Блеск Петербурга

Блеск Петербурга.

Лицо города, как лицо человека, в разные периоды жизни - разное,  меняющееся
порой до неузнаваемости. Смотришь на  старинные  рисунки  и  фотографии,  на
которых изображен Петербург, и убеждаешься: каждый крутой поворот  в  судьбе
города накладывает отпечаток на его облик. Между Петербургом,  увековеченным

нежнейшими   акварелями   Садовникова,    и    Петербургом,    запечатленным
бесстрастным  объективом,  пролегло  около  столетия.  За  это   время   его
изображали многие художники и поэты. Они писали  о его  внешнем  великолепии
и  высокомерном  бездушии,  о  роскошных  особняках  и   мрачных   трущобах.
Петербург Пушкина и Достоевского, Петербург Гоголя и  Некрасова  -  это  все
тот же город, один, но очень разный, запечатленный в  гениальных  пушкинских
строках:
Город пышный, город бедный, дух неволи, стройный вид". Мы избрали
для рассказа фотоснимки - документальное воплощение времени.
Заметим, что фотографировали большей  частью  районы  с  красивыми  богатыми
домами, тогда как снимков рабочих  окраин  сохранилось  значительно  меньше:
жалкие лачуги бедняков редко фотографировали.  Рассмотрим  же  снимки  и  мы
увидим странный город, знакомый и незнакомый. Знакомый
- в центре. Да, мы сразу узнаем наш красавец  Невский,  узнаем  даже  сквозь
коросту облеплявших его рекламных вывесок. А вот бывших окраин
не узнаем, не угадаем даже приблизительно, что за  район  запечатлен:  новые
прекрасные ансамбли выросли теперь на этих местах.
Начнем с  главной  площади  города  -  Дворцовой  -  свидетельницы  парадной
роскоши самодержавия и революционных бурь, раскачавших и  уничтоживших  его.
На площади - Зимний резиденция царствовавшего дома Романовых, самой  богатой
семьи в России. В этой шикарной резиденции Романовы не  чувствовали  себя  в
полной безопасности, поэтому сквер возле дворца со  стороны  Адмиралтейского
проезда оградили  в  1901  году  массивной  кованой  узорчатой  решеткой.  С
Дворцовой площади выйдем на Невский. В самом  начале  ХХ  века  он  выглядел
несколько патриархально. Еще нет трамвая,  не  видно  автомобилей.  Пешеходы
ходят прямо по мостовой без всякой опаски. В 1900 году в  Петербурге  лошади
были главным  средством  передвижения.  Жителей  города  обслуживала  конная
железная  дорога,  более  25  тысяч  ломовых  и  около  15  тысяч   легковых
извозчиков. Итак, на Невском - ряды рекламных  вывесок,  витрины  магазинов,
дома важных людей  и  т.п.  причем,  размер  рекламных  вывесок  зависел  от
капитала  и  вкуса  хозяев,  чаще  других  мелькают  на   снимках   названия
"Банкирский дом" и "Фотография.
Санкт-Петербург принято считать столицей с  1712  г.,  когда  из  Москвы  на
берега Невы переехал  царский  двор.  "Россия  молодая"  торжествовала  свои
победы не только на поле брани,  но  и  на  поле  преобразований,  открывших
новую эпоху в жизни страны.
В 1716 г. благодаря деятельности Ж.-Б.Леблона в Петербурге было  создано  19
мастерских: первая в России мастерская декоративной лепки (под  руководством
замечательного скульптора
Б.К.Растрелли), мастерская-школа художественной резьбы по дубу (во  главе  с
талантливым ваятелем Н.Пино), столярная  во  главе  с  Ж.Мишелем,  слесарно-
кузнечная (Т.Белен), обработки камня (Баталье и Кардасье),  литейно-чеканная
(Соваж)  и  др.  При  Канцелярии  городовых  дел  Леблон   начал   создавать
архитектурную школу, после его  смерти  в  1719г.  организацию  ее  завершил
первый русский архитектор Петербурга, ученик  Д.Трезини,  выдающийся  мастер
петровской эпохи М.Г.Земцов. Петербург превратился в  единственный  в  своем
роде центр подготовки строительных кадров, овладевавших на  практике  самыми
передовыми методами и идеями эпохи.
С открытием в 1711г. первой типографии в Петербург переходит издание  первой
российской газеты - "Ведомостей". При типографии  была  основана  и  книжная
лавка. Вслед за царской библиотекой, перевезенной из Москвы,  формируются  и
приобретают известность книжные  собрания  Феофана  Прокоповича,  Я.В.Брюса,
Д.М.Голицына,  П.П.Шафирова,  А.Д.Меншикова  и  др.  При  библиотеке  Петра,
открытой для читателей,  помещалась  и  коллекция  редкостей  -  так  возник
первый  петербургский  музей,  Кунсткамера.  Печатная  продукция  в  течение
петровской эпохи выросла в 20 раз, причем  почти  90%  ее  составляли  книги
светского содержания - по  навигации,  судостроению,  математике,  медицине,
календари, учебники, переводы с иностранных языков.
