Питирим Сорокин
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
АГУ им. Абая
Кафедра: Социологии
Реферат
На тему:
Питирим Сорокин
Выполнила:
Студентка 2 МТР
Михайлова А.Н.
Проверил:
________________
Алматы 2001 г.
Содержание:
V Введение
V “Русский” период жизни и творчества П. Сорокина
V Юность
V Революционная деятельность, студенческие годы
V Научная и преподавательская деятельность
V Взгляд на общество
V Последние годы жизни в России
V “Американский” период жизни П.Сорокина
V Литература
Введение
Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества
направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и
законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и
закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача
социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся
социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу;
Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического
характера, реализовать идеал "описательной науки".
Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и
социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные
модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения
социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда
присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные
ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и
неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России
не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией
российской социологической мысли.
В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих
собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она
испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного
аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И
несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии,
появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных
социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по
социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации,
появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин.
«Русский» период жизни и творчества П. Сорокина
Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) - крупнейший ученый социолог
20 века. Творческую деятельность Сорокина делят на два периода – русский (с
начала 10-х по 1922г.) и американский. К началу 60-х годов П.Сорокин уже
около сорока лет был “американским социологом, прочно занимавшим одно из
мест в первой “десятке” ведущих социологов мира.
Родился П.А. Сорокин в январе 1889 года в деревне Турье, Ярсенского
уезда, Вологодской губернии. Отец был русским, ремесленником, мать - коми,
крестьянка. Питиримом его окрестили в честь святого Питирима, чей праздник
приходится на январь. Детство он провел, работая с отцом и старшим братом
на реставрации церквей, и выполнял крестьянскую работу. Сам научился
грамоте. Окончил сельскую школу в селе Палевицы. Потом учился в Гамской
второклассной школе. По окончании ее поступил в Хреновскую церковно-
учительскую школу. По зимам учился, а летом занимался крестьянской работой,
помогая своей тетке, крестьянке, в деревне Римье, Яреского уезда. В партию
социалистов-революционеров вступил в 1905г. В последствии он вспоминал: “Я
познакомился с кучей народа: крестьяне, рабочие, чиновники, служители
культа, официальные лица, доктора, писатели...представители разных
политических течений - эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики),
монархисты, анархисты, либералы и консерваторы всех мастей. Благодаря
контакту с этими людьми я узнал много новых идей, познал новые ценности и
стал разбираться в социальных условиях. ...Мое интенсивное чтение доселе
неизвестных мне книг, журналов и газет расширили и углубили мой кругозор”
Юность
В 1906г. П. Сорокин был арестован, просидел полгода в тюрьме в п.
Кинешме и был выслан оттуда после освобождения. Четыре месяца после
освобождения работал в качестве пропагандиста в Поволжье. В 1907г. “зайцем”
проехал в Петроград. В 1909г. сдал экстерном экзамен на аттестат зрелости и
поступил в Психоневрологический институт, где была единственная в стране
кафедра социологии. С 1910г. он начал печататься в научных журналах, таких,
как “Вестник Знания”, “Вестник психологии, криминальной антропологии и
гипнотизма”. В 1910г. Сорокину было сделано предложение стать по
совместительству лектором по социологии в Психоневрологическом институте и
Институте Лесгафта. Это был беспрецедентный случай в истории высшей школы,
когда студент был лектором.
Революционная деятельность, студенческие годы
За всё это время Сорокин не покидал революционной работы среди
студенчества, рабочих и крестьян. В 1911г. он вынужден был, в избежание
ареста, бежать из Петрограда сначала в Подолию, потом за границу. В 1913 г.
был арестован снова. За всё это время Сорокиным был издан ряд научных
работ, из которых многие, в частности книга “Преступление и кара, подвиг и
награда”, обратили на себя внимание, как русской, так и европейской науки.
