Обряд бракосочетания на Руси

ПЛАН

   I. Вступление.
  II. Свадебный обычай в истории.
 III. Домашние обряды русского народа.
        1. Свадьба в России.
        2. Городская свадьба.
              1. Знакомство;
              2. Сватовство;
              3. Смотрины;
              4. Сговор;
              5. День свадьбы;
              6. Венчание;
              7. Визитная неделя.
  IV. Заключение.
   V. Литература.

                                 Вступление.


    Обрядовое  (магическое)  действие  является  способом  мышления   наших
предков, способом древнего воздействия на природу и человека. Однако  обряды
еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа  в
одно  духовное  целое  (обряд  един  и  общеобязателен   и,   следовательно,
объединяет всех живущих членов народа друг с другом).  Обряд  совершали  так
же, как его совершали деды и прадеды, следовательно, он объединял  народ  не
только географически, но и исторически, образуя духовную связь,  уходящую  в
глубь времен.
    Объединение людей в рамках своей культуры, передача, сохранение  с  его
помощью  этнического  поведения,  воспитание   национальных   и   культурных
особенностей данного человеческого  коллектива   -  эти  свойства  позволили
обрядам прожить века и  века,  стать  важнейшим  элементом  народной  жизни.
Через них открывается духовная жизнь нации в ее историческом бытии.
    Особенно это касается обрядовых действий, массовых, всенародных,  часто
повторяющихся, сопровождающих основные этапы жизни человека. Среди  подобных
обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.
    Свадебное торжество органично входило в круг круглогодовых традиционных
празднеств и тысячью нитей, намеков,  образных  перекличек  было  связано  с
ними.  Поэтому,  начиная  разговор  о  свадьбе,  необходимо  хотя  бы  бегло
рассказать, как проходила свадьба в древности, какие события  предшествовали
свадьбе и своеобразно подготавливали свадебный ритуал.
    Обряд является совокупностью условных, традиционных действий,  лишённых
непосредственной  практической  целесообразности,   но   служащих   символом
определенных  социальных  отношений,  формой  их  наглядного   выражения   и
закрепления.
    С   возникновением   классов,   государства   и   церкви    формируется
специфическая  церковная  обрядность,  ритуалы  и  церемонии,  связанные   с
общественными  и  государственно-политической   жизнью,   и   продолжают   и
продолжают   существовать   бытовые   традиции.   К   их   числу   относятся
производственные  обряды,  связанные   с   земледелием,   семейные   обряды,
связанные с рождением и смертью, свадьбой и др.


                   Свадебный обычай в истории стран мира.


    Все началось с ребра Адама, из которого Бог создал Еву. С  тех  пор  по
всему свету мужчины  рыскают  в  поисках  ребра,  и  только  нашедший  вновь
становится  «совершенным»,  что   подразумевает   его   полное   счастье   с
воссоединившейся Евой.
    Наряду с «браком по  обычаю»,  который  был  известен  еще  со  времени
Хаммурапи   и   который    римляне    называли    «usus»,    древнейшей    и
распространеннейшей формой  женитьбы  можно  считать  «покупку  невесты».  В
эпоху, когда еще не чеканили денег, а денежной единицей  служил  скот,  цена
невесты колебалась от одной до двадцати  овец  или  коров.  Покупка  невесты
была известна и Гомеру. Позднее  земледельцы  стали  расплачиваться  плодами
своего урожая.
    С развитием культуры покупка невесты у римлян еще долго  сохранилась  в
виде символического акта. Мужчина в  Риме  во  время  обручения  должен  был
иметь при себе весы, на которые невеста  в  присутствии  свидетелей  бросала
монету.
    Итак, невесту в древнем мире, а у многих народов и поныне (хотя  иногда
–  обрядово-символически),  надо  было  покупать.   Параграф   128   законов
Хаммурапи гласит: «Если человек взял жену и не заключил с ней  договора,  то
эта женщина – не жена»[1]. Писец у  городских  ворот  писал  тексты  брачных
контрактов клинописью на глиняных  табличках,  которые  затем  обжигались  и
хранились на случай возможных  в  будущем  конфликтов.  Существовали  разные
типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок  действия
и цель.
    Со временем положение женщины в обществе  улучшалось,  она  становилась
ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку  отражает
следующий документ, датированный 135  г.  н.  э.  и  найденный  в  пещере  у
Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а  я  твоим  супругом  отныне  и
навеки, согласно закону Моисееву. Если я  оставлю  тебя,  я  должен  вернуть
тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в  размере  200  динаров…»[2].  Ниже
стоят подписи мужчины и свидетелей.
    Древнейшие договоры о приданом  относятся  еще  к  XVII  в.  до  н.  э.
Установленный порядок женитьбы  с  приданым  мало  отличался  от  того,  что
существовал при покупке невесты.
    Браки с приданым существовали и в  Афинах,  и  в  Египте.  В  некоторых
сохранившихся греко-египетских  брачных  договорах  закреплены  едва  ли  не
современные желания женщин по части эмансипации.
    Интересен подход древних к брачному возрасту  невест.  В  двенадцать  в
половиной лет девочка считалась  засидевшейся.  Так  что  и  религиозные,  и
гражданские установления призывали отцов выдавать своих  дочерей  замуж  как
можно раньше, «покуда они держат руку свою на  их  затылке»  и  «прежде  чем
девушка созреет как полная луна»[3] т. е. до половой зрелости. Еще и  сейчас
в Индии девочек обручают в младенчестве. Много  детских  браков  известно  в
египетских царских династиях. Тутанхамону исполнилось примерно  девять  лет,
когда он женился на Анхесенамон, а его невесте – одиннадцать.
    Обряд «умыкания невесты» и подлинное ее похищение тоже  имеют  глубокие
исторические корни. Даже боги предпочитали свадьбу с умыканием.  Зевс,  отец
богов, принимал облик различных животных, охотился за женщинами  –  жертвами
своей любви. Гомеровская «Илиада»  начинается  с  похищения  женщины:  Парис
умыкает Елену. Основание Рима связано с «похищением сабинянок».
    В Спарте, откуда гости-троянцы похитили из дворца  жену  царя  Менелая,
вызвав тем самым десятилетнюю  войну.  Умыкание  невест  для  бракосочетания
официально поощрялось. Жених-спартанец должен  был  похитить  невесту,  даже
если предмет его любви был и без того согласен на брак.
    Пережитки времен, когда умыкали невест, сохранились в свадебных обычаях
