Определение культуры, роль личности в ее развитии

СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
                            ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ



                                   РЕФЕРАТ



                        по дисциплине  «КУЛЬТРОЛОГИЯ»
                                  на тему:


            «Определение культуры, роль личности в ее  развитии»



                                         Выполнила: МОЛЬКОВА Юлия Викторовна

                                                      группа 32юсв

                                     Проверил: ВАВИЛОВА И.В.



                               Санкт-Петербург
                                   1999 г.



                            СОДЕРЖАНИЕ:

   1. ВВЕДЕНИЕ: КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
       КУЛЬТУРЫ. ……………………………………………………..2

   2. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
       КУЛЬТУРЫ………………………………………………………4

   3. ЗАКОННОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ…………....5

4.    ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ  ……….……………8

5.   ЛИЧНОСТЬ КАК ТВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ,
       ЕЕ ЦЕННОСТЕЙ………………………… ..…………………...11

6.    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………13

7.    ЛИТЕРАТУРА……….………………………………………….15



                                  1.ВВЕДЕНИЕ:
    КЛАССИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ        КУЛЬТУРЫ

       Термин "культура" (от лат.  cultura  -  возделывание,  обрабатывание)
издавна применяется для обозначения
того,  что  сделано  человеком.  В  таком  широком  смысле   данный   термин
употребляется  как  синоним  общественного,  искусственного.  В  современной
научной литературе встречается более 250 определений  культуры.  Специалисты
по теории культуры  А.  Кребер  и  К.  Клакхон  проанализировали  свыше  ста
основных определений и сгруппировали их следующим образом:

 Описательные определения - это определения которые восходят в своей  основе
к  определению  культуры  как  сумма  всех  видов   деятельности,   обычаев,
верований; она как сокровищница всего  созданного  людьми  включает  в  себя
книги, картины и т.п., а также знание путей приспособления к  социальному  и
природному  окружению,  язык,  обычай,  систему  этикета,  этику,   религию,
которые складывались веками.

  Исторические  определения  подчеркивают  роль   традиций   и   социального
наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов  развития
человечества.  Генетические   определения   примыкают   к   историческим   и
утверждают, что культура является результатом исторического развития. В  нее
входит все, что  искусственно,  что  люди  произвели  и  что  передается  от
поколения к поколению - орудия, символы,  организации,  общая  деятельность,
взгляды, верования.

 Нормативные определения акцентируют значение принятых
2
правил и норм, поэтому культура - это образ жизни индивида, определяемый
социальным окружением.



 Ценностные определения - культура - это материальные

и  социальные  ценности  группы  людей,  их   институты,   обычаи,   реакции
поведения.

 Психологические  определения  исходят  из  решения  человеком  определенных
проблем на  психологическом  уровне.  Культура  есть  особое  приспособление
людей  к  природному  окружению  и   экономическим   потребностям,   поэтому
складывается из всех результатов такого приспособления.

 Определения на базе теорий обучения: культура  -  это  поведение,  которому
человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

 Структурные определения выделяют важность
моментов организации или моделирования. Здесь  культура  представляет  собой
систему  определенных,  связанных  между  собой  признаков.  Материальные  и
нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных
потребностей, образуют  социальные  институты,  являющиеся  ядром  (моделью)
культуры.

 Идеологические  определения  указывают  на  культуру  как  на  поток  идей,
переходящих от индивида к индивиду посредством  особых  действий,  т.  е.  с
помощью слов или подражаний.

 Символические определения:  культура – это организация различных  феноменов
(материальных предметов, действий,
3
идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.

      Каждая из перечисленных групп определений схватывает  какие-то  важные
черты культуры.  Действительно, она является результатом поведения  людей  и
деятельности общества, она исторична,  включает  идеи,  модели  и  ценности,
избирательна,   изучаема,   основана   на   символах,    она    эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень  свойств
не дает нам  достаточно  полного  понимания  тех  сложных  явлений,  которые
имеются в виду,  когда  речь  заходит  о  культурах  майя,  Древней  Греции,
Киевской Руси или современной России.

                   2. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
                                    КУЛЬТУРЫ

      Историю можно рассматривать как целесообразную  деятельность  людей  и
такой деятельностный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что  такое
культура?
       Ведь  культуру  можно  рассматривать   как  совокупность  всех  видов
преобразовательной деятельности человека и  общества,  а  также  результатов
этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных  ценностях.   Мир
ценностей  многообразен,  он   включает   в   себя   природные,   этические,
эстетические и др. системы.
Подчеркивая разницу  между  материальными  и  духовными  ценностями,  многие
исследователи  разграничивают  материальную   и   духовную   культуру.   Под
материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств  и
форм их производства и способов овладения ими.
4
Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления,
сфер идеологии (философия, этика, право, политика и т. д.) и способов
деятельности по созданию духовных ценностей.
      Но обратим внимание еще на один очень важный момент  -  на  социальный
характер культуры. Культура - это неотъемлемая сторона жизни  общества,  она
неотделима от человека как социального существа. Не может быть общества  без
культуры, как и культуры без общества.  Как бы ни было слабо развито то  или
иное  общество,  оно  всегда  создает  соответствующую   культуру,   т.   е.
совокупность материальных и духовных ценностей и способов  их  производства.
Другое дело, что степень развитости культуры может быть различной :  сильной
или  слабой,  высокой  или  низкой.  Эта  степень  зависит  от   конкретного
исторического этапа развития общества, от  условий,  в  которых  развивается
человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

                     3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

      Ответить на вопрос, по  каким  закономерностям  развивается  культура,
нелегко. В западной социологии выделяют по крайней мере  три  альтернативных
теории культуры.
      Некоторые  культурологи,  подчеркивая  уникальность  и  неповторимость
каждой культуры, считали, что ее законы могут быть  поняты  не  рационально,
исходя, скажем, из  механистической  причинности,  а  только  иррационально,
посредством мистического проникновения в их  божественную  первопричину.  Но
существует ли некая божественная первопричина культуры?
      В 1944 году американский культуролог А. Кребер поставил
5
перед собой задачу выявить те пути, по которым различные общества шли к
высшей ступени развития своей культуры. В результате проведенного на
большом фактическом материале исследования он пришел к выводу, что в основе
каждой культуры лежит некая модель, которая, изменяясь, вбирает в себя
только то, что соответствует ее характеру и особенностям. С течением
времени возможности модели исчерпываются и она уже не может оказывать