Впечатления о творчестве Рериха

Николай Константинович Рерих до сих пор остается одним из  моих  самых
любимых художников. Очень трудно сказать, что меня  привлекло  в  творчестве
Рериха; видимо, это невозможно объяснить, это  часть  моего  сознания  мира.
Скажу, что с картин Рериха и началось мое знакомство с искусством,  когда  я
впервые пришел в Картинную галерею…
      …И вот, спустя много лет, я снова  в  этом  просторном  зале,  любуюсь
тем, что давно не мог видеть, но всегда  хранил  в  своей  памяти.  Со  всех
сторон  меня  окружают  живописнейшие  картины.  Почти  на  каждой  из   них
изображены горные пейзажи. Куда ни кинешь взгляд –  везде  высокие  вершины,
ледники, скалы… Кажется,  что  каждый  из  этих  шедевров  –  часть  чего-то
единого целого… А если бы вправду  соединить  в  одну  все  картины  Рериха,
выставленные в  нашей  галерее?  Тогда  перед  нами  предстанет  красивая  и
величественная панорама Гималайских гор, переливающаяся разными  красками  –
от нежно-розовых  до  строгих  сине-черных.  А  в  центре  –  гора  Эверест,
подчеркивающая  всю  величавость  и  неприступность  гор,  устроенную  самой
природой.
      Здесь надо сказать, что Рерих не изображал горы полностью  в  реальном
свете.  В  его  работах  вместе  со  строгостью  очертаний   горных   пиков,
совершенными пропорциями, идеально четким падением  света  и  тенями   четко
прослеживается нечто  такое,  что  представить  реально  лишь  человеческому
разуму и творческому воображению. (Кое-где мы можем даже увидеть, как  будто
на  горе  высечены  очертания  чьего-то  лица  –   не   правда   ли,   очень
оригинально?)  Можно даже сказать, что есть в  этом  что-то  от  космических
видов. Недаром Гагарин, смотря во время своего первого  полета  в  космос  в
иллюминатор, сравнивал увиденное с красками на полотнах Рериха.
      «Гималаи, Гималаи – это вечная тайна Земли»  –  очень  точно  заметила
одна неизвестная миру,  но  талантливая  поэтесса.  И  Рерих  был  одним  из
немногих, кто почти открыл эту тайну в своем  творчестве.  А  ведь  скольких
талантливых людей  оно, в свою очередь, вдохновило на  создание  собственных
литературных шедевров! Чтобы понять это, достаточно прочитать стихи  Натальи
Спириной, председателя рериховского общества:

      «Скалы, громадные братья!
      Учите людей молчанью.
      Торжественность вам знакома,
      Хранители древних тайн.
      Века для вас, как минуты,
      Проходят грядою стройной,

      События дней минуют

      Величие ваших стен. <…>
      А люди, устав от пыли
      И шума ненужной жизни,
      Придут к вам узнать молчанье,
      Заимствовать простоту
      И ту непоколебимость,
      Которая вам знакома,
      Немые древние братья,
      Хранители вечных тайн!»

      Эти строки написаны по  картине  Рериха  «Гималаи».  Самое  интересное
здесь то, что у Рериха нам известны двадцать  четыре  (!)  картины  с  таким
названием. И здесь мы видим эту безграничную любовь к горам…
      Изображал Рерих также и людей – безусловно, на фоне  гор.  Именно  эти
картины считаются самыми  популярными  в  творчестве  художника  и  вызывают
самые бурные эмоции.
      Мы подходим к картине «Настасья Микулична».  Образ  женщины-  богатыря
на фоне пылающего горного заката – в  понимании  Рериха  не  что  иное,  как
дополняющие друг друга вещи – еще один символ величия  и  неразрывной  связи
человека и природы.
       Проходя  дальше,  мы  видим  картину  «Бэда-проповедник».  Ее   сюжет
подсказало  Рериху  одноименное  стихотворение  поэта  Полонского.  В  общих
чертах он таков:  слепой  старик-проповедник  Бэда  был  обманут  мальчиком-
поводырем, который увел его от  места,  где  собрались  люди  послушать  его
проповедь.  Они  пришли  на  горное  озеро,  и   Бэда   начал   речь   перед
несуществующей толпой, и когда он закончил ее, горы «грянули ему  в  ответ».
Здесь мы совершенно ясно видим, что в понятии Рериха горы  –  как  бы  живые
существа, способные ответить на искренний призыв человека.

      Я встречал людей, которые утверждали, что их не привлекает  творчество
Рериха. Конечно, это дело вкуса. Но они аргументируют свои доводы  тем,  что
картины эти холодны и  не  вызывают  никаких  чувств,  и  тут  я  прихожу  в
недоумение. Я думаю – а что эти люди вообще понимают в настоящем  искусстве?
Да, горы – неживая природа. Да, их окружает  вечный  холод.  Но  все  это  –
ничто по сравнению с тем, какое чувство вложил  в  свои  шедевры  творец.  И
если бы те люди это поняли – вряд ли  бы  оставались  при  своих  мнениях  и
дальше.