Билеты по административному праву

Билет №1
  1. Исполнительная власть и государственное управление.
  В соответствии с принципом разделения властей,  единая  государственная
власть  организационно   и   институционально   подразделяется   на   три
относительно самостоятельные ветви –  законодательную,  исполнительную  и
судебную. В соответствии с этим и создаются  высшие  органы  государства,
которые взаимодействуют на началах сдержек  и  противовесов,  осуществляя
постоянно действующий контроль друг за другом. Однако  среди  них  должен
быть лидирующий орган, иначе между ними возникает  борьба  за  лидерство,
которая может ослабить каждую из ветвей власти и государственную власть в
целом. Лидирующая роль принадлежит представительным органам.
  Исполнительная   власть   должна   быть   подзаконной.    Её    главное
предназначение  –  исполнение  законов,  их  реализация.   В   подчинении
исполнительной  власти  находится  большая  сила  –  чиновничий  аппарат,
силовые министерства и ведомства. [Всё это составляет объективную  основу
для возможной узурпации  всей  полноты  государственной  власти  как  раз
органами исполнительной власти]  Поэтому  в  демократическом  государстве
формирование и  порядок  деятельности  административной  (исполнительной)
ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими
нормами.  Административное  законодательство  является  правовой  основой
построения и эффективного функционирования самой большой, самой активной,
 самой  мощной  подсистемы  государственного  аппарата  –  исполнительной
власти.
  В  законодательстве  и  юридической  литературе   как   очень   близкие
используются понятия: исполнительная власть, государственное  управление,
государственная  администрация,  административная  власть.  Эти   понятия
связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством
более высокой власти  (парламента,  монарха  и  т.д.).  Но  их  смысл  не
совпадает полностью.  Управление  –  это  деятельность,  администрация  –
основной  субъект  этой  деятельности,  власть  –   главный   способ   её
(деятельности) осуществления. Понятие «государственное управление» прежде
всего    раскрывает    содержание    властной    деятельности,    понятие
«государственная  администрация»  связано   с   её   субъектом.   Понятия
«административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но  оба
соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия,  часто  под  ними
понимают только власть. Все эти  названия  связаны  с  понятием,  которое
включает в себя три основных  признака:  управленческий  (исполнительный,
административный) аппарат (совокупность служащих,  органов),  выполняемую
им  деятельность  (управленческую,  исполнительную,  административную)  и
используемую им при этом управленческую  (исполнительно-распорядительную,
административную) власть.

  2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях
  Под стадией следует понимать такую сравнительно  самостоятельную  часть
производства, которая, наряду с его общими задачами,  имеет  свойственные
только ей задачи, документы и другие особенности.
  Производство  состоит  из  4  частей  (стадий),  а  на  каждой   стадии
существуют этапы - группы взаимосвязанных действий:
  1)Административное расследование: (формальные моменты продцедуры)
n возбуждение дела;
n установление фактических обстоятельств;
n процессуальное оформление результатов расследования;
n направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
  2)Рассмотрение дела: (сбор и анализ информации)
n подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
n анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
n принятие постановления;
n доведение постановления до сведения.
  3)Пересмотр постановления: (проделанная работа фиксируется в документе)
n обжалование, опротестовывание решения;
n проверка законности постановления;
n вынесение решения;
n реализация решения.
  4)Исполнение постановления: (материалам дается ход)
n обращение постановления к исполнению;
n фактическое исполнение;
n окончание исполнения (дела).


  Билет №2
  1. Предмет и метод административного права.
  АП – самостоятельная отрасль правовой системы России, которая опутывает
человека с момента его рождения (необходимо зарегистрировать  –  приятная
сторона) вплоть до его смерти (опять  же  необходимо  зарегистрировать  –
неприятная сторона) на протяжении всей жизни (ZB., каждый день по  дороге
в институт переходя улицу в неположенном  месте  мы  вступаем  в  А.П/о).
