Петропавловская крепость

В центре Петербурга, в самом широком месте течения Нева, на  небольшом
Заячьем острове вздымаются бастионы Петропавловской крепости.
      Крепость-ровесник города. Раньше здесь было болотистое место.  Русские
солдаты, обстрелянные в боях Северной войны с  армией  шведского  короля,  в
1703 году вышли на берега Невы близ Финского залива.  Надо  было  создать  в
этих пустынных местах мощные укрепления.
      Ценой жизни и  здоровья  тысяч  солдат  и  "работных  людей"  крепость
строилась с "большим поспешением".  В  центре  крепости  стояла  деревянная,
крестообразная церковь. Церковь осветили во имя  апостолов  Петра  и  Павла.
Рядом с церковью размещался Сенат, цейхгауз.
      В стенах крепости размещалась и Главная   аптека-лучшая  в  стране  по
ассортименту медикаментов.
      На площади южнее церкви стояло здание  Гауптвахты.  В  мае  1706  года
начались  работы  по  замени   земляных   (куртин)   стен   каменными.   Это
строительство продолжалось около 35 лет. В куртинах  были  устроены  ворота:
Петровские, Невские, Васильевские, Никольские и Кронверкские.  Обращенная  к
Неве невская куртина имеет высоту 12  метров  и  толщину  2.5  метра;  до  4
метров доходит толщина Государева и Нарышкинского бастионов.
      Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно  над  городом  прокатывается
пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня.
      С годами кирпичные стены крепости ветшали, её  внешний  облик  уже  не
гармонировал с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во  второй
половине 18 века. Решено  было  крепостные  стены,  обращенные  к  Неве,  на
протяжении семисот метров  облицевать  гранитом,  и  эта  работа,  предавшая
крепости её современный облик, была завершена  1787  году.  "Одетые  камнем"
бастионы в 1790 году были украшены висящими на  каменных  консолях  круглыми
будками для часовых.
      Над всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой  шпиль
Петропавловского собора. Собор-одна из главных архитектурных и  исторических
достопримечательностей крепости. Его строительство началось в 1712  году  по
проекту  и  под  руководством  Доменико  Трезини.  В  это  время   Петербург
становится  столицей  России,  сюда  переезжает  царский  двор,  иностранные
послы, город украшался, и в центре  крепости  нельзя  было  далее  сохранять
старое, обветшавшееся здание деревянной церкви.
      Строительство собора  затянулось,  долгое  время  шли  работы  по  его
внутреннему убранству, они окончились лишь к лету 1733 года.
      Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко поднятый  над  Невой,
Призван был символизировать  выход  России  к  просторам  Балтийского  моря.
Вместе с тем он играл важную роль в украшении и обогащении силуэта города.
      Так как шпиль не имел громоотвода, то от ударов  молнии  в  колокольню
часто возникали пожары. Одним из таких пожаров, в  1756  году  были  сожжены
шпиль и привезённые из Голландии часы  "с  курантами  в  35  колоколов".  Во
время этого пожара сгорела  также  колокольня  и  было  серьёзно  повреждено
внутреннее убранство собора. К тому  же  в  1777  году  бурей  была  сломана
фигура ангела, неподвижно закреплённая  на  шпиле.  По  рисунку  зодчего  А.
Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение ангела,  несколько
меньше поврежденного (высота ангела  -  3.2  метра,  размах  крыльев  -  3.8
метра, высота  креста  -  6.4  метра).  Фигура  ангела  свободно  вращается,
подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод.
      Спустя несколько десятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на  шпиле
накренился и угрожал падением.  Помочь  делу  вызвался  работавший  тогда  в
Петербурге ярославский кровельщик  Петр  Телушкин.  Он  предложил  исправить
повреждения  без  сооружения  лесов  и  просил  оплатить  лишь  расходы   на
материалы, нужные ему для работы. Телушкин  обладал  необычайной  отвагой  и
силой. При помощи простой  веревки  он  взобрался  на  вершину  шпиля  и  за
несколько дней отремонтировал  флюгер.  Подвиг  Телушкина  вошёл  в  историю
отечественной техники как выдающийся образец русской смекалки и отваги.
      В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас  шпиля,  после  чего
высота собора  достигла  121.8  метра  -  это  и  поныне  (если  не  считать
телевизионной башни) самое высокое сооружение в Петербурге.
      В  торжественных  и,  в  известной  степени,  светских  тонах   решено
внутреннее убранство собора. В нем много света и воздуха;  пилоны,  пилястры
и другие архитектурные детали раскрашенные под  мрамор;  красочно  расписаны
своды, позолочены  многие  детали  художественной  лепки.  Убранство  собора
завершают  хрустальные  люстры,  отделанные  бронзой  и   цветным   стеклом.
Привлекает внимание  резной  дубовый  позолоченный  иконостас,  напоминающий
собой  триумфальную  трёхпролётную  арку.  Это   выдающееся   художественное
произведение создано в 1722 - 1726 годах по проекту зодчего Ивана  Зарудного
талантливыми мастерами - Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.
      В соборе похоронены русские императоры-от Петра I  до Александра  III.
Места могил отличались вделанными в пол  мраморными  плитами.  В  1865  году
решено было заменить плиты  надгробиями.  Из  них  примечательны  надгробия,
воздвигнутые у северной стены собора над могилами Александра II и его  жены.
Оба саркофага изваяны из цельных  монолитов:  первый-из  алтайской  яшмы,  а
второй-из  уральского  орлеца.   Эта   работа   выполнялась   замечательными
мастерами Петергофсой гранильной фабрики.
      С права от южного входа  в  собор  установлено  надгробие  над  местом
захоронения Петра I.
      Важной исторической и  архитектурной  достопримечательностью  крепости
являются Петровские  ворота.  Они  служили  главным  входом  в  крепость  со
стороны Тромцкой площади-центра города.
      Ворота первоначально (1707-1708 годах) были  сооружены  из  дерева  по
проекту  Доменико  Трезини.   Название   Петровских   они   получили   после
перестройки их в камне в 1717 - 1718 годах.
      Из прежнего  декоративного  убранства  ворот  сохранилось  большинство
скульптур: вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы,  изображающие  бога
Саваофа в облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под  центральным
барельефом укреплён выполненный около 1708 года  также  деревянный  барельеф
Конрада Оснера "Низвержение Симона - волхва". Сюжет этот должен был  навеять
зрителям мысль о всемогуществе  Петра  I  -  тёски  апостола,  о  неизбежной
победе его над зазнавшимся шведским королём Карлом XII.
      Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено  принять
дополнительные  меры  по  усилению  крепости,  и  в   1731   году   началось
строительство равелина - предкрепостного укрепления для защиты  ворот.  Этот
равелин был назван Иоанновским, в честь брата Петра I и  отца  царствовавшей
тогда Анны Иоанновны. Такое же название получили  построенные  в  1740  году
сравнительно скромные по своей архитектуре ворота в стене равелина.
      У  западного  входа  в  Петропавловский  собор  возвышается   изящный,
украшенный колонами и декоративной скульптурой павильон,  в  котором  долгое
время хранилась одна из исторических реликвий ботик Петра I. На этом  ботике
Петр в юности плавал по  московской  реке  Яузе,  на  широком  Переяславском
озере. В 1761 году  по  проекту  А.Ф.  Виста  ученика  великого  зодчего  В.
Растрелли - было возведено здание Ботного домика, дошедшего до  наших  дней.
В настоящее время ботик находится в Центральном Военно-Морском музее.
      Рядом  с  этим  павильоном  находится  здание   прекрасных   пропорций
украшенное фронтоном, арками главного входа  и  круглыми  башнями  на  углах
главного  фасада.  Это  -  Монетный  двор,  возникновение  которого  принято
относить  к  1724  году.  Здесь  чеканились  медные,  серебряные  и  золотые
монеты. Назначение его сохранилось и по сей день.
      К  числу  лучших   архитектурных   сооружений   крепости   принадлежат
воздвигнутой  из   серого   гранита,   классически   чёткие   по   форме   и
декорированные  четырёхколонным  портиком  и  фронтоном,  Невские  ворота  с
Комендантской пристанью. Этот парадный выход из крепости  на  Неву  нынешний
свой вид приобрёл в 1787 году, после перестройки по проекту Н.А. Львова.
      Гранитный  трёхпролетный  мост  соединяет  Невские  ворота  с   далеко
отстоящей от берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань  получила
своё название в 1860-х годах, когда  у  её  причалов  стоял  дежурный  катер
коменданта крепости.
      Невские ворота служили не только  декоративным  целям.  Через  них  на
гранитную Комендантскую пристань ночью выводили  из  казематов  узников  для
отправки на  судах  в  Шлиссельбургскую  крепость  или  на  Лисий  Нос,  где
приводились в исполнение смертные приговоры над узниками крепости.
      От Невских ворот узкая тропа  проходит  под  стенами  крепости.  Грани
бастионов изрезаны амбразурами. В давние времена эти  бойницы  были  ощерены
жерлами пушек. За ними в массивах крепостных стен были казематы -  помещение
для защитников крепости.
      Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин
"каземат" в обиходе утратил своё  первоначальное  значение,  став  синонимом
мрачной тюремной одиночки.
      Крепости  не  суждено  было  сыграть  активную  роль   оборонительного
сооружения города. Но уже с конца 18 века  она  стала  политической  тюрьмой
противников для самодержавия.


Литература:
1. Достопримечательности Ленинграда.-Л.:Лениздат,1967г.-525с.
2. Курбатов В. Петербург.-СПб.:Лениздат,1993г.-383с.
3. Путеводитель по С.-Петербургу.-С.-Петербургъ,1903г.-324с.