К  концу  петровского  времени  Петербург   становится   подлинным   центром
просвещения в России. Сначала были созданы так называемые  "цифирные  школы"
(находившиеся  в  дальнейшем  в  ведении  Адмиралтейства).  С  1715г.  часть
Навигацкой школы из Москвы была переведена в  Петербург  и  преобразована  в
Морскую  академию.  В  1716г.  был  построен  Морской  госпиталь;  при   нем
расположилась Госпитальная  слобода  (в  конце  столетия  преобразованная  в
Медико-хирургическую  академию)  -   крупнейший   естественнонаучный   центр
петровской   эпохи.   Превращение   Петербурга   в   ведущий    научный    и
образовательный центр  страны  завершилось  открытием  в  1725г.  Российской
Академии наук.
С первых дней Академии с нею  так  или  иначе  были  связаны  все  важнейшие
начинания в научной жизни  страны:  съемка  генеральной  карты  России,  под
руководством И.К.Кирилова начатая в 1720г. и продолжавшаяся  около  30  лет;
экспедиции ученых-медиков и естествоиспытателей Г.Шобера  на  Кавказ  (1717-
1720)  и  Д.-Г.Мессершмидта  в   Сибирь   (1719-1727);   Первая   камчатская
экспедиция под руководством Витуса Беринга  (1725-1729).  Крупным  ученым  с
мировым именем  стал  приехавший  в  Петербург  20-летним  юношей  в  1727г.
математик Л.Эйлер; основанный Г.-В.Крафтом физический кабинет был  одним  из
лучших  в  Европе;  созданная   по   проекту   Ж.-Н.Делиля   астрономическая
обсерватория  по  своему   оборудованию   не   уступала   другим   известным
обсерваториям    мира.    Инструментальные     мастерские,     возглавленные
А.К.Нартовым,  успешно  решили   трудную   задачу   создания   отечественных
инструментов и приборов, обеспечив развитие в России  середины  18  столетия
естественных наук.
В Петербурге, где сосредоточивались  и  средства,  и  богатые  заказчики,  и
центр притяжения "образованного сословия" - императорский двор,  создавались
совершенно  особые  условия  для  деятельности   архитекторов,   художников,
артистов, ученых.  В  1729г.  был  создан  придворный  оркестр,  оркестровые
ансамбли и певческие капеллы появились во многих домах знати. С  1730-х  гг.
в  императорском  дворце  действовал   оперно-балетный   театр,   в   1738г.
танцмейстер Шляхетского корпуса Ж.Ланде открывает школу  балета,  положившую
начало развитию балетной хореографии в России. В 1740-х гг.  было  выстроено
каменное театральное здание, а 30  августа  1756г.  талантливый  ярославский
актер Ф.Г.Волков открывает в столице "Русский для представления  трагедий  и
комедий  театр",  его   директором   стал   известный   драматург   и   поэт
А.П.Сумароков.
Центром не только науки, но и искусства  оставалась  Петербургская  Академия
наук. Продолжая традиции художников первой четверти 18 столетия  А.Ф.Зубова,
А.И.Ростовцева,  к  юбилею  Петербурга   в   1753г.   академический   гравер
замечательный  русский  мастер  М.И.Махаев  создает  великолепный  альбом  с
видами невской столицы. Академия  наук  начинает  с  1728г.  издание  первой
городской газеты  "Санкт-Петербургские  ведомости",  а  затем,  с  1755г.  -
первого  общедоступного  журнала  "Ежемесячные   сочинения,   к   пользе   и
увеселению  служащие".  Продолжались  и  серьезные   научные   исследования:
Великая сибирская экспедиция 1733-1743  под  общим  руководством  В.Беринга,
давшая  русской  науке   "Описание   земли   Камчатки"   С.П.Крашенинникова,
"Путешествие по Сибири" и "Флору Сибири" И.-Г.Гмелина, "Историю Сибири"  Г.-
Ф.Миллера, открытия С.Челюскина, Д. и  Х.Лаптевых,  В.Прончищева.  В  1745г.
был издан  Академический  атлас  России.  С  этого  же  года  профессором  и
академиком Петербургской Академии наук стал М.В.Ломоносов.
М.В.Ломоносов  и  его  единомышленник  И.И.Шувалов  выступили   инициаторами
организации в Петербурге нового центра искусства и  образования  -  Академии
живописи, скульптуры и архитектуры. Петербургская  Академия  художеств  была
основана 6  ноября  1757г.  Среди  первых  36  студентов  имена  выдающегося
архитектора В.И.Баженова, художников А.П.Лосенко,  Ф.С.Рокотова,  скульптора
Ф.И.Шубина и др. Почетным членом Академии стал М.В.Ломоносов  как  первый  в
России  художник-мозаичист,  преподавать  начали  и  первые   выпускники   -
А.П.Лосенко, Г.И.Козлов, В.И.Баженов и др.
Соратником  Ломоносова  по  созданию  русского   литературного   языка   был
В.К.Тредиаковский, поэт, переводчик, филолог.
Во времена правления императрицы  Екатерины  II  культурная  жизнь  столицы,
наука и образование продолжали интенсивно развиваться.