каждом  герое  угадывая  судьбу  целого
поколения, типические характеры современников. Картину «Похороны в  Орнане»,
где  показана  траурная  процессия,  художник  трактует   как   произведение
исторического жанра. На полотне большого  формата  он  изображает  множество
людей,  большей  частью  написанных  с  натуры,   еще   больше   подчеркивая
реальность происходящего. Стремление к обобщению приводит Курбе  к  созданию
столь  сложного  произведения,  как  «Мастерская  художника»  (1855,   Лувр,
Париж), не случайно названного им «реальная аллегория».  В  центре  картины-
фигура самого художника, вокруг которого  в  громадном  пространстве  ателье
располагаются различные персонажи: часть  из  них  можно  узнать  по  другим
картинам  Курбе,  часть  как  бы  является  «аллегорией»   различных   слоев
населения и профессий.
      Наиболее известные произведения Гюстава  Курбе  «Деревенские  барышни»
(1851).   Также   художник   создавал   социально-критические   произведения
«Возвращение кюри с  приходской  конференции»  (1862,  эскиз,  не  сохран.).
Курбе  осуществлял  на  практике  выдвигавшийся  современной  художественной
критикой  (П.  Ж.  Прудон,  Ж.  Шанфлёри)  принцип  общественной  значимости
искусства-произведения «Встреча»,  «Здравствуйте,  господин  Курбе!»  (1854,
Музей Фабра, Монпелье), «Ателье»(1855, Лувр)- аллегорические  композиции,  в
которых Курбе представил себя в окружении персонажей своих картин и  друзей.
В  некоторых  произведениях  Курбе  проявились  черты  салонного  искусства-
«Источник» (1868,  Лувр).  Живописная  манера  Курбе  отличается  предметной
осязаемостью, четкой фактурой мазка, сдержанным,  порой  суровым  колоритом,
основанным на мягких  грациях  тонов.  Пейзажи  Курбе  проникнуты  ощущением
строгого величия и  материальности  природы  («Море  у  берегов  Нормандии»,
1867, ГМИИ).
      Сделав  своим   девизом   «правду   в   искусстве»,   Курбе   следовал
реалистическим принципам творчества во всех жанрах, будь то портрет,  пейзаж
или натюрморт. Деятельность художника  поддерживали  ведущие  художественные
критики того времени, сторонники  демократического  обновления  общества.  В
1871 году  в  дни  Парижской  Коммуны  Курбе  был  вместе  с  восставшими  ,
участвовал в сносе Вандомской колонны, которая  воспринималась  народом  как
символ торжествующего буржуазного общества. За это он  поплатился  изгнанием
в Швейцарию в 1873 году. После длительных судебных разбирательств  художника
приговорили к уплате огромной суммы на восстановление Вандомской колонны.
      Творчество  Курбе  вместе  с  творчеством  Ж.  Ф.  Милле,  О.   Домье,
художников барбизонской школы составило мощное движение в искусстве  Франции
середины прошлого века.  Идеи  Курбе  были  восприняты  многими  художниками
других стран. На наследие мастера из Орнана опирались и  многие  французские
мастера последующего поколения, например Э. Мане и импрессионисты.
        В этом произведении «Дробильщики камня», не сохранившемся к   нашему
времени Курбе обращался к теме труда, возвеличивающего человека.



                                        Гюстав
       Курбе



             (1819-1877)



                              Выполнил Корниенко Алексей
                                                10. 11 .1998
                                                            Проверил  И.  В.
Еремин



                                                      Красноярск , 1998