Герцен и Бакунин в конце 40х в начале 50х годов

|                                                                         |


      40-50 годы XIX века  один  из  самых  интересные  периодов  в  истории
России. Восстание декабристов 1825 года  положило  начало,  если  можно  так
выразится, «революционному» периоду истории. Несомненно, такая  политическая
ситуация отразилась в  трудах  великих  ученых,  писателей  второй  половины
девятнадцатого века.
      Александр Иванович Герцен – одна из тех величественных  фигур  русской
культуры  ХIХ  века,  значение  которых  как-то   трудно   измерить   только
сотворённым ими.  Герцен фигура многогранная, можно  бесконечно  говорить  о
нем не только как о писателе, но и как о революционере и ученом.
      Родившийся в знаменательном для России 1812 году, Герцен, сын знатного
русского дворянина, годом своего духовного пробуждения  назвал  1825-й  –  а
именно  казнь  только  вступившим  на  трон  императором  Николаем   пятерых
участников восстания декабристов.
      Летом 1833 г. Александр Иванович Герцен  завершил  четырехлетний  курс
обучения в Московском университете и "за отличные успехи и  поведение"   был
утвержден кандидатом физико-математических наук . Перед молодым  выпускником
открывался путь к успешной научной карьере, однако судьба Герцена  сложилась
иначе. Через год после окончания университета его арестовали  за  участие  в
"тайном обществе" и  после  9-месячного  тюремного  заключения  отправили  в
ссылку, продлившуюся в общей сложности до 1842 г.
      Период после ссылки стал  наиболее плодотворным в  жизни  Герцена.  Он
стал  именно  тем  человеком  к  которому  прислушивались  в   России.   Его
революционно-просветительские  издания  –  альманах  «Полярная  звезда»  (на
обложке изображены профили казнённых декабристов) и газета «Колокол», –  как
и собственные произведения, издавались  нелегально,  и  каждый  прогрессивно
настроенный россиянин, не говоря уже о  революционной  молодёжи,  считал  за
долг и честь быть с ним знакомым.
      В  то время Герцен был  западником  «русским  европеистом».  Однако  в
последующем его надежды на революцию в Европе   и  идеализирование  сельской
общины, в которой ему мерещился зародыш будущего коммунизма, рассеялись.
      Он не раз высказывал своё кредо на страницах  публицистических  работ,
и в предназначенном для самого себя дневнике 1842–1845 годов.
      Собственно, и политические взгляды  Герцена  вырастали  из  этого  его
кредо,  согласно  которому  человек  не  просто  имеет  право,   но   обязан
пробиваться к истине,  отбрасывая  путы  прежних  готовых  воззрений,  чтобы
обрести подлинное “я”. Его жизнь кажется сегодня  необычайно  насыщенной  не
только событиями, но и творчеством, политической деятельностью, общением.  И
всё  пережитое  пропускалось  Герценом  через  “горнило  сознания”,  глубоко
обдумывалось и облекалось в слово
      Но главным для самого Герцена в  годы его духовного  становления  было
стремление “доработаться”  до  себя,  понять  своё  собственное  назначение,
чтобы как можно полнее выразить свою личность.
      К сожалению, Герцена нередко отодвигают на второй план – как в истории
отечественной словесности, так и в истории отечественной  мысли,  как  будто
этот гигант не сделал столь много для русской культуры и литературы.
      Умер Герцен в 1870 году.
      В сущности, Герцен был человеком 30-х годов, то есть принадлежал к той
плеяде “русских мальчиков”, к которой могут быть причислены Н.В.  Станкевич,
Т.Н. Грановский, И.В. Киреевский, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский и другие.


          Михаил   Александрович     Бакунин     (1814-1876)    -    русский
революционер, один из видных представителей революционного  народничества  и
анархизма. Искренняя и страстная вражда ко всякому  угнетению  и  готовность
жертвовать собой  во  имя торжества социальной революции привлекали  к  нему
симпатии многих революционно  и  демократически  настроенных людей.
        Биография Бакунина необычна. Он вырос  в  семье  тверского  помещика
принадлежавшего  к  древнему  дворянскому   роду   и  здесь   получил   свое
начальное образование и воспитание.
  Затем по настоянию отца пятнадцатилетний юноша едет экзамены  и  поступает
в Петербургское военное училище.  Завершив   учебу  Бакунин,  как  и  Герцен
довольно скоро почувствовал,  что образ жизни  и  карьера  военного  офицера
не его призвание. Он решительно  порывает с полковой  службой  и  в  21  год
уходит в отставку.
      Последующие  годы  Бакунин  посвятил  филосовскому  самообразованию  и
провел большей частью в Москве.
Формировании  политических   взглядов  Бакунина  происходило  в   обстановке
напряженных  идейных  исканий  в  период,    последовавший   за   восстанием
декабристов. Уже в первых  его  проглядывает  самостоятельное   политическое
мышление.
      С именем Бакунина М.А. связано зарождение и распространение  идей  так
называемого коллективистского  анархизма   Бакунинская  политическая  теория
вырабатывалась   в   период   начальных   шагов   организованного   рабочего
движения (Интернационал), первых самостоятельных  выступлений   пролетариата
на  общенациональной политической сцене  (Парижская  комунна  1871  года  во
Франции).

      Наиболее сильными сторонами учения Бакунина были  яркие   разоблачения
эксплуатации и всевозможных форм гнета в современных ему обществах,  протест
против религии.

      Анархические взгляды  Бакунина  и  его  сторонников  в  Интернационале
привели к исключению их в 1872 году из рядов организации.

      В  анархическом  идеале  Бакунина  причудливо   переплелись   традиции
просветительства с идеями русского утопического  крестьянского   социализма.
Ко  времени  окончательного  перехода   русского  революционера  на  позиции
анархического   социализма,  в  самом   анархическом   течении   в   странах
капиталистической Европы уже  наметилось  несколько   идейных   направлений,
преимущественно  мирных по своим целям и  средствам.   Анархизм  все  больше
становился мелкобуржуазным политико-правовым учением.


      В процессе выработки своей политической программы  Бакунин использовал
   не    только   политико-организационный   опыт,  но  и  идейное  наследие
прошлого и это  не  оставалось  незамеченным современниками.


      Таким образом  вопрос  о   происхождении   и   историческом   развитии
анархистских   идей   и   взглядов  не  является  столь   простым,  как  его
изображают  буржуазные  интерпретаторы  и  сами анархисты.

      В целом между Герциным и Бакуниным, много общего,  оба  дворяне.  Свои
теории основывали на теориях декабристов. Но в последующем пути  расходятся.
Если Герцен был социалистом, то Бакунин развил свои теории в анархизм.



                             СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. История СССР, изд.-2, М, “Мысль”, 1983 год.
2. Прокофьев В. А. Герцен. 2-е изд. М., 1987.
3. Большая советская энциклопедия.