многих  народов,  включая  обычай  переносить  невесту  через  порог,  чтобы
обмануть подстерегающих ее демонов.
    Многочисленные обряды, связанные с ухаживаниями и супружеством, красивы
и романтичны. Многие из них восходят к существовавшим в  глубокой  древности
ритуалам. Исполнение таковых преследовало  одну  цель  –  союз  должен  быть
прочным и счастливым.
    Что же такое  свадьба?  Говоря  сухо,  энциклопедично  «свадьба  –  это
торжественность  и  яркость,  красота   и   артистичность,   прилюдность   и
интимность, это торжественность, это  сплав  печали  и  веселья,  древних  и
новых, религиозных и народных обычаев.  За  «смыслом»  свадьбы  обратимся  к
истории.
    У  древних  славян-древлян,  вятичей  и  родимичей  существовал  обычай
похищения  невест  «у  воды»  во  время  богини  «женитвы»   Лады,   которые
начинались ранней весной на Красную горку и продолжались до середины лета  –
дня Ивана Купалы. Там во время игр и плясок мужчины выбирали себе  невест  и
уводили с их согласия в свои дома. Выражение «играть свадьбу»  напоминает  о
древних играх, во время которых проходило  приобретение  невест.  У  простых
поселян этот обряд сохранялся долго – вплоть до XV века.
    Языческие свадьбы  сопровождались  веселыми  и  шумными  празднествами,
непременными участниками  которых  были  скоморохи,  плясицы,  дудочники,  и
рожечники. Кроме обрядов, привнесенных из славянского язычества,  (хороводы,
песни, танцы и т. д.), некоторые перешли к нам от  других  народов.  Были  и
общие. У многих народов  жениха  и  невесту  обсыпали  зернами.  Цель  этого
ритуала  –  в  призвании  удачи.  Зерна  пшеницы  и   риса   –   непременная
принадлежность языческой свадьбы  (у  русских  посыпали  еще  хмелем).  Этим
действием не только выражали надежду, что брак будет  прочным,  но  и  веру,
что зерна передадут свою волшебную силу паре, на которую упадут,  и  молодые
станут жить счастливо, сыто и богато.  Ученые  дали  этому  обычаю  название
«продуцирующая магия».
    У  римлян  так  же,  как  у  славян,  существовал  обычай  петь   песни
новобрачным до полуночи. У русских же пением  сопровождался  весь  свадебный
обряд.  А  в  предсвадебном  девишнике  невеста,  ее  подруги  и  специально
приглашенные бабки старались лить слезы ручьями  по  всем  правилам  древней
антипатической  магии,  чтобы  обеспечить  радостную  жизнь  в  будущем.   В
свадебных песнях упоминаются языческие боги любви и радости Лада, Тур,  Лель
и слова, имеющие старинное происхождение:  горючь-камень,  скатерти  браные,
перепечи, гривны и каравай.
    Кольцо, которым обмениваются при венчании, первоначально  появилось  на
Востоке, где его заимствовали древние греки, потом оно перешло  к  римлянам,
а затем распространилось по всему миру.  Кольцо,  надеваемое  невесте  после
помолвки, служило знаком ее будущих намерений и тесно связано  с  бытовавшим
некогда обычаем купли женщины. С этого момента кольцо  как  бы  давало  знак
другим мужчинам, что эта женщина уж «не продается».
    В 800 г. папа римский  Николай  объявил  о  праве  использования  колец
христианами,  и  с  того  дня  кольцо  стало  служить   знаком   не   только
материальной сделки, но и  означать  «верность,  постоянство  и  целостность
любви». Оно должно было напоминать людям о святости брака.
    И, наконец, свидетельство  о  браке.  Когда-то  сам  факт  сожительства
полагался достаточным, чтобы двое считались мужем и женой. Постепенно  такая
форма признания законным  неофициального  брака  отошла  в  прошлое.  Подчас
женщину похищали или покупали, как рабыню, и она становилась  собственностью
своего мужа. Покупная цена должна была быть документально закреплена, что  и
послужило причиной появления свидетельства.