Известно, что отрасли  права  определённым  образом  отличаются  друг  от
друга.
  В советское время право систематизировалось по предмету и методу, в  то
время как на Западе в развитых странах первоначальное деление права имело
иной характер (от римских юристов –  на  частное  и  публичное).  В  СССР
отрицалась  возможность  подобного  деления,  т.к.   отрицалась   частная
собственность и возможность конфликта между частным лицом и  обществом  (
всё право считалось публичным.  Сейчас  нами  оказался  перенят  западный
способ деления права, и АП в соответствии с ним относится к публичному.
  Следующая  ступень  деления  права  –  уже  внутри   самой   подсистемы
публичного права на отрасли – по предмету и методу.
  Предмет данной отрасли права – это совокупность однородных общественных
отношений. ( Предмет АП: т.к. в самом общем виде можно сказать, что АП  –
это управленческое право, то регулирует оно отношения, возникающие в ходе
формирования   и    функционирования    государственной    администрации,
обслуживает   сферу   государственного   управления,   т.е.    регулирует
управленческие отн-я.
  Признаки управленческих отношений:
  1) Управление  рассматривается  как  функция  всех  систем,  в  т.ч.  и
социальных.
  2)  Управление  обеспечивает  взаимодействие   элементов   в   системе.
(Управление оказывает упорядочивающее воздействие на эти элементы(
  3) Наличие 2-х элементов – субъекта и объекта управления.
  4) Управление может быть как внутрисистемным, так и  внешнесистемным  (
различают (1) внутри- и  (2)  внешнеорганизационные  отношения  в  АП  и,
соответственно, в  управлении.  [2)  –  основные  отношения,  т.к.  любой
субъект  управления  существует  не  для  самосовершенствования,  а   для
воздействия  на  другие  элементы]   В   социальном   управлении   объект
воздействия – поведение людей.
  5) Властные полномочия субъекта  управления.  [В  советской  науке  они
считались  необязательными,  т.к.  считалось,  что   к   административным
отношениям относятся также отношения между подвыпившим человеком, чинящим
безобразия на коммунальной кухне, и законопослушным гражданином,  имеющим
право вынудить этого человека такого  рода  бесчинства  прекратить  (т.е.
законопослушный гражданин, не имея власти над  подвыпившим  человеком  по
должности,  всё  же  вынуждает  его  прекратить);  однако  на  это  можно
возразить,  что  тот  же  самый  подвыпивший  человек  при   определённых
обстоятельствах на одном из иностранных языков,  обычно  используемых  на
коммунальной кухне, может предложить законопослушному гражданину покинуть
кухню ( А.П/о должны всё-таки быть  вертикальными.  Хотя  в  определённых
случаях они могут быть и горизонтальными,  ZB.:  президент  своим  указом
поручает  различным  ведомствам  заняться  одной  и  той   же   проблемой
(Полисинодизм – по М. А. Исаеву) ( тогда эти ведомства работают  над  ней
на равных условиях; но даже при таких условиях для того, чтобы результаты
этой их совместной работы были положительными, её необходимо опр. образом
организовать и упорядочить, и организационные ф-и должно  взять  на  себя
определённое ведомство – обычно первое в общем их  списке,  –  которое  и
осуществляет мягкое неформальное руководство]
  6) Наличие специального субъекта – органа государства,  осуществляющего
управленческую деятельность.
  Однако при  определении  предмета  АП  мало  просто  сказать,  что  оно
регулирует управленческую деятельность, как это было принято в  советское
(. Важно тж. учитывать:
  1) Новую организацию власти в РФ.
  2) Новые отношения государства и граждан (охраняемые приоритеты).
  3) Новые экономические основы государства.
  1) В СССР государство вмешивалось во все стороны жизни общества,  и  не
было органов  власти  –  только  органы  управления.  В  РФ  нет  органов
государственного управления, есть 3 ветви власти, хотя все они занимаются
управлением.
  2) Изменились отношения между властью и гражданами (если в советское
время основным приоритетом была действующая идеология и её институты, то
сейчас, по крайней мере, продекларировано, что основной охраняемый
приоритет – наши права, и гражданин даже вправе предъявить иск
государству в случае ущемления его прав) ( появилась новая группа
отношений – отношения между государством и частным лицом и защита частных
лиц от государства [Хотя для защиты этих отношений мало просто это
продекларировать; важно установить институт защиты граждан от произвола
публичной власти – от уровня этой защиты зависит, можно ли
охарактеризовать это гос-во демократическим или нет ( важно, чтобы законы
исполнялись точно. В связи с этим возникает вопрос о регулировании другой
сферы – сферы подготовки нормативных актов: без жёстких процедур принятия
нормативных актов фавориты, ZB., президента могут подавать ему на
подписание указы – а уж он их, несомненно, подпишет, и даже не глядя, –
защищающие непосредственно их интересы, а не интересы народа, если даже
последним они и не противоречат (Наш президент ближе к Богу, чем к
народу. (И не по состоянию здоровья!))] – и именно эти отношения в
развитых западных странах являются предметом АП.
  3)  Изменились  экономические  отношения,  появились  различные   формы
собственности.  (В  СССР  все   хозяйствующие   субъекты   находились   в
собственности государства, которое и регулировало  создание  предприятий,
назначение   их   руководителей,   определяло   характер    производства,
поставщиков  продукции,  круг  покупателей,  цены.   Сейчас   предприятия
выведены из-под такого контроля  государства  [результатом  чего  явилось
снижение качества продукции – не выполняются стандарты и т. д.]  (  сфера
управления значительно сокращена (за государством остались  лишь  функции
контроля  и  т.д.  –  регистрация,   лицензирование...)   [хотя   аппарат
государства, наоборот, только вырос – в два раза по сравнению с СССР]. Те
же тенденции и в социально-культурной сфере – нет больше цензуры (которая
поддерживала нравственность (хотя и с идеологической окраской()
  Т.о.,  поменялся  субъект  управления,  сократилась  сфера  управления,
поменялось содержание управления и появились новые правовые отношения. А,
значит, определения предмета  АП  на  сегодня  нуждается  в  значительной
корректировке и должно выглядеть приблизительно следующим образом:
  АП  –  отрасль  права,  регулирующая  отношения,  возникающие  в  сфере
деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их  задач
и  функций,  а  также  внутриорганизационные  управленческие   отношения,
возникающие в остальных органах государства.
  Предмет  правового  воздействия  (что,  какие  отношения?)   определяет
специфику  метода  регулирования   (как,   каким   образом   регулируются
общественные отношения?).
  Человек – существо общественное. Совместная  деятельность  предполагает
управление.  Управленческие  отношения  существуют  постольку,  поскольку
существует человеческое  общество.  Они  появились  намного  раньше,  чем
юридические нормы.  Последние  не  создают  управленческих  отношений,  а
используются для того,  чтобы  их  формализовать,  упорядочить,  развить,
охранить.
  Управление предполагает  доминирование,  преобладание  одной  воли  над
другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически  оформляется
неравенство,  этим  объясняются   особенности   административно-правового
метода.
  Главные признаки метода  АП:
  - юридическое положение  сторон:  юридическое  неравенство,  асимметрия
субъектов управленческих  отношений,  что  связано  с  подчинением  одной
стороны  другой,  которое  может   быть   а)   линейным   («начальник   –
подчиненный»), б) функциональным («инспектор – контролируемый»);
  - юридические факты: АП  отношения  чаще  всего  возникают  в  связи  с
событиями, односторонними волеизъявлениями;
  -  права  и  обязанности  субъектов  административных   правоотношений:
нормами точно определяются права и обязанности сторон;
  - защита прав и интересов субъектов правоотношений:  в  основном  права
участников,  споры  между  ними  решаются  в  административном   порядке:
субъектом управления, который был (является)  стороной  административного
правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти, права
и интересы могут также защищаться в судебном порядке.
  В АП возникает административно-правовой режим  регулирования.  Правовой
режим  ориентирован  на  способы  правового   регулирования:   дозволение
(гражданское  право),  запрещение  (уголовное  право),   обязывание   (АП
строится на нём).

  2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в сфере
внешнеэкономической деятельности
  Общая компетенция
  Полномочия Президента, Правительства
  Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
  Смысл гос.управления в сфере ВЭД
  Закон  “о  гос.регулировании  внешнеторговой   деятельности”   1995   -
механизмы
  ФОИВ:
n Министерство торговли
n Министерство по делам СНГ
n Служба по валютному и экспортному коптролю (Положение 1997)


  Билет №3
  1. Система административного права.
  АП – целостная  система  правовых  норм  и  институтов.  Их  объединяет
предмет, цели, принципы, метод регулирования. Они должны быть согласованы
друг с другом,  опираться  на  единые  определения,  использовать  единую
терминологию.  Внутри  отрасли  существует   субординация   норм   разной
юридической  силы,  общих  и  специальных.  А  в  целом  отрасль  создает
специфический – административно-правовой – режим  регулирования,  который
строится на обязывании как способе правового регулирования.
  Система  АП  делится  на  общую  и  особенную  части.  Общая  –  нормы,
охватывающие управление в целом, а особенная состоит из норм, действующих
в   пределах   отдельных   сфер   деятельности   исполнительной    власти
(образование, охрана общественного порядка и др.).
  В общую часть входят пять групп институтов (подотраслей):
  1)    регулирующих     административно-правовые     статусы     граждан
(индивидуальных субъектов права);
  2) регулирующих основы организации и деятельности исполнительной власти
(аппарата государственного управления);
  3)  регулирующих  административно-правовой   статус   негосударственных
организаций;
  4) обеспечивающих законность деятельности исполнительной власти;
  5) регулирующих принуждение по административному праву.
  В особенной части АП четыре подотрасли, объединяющие нормы:
  1)   регулирующие   обеспечение   безопасности    граждан,    общества,
государства, административно-политическую деятельность;
  2)     регулирующие      организационно-хозяйственную      деятельность
государственной администрации;
  3) регулирующие ее социально-культурную деятельность;
  4)   регулирующие   деятельность   государственной   администрации   по
организации и осуществлению политических, экономических и иных  связей  с
другими странами (внешних связей).
  АП – одна из  самых  сложных  отраслей  правовой  системы  России,  что
предопределено большим числом и разнообразием  управленческих  отношений.
АП – самая массивная отрасль права. Нет ни одной сферы жизни общества,  в
которой не участвовала бы государственная администрация.
  Вокруг АП группируются финансовое, земельное, экологическое право, т.е.
оно стоит во главе  целой  семьи  отраслей,  многие  нормы  которых  тоже
закрепляют управленческие  отношения  и  в  которых  широко  используется
административно-правовой метод регулирования.

  2. Субъекты исполнительной власти и их полномочия в  сфере  иностранных
дел
  Общая компетенция
  Полномочия Президента, Правительства
  Разграничение компетенции (ст. 71, 72)
  Смысл гос.управления в сфере ИД
  Положение о МИД (1995). МИД подчинен непосредственно Президенту
  Положение о консульском учреждении РФ (утвержденное УПРФ от  05  ноября
1998)


  Билет №4
  1. Нормы административного права.
  Административно-правовая норма – это правило поведения, устанавливаемое
и охраняемое государством и регулирующее отношения, возникающие  в  сфере
функционирования исполнительной власти по поводу реализации  её  задач  и
функций, а  тж.  внутриорганизационные  отношения,  возникающие  в  сфере
деятельности других органов.
