Тициан

Московский  Государственный  Горный  Университет.



                                   Реферат


                              по культурологии



                                   Тициан



                             ( Тициано Вечеллио)



                                  Выполнил:



                    Принял: В. П. Яйленко



                                Москва 1998.



            ТИЦИАН (Тициано Вечеллио) (Tiziano Vecellio) родился в Пьеве ди
    Кадоре, в горном  местечке, входящем в состав Венецианской  республики,
    в родовитой семье. Точная дата его рождения не известна,  это  примерно
    1485-1490 г.г. Около 1500 года был  отдан  отцом  в  учение  мозаичисту
    Себастьяно  Дзуккато  в  Венецию,  где  научился   ценить   красочность
    византийской мозаики. Затем  он переходит к Джованни Беллини,  ведущему
    художнику Венеции XV – века.


           В 1507  году    поступил  в  качестве  помощника   в  мастерскую
    Джорджоне,  который   расширил   тематический   диапазон   венецианской
    живописи,  обратившись  к  чисто  светской   тематике.   После   смерти
    Джорджоне в 1510 году Тициан закончил некоторые его  работы.  Вместе  с
    Джорджоне они работали над  украшением   фресками  немецкого  торгового
    дома.


           Тициан стремился выработать свой самостоятельный стиль. К  этому
    периоду можно отнести его картину  “ Бегство в  Египет  “  из  собрания
    Эрмитажа. Фигуры святых изображены в бытовом плане: Мадонна, сидящая на
    осле, поддерживает Христа, ангел несет узел с вещами, кажется , что это
    группа простых людей совершает путешествие . Большое  место  в  картине
    отведено пейзажу. Здесь и поляны , залитые лучами солнца,  и  стадо   с
    пастухом, и разные звери.


           С 1517  –  1555  годы   Тициан  занимал  должность  официального
    живописца Венецианской республики. К этому периоду его жизни  относятся
    самые замечательные картины, оставившие  неизгладимый  след  в  истории
    искусства Европы. К раннему периоду творчества Тициана относится  такая
    картина как “ Любовь земная и Любовь небесная  “. Все в  ней  подчинено
    чувству  гармонии и тишины, в ней ощущается та полнота жизни ,  которая
    так характерна для творчества  Тициана. К этому периоду относятся   его
    картины “ Христос и грешница”    и   “ Христос и Магдалина  “.


           Тициан , находясь в Падце,  знакомится  с  работами  гениального
    художника  XIV - века   Джотто.  Под  их  впечатлением   он  создает  “
    Динарий кесаря ” ( Дрезденская галерея ). В этой картине  благородное и
    возвышенное   начало  в  лице  Христа   противопоставлено   низменному,
    алчному  в лице Фарисея. Этот сюжет  был, как бы  подсказан   художнику
    известной композицией “ Поцелуй Иуды  ” Джотто.   Также к ранним  годам
    относятся картины “ Цыганская  мадонна ” и “  Мадонна с вишнями   “,  в
    которых художник  придал  образам  мадонн  такие  простые  человеческие
    качества, такую жизненную силу  и полноту форм,  которые  отличали  его
    картины от произведений мастеров   раннего   Возрождения.  В  эти  годы
    Тициан создает много женских образов . Это цветущие молодые венецианки,
    в образе которых художника  интересует   исключительно   воплощение  их
    чисто  земной прелести  и красоты .


           Полную творческую  зрелость  художника  знаменует  прославленное
    полотно  “ Вознесение мадонны “( Ассунта ), заказанное ему  для  церкви
    Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции. Прекрасная, сильная  фигура
    мадонны  в  пышном  развевающемся  плаще   с  поднятыми  руками  плавно
    поднимается вверх на облаке, которое   поддерживает  сонм  ангелов.  По
    своему значению, по  месту  в  развитии  искусства  эту  картину  можно
    поставить в один ряд с “Сикстинской мадонной “ Рафаэля .  (1515  –19  ,
    Картинная галерея, Дрезден, изображающая богоматерь с младенцем, святой
    Варварой  и  святым  Сикстом.  В  гармоничной  классической  композиции
    величественнное спокойствие, торжественность сочетаются  с  настроением
    тревоги.)   Искусство  Тициана  в  этом  произведении  приобретает   ту
    классическую простоту и  свободу,  ту  обобщенность   и  гармоничность,
    которые так характерны для искусства  Высокого Возрождения  в  Италии.