                              Свадьба в России.


    Как же происходило заключение браков в России? Русские  женились  очень
рано. Этим родители пытались уберечь своих чад от соблазнов холостой  жизни,
были к тому и другие причины.
      …Мой Ваня
      Моложе был меня, мой свет,
      А было мне тринадцать лет.
      А. С. Пушкин.
    Впрочем,  и  самого  понятия  старый  холостяк  в  давние  времена   не
существовало. Женитьбе могли  препятствовать  только  болезнь  или  обещание
уйти  в  монастырь.  Свобода  выбора  при  вступлении  в  брак   практически
отсутствовала. Молодые подчинялись родительской воле. При  подборе  супругов
старшие исходили в основном из сословных и имущественных  интересов,  а  там
«стерпится, слюбится». Дети были готовы к подобному решению своей судьбы  и,
несмотря на внушительное число романтических историй о  разбитых  сердцах  в
отечественной литературе, браки по родительскому расчету  часто  оказывались
счастливыми.
    Холостая  жизнь,  если  судить  по  пословицам,  особой   прелести   не
представляла. Не женат –  не  человек.  Холостой  –  полчеловека.  Холостому
помогай боже, а женатому хозяйка поможет. Семья воюет, а одинокий горюет.
    Замужняя жизнь тоже предпочиталась девичеству. Не та счастлива, которая
у отца, а та счастлива, которая у мужа. С ним горе,  а  без  него  –  вдвое.
Хоть лыками сшит, да муж.
    Совершались браки и по воле высочайших  особ.  Цари  и  великие  князья
женили своих приближенных, сами подбирая им невест.
    Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные
обряды изображали вступление жениха и невесты в иную  жизнь  и  представляли
как бы торжественное возведение их в новое достоинство. Они имели подобие  с
возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому  жених  носил
название князя, а невеста -  княгини»[4],  -  писал  Костомаров  об  обычаях
наших предков XVII  –  XVII  веков.  В  последующие  столетия  эта  традиция
особенно не  изменилась,  и  любой  самый  мелкий  чиновник  мог,  пусть  на
короткий срок, ощутить себя  владыкой,  распоряжающимся  свадебными  чинами,
как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и  податными
людьми.
    Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха  и
невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в  вине  или
крепком меде. Затем их осыпали хмелем или  зерном  с  деньгами,  после  чего
зажигались богоявленской свечой брачные свечи.
    Вплоть до XVIII в., т. е. до петровских нововведений  старые  свадебные
обычаи соблюдались всеми, в том числе и высшими слоями общества. С XVIII  в.
народный  обряд  начинает  вытесняться  в  высшем  обществе  общеевропейским
«политесом».
    Старый  дореволюционный  обряд  состоял  из   трех   основных   циклов:
предсвадебного, свадебного и послесвадебного, что было  одинаково  для  всех
сословий.  При  самом  строгом  следовании  обычаям  первый   цикл   включал
сватовство, осмотр дома, девишник и мальчишник,  обрядовое  мытье  жениха  и
невесты в бане (перед свадьбой).
    Второй цикл –  сбор  свадебного  поезда,  приезд  жениха  за  невестой,
встреча молодых в доме родителей,  привоз  приданого,  обряды  после  первой
брачной ночи и т. п. Центральное место занимал свадебный пир.
    К третьему,  заключительному,  циклу  относились  «отводины»  -  визиты
молодых к ближайшим родственникам.
    Одинаковым практически для каждого россиянина – от  великих  князей  до
последнего подданного – был обряд венчания. В остальном же брачные обряды  у
каждого  сословия  различались.  Многообразие  ритуалов  и  суеверий  делали
непохожей деревенскую свадьбу на городскую, дворянскую – на купеческую и  т.
д. Объединяло их одно – каждый набор ритуалов был направлен  на  обеспечение
согласия, богатства и потомства в семье.

                             Городская свадьба.



                                 Знакомство.


    В старые времена роковой вопрос «Ну где, где же познакомиться?» решался
весьма просто. Существовали определенные места (для каждого сословия  свои),
где молодые люди могли выбрать себе будущую супругу.
    Горожане – выходцы из деревень присматривали себе  невест  на  игрищах,
которые устраивались  в воскресные дни на заставах и пустошах.
    В старинных русских городах облюбовывали невест на крестных ходах.  Для
этого девушек на выданье одевали в лучшие наряды и в сопровождении  надежных
родственниц вели в известный день на условное место.
    В мещанской городской среде в воскресенье  устраивались  вечеринки.  На
них пели под гитару или гармонь  романсы,  играли  в  увлекательные  игры  –
флирт цветов, краски,  телефон  и  т.  п.  и  танцевали  польку,  кадриль  и
краковяк. На вечерах царила весьма лирическая атмосфера.
    В более культурной среде устраивались домашние вечера. На них танцевали
под  фортепиано  вальсы  и   кадрили,   также   пелись   романсы,   но   уже
романтические, более художественные. Правила  приличия  соблюдались  строже,
чем на вечеринках.
    В дворянских  и  богатых  купеческих  семьях  девушек  с  определенного
возраста вывозили на танцевальные вечера и балы, сезон которых открывался  с
октября. Самым благодатным местом  для  знакомства  и  сватовства  считалась
Москва, куда осенью свозились девушки, чей возраст приближался к заветному.



                                 Сватовство.

    «Выбирай не невесту, а  сваху»  -  гласит  народная  пословица,  а  это
означает, что к процессу сватовства относились прежде очень серьезно.  Право
же, искусная, ловкая сваха порой лучше жениха и невесты  знала,  что  именно
подойдет каждому. Делились свахи  на  две  категории:  свахи  по  страсти  к
свадьбам и устраиванию чужих судеб и профессиональные свахи.
    В обязанности свах входило не только совершить само  сватовство,  но  и
провести  предварительную  разведку,  разузнать  какое  приданое  дается  за
невестой, в чем оно состоит: в платьях ли, деньгах, вотчинах и т. п.
    Вопрос о свадьбе  решали  в  тот  же  день,  не  прибегая  ни  к  каким
иносказательным и  поэтическим  приемам.  В  случае  положительном  родители
невесты и сваха трижды  обходили  вокруг  стола,  крестились  на  образа  и,
расставаясь, сразу  же  договаривались  о  смотринах.  (Чего  тут  калякать?
Давайте свадьбу стряпать!)
    При удачном сватовстве  стороне  жениха  вручалась  роспись  приданого,
включающая  доскональные  сведения  о  том,  какая   за   невестой   обещана
недвижимость, а также серебро, золото, ювелирные украшения, мебель,  одежда,
постельное белье.
    Ежели  сватовство  оказывалось  успешным,  после   обсуждения   росписи
приданого обычно через неделю назначались смотрины.

                                  Смотрины.


    Уникальным явлением допетровской Руси были  царские  смотрины.  В  силу
того, что Европа еще мало знала о России русские государи не могли  жениться
на дочерях иноземных властителей, и московским  царям  приходилось  выбирать
себе невесту из подданных.
    У русской красоты было:
      Белое лицо, как бы белый снег,
      Ягодицы (на щеках) как бы маков цвет,
      Черные брови, как соболи,
      Будто колесом брови проведены;
      Ясные очи, как бы у сокола…
      Она ростом то высокая.
      У ней кровь-то в лице словно белого зайца,
      А и ручки беленьки, пальчики тоненьки…
      Ходит она словно лебедушка,
      Глазом глянет, словно светлый день…
    Главным же представлением о красоте в допетровской  Руси  было  простое
понятие о физическом цветущем здоровье.
    В городах к середине XIX  в.  люди  друг  друга  все-таки  знали,  чему
способствовало  посещение  церкви,   балы,   молодежные   домашние   вечера,
благотворительные мероприятия.
    Смотрины проходили в доме невесты, но,  случалось,  и  на  гуляньях,  в
театре. Когда происходили они в доме невесты, жених с  родителями  и  свахой
ехали не прямым путем,  а  заезжали  дальше  и  делали  круг  –  по  обычаю,
«запутывали дело». В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины  могли
тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о  размере  приданого.  На
смотринах сохранился старинный обычай, по  которому  жених  и  его  родители
выходили  на  крыльцо  обменяться  мнениями.  У  дворян   в   день   смотрин
устраивался званый обед, и никакого торга из-за приданого  в  этот  день  не
велось. Опись приданого включалась отцом  невесты  в  брачный  контракт,  на
который можно было либо согласиться, либо нет.
    Обычным ритуалом для всех сословий был совместный молебен двух семей  и
круговой обход стола.



                                   Сговор.


    После смотра  происходил  сговор.  Один  из  самых  важных  моментов  в
предсвадебном этапе, он носил еще название рукобитья и позднее – помолвки.
    Перед сговором отступало  даже  само  торжество  венчания  и  свадебное
веселье,

т. к. эти действа являлись  исполнением  достигнутого  ранее  договора  двух
семейств.
    Незаключение  брака  после  помолвки  считалось  немыслимым.   Помешать
женитьбе могли только  какие-нибудь  чрезвычайные  обстоятельства.  Нарушить
сговор в допетровские времена считалось  оскорблением  самой  невесты,  и  в
документах о помолвке даже предусматривалась  изрядная  сумма  за  отказ  от
брака, отмененная в 1702 г. Петром I. А у дворян отказ от  данного  будущему
супругу слова расценивался как нарушение кодекса чести и часто  заканчивался
дуэлью. За оскорбленную невесту вступался чаще всего брат.
    В  боярские  времена  сговорный  день  назначался  родителями  невесты.
Родители жениха, сам жених и близкие родственники приезжали  к  ним  в  дом.
Гостей с почестями принимали, кланялись друг другу до земли и  усаживали  на
почетные места под божницей. Потом отец или  родственник  жениха  говорил  о
причине приезда, а родители невесты отвечали, что приезду этому рады,  после
чего писалась рядная запись, где  означалось,  что  обе  стороны  решили:  в
такое-то время жених обязывался взять за себя такую-то,  а  родственники  ее
должны выдать и дать за ней такое-то приданое.
    При сговоре невеста не присутствовала, но по окончании кто-нибудь из ее
близких родственниц приносил жениху и его сопровождающим  от  имени  невесты
подарки. От сговора до свадьбы, как бы  продолжителен  ни  был  срок,  жених
невесты не видел. Сроки же были различные, в зависимости  от  обстоятельств.
Иногда свадьбы  совершались  и  через  неделю,  а  порой  между  сговором  и
венчанием проходило несколько месяцев.
    Позднее этот обычай не видеть невесту  исчез,  напротив,  именно  после
помолвки жених уже мог приезжать  к  невесте  так  часто,  как  захочет.  До
помолвки он имел право видеть свою суженую только во время смотрин.
    Помолвка обычно сопровождалась празднеством. В купеческой  и  мещанской
среде в этот день происходило  официальное  знакомство  родителей  жениха  и
невесты, после чего совершалось благословение. В купеческих  семьях  невесту
и жениха благословлял священник. В средних слоях устраивалась вечеринка.
    В богатых домах  по  такому  случаю  давался  бал  с  угощением.  Кроме
родственников и друзей, на  помолвку  обязательно  приглашались  почетные  и
влиятельные члены городского светского общества. Отец представлял  жениха  и
невесту и объявлял о помолвке, после чего все присутствующие поочередно,  по
степени знатности, подходили с официальными поздравлениями.
    Впрочем, помолвки  могли  быть  и  совсем  скромными,  «домашними»  без
присутствия  гостей.  Родители  или  приглашенный  священник   благословляли
жениха и невесту иконой и семьи обменивались хлебом-солью. Отцы  брачующихся
отвешивали друг другу семь поясных поклонов и называли день свадьбы.
    Принято было у всех сословий:  в  день  помолвки  жених  дарил  невесте
кольцо с драгоценным камнем. На второй день после сговора  совершался  обряд
вручения невесте икон, которые вместе с ее приданым ввозились в дом  жениха.
Девишник  имел  место  только  у  групп   населения   наиболее   близких   к
крестьянским  традициям.  А  вот  «мальчишник»  -  встреча  с  приятелями  и
прощание с молодостью – был популярен во всех сословиях. Так,  Пушкин  перед
свадьбой устроил в Москве «мальчишник». Отужинав, поехали слушать к  цыганам
песни.
    И, наконец,  после  исполнения  многочисленных  предсвадебных  обрядов,
инициатива переходила в руки служителей церкви,  обязанностью  которых  было
освятить союз.



                                День свадьбы.


    В день свадьбы, по обычаю, жених  до  венчания  не  должен  был  видеть
невесту, но посылал ей шкатулку, в которой,  как  водится,  покоилась  фата,
восковые  цветы,  венчальные  свечи,  обручальные  кольца  –  если  ими   не
обменялись при помолвке. После  принесения  шкатулки  начиналась  подготовка
невесты к венцу. Это делала тетка невесты, она же и  причесывала.  Платье  –
обычно шелковое из белого шелка, в крайнем  случае  –  любого  цвета,  кроме
черного. Богатые семьи  выписывали  подвенечное  платье  в  Париже.  Фата  –
длинная и широкая. Головной убор – венок  из  цветов  померанца  и  миртовых
веток.  Обувал  невесту  «свадебный  отрок»  -  младший  брат   или   другой
родственник. Он же и подавал  ей  на  свадебном  подносе  фату  и  перчатки,
провожал до  свадебной  кареты  и  нес  шлейф.  Жених  военный  облачался  в
парадный мундир, штатский – в  черную  фрачную  пару  с  белым  галстуком  и
белыми перчатками.
    Время  венчания  назначалось  от  полудня  до  5  часов  вечера,   если
предполагался праздничный обед, и от 7 до 9 вечера, если такового не было.
    Для венчания выбирался чаще храм в приходе жениха или  невесты,  но  не
обязательно. По традиции, в  церковь  жених  и  невеста  приезжали  порознь.
Жених приезжал раньше и ждал с шаферами невесту у входа. Шаферы  держали  во
время венчания над четой венцы, управляли всеми  ритуалами,  вели  свадебное
застолье.
    Получив известие о прибытии жениха в  церковь,  невеста  усаживалась  в
экипаж  вместе  со  свахой,  девушками-провожаткамии  и   мальчиком-светчим,
которому назначено нести перед новобрачными свечу, когда они трижды  обходят
аналой. По приезде в церковь невеста становилась по левую руку от  жениха  и
освобождала правую руку от перчатки, то же  проделывал  и  жених.  Священник
отводил их на венчальное место. Родственники и знакомые  со  стороны  жениха
становились справа.



                                  Венчание


    Венчание у славян  в  дохристианский  период  проводилось  обычно  либо
весной, либо осенью на  фоне  природы.  Жених  с  невестой  в  сопровождении
молодежи шли на луг или лесную поляну. Там на них надевали пышные  венки  из
цветов, водили хороводы вокруг украшенной  лентами  березы,  пели  обрядовые
песни и устраивали веселые игры.
    Сам обряд бракосочетания состоял в том, что  жениха  и  невесту  водили
вокруг дуба, ели или раскидистого куста, о чем и  говорит  сохранившаяся  до
наших дней поговорка: «обручается, вокруг ракитного куста венчается».
    С приходом христианства народное венчание  было  заменено  церковным  -
церемонией заключения брака по обряду православной церкви. Со  времен  Петра
I до  марта  1917  г.  для  всех  православных  жителей  Российской  империи
считался действительным лишь  брак,  заключенный  путем  венчания.  Венчание
всегда проходило в храме. Венчание не может  иметь  место  во  время  поста,
накануне постных дней и некоторых  религиозных  праздников.  Обряд  венчания
состоит из обручения и собственно венчания.  Во  время  обручения  священник
при совершении установленных  молитвословий  спрашивает  брачующихся  об  их
добровольном согласии вступить в брак и надевает им  освященные  кольца.  Во
время венчания звучат песнопения церковного  хора,  священник  благословляет
общую чашу, а затем молодые троекратно вкушают  из  нее  разбавленное  водой
вино. Священный покров и венцы  возлагаются  на  головы  жениха  и  невесты,
священник соединяет их  руки  и  троекратно  обводит  вокруг  аналоя,  затем
молодые обмениваются обручальными кольцами.
    Пока шло венчание,  свадебный  поезд  (уже  единый)  украшали  лентами,
цветами и колокольчиками.
    Свадебный поезд, звеня колокольчиками  и  усыпая  мостовые  лепестками,
сначала проезжал по центральным улицам, затем объезжал  город  по  кругу,  и
только после этого направлялся в дом, где  должен  был  состояться  бал  или
вечеринка со свадебным столом.
    В каком бы помещении не происходило свадебное торжество, возвратившихся
из церкви молодых встречали родители жениха. Отец держал  образ,  а  мать  –
каравай хлеба и серебряную солонку. Молодые по обычаю  кланялись,  принимали
благословение и  трижды  целовали  поочередно  отца  и  мать.  По  окончании
церемонии раздавалась музыка. Гостей угощали «игристым» вином и пряником,  а
гости, в свою очередь, одаривали молодых, складывая подарки  на  поднос.  На
поднос ставили три сосуда – с вином, медом и брагой. Тому,  кто  подходил  с
подарком, новобрачная наливала в бокал понемногу из каждого.
    Свадебный пир  корнями  уходит  в  глубокую  древность.  Соотносительно
сословию свадебный ужин устраивался  с  разной  степенью  пышности.  Начинал
застолье самый почетный гость –  «свадебный  генерал»,  который  должен  был
поднять первый тост за новобрачных и крикнуть: «Горько!».
    На дворянские и купеческие  свадьбы  хозяева  приглашали  артистов  для
устройства концерта, на свадьбах у  представителей  среднего  сословия  пели
под гитару, а простонародье отдавало дань  жизнерадостным  частушкам,  порой
весьма рискованного содержания.
    На второй день свадьбы горожане звали только близких  родственников,  и
на обеде второго дня новобрачная делала своей новой родне подарки.
    После свадьбы начиналось так называемая визитная неделя. В  эту  неделю
этикет предписывал молодоженам ездить к родным и знакомым с официальными 15-
минутными визитами, а также каждодневно принимать поздравителей.  По  такому
поводу устраивалось традиционное угощение – чай со всевозможными  сладостями
и десерт.
    Всю визитную неделю молодые  обязательно  рассылали  «рекомендательные»
письма новым родственникам  и  друзьям.  Этим  письмам  придавали  серьезное
значение, поскольку по ним обычно составляли первое  представление  об  уме,
образованности и воспитании молодых супругов. Визитной неделей  заканчивался
цикл городской свадьбы.

                                 Заключение.


    Создание семьи, продолжение рода – это, пожалуй, одна из  самых  важных
задач человека на земле, поэтому принятие решения  о  вступлении  в  брак  –
одно из  самых  важных  в  жизни  любого  человека.  Людьми  движет  желание
совместно строить свое будущее, идти по жизни рядом.
    К сожалению, в современной России многие традиции старинного и древнего
обряда, состоящего из  нескольких  этапов,  венцом  которого  была  свадьба,
утрачены. Постепенно возрождается лишь традиция венчания  в  церкви,  т.  е.
заключения церковного брака, а не только гражданской регистрации в загсе.  В
западных странах, несмотря  на  свободу  отношений  между  людьми,  к  браку
относятся очень серьезно и придерживаются правил, сложившихся на  протяжении
столетий.
    Значение обрядов велико и сегодня, так как они являлись  могущественным
средством национального воспитания и сложение народа в одно  духовное  целое
(обряд един  и  общеобязателен,  и  следовательно  объединяет  всех  живущих
членов народа друг с друга.
    Свадебный обряд, пожалуй, является вторым по  важности  после  рождения
событием  в  жизни   каждого   человека.   И   отпраздновать   его   хочется
соответствующим образом.
    К  сожалению,  красивые  русские  свадебные  обряды,  названные   после
Октябрьской  революции  “пережитками  темного  прошлого”  канули   в   лета.
Пришедшие же им на смену “комсомольские безалкогольные  свадьбы”  так  и  не
прижились.  И  сегодня  мы  имеем  то,  что  имеем:  неестественно-радостную
регистрацию  в  районом  загсе  и  скучный  банкет  в   ресторане,   нередко
заканчивающийся банальной пьянкой, вместо  яркого,  запоминающегося  на  всю
жизнь праздника.


                      Список использованной литературы.


   1. Балашов Д. М., Марченко Ю. И. Русская свадьба, «Современник», М.,
      1985.
   2. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., «Наука», 1990.
   3. В круге жизни: семейные праздники, обычаи, обряды, Пермь, 1993.
   4. Жирнова Г. В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем.
      М., Наука, 1990.
   5. Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского
      народа. М., 1996.
   6. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых, «АСТ», 1997.
   7. Энциклопедия этикета, «Астрель», М., 2000.
   8. Энциклопедия обрядов и обычаев, «Респекс», Санкт-Петербург, 1996.
-----------------------
[1] Вардиман Е Женщина в древнем мире. М., с. 27, 1990
[2] Там же, с. 41
[3] Энциклопедия обрядов и обычаев, Санкт-Петербург, 1996, с. 112
[4] Костомаров Н. И., Забелин И. Е. О жизни, быте и нравах русского народа.
М., 1996, с. 125