Древнерусское Язычество и его роль

Реферат на тему:



                                                            Работу выполнил:
                                                        Студент ВИЗО гр. 184
                                                                       Миха!



                                  введение
                                      Люди, вы – Боги, но вы забыли об этом!

                                                          (Древняя Мудрость)

   Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь мудрости
   наших предков. Это не только дохристианские божества, но также
   представления о космосе и земле, о природе и ее законах,  о жизни зверей
   и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его устройстве и
   украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская мифология – отражение
   знаний, выработанных столетиями, а может быть, и тысячелетиями
   человеческой практики.
   В ''Словаре живого великорусского языка'' В. И. Даль так определил
   понятие ''миф'' и ''мифология'': ''Миф – происшествие или человек
   баснословный, сказочный, иносказанье в лицах, вошедшее в поверье.
   Мифология – баснословие, басни веры, по преданию, боговщина''. Как
   видим, в объяснении этого слова есть два главных понятия – ''басня'' и
   ''вера'', они в какой-то степени противоположны, но эта
   противоположность характерна для их  современного понимания, тогда же
   они были синонимами.
   В детстве все мы верим басням и сказкам и с ними постепенно осознаем
   мир. Так и в далеком детстве человечества – в первобытном обществе –
   мифология была основным способом осмысления окружающего природного и
   человеческого мира. Мифы – рассказы о предках – составляли духовное
   сокровище племени.
   Славянскую мифологию называют языческой. Что же такое язычество?
   Академик Б. А. Рыбаков, написавший множество трудов по этой теме, в том
   числе книги ''Язычество древних славян'' и ''Язычество Древней Руси'',
   считает язычеством тот пласт культурного развития, который накоплен
   человечеством за многие тысячелетия его существования, т.е. язычество –
   это не только простая совокупность мифов, преданий и т.п., но и жизнь их
   в истории славян и всего человечества. Главная идея язычества выросла из
   самой жизни, а потому оно охватывало мировоззрение и ''жизневоззрение''
   людей древнего мира. Кроме того, слово ''язык'' для древних славян
   означало то же, что ''народ'', ''этнос''. Это хорошо отражает само
   существо верований : они были этническими (народными)  в
   противоположность над этническим (мировым) религиям. Язычество -
   магическая система формирования личности. Язычество - это мифологическое
   мировоззрение, а не религия. Оно направлено на формирование особого типа
   мышления с целью самосовершенствования человека и восхождению его до
   уровня бога-вершителя. Это учение о гармонии человека с природой.
   Гармонии уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться
   заранее в воинство, ему не нужен противник. Свобода выбора не
   заключается в выборе между добром и злом, а в выборе способов
   осуществления добра.


   Язычество - это традиция, это особый образ мышления направленный на
   совершенствование человека и поднятие его до уровня бога. Язычество
   эвгемеристично и триалектично. Язычество - это магическая система, тот,
   кто верит в это - у того она и работает (начиная от "дружбы с
   домовым"...) Язычество незаметно для других тонко регулирует и
   перестраивает мышление язычника.

   Язычество - не религия в том смысле этого слова, как у нас понимается,
   поскольку религия построена на системе догм, а язычество (скажем из
   современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб лишь
   тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно идеологические
   концепции. А в язычестве, скажем, выбор меняют на каждом шагу - это и
   есть Свобода Воли).

   Язычество НЕ для государства и НЕ для общества. Язычество направлено на
   самосовершенствование каждого отдельного человека. Язычество наиболее
   сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир; это прекрасный
   Путь для совершенствования Человека, достойная основа для созидания (как
   минимум) общины единомышленников.

   Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни на
   каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не "вразумляет", не
   "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое величественное Здание
   Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в принудительном порядке или
   сразу по рождению, к нему надо прийти ТОЛЬКО самостоятельно. Язычество
   считает, что Люди выделяются из Природы тем же, чем и боги - умением
   самостоятельно мыслить - без указаний жрецов и без помощи любых "святых
   книг" (даже языческих). В вопросе так называемого "привлечения граждан к
   вере Предков" современное язычество считает целесообразным следовать
   мудрой древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше".


   Если монорелигии склонны призывать граждан "не думать, а ВЕРИТЬ", то
   язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно древней
   народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ. Язычество
   считает, что необходимо повышать грамотность граждан во всех областях
   Жизни и учить их относиться осторожно к ЛЮБОЙ теории, претендующей
   "осчастливить ВСЕХ".(
   Однако в культуре человечества вряд ли найдется другое такое явление, о
   котором в науке высказывались столь противоположные суждения, как
   мифология. Одни ученые связывают ее, чуть ли не отождествляя, с
   религией, другие резко противопоставляют ей. Одни не видят различий
   между мифологией и народными легендами, преданиями, сказками, другие
   полностью разделяют их.
   Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три области,
   соответствующие племенам южных, западных и восточных славян. Этим трем
   главным областям, соответствуют и три главные ступени их языческой
   религии: 1) непосредственное поклонение природе и стихиям; 2) поклонение
   божествам, олицетворяющим эти явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся
   над людьми. В своей работе я постараюсь раскрыть основной пантеон
   языческих богов.



                             Боги древних славян


                                                             "И вот начните,

                                 во-первых - главу пред Триглавом склоните!"

                                                          - так мы начинали,

                                                великую славу Ему воспевали,

                                            Сварога - Деда богов восхваляли,

                                                            что ожидает нас.

                                           Сварог - старший бог Рода божьего

                                         и Роду всему - вечно бьющий родник,

                                                  что летом протек от кроны,

                                                          зимою не замерзал,

                                                     живил той водою пьющих!

                                          Живились и мы, срок пока не истек,

                                             пока не отправились сами к Нему

                                                 ко райским блаженным лугам!


