Искусство России XVIII века

Харьковский Гуманитарный Институт
                        Народная Украинская Академия



                                Р Е Ф Е Р А Т
                         Искусство России ХVIII века



                                 Выполнила:
                                  студентка группы РПА-23
                                 Тюрина А.С.
                                 Проверила: ст. преподаватель
                                 Добровольская Т.А.



                                Харьков, 1998
РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА


                РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА


       Восемнадцатый век стал одной из переломных  эпох  в  истории  России.
Культура,  обслуживавшая  духовные  запросы  этого  периода,  начала  быстро
приобретать  светский  характер,  чему  в  значительной  мере  содействовало
сближение  искусства  с   наукой.   Так,   сегодня   весьма   трудно   найти
художественную  разницу  между  географической  «ландкартой»  тех   дней   и
зародившейся видовой гравюрой  (за  исключением  разве  произведений  А.  Ф.
Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже  на  технические
чертежи.  Сближение  между  искусством  и  наукой  пробуждало  у  художников
интерес  к  знаниям  и  поэтому  помогало  освобождаться  от  пут  церковной
идеологии.
       В живописи намечались и определялись  жанры  нового,  реалистического
искусства. Преобладающее значение среди них приобретал  портретный  жанр.  В
религиозном искусстве  принижалась  идея  человека  и  возвеличивалась  идея
бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.
       Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного
жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум.  1741).
Мы  плохо  знаем  биографию  этого  художника,  но  даже  скудные   сведения
показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально  пел  в
патриаршем  хоре,  однако  позднее  оказался  преподавателем  математики   в
«Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано  пробудившемся
в нем  увлечении  изобразительным  искусством  стало  известно  Петру  I,  и
Никитина направили стипендиатом в  Италию,  где  ему  довелось  обучаться  в
академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и  возглавив  русскую
реалистическую  школу,  живописец  всю   жизнь   оставался   верен   идеалам
петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул  к  оппозиционным
кругам  и  поплатился  сибирской  ссылкой,  возвращаясь  из   которой   (при
воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.
       Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портрете
любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей  в  качестве
покровительницы  зародившегося  на   Руси   придворного   театра.   Полотно,
обнаруживая  техническую  неумелость  автора  (особенно  бросается  в  глаза
деревянная жесткость  складок  бархатной  мантии),  вместе  с  тем  правдиво
передает  облик  царевны,  какой  ее  знали  близкие  люди,    -    дебелой,
стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется  землистым  цветом  кожи
(вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки).
       Период зрелого творчества мастера способны достойно  представлять  не
только  натурные  портреты  самого  Петра   I,   но   и   такое   выдающееся
произведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы).