Взаимоотношения религии и искусства
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
КАЛИНИГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
Реферат по предмету: «Культурология»
Тема:
«Взаимоотношения религии и искусства»
Выполнила: студентка
группы СБ/з – 03
Петрова М. С.
Проверил:
Калининград
2002
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………..……………………...3
Глава I. Религия и ее функции
Глава II. Место искусства в современном мире…………………….5
Глава III. Взаимоотношения религии и искусства…………………11
III.1. Христианство и искусство. Древнерусская
иконопись………………………………………………………..…………..16
III.2. Взаимоотношения ислама и искусства. Ислам и
кинематограф…………………………………………………….…...23
Заключение……………………………………………………………29
Список литературы…………………………………………………...31
Введение
Проблема взаимоотношения религии и искусства может исследоваться в
разных аспектах. Возможно, например, историческое и искусствоведческое
исследование их соотношения в те или иные эпохи, в тех или иных культурах.
Взаимоотношение религии и искусства в определенные эпохи анализируется в
ряде трудов ученых по истории искусства. Например, в работах Н.А. Бердяева,
Б.А. Рыбакова, Э.Б. Тайлора, Дж.Д. Фрезера и других. Различные аспекты
проблемы искусства и религии рассматривали такие историки и философы, как
А.В. Горский, А.В. Карташев, П.А. Флоренский. В современной отечественной
литературе этим аспектам посвящено немало различных публикаций. Взрыв
общественного интереса к этой теме в настоящее время не случаен: именно с
искусством многие связывают возрождение России, а возрождение искусства - с
религией.
Единого мнения о взаимоотношениях искусства и религии у ученых нет.
Первая культурологическая концепция - богословская, или религиозная.
Практически все ее представители объявляли религию основой культуры. Эту
точку зрения со всей полнотой выразил известный английский этнограф Дж.
Фрезер. Он считал, что «вся культура - из храма».
Такому подходу противостоит другой - атеистический, вообще исключающий
религию из понятия культуры, считающий их явлениями различными,
противостоящими друг другу. Истоки таких взглядов восходят к
«просветительской концепции» (Гольбах, Гельвеций, Дидро, Ламетри, Фейербах
и др.). Согласно ей религия противостоит духовному прогрессу. Фейербах
полагал, что религия возникает «лишь во тьме невежества, нужды,
беспомощности, некультурности» и, следовательно, поэтому заключает в себе
элементы, существенно противодействующие образованию.
Как видим, эти точки зрения являются крайними, диаметрально
противоположными и, следовательно, взаимно исключают друг друга. Кроме них,
существуют и другие точки зрения.
Обобщающие, теоретические работы по проблемам соотношения религии и
искусства в научно-исследовательской литературе немногочисленны. К их числу
относятся, прежде всего, труды профессора Е.Г. Яковлева.[1] Доктор