                                                И Громовержцу - богу Перуну,

                                                          Богу битв и борьбы

                                                                   говорили:

                                                    "Ты, оживяющий явленное,

                                                не прекращай колеса вращать!

                                               Ты, кто вел нас стезею правой

                                                  к битве и тризне великой!"

                                                       О те, что пали в бою,

                                            те, которые шли, вечно живите вы

                                                         в войске Перуновом!


                                                И Свентовиту мы славу рекли,

                                          он ведь восстал богом Прави и Яви!

                                                          Песни поем мы Ему,

                                                  ведь Свентовит - это Свет.

                                              Видели мы чрез Нем Белый Свет.

                                             Вы посмотрите - Явь существует!

                                                  Нас Он от Нави уберегает -

                                                          Мы восхваляем Его!

                                                     Пляшущего мы воспевали,

                                                   к нашему Богу взывали мы,

                                             ибо тот Бог - Землю нашу носил,

                                                              звезды держал,

                                                              Свет укреплял.


                                           Славу творите во всем Свентовиту:

                                                        "Слава Богу нашему!"

                                                 Скорбите же сердцем нашим -

                                                      этим вы смели отречься

                                                     от злого деяния нашего,

                                                     и так притекли к добру.

                                                      Пусть обнимаются дети!

                                                                  И творите:

                                                            "Все сотворенное

                                          не может войти в расторгнутый ум!"

                                        Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,

                                                   ибо тайна та велика есть:

                                                        как Сварог и Перун -

                                           - есть в то же время и Свентовит.


                                                   Эти двое охватывают небо,

                                          сражаются тут Чернобог с Белобогом

                                                      и Сваргу поддерживают,

                                     чтоб не был повержен тот бог Свентовит.

                                      За теми двумя - Велес, Хорс и Стрибог.

                                            Затем - Вышень, Леля, Летеница.(



                                   Сварог


Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда
богов (Перун, Даждьбог - Радегаст); бог огненной стихии, творец. По одной
из мифологических версий, Сварог - сын Крота и внук Ситоврата, потому уже
не может быть отцом всех богов. Однако, ныне он вполне может
рассматриваться в такой ипостаси, если забыть про Стрибога - Рода. В
позднее время, как творец. Сварог связан с небесным огнем и небесной
сферой. Имя бога происходит от ведического (древнеиндийское) "svargas" -
небо; так же в этом слове представлен и корень "var" - горение, жар.
Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные
клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы,
которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию,
предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам -
Сварожичам...
По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварожича был
связан с культом огня: язычники «огневи молять же ся, зовуце его
сварожичем» («Слово некоего христолюбца»). В славянском переводе хроники
Иоанна Малалы (12 в.) СВАРОГ отождествлен с древнегреческим Гефестом. В
древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли СВАРОГА с Дажьбогом,
названным в летописи сыном СВАРОГА («... сего ради прозваша и богъ
Сварогъ... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють
Дажьбогъ... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ», Ипатьевская
летопись 1114 г.).
В Ипатиевской летописи читаем: «Некогда царствова на земле Сварог
высочайшее существо, отец света, научи человека искусству ковать и брачным
связям».(
Отрывок о Свароге, отце солнца, связан с вставкой о Совии в «Хронике»
Иоанна Малалы. Оба эти текста, видимо, отражают общую культурную традицию,
связанную с введением трупосожжения. У балтийских славян Сварожич (иначе
называвшийся Радгостом) почитался в культовом центре редариев Ретре -
Радгосте как один из главных богов, атрибутами которого были конь и копья а
также огромный вепрь, согласно легенде, выходивший из моря.



                                    Перун


Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и
восходит еще к 3 тысячелетию до н. э. Перун, почитавшийся как творец,
производитель дождей, назывался еще подателем пищи, богом оплодотворителем.
Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник сравнительно поздно в связи
с развитием дружинного, военного элемента общества. Перун, или как его еще
называли Перун - Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином,
мчащимся на золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и
черными. Согласно преданиям белорусов по воздушным высотам, и, если видит,
что на земле творится беззаконие, то разбирает скалы или малые небеса и
насылает молнию на злых и нечестивых.

Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога
начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на
равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.

Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей,
символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-
земледельцев. Это бог воинов и дружинников. В известных договорах славян с
греками говорится, что князья-воители клялись Перуном, и только на втором
месте в договорах фигурирует Велес. В историко-социологическом плане культ
Перуна следует относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной
демократии, и князья-воители у славян стали обладать большей властью,
нежели жреческое сословье, имевшее своих богов (мудрости и магии).


Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с
дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на которых ставили в древности
статуи Перуна и его святилища. Молнии - это стрелы бога-громовника. Перун,
по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук, пущенная им
стрела поражает противника и производит пожары. Его палица (молот), как
знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции
перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы. святилище Перуна
повторяет цветок с восемью лепестками, квадрат на повернутом квадрате.

Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий Победоносец), поражающий змея -
никто иной как Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским
именем. Причем сам образ "бога-громовержца, бога скалы, камня"
реконструируется лингвистически как праиндоевропейское "Перун-Перунт".
Фраза, заключающая в себя основной миф, так и звучит: "Перперти н'агхим
Перун(т)", что переводится - "Убивает (поражает, ударяет) змея громовержец
- бог камня". Однако, поскольку кроме бога-громовика есть и другие
"змееборцы" (так называемые "светлые боги" Свентовит и Дажьбог), постольку
данная версия - это лишь символ борьбы двух неуничтожимых начал: "умная
сила" - (Змей) и "сила есть, ума не надо" - (Змееборец).
В русских песнях, сказках преданиях часто встречается имя Ильи Муромца,
якобы совершающего различные богатырские подвиги. И хотя Илья Муромец