Билеты по административному праву
Билет №1
1. Исполнительная власть и государственное управление.
В соответствии с принципом разделения властей, единая государственная
власть организационно и институционально подразделяется на три
относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и
судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства,
которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя
постоянно действующий контроль друг за другом. Однако среди них должен
быть лидирующий орган, иначе между ними возникает борьба за лидерство,
которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в
целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное
предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении
исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат,
силовые министерства и ведомства. [Всё это составляет объективную основу
для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз
органами исполнительной власти] Поэтому в демократическом государстве
формирование и порядок деятельности административной (исполнительной)
ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими
нормами. Административное законодательство является правовой основой
построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной,
самой мощной подсистемы государственного аппарата – исполнительной
власти.
В законодательстве и юридической литературе как очень близкие
используются понятия: исполнительная власть, государственное управление,
государственная администрация, административная власть. Эти понятия
связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством
более высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не
совпадает полностью. Управление – это деятельность, администрация –
основной субъект этой деятельности, власть – главный способ её
(деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде
всего раскрывает содержание властной деятельности, понятие
«государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия
«административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба
соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними
понимают только власть. Все эти названия связаны с понятием, которое
включает в себя три основных признака: управленческий (исполнительный,
административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую
им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и
используемую им при этом управленческую (исполнительно-распорядительную,
административную) власть.
2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть
производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные
только ей задачи, документы и другие особенности.
Производство состоит из 4 частей (стадий), а на каждой стадии
существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:
1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)
n возбуждение дела;
n установление фактических обстоятельств;
n процессуальное оформление результатов расследования;
n направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)
n подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
n анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
n принятие постановления;
n доведение постановления до сведения.
3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)
n обжалование, опротестовывание решения;
n проверка законности постановления;
n вынесение решения;
n реализация решения.
4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)
n обращение постановления к исполнению;
n фактическое исполнение;
n окончание исполнения (дела).
Билет №2
1. Предмет и метод административного права.
АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает
человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать – приятная
сторона) вплоть до его смерти (опять же необходимо зарегистрировать –
неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по дороге
в институт переходя улицу в неположенном месте мы вступаем в А.П/о).
Известно, что отрасли права определённым образом отличаются друг от
друга.
В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в то
время как на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело
иной характер (от римских юристов – на частное и публичное). В СССР
отрицалась возможность подобного деления, т.к. отрицалась частная
собственность и возможность конфликта между частным лицом и обществом (
всё право считалось публичным. Сейчас нами оказался перенят западный
способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.
Следующая ступень деления права – уже внутри самой подсистемы
публичного права на отрасли – по предмету и методу.
Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений. ( Предмет АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП –
это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования и функционирования государственной администрации,
обслуживает сферу государственного управления, т.е. регулирует
управленческие отн-я.
Признаки управленческих отношений:
1) Управление рассматривается как функция всех систем, в т.ч. и
социальных.
2) Управление обеспечивает взаимодействие элементов в системе.
(Управление оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы(
3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.
4) Управление может быть как внутрисистемным, так и внешнесистемным (
различают (1) внутри- и (2) внешнеорганизационные отношения в АП и,
соответственно, в управлении. [2) – основные отношения, т.к. любой
субъект управления существует не для самосовершенствования, а для
воздействия на другие элементы] В социальном управлении объект
воздействия – поведение людей.
5) Властные полномочия субъекта управления. [В советской науке они
считались необязательными, т.к. считалось, что к административным
отношениям относятся также отношения между подвыпившим человеком, чинящим
безобразия на коммунальной кухне, и законопослушным гражданином, имеющим
право вынудить этого человека такого рода бесчинства прекратить (т.е.
законопослушный гражданин, не имея власти над подвыпившим человеком по
должности, всё же вынуждает его прекратить); однако на это можно
возразить, что тот же самый подвыпивший человек при определённых
обстоятельствах на одном из иностранных языков, обычно используемых на
коммунальной кухне, может предложить законопослушному гражданину покинуть
кухню ( А.П/о должны всё-таки быть вертикальными. Хотя в определённых
случаях они могут быть и горизонтальными, ZB.: президент своим указом
поручает различным ведомствам заняться одной и той же проблемой
(Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ( тогда эти ведомства работают над ней
на равных условиях; но даже при таких условиях для того, чтобы результаты
этой их совместной работы были положительными, её необходимо опр. образом
организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно взять на себя
определённое ведомство – обычно первое в общем их списке, – которое и
осуществляет мягкое неформальное руководство]
6) Наличие специального субъекта – органа государства, осуществляющего
управленческую деятельность.
Однако при определении предмета АП мало просто сказать, что оно
регулирует управленческую деятельность, как это было принято в советское
(. Важно тж. учитывать:
1) Новую организацию власти в РФ.
2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).
3) Новые экономические основы государства.
1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества, и не
было органов власти – только органы управления. В РФ нет органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением.
2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское
время основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то
сейчас, по крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый
приоритет – наши права, и гражданин даже вправе предъявить иск
государству в случае ущемления его прав) ( появилась новая группа
отношений – отношения между государством и частным лицом и защита частных
лиц от государства [Хотя для защиты этих отношений мало просто это
продекларировать; важно установить институт защиты граждан от произвола
публичной власти – от уровня этой защиты зависит, можно ли
охарактеризовать это гос-во демократическим или нет ( важно, чтобы законы
исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о регулировании другой
сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких процедур принятия
нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать ему на
подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, –
защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже
последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к
народу. (И не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в
развитых западных странах являются предметом АП.
3) Изменились экономические отношения, появились различные формы
собственности. (В СССР все хозяйствующие субъекты находились в
собственности государства, которое и регулировало создание предприятий,
назначение их руководителей, определяло характер производства,
поставщиков продукции, круг покупателей, цены. Сейчас предприятия
выведены из-под такого контроля государства [результатом чего явилось
снижение качества продукции – не выполняются стандарты и т. д.] ( сфера
управления значительно сокращена (за государством остались лишь функции
контроля и т.д. – регистрация, лицензирование...) [хотя аппарат
государства, наоборот, только вырос – в два раза по сравнению с СССР]. Те
же тенденции и в социально-культурной сфере – нет больше цензуры (которая
поддерживала нравственность (хотя и с идеологической окраской()
Т.о., поменялся субъект управления, сократилась сфера управления,
поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А,
значит, определения предмета АП на сегодня нуждается в значительной
корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:
АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере
деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач
и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения,
возникающие в остальных органах государства.
Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет
специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются
общественные отношения?).
Человек – существо общественное. Совместная деятельность предполагает
управление. Управленческие отношения существуют постольку, поскольку
существует человеческое общество. Они появились намного раньше, чем
юридические нормы. Последние не создают управленческих отношений, а
используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить,
охранить.
Управление предполагает доминирование, преобладание одной воли над
другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется
неравенство, этим объясняются особенности административно-правового
метода.
Главные признаки метода АП:
- юридическое положение сторон: юридическое неравенство, асимметрия
субъектов управленческих отношений, что связано с подчинением одной
стороны другой, которое может быть а) линейным («начальник –
подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);
- юридические факты: АП отношения чаще всего возникают в связи с
событиями, односторонними волеизъявлениями;
- права и обязанности субъектов административных правоотношений:
нормами точно определяются права и обязанности сторон;
- защита прав и интересов субъектов правоотношений: в основном права
участников, споры между ними решаются в административном порядке:
субъектом управления, который был (является) стороной административного
правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права
и интересы могут также защищаться в судебном порядке.
В АП возникает административно-правовой режим регулирования. Правовой
режим ориентирован на способы правового регулирования: дозволение
(гражданское право), запрещение (уголовное право), обязывание (АП
строится на нём).
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере
внешнеэкономической деятельности
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ВЭД
Закон “о гос.регулировании внешнеторговой деятельности” 1995 -
механизмы
ФОИВ:
n Министерство торговли
n Министерство по делам СНГ
n Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997)
Билет №3
1. Система административного права.
АП – целостная система правовых норм и институтов. Их объединяет
предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы
друг с другом, опираться на единые определения, использовать единую
терминологию. Внутри отрасли существует субординация норм разной
юридической силы, общих и специальных. А в целом отрасль создает
специфический – административно-правовой – режим регулирования, который
строится на обязывании как способе правового регулирования.
Система АП делится на общую и особенную части. Общая – нормы,
охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих
в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти
(образование, охрана общественного порядка и др.).
В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):
1) регулирующих административно-правовые статусы граждан
(индивидуальных субъектов права);
2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления);
3) регулирующих административно-правовой статус негосударственных
организаций;
4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
5) регулирующих принуждение по административному праву.
В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:
1) регулирующие обеспечение безопасности граждан, общества,
государства, административно-политическую деятельность;
2) регулирующие организационно-хозяйственную деятельность
государственной администрации;
3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;
4) регулирующие деятельность государственной администрации по
организации и осуществлению политических, экономических и иных связей с
другими странами (внешних связей).
АП – одна из самых сложных отраслей правовой системы России, что
предопределено большим числом и разнообразием управленческих отношений.
АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества, в
которой не участвовала бы государственная администрация.
Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е.
оно стоит во главе целой семьи отраслей, многие нормы которых тоже
закрепляют управленческие отношения и в которых широко используется
административно-правовой метод регулирования.
2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере иностранных
дел
Общая компетенция
Полномочия Президента, Правительства
Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
Смысл гос.управления в сфере ИД
Положение о МИД (1995). МИД подчинен непосредственно Президенту
Положение о консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от 05 ноября
1998)
Билет №4
1. Нормы административного права.
Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое
и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие в сфере
функционирования исполнительной власти по поводу реализации её задач и
функций, а тж. внутриорганизационные отношения, возникающие в сфере
деятельности других органов.
Норма права, в т.ч. и административного, – это сердцевина механизма
правового, в т.ч. и административно-правового, регулирования. Механизм
правового регулирования есть совокупность соответствующих правовых
средств, с помощью которых государство воздействует на общественно-
правовые отношения (кроме норм, к этим средствам относятся тж. нормативно-
правовые акты, индивидуальные акты, правоотношения, правовая культура и
правосознание(.
Функции административно-правовой нормы (применительно к России –
функции, которые должна выполнять административно-правовая норма(:
1) А/П-я норма обеспечивает организацию и упорядоченность общественно-
правовых отношений;
2) А/П-е нормы определяют вариант должного поведения субъекта
правоотношений;
3) А/П-е нормы предназначены для эффективного функционирования органов
исполнительной власти (все нормы, регулирующие систему и структуру
организации исполнительной власти – А/П-е нормы; за всё время
независимости России было издано 6 УПРФ О систематизации организации
исполнительной власти (т.е. почти по штуке в год) ( с приходом Примакова
– ещё один ( почти каждый год структура исполнительной власти меняется (
чиновники, заслышав о грядущих изменениях в системе и структуре
исполнительной власти, перестают работать, больше опасаясь за свои
задницы, не желая расставаться с нагретым местом, или даже надеясь
добиться повышения, а продолжается всё это в течение нескольких месяцев;
затем полгода уходит на то, чтоб новая система начала работать, а там
появляются слухи о возможности новой смены системы ( эта функция не
выполняется ( реорганизация очень вредна для управленческой деятельности:
реформы необходимы лишь в той мере, в которой они необходимы, т.е. не
надо сначала разрушать старое, а лишь потом пытаться построить
новое....(;
4) А/П-е нормы обеспечивают прочный правовой режим в деятельности
органов исполнительной власти и, вообще... (должны, по крайней мере;
однако, у нас такого факта не наблюдается – это из области желаемого;
ZB., стремление Лужкова навести порядок в Москве вместе с его эвакуацией
автомобилей (в Питере и по сей день можно на улицах можно встретить
таблички под знаками, запрещающими остановку, предупреждающие о возможных
последствиях оставления транспортного средства в неположенном месте)!...
но то – Лужков, однако, ведь и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий
К РФ; кроме того, посчитать, сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще,
не представляется возможным(;
5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а)
и правоустановительными (б):
а) устанавливаются самими субъектами исполнительной власти, а не
законодательными органами;
б) устанавливаются законодательными органами и охраняются своими
санкциями – КоАП.
Механизм реализации административно-правовых норм.
(Механизм этот – забавная игрушка для депутатов, ZB., выступления
депутатов о том, что закон принят, а механизма его реализации нет! В
результате принимаются законы декларативного характера, т.е. основная
задача законодателя выполняется лишь формально, что очень выгодно
чиновникам, пишущим подзаконные акты, урегулирующие наши права в их
интересах, в то ( как все законы должны быть прямого действия. ZB., закон
о безопасности: даёт и основные принципы безопасности, и др. не менее
общие определения, но ничего не говорит о том, кто несёт за неё
ответственность ( появились другие законы – о безопасности дорожного
движения, о пожарной безопасности и т.д. – также не менее общие — а всё
по декларативности характера закона(
Нужно при законодательской деятельности иметь ввиду определённые
критерии соотношения законов с различными подзаконными актами: можно,
ZB., правительству делегировать определённый контроль за исполнением
законов, но под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.