В 1917г. им была написана целая серия политических очерков, среди них
такие, как “Анатомия национальностей и единство государства”, “Формы
правления”, “Проблемы социального равенства”, “Основы будущего мира” и др.
Научная и преподавательская деятельность
В 1914г. Сорокин окончил университет и был оставлен для подготовки к
профессорскому званию. После сдачи экзаменов в конце 1915г., с начала
1917г. он становится “приват-доцентом”. Защита магистерской диссертации
была назначена на март 1917г., но ее пришлось отложить в связи с
Февральской революцией 1917г. Сорокин оказался в водовороте политических
событий в стране. 1918г. - самый бурный год в жизни П. Сорокина. После
ареста в январе 1918г. он провел около трех месяцев в Петропавловской
крепости вместе с бывшими министрами Временного правительства. После
освобождения он прибыл в Москву, а затем, как член Учредительного собрания
и Союза возрождения России, в конце мая отправился с антибольшевистской
миссией в Великий Устюг, Вологду и Архангельск. Его миссия не увенчалась
успехом, и он вынужден был 2 месяца скрываться в Северо-Двинских лесах.
Здесь, вдали от цивилизации он много размышлял о политике, революции и
самом себе и избавился от многих “соблазнительных иллюзий”. Именно тогда,
вероятно, им было написано его “отречение” - открытое письмо, в котором он
признает поражение эсеровской программы и заявляет о своем выходе из партии
эсеров.
После этого Сорокин сдался властям. В тюрьме, приговоренный к
расстрелу, он пробыл до середины декабря 1918 г. 12 декабря его вызвали на
допрос и ознакомили со статьей Ленина “Ценные признания Питирима Сорокина”.
По личному распоряжению Ленина Сорокина был доставлен в тюрьму Московской
ЧК и здесь освобожден. На этом политическая деятельность Сорокина
закончилась. Через несколько дней после освобождения он вернулся в
Петроград и приступил к чтению лекций в университете. Только в конце
1920г., на специальном заседании факультета общественных наук, Сорокина
возвели в звание профессора без магистерской защиты. В 1922г. опубликована
работа Сорокина “Система социологии”, которая была представлена на
публичный диспут в качестве докторской диссертации.
В “Системе социологии” П.А. Сорокиным выдвигаются основные принципы,
на базе которых он предлагал создать социологию. Он разработал структуру
социологии, главные её направления и основные задачи каждого из них.
“Социология представляет науку, которая изучает жизнь и деятельность
людей, живущих в обществе себе подобных, и результаты такой совместной
деятельности”. “Социология изучает общество с трех главных точек зрения:
1) его строения и состава
2) данных в нем процессов или его жизнедеятельности
3) происхождения и развития общества и общественной жизни - таковы
основные задачи изучения социологии”
П.А. Сорокин писал: “Наша потребность в социологических познаниях
огромна. В ряду многих причин, вызывающих наши настроения и плохую
общественную жизнь, немалую роль играет наше социологическое невежество…
Голод и холод, разврат и преступление, несправедливость и эксплуатация
продолжают быть спутниками человеческого общества. Только тогда, когда мы
хорошо изучим общественную жизнь людей, когда познаем законы, которым она
следует, только тогда можно рассчитывать на успех в борьбе с общественными
бедствиями... Только знание здесь может указать...как нужно устроить
совместную жизнь, чтобы все были и сыты и счастливы... Вот с этой
практической точки зрения социология приобретает громадное значение”.
Взгляд на общество
Безусловно, как социолог Сорокин изучал общества, процессы и
взаимоотношения в нем. Для этого он использовал свои методы.
Сорокин разделил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическая социология изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения сущего. Теоретическая социология подразделяется на:
1. социальную аналитику, изучающую строение, как простейшего социального
явления, так и сложных социальных единств, образованных той или иной
комбинацией простейших социальных явлений.
2. социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и тех
сил, которыми оно вызывается и определяется.
3. социальную генетику; “Задача генетической социологии - дать основные
исторические тенденции в развитии общественной жизни людей”
Социология практическая изучает явления человеческого взаимодействия с
точки зрения должного.