           По - новому подошли  художники   и  к  изображению  традиционной
    религиозной темы – темы поклонения Христу. В картине  “  Мадонна   дель
    Пезарь ” он отказывается  от  традиционного  симметричного   построения
    композиции и сдвигает всю группу главных действующих лиц вправо,  делая
    мадонну и ее младенца главным центром   происходящего.  Но  гармонию  и
    равновесие он сохранил, смягчая цветом этот сдвиг центра тяжести, дав в
    левой части звучание  красно - золотого знамени, блестящего  панциря  и
    белого тюрбана.


           К  сожалению,   третье   прославленное   произведение   Тициана,
    написанное  им в этот же период, погибло  при  пожаре.  Это  “  Мучение
    святого Петра  “,  в  котором   значительное  место   занимает  пейзаж,
    помогающий   раскрыть   содержание  картины.  Это  полотно  сохранилось
    только в повторениях. Тициан  был  к  этому  времени   уже  официальным
    художником республики, это звание он получил  в 1516 году  после смерти
      Беллини.  В  эти  годы  он  выполняет  многочисленные   заказы,   его
    заказчиками были:  император Карл V, испанский король Филипп  II,  папа
    Павел III, правители Мантуи, Феррари,   Урбино  и  другие.    Он  пишет
    серию картин  на  мифологические  темы.  Для  него   античность  –  это
    безудержная   языческая  радость  бытия,   стихийная  сила  чувственной
    красоты. К этой  серии  относятся   “  Праздник  Венеры  “,  в  которой
    ликующая толпа  маленьких  асмуров заполняет пространство перед стоящей
    справа статуей Венеры.


           Картина   “  Вакх  и  Ариадна  “,  написанная  для  этой  серии,
    наполнена  бурной,  бьющей  через  край   радостью  существования.  Для
    герцога  Урбинского Тициан исполнил ряд картин, среди  которых  “Венеру
    Урбинскую  “ и так   называемую  “   Ла  Белла  “.  На  обеих  картинах
    изображена одна и та  же   модель,  красавица  –  венецианка.   Она  же
    написана и в “ Женском портрете “  Эрмитажа.


           Среди других картин этого  зрелого  периода  творчества  мастера
    нужно отметить “ Положение во гроб “ и “ Введение  Марии в храм “.  Эти
    полотна  наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Тициан
    почти не покидал  Венеции,  сделав  исключение  только  для  императора
    Карла V , приняв его приглашение  работать в Аугсбурге. Карл  V  жалует
    художнику  почетный  титул  палатинского   графа   и   утверждает   ему
    пожизненную  пенсию.  Как   изумительный  портретист   Тициан  занимает
    особое место в истории  искусства,  создав целую галерею людей –  своих
    современников. Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их  на
    протяжении всей своей  жизни.  Он  умел   подметить  в  человеке  самое
    главное – как бы  скрытую  от  постороннего  взгляда   сущность   своей
    модели.


           В женских же образах его больше привлекало  изображение  внешней
    красоты. Одним из ранних портретов  Тициана являются   так   называемый
    “ Молодой человек с перчаткой “.  В  нем  художнику   удалось  передать
    напряженную духовную жизнь человека, скрытую  от  посторонних.  Портрет
    Ипполита Риминальди, известного в свое время ученого   юриста,  отмечен
    тонким психологизмом.  Рассеянный, погруженный в себя  взгляд  выделяют
    этот образ из общего ряда волевых и целеустремленных людей, которых  мы
    видим  на портретах Эпохи Возрождения. Много портретов писал  Тициан  в
    40-е  годы.  Он  уже  достиг   всемирной  славы,  стал  очень   богатым
    человеком, почитаемым в республике. Он приобрел обширный  дом,  сад,  в
    котором  принимал  своих  друзей,  всех  знатных   и   именитых   особ,
    приезжавших в Венецию, устраивает здесь великолепные пиры.


           В 1545 году  Тициан  по приглашению папы Павла III едет  в  Рим,
    где его встречают с большим почетом и поселяют в Ватиканском  дворце.


           Тициан знакомится с произведениями  Рафаэля  и  Микеланджело,  с
    которым знакомится лично. Микеланджело посещает мастерскую  Тициана   и
    знакомится с его картиной  “ Даная  “.  Это  произведение  имело  такой
    успех, что художнику пришлось повторять ее несколько раз для  различных
    заказчиков. И сейчас в разных музеях мира имеются картины, в которых  с
    некоторыми изменениями трактуется один и тот же  мифологический  сюжет.


           Тициан писал и групповые портреты. Образцом может служить потрет
    семейства Вендрамини.  Большой   интерес   представляет  портрет  друга
    Тициана –  Пьетро  Аретино,  известного  писателя.  Это  был  тонкий  и
    проникновенный ценитель искусства. Характерными  являются  автопортреты
     Тициана, к которым он обращался на протяжении всей жизни.  Перед  нами
    предстает  мужественный и волевой человек,  баловень  судьбы,  страстно
    любивший жизнь и ее радости.


           40 – 50-е годы  явились  переходными  к  его   позднему,  самому
    замечательному периоду его жизни и творчества.   В  эти  годы  начинают
    звучать трагические ноты  и в его  произведениях. Этим  настроением  он
    как бы откликнулся  на те испытания, которые   потрясали  в  это  время
    Италию,    захваченную   иностранными   завоевателями.   Его   начинают
    интересовать темы  мучений Христа, трагическое содержание  которых   он
    вскрывает с большой  глубиной и драматизмом. Картина  “  Се  человек  “
    остро  задумана, художник нарушает строгую уравновешенность композиции.
    Фигура  Христа  помещена   слева  на  лестнице,  она  противопоставлена
    глумящейся толпе, а  слева  на  переднем  плане  изображен  плачущий  (
    кричащий ) мальчик,  он  словно  обращается   к  зрителям,  делает  его
    участником происходящего события.


           50 – 60-е годы – это поздний период  творчества  мастера,  время
    его  наивысших  достижений,  время  создания   самых   впечатляющих   и
    значительных его произведений.  Он  почти  перестает  писать  портреты,
    обращаясь, все  больше к религиозным композициям, но не отказывается от
    картин   и на мифологические темы. В таких картинах, как  “ Венера “  и
    “ Адонис “,  “ Диана  и Каллисто “,   “  Венера перед зеркалом  ”,  уже
    нет прежней  безудержной,  бьющей  через  край  радости  жизни;  в  них
    начинают появляться более глубокие стороны происходящего.


           “ Венера перед зеркалом “ – это как бы  завершающий итог  всего,
    что  было создано  Тицианом, когда он обращался к теме цветущей женской
    красоты.  Почти осязательно передает он женское  тело  с  его   нежной,
    упругой плотью, с тонкой кожей,  под  которой   пульсирует  кровь.  Эта
    красавица олицетворяет все  соблазны  и  чары  женщины,   она  окружена
    дорогими тканями, которые переданы с небывалым искусством и изяществом.


           В  этот   поздний  период   были   созданы   такие   потрясающие
    произведения, как  “ Кающаяся  Магдалина  ”,  “  Святой   Себастьян  “,
    “Оплакивание “. Именно в это время  художником  была  выработана  новая
    техника живописи, знаменующая собой подлинную реформу в  этой  области.
    Тициан как бы  лепит форму цветом, создавая ее  из  единой   живописной
    массы, в которой нельзя даже  различить  отдельные  краски.  Это  чисто
    живописное построение формы было настолько  новым  и  непривычным,  что
    созданные   позднее   произведения   мастера    плохо    воспринимались
    современниками. Они  привыкли  к  четким  формам,  которые  можно  было
    смотреть  независимо от того где ты стоишь, вблизи или вдали.   Поэтому
    они считали  его поздние картины незаконченными.


