Милиция в России

Курсовая работа по административному праву

                          «Милиция в России», 2001



                                 ОГЛАВЛЕНИЕ



    ВВЕДЕНИЕ     3


    1. Общие положения      4


    2. Организация милиции в Российской Федерации 7


    3. Криминальная милиция 9

      3.1. Деятельность криминальной милиции      10

    4. Милиция общественной безопасности    15

      4.1. Деятельность милиции общественной безопасности.   17

    5. Служба в милиции     25


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ   27


    Список используемой литературы     28

    Приложение



    ВВЕДЕНИЕ


    Очень часто мы, граждане России, сталкиваемся в том или ином  случае  с
сотрудниками    ГИБДД,    патрульно-постовой    службы,    паспортно-визовых
подразделений, подразделений уголовного розыска, участковыми инспекторами  и
т.д.
    Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел,  а
точнее милиции.
    В  соответствии  с  Законом  РФ  «О  милиции»  она,  являясь   системой
государственных   органов   исполнительной   власти,   входит   в    систему
Министерства внутренних дел Российской Федерации
    Роль милиции является наиболее значительной в сфере внутренних дел. Как
мы знаем из повседневной жизни, она  обеспечивает  соблюдение  общественного
порядка и общественной безопасности с целью охраны прав  и  свобод  граждан,
законных  интересов  юридических  лиц  и  общественных  объединений,  охраны
собственности и борьбы с преступностью.
    Кодексом об  административных правонарушениях  Российской  Федерации  к
компетенции органов внутренних дел (милиции)  в  связи  с  их   существенной
ролью   в   общественных   отношениях   как   правоохранительных    органов,
обеспечивающих общественный порядок и  общественную  безопасность,  отнесены
многие дела об административных правонарушениях.
    Предлагаемая работа раскрывает  вопросы,  связанные  с  милицией  и  ее
деятельностью вообще и  в  административной  сфере  в  частности.  Как  было
сказано выше актуальность  данной  темы  не  вызывает  сомнений  в  связи  с
важными функциями, выполняемыми органами милиции.
    Итак, для  раскрытия  выбранной  темы  «Милиция  в  России»  необходимо
раскрыть следующие вопросы:
    Понятие и задачи милиции, правовая основа ее деятельности
    Виды деятельности милиции
    Организационная структура и виды милиции
    Служба в милиции и властные полномочия работников милиции.

    Для   названной   темы   использовалось   законодательство   Российской
Федерации, в частности,  Кодекс  Российской  Федерации  об  административных
правонарушениях от 30 декабря 2001 г.,  Закон РФ от 18  апреля  1991  г.  "О
милиции" с изменениями и дополнениями, прочие  нормативные  акты  Российской
Федерации.

    1. Общие положения


    Милиция осуществляет важные функции в сфере внутренних дел.
    Милиция  в  Российской  Федерации  -  система  государственных  органов
исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и  свободы
граждан, собственность, интересы общества  и  государства  от  преступных  и
иных  противоправных  посягательств  и  наделенных  правом  применения   мер
принуждения в пределах, установленных законодательством РФ[1].
    Милиция  входит  в  систему  Министерства  внутренних  дел   Российской
Федерации.

    Милиция в своей  деятельности  руководствуется  Конституцией  Российской
Федерации, Законом от 18 апреля 1991 г. «О милиции»,  федеральными  законами
и иными нормативными правовыми актами Российской  Федерации,  международными
договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами  и  иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской  Федерации,  изданными  в
пределах их полномочий.
    В своей деятельности милиция  руководствуется  также  законами  и  иными
правовыми актами Союза ССР, действующими на территории Российской  Федерации
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    При осуществлении своей деятельности милиция руководствуется следующими
нормативными актами Российской Федерации:
        V Положением о милиции общественной безопасности (местной  милиции)
          в Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской
          Федерации N 209от 12 февраля 1993 г. (с изменениями от 2  декабря
          1998 г.)
        V Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000  г.  N  926  "О
          подразделениях милиции общественной безопасности" (с  изменениями
          от 26 июля 2001 г.)
        V Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000  г.  N  925  "О
          подразделениях криминальной милиции" (с изменениями  от  26  июля
          2001 г.)

    Задачами  милиции  в  соответствии  со  статьей  2  Закона  «О  милиции»
являются:
       . обеспечение безопасности личности;
       .  предупреждение  и  пресечение  преступлений  и   административных
         правонарушений;
       . выявление и раскрытие преступлений;
       .  охрана   общественного   порядка   и   обеспечение   общественной
         безопасности;
       .  защита  частной,  государственной,  муниципальной  и  иных   форм
         собственности;
       . оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав  и
         законных интересов в пределах, установленных названным Законом.
    Иные задачи на милицию могут быть возложены  только  названным  Законом.
Данный перечень проиллюстрирован в Приложении 1.

    Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав
и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.
    В соответствии с  Конституцией  РФ,  провозгласившей  права  и  свободы
человека высшей ценностью, приоритет в деятельности милиции занимает  защита
прав  и  свобод  человека   и   гражданина   независимо   от   пола,   расы,
национальности,  языка,   происхождения,   имущественного   и   должностного
положения, места жительства, отношения к религии, убеждений,  принадлежности
к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
    Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому  или
унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан  в
их правах и свободах милицией допустимо лишь  на  основаниях  и  в  порядке,
прямо предусмотренных законом. Кроме того, милиция не имеет права  собирать,
хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни  лица  без
его  согласия,   за   исключением   случаев,   предусмотренных   федеральным
законом[2].
    Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник  милиции
обязан  разъяснить  ему  основание  и  повод  такого  ограничения,  а  также
возникающие в связи с этим его права и обязанности.

    Следует отметить, что Кодекс  РФ  об  административных  правонарушениях
относит к компетенции  органов  внутренних  дел  (милиции)  многие  дела  об
административных правонарушениях.
    В частности ч. 2 ст.  28.3  КоАП  РФ  устанавливает,  что  определенные
должностные  лица  органов  внутренних  дел  (милиции)   вправе   составлять
протоколы об административных правонарушениях.
    Кроме  того,   ч.  1  ст.  23.3.  КоАП  РФ   устанавливает   предметную
компетенцию  органов  внутренних  дел  (милиции)  по  рассмотрению  дел   об
административных   правонарушениях.   Ранее   аналогичные   положения   были
предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР. В Приложении 2 приводится перечень дел  об
административных правонарушениях, предусмотренных  нормами  Особенной  части
КоАП РФ,  отнесенных  к  компетенции  органов  внутренних  дел  (милиции)  в
соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.



    2. Организация милиции в Российской Федерации


    По Закону РФ «О милиции» она подразделяется на криминальную  милицию  и
милицию общественной безопасности (местную милицию).
    В состав милиции входят также подразделения милиции на железнодорожном,
воздушном  и  водном  транспорте,  учебные  заведения  и  подразделения  для
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров милиции.
    Сейчас в некоторых районах страны помимо криминальной милиции и милиции
общественной безопасности образованы подразделения экологической  милиции  и
милиции нравов.

    В своей деятельности милиция подчиняется  Министерству  внутренних  дел
Российской  Федерации,  а  милиция   общественной   безопасности   -   также
соответствующим   органам   исполнительной   власти   субъектов   Российской
Федерации.
  . Министр внутренних дел  РФ  руководит  деятельностью  всей  милиции  на
    территории Российской Федерации.
  . Руководство милицией  в  субъектах  Российской  Федерации  осуществляют
    министры внутренних дел,  начальники  управлений  (главных  управлений)
    внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые  от  должности
    Президентом Российской Федерации по представлению  министра  внутренних
    дел Российской Федерации с  учетом  мнения  высшего  должностного  лица
    соответствующего субъекта Российской Федерации.
  .  Руководство  милицией  в  районах,  городах   и   иных   муниципальных
    образованиях осуществляют начальники  отделов  (управлений)  внутренних
    дел, назначаемые на должность и освобождаемые от  должности  министрами
    внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних
    дел субъектов Российской Федерации в  порядке,  определяемом  министром
    внутренних дел Российской Федерации.
  . Руководство милицией на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,
    в  закрытых  административно-территориальных  образованиях,  на   особо
    важных и  режимных  объектах  осуществляют  начальники  соответствующих
    органов внутренних дел, назначаемые на  должность  и  освобождаемые  от
    должности в порядке, определяемом министром внутренних  дел  Российской
    Федерации[3].

    Схема системы милиции и её подчиненности приведена в Приложении 3
    Финансирование  милиции  осуществляется  за  счет  средств  федерального
бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской   Федерации,   местных   бюджетов,
средств, поступающих от организаций на основе  заключенных  в  установленном
порядке договоров, и иных поступлений  в  соответствии  с  законодательством
Российской  Федерации,  законами  и  иными  нормативными  правовыми   актами
субъектов Российской Федерации[4].
    Соответствующие  органы  исполнительной   власти   и   органы   местного
самоуправления  предоставляют  милиции  служебные  помещения,  а  участковым
уполномоченным   милиции   -   помещения   для   работы   на   обслуживаемых
административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой  и  средствами
связи.

    Контроль за деятельностью милиции в соответствии со  ст.  37  Закона  «О
милиции» в пределах полномочий,  определяемых  законодательством  Российской
Федерации,  осуществляют   Президент   Российской   Федерации,   Федеральное
Собрание,  Правительство  Российской  Федерации  и  органы   законодательной
(представительной) и исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации.
При  этом,  законодатель  определяет,  что  при  осуществлении   контрольных
функций   органы   государственной   власти   не   вправе   вмешиваться    в
процессуальные действия, оперативно-розыскную  деятельность  и  производство
по делам об административных правонарушениях.
    Надзор за  законностью  деятельности  милиции  осуществляют  Генеральный
прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры[5]
    В соответствии со ст. 39 Закона «О милиции», гражданин,  считающий,  что
действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению  его  прав,
свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или  бездействие
вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору или в суд.
    За противоправные действия  или  бездействие  сотрудники  милиции  несут
установленную  законом  ответственность.  Кроме  того,   вред,   причиненный
гражданам и (или) организациям сотрудником милиции,  подлежит  возмещению  в
порядке, предусмотренном гражданским законодательством[6].



    3. Криминальная милиция


    Основными   задачами   криминальной   милиции    являются    выявление,
предупреждение, пресечение и раскрытие  преступлений,  по  делам  о  которых
производство   предварительного   следствия   обязательно,   организация   и
осуществление розыска лиц, скрывающихся от  органов  дознания,  следствия  и
суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без  вести  пропавших
и  иных  лиц  в  случаях,   предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации.
    Кроме  того,  криминальная   милиция   оказывает   содействие   милиции
общественной безопасности в исполнении возложенных  на  нее  обязанностей[7]
(см. Приложение 4) .

    Как устанавливается в ст. 8 Закона «О милиции»,  состав  и  численность
криминальной  милиции,  порядок  создания,  реорганизации  и  ликвидации  ее
подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

    Структура криминальной милиции утверждена постановлением  Правительства
РФ от 7  декабря  2000  г.  N  925[8].  В  соответствии  с  данным  актом  в
криминальную милицию входят следующие подразделения:
     . уголовного розыска;
     . по борьбе с экономическими преступлениями;
     . по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
     . по борьбе с организованной преступностью,  в  том  числе  специальные
       отряды (отделы) быстрого реагирования;
     . оперативно-поисковые;
     . специальных технических мероприятий;
     . собственной безопасности;
     . отряды милиции специального назначения.
     .  Национальное  центральное  бюро  Интерпола  и  его   территориальные
       подразделения.

    Порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений криминальной
милиции  устанавливается Положением о создании, реорганизации  и  ликвидации
подразделений    криминальной    милиции,    утвержденным     постановлением
Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 (с изменениями от 26  июля  2001
г.)[9]


    3.1. Деятельность криминальной милиции

  Выполняя возложенные на нее  задачи,  криминальная  милиция,  в  основном
осуществляет оперативно-розыскную деятельность, направленную  на  выявление,
предупреждение и  раскрытие  тяжких  и  особо  тяжких  преступлений,  розыск
различных лиц, а также криминалистические и экспертные исследования  разного
рода материальных объектов в целях  получения  доказательств  по  уголовному
делу.
  Криминальная милиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность:
проверку заявлений и  сообщений  о  преступлениях,  по  которым  обязательно
производство  предварительного  следствия,  производит   дознание   в   виде
неотложных  следственных  действий,  исполняет  поручения   следователей   о
производстве следственных  и  розыскных  действий,  оказывает  им  помощь  в
проведении следственных действий.

    Приказом МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 утверждено  «Наставление  о
деятельности органов  внутренних  дел  по  предупреждению  преступлений»,  в
соответствии  с  которым  можно  отметить  следующие  основные   обязанности
сотрудников   подразделений   криминальной   милиции    по    предупреждению
преступлений[10].

    (Сотрудники подразделений уголовного розыска:

    Выявляют при  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  причины  и
условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах  своей
компетенции меры по их устранению.
    Проводят   оперативно-розыскные   мероприятия   по    выявлению    лиц,
занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к  ним
меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
    Проводят  оперативно-розыскные  мероприятия   по   документированию   и
пресечению  противоправных  действий,  направленных   на   приготовление   к
преступлению или покушение на преступление.
    Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия среди  несовершеннолетних
правонарушителей и на основе полученной оперативной информации  осуществляют
целенаправленные  мероприятия  по  выявлению  и  разобщению   организованной
группы    или    преступного     сообщества     (преступной     организации)
несовершеннолетних.
    Обеспечивают проведение оперативно-розыскных мероприятий по контролю за
лицами,  состоящими  под  административным   надзором   милиции,   а   также
осужденных  к  наказаниям,  не  связанным  с  лишением  свободы,   с   целью
предупреждения с их стороны повторных преступлений.



    (Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями:
    Выявляют причины и условия совершения преступлений в  сфере  экономики,
предварительное следствие  по  которым  обязательно.  Вносят  предложения  о
необходимости  устранения  причин  и  условий,   способствующих   совершению
преступлений в экономической направленности.
    Проводят   оперативно-розыскные   мероприятия   по    выявлению    лиц,
занимающихся приготовлением к преступлению и покушением  на  преступление  в
сфере экономики, принимают к ним меры  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
    Поддерживают  взаимодействие  с   участковыми   инспекторами   милиции,
сотрудниками  подразделений  уголовного   розыска   по   установлению   лиц,
занимающихся  преступной  деятельностью  в   сфере   экономики.   Используют
имеющуюся  у   них   оперативную   информацию   в   работе   по   пресечению
противоправной деятельности таких лиц.
    Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению
организованных  преступных  групп  или  преступных   сообществ   (преступных
организаций), действующих в сфере экономики.

    (Сотрудники подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков:
    Выявляют  причины  и  условия,   способствующие   незаконному   обороту
наркотических средств и  психотропных  веществ,  разрабатывают  и  реализуют
меры по их нейтрализации и устранению.
    Разрабатывают  и   осуществляют   совместно   с   сотрудниками   других
подразделений    органов    внутренних    дел    комплексные     оперативно-
профилактические  мероприятия,  направленные   на   перекрытие   каналов   и
источников  незаконного  поступления   в   оборот   наркотических   средств,
психотропных веществ и прекурсоров.
    Выявляют  лиц,  допускающих  немедицинское  потребление   наркотических
средств  или  психотропных  веществ,   принимают   к   ним   предусмотренные
законодательством меры  с  целью  побуждения  их  к  отказу  от  потребления
указанных средств и веществ.
    Осуществляют  оперативно-розыскные   мероприятия   в   отношении   лиц,
занимающихся незаконным производством, изготовлением, хранением,  перевозкой
и сбытом наркотических средств и  психотропных  веществ,  принимают  меры  к
предупреждению данных преступлений.
    Выявляют причины и условия,  способствующие  поступлению  в  незаконный
оборот  лекарственных   наркотикосодержащих   препаратов,   психотропных   и
сильнодействующих веществ, а также прекурсоров, иных  химических  веществ  и
оборудования,  применяемого  для  изготовления   наркотических   средств   и
психотропных веществ,  и  принимают  в  установленном  порядке  меры  по  их
устранению.

  (Следует   также   отметить   основные   функции   такого   подразделения
криминальной  милиции  как  Национальное  центральное  бюро  Интерпола  (НЦБ
Интерпола)
    НЦБ Интерпола в своей деятельности руководствуется:
  V Конституцией Российской Федерации,
  V федеральными законами, указами и распоряжениями  Президента  Российской
    Федерации,
  V постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
  V международными договорами Российской Федерации,
  V общепризнанными принципами и нормами международного права,
  V Уставом Интерпола,
  V обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола,
  V нормативными правовыми актами Министерства  внутренних  дел  Российской
    Федерации,
  V иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
  V положением о  Национальном  центральном  бюро  Интерпола,  утвержденном
    постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190[11]