Социология практическая, по Сорокину, включает в себя социальную
политику. “Задачи практической социологии ясны из самого названия” - писал
Сорокин. “Эта дисциплина должна быть прикладной дисциплиной, которая,
опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, давала бы
человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их
сообразно поставленным целям”.
В учении о строении общества П.А. Сорокин пишет: “Прежде чем перейти к
описанию строения населения или общества в том сложном виде, в каком они
существуют, мы должны изучить их в простейшем виде.” Он показывает, что
простейшей моделью социального явления служит взаимодействие двух
индивидов. Во всяком явлении взаимодействия имеются три элемента: индивиды,
их акты, действия; проводники (световые, звуковые, тепловые, предметные,
химические и т.д.). Главными формами взаимодействия социальных групп
являются
1) взаимодействия двух, одного и многих, многих и многих
2) взаимодействие сходных и несходных лиц
3) взаимодействие одностороннее и двухстороннее, длительное и мгновенное,
организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое,
сознательное и бессознательное
Всё человеческое население распадается на ряд более тесных групп,
образующихся из взаимодействия одного с одним, одного с многими и одной
группы с другой. Какую бы социальную группу мы не взяли - будет ли ею семья
или класс, или государство, или религиозная секта, или партия - всё это
представляет собой взаимодействие двух или одного со многими или многих
людей со многими. Всё бесконечное море человеческого общения составляется
из процессов взаимодействия, односторонних и двусторонних, временных и
длительных, организованных и неорганизованных, солидарных и
антагонистических, сознательных и бессознательных, чувственно-эмоциональных
и волевых”.
“Весь сложнейший мир общественной жизни людей распадается на
очерченные процессы взаимодействия”. “Группа взаимодействующих людей
представляет своего рода коллективное целое или коллективное единство...
Тесная причинная взаимозависимость их поведения и дает основание
рассматривать взаимодействующих лиц как коллективное целое, как одно
существо, составленное из многих лиц. Подобно тому, как кислород и водород,
взаимодействуя друг с другом, образуют воду, резко отличающуюся от простой
суммы изолированных кислорода и водорода, так и совокупность
взаимодействующих людей резко отлична от простой их суммы.” “Всякую группу
людей, взаимодействующих друг с другом, мы будем называть коллективным
единством или короче коллективом”.
Затем Сорокин подробно рассматривает условия возникновения, сохранения
и распада коллективных единств. Условия их возникновения, существования и
распада он делит на три группы:
1. космические или физико-химические
2. биологические
1. социально-психические
Далее Сорокин указывает два основных способа (сознательный и
бессознательный) установления организации группы и обычные приемы
поддержания и сохранения этой организации. “Общественная жизнь
представляет не что иное, как непрерывный поток возникающих, длящихся и
исчезающих коллективных единств. “Коллективное единство перестает
существовать только тогда, когда прекращается взаимодействие между
частью или всеми его членами”. “Прекращение коллективного единства ведет к
исчезновению его организации. Но падение одной организации и замена её
другой вовсе ещё не означают исчезновения и распада коллективного единства,
а означают только, что форма, порядок и организация последнего
изменилась!”
Затем Сорокин рассматривает строение и расслоение населения. Он
подчеркивает, что “население расслаивается на ряд групп, что оно составлено
из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного,
единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом”. “Из множества
групп , на которые распадается население, важнейшими простыми расслоениями
последнего будут расслоения:
а) по семейной принадлежности
б) по государственной
в) по расовой
д) по профессиональной
е) по имущественной
ж) по религиозной
з) по объемно-правовой
и) по партийной
Из сочетаний простых расслоений (группировок) образуются сложные
группы. Сложные группы бывают:
> а) типичные и не типичные для данного населения.
Из типичных важны класс и национальность.
> б) внутренне антагонистические и внутренне солидарные. “Судьба любого
населения и ход истории определяются не борьбой или согласованием каких