           В  “  Кающейся Магдалине “  Тициан   снова  воспевает  красавицу
    венецианку. Магдалина изображена в момент сильного душевного подъема  –
    глубокого и искреннего  раскаяния.  Как  зримо  сумел  передать  мастер
    прозрачную слезу на щеке, подпухшие красные веки и полные  слез  глаза,
    шелковистые мягкие  волосы.  И  этому  смятению  души  вторит  природа.
    Последний солнечный луч  освещает  фигуру  кающейся  грешницы  и  ветку
    согнувшуюся под порывом ветра дерева.


           В  “ Святом Себастьяне “ изображен  страдающий прекрасный юноша.
    Его  атлетически сложенная  фигура освещена неярким  светом  дымящегося
    костра,  она  кажется  окутанной  какой  –   то    грозовой   тревожной
    атмосферой, в которой  нет  четких   контуров.  Вся  фигура  Себастьяна
    наполнена  трагизмом,  но  художник  сохранил  в  ней  веру  в  величие
    человека,  в  силу  его  духа.  Дух  Себастьяна  не  сломлен,  тело  не
    обезображено страданиями, он по-прежнему прекрасен и могуч.


           Тициан до конца  жизни  остался  верен  жизнеутверждающим  идеям
    гуманизма, в то время как начинался кризис идеалов Возрождения.


           К теме избиения Христа художник  обращался  дважды,  но   особой
    силы он достигает в  позднем  варианте,  написанным  в  последние  годы
    жизни. Вся сцена тонет в чаду дымящихся светильников,  мертвенный  цвет
    тела  Христа,  тревожные  желтые  и  малиновые   тона   одежды   юноши,
    подчеркивают и усиливают драматизм всего происходящего.


           Глубокого  трагизма  достигает   Тициан   в   своей   последней,
    оставшейся  после  его  смерти  незаконченной  картине   “  Оплакивание
    Христа “. Это произведение  с  потрясающей  глубиной   изображает  горе
    людей, потерявших своего  учителя и наставника. Горе  это   безмерно  и
    велико,  скорбь людей безгранична.  Это  произведение  явилось  как  бы
    завершающим аккордом творческой деятельности великого  художника.


           Умер Тициан 27 августа 1576 года от чумы, свирепствовавшей в это
    время  в Венеции. Тело его  было предано  земле, согласно завещанию,  в
    церкви Санта Мария деи Фрари. Имя Тициана  стало  неотделимо  от  эпохи
    Возрождения,  от венецианского искусства XVI века.


            Творческое наследие  Тициана  огромно:  это  около  120  –  130
    полотен, фрески,  ряд  превосходных  подготовительных  рисунков,  серия
    гравюр на дереве, созданных в его мастерской по его рисункам.  Живопись
    его включает религиозные,  мифологические,  аллегорические  композиции,
    портреты, традиционные для Венеции “ истории “ – многофигурные сцены  с
    элементами исторической композиции.  Большое  место  в  его  творчестве
    занимают пейзажные мотивы. Долгий,  почти  семидесятилетний  творческий
    путь художника запечатлел сложную эволюцию его представлений о мире, от
    чувства ликующей  радости  бытия  до  осознания  потрясающих  этот  мир
    драматических событий.



           Литература:



               И. А.  Смирнова  “ Тициан ”,  “ Тициан и венецианский портрет
                                                        XVI века“, М., 1964;


              Лазарев В. Н.  “ Поздний Тициан / / Старые итальянские мастера
                                                               “,  М., 1972;


                                         Т. Фомичева   “ Тициано Вечеллио  “