Виды административно-правовой нормы.
Существует несколько классификаций, но всё же стоит выбирать критерии
из одной плоскости. Примеры:
1) В зависимости от их функционального назначения нормы подразделяются
на нормы материальные и процессуальные (В административном праве, в
отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены, кроме норм
применения взысканий, а значит, они ещё не сформировались в качестве
самостоятельной части, хотя попытка систематизировать административно-
правовые нормы ведётся.
2) В зависимости от содержания их делят на обязывающие,
уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и рекомендательные.
3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные гражданам,
органам исполнительной власти, общественным объединениям и т.д.
4) В зависимости от территориальной принадлежности – на федеральные,
субъектов федерации и органов местного самоуправления. (Здесь возникает
множество проблем: ~70% Конституций и уставов субъектов федерации не
соответствуют или прямо противоречат К РФ – и это проблема сохранения
России как целостного государства!(
5) По характеру регулирования различают общие, отраслевые и
межотраслевые.
(Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт(
Реализация административно-правовых норм.
Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).
1) Для сферы деятельности исполнительной власти наиболее удобной
является именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства государства
– соблюдение незаметно. Все граждане, незаметно для себя, их соблюдают,
хотя если бы они об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.
3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для
нарушителя нормы форма её реализации.
Структура Административно-правовой номы.
В целом нормы административного права ничем не отличаются от норм
других отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и
санкции (условие, правило, мера государственного принуждения(.
Уровень административно-правового регулирования с точки зрения
структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет
свои пределы, и лишь глупость безгранична (ZB., в одном из американских
штатов была установлена такая норма: если случилось ДТП, в результате
которого один из его участников погиб, то другой обязан незамедлительно
сообщить первому своё имя, адрес, номер водительского удостоверения и
т.д. (это означает, что не только у нас так всё прекрасно с глупостью)(.
Надо иметь в виду, что административно-правовая норма – это не есть
статья нормативного акта.
Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:
1) (наиболее эффективная( При установлении определённых норм в одной
статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.
2) Санкция нескольких правовых норм выделяется в отдельную часть и
относится не к одной статье, а к нескольким (такой порядок тж. допустим,
т.к. если правила однотипны, то не имеет смысла загромождать нормативный
акт. Но здесь есть определённая опасность: правила поведения обычно
устанавливаются ведомством, а санкции – законодательным органом (УК):
есть правила, за их нарушение определённые санкции; но ведомство
придумывает новое правило, хотя это и недопустимо по логике, но не
противоречит закону – а в 60-е гг. такого не допускалось....(
3) (смешанно-выборочная( В одном акте устанавливается несколько правил,
за нарушение которых устанавливается несколько санкций, ZB., Правила
пользования Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует
от правоприменителя наибольшего опыта и внимания).
4) Санкция изложена в другом нормативном акте (отсылочная форма(: ZB.,
административно-правовые нормы часто охраняются дисциплинарными
санкциями.
Кодификация и систематезация административного права.
Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет
собой единую систему, все отрасли увязаны между собой и друг друга
дополняют. У нас же – «законодательная вермишель».
Кодифицировать административное право в силу его разнообразия
невозможно; ZB, какой смысл записывать все внутриорганизационные нормы
отдельных учреждений. (ЕБН, имея в виду создание КоАПа, издал указ
кодифицировать АП: его не поняли( Можно лишь систематизировать отдельные
его части, примером чего может явиться КоАП.
Действие нормы во времени
Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке опубликования
и вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.): зак.
акты вступают в силу после 10 дней со дня опубликования, если иное не
оговорено. Указ ПРФ с изменениями на 18 августа 1998 г. “О порядке
опубликования и вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ, нормативных актов
ФОИВ”): подлежат обязательному опубликованию в течение 10 дней, кроме
гос. тайны. Указы ПРФ вступ. в силу в течение 7 дней, иные - с момента
подписания. Нормативы, затрагивающие права граждан вступают в силу после
7 дней. Акты, устанавливающие статус органов, проходят регистрацию в
Минюсте. Действие нормы - немедленно, т. е. норма распространяется на
вновь возникшие и на ранее возникшие правоотношения с момента вступления
нормы в силу. С обратной силой - на возникшие правоотношения до
вступления нормы в силу . Перспективное действие нормы - отношения,
возникшие после вступления нормы в силу.
Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий действие
нормы. Фактическая замена - принятие новой нормы, заменяющей старую.
Истечение срока - срочная норма. Пределы прекращения действия старой
нормы:
1.Переживание нормы, старая норма продолжает регулировать отношения,
которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;
2.Немедленное прекращение - немедленно прекращает действия на все
отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы;
3.досрочное прекращение - прекращает действия на правоотношения,
впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.
2. Производство по делам об административных правонарушениях:
понятие, доказательства, участники, сроки.
Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми
признаками юрид. процесса. Особенности: - АП представляет собой
разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:
n АП направлен на решение определенных управленческих дел.
n АП урегулирован нормами административного права.
В зависимости от содержания делится на:
n Процесс административного правотворчества.
n Оперативно-распорядительный процесс — непосредственная управленческая
деятельность.
n Административно-юрисдикционный процесс.
Каждую из частей процесса можно разделить на производство;
административное производство отличается содержанием решаемых проблем.
Также можно отметить стадийность. Под стадией следует понимать
сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими
задачами имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.
Общими для административного правонарушения являются следующие стадии:
1.Условная - анализ ситуации, адм. расследование, проверка жалобы,
обсуждение правового акта.
2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ и
.т.д.).
3.Исполнение решения.
Иногда выделяют стадии: стадия возбуждения дела, стадия пересмотра
постановлений.
В зависимости от сложности можно выделить:
n Ускоренное;
n Обычное;
n Усложненное производство.
Кодифицировать административный процесс очень сложно, он регулируется
множеством актов. Чисто процессуальных актов единицы. Как правило, в
законе есть как материальные, так и процессуальные нормы.
Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:
1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);
2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;
3.По применению мер дисциплинарного принуждения на основе норм
административного права.
Особенности производства устанавливаются специальными нормами. КоАП
содержит основу. Производство по делам об административных
правонарушениях тесно связан с гражданским процессом. Жалоба на
постановление о привлечении к адм. ответственности рассматривает по ГПК.
Доказательства. Ими в производстве по адм. правонарушениях являются
фактические данные, информация, а основе которых устанавливаются
основания дела. Док-ва могут быть использованы в производстве если они
получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят
на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д.
Для административного процесса делят док-ва в зависимости от источника
сведений:
1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.
2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;
3.Непосредственные наблюдения лиц, уполномоченных расследовать
административные проступки (исключительно для административного
процесса).
Участники производства по делам об адм. правонарушениях:
1.компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать
властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и
судьбу дела;
2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый к
ответственности);
3.лица и органы, содействующие осуществлению производства (свидетели,
эксперты и т.д.).
Сроки производства об административных правонарушениях. Для
административного процесса:
1.размер срока - в КоАП, в большинстве случаев четко устанавливается
сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки (ст.
238).
2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока связано с
каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки и т.д). Когда срок
исчисляется днями и больше, его течение начинается с 00.00.
Административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под
стражу.
3.Правила определения окончания сроков - сроки определяют время, в
которое должны быть совершены определенные действия. Срок прекращается
тогда, когда завершено действие. Если действие не завершено, в порядке
исключения восстанавливают сроки (ст. 268).
Общие и специальные сроки (ст. 257 КоАП). Дела об административных
правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения
протокола о совершении правонарушения. 2, 3, части статей устанавливают
специальные сроки.
По юридическому значению сроки делятся на:
1.процессуальные - когда уполномоченные органы обязаны совершить
определенные процессуальные действия.
2.давностные сроки — привлечение к ответственности, исполнение
постановления, погашение наложенного взыскания. Если давность истекает,
дело прекращают.
3.Принудительные сроки — время осуществления отдельных мер
административного принуждения. Устанавливаются законом или иным
правоприменительным актом.
Подведомственность дел по АП. Различают:
n общую подведомственность;
n специальную подведомственность;
n кроме этого: видовую подведомственность — вид органа, который
рассматривает дело (инспекция и т.д.);
n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного вида
будет заниматься этим делом. По общему правилу по месту совершения