Контркультура

Сравнительно  недавно  мировая  культурология  обратила  внимание   на
феномен контркультуры, на его роль в исторической динамике. В его  трактовке
возникли новые позиции, более того сама тема  перестала  восприниматься  как
периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного  потока.
К  обсуждению  проблемы  подключились  не  только  и  культурологи,   но   и
культурофилософы. Многие  исследователи  пришли  к  убеждению,  что  решение
данной  проблемы  позволяет,  наконец,  приблизиться  к   постижению   самой
культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её  обновления
и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум,  первые  признаки
которого обнаруживаются еще в конце 80-х годов.
      Термин  «контркультура»  используется   для   обозначения   социально-
культурных установок, противостоящих принципам «базовой» культуры.
      Внимание   современных   культорологов   на   проблеме   контркультуры
удерживает  тот  парадокс,  что  ценности  и  идеалы,  рожденные  на  гребне
антибуржуазных  выступлений  60-х  годов,  не  растворились  в  общественном
мировосприятии  последующих  десятилетий.  Сами  молодежные  движения  после
своего пика вскоре  пошли  на  убыль,  лево-радикальный  тип  сознания  стал
утрачивать  массово-социальную  опору,  приобрел  неожиданные   модификации.
Однако жизненные ориентации, приобретенные молодежью  в  процессе  борьбы  с
истеблишментом, не исчезли. Они вошли в плоть и кровь  современной  культуры
Запада.
      Молодые  бунтари,  выступив  против   державных   установок   западной
культуры, противопоставили им  собственные  ценности,  и  что  же?  С  одной
стороны, есть основания говорить о том, что новые ориентации растворились  в
лоне господствующей культуры. Но, с другой стороны, сама культура, вобрав  в
себя множество новых компонентов, предстала во многом иной.
      Необходимо отметить, что  в  современной  культурологии  и  социологии
понятие  контркультуры  используется  в   двух   смыслах:   во-первых,   для
обозначения социально-культурных установок,  противостоящих  фундаментальным
принципам, которые господствуют в  конкретной  культуре,  и  во-вторых,  оно
отождествляется с западной молодежной  субкультурой  6-х  годов,  отразившей
критическое отношение к современной культуре и отвержение её  как  «культуру
отцов».
      Понятие «контркультура» появилось  в  западной  литературе  в  1960г.,
отразив либеральную  оценку  ранних  хиппи  и  битников.  Слово  принадлежит
американскому  социологу  Теодору  Роззаку,  который  попытался   объединить
различные духовные влияния, направленные против господствующей  культуры,  в
некий относительно целостный  феномен  –  контркультуру.  Кто  такие  хиппи,
теперь более или менее известно.  Что  касается  «разбитого  поколения»,  то
Джек Керуак был  первым  писателем,  который  сформулировал  новые  духовные
ориентиры молодежи.
      Битничество зародилось в 1944-1945 гг., когда встретились вместе  Джек
Керуак,  Уильям  Берроуз  Аллен  Гинзберг.  Познакомившись,  писатели  стали
экспериментировать  с  такими  понятиями,  как  «дружба»,  «новое  видение»,
«новое сознание». Родиной «поколения разбитых»  оказалась  Калифорния.  Этот
социо-культурный  полигон  Америки  дал  миру  спустя   десятилетия   Джимми
Хендрикса  и  Дженнис  Джоплин,  «Грейтфуд  Дэд»,  «Джефферсон  Эйрплейн»  и
психоделический  рок.  Калифорния  стала  местом  съемок  культового  фильма
безумных  70-х  «Забриски-пойнт»   Микеланджело   Антониони.   Сан-Франциско
превратился в культурную столицу Тихоокеанского побережья США.