Кунсткамера

Кунсткамера.

На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее  явное влияние
шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в
старину. За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных
ремонтах и переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым
нарядным и затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра
Великого. Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах,
гравированных на меди и изданных при Академии наук в 1741 году.Башня её в
общих чертах очень напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы,
заканчивающие оба крыла, снабжены типичными для северо-восточной Германии
разоpванными с барочными завитками – волютами. Кунсткамеру строил немецкий
архитектор Георг Иоганн Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии
строений обыкновенно именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской
службе с 1714 года, умер в Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года). В
Петербурге он появился в год смерти Шлютера, от которого принял все его
модели и чертежи. Последних,  судя по запискам Петра Брюса, должно было
остаться после покойного мастера  множество. Брюс прямо говорит, что Шлютер
«строил дворцы, дома, академии, заводы, типографии и пр.». Весьма возможно,
что Пётр уже тогда думал об основании академии или по крайней мере о
постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры, тем более что с 1714 года он
усердно собирает книги и раритеты. На  зубовской панораме на месте поздней
Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное, не считая подвалов,
здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким фронтоном-башней
в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и открыта в 1719
году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её Шумахер.
Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является
прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением
статуй в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными
и уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен.  Матарнови,  умершему 12
ноября 1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые
достраивать пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были
размещены первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только
научное, но и просветительское назначение; посещение музея было бесплатным,
а первая библиотека общественного пользования была открыта для посетителей
сначала два раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы
увеличилась. Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись,
например, материалами крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине
18 века. К середине этого века библиотека имела многочисленные русские
рукописные книги, атласы, рисунки. Кунсткамера – один из интереснейших
памятников архитектуры раннего барокко. Здание состоит из трёх связанных
между собой объёмов: два симметричных трёхэтажных крыла соединены башней,
композиция которой отличается напряжённой динамикой. Уменьшающиеся кверху
ярусы создают иллюзию взлета архитектурных форм, а сочетание вогнутых и
выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность» объёмов.

     На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько
академических музеев (зоологический, ботанический и др.). В 1878 году
образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году
присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды,
утвари, оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий,
характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.
     В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова –
великого русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции
демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а
также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы –
смальты, применявшейся для создания мозаичных картин. В экспозиции
воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов
посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней
поверхности  которого изображены матереки и океаны, а на внутренней – карта
звёздного неба.



Список используемой литературы:

   М. Грабарь « Петербуржская архитектура». Лениздат С.-Петербург 1994 г.

1. Лененград. Путеводитель.Семёнчик – лох. Лениздат 1988 г.