Юверные изделия Казахов

Ювелирное искусство в Казахстане в XIX - начале XX века процветало.  Изделия
талантливых казахов демонстрировались на выставках России. Так, в 1896  году
в Нижнем Новгороде экспонировались замечательные браслеты  из  Тургайской  и
Семипалатинской областей. В памяти казахского народа до сих пор живут  имена
таких мастеров-ювелиров, как Мукаш и Елеш.
Имея много общего с туркменскими, каракалпакскими, киргизскими,  башкирскими
и татарскими, казахские украшения в то же время  чрезвычайно  своеобразны  и
неповторимы. В отличие от  узбекских  и  таджикских,  они  более  сдержанны,
крупномасштабны, но менее крупны, чем у туркмен. Для казахов, так же  как  и
для  киргизов,  главное  не  цвет,  или  не   столько   цвет   и   сложность
орнаментальных форм, сколько пластика и ритм,  повторяемость  орнаментальных
мотивов.  Сдержанная  колористическая   гамма   казахского   и   киргизского
национального женского  костюма,  так  же  как  у  туркмен,  соответствовала
общему характеру серебреных украшений.
Особой чертой казахских  ювелирных  украшений  являются  монументальность  и
почти  скульптурная  выразительность,  сохраняемая  даже  в  малых   формах,
ритмическое    чередование    узора    и    фона,     создающее     ощущение
пространственности, симметрия  в  расположении  узоров.  Умение  подчеркнуть
красоту и благородство металла всегда были свойственны казахским зергерам.
В орнаменте казахских украшений широко распространены элементы,  стилизующие
мотивы  флоры  и  фауны:  «кошкар   муйиз»   (бараний   рог),   «курт-кулак»
(перекрестье  из  бараньих  рогов),  «жапрак-гуль»  (трилистник),  а   также
геометрические  фигуры:  ромбы,  треугольники,  точки,  кружки,   S-образные
знаки.В отделке казахские ювелиры применяли  драгоценные  и  полудрагоценные
камни, в  том  числе  топаз,  жемчуг,  бриллиант,  алмаз,  рубин,  хрусталь,
сердолик, бирюзу, перламутр, коралл. Гранение камней  производили  на  месте
изготовления ювелирных украшений.
Чрезвычайно велико число  технических  приемов,  которые  знали  и  которыми
пользовались казахские мастера. Практически повсеместно  в  отделке  изделий
применяли  насечку.  На  предварительно  очищенную  напильником  поверхность
предмета наносили  резцом  мелкую  сетку  углублений,  а  затем  накладывали
тонкие  пластинки  серебра  и  вбивали  их  в  основу.  Филигранные   работы
выполнялись только по просьбе богатых заказчиков. Мастера  знали  и  хранили
секреты  филиграни  сквозной,  накладной,  бугорчатой.   Из   расплавленного
серебра выковывали проволоку,  которую  затем  протягивали  через  отверстия
разного диаметра, пробитые в куске  железа.  Из  проволоки  выгибали  нужную
форму. В сквозной (ажурной) филиграни части  узоров  соединялись  пайкой,  в
накладной и бугорчатой напаивались на металлический фон.