Взаимоотношения религии и искусства

МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
                            КАЛИНИГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ



                    Реферат по предмету: «Культурология»


                                    Тема:
                    «Взаимоотношения религии и искусства»



                                                 Выполнила: студентка


                                                 группы  СБ/з – 03

                                                 Петрова М. С.

                                                 Проверил:



                                 Калининград
                                    2002

                                 СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………..……………………...3

Глава I. Религия и ее функции
Глава II. Место искусства в современном мире…………………….5
Глава III. Взаимоотношения религии и искусства…………………11
       III.1.      Христианство      и       искусство.       Древнерусская
иконопись………………………………………………………..…………..16
       III.2.    Взаимоотношения    ислама    и    искусства.    Ислам    и
кинематограф…………………………………………………….…...23
Заключение……………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………...31



                                  Введение

      Проблема взаимоотношения религии и  искусства  может  исследоваться  в
разных  аспектах.  Возможно,  например,  историческое  и  искусствоведческое
исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или  иных  культурах.
Взаимоотношение религии и искусства  в определенные эпохи  анализируется   в
ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А.  Бердяева,
Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора,  Дж.Д.  Фрезера  и  других.  Различные  аспекты
проблемы искусства и религии рассматривали такие историки  и  философы,  как
А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский.  В  современной  отечественной
литературе  этим  аспектам  посвящено  немало  различных  публикаций.  Взрыв
общественного интереса к этой теме в настоящее время не  случаен:  именно  с
искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства -  с
религией.
      Единого мнения о взаимоотношениях искусства и религии  у  ученых  нет.
Первая  культурологическая  концепция  -  богословская,   или   религиозная.
Практически все ее представители объявляли  религию  основой  культуры.  Эту
точку зрения со всей полнотой  выразил  известный  английский  этнограф  Дж.
Фрезер. Он считал, что «вся культура - из храма».
      Такому подходу противостоит другой - атеистический, вообще исключающий
религию  из   понятия   культуры,   считающий   их   явлениями   различными,
противостоящими   друг   другу.   Истоки   таких   взглядов    восходят    к
«просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеций, Дидро,  Ламетри,  Фейербах
и др.). Согласно  ей  религия  противостоит  духовному  прогрессу.  Фейербах
полагал,  что  религия  возникает   «лишь   во   тьме   невежества,   нужды,
беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому  заключает  в  себе
элементы, существенно противодействующие образованию.
      Как  видим,  эти  точки   зрения   являются   крайними,   диаметрально
противоположными и, следовательно, взаимно исключают друг друга. Кроме  них,
существуют и другие точки зрения.
      Обобщающие, теоретические работы по проблемам  соотношения  религии  и
искусства в научно-исследовательской литературе немногочисленны. К их  числу
относятся,  прежде  всего,  труды  профессора   Е.Г.   Яковлева.[1]   Доктор