  Норма права, в т.ч. и административного,  –  это  сердцевина  механизма
правового, в т.ч. и  административно-правового,  регулирования.  Механизм
правового  регулирования  есть  совокупность   соответствующих   правовых
средств, с  помощью  которых  государство  воздействует  на  общественно-
правовые отношения (кроме норм, к этим средствам относятся тж. нормативно-
правовые акты, индивидуальные акты, правоотношения, правовая  культура  и
правосознание(.
  Функции  административно-правовой  нормы  (применительно  к  России   –
функции, которые должна выполнять административно-правовая норма(:
  1) А/П-я норма обеспечивает организацию и упорядоченность  общественно-
правовых отношений;
  2)  А/П-е  нормы  определяют  вариант   должного   поведения   субъекта
правоотношений;
  3) А/П-е нормы предназначены для эффективного функционирования  органов
исполнительной  власти  (все  нормы,  регулирующие  систему  и  структуру
организации  исполнительной  власти  –  А/П-е   нормы;   за   всё   время
независимости России было издано  6  УПРФ  О  систематизации  организации
исполнительной власти (т.е. почти по штуке в год) ( с приходом  Примакова
– ещё один ( почти каждый год структура исполнительной власти меняется  (
чиновники,  заслышав  о  грядущих  изменениях  в  системе   и   структуре
исполнительной  власти,  перестают  работать,  больше  опасаясь  за  свои
задницы, не желая  расставаться  с  нагретым  местом,  или  даже  надеясь
добиться повышения, а продолжается всё это в течение нескольких  месяцев;
затем полгода уходит на то, чтоб новая система  начала  работать,  а  там
появляются слухи о возможности новой  смены  системы  (  эта  функция  не
выполняется ( реорганизация очень вредна для управленческой деятельности:
реформы необходимы лишь в той мере, в которой  они  необходимы,  т.е.  не
надо  сначала  разрушать  старое,  а  лишь   потом   пытаться   построить
новое....(;
  4) А/П-е нормы  обеспечивают  прочный  правовой  режим  в  деятельности
органов исполнительной власти и,  вообще...  (должны,  по  крайней  мере;
однако, у нас такого факта не наблюдается –  это  из  области  желаемого;
ZB., стремление Лужкова навести порядок в Москве вместе с его  эвакуацией
автомобилей (в Питере и по сей  день  можно  на  улицах  можно  встретить
таблички под знаками, запрещающими остановку, предупреждающие о возможных
последствиях оставления транспортного средства в неположенном  месте)!...
но то – Лужков, однако, ведь и ГДФСРФ может принять закон, противоречащий
К РФ; кроме того, посчитать, сколько из УПРФ ей не соответствуют, вообще,
не представляется возможным(;
  5) А/П-е нормы несут двойную нагрузку и бывают правоисполнительными (а)
и правоустановительными (б):
  а)  устанавливаются  самими  субъектами  исполнительной  власти,  а  не
законодательными органами;
  б)  устанавливаются  законодательными  органами  и  охраняются   своими
санкциями – КоАП.
  Механизм реализации административно-правовых норм.
  (Механизм этот –  забавная  игрушка  для  депутатов,  ZB.,  выступления
депутатов о том, что закон принят, а  механизма  его  реализации  нет!  В
результате принимаются законы  декларативного  характера,  т.е.  основная
задача  законодателя  выполняется  лишь  формально,  что  очень   выгодно
чиновникам, пишущим подзаконные  акты,  урегулирующие  наши  права  в  их
интересах, в то ( как все законы должны быть прямого действия. ZB., закон
о безопасности: даёт и основные принципы безопасности,  и  др.  не  менее
общие определения,  но  ничего  не  говорит  о  том,  кто  несёт  за  неё
ответственность ( появились другие  законы  –  о  безопасности  дорожного
движения, о пожарной безопасности и т.д. – также не менее общие —  а  всё
по декларативности характера закона(
  Нужно  при  законодательской  деятельности  иметь  ввиду   определённые
критерии соотношения законов с  различными  подзаконными  актами:  можно,
ZB., правительству  делегировать  определённый  контроль  за  исполнением
законов, но под чётким контролем, чтобы права частных лиц не нарушались.
  Виды административно-правовой нормы.
  Существует несколько классификаций, но всё же стоит  выбирать  критерии
из одной плоскости. Примеры:
  1) В зависимости от их функционального назначения нормы  подразделяются
на нормы материальные  и  процессуальные  (В  административном  праве,  в
отличие от гражданского, процессуальные нормы не обособлены,  кроме  норм
применения взысканий, а значит, они  ещё  не  сформировались  в  качестве
самостоятельной части, хотя  попытка  систематизировать  административно-
правовые нормы ведётся.
  2)   В   зависимости   от   содержания   их   делят   на   обязывающие,
уполномочивающие, запрещающие, стимулирующие и рекомендательные.
  3) В зависимости от адресата их делят на нормы, адресованные гражданам,
органам исполнительной власти, общественным объединениям и т.д.
  4) В зависимости от территориальной принадлежности  –  на  федеральные,
субъектов федерации и органов местного самоуправления.  (Здесь  возникает
множество проблем: ~70% Конституций  и  уставов  субъектов  федерации  не
соответствуют или прямо противоречат К РФ –  и  это  проблема  сохранения
России как целостного государства!(
  5)  По  характеру   регулирования   различают   общие,   отраслевые   и
межотраслевые.
  (Можно найти и другие критерии, но Веремеенко их не поймёт(
  Реализация административно-правовых норм.
  Существует 3 её формы: соблюдение (1), исполнение (2) и применение (3).
  1)  Для  сферы  деятельности  исполнительной  власти  наиболее  удобной
является именно эта форма, т.к. она не требует вмешательства  государства
– соблюдение незаметно. Все граждане, незаметно для себя,  их  соблюдают,
хотя если бы они об этом знали, то уж постарались бы их не соблюсти.
  3) Это наиболее дорогостоящая для государства и наиболее неприятная для
нарушителя нормы форма её реализации.
  Структура Административно-правовой номы.
  В целом нормы административного  права  ничем  не  отличаются  от  норм
других отраслей права – их структура заключается в гипотезе, диспозиции и
санкции (условие, правило, мера государственного принуждения(.
  Уровень  административно-правового   регулирования   с   точки   зрения
структуры норм не всегда отвечает требованиям, потому как интеллект имеет
свои пределы, и лишь глупость безгранична (ZB., в одном  из  американских
штатов была установлена такая норма: если  случилось  ДТП,  в  результате
которого один из его участников погиб, то другой  обязан  незамедлительно
сообщить первому своё имя, адрес,  номер  водительского  удостоверения  и
т.д. (это означает, что не только у нас так всё прекрасно с глупостью)(.
  Надо иметь в виду, что административно-правовая норма  –  это  не  есть
статья нормативного акта.
  Существует 4 формы изложения норм в статьях нормативных актов:
  1) (наиболее эффективная( При установлении определённых  норм  в  одной
статье находятся и гипотеза, и диспозиция, и санкция.
  2) Санкция нескольких правовых норм  выделяется  в  отдельную  часть  и
относится не к одной статье, а к нескольким (такой порядок тж.  допустим,
т.к. если правила однотипны, то не имеет смысла загромождать  нормативный
акт. Но здесь  есть  определённая  опасность:  правила  поведения  обычно
устанавливаются ведомством, а санкции  –  законодательным  органом  (УК):
есть  правила,  за  их  нарушение  определённые  санкции;  но   ведомство
придумывает новое правило, хотя  это  и  недопустимо  по  логике,  но  не
противоречит закону – а в 60-е гг. такого не допускалось....(
  3) (смешанно-выборочная( В одном акте устанавливается несколько правил,
за нарушение которых  устанавливается  несколько  санкций,  ZB.,  Правила
пользования Метрополитеном (наиб. сложная и неудачная форма, т.к. требует
от правоприменителя наибольшего опыта и внимания).
  4) Санкция изложена в другом нормативном акте (отсылочная форма(:  ZB.,
административно-правовые   нормы   часто    охраняются    дисциплинарными
санкциями.
  Кодификация и систематезация административного права.
  Оптимальный случай – когда законодательство страны в целом представляет
собой единую систему, все  отрасли  увязаны  между  собой  и  друг  друга
дополняют. У нас же – «законодательная вермишель».
  Кодифицировать  административное  право   в   силу   его   разнообразия
невозможно; ZB, какой смысл записывать  все  внутриорганизационные  нормы
отдельных учреждений. (ЕБН,  имея  в  виду  создание  КоАПа,  издал  указ
кодифицировать АП: его не поняли( Можно лишь систематизировать  отдельные
его части, примером чего может явиться КоАП.
  Действие нормы во времени
  Во времени - дата вступления нормы в силу (ФЗ “о порядке  опубликования
и вступления в силу фед. законов, актов палат ФС” 14 июня 1994 г.):  зак.
акты вступают в силу после 10 дней со дня  опубликования,  если  иное  не
оговорено. Указ ПРФ  с изменениями на  18  августа  1998  г.  “О  порядке
опубликования и вступления в силу актов ПРФ Пр-ва РФ,  нормативных  актов
ФОИВ”):  подлежат  обязательному опубликованию в течение 10  дней,  кроме
гос. тайны. Указы ПРФ вступ. в силу в течение 7 дней, иные  -  с  момента
подписания. Нормативы, затрагивающие права граждан вступают в силу  после
7 дней. Акты, устанавливающие  статус  органов,  проходят  регистрацию  в
Минюсте. Действие нормы -  немедленно, т. е.  норма  распространяется  на
вновь возникшие и на ранее возникшие правоотношения с момента  вступления
нормы в  силу.  С  обратной  силой  -  на   возникшие  правоотношения  до
вступления нормы в силу  .  Перспективное  действие  нормы  -  отношения,
возникшие после вступления нормы в силу.
  Прекращение действия нормы: Отмена - издается акт, отменяющий  действие
нормы. Фактическая замена -  принятие  новой  нормы,  заменяющей  старую.
Истечение срока - срочная  норма.  Пределы  прекращения  действия  старой
нормы:
  1.Переживание нормы, старая норма  продолжает  регулировать  отношения,
которые возникли на ее основе и после вступления в силу новой нормы;
  2.Немедленное прекращение  -  немедленно  прекращает  действия  на  все
отношения ей регулируемые с даты утраты ею юридической силы;
  3.досрочное  прекращение  -  прекращает  действия  на   правоотношения,
впоследствии регулируемые нормой с обратной силы.

  2. Производство по делам об административных правонарушениях:
  понятие, доказательства, участники, сроки.
  Административный процесс - самый большой по объему, и он обладает всеми
признаками  юрид.  процесса.  Особенности:  -   АП   представляет   собой
разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти:
n АП направлен на решение определенных управленческих дел.
n АП урегулирован нормами административного права.
  В зависимости от содержания делится на:
n Процесс административного правотворчества.
n Оперативно-распорядительный процесс —  непосредственная  управленческая
  деятельность.
n Административно-юрисдикционный процесс.
  Каждую  из   частей   процесса   можно   разделить   на   производство;
административное производство отличается  содержанием  решаемых  проблем.
Также  можно  отметить  стадийность.   Под   стадией   следует   понимать
сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с  общими
задачами  имеет свойственные только ей задачи, документы и особенности.
  Общими для административного правонарушения  являются следующие стадии:

  1.Условная - анализ  ситуации,  адм.  расследование,  проверка  жалобы,
обсуждение правового акта.
  2.Стадия принятия решения - фиксируется воля субъекта власти (приказ  и
.т.д.).
  3.Исполнение решения.
  Иногда выделяют стадии:  стадия  возбуждения  дела,  стадия  пересмотра
постановлений.
