Искусство России XVIII века
Харьковский Гуманитарный Институт
Народная Украинская Академия
Р Е Ф Е Р А Т
Искусство России ХVIII века
Выполнила:
студентка группы РПА-23
Тюрина А.С.
Проверила: ст. преподаватель
Добровольская Т.А.
Харьков, 1998
РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА
РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА
Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России.
Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстро
приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало
сближение искусства с наукой. Так, сегодня весьма трудно найти
художественную разницу между географической «ландкартой» тех дней и
зародившейся видовой гравюрой (за исключением разве произведений А. Ф.
Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже на технические
чертежи. Сближение между искусством и наукой пробуждало у художников
интерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковной
идеологии.
В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистического
искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В
религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличивалась идея
бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.
Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретного
жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741).
Мы плохо знаем биографию этого художника, но даже скудные сведения
показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально пел в
патриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в
«Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемся
в нем увлечении изобразительным искусством стало известно Петру I, и
Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в
академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую
реалистическую школу, живописец всю жизнь оставался верен идеалам
петровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным
кругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при
воцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге.
Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портрете
любимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей в качестве
покровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Полотно,
обнаруживая техническую неумелость автора (особенно бросается в глаза
деревянная жесткость складок бархатной мантии), вместе с тем правдиво
передает облик царевны, какой ее знали близкие люди, - дебелой,
стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется землистым цветом кожи
(вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки).
Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять не
только натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающееся
произведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы).