Армянская Культура в XIX веке

АРМЯНСКАЯ КУЛЬТУРА В XIX  ВЕКЕ


   План:
   1. Литература, искусство


   2. Печать, публицистика


   3. Школа, наука
В XIX столетии армянская культура пережила значительный подъем. Особенно
больших успехов достигла она во второй половине века. Присоединение
Восточной Армении к России усилило и укрепило русско-армянские культурные
связи. Главными, определяющими в армянской культуре стали прогрессивные,
демократические течения. Следует отметить, что и в этот период в развитии
литературы, искусства, образования, печати и науки большую роль играли
армянские общины Москвы, Тбилиси, Константинополя и Измира.
                          1. Литература, искусство
В начале XIX века в армянской художественной литературе еще ощущалось
влияние средневековой схоластики. Хотя господствовавшее литературное
течение—так называемый армянский классицизм—на примерах исторического
прошлого и, в частности, в панегириках, посвященных разным выдающимся
деятелям, царям и полководцам, проповедовало патриотизм, смелость и
самоотверженность, тем не менее значительная часть произведений литературы
была пронизана религиозно-догматическими идеями, была далека от народа, от
волновавших его насущных вопросов. Литературным языком был грабар,
непонятный широким народным слоям.

С 1820—1840 гг. происходят заметные сдвиги. Классицизм уступает место новым
литературным течениям—романтизму, а впоследствии реализму. Одной из ведущих
тем в литературе становится народ, волнующие его проблемы, современный
человек с его внутренним миром и чувствами. В литературу все чаще проникают
социальные мотивы, демократические идеи. На смену грабару приходит новый
литературный язык—ашхарабар, формируется новая армянская литература.

Определенная заслуга в создании новой литературы принадлежит поэту Арутюну
Аламдаряну (1796—1834) и писателю, публицисту Месропу Тагиадяну
(1803—1858). Но решающую роль в этом деле сыграл великий просветитель-
демократ, писатель и педагог Хачатур Абовян.
|[pic]      |Хачатур Абовян (1809—1848) родился в селе Канакер близ      |
|           |города Еревана. Начальное образование получил в             |
|Хачатур    |Эчмиадзинском монастыре, продолжил обучение в тифлисской    |
|Абовян     |школе Нерсисян. Затем около пяти лет он учился в Дерптском  |
|(1809—1848)|университете, где и сформировалось его                      |
|           |просветительско-демократичеекое мщровоззре-ние.             |
|           |Возвратившись на родину, Абовян занялся педагогической и    |
|           |литературной работой. Абовян — автор стихотворных и         |
|           |прозаических произведений, учебных пособий, научных и       |
|           |публицистических статей.                                    |


Вершиной его творчества является исторический роман «Раны Армении», в
котором обрисованы положение армянского народа в начале XIX века, его
освободительная борьба против иноземных угнетателей. В основе Хачатур
Абовян фомана и других произведений

писателя-демократа   лежат идеи  патриотизма,  гуманизма   и дружбы
народов.

Абовян вел упорную борьбу против реакционных сил своего времени. Он добился
прогрессивных преобразований в школьном деле, пропагандировал передовые
мысли своего времени, разоблачал представителей царской бюрократии и
реакционных клерикалов. Великий просветитель стал основоположником новой
армянской литературы, сыграл громадную роль в развитии новой культуры, в
распространении просветительских и демократических идей среди армянской
общественности.

Период 1850—1860-х гг. был переломным как в общественно-политической, так и
в культурной жизни армянского народа. Литература, искусство, печать и
другие области культуры пережили значительный расцвет. Появился ряд
выдающихся писателей, поэтов, публицистов демократического направления;
среди них особенно прославился писатель, революционер-демократ Микаэл
Налбандян.
|[pic]      |Микаэл Налбандян (1829—1866) родился в Новом На-хичеване    |
|           |(близ Ростова-на-Дону). Здесь же он получил начальное       |
|Микаэл     |образование, затем обучался в Московском и Петербургском    |
|Налбандян  |университетах. Его мировоззрение сложилось под              |
|(1829—1866)|непосредственным влиянием великих русских                   |
|           |революционеров-демократов Белинского, Чернышевского, Герцена|
|           |и других. Налбандян писал стихотворения, поэмы, прозу,      |
|           |научно-критические, публицистические статьи и книги,        |
|           |переводил из Пушкина, Лермонтова, Беранже и Гейне.          |


Лучшие его стихотворения—«Свобода», «Дни детства», «Песнь итальянской
девушки»—написаны с большим мастерством и проникнуты горячим патриотизмом и
революционным пафосом. Поэт-революционер смело заявлял:
                           «Свобода!»—восклицаю я.

                       Пусть гром над головою грянет,

                          Огня, железа не страшусь,

                      Пусть враг меня смертельно ранит,

                       Пусть казнью, виселицей пусть,

                        Столбом позорным кончу годы,

                         Не перестану петь, взывать

                          И повторять: «Свобода!».

                         (Перевод В. Звягинцевой), 
Цель и   смысл   своей  жизни Налбандян    видел  в    служении простому,  
угнетенному     народу, В   1861  г. он писал: Мы добровольно посвятили
себя отстаиванию прав простого народа. Пера своего  и  себя  мы  не 
посвятили-богачам,  чувствующим   себя   неуязвимыми    за грудами   
золота,, особенно когда власть находится  в руках тиранов. Но тот
злосчастный   армянин,     тот    забитый, жалкий,  нищий, голый и голодный
aрмянин,     угнетаемый   не  только чужеземцами и варварами, но и
своими    собственными богачами, своим духовенством в полуграмотными   
людьми...    вот этот   армянин   по   всей   справедливости привлекает
наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни минуты, посвятили мы все наши
силы. Защищать безжалостнопопранные права этого армянина—вот подлинный
смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся
ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой, и будем служить ей не только словом и
пером, но и оружием, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие, и
освятить своею кровью прославляемую нами свободу.

Налбаидян стремился объединить социальную и национально-освободительную
борьбу армянского нардоа с русским революционным движением и с этой целью
установил' политические связи с известными русскими революционерами
Герценом, Огаревым, Бакуниным, которые высока оценили его. Так, Герцен в
письме революционеру Н. А. Серно-Соловьевичу от 24 июня 1862 г. писал о
Налбандяне: «Это преблагороднейший человек, скажите ему, что мы помним и
любим его». Налбандян,—писал Огарев,—«золотая

душа, преданная бескорыстно, преданная наивно, до святости».

За свою революционную деятельность Налбандян в 1862 г. был арестован
царской полицией. Скончался он в ссылке, в городе Камышине Саратовской
губернии.

В 1840—1850-х гг. зазвучала лира Гевонда Алишана (1820—1901)—одного из
основоположников новой, патриотической армянской поэзии.

В армянской литературе 1860-х гг. достойное место занимают видный поэт
Смбат Шахазиз (1840—1907) и известный за-дадноармянский поэт Мкртич
Пешикташлян (1828—1868). В конце 60-х и в начале 70-х годов творил
замечательный лирик Петрос Дурян (1852—1872), один из ярких представителей
армянской литературы XIX столетия.

Во второй половине XIX века   наряду   с   поэзией и прозой развивались
драматургия и сатира. Романтизм    стал   мощным идейным  оружием  
боевого   патриотизма  и  национально-освободительного движения,  в
литературе    усилилось    реалистическое Рафаел Патканян направление.
|[pic]      |Крупнейшими представителями  армянской   художественной     |
|           |литературы   этого периода  стали  поэт  Рафаэл             |
|Раффи      |Патканян,    романист    Раффи, драматург Габриэл Сундукян и|
|Акоп       |сатирик Акоп Паронян.                                       |
|Мелик-Акопя|Основным мотивом произведений Рафаэла Патканяна (Гамар      |
|н,         |Катипа, 1830—1892) является идея освобождения Западной      |
|1835—1888) |Армении от турецкого ига. Поэт призывал любить родину и     |
|           |бороться за ее свободу с оружием в руках. Устами героя одной|
|           |из своих поэм Патканян задавал вопрос:                      |
|           |«И теперь нам молчать, когда яростный враг Отнял            |
|           |меч—оборону, унизив наш стяг, У работников плуг вырвал      |
|           |дерзко из рук, Переделал на цепи тот меч и тот плуг? О, горе|
|           |в плену мы должны изнывать! И ныне молчать?».               |


И следовал ответ:

«Пусть молчит тот, кто нем, чей недвижим язык, Или тот, кто в ярме видеть
сладость привык! Но в ком сердце мужчин, кому честь дорога, Пусть
бесстрашно идет против злого врага! Кто славой сумел свою смерть увенчать,
Тот вправе молчать!».

(Перевод Валерия Брюсова)
|[pic]      |Особенно большой популярностью среди патриотических         |
|           |произведений Патканяна пользовались стихотворения «Слезы    |
|Габриэл    |Аракса», «Песнь матери Агаси», поэма «Смерть храброго       |
|Сундукян   |Вардана Мамиконяна» и другие. В свое время были широко      |
|(1825—.1912|известны и сатирические стихотворения автора, в которых едко|
|)          |высмеиваются космополитизм и паразитический образ жизни     |
|           |юношей и девушек из семей армянских богачей. В своем        |
|           |творчестве Патканян обращался к животрепещущим вопросам дня.|
|           |Патриотическая лира Рафаэла Патканяна оказала большое       |
|           |влияние на молодое поколение.                               |


О поэзии Патканяна Валерий Брюсов писал: «Ее основная сила в чувстве
высокого патриотизма, в той огненной и бескорыстной любви к родному народу,
которая выражается не в одних дифирамбах, но и в горьких сатирах. Истинная
любовь не чуждается гнева и даже ненависти, и именно потому веришь в
глубину любви Патканяна...»

Раффи (Акоп Мелик-Акопян, 1835—1888) —один из крупнейших мастеров армянской
художественной литературы, известный романист. Его перу принадлежат также
повести, рассказы, стихотворения и статьи.

Творчество писателя отличается высоким мастерством. Его исторический роман
«Самвел»— одно из лучших произведений армянской литературы. Произведения
Раффи проникнуты идеями патриотизма, свобобы, национально-освободительной
борьбы. Его романы, в особенности «Искры» и «Хент», нашли широкий отклик в
народе и в значительной степени содействовали развертыванию армянского
национально-освободительного движения против турецкого деспотизма.

В ряде произведений автора обличаются представители ростовщического
капитала, подвергаются резкой критике отсталые, феодальные порядки и
свойственные им общественные и бытовые явления.

Во второй половине XIX века расцвела реалистическая драматургия,
основоположником и крупнейшим представителем которой был Габриэл Сундукян
(1825—.1912).

Перу Сундукяна принадлежат пьесы «Хатабала», «Еще одна жертва»,
«Разрушенный очаг» и другие. Венцом его творчества является пьеса «Пэпо»,
написанная в 1870 г. и впервые поставленная год спустя в Тифлисе. В этом
глубоко реалистическом произведении изображается действительность того
времени—жизнь различных общественных слоев, их быт, нравы, социальные
противоречия; разоблачается бюрократизм и взяточничество царских
чиновников. Пьеса «Пэпо» открыла новый этап в истории армянского театра.

Сундукян выступал как защитник обездоленных и бесправных тружеников,
бичевал корыстолюбие и низменные поступки купцов и ростовщиков. Главная