  В зависимости от сложности можно выделить:
n Ускоренное;
n Обычное;
n Усложненное производство.
  Кодифицировать административный процесс очень сложно,  он  регулируется
множеством актов. Чисто процессуальных  актов  единицы.  Как  правило,  в
законе есть как материальные, так и процессуальные нормы.
  Административный юрисдикционный процесс. Состоит из ряда производств:
  1.По делам об административных правонарушениях (важнейший);
  2.По применению мер адм. пресечения и восстановления;
  3.По  применению  мер  дисциплинарного  принуждения  на   основе   норм
административного права.
  Особенности производства  устанавливаются  специальными  нормами.  КоАП
содержит   основу.   Производство   по    делам    об    административных
правонарушениях  тесно  связан  с  гражданским   процессом.   Жалоба   на
постановление о привлечении к адм. ответственности рассматривает по ГПК.
  Доказательства. Ими в производстве  по  адм.  правонарушениях  являются
фактические  данные,  информация,  а   основе   которых   устанавливаются
основания дела. Док-ва могут быть использованы в  производстве  если  они
получены в порядке и из источников, предусмотренных законом. Док-ва делят
на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные и т.д.
  Для административного процесса делят док-ва в зависимости от  источника
сведений:
  1.показания или объяснения различных лиц, чаще участников производства.

  2.Вещественные док-ва и документы - материальные носители информации;
  3.Непосредственные   наблюдения   лиц,   уполномоченных    расследовать
административные   проступки   (исключительно    для    административного
процесса).
  Участники производства по делам об адм. правонарушениях:
  1.компетентные органы и должностные лица, наделенные  правом  принимать
властные акты, составлять правовые  документы,  определяющие  движение  и
судьбу дела;
  2.субъекты, имеющие личный интерес в деле (потерпевший, привлекаемый  к
ответственности);
  3.лица и органы, содействующие осуществлению  производства  (свидетели,
эксперты и т.д.).
  Сроки   производства   об   административных    правонарушениях.    Для
административного процесса:
  1.размер срока - в КоАП, в большинстве  случаев  четко  устанавливается
сроки (час, сутки, неделя), иногда встречаются неопределенные сроки  (ст.
238).
  2.С какого момента течет срок. Часто - начало течения срока  связано  с
каким-нибудь юридическим фактом (получение повестки и  т.д).  Когда  срок
исчисляется  днями  и   больше,   его   течение   начинается   с   00.00.
Административный арест начинается с того часа, когда виновный помещен под
стражу.
  3.Правила определения окончания сроков  -  сроки  определяют  время,  в
которое должны быть совершены определенные  действия.  Срок  прекращается
тогда, когда завершено действие. Если действие не  завершено,  в  порядке
исключения восстанавливают сроки (ст. 268).
  Общие и специальные сроки  (ст. 257  КоАП).  Дела  об  административных
правонарушениях  рассматриваются  в  15-дневный  срок  со  дня  получения
протокола о совершении правонарушения. 2, 3, части  статей  устанавливают
специальные сроки.
  По юридическому значению сроки делятся на:
  1.процессуальные  -  когда  уполномоченные  органы  обязаны   совершить
определенные процессуальные действия.
  2.давностные  сроки  —  привлечение   к   ответственности,   исполнение
постановления, погашение наложенного взыскания. Если  давность  истекает,
дело прекращают.
  3.Принудительные   сроки   —   время   осуществления   отдельных    мер
административного   принуждения.   Устанавливаются   законом   или   иным
правоприменительным актом.
  Подведомственность дел по АП. Различают:
n общую  подведомственность;
n специальную подведомственность;
n  кроме  этого:  видовую  подведомственность  —  вид   органа,   который
  рассматривает дело (инспекция и т.д.);
n территориальная подведомственность — какой конкретно орган данного вида
  будет заниматься этим делом. По  общему  правилу  по  месту  совершения